На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Великая шелковая путь

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 21.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


           Великая шелковая путь         
Начало функционирования Великого Шелкового пути относится  ко второй половине II-го века до нашей  эры, когда дипломат и разведчик  Чжан Цзян впервые открыл для китайцев Западный край - страны Средней Азии. Тем самым были соединены в  одно целое две великие дороги. Одна, шедшая с Запада из стран Средиземноморья  в Среднюю Азию, разведанная и  пройденная эллинами и македонянами в процессе походов Александра Македонского и селевкидского полководца Демодама, вплоть до Яксарта - Сырдарьи. Другая, ведущая  с Востока, из Ханьской империи в  Среднюю Азию, разведанная Чжан Цзянем, который прошел эту область с  севера на юг через Давань, Кангюй, Согд, Бактрию.  

Выдающуюся роль в соединении двух великих цивилизаций - западной и дальневосточной сыграли  народы Средней Азии (Центральной  Азии), которые, несомненно, являлись проводниками, как той, так и другой стороны. Спустя некоторое время по Великому Шелковому пути пойдут, как об этом свидетельствуют китайские и  греко-римские источники, торговые караваны и дипломатические посольства.  

Название "Великий Шелковый путь" связано с драгоценным в те времена для стран Запада товаром - шелком. В конце II-го века до н. э. шелк познакомил два мира - Запад и Восток по первой в истории человечества трансконтинентальной дороге. Но было бы несправедливо сводить значение Великого Шелкового пути в истории мировой цивилизации исключительно к торговле шелком. Его роль была значительно шире и разнообразнее, ибо по нему проходили караваны не только с различными восточными и западными товарами, но проникали и духовные ценности, религиозные идеи. Культурные, духовные, политические и экономические связи так же, как системы определенных караванных дорог, соединяющих различные страны и историко-культурные области Ближнего и Среднего Востока, начали осуществляться, по-видимому, уже в эпоху неолита, в период сложения раннеземледельческих культур и получили широкое развитие в цивилизациях эпохи бронзы. Об этом свидетельствуют разнообразные находки, чаще всего украшения и предметы утвари, далеко от мест их происхождения.  

С появлением крупных  государств, взявших на себя функции  прокладки дорог и обеспечение  относительной безопасности продвигавшихся по ним торговых караванов, дипломатических  посольств, можно говорить о регулярном их строительстве и использовании.Создание великой Ахеменидекой державы, объединившей гигантскую территорию от Греции и  Египта до Средней Азии и Индии, несомненно, способствовало более тесному знакомству и общению между населявшими  её многочисленными племенами и  народами, исследованию ранее неизвестных  территорий. Согласно Геродоту (V в. до н.э.), "... большая часть Азии стала  известна при Дарии I (521-489 г.г. до н.э.). Царь хотел узнать, где Инд впадает  в море ... Дарий послал для этого  на кораблях людей, правдивости которых  он доверял". Войны, которые вели Ахемениды, также способствовали знакомству тех или иных народов с дальними странами. Известно, что в составе  войскимелись воинские контингенты  среднеазиатских народов: бактрийцев, согдийцев, саков, дахов, сражавшихся  непосредственно на территории материковой  Греции в Элладе, Аттике, Беотии, Фивах, принимавших участие во взятии Афин.  

Фрагментарные описания дорог, ведущих с Запада на Восток, встречаются и в некоторых  греко-римских и парфянских источниках.  

Вместе с тем  первое подробное описание пути из Восточного Средиземноморья от города Гиерополя до Серики было составлено македонянином Маем. Он не был в  стране серов (китайцев), а пользовался  донесениями своих агентов, которые  в свою очередь собирали сведения о восточном участке пути у  жителей Средней Азии.  

Согласно этим источникам и археологическим данным, в первые века до новой эры - первые века новой  эры Запад и Восток соединяли  три основные трансконтинентальные дороги: Южная, Морская, вела из Египта в Индию. Она начиналась в портах Миос Хормос и Береника на Красном  море и вела в обход Аравийского  полуострова к трем главным портам, расположенным на западном побережье  Индии: Барбарикон в дельте Инда, Баригаза на реке Нармада и гавани Мимирика на юге полуострова - от Нила до Суэца  по каналу корабли выходили в Средиземное  море и далее к Риму. Этот канал, шириной 45 м, был построен еще при  фараоне Нехо (610-595 г.г. до н.э), а затем  восстановлен по распоряжению Дария I. Из индийских портов дороги расходились  как в глубь полуострова Индостан, так и на север, в Бактрию. Из Индии  Морской путь шел далее в обход  полуострова в страны Юго-Восточной  Азии.  

