На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Проблема творческого развития учащихся первого класса в процессе интеграции игровой и изобразительной деятельности

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 21.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ    СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ.
 Государственное  образовательное учреждение.
      «СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ». 
Кафедра социальной педагогики и управления. 
 
 
 

Проблема  творческого развития учащихся первого класса в процессе интеграции игровой и изобразительной деятельности.
Курсовая  работа. 
 
 

                                                                         Ерёмина А. А.
                                                                         Специальность: преподавание в 
                                                                         начальных классах.                                                                                                                                                            
                                                                         Группа 34 н/з
                                                                          Научный руководитель:
                                                                          Пономарева Е. В.
                                                                       
 
 
 
 
 
 

Екатеринбург  2011
 


Содержание: 

Введение ………………………………………………………………….……..3
1.Педагогические условия творческого развития учащихся первого класса в процессе интеграции игровой и изобразительной деятельности на уроках изобразительного искусства.
1. Основные принципы преподавания изобразительного искусства в начальной школе……………………………….………………………….….…
1.2. Значение творческих способностей в формировании личности учащихся начальной школы на уроках изобразительного искусства ………
1.3. Игровая деятельность  как средство развития детского  творчества на уроках изобразительного  искусства…………………………………………
2. Оценка педагогической диагностики творческого развития учащихся первого класса.
 Психолого - педагогическая характеристика учащихся начальных классов…………………………………………………………………………...
2.1 Изучение педагогической диагностики творческого развития учащихся первого класса…………………………………………………………………..
2.2. Характеристика диагностического материала……………
3. Опытно экспериментальная  работа по изучению  развития творчества  учащихся первого  класса в процессе  изобразительной  деятельности.
3.1. Создание эмперической базы исследования.
3.2. Исследование творческого развития учащихся первого класса на уроках изобразительной деятельности.
3.3. Анализ результатов  исследования творческого развития  учащихся первого класса на  уроках изобразительного искусства.
 


Введение.
              В настоящее время все более устойчивым и доминантным становится осознание приоритета творчества как слагаемого профессионального успеха. Следовательно, креативность может и должна быть связана с педагогическим процессом в начальном звене школы, поскольку именно в нем личность ребенка приобретает основные навыки и способы деятельности. Изобразительная деятельность органически присуща ребенку. Потребность рисовать, что-то изображать - его специфичный способ познания мира, общение с окружающими.      
             Как говорится в программе  «школа 2020», необходимо научить школьников не только использовать готовые знания и процедуры, но и рассуждать, убеждать, ставить задачи, принимать решения, планировать и проектировать, ответственно выполнять планы, самостоятельно добывать информацию, а также работать в коллективе.
      Стремление  к творчеству характерно для школы  наших дней, хотя многие учителя используют повторение одних и тех же действий, приемов, не учитывая желания и интересы детей, что часто приводит к потере у детей способности творчески и самостоятельно работать.
      При использование элементов игры на уроках можно достичь больших успехов в воспитательно-образовательной работе с детьми. Игра учит детей обдумывать, как осуществить тот или иной замысел. В ней, как ни в какой другой деятельности, развиваются  ценные для детей качества: активность, самостоятельность воображения, интерес .
      Вышесказанное подтверждает  актуальность создания условий для творческого развития учащихся первого класса на уроках изобразительного искусства в процессе интеграции игровой и изобразительной  деятельности.   
      Противоречие  исследования состоит в недостаточном применении различных методик для развития творческого потенциала учащихся первого класса на уроках изобразительной деятельности. 
      Следовательно, проблема заключается в грамотном  применении различных методик развивающих творческий потенциал учащихся первого класса на уроках изобразительной деятельности. 
      Объект  исследования – процесс творческого  развития учащихся первого класса в  интеграции игровой и изобразительной  деятельности.
      Предмет исследования – педагогические условия для творческого развития учащихся первого класса.
      Цель  исследования – рассмотреть педагогические условия творческого развития учащихся первого класса в процессе интеграции игровой и изобразительной деятельности.
     Цель  исследования определила следующие  задачи:
    Дать теоретическое обоснование проблеме творческого развития учащихся первого класса в процессе интеграции игровой и изобразительной деятельности.
    Рассмотреть возможности игровой деятельности как средство развития детского творчества;
    Описать диагностический материал исследования;
    Проанализировать результаты проведенного исследования.
   В настоящее время накоплен немалый  опыт методики изобразительное искусство. В её развитие много ценного внесли такие специалисты, как А. Д. Алехин, Г. В. Беда, В. С. Кузин, Т. С. Комарова,  Б. М. Неменский, Е. Е. Рожкова, Н. Н. Ростовцев, Е. В. Шорохов, Т. Я. Шпикалова и другие[11.6].  
   Определен обязательный минимум содержания образования  основных образовательных программ, даны требования к уровню подготовки учащихся (приказ Минобразования России от 9 марта 2004г. №1312), разработаны примерные  программы основного общего образования  по изобразительному искусству, а также  авторские вариативные образовательные  программы (прил. №1).
 


