На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Эластичность спроса по цене. Факторы, влияющие на эластичность спроса по цене. Графики

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 21.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МОСКОВСКИЙ  ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Тверской  филиал 
 
 
 
 

Реферат
Студентки Б-341(9) уч.гр. 3 курса экономического факультета
Ершова  Елена Сергеевна
специальности «бухгалтерский учет, анализ и аудит»
По учебной  дисциплине: «Экономическая теория»
Тема: «Эластичность спроса по цене. Факторы, влияющие на эластичность спроса по цене. Графики» 
 
 
 
 

Преподаватель:  
 

                                                                                         Оценка
                                                                                         «____________» 
 
 
 
 
 
 

Тверь, 2009 г.
 

     Содержание 
 
 
 
 
 

 

      Введение 

     Важнейшим инструментом рыночной экономики являются спрос и предложение. "Научите попугая произносить слова "Спрос и Предложение" - и перед вами экономист!" - такое значение придают этим категориям Кемпбел Р. Макконнелл и Стенли Брю в понимании экономических процессов.
     В этой язвительной шутке большая доля правды, так как по существу, эти простейшие экономические рычаги способны дать глубокое представление не только об отдельных экономических проблемах, но также и о функционировании всей экономической системы в целом.
     Проблема изучения спроса - это не только проблема покупателей и продавцов, которые должны владеть достаточной информацией о динамике спроса на производимые товары. Спрос интересует и государственные органы, прежде всего налоговую cиcтему, так как необходимо знать, каким образом может повлиять повышение или понижение налоговых cтaвок на изменение cпроca, что в конечном счете cкaжетcя на cокрaщении или увеличении налоговых поступлений в бюджет.
     В денном случае речь идет о косвенных налогах, или налогах, которые включаются в цены товаров. Это акцизы на товары малоэластичного спроса (cоль, спички), или товары, c точки зрения общеcтвa отноcящиеcя к вредным (алкоголь, тaбaк), или налог на добавленную cтоимоcть.
     В cязи c этим возрacтaет aктуaльноcть изучения элacтичноcти cпроca, тем более в cвете формировaния в нaшей cтрaне рыночного ценообрaзовaния.
     Целью данной работы является изучение эластичности спроса по цене и факторов определяющих  эластичность спроса по цене.
     Для достижения поставленной цели были определены и решены следующие задачи:
    Изучить понятие и закон «спроса», виды;
    Рассмотреть сущность и виды эластичности спроса по цене;
    Проанализировать факторы, влияющие на эластичность спроса по цене.
     Современные подходы к исследованию эластичности cпроca предcтaвлены в рaботaх таких авторов как Богачев C.П., Борисов Е.Ф., Дорохинa Е.Ю., Емельянов A.A, Журавлева Г.П. и др.
     Для фирмы при планировании объема и структуры производства чрезвычайно важно знать, от чего зависит спрос на продукцию. Величина спроса зависит от цены товара, доходов потенциальных потребителей, a тaкже от цен нa товaры, которые являютcя либо взaимодополняемыми (нaпример, aвтомобили и бензин), либо взaимозaменяемыми (нaпример, мacло и мaргaрин, отдельные cортa мяca и т.д.). Нa cпроc влияют и другие фaкторы.
     C повышением цен нa продукцию фирмы можно ожидaть при прочих рaвных уcловиях, cнижения cпроca нa нее, a aктивнaя деятельноcть конкурентов, выпуcкaющих продукты-зaменители и продaющих их по более низким ценaм, тaкже можно привеcти к cнижению cпроca нa изделия фирмы. В то же время c роcтом доходов нacеления фирмa может рaccчитывaть нa рacширение покупaтельcкого cпроca и, cоответcтвенно, увеличение cбытa предлaгaемой продукции.
     Для фирмы также вaжно определить, кaкое в количеcтвенном отношении воздейcтвие нa величину cпроca может окaзaть изменение цены продукции, доходов потребителей или цен нa товaры-зaменители, производимые конкурентaми.
 

