На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Понятие и признаки государства. Типология государства

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 21.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
КУРСОВАЯ  РАБОТА 

Понятие и признаки государства. Типология  государства 
 
 

Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 
    Особенности государства конкретного исторического  периода определяются состоянием и уровнем развития общества. При неизменности формальных признаков (территории, публичной власти, суверенитета) государство по мере общественного развития претерпевает серьезные изменения.
    Особенности исторических периодов (этапов, эпох) в развитии государственно-организационного общества у различных народов в различное историческое время позволяют тем не менее выявить существенные общие черты, характерные для всех государств данного периода. Первые попытки такого обобщения, несмотря на отсутствие исторического опыта государственного строительства, были предприняты Аристотелем и Полибием.
    Аристотель  считал, что основными критериями разграничения государств являются:
    1. Количество властвующих в государстве
    2. Осуществляемая государством цель
    По  первому признаку он различал правление одного, правление немногих, правление большинства. По второму признаку все государства делились на правильные (в них достигается общее благо) и неправильные (в них преследуются частные цели). Отвлекаясь от конкретных условий того времени, Аристотель считал главное различие государств в том, какое мере государство обеспечивает свободу и личные интересы каждого.
    Полибий говорил, что развитие государства, смена его типов (разновидностей) – естественный процесс, определяемый природой. Государство развивается по бесконечному кругу, который включает фазы зарождения, становления , упадка и исчезновения. Эти фазы переходят одна в другую, и цикл повторяется вновь. История подтверждает, что цикличность в развитии государственно-организованного общества – закономерный процесс.
    Тем не менее, главное в воззрениях Полибия  состоит в том, что за основу смены  циклов в развитии государства он принимал изменения в соотношении  государственной власти и человека.
    Разнообразие  научных подходов в оценке этого чрезвычайно сложного и неоднозначного общественного явления стало объективной основой концептуального плюрализма типологии государств.
    Этим  и объясняется актуальность данной работы. Целью работы является по возможности  полное рассмотрение  различных критериев для типологизации государств и непосредственно типов. Исходя из этой цели, можно выделить несколько  конкретных задач этой работы:
    - Изучить понятие «типология государства».
    - Рассмотреть возможные критерии и основы для классификации государств.
    - Описать выделяемые типы государств. 
 
 

 

    

1. Понятие государства

 
          Государство - продукт  внутреннего развития общества, объективно нуждающегося в организационном  оформлении. В различные эпохи  в различных условиях государство  выступает как организация для управления обществом, как механизм властвования.
          Возникновение государства  связано с разложением родового строя, появлением частной собственности, классовым расслоением общества и другими причинами.
          Государство можно  определить как “особую организацию политической власти общества, располагающую специальным аппаратом принуждения, выражающую волю и интересы господствующего класса или всего народа”2.
          Государство, его  механизм (система государственных  органов) не остаются неизменными. Государство  изменяется вместе с изменением общества, политической формой организации которого оно является. Мы можем говорить об особенностях государственного механизма рабовладельческого, феодального, буржуазного общества и др. Это один подход к классификации государств; существуют и другие.
          В основе классификации  функций лежат сферы деятельности государства, т.е. те области общественных отношений, на которые оно воздействует. В зависимости от этого функции  государства можно разделить  на внешние и внутренние.
          Внутренние функции - это основные направления деятельности государства в пределах данной страны. Они характеризуют внутреннюю политику государства. К внутренним функциям относятся охранительные и регулятивные.
          Осуществление охранительных  функций предполагает деятельность государства по обеспечению и защите всех закрепляемых и регулируемых правом общественных отношений.
    В этих целях государство обеспечивает правопорядок в обществе, равную защиту всем формам собственности, прав и свобод граждан, а также охрану окружающей природной cреды и так далее.
           Осуществление  регулятивных функций предполагает  роль государства в организации  общественного производства, развитии  экономики страны, в создании  необходимых условий для формирования  личности. В этих целях государство  осуществляет регулирование хозяйственной жизни в интересах человека и общества, заботясь о материальном благосостоянии и духовном развитии человека.
          Внешние функции  проявляются во внешнеполитической деятельности государства, в его  взаимоотношениях с другими странами. К числу внешних функций относятся: взаимовыгодное международное сотрудничество, обеспечение обороны государства от нападения из вне и другие. “Внешнеполитическая деятельность РФ основывается на признании и уважении государственного суверенитета и суверенного равенства всех стран, равноправия и невмешательства во внутренние дела, уважения территориальной целостности и нерушимости существующих границ, отказа от применения силы и угрозы силой, экономических и других методов давления, уважения прав и свобод человека, включая права национальных меньшинств, добросовестного выполнения обязательств и других общепризнанных принципов и норм международного права”1.
          Внешние и внутренние функции государства тесно взаимосвязаны  и взаимообусловлены.  
 