1.Педагогические условия творческого развития учащихся первого класса 

    1.1Основные принципы преподавания изобразительного
    искусства в начальной школе.
    Успех обучения изобразительному искусству  зависит от правильного определения  его целей и содержания, а также  от способов достижения целей, то есть методов обучения.
    Преподавание  предмета  “изобразительное искусство” осуществляется на единых основаниях, включающих развитие эстетического  отношения к миру, художественно-творческого  воображения и овладение языком и навыками конкретных видов искусства.
    Развитие  личности средствами искусства должно содействовать формированию целостного мироощущения созданию нравственно- и эстетически полноценной среды общения с искусством во всём многообразии его видов.
    Преподавание  строится как органичное единство учения и творчества. Учебные задачи не отделяются от творческих и не предшествуют им по времени. Создание и восприятие ребенком художественного образа является целью, а приобретение знаний, умений и навыков – необходимым средством ее достижения, не подменяющим собой цель. Индивидуальная работа чередуется с коллективной творческой деятельностью учащихся. После выполнения самостоятельной работы проходит обсуждение рисунков, панно, объёмных изделий, где ученики высказывают свои мнения, делятся впечатлениями, дают оценку с позиции художественно-эстетической ценности работ[1.135].
    В начальной школе освоение каждого  вида художественной деятельности (изобразительной, декоративной и дизайнерской) заключается  в следующем: учащихся знакомят с  разнообразными материалами и техниками, а затем через систему творческих заданий у детей формируется  умение самостоятельно выбирать наиболее подходящий художественный материал или  технику для воплощения замысла.
   Основные  этапы создания изобразительной  работы:
    Выбор сюжета, формирование замысла композиции.
    Выполнение эскиза (только в 3-4 классах).
    Выполнение рисунка композиции.
    выполнение цветового решения композиции.
      Очень важно, чтобы коллективное  художественное творчество обучающихся  использовалось при оформлении  школьных интерьеров, это имеет  огромное значение в формировании  эмоционально – оценочного отношения  и вкуса. 
    Общение учителя с детьми носит преимущественно  диалогический характер, активность детей направляется не только на создание произведения, но и находит проявление в момент вынашивания замысла, в  процессе обсуждения будущей работы. Часто сам разговор, непосредственно  предваряющий практическую деятельность, является толчком, рождающим художественный образ. Стимулирует рождение художественного  образа музыкальный, литературный и  визуальный материалы. Качественное оценивание работ заменяет количественную отметку.
    Преподавание  изобразительного искусства опирается  также на общие принципы преподавания, преломляя их в соответствии со своей  спецификой:
    принцип непрерывности – предполагает изучение предметов искусства на протяжении всех лет обучения в школе;
    принцип преемственности – предполагает обязательный учет традиций русской художественной школы и реалий современного мира, преемственность в творчестве младших школьников.
    принцип интеграции предметов изобразительного искусства между собой и с другими учебными предметами (литературой, историей, природоведением и т.д.) – позволяет, с одной стороны, показать единство, родство предметов искусства как художественно-образной формы эстетического освоения действительности, с другой – почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью;
    принцип вариативности – предусматривает возможность реализации единого содержания на базе различных научно-методических подходов и культурных традиций многонациональной страны;
    принцип индивидуализации — позволяет учащимся на всем протяжении обучения получать художественно-изобразительную подготовку разного уровня в соответствии с их индивидуальными особенностями, способностями и интересами, уровнем художественного и общего развития, и предусматривает возможность выбора типа художественного образования в профильных классах.
    Важным  условием развития художественного  творчества на уроках изобразительного искусства является использование  педагогами технических средств  обучения (диафильмы, слайды, особенно видео- и аудиоаппаратура). [11.299].