            1. Спрос: понятие, виды, закон спроса  

     Каждый  человек нуждается в тех или  иных благах, т. е. обладает потребностями. И если он не может произвести эти блага сам или ему выгоднее купить их, он приходит за ними на рынок. Естественно, он должен располагать деньгами для покупки, поскольку бесплатно на рынке ничего получить нельзя. А это значит, что на рынке мы сталкиваемся уже не с потребностями как таковыми, а со спросом.
     Этот  термин, а точнее, его полный вариант  —  платежеспособный спрос, ввел в  научную лексику выдающийся английский экономист Томас Роберт Мальтус (1766—1834). И сделал он это для того, чтобы провести четкую грань между МЕЧТАМИ людей о получении в свое распоряжение каких-то благ и их реальными ВОЗМОЖНОСТЯМИ эти блага приобрести1.
     Очень хорошо это различие описал уже предшественник Мальтуса Адам Смит: Даже очень бедный человек может, в определенном смысле слова, обладать спросом на карету, запряженную шестеркой лошадей; он может даже желать иметь ее; но его спрос никогда не станет реальным спросом, поскольку этот товар никогда не поступит на рынок для удовлетворения желаний именно этого человека.
     Мальтус довел эту мысль до кристальной ясности, назвав то, что Смит именовал  реальным спросом, спросом платежеспособным. Его выводы позволяют нам сформулировать одно из важнейших правил экономической жизни: Для рыночных процессов значение имеют только те желания людей, которые могут быть подкреплены денежными суммами, реально достаточными для покупки некоторого количества товаров.
     Таким образом, спрос — это количество товара, которое хотят и могут  приобрести покупатели за определенный период времени при всех возможных ценах на этот товар.
     Различают следующие виды спроса:
     Отрицательный - покупатели избегают покупки этого товара, они не заинтересованы и безразличны к нему.
     Скрытый - потребность может существовать, но ее невозможно удовлетворить на рынке товаров и услуг.
     Падающий - уменьшение спроса на один или несколько  товаров, производимых предприятием.
     Нерегулярный - сезонный спрос.
     Полноценный - уровень спроса, который полностью  удовлетворяет предприятие.
     Чрезмерный - уровень спроса превышает количество предлагаемого товара.
     Нерациональный - спрос на товары, вредные для  здоровья.
     В условиях рынка действует так  называемый закон спроса, суть которого можно выразить следующим образом. При прочих равных условиях величина спроса на товар тем выше, чем ниже цена этого товара, и наоборот, чем выше цена, тем ниже величина спроса на товар. Действие закона спроса объясняют существованием эффекта дохода и эффекта замещения. Эффект дохода выражается в том, что при снижении цены товара потребитель чувствует себя богаче и хочет приобрести большее количество товара. Эффект замещения состоит в том, что при снижении цены товара потребитель стремится заместить этим подешевевшим товаром другие, цены на которые не изменились2.
     Согласно  закону спроса, потребители при снижении цены будут приобретать большее количество продукции. Однако степень реакции потребителей на изменение цены может значительно варьироваться от продукта к продукту. Более того, как правило, реакция потребителей в отношении одной и той же продукции существенно варьируется при изменении цен в различных пределах. Экономисты измеряют степень чуткости, или чувствительности, потребителей к изменению цены продукции, используя концепцию ценовой эластичности. Для спроса на некоторые продукты характерна относительная чуткость потребителей к изменениям цен, небольшие изменения в цене приводят к значительным изменениям в количестве покупаемой продукции. Спрос на такие продукты принято называть относительно эластичным или просто эластичным. Что касается других продуктов, потребители относительно нечутки к изменению цен на них, то есть существенное изменение в цене ведет лишь к небольшому изменению в количестве покупок. В таких случаях спрос относительно неэластичный или просто неэластичный.
     Понятие «спрос» отражает желание и возможность приобрести товар. Если отсутствует одна из этих характеристик, отсутствует и спрос. Например, у некоего потребителя есть желание приобрести автомобиль за 15 тыс. долл., однако он не располагает такой суммой. В данном случае есть желание, но нет возможности, поэтому спрос на автомобиль со стороны данного потребителя отсутствует. Действие закона спроса ограничено в следующих случаях:      
    при ажиотажном спросе, вызванном ожиданием повышения цен;
    для некоторых редких и дорогих товаров, покупка которых является средством накопления (золото, серебро, драгоценные камни, антикварные изделия и т.п.);
    при переключении спроса на более новые и качественные товары (например, с пишущих машинок — на домашние компьютеры; снижение цен на пишущие машинки не приведет к повышению спроса на них).
    Изменение количества товара, которое покупатели хотят и могут купить, в зависимости от изменения цены этого товара называют изменением величины спроса. На рис. 1 графически изображена зависимость между ценой костюма и величиной спроса на него в магазине. Изменение величины спроса — это движение по кривой спроса.
 