Вторая  дорога - собственно Великий Шелковый путь начиналась в Риме и через Средиземное море выходила к сирийскому городу Гиерополю, а оттуда через Месопотамию, Северный Иран, Среднюю Азию вела в оазисы Восточного Туркестана и далее в Китай. Среднеазиатский участок дороги начинался в Арее. Из Ареи дорога отклонялась на север и шла в Антиохию Маргианскую, отсюда на юго-запад к Бактрии, а затем шла в двух направлениях - на север и восток.  

Северная  дорога пересекала Окс (Амударью) в районе Термеза (древняя Тармита) и далее она также расходилась по двум направлениям: от Термеза и переправ Шуроб, Чушка - Гузар и Кара-Камар по долине реки Шерабад выводила к Железным Воротам, расположенным в Западном Гиссаре, в 8 км к северо-западу от кишлака Дарбант (Дербент).  

Западный  Гиссар - мощная горная система, включающая множество мелких и больших хребтов, в том числе Кугитанг и Байсунтау, являлась естественной границей между Бактрией и Согдом, между двумя древнеземледельческими оазисами - Сурхандарьинским и Кашкадарьинским. Издревле здесь по горным проходам через перевалы и по долинам рек пролегали караванные дороги и тропы, проходил основной и по существу единственный путь торговых караванов и воинских соединений, следовавших из центральных областей Азии в Бактрию - Тохаристан и Индию и, наоборот, из Индии в Бактрию, Согд, Бухару и Чач. Эта важнейшая стратегическая дорога в ряде узловых пунктов была укреплена мощными фортификационными сооружениями. Одно из них расположено на северной окраине Шерабада, где в начале XVIII в. Шералихан из племени кунград, именем которого назван нынешний Шерабад, выстроил крепость. Здесь, на высоких лессовых холмах, уже в раннекушанское время находилось большое городище Кафиркала (Крепость неверных) с мощной фортификацией, полностью контролировавшей проходящую вдоль реки дорогу, которая выходила из горного ущелья Нондахана на равнину. Далее в 4 км к северу от Кафиркалы скалы настолько близко смыкаются, что в узком проходе остается лишь место для реки и проходящей вдоль нее неширокой дороги. С восточной стороны реки на высокой скале находится древнее фортификационное сооружение. Его доминантой является мощный форт Нондахана, расположенный на самом краю скалы, с севера круто обрывающейся к реке Шерабад.  

Миновав проход, дорога вдоль реки Шерабад шла на север, а затем в районе кишлака Дербент  поворачивала на запад. Здесь, в четырех  километрах к западу от кишлака через  всю Шерабадскую долину проходят скалистые гряды, поверх которых  в кушанское время была выстроена  стена из сырцового кирпича шириной 6, 5 м, длиной около 2 км, заканчивающаяся  в южной части мощной крепостью. Это была пограничная стена Кушанскоео царства, отделявшая её от Кангюя. Далее  дорога подходила к Железным Воротам - горному проходу, неоднократно упоминаемому под различными названиями: Дар-и  Ахании, Бабаал-Хадид., Темур-капыг, Темыр-кахалга  в средневековых арабо-персидских письменных источниках и тюркских рунических надписях.  

От Железных Ворот  дорога выводила к Акрабату, где  в средневековье находилось согдийское селение Кендек, а затем поворачивала на север, пересекала долину Урядарьи, кишлак Карахаваль и по ущелью Камдареаза выходила в область Кеш (современный  Шахрисабз и Китаб) и далее  в древнюю Мараканду. Это был  кратчайший путь из Тохаристана в  Самарканд. Из Мараканды через Голодную степь дорога выходила в область Чач (современный Ташкентский оазис), Фергану и через перевал Терек-Давань в Восточный Туркестан.  

Другое направление  этой дороги от Тармиты по долине Сурхандарьи  шло в горную страну, населенную комедами, которая, по предположению  ряда ученых, локализуется в Каратегине - области, находившейся к северо-востоку  от Душанбе. Далее дорога подходила  к так называемой Каменной Башне, а от нее шла к стоянке торговцев.  

