На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Лирика Архилох

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 21.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет журналистики
Отделение заочного обучения 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Античная  литература.
Лирика  Архилоха. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                    Выполнил:
                    студент 1 курса ОЗО,
                    Муксинов  А. С. 
                     

                    Проверил:
                    канд. филол. наук,
                    Щетинин Р. Б. 
                     
                     
                     

Томск 2011
Введение. 

   Литература  есть отражение народной жизни. Появившись, она в свою очередь воздействует в том или ином направлении  на жизнь народа. Следовательно, чтобы понять античную литературу, необходимо знать и понимать жизнь тех народов, которые ее создали. Народы эти - древние греки и древние римляне.
   1. География и хронология.
   Древние греки занимали юг Балканского полуострова, острова Эгейского моря и побережье Малой Азии. Древние римляне населяли сначала небольшую территорию вокруг Рима, в средней Италии (Лациум), потом овладели всей Италией, странами Средиземноморья, в том числе и Грецией, и, наконец, всеми известными тогда странами в Европе и государствами Передней Азии.
   Первые  письменные памятники греческой  литературы относятся к VIII в. до н.э., первые же письменные памятники римской  литературы - к III в. до н.э. Падение Западной Римской империи и вместе с  тем конец римской литературы относятся к V в. н.э., к этому же времени относится конец и античной греческой литературы, переходящей в дальнейшем на путь византийской литературы.
   Таким образом, от своего зарождения и до средневековой литературы античная литература занимает огромный период времени - около 1200 лет.
   Латинское слово antiquus значит "древний". Но когда  говорят об античной литературе, то обыкновенно имеют в виду не древнюю  литературу вообще (индийскую, персидскую, египетскую), а только древнюю литературу Европы, которая включает в себя литературы древнегреческую и древнеримскую.
   2. Общинно-родовая  формация.
   Древнейшей  общественно-исторической формацией  является общинно-родовая. Она и  определяет собой жизнь греческого народа, создавшего сначала устную, а потом и письменную словесность. Общинно-родовая формация есть доклассовый коллективизм ближайших родственников. Еще нет государства и связанных с ним органов принуждения, нет регулярной торговли. Люди живут сначала небольшими родовыми объединениями и управляются своими родовыми общинами. Отсутствует частная собственность, и вначале нет разделения на богатых и бедных. Земля и в значительной мере орудия производства являются собственностью только родовой общины.
   Эта доклассовая  общинно-родовая формация в Средиземноморском бассейне переходит в другую общественно-экономическую формацию, а именно рабовладельческую, в течение первой половины первого тысячелетия до н.э. Зародившаяся здесь греческая литература отражает переходный период между двумя формациями.
   3. Родовая община и мифология.
   В условиях первобытнообщинного способа производства люди живут и организуются на основе стихийно-коллективистских родственных  отношений. Для них являются наиболее понятными и близкими именно родственные  трудовые отношения. Когда они начинают задумываться о природе и мире, то эти последние представляются им тоже в свете родственных отношений. Однако родственные отношения мыслятся между одушевленными и разумными существами. Следовательно, и вся природа, весь мир мыслится тоже состоящим из одушевленно-разумных существ, образующих собой тоже некоторого рода общину, в данном случае универсальную космическую общину. А это и есть мифология, которая представляет собой не что иное, как результат обобщенного перенесения родственных, то есть одушевленно-разумных и стихийно-коллективистских, отношений на всю природу и весь мир. Солнце, луна, звезды, реки, горы, моря и т. д. оказываются одушевленными и разумными существами, состоящими между собой в тех или иных родственных отношениях.
   Итак, мифология возникла как отражение сил, царящих в общинно-родовой формации.  