     
     Рис. 1. График спроса: Р— цена; Q — величина спроса
     Если  цена костюма снизится с 2 тыс. до 1 тыс. руб., то величина спроса на него возрастет с 200 до 400 шт. ежедневно. И наоборот.
     Однако  цена является не единственным фактором, оказывающим влияние на желание и готовность потребителей приобрести товар. Изменения, которые вызваны воздействием всех других факторов, кроме цены, называют изменением спроса. Все другие факторы (так называемые неценовые) воздействуют как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения спроса3.
     К неценовым факторам относятся:
     • изменения в доходах населения. Если доходы населения растут, то у покупателей возникает желание приобретать больше товаров вне зависимости от цен на них. Например, растет спрос на высококачественные одежду и обувь, товары длительного пользования, недвижимость и т.п.;
     • изменения в структуре населения. Например, увеличение рождаемости приводит к росту спроса на детские товары; старение населения влечет за собой увеличение спроса на лекарства, предметы ухода за пожилыми людьми;
     • изменение цен на другие товары. К примеру, повышение цен на говядину может привести к росту спроса на продукт  - заменитель — свинину и т. п.;
     • изменение вкусов потребителей, изменения моды, привычек, а также другие факторы, не связанные с ценой.  
      На графике влияние неценовых  факторов на спрос (рис.2), может быть изображено как сдвиг кривой спроса вправо (рост опроса) или влево (снижение спроса).
     Рис. 2. Влияние неценовых факторов на спрос:
     где:
       D — первоначальный спрос;
     D1 — возросший спрос; 
     D2 — уменьшившийся спрос
     Изучение  спроса потребителей, а также мотивов, которыми они руководствуются, совершая покупки, — важнейшая задача фирмы в условиях конкуренции. Обладание как можно более полной информацией о спросе позволяет фирме обеспечивать сбыт своей продукции, расширять производство и успешно конкурировать на рынке.
     Спрос зависит от качества продукции, ее цены, доходов покупателей, цен на аналогичные товары, потребительских вкусов и предпочтений и т.п. Трудно перечислить все факторы, определяющие, почему та или иная продукция покупается. От того, насколько качественно составлен прогноз спроса на продукцию фирмы, зависит ее будущая выручка от реализации и соответственно прибыль.
     Для фирмы при планировании объема и  структуры производства чрезвычайно важно знать, от чего зависит спрос на ее продукцию. Как мы уже выяснили, величина спроса зависит от цены товара, доходов потенциальных потребителей, а также цен на товары, которые являются либо взаимодополняемыми (например, автомобили и бензин), либо взаимозаменяемыми (например, масло и маргарин, отдельные сорта мяса и т.п.). На спрос влияют и другие факторы4.
     С повышением цен на продукцию фирмы  можно ожидать, при прочих равных условиях, снижения спроса на нее, при этом активная деятельность конкурентов, выпускающих продукты-заменители и продающих их по более низким ценам, также может привести к снижению спроса на изделия фирмы. В то же время с ростом доходов населения фирма может рассчитывать на расширение покупательского спроса и соответственно увеличение сбыта предлагаемой продукции.
 

      2.Эластичность спроса по цене 

     Спрос на отдельные виды товаров в первую очередь характеризируется относительной  чуткостью потребителей к изменению цен: наибольшие изменения в цене могут привести к значительному изменению спроса на продукцию. В этом случае спрос принято считать относительно эластичным.
     Эластичность мера реагирования одной переменной величины на изменение другой.
     Но  существуют товары и услуги, при изменении цен на которые потребительский спрос не изменится или его изменение незначительно5. Тогда говорят о неэластичном спросе.
     Эластичность  показывает процентное изменение одной  переменной в результате однопроцентного изменения другой переменной. При анализе влияния такого важного фактора изменения спроса как цена, эластичность характеризует процентное изменение спроса на продукцию вследствие однопроцентного изменения цены на неё.
     Понятие эластичности связано со спросом на товары в зависимости от их цены. Мерой такого измерения служит коэффициент эластичности спроса. А.Маршалл, развивший эту тему, писал в своих "Принципах экономической науки", что "эластичность (responsiveness) может быть большей или меньшей в зависимости от того, сильнее или слабее возрастает приобретаемое количество товаров при данном снижении цен и в большей или меньшей степени падает при данном повышении цен".
     Понятие эластичности спроса раскрывает процесс адаптации рынка к изменениям в основных факторах (цены данного товара, цены других товаров, доходов потребителей и т.д.) определяющих спрос. Эластичность спроса по цене - показатель чувствительности объема спроса к изменению его цены6.
 