 
 

2. Признаки государства

2.1. Подходы к определению  признаков государства

 
    Общие основные признаки государства позволяют  прежде всего вскрыть отличия  любой государственной организации  общества от его негосударственных  объединений, от других частей политической системы общества. Такие признаки представляют собой “определенный, относительно неизменный каркас государственной организации человеческого общества, который по мере общественного развития наполняется новым содержанием, теряет отжившие и приобретает новые структуры и функции”1.
    Марксистский  взгляд на признаки государства, отличающие второе от организации общественной власти в родовом строе, изложен  Энгельсом в работе “Происхождение семьи, частной собственности и  государства”2. В главе “Варварство и цивилизация” автор выделяет общие признаки, которые присущи цивилизованному обществу:
    Разделение подданных государства по территориальным единицам;
    Учреждение особой публичной власти, которая уже не совпадает непосредственно с населением;
    Взимание налогов с населения и получение от него займов для содержания аппарата государственной власти.
    Если  определять государство с точки  зрения социологии, то выделяют следующие  признаки государства:
    Совокупность людей – народ;
    Господствующая над ними власть;
    Территория – как предел действия этой власти.
 
    Все представители различных научных направлений формально не противоречат друг другу. Однако, государство в реальной действительности – это государство на определенной ступени общественного развития, отличающееся от государств, которые находятся на более ранних ступенях развития, поэтому целесообразно выделить те признаки государства, которые имеют место в наше время. 

2.2. Признаки государства в реальной правовой системе

 
    Передовая общественная мысль пришла к выводу, что государство, в отличие от догосударственной  организации власти,  характеризуется единой территорией, проживающим на ней населением, властью, которая распространяется на население, проживающее на данной территории. В то же время, как отмечает В.В. Кокошкин1, каждый из характерных признаков государства представляет сам сложное понятие и требует самостоятельного исследования. Поэтому ограничимся лишь перечислением и кратким описанием основных признаков государства, принятых в реальной действительности.
    Признаками государства являются:
    1. Наличие особой публичной власти, которая, воплощаясь в государственных  органах, выступает как государственная  власть. Её осуществляет особый  слой людей, выполняющий функции  управления и принуждения, который  является совокупностью государственных органов. Важнейшими государственными  органами являются законодательные, исполнительные, судебные и карательные – армия, полиция, тюремные и исправительно-трудовые учреждения. 

    2. Территориальная организация населения.  Государственная власть осуществляется в рамках определенной территории и распространяется на всех людей, проживающих на этой территории. Между членами общества существует новый социальный институт – гражданство или подданство. Осуществление власти по территориальному принципу ведет к установлению его пространственных пределов – государственных границ, которые отделяют одно государство от другого.
    3. Государственный суверенитет, т.е.  “верховенство и независимость  государственной власти от любой  иной власти внутри страны  и вовне при строгом соблюдении общепризнанных норм международного права”1.  Государственный суверенитет, дающий право государству самостоятельно и свободно решать свои дела, отличает государство наряду с другими его признаками от других организаций общества (например, политических партий). Независимость государственной власти конкретно выражается в следующем:
      в универсальности – только решения государственной власти распространяются на все население и общественные организации данной страны;
      в прерогативе – возможности отмены и признания ничтожным любого незаконного проявления другой общественной власти;
      в наличии специальных средств воздействия, которых нет ни у каких других организаций.
    4. Государство организует общественную  жизнь на правовых началах.  Деятельность всех государственных органов основана на нормах права. Государство - единственная организация, которая осуществляет правотворчество, т.е. издает законы и другие правовые акты, обязательные для всего населения.  

    5. Государственная организация предполагает сбор налогов с населения, взыскиваемых в принудительном порядке.
    Таковы  наиболее общие признаки государства  как специфической организации  общества. Сами по себе, они не дают полного представления о сущности и социальном назначении государства  в его историческом развитии. Но с совершенствованием общества, самого человека меняется и государство, его общие признаки наполняются новым, перекликающимся со старым, но более рациональным содержанием. 
 