   4. Рабовладельческая  формация.
   Разросшаяся родовая община, основанная на подавлении отдельного индивидуума, с течением времени перестала оправдывать  свое существование. Становилось выгодным освобождать членов родовой общины от постоянной опеки родовых организаций, предоставлять им ту или иную свободу труда, основанного на рабовладельческом способе производства, обеспечивать за ними ту или иную частную собственность и разрешать самим пользоваться продуктами труда. Рабовладельческая формация на первых порах оказалась прогрессивной, содействуя большему разделению труда. Рабовладение освободило небольшую общественную прослойку, которая получила теперь возможность специально развивать науки и искусства. Вместе с тем освобождение от родовых авторитетов привело к большому развитию индивидуального мышления, а это способствовало развитию новой идеологии.
   5. Рабовладельческая  идеология. 
   Возникшее в связи с ростом производительных сил и соответствующих потребностей рабовладельческое общество уже не могло управляться тем малоподвижным, громоздким и негибким аппаратом родовых организаций, который характерен для древнего общества. Предстояло развить еще не использованную общественно-экономическую силу, а именно частную инициативу, частную собственность, частный труд и свободу. Но это означало освободить также и мышление каждого отдельного человека от родовой опеки и предоставить эту возможность самому изыскивать средства для жизни. В этих условиях мифология не могла удовлетворить потребности общественного сознания. Вместо нее стали возникать попытки научного исследования природы и попытки технически применить результаты этого исследования для удовлетворения жизненных потребностей. Итак, переход к изучению природы, освобожденной от богов и демонов, то есть попытки формулировать (пусть примитивно) те или иные законы природы,- вот что явилось новой ступенью в мировоззрении человека, пришедшей на смену древней мифологии.
   Для рабовладельческого сознания природа продолжает мыслиться как живое, одушевленное существо (в этом еще нет разницы с мифологией), но ею управляют не боги и демоны, созданные примитивным мышлением, а некие наукообразные законы. Это и есть развившаяся как раз в VI-V вв. до н.э. в Греции философия природы, или натурфилософия. Природа оказалась теперь состоящей уже не из демонических сил, но из обыкновенных материальных стихий (земля, вода, воздух, огонь), стихий живых и уже не антропоморфных, а управляемых теми или другими отвлеченными законами (таковы пифагорейские числа, логос - слово Гераклита, мышление - воздух Диогена Аполлонийского и т. д.). Так возникла ранняя рабовладельческая идеология, с первых же шагов вступившая в непримиримую борьбу с прежней мифологией.
   Однако  мифология не исчезла. В народных массах в той или другой форме она продолжала существовать в течение всей античности. Но ведущей формой общественного сознания стали наука и философия, а в тех случаях, когда выставлялись на первый план прежние мифологические образы, они переосмысливались, становились художественными образами, вплоть до простого аллегорического их понимания. Вместе с тем получал некоторое освобождение и внутренний мир личности, который ранее был всецело подчинен служению родовой общине, нивелировался ею. Духовные запросы человека начинали дифференцироваться, и он стал испытывать нужды, несовместимые или малосовместимые с нуждами других людей. Возникает борьба между личностью и общественными установлениями. Само общество тоже начинает развиваться, подобно тому как развивалась и отдельная личность. Это приводило к возникновению государства, резко отличного от старинных родовых институтов, и притом государства классового, поскольку социально-экономическим базисом теперь был рабский труд, а производственные отношения - отношениями между рабовладельцами и рабами.  

   Новая общественно-историческая формация и  ее идеология возникают в Греции в первой половине I тысячелетия  до н.э. В это же время возникает  и греческая литература, неизменно  отражающая новую социально-историческую эпоху.
   6. Художественная значимость  античной литературы.
   Корни античной литературы уходят в глубину  мифологического развития. Прекрасное в мифе и литературе оказывается  чрезвычайно активным началом. Если в архаической мифологии красота  наделена притягательной и губительной силой, то классические олимпийские боги, борясь с чудовищами, сами являются носителями созидающей красоты, которая становится принципом космической, а значит, и человеческой жизни. Античная мифология и литература полны драматичесих сюжетов о борьбе богов и героев со злом, уродством, несправедливостью за установление упорядоченной, прекрасной, основанной на гармонии и благородном труде жизни. Чтобы понять эту идею, достаточно обратиться к эпической поэзии и великим трагикам. Недаром в античной литературе рождается понятие о единстве внешней и внутренней красоты, физической и духовной. Поэтому античность так ценит красоту мысли, мудрости, поэтического вдохновения и ничуть не меньше красоту подвига, пусть и сопряженного с гибелью героя.
   Именно здесь рождается представление о бессмертной славе, которую будут воспевать потомки, вспоминая героев давних времен. Сами произведения античной литературы являются как бы живой материализацией этой славы, оставшейся на века.
   Прекрасны боги искусств, музы и Аполлон, которые вдохновляют поэтов, певцов и музыкантов. Тому, кто обладает этой высшей красотой, свойствен и пророческий дар: знание не только прошлого, но и будущего. Вся античная литература пронизана преклонением и восхищением перед красотой вдохновения, обладавшей поистине колдовской силой. Орфей заставлял своей игрой на лире двигаться скалы и деревья, он очаровал даже богов царства смерти. Амфион, играя на лире, двигал огромные камни, которые сами складывались в мощные стены.
   Искусство и красота - неразрывны. Поэтому античность представляла девять сестер муз, дочерей Зевса, прекрасными и благородными богинями, оделяющими человека приятными речами, разумом, даром убеждения, приверженностью правде. Недаром знаменитый поэт Гесиод писал о вдохновляющей и преобразующей человека роли олимпийских муз ("Теогония", 96-103, пер. В. В. Вересаева.)  