    Знакомя детей с азами изобразительной  грамоты, необходимо обратить их внимание на иллюстрации, которые помогут им постичь закономерности строения формы, цветоведения, композиции, построения орнамента правила и приёмы использования различных художественных средств (прил. №2). Этой же цели служат вопросы и задания, которые учитель предлагает ученикам. В зависимости от их индивидуальных особенностей и уровня развития, вопросы и задания можно варьировать. Большинство из них учитель предлагает ребятам в качестве домашних заданий для закрепления учебного материала, пройденного на уроке. [1.115.].   
    Наиболее  распространённые виды работ - это   основы изобразительной грамоты (линия, штрих, тон в рисунке и в живописи, главные и дополнительные, холодные и тёплые цвета, геометрическая основа формы предметов, их соотношение в пространстве и в соответствии с этим – изменение размеров) включая рисунок, живопись, композицию, лепку, аппликацию. Детям объясняется, как надлежит обращаться с самыми простыми изобразительными художественными материалами- карандашом, акварелью, гуашевыми красками, каковы приёмы и техника работы ими.
      При изображении этюдов живописи с натуры (различных реальных предметов) необходимо проводить сравнительный анализ, подобных прилагаемым объектам фрагментов рисунков и полотен известных художников. Среди предлагаемых школьникам объектов изображения – животные, птицы, бабочки, стрекозы, цветы, плоды (фрукты, овощи). 
    Наряду  с самостоятельным воспроизведением простейших орнаментов, геометрических узоров, форм растительного и животного  мира детям рекомендуется систематически практиковаться в выполнении узоров по образцам различных направлений русского народного декоративно – прикладного искусства (Хохлома, Жостово, Гжель и др.).
    Назначение  альбома с раскрасками – помочь школьнику более глубоко изучить основы цветоведения и овладеть приёмами работы с цветными карандашами, фломастерами, акварельными и гуашевыми красками. 
    Детские рисунки являются не только образцами детского творчества, но и демонстрируют уровень развития художественных способностей детей этого возраста, а так же возможности овладения ими основами изобразительной грамоты.
          Другой, интересной, формой работы по изобразительному искусству, является связь школы с художественными музеями. Интересен опыт Казанского музея изобразительных искусств в его работе со школами в 80-е годы. 
      Ежегодно в музее проходили выставки детского изобразительного творчества. Отдельные выставки показывают рисунки детей, выполненные ими на уроках изобразительного искусства и преследуют   методические задачи: чтобы учитель мог видеть тематическое построение программы предмета по изобразительному искусству для того, чтобы эстетическое воспитание в школе и в художественном музее представляло единую систему, необходимо взаимопонимание. Система занятий в музее имеет цель: через пробуждение чувств, к эстетическому восприятию и воспитанию художественного вкуса, к раскрытию собственно эстетической сущности искусства, а не превращение его в информацию об искусстве или некое учебное пособие.

    Отсюда  следует, что высокий уровень успешности учащихся не всегда объединяется с высоким уровнем творческого дара. Исследованиями психологов, дидактов установлено, и школьной практикой подтверждено, что формирование и развитие творческой личности учащихся зависит так же от творческих способностей учителя. Если учитель сам имеет высокие творческие возможности, то его одаренные учащиеся достигнут блестящих успехов, а результаты учащихся с невысокими творческими способностями, как правило, незначительны. Если учитель работает не творчески, то и дети, одаренные талантом не раскрываются, не реализуют своих возможностей.
          В процессе работы педагогу следует постараться так направлять мысли и чувства детей, дабы они  ощутили миг эстетического наслаждения, чему способствуют репродукции, фотографии, рисунки и детские работы. Необходимо обратить внимание ребёнка на их цветовую гармонию, переливы красок, изящество  линий и штрихов, игру света и  тени, будь то очаровательно - нежный ландыш на фотографии, всполохи вечернего  заката или сверкание хрустально – чистых дождевых капель на репродукциях картин, и многое многое  другое ,что так восхищает, удивляет и радует человеческий глаз. 
 