    

3. Типология государства

3.1. Понятие типологии  государства

 
       Первые  попытки типизации государств были предприняты еще Аристотелем, который  считал, что основными критериями разграничения государств являются, во-первых, количество властвующих  в государстве и, во-вторых, осуществляемая государством цель.
       Попытки типизации государств предпринимали также: Г. Елинек, Г. Кельзен, Р. Макайвер, Р. Дарендорф и др.
       Под типом государства понимаются взятые в единстве наиболее общие черты  различных государств, система их важнейших свойств и сторон, порождаемых  соответствующей эпохой, характеризующихся общими сущностными признаками.
       Одни  исследователи отождествляют типологию  и классификацию и считают  что это — распределение объектов по классам на основе их общих признаков. Другие ученые полагают, что типология  — это особый вид классификации,  который занимается системными объектами и дает системное знание о них.
       Предметом изучения формы государства являются вопросы организации и устройства верховной государственной власти, территориального устройства государственной  власти и методы ее осуществления. Напротив, предмет типологии государства составляет учение о народовластии (демократии) как родовой сущности государства. Поэтому, несмотря на очевидную взаимосвязь, форму государства нельзя отождествлять с типом государства, а типизацию государства - с классификацией его формы.
       Классификация формы государства - это систематика  государства, относящаяся к организации  и устройству государственной власти; типизация государства - группировка  государств с учетом факторов развития народовластия как родовой сущности государства.
       Форма государства соотносится с его  типом, она есть внешняя организация государства определенного типа.

3.2. Основные подходы к типологизации государств

3.2.1. Типология государства с точки зрения формационного подхода

 
       До  последнего времени вопросы типологии  государств рассматривались преимущественно  с позиций формационного подхода.
       Марксистко - ленинская типология государства и права базируется на категории общественно-экономической формации.
       Формация – исторический тип общества, основанный на определенном способе призводства. Уровень развития производительных сил определяет материально-техническую базу общества, а производственные отношения, складывающиеся на однотипной форме собственности на средства производства, составляют экономический базис общества, которому соответствуют определенные политические, государственно-правовые и другие надстроечные явления.
       Переход от одной общественно-экономической  формации к другой происходит в результате смены отживших форм производственных отношений и замены их новым экономическим строем. Качественные изменения экономического базиса закономерно влекут за собой коренные преобразования в надстройке. Этот принцип положен в основу марксистско-ленинской типологии государства и права.
       Исторический тип государства, согласно марксистско-ленинской теории, выражает единство классовой сущности всех государств, обладающих общей экономической основой, обусловленной господством данного типа собственности на средства производства. Единство экономического строя различных стран проявляется в господствующем типе собственности на средства производства, а следовательно, в экономическом господстве определенного класса (классов).
       Тип государства определяется на основании  того, какой экономический базис  это государство защищает, интересам какого господствующего класса оно служит. При таком подходе государство приобретает сугубо классовую определенность, выступая в качестве диктатуры экономически господствующего класса.
       Известная триада К. Маркса делит мировую историю на три макроформации: первичную (архаичную), вторичную (экономическую), третичную (коммунистическую), получившие название общественных. Основными критериями такой классификации являются, во-первых, наличие или отсутствие частной собственности; во-вторых, наличие или отсутствие противоположных классов; в-третьих, наличие или отсутствие товарного производства. Следовательно, государственно-организованное общество – элемент экономической общественной формации, в рамках которой выделяются соответствующие способы производства: азиатский, античный, феодальный, буржуазный. В этом случае в основу деления истории социального развития положена идея естественноисторического процесса смены одной общественно-экономической формации другой.
       Классово  – формационный подход к типологии государств до последнего времени был единственным. Типом государства считалась "совокупность государств, развивающихся в рамках одной и той же общественно – экономической формации классового общества и характеризующихся единством классовой сущности и экономической основы"2. 