   «...Блажен человек, если Музы
   Любят его: как приятен из уст его  льющийся голос!
   Если  нежданное горе внезапно душой овладеет,
   Если  кто сохнет, печалью терзаясь, то стоит ему лишь
   Песню услышать служителя Муз, песнопевца, о славных
   Подвигах  древних людей, о блаженных богах  олимпийских,
   И забывает он тотчас о горе совсем; о  заботах
   Больше  не помнит: совсем он от дара богинь изменился.» 

   Примечательно, что хранительницей всей истории человечества со всеми ее достижениями и стремлениями, по представлениям древних греков, является мать девяти сестер, богиня Мнемосина, то есть не что иное, как сама Память, без которой немыслимо развитие культуры, опирающейся на тысячелетнюю традицию.
   7. Периодизация античной  литературы.
   На  основании предложенной выше характеристики двух общественно-исторических формаций установим следующие основные периоды  литературного развития античного  мира.
   Первый  период, который можно назвать  доклассическим или архаическим, охватывает собой длинный ряд веков устного народного творчества и заканчивается в течение первой трети I тысячелетия до н.э., но, несомненно, складывавшиеся в течение многих столетий - это героические поэмы "Илиада" и "Одиссея" Гомера.
   Второй  период античной литературы совпадает  со становлением и расцветом греческого классического рабовладения, занимающего  собой VII-IV вв. до н.э. Этот период обычно называется классическим. В связи  с развитием внутреннего мира личности появляются многочисленные формы лирики и драмы, а также богатая прозаическая литература, состоящая из произведений греческих философов, историков и ораторов.
   Третий  период античной литературы, обычно именуемый  эллинистическим, возникает на новой  ступени античного рабовладения, а именно крупного рабовладения. Вместо небольших городов-государств классического периода, так называемых полисов, возникают огромные военно-монархические организации, а вместе с тем появляется и большая дифференциация субъективной жизни человека, резко отличная от простоты, непосредственности и строгости классического периода. Вследствие этого эллинистический период часто трактовался как деградация классической литературы. Необходимо, однако, помнить, что этот период длился весьма долго, вплоть до конца античного мира, и обладал спецификой, неведомой классике. Следовательно, этот послеклассический период занимает огромный промежуток времени - с III в. до н.э. до V в. н.э., в связи с чем его можно разделить на ступени раннего эллинизма (III в. до н.э. - I в. н.э.) и позднего эллинизма (I в. н.э. - V в. н.э.).
   К этому  третьему периоду античной литературы относится и римская литература, почему его часть и называют эллинистически-римским  периодом.
   Возникшая, как сказано выше, в III в. до н.э. (устное народное творчество, как и в Греции, существовало уже задолго до этого) римская литература переживает свой архаический период в первые два века своего существования. I век до н.э. обычно считается периодом расцвета римской литературы, то есть периодом классическим. Последние же века римской литературы, а именно I-V вв. н.э., называются послеклассическим периодом.
   В связи  с гибелью рабовладельческой  формации и наступлением средневекового феодализма VI век н.э. можно считать  гранью между античной и средневековой литературой. 

   Возникновение классической лирики. 