 
 
 
 
 

 


1.3. Значение творческих способностей в формировании личности учащихся начальной школы на уроках изобразительного искусства.
    Влияние детского творчества в развитии ребенка  как личности очень велико. Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные  принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. К  сожалению, современная массовая школа  еще сохраняет нетворческий подход к усвоению знаний. Культура и искусство  способны воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно - эстетическим переживаниям, вести  к преобразованию окружающего, к  активному мышлению. А это в  наше время становится все менее  явным для современных детей. Творческая деятельность – это неотъемлемая часть жизни человека. Любое творчество на долгие годы станет мощным источником полноценного развития человека.
    Проблема  гармоничного развития особенно актуальна  в наши дни, когда люди все больше погружаются в мир развивающихся  технологий, но совершенно не уделяется  внимание творчеству.
    Основная  цель занятий изобразительным искусством в общеобразовательной школе  – духовное, творческое развитие личности, воспитание грамотного зрителя, любящего искусство.
    Занятия изобразительным искусством развивают  чуткость и остроту восприятия окружающей действительности, чувство красоты  мира, развивают воображение и  образное мышление, способность и  умение выразить свой замысел в зримом художественном образе, дают навыки изобразительной, конструктивной, художественно-прикладной деятельности, владение «языком» этих искусств[1.114.].
    Преподавание  обеспечивает возможности раскрытия  индивидуальности каждого ребенка  в собственном творчестве и в  отношении к искусству. Научиться  видеть красоту времён года, открывать  для себя контрасты цветовых политр осени и зимы, весны и лета, чувствовать постоянное движение в живой природе передавать это движение художественными средствами (графическими, живописными, пластическими), слышать его в предложенных учителем музыкальных фрагментах, чувствовать в поэзии, соотнося всё это впечатлениями реального мира.
    Философы  определяют, что творчество - это  умственная и практическая деятельность, результатом которой является создание оригинальных, неповторимых ценностей, выявление новых фактов, особенностей, закономерностей, а также методов  исследования и превращения материального  мира или духовной культуры; если же он новый только для его автора, то новизна субъективна и не имеет  общественного значения.
    А.Захаренко рассматривает изобразительное творчество школьников как особенную качественную и одновременно общественную сферу, поскольку результаты ее непосредственно обращены к личности учащегося, влияют увлечению процессом познания, воспитанию потребности трудиться, высоких моральных качеств.
    В условиях вариативного обучения,  по различным программам важно отметить общность поставленных целей изучения изобразительного искусства. Оно призвано обеспечить:
    приобщение школьников к миру пластических искусств, как неотъемлемой части духовной (эмоционально-ценностной) и материальной (культуры общества);
    формирование художественно-образного мышления, как основы развития творческой личности, её эстетических вкусов и потребностей, морально-эстетического облика;
    развитие творческих способностей; расширение диапазона чувств, воображения, фантазии, воспитание эмоциональной отзывчивости на явления художественной культуры;
    обучение основам изобразительной грамотности, формирование практических навыков работы в различных видах изобразительной деятельности;
    систематическое развитие зрительного восприятия, чувство цвета, композиционной культуры, пространственного мышления, умение воплощать в художественных образах творческие задачи;
    Приобщение к наследию отечественного и мирового искусства[11.314].
    Творческие  способности оставляют глубокий след на всю жизнь: творческая фантазия, стремление создать что-то новое, свое, лучшее, двигающее вперед дело, которому решил посвятить всю жизнь.
    "В  своих мыслях, где-то в себе  он открывает новый, более чудесный  мир. А далее необходимо найти  себя в обществе, себя в человеке, себя в мире" - так характеризует  В.Леви ступени творчества.