 

       

3.2.2. Типология государства с точки зрения цивилизационного подхода

 
    Понятие цивилизации, лежащее в основе цивилизационной  типологии государства, многозначно. Одни ученые это понятие отождествляют  с понятием культуры, другие используют его для обозначения определенной ступени развития культуры, третьи противопоставляют данное понятие понятию варварства. Есть и иные трактовки понятия цивилизация.
       Наиболее  плодотворным, на наш взгляд, является определение цивилизации как эпохи в человеческой культуре, которая следует после эпохи варварства, но содержит варварство в себе, "в снятом виде", в виде "цивилизованного варварства"3.
       Понятие цивилизации в отличие от понятия  культуры выражает определенный, исторически  ограниченный этап развития человечества.
       Возникновение и существование цивилизованного  общества связано с эпохой становления  и развития товарного производства и обмена и базирующихся на нем  классово-антагонистических общественных отношений. Общественное развитие на этой ступени осуществляется в антагонистической форме. "Без антагонизма нет прогресса. Таков закон, которому цивилизация подчинялась до наших дней", - писал К. Маркс.
       Характеризуя  буржуазную цивилизацию, основоположники  диалектического и исторического материализма К. Маркс и Ф. Энгельс отмечали, что она содержит в себе варварство как неизлечимый недуг, как проказу. Поэтому понятие цивилизации можно определить лишь в паре с понятием варварства. В категориях "цивилизация - варварство" выражаются, соответственно, лучшие и худшие образцы и продукты жизнедеятельности общества товаропроизводителей.  

       Можно выделить три группы отношений, которые  определяют цивилизационные характеристики государства и лежат в основе его цивилизационной типологии. В понятии цивилизационного типа государства выражаются обусловленные уровнем развития товарного производства и обмена культурные особенности государств, проявляющиеся: 1) в отношениях между обществом (государством) и природой, 2) в межгосударственных отношениях, 3) в их взаимоотношениях с обществом. В соответствии с этим термин цивилизационный тип государства обычно употребляется в научной литературе в трех значениях, которые, однако, четко не различаются вследствие недостаточной разработанности цивилизационной типологии государства4.
       Во-первых, понятием цивилизационный тип государства  обозначается совокупность признаков  государства, отражающих уровень и  особенности культуры в сфере  взаимодействия общества с природой. Особенности взаимодействия государства (общества) с природой определяются религиозными (идеологическими), географическими, этническими и технико-экономическими факторами. Все эти факторы по-своему влияют на цивилизационные характеристики государства, на его структурные особенности и функции. Однако среди названных факторов основными являются те, которые определяют уровень развития материальной культуры, т.е. технико-экономические факторы. На основе технико-экономических показателей строятся различные варианты цивилизационной типологии государства. Например, различаются государства аграрной, индустриальной и постиндустриальной цивилизации.
       Культурные  особенности государства зависят  в значительной степени и от господствующей в стране религии, а более широко - от сложившейся официальной идеологии. Поэтому цивилизационные типы государства зачастую разграничиваются по религиозному признаку.
       В современной западной литературе постоянно  подчеркивается различие между государствами христианской, мусульманской и других цивилизаций с тем, чтобы "доказать" культурное превосходство государств христианской цивилизации в западном ее варианте перед прочими государствами.
       Культурное  своеобразие цивилизационных типов  государств обусловлено также этническими и географическими факторами. Научная и популярная литература изобилует такими терминами, как, например, государства арабской, китайской, индийской и т.д. цивилизаций; не менее часто встречаются в литературе и такие термины, как государства Средиземноморской, Восточной, Западной и т.д. цивилизаций.
       Во-вторых, цивилизационный тип государства  рассматривается в науке как  категория, отображающая противоположные  тенденции в развитии культуры в  сфере межгосударственных отношений. Как известно, к концу XIX века произошла смена свободной рыночной конкуренции капиталистической монополией и капитализм вступил в империалистическую стадию своего развития, которая характеризуется господством в экономике и политике монополистического капитала. Наступила эра борьбы империалистических стран за раздел и передел мира, эра мировых экономических кризисов и войн. После первой мировой войны образуются тоталитарные фашистские государства. После второй мировой войны, начиная с середины 50-х годов, человечество вступает в эпоху научно-технической революции. Развертывание НТР сопровождается интернационализацией мировых хозяйственных и культурных связей, ростом взаимозависимости государств и расширением интеграционных процессов.
       Вследствие  этого возрастает значение международных организаций, увеличивается их число, повышается роль международного права, оно демократизируется. 