   Творчество  Архилоха приходится на середину VII в. до н.э. Это время относится ко второму периоду античной литературы, классическому периоду, классической лирике.
   Индивидуальная  лирика могла появиться только тогда, когда появился индивидуальный поэт, а этот последний - только тогда, когда человеческая личность вообще стала осознавать себя как нечто самостоятельное, что происходило в связи с распадом первобытного стихийного коллективизма. Отдельному человеку хотелось жить и трудиться самостоятельно, независимо от родовых авторитетов. Зарождалась частная собственность и частная инициатива. Частные собственники тоже должны были составлять свой собственный коллектив, поскольку изолированное существование человека вообще невозможно ни при каких условиях. Новый коллектив представлял собой гражданскую общину, занявшую место прежней родовой общины и ставшую непреложным авторитетом для отдельного индивидуума. А так как вновь возникшая частная собственность простиралась и на людей, то есть была рабовладельческой, то это обстоятельство делало новую гражданскую общину еще более крепкой, требовательной, поскольку иначе невозможно было держать рабскую массу в подчинении.
   При всем том, однако, личность, зародившаяся в период восхождения рабовладельческой формации, была бесконечно свободнее и самостоятельнее той, которую допускала родовая община. Ведь при этой последней никакая инициатива вообще не принадлежала отдельным личностям. Теперь же личность заявила о самой себе и в частном предпринимательстве, и в политической деятельности, и на рынке, и в художественной мастерской, и в философском размышлении. Заявила она и о своих внутренних настроениях, что и привело к появлению классической лирики.
   Правда, и здесь, как и везде, новые формы общественного сознания появились далеко не сразу. Одно направление греческой лирики все еще тяготеет к эпосу и очень мало содержит в себе каких-нибудь чисто личных тенденций. Другое направление, наоборот, старается углублять эти внутренние настроения, насколько это возможно в такую монолитную эпоху, как эпоха классического рабовладения с его тоже непреложным авторитетом, символами которого были рабовладельческие полисы, то есть города-государства. Третье направление классической лирики пыталось совмещать общественные и личные интересы, а четвертое вообще имело тенденцию игнорировать полисные авторитеты, тем самым уже свидетельствуя о нарастающем разложении классической полисной системы и взывая к каким-то новым, еще неведомым античному миру формам общественной жизни и сознания.
   Все подобного  рода поэтические тенденции в  древней Греции не были изолированы, а постоянно смешивались или  воздействовали одна на другую.
   Лирика  и музыка.
   Уже само слово "лирика" указывает на то, что греки не понимали под этим только один поэтический текст, но сопровождали этот текст определенным музыкальным инструментом, так называемой лирой, или кифарой. Однако известно, что в лирику входило также и танцевальное искусство; таким образом, под лирикой у греков понималось соединение слова, музыки и танца в самых разнообразных комбинациях.
   Употреблялись инструменты двух типов: кифара, инструмент вроде нашей арфы, но без педали, или, вернее, вроде нашей цитры, и  флейта - вроде нашего кларнета, но не с таким резким звуком. Ясно, что музыкальные возможности греческой лирики были чрезвычайно ограниченны. Так, кифара имела вначале только четыре струны, а потом их стало семь. Кроме того, они были натянуты всегда только для одной и той же высоты тона. Аккомпанемент на кифаре имел всегда вполне произвольный характер. 

   Творчество Архилоха. 

   Архилох, родился на острове Парос ок. 680-ок. 640 гг. до н. э., греческий поэт. Согласно античной традиции, сын аристократа Телесикла и рабыни. 200 отрывков различной величины составляют в настоящее время литературное наследие Архилоха. Среди них нет ни одного полностью сохранившегося стихотворения.
   Архилох - уроженец Пароса, маленького бедного  острова в Эгейском море. Па отцу он принадлежал к местному знатному роду, но мать его была рабыней, и  бедность сопутствовала ему всю  жизнь, так как он не мог иметь  своей доли в отцовском наследстве. Впоследствии он был удостоен божественных почестей, имел на Паросе свое святилище, надпись при входе в которое рассказывала о древней истории Пароса и о жизни Архилоха. Недавно найдены обломки этой надписи, содержащие текст легенды о божественном посвящении Архилоха. Однажды юный Архилох по приказанию отца погнал в соседнее селение на продажу корову. При свете луны он заметил каких-то женщин, которые подошли к нему со смехом и шутками, предлагая продать им корову. Не успел Архилох ответить, как они исчезли, оставив у его ног лиру. Дома никто не поверил ему, но так как корову нигде не могли найти, отец отправился в Дельфы и получил оракул: сыну суждено приобрести бессмертную славу. Он рано покинул родной остров, который до открытия месторождений знаменитого мрамора был очень беден, и подался на остров Фасос, где добывал средства к жизни сражаясь в качестве наемника с фракийскими племенами. Большое влияние на жизнь и, прежде всего, на творчество Архилоха оказала его, вероятно несчастная, любовь к аристократке Необуле, отец которой сначала отдал ее руку поэту, но затем отказался от обещания.
   Архилох начал преследовать несостоявшегося тестя и его дочь язвительными ямбами и, как гласит легенда, довел всю семью до самоубийства. 