    Будучи  еще детьми, мы начинаем мыслить  творчески. Каждая ситуация для нас  была новая и требовала нового (творческого) подхода, решения. Однако, постепенно, как замечает Джеральд Ниренберг, "мы становимся ограниченными и забываем, что можем быть творческой личностью. Многие из нас на протяжении своей жизни и далее именно так наследуют установленные стереотипы".
    Философия предвидит, что внутренний мир человека составляет то, что он развил и усовершенствовал в себе: качества активнодействующих способностей. Философский словарь  трактует творчество как деятельность, которая рождает что-то новое, чего никогда не было.
    Творческая  личность - это креативная личность, которая впоследствии влияния внешних факторов приобрела необходимых для актуализации творческого потенциала человека дополнительных мотивов, личностных задатков, способностей, которые влияют достижению творческих результатов в одном или нескольких видах творческой деятельности.
    Определение учащегося главной действующей  фигурой учебно-воспитательного  процесса на уроках изобразительного искусства - это реализация проблем творческого развития личности, где требуются разработки педагогических технологий, целью которых является не накопление знаний и умений и постоянное обогащение творческим опытом и формирование механизма самоорганизации каждого учащегося.
    В науке и до сих пор оспаривается проблема, можно ли научиться творчеству, творческому мышлению. И опыт работы экспериментальных школ, лицеев знает  возможность твердо ответить на этот вопрос. Главная цель этих учебных  заведений - преодоление отчуждения учащегося от окружающего и дать возможность ему самому активно  осваивать его. Только в процессе самостоятельной деятельности у  ребенка могут быть сформированы навыки непрерывного интеллектуального  саморазвития.
    Создание  такой атмосферы - дело сложное, но необходимое. В литературе можно найти разные понятия: "педагогическая среда познания", "среда продуктивного познания", "среда обучения". Мы будем считать, что - эта среда взаимодействия информационного, психологического, познавательного, педагогического. Благодаря сбалансированности функций  того, кто учит и того, кто учится, и создаются комфортные условия  для творческого развития ребенка.
    Обозначить уровень творческих способностей на уроках изобразительного искусства учащихся можно, в первую очередь, по их достижениям в процессе обучения, во внеклассной работе. Но важно своевременно выявить творческий потенциал, который является лишь возможностью творческих успехов. Необходимо систематически тренировать и развивать способности, не выжидая подходящего момента для их выявления. Иначе творческие возможности учащихся постепенно будут утрачиваться.
          Современная психолого-педагогическая наука утверждает, что наследственность создает только основу для развития творческих способностей школьника, определяет их границы, а обучение и воспитание влияют на реализацию творческих способностей. Дж. Стингер уточнил, что высокий  уровень умственных способностей ничего не гарантирует в реализации творчества. Ум - условие необходимое для творчества, напротив никак не достаточное. Необходима систематическая целенаправленная работа учителя в выявлении и развитии в процессе обучения склонностей и справедливо определил: "Современное образование, целью, которой сообщить способностей учащихся к творчеству. М. М. Скаткин очень резко, но известную и одинаковую для всех сумму знаний, выглядит как массовое уничтожение талантов".
    Итак, одна из важных задач – помочь младшим школьникам осмыслить сам факт присутствия изобразительных (пластических) искусств повсюду в окружающем мире и ту, часто неосознаваемую роль, которую они играют в организации пространственной среды и в создании самой атмосферы человеческой жизни.
    Творческая  личность - это индивид, который владеет  высоким уровнем знаний, имеет  стремление к новому, оригинальному. Творческие способности связаны  с созданием нового, оригинального  продукта, с поиском новых средств  деятельности. Необходимо, чтобы дети, придя в школу, могли углубляться в атмосферу творчества, поиска нового, что способствует усовершенствованию навыков креативного мышления, активизации умственной деятельности, развитию индивидуальных наклонностей каждого учащегося.  Это необходимо для того, чтобы полностью использовать возможности процесса творчества и реализовать себя в будущей жизни, справляясь со всеми возникающими трудностями и ситуациями. 
 