После стоянки торговцев  Великий Шелковый путь обходил с  северной и южной сторон огромную пустыню Такла-Макан. Южный участок  дороги шел через оазисы Яркенда, Хотана, Ний, Мирана и в районе Дуньхуана  соединялся с северным участком дороги, который до этого пересекал оазисы Кизила, Кучи, Турфана. Далее дороги шла на восток вдоль Великой Китайской  стены и подходила к столице  Небесной империи Чаньань. Хотя в  письменных источниках нет на то конкретных указаний, но есть предположение, что  далее Великий Шелковый путь продолжался  до Кореи и Японии И заканчивался в древней столице этого государства  Наре.  

Другое среднеазиатское  ответвление этой дороги имело иное направление: из Антиохии Маргианской - древнего Мерва оно шло через  пески Каракумы, пересекало Окс, затем  выходило к Бухаре, оттуда в Мараканду, Чач, Фергану и далее в оазисы Восточного Туркестана.  

Наконец, третья трасса Великого Шелкового пути - Степной  путь проходил к северу от Средней  Азии. Он начинался в городах Северного  Причерноморья, находившихся в первых веках нашей эры под властью  Боспорского царства и Римской  империи. Основные города этой области: Тиры, Ольвия, Херсонес, Пантикапея, Фанагория  имели оживленные торговые связи  со странами Средиземноморья, скифскими  и сарматскими племенами и, вероятно, с более отдаленными областями.  

Огромную роль в  торговых и культурных связях между  Причерноморьем и Средней Азией  играли сарматские племена, особенно аорсы  и аланы, занимавшие огромную территорию между Приаральем и Причерноморьем.Степная  дорога, вероятно, шла от выше упомянутых городов через крупный античный город Танаис, расположенный в  низовьях Дона, пересекала южнорусские  степи, Нижнее Поволжье, Приаралье, а  затем через Южный Казахстан  выходила на Алтай и в Восточный  Туркестан, где, вероятно, соединялась  с основной трассой Великого Шелкового  пути. Одно из ответвлений этой дороги от Северного Приаралья через  Хорезм шло в Согдиану и далее  на юг.  

Северная трасса Великого Шелкового пути была более  сложной для прохождения, поскольку  многие десятки километров она проходила  по безводным степям, лишенным городов  и поселений, где торговые караваны подвергались набегам различных  племен, не признававших чью-либо власть, в отличие от южных дорог, находившихся под контролем государств - будь то Парфянское или Кушанское.  

Великий Шелковый путь был не только дорогой торговых караванов, а и дорогой этнических миграций. Именно по ней, начиная с I-го тысячелетия  до нашей эры, с Востока на Запад  шли бесчисленные потоки кочевых  племен: скифы, сарматы, гунны, авары, болгары, мадьяры, печенеги, и "нет им числа".  

Помимо трех основных трасс Великого Шелкового пути, существовали и другие дороги, посредством которых  все эти три трассы соединялись  между собой. Так, из морских портов Западного побережья Индии ряд  дорог вел на север и через  Хайберский перевал они выводили в Бактрию, где соединялись с  основной трассой Великого Шелкового  пути. В столице Согда - древней  Мараканде начинался Кавказский Шелковый путь, который шел в Хорезм, огибал Каспийское море, пересекал  степи Северного Кавказа, а затем  по так называемой Дарвинской дороге подходил к перевалам хребта: Клухорскому  и Марухскому и спускался к  городу Цхуми. Отсюда торговые караваны переплывали Черное море к городу Константинополю - столице Византийской империи. Особое значение Кавказский Шелковый путь приобрел во 2-й половине VI в. нашей эры, когда Сасанидская империя закрыла проход торговых караванов с шелком через свою территорию в Византию.  

Важная дорога шла  из Нижнего Поволжья вдоль западного  берега Каспийского моря через Каспийские Железные Ворота - Дарбанд на юг в  древнюю Албанию и Парфию, соединяя северную и основную трассы Великого Шелкового пути. Именно по этой дороге, поступали на Северный Кавказ и в  южнорусские степи индийские  и египетские товары. Вероятно, по этой причине здесь в достаточно большом  количестве найдены египетские амулеты. Считается, что эти амулеты изготовлялись  в египетских городах Александрии  и Навкратисе.  