      Эластичность спроса определяется как отношение между процентной величиной изменений запрашиваемого количества товара и величиной колебаний цен:
     где:
      - эластичность спроса по цене;
      - изменение объема спроса, %;
      - изменение цены, %.
     Эластичность спроса по цене – это степень изменения величины спроса в ответ на изменение рыночной цены на один процент.
     Реакция покупателей на изменение цены (характер эластичности) может быть разная: спрос может изменяться в большей или меньшей степени, чем изменилась цена, или вообще оставаться постоянным.
     О характере ценовой эластичности спроса можно судить по соотношению изменения спроса к изменению цены или по показателю общей выручки от реализации (Р х Q). В зависимости от характера эластичности спроса выручка от реализации при изменении цены может расти, падать, не изменяться таблица 1. 

Таблица 1 - Виды ценовой эластичности спроса

     Степень эластичности спроса варьируется в зависимости от типа товара.
     Спрос на инсулин - совершенно неэластичен. Как бы ни росла цена, больному диабетом необходима определенная доза инсулина;
     Спрос на предметы первой необходимости (продукты питания) - неэластичен. С изменением цены спрос меняется незначительно;
     Спрос на предметы роскоши - эластичен. Изменение цены существенно повлияет на спрос;
     Спрос на транспортные услуги, как правило, характеризуется единичной эластичностью и изменяется в той же мере, что и цена билетов;
     Если цена фиксирована, например, установлена государством, а спрос меняется вне зависимости от уровня цены, то имеет место совершенная эластичность спроса.
     Различают точечную и дуговую эластичность спроса по цене.
     Точечная эластичность (или эластичность в точке) определяется значением тангенса угла касательной с горизонтальной осью (рис. 3).
     
     Дуговая эластичность — показатель средней реакции спроса на изменение цены товара, выраженной кривой спроса на некотором отрезке D1D2:
     
 

      Эластичность линейной функции спроса изменяется от 0 (в точке D1),) до ?(в точке D2) (рис. 4)
  Рис. 3.Точечная эластичность                        Рис.4. Свойства эластичности
     Практически значимость изменения эластичности спроса состоит в том, что различные случаи эластичности непосредственно влияют на получаемую выручку, которая определяется как произведение цены и количества реализованного товара (PQ). При эластичном спросе по цене выручка возрастает, т.е. эластичность больше единицы; при единичной эластичности снижение цены точно компенсируется возросшим количеством продаж, так что выручка остается неизменной или равна единице; при неэластичном спросе (который меньше единицы, но не меньше нуля) снижение цены вызывает лишь незначительное увеличение количества продаж товара, так что выручка падает.
     Спрос на любой товар зависит не только от его цены, но и от уровня цен  на другие товары. Для учета влияния  сопутствующих и заменяющих товаров  используют перекрестные коэффициенты эластичности, показывающие, на сколько процентов изменяется спрос на другой товар при условии, что остальные цены и доходы потребителей остаются прежними7.
     Перекрестная  эластичность выражается в двух товарах - А и В:
      ,
       где:
       - изменение объема спроса на благо В;
     QВ- объем спроса блага В;
      - изменение цены блага А; 
     РА- цена блага А.
     В зависимости от характера эластичности спроса кривая спроса будет иметь разный наклон (см. Приложение Графики эластичности спроса).
     В экономической теории выделяют различные формы перекрестной эластичности.
     1. Положительная (свойственна взаимозаменяемым товарам): с ростом цены одного товара количество другого товара, на который предъявляется спрос, растет (рост цен на одну марку автомобиля повышает спрос на другую).
     2. Отрицательная (свойственна взаимодополняющим товарам): с ростом цены одного товара потребление другого падает (бензин — автомобиль).
     3. Нулевая (свойственна товарам, не являющимся ни взаимодополняемыми, ни взаимозаменяемыми): рост цен на один товар никак не связан ни с потреблением, ни с изменением спроса на другой товар.
     Форма кривой спроса может быть различной в зависимости от эластичности спроса (см. Приложение).
     Реакция объема спроса на изменение доходов покупателей определяется эластичностью спроса по доходу:
      ,
      где :
       — коэффициент эластичности спроса по доходу;
       R — доход.
     Предметы роскоши имеют эластичность спроса по доходу больше единицы, предметы первой необходимости имеют эластичность спроса по доходу меньше единицы.
     Перекрестная  эластичность спроса показывает тенденцию  покупателей к перемещению своего спроса от одного товара к другому  в том случае, если цена на первый из них сильно меняется. Если, то блага взаимозаменяемые, если  - взаимодополняемые.
     Ценовая неэластичность товара означает, что изменение цен не вызывает значительных изменений в объеме продаж. Эффект изменения цен на неэластичном рынке проявляется в двух формах: при снижении цены теряется часть прибыли; при увеличении цены резко вырастает объем продаж и прибыли.
     Ценовая эластичность товара означает, что  небольшие изменения цены вызывают значительные изменения продаж. Объем  прибыли может увеличиваться при уменьшении цен и уменьшаться при их увеличении8. Главная особенность эластичного рынка заключается в наличии высокой ценовой конкуренции, когда незначительные изменения цен вызывают существенные изменения объемов продаж, а, следовательно, и валового объема прибыли. Поэтому любые повышения цен, даже очень незначительные, на эластичном рынке требуют проведения большого количества различных исследований для определения количественных характеристик таких соотношений, как "объем продаж - цена", "объем продаж - себестоимость", "емкость рынка - цена", с целью принятия окончательного решения.
 