 

 

    
1.3. Игровая деятельность  как средство развития  детского творчества  на уроках изобразительного  искусства.
  Преподавание изобразительного искусства невозможно без использования на уроке различного рода игровых ситуаций и упражнений, с помощью которых учитель формирует у школьников конкретные умения и навыки. Совершенно очевидно, что ребенок, играя, добьется гораздо больших результатов в любой деятельности, в том числе и изобразительной, потому что у большинства детей ведущим был и остается ауто-моторный образ мышления.
  Для учащихся игры - это способ самореализации, самовыражения, самооценки. Для учителя - процесс ненавязчивой подачи нового материала, приобретения личностных качеств. Игровая деятельность поддерживает интерес, увлеченность процессом, диалог.
  Использование игр в изобразительной деятельности обусловлено своеобразными связями  игры и художественного творчества. Игра предшествует творчеству, способствует ему.
  Использование игр в руководстве детской  изобразительной деятельностью  продиктовано своеобразными связями  игры и художественного творчества. Именно в этих играх уже проявляются  художественные способности учащихся: игра как бы предшествует творчеству и способствует ему. 
     При выборе форм уроков, нужно учитывать то, что лучше всего может увлечь детей, а именно выбирать те занятия, где можно пофантазировать, и насколько возможно окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которая бы стимулировала бы самую разнообразную его творческую деятельность. А именно, детское творчество особенно ярко проявляется в игровых уроках(см. приложение №3).
  Игры на уроках изобразительного искусства должны иметь художественное начало, которое предусматривает переживание художественно-образного содержания.
  Для поддержания продуктивной работоспособности  детей на протяжении всего урока  следует вводить в их деятельность различные познавательные ситуации, игры-занятия, так как усвоение предмета облегчается, если при этом задействованы  разные анализаторы.
  Чередование в течение урока всех видов  деятельности дает возможность более  рационально использовать учебное  время, повышать интенсивность работы школьников, обеспечивать непрерывное  усвоение нового и закрепление пройденного  материала.
  Игровые моменты, включенные в систему педагогических ситуаций, вызывают у детей особый интерес к познанию окружающего мира, что положительно сказывается на их продуктивно-изобразительной деятельности и отношении к занятиям.
  Игровые ситуации желательно использовать на тех уроках, где осмысление материала вызывает затруднения. Исследования показали, что во время игровых ситуаций острота зрения у ребенка значительно возрастает.
  Игры, игровые моменты, элементы сказочности  служат психологическим стимулятором нервно-психологической деятельности, потенциальных способностей восприятия. Л. С. Выготский очень тонко заметил, что «в игре ребенок всегда выше своего обычного поведения; он в игре как бы выше на голову самого себя».
  Включение игровых моментов на уроках позволяет  корректировать психологическое состояние  учащихся. Дети воспринимают психотерапевтические моменты как игру, а у учителя  есть возможность своевременно менять содержание и характер заданий в  зависимости от обстановки.
  Игрой начинается изучение новой темы или  закрепляются знания, умения и навыки по пройденному материалу. Игры-занятия  лучше проводить в форме соревнований между командами. Обязательным условием игры является подведение итогов.
  Большинство игр переводят ребенка из позиции  объекта воспитания и обучения в  позицию субъекта деятельности, в  позицию творца.
  Учитель, проводящий игру, должен уделить внимание тем ученикам, у которых что-то не получается, рекомендовать им приемы и упражнения для тренировки нужных качеств, объяснять правила проведения игры.
  Поскольку дети могут вносить свои коррективы в уже имеющиеся правила игры, учителю следует поддерживать их инициативу и творческий подход.
  При проведении игры важно обеспечить положение, при котором соревнующиеся будут  равны по силам и находиться в равных условиях. Необходимо создать такую обстановку, которая предопределит правильное отношение к игре со стороны детей.
  Позиция взрослого в игре всегда должна быть активной. Роль арбитра, посредника, члена  жюри позволяет давать оценки, характеризовать  поведение учеников. Учитель может  принимать участие в игре, превращая  ее в воспитательный фактор, что  способствует гармонизации отношений  «учитель — ученик». Это основная функция игровой позиции педагога, способствующей созданию творческой атмосферы. Игровая позиция учителя представляет собой своеобразный стиль отношений  между взрослыми и детьми.
  Учитель с помощью игры может выявить  психоэмоциональное состояние ученика, дифференцировать задачу урока, учитывая творческую индивидуальность ребенка, его мироощущение, понимание окружающей действительности, тяготение к тому или иному стилю изобразительного искусства, виду материала.
  Организуя сюжетные игры, педагог имеет возможность  влиять на реальные взаимоотношения  в игровой группе через их игровые  взаимоотношения путем продуманного распределения ролей.
  Основные  функции игровой позиции педагога:
    гуманизация взаимоотношений педагога с детьми;
  l повышение творческого потенциала коллективной деятельности;
  l экономия нервных затрат педагогов и школьников;
  l обеспечение гибкого поведения учителя.
  Имея  в методической копилке большое  количество разнообразных игр и  игровых ситуаций, учитель может  быть уверен в эффективности и  результативности обучения. Ведь материал усваивается учащимися непринужденно, и имеет сильную степень запоминания, позволяя на каждом уроке изобразительного искусства фантазировать, изобретать, творить. Кроме этого интерес  к предмету возрастает, а страх  предстоящей работы уходит. 