Несмотря на очень  сложные природные условия, множество  путей проходили из северных районов  Средней Азии и оазисов Восточного Туркестана через перевалы Памира в  Кашмир и далее на юг в Индию. Вот  как описывается путешествие  по одной из таких дорог двадцати пяти монахов во главе с Ши Таньуцзе, шедших на поклонение буддийским святыням Индии: "Они оставили за собой  царства Куча и Кашгар, поднялись  на горы Памира, перевалили Снеговые горы (Гималаи). Ядовитые пары давили на них  с тысячной силой, наледи вздымались ввысь на десять тысяч ли, а под  ними была большая река, которая  неслась стрелой. Мостом с восточного на западный берег служили толстые  веревки.… Они шли три дня  и вновь поднялись на большие  заснеженные горы. Отвесная скала  стала перед ними стеной, такой  гладкой, что не упереться ногами. ... У каждого из спутников было по четыре колышка. Они выдергивали  нижние колья и карабкались на верхние, так попеременно взбираясь, то на одни, то на другие. Только к концу  дня они выбрались на ровное место. Здесь они подождали отставших  и произвели счет потерям. Они  потеряли двенадцать человек".  

Значительная часть  евразийского материка была покрыта  густой сетью дорог, составляющих собственно Великий Шелковый путь, по которому шел интенсивный обмен материальными  и духовными ценностями, причем своеобразным ретранслятором являлась Центральная  Азия. В типо  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
ВЕЛИКИЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ НА ТЕРРИТОРИИ КАЗАХСТАНА. ГОРОД  И СТЕПЬ 

  Начало контактов  и обменных связей восходит  к III—II тыс. до н. э. Эти
связи были налажены в связи с разработкой месторожде-
ний лазурита в горах  Бадахшана и нефрита в верхнем  течении р. Яркендарьи, в
районе Хотана.
  В середине I тыс.  до н. э. стал функционировать  Степной путь,
протянувшийся из Причерноморья  к берегам Дона, затем в земли  савроматов в
Южное Приуралье, к  Иртышу и, далее, на Алтай, в страну агрипеев, населявших
район Верхнего Иртыша и о. Зайсан. По этому пути распространяли шелк, меха
и шкуры, иранские ковры, изделия из драгоценных металлов.
  В распространении  драгоценных шелков участвовали  кочевые племена саков и
скифов, через посредство которых диковинный для того времени  товар попадал
в Центральную Азию и Средиземноморье.
  В середине II в. до н. э. Шелковый путь  начинает функционировать как
регулярная дипломатическая  и торговая артерия.
  Во II—V вв. Шелковый  путь, если следовать с востока,  начинался в Чаньани
— древней столице  Китая и шел к переправе  через Хуанхэ в районе Ланчжоу,
далее вдоль северных отрогов Нань Шаня к западной окраине  Великой Китайской
стены, к Заставе  Яшмовых ворот. Здесь единая дорога разветвлялась, окаймляя
с севера и юга  пустыню Такла-Макан. Северная шла  через оазисы Хами, Турфан,
Бешбалык, Шихо в  долину р. Или; средняя от Чаочана  к Карашару, Аксу и через
перевал Бедель к  южному берегу Иссык-Куля — через  Дунхуан, Хотан, Яркенд в
Бактрию, Индию и  Средиземноморье – это так  называемый «Южный путь».
«Северный путь»  шел из Кашгара в Фергану и  далее через Самарканд, Бухару,
Мерв и Хамадан  в Сирию.
  В VI—VII вв. наиболее  оживленным становится путь, проходивший  из Китая на
запад через Семиречье  и Южный Казахстан. Такое перемещение  пути можно
объяснить несколькими  причинами. Во-первых, в Семиречье  находились ставки
тюркских каганов, которые контролировали торговые пути через Среднюю Азию.
Во-вторых, дорога через  Фергану в VII в. стала опасной из-за междоусобиц. В-
третьих, богатые  тюркские каганы и их окружение стали  крупными
потребителями заморских  товаров.
Через Шелковый путь шло основное число посольских и  торговых караванов в
VII—XIV вв. В течение  столетий он претерпевал изменения:  одни участки
приобретали особое значение, другие, напротив, отмирали, а города и
торговые станции  на них приходили в упадок. Так, в VI—VIII вв. основной
была трасса Сирия  — Иран — Средняя Азия — Южный  Казахстан — Таласская
долина — Чуйская  долина — Иссык-Кульская котловина  — Восточный Туркестан.
Ответвление этого  пути, точнее, еще один маршрут выходил  на трассу из
Византии через  Дербент в Прикаспийские степи  — Мангышлак — Приаралье —
Южный Казахстан. Он шел в обход Сасанидского Ирана, когда в противовес ему
был заключен торгово-дипломатический  союз Западнотюркского каганата в
Византии. В IX—XII вв. этот маршрут использовался с  меньшей интенсивностью,
чем тот, который  шел через Среднюю Азию и Ближний  Восток, Малую Азию в
Сирию, Египет и Византию, а в XIII—XIV вв. вновь оживляется. Политическая
ситуация на континенте определяла выборы маршрутов дипломатами, купцами и
другими путешествующими  людьми'.
  Во время существования  государства саков, усуней и  кангюй во II в. до н.
э. — первой половине I тыс. н. э., когда Шелковый путь уже  активно
функционировал, в  Казахстан проникают римское  стекло и монеты, китайский
шелк, зеркала и  лаковая посуда, европейские фибулы-застежки и камни-печатки
из Сасанидского Ирана. В этот период в долинах  Чу, Таласа и Сырдарьи
формируются городские  центры, предтечей которых явились  земледельческие
поселения, окруженные стенами с башнями.
  Во второй  половине VI в. Семиречье, Южный  Казахстан вошли в состав
Тюркского Каганата, огромной кочевой империи, простиравшейся от Кореи до
Черного моря. В конце VI в. происходит оживление Шелкового  пути на участке
Семиречья и Южного Казахстана, что сыграло важную роль в развитии городской
культуры этого  региона. В Семиречье он стимулировал возникновение ряда
городских центров, а на юге Казахстана способствовал  быстрому росту
городов. Шелковый путь через Среднюю Азию, Южный Казахстан  и Семиречье
функционировал вплоть до XIV в., пока междоусобицы и войны, приведшие к
гибели городской  культуры, и освоение морских путей  в Китай не привели к
его угасанию. 