      2.Анализ факторов ценовой эластичности спроса 

     Фактор  эластичности спроса отражает изменения  требуемого количества товара по отношению  к изменению цены. Эластичность указывает, какое процентное изменение спроса последует после однопроцентного изменения цены товара, а, следовательно, и связанного с ним изменения риска9.
     Эластичность  спроса от повышения цены представляет собой отрицательную величину.
     Как мы выяснили ранее, когда цена товара повышается, его требуемое количество, как правило, снижается, и поэтому (отношение изменения количества к цене) отрицательно, следовательно, эластичность также отрицательна, и ее увеличение по модулю означает рост риска для повышающего цену на свой товар предпринимателя, так как вероятность покупки товара снижается с возрастанием отрицательного значения эластичности.
       Однако если руководство фирмы видит, что с повышением цены значение эластичности спроса по модулю невысоко, т. е. находится в пределах норм, установленных им в зависимости от конкретных обстоятельств, то оно может прийти к экономически обоснованному выводу, что данное увеличение уровня коммерческого риска связано с повышением цен на собственный товар до определенного предела величины эластичности незначительно и им следует пренебречь с целью достижения ожидаемого результата.
     В классической теории спроса утверждается, что существует связь между требуемым количеством товара на рынке и ценой, что иллюстрируется кривыми спроса. Эти кривые имеют разные формы в зависимости от того, насколько чувствителен спрос к различным ценовым уровням.
     Понятие эластичности является базовой экономической  концепцией для понимания соотношения "поведение покупателя - цена", которое выражается в процентном изменении объема продаж при изменении на один процент собственно цены.
     Иными словами, если цена поднимается или опускается на определенный процент, эластичность является критерием ответного снижения или роста спроса.
     Причем  если объем спроса изменился на меньший  процент по сравнению с ценой, считается, что спрос неэластичен (нечувствителен). И наоборот, если меньший процент изменения цены приводит к большему проценту изменения спроса, то последний эластичен (чувствителен).
     Существует, по меньшей мере, 8 факторов, которые влияют на эластичность спроса по цене (таблица 2).
Таблица 2

и т.д.................


Факторы, влияющие на спрос Спрос эластичен Спрос неэластичен
1. Доступность  приемлемых заменителей продукта      Х       
2. Степень  определения покупателем данного продукта как необходимого             Х
3. Степень  наличия у продукта уникальных параметров             Х
4. Способность  покупателя сравнить продукт с имеющимся у конкурентов      Х       
5. Процент  бюджета, который хочет потратить на покупку данный клиент      Х       
6. Фактическая  цена покупки после скидок              Х
7. Наличие  затрат на переключение с одного брэнда на другой      Х       
8. Наличие  видимой связи "цена - качество"

Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.