 

    
2. Оценка творческого  развития учащихся  первого класса  в процессе интеграции  игровой и изобразительной  деятельности на  уроках изобразительного  искусства. 

1.2.Психолого - педагогическая характеристика учащихся начальной школы.
    На  этапе перехода от игры к учёбе  формируются основные психические  новообразования младшего школьника, меняется его эмоциональная сфера. С одной стороны эти дети ещё  сохраняют свойства, присущие дошкольникам. Они способны бурно реагировать  на задевающие их ситуации и воспринимать события или предметы, несущие  яркий эмоциональный отклик. С  другой стороны, меняется жизненный  уклад ребёнка. Теперь он обязан подчинятся определённым правилам и нормам поведения, что формирует чувство ответственности, организованность, дисциплинированность. Возникает противоречие между желаниями ребёнка («хочу») и необходимостью выполнять какие – либо действия, иногда идущие в разрез его желаниям («надо»). В такой ситуации не способность соответствовать новым нормам и требованиям взрослых заставляет его сомневаться и переживать. Поступивший в школу ребёнок становится зависимым от мнений и оценок окружающих. Осознание критических замечаний в свой адрес влияет на его самочувствие и приводит к изменению самооценки. В зависимости от критичности учителей и родителей, успехов в учёбе у младшего школьника формируются либо уверенность в себе, компетентность, либо неверие в свои силы, чувство неполноценности, потеря интереса к учению [9.3].
    Период  обучения ребёнка в начальной  школе характеризуется следующими новообразованиями:
        Перестройка познавательных процессов – формирование произвольности, продуктивности и устойчивости – развитие произвольного внимания, восприятия, памяти;
    Развитие мышления ( переход от наглядно – образного мышления к словесно – логическому и рассуждающему мышлению на уровне конкретных понятий);
    Развитие саморегуляции поведения, воли;
    Усвоение умений чтения, письма, арифметических вычислений, накопление знаний;
    Овладение навыками домашнего труда;
    Расширение сферы общения, появление новых авторитетов (учитель), формирование отношений в учебном коллективе;
    Развивающие игры занимают второе место после учёбы;
    Формирование самооценки на основе оценивания учителями достигнутых результатов в учении, часто снижение самооценки;
    Формирование словесно – логического мышления на основе конкретных понятий;
    Формируется способность выполнять действия в уме – умственный план действий:
    - произвольность  поведения, развивается умение  управлять своим поведением, состоянием;
    - рефлексия,  развивается способность ребёнка  осознавать, что он делает, зачем  и правильно ли делает;
    - развиваются  способности целенаправленного  восприятия, осмысленного произвольного  запоминания[9.5].
    Начало  обучения в школе ведет к коренному  изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается и к концу младшего школьного возраста все большее значение для ребенка начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества.
    Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе. Постепенно мотивация к учебной деятельности, столь сильная в первом классе, начинает снижаться. Это связано с падением интереса к учебе и с тем, что у ребенка уже есть завоеванная общественная позиция ему нечего достигать. Для того чтобы этого не происходило учебной деятельности необходимо придать новую лично значимую мотивацию. Ведущая роль учебной деятельности в процессе развития ребенка не исключает того, что младший школьник активно включен и в другие виды деятельности, в ходе которых совершенствуются и закрепляются его новые достижения.
      Согласно Л.С. Выготскому, с началом школьного обучения мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка. Развитие словесно-логического, рассуждающего мышления, происходящее в ходе усвоения научных знаний, перестраивает и все другие познавательные процессы: «память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие — думающим».