«Что  в голову забрал ты, батюшка Ликамб,
Кто разума лишил тебя?
Умён  ты был когда-то. Нынче ж в городе
Ты служишь  всем посмешищем.» 

    С  Архилохом связана первая точная дата в истории греческой литературы, именно он в одном из своих произведений описал изумление и ужас, охватившие людей при солнечном затмении, которое астрономы датируют 5 апреля 648 г. до н. э. 

«Все  человеку, Перикл, Судьба посылает и  случай.
Можно ждать  чего угодно, можно веровать всему,
Ничему  нельзя дивиться, раз уж Зевс, отец богов,
В полдень  ночь послал на землю, заградивши свет лучей
У сияющего солнца. Жалкий страх на всех напал.
Все должны отныне люди вероятным признавать
И возможным. Удивляться вам не нужно и тогда,
Если  даже зверь с дельфином поменяется жильём
И милее  суши станет моря звучная волна
Зверю, жившему доселе на верхах скалистых гор.» 

 Архилох, вероятно, погиб в сражении на острове Наксос. - Творчество Архилоха собрали александрийские ученые и разделили согласно метрике на элегии, ямбы, трохеические тетраметры, гимны, эподы. Архилох - первый лирический поэт в истории европейской культуры. Он создавал субъективную поэзию, в которой поэт предстает не как представитель рода или государства, но говорит от своего собственного лица. В творчестве поэта находит зеркальное отражение его трезвая, но порой и несдержанная натура, его солдатская жизнь, неопределенность его общественного положения как незаконного сына аристократа.
Способность к  независимому мышлению и смелому  высказыванию своего мнения привела  к тому, что Архилох отбросил героическую традицию, представленную гомеровским эпосом, с ее кодексом воинской чести, и описывал в элегиях собственный жизненный кодекс, мерой которого служили потребности наемника, сражающегося не для славы, а ради заработка. Насколько можно судить на основании сохранившихся отрывков, Архилох выступал как воин и поэт, который не слишком многого ожидает от жизни и не завидует богатым и власть имущим. Идеальным вождем для него был не великолепный атлет в дорогих доспехах, а тот, кто отважен и умеет искусно сражаться. Таким образом, Архилох первым противопоставил физические достоинства внутренним качествам. Громкую славу поэту снискало смелое признание в том, что во время бегства от врага он бросил щит, что, согласно традиции, лишало его звания воина. Архилох же утверждал, что важнее всего сохранить жизнь, а новый щит всегда можно раздобыть.  

«Носит  теперь горделиво саиец мой щит  безупречный:
Волей-неволей  пришлось бросить его мне в  кустах.
Сам я  кончины зато избежал. И пускай пропадает
Щит мой. Не хуже ничуть новый могу я добыть.» 

   В стихотворении Архилоха мы видим, что щит не просто потерян, он переходит к врагу, а смерти личности не наступает - ни символической, ни физической. Воин возвращается без щита, но и не на щите. Разрушена аксиома традиционного общества. Архилох фиксирует возникновение третьего варианта - "без щита - до приобретения нового щита".
   Это была позиция наемника, который - если верить другому фрагменту - хорош и нужен  постольку, поскольку он живет и  сражается, а после смерти его  предают забвению. 

   «Главк, до поры лишь, покуда сражается, дорог наёмник.»
    
   Мы  часто находим у Архилоха размышления и наставления на тему поступков человека, который должен сохранять спокойствие и самообладание и в радости, и в горе, например, во фрагменте, содержащем обращение к самому себе, или в адресованной некоему Периклу элегии на кораблекрушение, в котором погибли многие сограждане Архилоха, а также его родственник. 

   «Скорбью  стенящей крушась, ни единый из граждан, ни город
   Не  пожелает, Перикл, в мире услады искать.
   Лучших  людей поглотила волна многошумного моря,
   И от рыданий, от слёз наша раздулася  грудь.
   Но  и от зол неизбывных богами нам  послано средство:
   Стойкость могучая, друг, вот этот божеский дар.
   То  одного, то другого судьба поражает: сегодня
   С нами несчастье, и мы стонем в кровавой беде,
   Завтра  в другого ударит. По-женски не падайте духом,
   Бодро, как можно скорей, перетерпите  беду.» 