              § 1. Направления и трассы Великого  Шелкового пути 

  Казахстанский  участок Шелкового пути, если  по нему двигаться с запада  на
восток, шел из Шаша (Ташкент) через перевал Турбат в  Исфиджаб, Сайрам
(Сарьям). Название  древнего города сохранилось  до сих пор. Его носит
поселок рядом с  Шымкентом, в центре которого находятся  остатки
средневекового городища, бывшего одним из крупнейших центров  на Шелковом
пути. Из Исфиджаба  вывозили рабов, белые ткани, оружие, мечи, медь и
железо.
  Из Исфиджаба  караваны шли на восток в  Тараз через города Шараб и
Будухкет.
  Тараз — один  из крупнейших городов Казахстана, был известен уже в VI в.
Именно здесь тюркский каган Дизабул в 568 г. принимал дипломатическое
посольство византийского  императора Юстиниана II во главе со стратигом
Земархом. Источники  называли Тараз городом купцов. Кроме  того, он был
столичным центром  тюргешей, а затем карлуков и караханидов.
  Рядом с Таразом  находился город Джамукат, упоминавшийся  уже в VI в.
Развалины Джамуката  находятся в Таласской долине недалеко от Джамбыла, на
правом берегу реки Талас, напротив с. Михайловки. Развалины  его называются
сейчас Костобе  — Двойной бугор.
  В равнинной  части долины стоял город Атлах,  у стен которого произошла  в
751 г. битва арабов  с китайскими войсками за сферы  влияния. Неподалеку от
Тараза на торговом пути, идущем вниз по Таласу на север, находились города
Адахкет и Дех  Нуджикес. В горной части Таласской  долины находились также
известные
города Шельджи, Сус, Куль и Текабкет. Они возникли вблизи серебряных
рудников.
  В Таласскую  долину караваны попадали также  по дороге из Ферганской долины
через перевал Чанач  на Чаткальском хребте и Карабура в Таласском Алатау.
Этот отрезок дорог  соединил «Ферганское» и «Семиреченское»  направления
Шелкового пути.
  Из Тараза  на восток путь шел к Кулану. Территория между Таразом и  Куланом
принадлежала карлукам. На пути к Кулану путь проходил через  города
Касрибас, Куль-Шуб  и Джудь-Шуб. От Кулана далее на восток на расстоянии
четырех фарсахов друг от друга стояли города Мирки и  Аспара. Затем караваны
шли через города Нузкет и Харраджуван в Джуль. Из Джуля дорога вела в
Сарыг, затем в  «селение тюркского кагана» и  в Кирмирау.
  Из Кирмирау  дорога приводила в один из  крупнейших городов Семиречья
Навакет (Китайский  Синчэн). Оба названия переводятся  как Новгород. Навакет
был резиденцией  тюркских каганов и городом согдийцев.
  Из Навакета  через Пенджикент (Бунджикет) дорога  приводила в крупнейший
город Семиречья  Суяб — столицу западных тюрков (затем тюргешей, карлуков).
О нем пишут китайские  и арабские путешественники вплоть до Х в. Роль
столицы переходит  к городу Баласагуну, раннее название которого, видимо,
было Беклиг или  Семекна. Баласагун известен как  столица Караханидов, затем
Каракитаев, которые  его и разрушили в начале XIII в. Город был заново
отстроен, но уже  в XIV в. лежал в развалинах. Местоположение этих городов
находится неподалеку от современного "г. Токмака и  соответствует двум
известным средневековым  памятникам — городищам Акбешим  и Бурана.
  Из Суяба Шелковый  путь шел либо по северному,  либо по южному берегам
Иссык-Куля. На южном  отрезке караваны проходили крупный  город Верхний
Барсахан, а северный отмечен остатками небольших  караван-сараев, названия