    Процесс изображения у младшего школьника  можно охарактеризовать следующим  образом: ребёнок сразу приступает к работе, может продолжительное  время трудиться, не отрываясь от рисунка, редко его исправлять, лишь иногда вносить дополнения, обычно проявляет эмоциональность, интенсивность  в работе. Исчерпав свои возможности, он решительно бросает рисовать. По своей инициативе обычно не возвращается к прерванному занятию.
    Усложнение  учебного материала по изобразительному искусству, формирование умений и навыков  должно осуществляться с учётом возрастных возможностей на каждом этапе обучения. Для осуществления эффективного педагогического воздействия необходим  учёт возрастных особенностей учащихся разных классов начальной школы, различных сторон психики ребёнка: интеллектуальных, эмоциональных, волевых, личностных. Не секрет, что одни дети развиваются быстрее, другие медленнее. Два ученика достигают одного и того же уровня успешности и соответственно получают одинаковую отметку. Однако степень  затраченного ими при этом умственного  и физического напряжения различна. Для того чтобы учитывать специфику  индивидуального развития каждого  ребёнка, учитель начальных классов  должен владеть разнообразными диагностическими средствами контроля, в том числе  психологическими [11.318] .
    От  класса к классу, наряду с усложнением  изображения, меняются эстетические требования ребёнка к своему рисунку. Он всё  больше стремится к правдоподобности изображения, а значит к передаче объёма, перспективы, конструктивных особенностей предмета и т. п. однако передача пространства в рисунке для младшего школьника  представляет достаточную сложность, т. к. перспективные сокращения предметов  неузнаваемо меняют знакомые детям  формы. Но примерно к 3-4 классу ребёнок  способен сознательно усваивать  наглядную перспективу и пространственные отношения предметов на плоскости  листа. Дети уже могут выполнить  эскизы, композиции, что помогает добиться наилучшего воплощения замысла[11.319].
    В младшем школьном возрасте воображение, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Суть их состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредованной.
  Младший школьный возраст сензитивен для становления высших форм произвольного запоминания, поэтому целенаправленная развивающая работа по овладению мнемической деятельностью является в этот период наиболее эффективной. В. Д. Шадриков и Л.В. Черемошкина выделили 13 мнемических приемов, или способов организации запоминаемого материала: группировка, выделение опорных пунктов, составление плана, классификация, структурирование, схематизация, установление аналогий, мнемотехнические приемы, перекодирование, достраивание запоминаемого материала, серийная организация ассоциации, повторение.
  Отмеченные  особенности мыслительной деятельности детей являются причинами неуспеваемости определенной части учащихся. Неумение преодолеть возникающие при этом трудности в учении приводят иногда к отказу от активной мыслительной работы. Учащиеся начинают использовать различные неадекватные приемы и способы выполнения учебных заданий, которые психологи называют «обходными путями», к их числу относится механическое заучивание материала без его понимания. Дети воспроизводят текст почти наизусть, дословно, но при этом не могут ответить на вопросы по тексту. Еще один обходной путь — выполнение нового задания тем же способом, каким выполнялось какое-нибудь задание раньше. Помимо этого, учащиеся с недостатками мыслительного процесса при устном ответе пользуются подсказкой, стараются списать.
    В этом возрасте происходит появление  и другого важного новообразования — произвольного поведения. Ребенок становится самостоятельным, сам выбирает, как ему поступать в определенных ситуациях. В основе этого вида поведения лежат нравственные мотивы, формирующиеся в этом возрасте. Ребенок впитывает в себя моральные ценности, старается следовать определенным правилам и законам. Часто это связано с эгоистическими мотивами, и желаниями быть одобренным взрослым или укрепить свою личностную позицию в группе сверстников. То есть их поведение так или иначе, связано с основным мотивом, доминирующем в этом возрасте — мотивом достижения успеха.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.