    Разительный  контраст со спокойной, вдумчивой  интонацией большинства элегических  фрагментов составляют отрывки  из ямбов и эподов, отражающие  бурные всплески чувств. В них Архилох воспевал свою великую любовь к Необуле, восхищение ее красотой, муки разочарования и ревности, и наконец, сильнейшую ненависть к ее отцу Ликамбу, который нарушил обещание отдать ему дочь. Наиболее мощным орудием желчной сатиры поэта стали эподы, написанные различными ямбическими размерами, где чередовались два стиха различной длины. Эподы начинались с повествования (басни о животных), чтобы во второй части уязвить острым жалом ненавистного врага. Многие фрагменты имеют непристойное содержание.
   Из  гимнов наиболее известен был Гимн Гераклу, который несколько столетий подряд исполняли в честь олимпийских  победителей. 

   «Тенелла!
   Светлопобедный  — радуйся, о царь Геракл,—
   Тенелла — светлопобедный —
   И сам, и Иолай твой — два копейщика! —
   Тенелла!
Светлопобедный — радуйся, о царь Геракл!» 

    Поэзию  Архилоха отличают смелость в отборе слов, цельная и выразительная образность. Немного места занимает мифология. Гораздо больше отведено басням народного происхождения. Из народного творчества Архилох заимствует также богатый репертуар стихотворных размеров, вводя их таким образом в литературу. Творчеством Архилоха вдохновлялись выдающиеся поэты, среди которых Алкей и Анакреон, позаимствовавшие у него мотив брошенного щита. Тем не менее Архилох был проклят в Спарте как бесстыдный поэт запятнавший честь воина. В последующие века в нем видели прежде всего насмешника. Александрийские ученые поставили Архилоха во главе списка ямбографов. Ему подражал Каллимах, а поэты Палатинской антологии посвятили немало эпиграмм его язвительной музе. В Риме на него ориентировались Луциллий, Катулл и Гораций, который воспроизвел мотив брошенного щита и в своей книге эподов, построением напоминавшей эподы Архилоха, гордился тем, что первый познакомил Рим с паросскими ямбами.
   Произведения Архилоха ценились очень высоко, и в древности его ставили в один ряд с Гомером и Гесиодом. Как первый лирический поэт, избравший поэзию средством выражения личных чувств, Архилох стоит у истоков всей европейской лирики. Творчество Архилоха было очень разнообразно. Он сочинял элегии, гимны, эпиграммы, басни, но его считали создателем ямбической поэзии, возникшей из народных песен-поношений. О происхождении таких песен рассказывалось в гомеровском гимне к Деметре. Когда богиня Деметра, горюя о пропавшей дочери, сидела в слезах у порога царского дома в Элевсине, к ней подошла служанка Ямба и своими шутками и непристойными жестами рассмешила богиню. С тех пор в память этого события на праздниках Деметры народ распевал насмешливые песни, вышучивая друг друга. Подобные песни, известные в фольклоре многих народов, слагались в Греции в определенных размерах - ямбах и трохеях. Архилох первым обратился к ямбическим песням и, сохранив и усовершенствовав их ритм, использовал для выражения личных чувств. Он воспользовался обязательной для них остротой насмешки, но сделал ее орудием личной полемики. А его нововведение было подхвачено многочисленными поэтами и писателями, включая греческих комедиографов V в. до н.э.
   Значение  Архилоха велико, особенно для трех великих трагиков и Аристофана. Он поражает разнообразием своих ритмов, пользуется так называемым "паракаталоге" - исполнением, средним между пением и чтением, чем-то вроде мелодекламации или речитатива. Известно, что он сам сочинял музыкальные произведения для флейты. Но главное - это замечательное содержание лирики Архилоха, в которой мы находим мораль в весьма остроумной и блестящей форме, лишенную всякой скуки, а также ясное и спокойное самоотдание потоку жизни, начиная от Ареса, бога войны, и кончая Музами, богинями искусства, начиная от юмора по поводу собственной измены и кончая грозным проклятием другу-изменнику. Он - воин, женолюб и женоненавистник, поэт, "гуляка праздный", и страстный жизнелюбец, а в конце концов еще и философ, напоминающий нам о текучести жизни человеческой, но в то же время утешающий нас учением о ее вечном возвращении. На нем, пожалуй, больше всего сказался переходный период от старинных и строгих форм жизни к новым, когда поэт, оторвавшись от старого, еще не успел примкнуть к новому и находится в состоянии вечного скитальчества и экспрессивных реакций на хаос жизни. Ему же свойственна также и большая широта в выборе жанров (от гимнов до басен).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.