которых до нас не дошли. Затем эти пути соединялись  у перевала Бедель, и
через него либо Ташрабат Шелковый путь приводил к Кашгару  и Аксу.
  Из Иссыккульской  котловины через перевал Санташ  и долину Каркары путь вел
в Илийскую долину и  затем по правому берегу Или через  долины Усека и
Хоргоса — в Алмалык, а по северной оконечности пустыни  Такла-Макан, через
оазисы Хами и  Турфан — к Дунхуану и в Китай.
  В X—XII вв. одно  из ответвлений Шелкового пути  пересекало всю Илийскую
долину с юго-запада на северо-восток. Ответвление начиналось в Навакате,
затем шло на Бунджикет  и через перевал Кастек приводило  на северные склоны
Заилийского Алатау. На перевал шла еще одна дорога — из Баласагуна. Здесь
приметным ориентиром были священные горы Урун-Ардж. Трасса проходила через
небольшие городки  в предгорьях Заилийского Алатау, находившиеся на месте
Кастека, Каскелена  и Алматы, и достигала города Тальхиза (Тальхира),
который расположен на северной окраине города Талгар. Здесь у подножия гор
на правом берегу р. Талгар находятся развалины крупного средневекового
городища. Тальхиз (Тальхир) был крупным центром транзитной торговли.
  В Илийскую  долину попадали и другим путем:  от Кулана, Аспары либо Нузкета
к городам среднего и нижнего течения Чу. Через  брод Ташуткуль дорога шла на
северные склоны Чуилийских гор к городам вдоль  северных склонов Заилийского
Алатау.
  В Тальхизе  Шелковый путь разветвлялся. Южная  часть шла через Иссык,
Тургень, Чилик к  переправе через Или в районе Борохудзира, а затем по
правому берегу Или  он шел через Хоргос на Алмалык, соединяясь с маршрутом,
шедшим сюда из долины Иссык-Куля. На этом отрезке археологи  нашли развалины
небольших городков Иссык, Тургень, Лавар и крупного г. Чилик. По правому
берегу Или дорога шла через современные поселения  Кок-Тал и г. Джаркент. В
районе Кок-Тала располагался Илиба-лык.
  Северная дорога  из Тальхиза тянулась вдоль  р. Талгар до переправы на  р.
Или в районе Капчагайского  ущелья. После нее путь вел на Чингильды, затем
через перевал Алтын-Эмель  дорога спускалась в долину Коксу  и достигала
города Икиогуз, находившегося  на месте современного с. Дунгановка.
Вильгельм Рубрук называет город Эквиусом. Именно здесь обнаружено одно из
крупнейших городищ  Илийской долины. В этом городе, как  свидетельствует
посетивший его  в 1253 г. Вильгельм Рубрук, жили «сарацины» (иранские
купцы).
  Из Икиогуза  путь шел к Каялыку (Койлаку)  — столице карлукских джабгу.
Город славился своими базарами. В нем кроме мусульман  жили христиане,
имевшие свою церковь. Об этом сообщает посетивший город  посол Людовика IX к
монгольскому хану Мункэ монах Вильгельм Рубрук. Кулык был столицей
карлуков, которым  в IX — начале XIII вв. принадлежала северовосточная  часть
Илийской долины. Он находился в долине р. Каратал, на окраине с.
Антоновского. Неподалеку от Каялыка, судя по записке Рубрука, находилось
христианское селение, через которое также проходил Шелковый путь. Далее он
следовал в долину Тентека и, обогнув Алакуль, через  Джунгарские ворота
приводил в долину Шихо и оттуда через Бешбалык шел  в Дунхуан и внутренний
Китай.
  На юго-восточной  оконечности Алакуля стоял город,  который путешественники
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.