         Вместе с тем интернационализация  хозяйственных, культурных и других  связей на базе всемирных рыночных  отношений неизбежно ведет к  их сосредоточению в определенных центрах, каковыми являются в наше время США, страны Западной Европы и Япония. Поэтому названные страны используют различные формы межгосударственной интеграции в своих интересах, в целях универсального и глобального закабаления народов всего остального мира. Возникает новая форма тоталитаризма, исключительно гибкая, всеобъемлющая и значительно более мощная и не менее зловещая, чем фашизм. В лице США и его "партнеров" мы имеем дело фактически с настоящим космополитическим (тоталитарным) государством, международным жандармом, диктующим свою волю другим народам в виде так называемых общечеловеческих норм и ценностей, выносящим "приговоры" народам и государствам, нарушающим установленный ими новый международный порядок. Стало быть, в современную историческую эпоху понятие цивилизационного типа служит инструментом выделения в особую категорию передовых демократических национальных и многонациональных государств в целях их противопоставления тоталитарным империалистическим государствам.
       В-третьих, термин цивилизационный тип государства обозначает определенные тенденции в развитии человеческой культуры во взаимоотношениях государства с обществом. В условиях товарного производства и обмена неизбежно существование двух тенденций развития взаимоотношения государства с обществом. Первая выражается в существовании различных авторитарных типов государства, в которых государство рассматривается как самоцель, а гражданское общество как казначей, всецело подчиненный ему и лишенный собственной воли5. Таковы военно-полицейские, деспотические и другие государства, поглощающие собой гражданскую жизнь людей, как общественную, так и частную.
       Вторая  линия развития взаимоотношений  государства с обществом в  условиях современного капиталистического товарного производства выражается в усилении независимости общества от государства; она находит свое проявление в либеральных правовых государствах.
Таким образом, упрощенно можно сказать, что цивилизация — это уровень  развития общества. При этом учитываются  не только экономический, но и другие факторы: образовательный, этнический, религиозный, культурный, географический и др.
Представители: Арнольд Тойнби, Освальд Шпенглер, Питирим Сорокин.
      Историю человечества объясняют  как историю самобытных цивилизаций,  каждая  из которых проходит в своем развитии этапы становления, расцвета и гибели.
      Различают западные и восточные  цивилизации, а также западную  христианскую, восточную христианскую, мусульманскую, буддийскую цивилизации. 
      Тип государства определяется по типу цивилизации.
      По отношению государства и  личности различают следующие  виды государств:
      а) традиционные — в них  народ не является источником  власти, полномочия государства не ограничены;
      б) современные (конституционные)  — народ является источником власти, полномочия государства ограничены конституцией, государство признает и гарантирует права и свободы личности. 
 
 
 
 
 
 

4. Общая характеристика отдельных типов государств

    4.1. Рабовладельческое государство

       явилось первым историческим типом государства, возникшим на рубеже IV и III веков до нашей эры (Месопотамия, Египет). Рабовладельческий строй существовал в странах Азии, Европы и Африки вплоть до III – V веков нашей эры. У славян возникновение государства относится к эпохе феодализма, поэтому они миновали рабовладельческий строй.
       Экономическую основу рабовладельческого государства составляли производственные отношения, характеризуемые тем, что частной собственностью рабовладельца были не только орудия производства, но и рабы, которых нещадно эксплуатировали, продавали, покупали, могли безнаказанно убивать и т.д.
       В основе рабовладельческой эксплуатации лежит прибавочный продукт, создаваемый  посредством внеэкономического  принуждения. Рабовладельческое хозяйство  строилось на непосредственных отношениях господства и подчинения.
       Самым главным противоречием рабовладельческого общества, неминуемо ведшим его к  гибели, было противоречие между рабской  формой труда и рабовладельческой  формой собственности, между рабами и рабовладельцами.
       Основной экономический закон рабовладельческого общества состоял в производстве добавочного продукта путем эксплуатации рабов в условиях полной собственности рабовладельцев на средства производства и рабов.
       Рабовладельческое государство представляло собой  орган классового господства и насилия класса рабовладельцев над рабами и мелкими производителями – крестьянами и ремесленниками.  

       Это была гигантская машина военно-политического характера, располагавшая всеми средствами принуждения: вооруженной силой, полицией, тюрьмами, аппаратом чиновничества, которые являлись орудием диктатуры класса рабовладельцев.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.