На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Природа и причина конфликтов и стрессов на предприятии. Опишите их виды и Ваши действия для их разрешения

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 21.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    ФГОУВПО «Московский государственный университет  технологий и управления»
                                                           Специальность 080401
                                                           Товароведение
                                                           и экспертиза товаров 
 
 
 
 
 
 

    Контрольная работа
    По  предмету: менеджмент
    Тема: «Природа и причина конфликтов и стрессов на предприятии. Опишите их виды и Ваши действия для их разрешения» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Калуга 2011 
 
 
 

    Содержание: 

    Введение.
    Глава 1. Теоретические подходы к исследованию конфликтов и стрессов на предприятии.
    1.1.Сущность и содержание конфликтов и стрессов на предприятии. Причины их возникновения.
    1.2.Структура конфликта и методы его преодоления, предотвращение стрессовых ситуаций.
    Глава 2. Анализ возникновения конфликтов и стрессов на примере ЗАО «ТАНДЕР» КФ.
    2.1. Общая характеристика предприятия ЗАО «ТАНДЕР» КФ
    2.2. Анализ конфликтных и стрессовых ситуаций на предприятии.
 

    Введение. 

    Основой любой организации являются люди (коллектив), и без их функционирование организации невозможно. Трудовой коллектив – формальная (формализированная) общность людей, объединенных совместной деятельностью для достижения определенных целей (производство продукции, ремонт зданий, научные изыскания). Совокупность объектных условий, в которых оказываются люди в процессе совместной деятельности, предопределяет и ограничивает способы их взаимодействия. Количество потребностей, которые могут быть удовлетворены в общении, также оказывается ограниченным сложившимися обстоятельствами. В этой связи в коллективах часто возникают производственные ситуации, в ходе которых между людьми обнаруживаются противоречия по широкому кругу вопросов. Сами по себе эти разногласия и противоречия могут выступать в качестве положительного фактора движения творческой мысли. Однако, становясь острыми, они могут препятствовать успешной совместной работе и вести к конфликтам.
    Общественная  жизнь немыслима без столкновения идей, жизненных позиций, целей, как  отдельных людей, так и малых  и больших коллективов, других сообществ. Постоянно возникают расхождения  и противоречия различных сторон, нередко переходящие в конфликты. Необходимо соответствующее управление этим процессом, задачей которого должно быть предупреждение возникновения  нежелательных, негативного плана  конфликтов, придание неизбежным конфликтным  ситуациям конструктивного характера.
    Каждому из нас приходилось сталкиваться с конфликтными ситуациями. Конфликты  проявляются в деятельности всех социальных институтов, социальных групп, во взаимоотношениях между людьми и  играют ключевую роль в жизни отдельного человека, семьи, коллектива, государства, общества и человека в целом.
    Работающие  в организации люди различны между  собой. Собственно, они по-разному  воспринимают ситуацию, в которой  они оказываются в силу своих  индивидуальных особенностей. Различие в восприятии часто приводит к  тому, что люди не соглашаются друг с другом при решении какого-то вопроса. Это несогласие возникает  тогда, когда ситуация действительно  носит конфликтный характер. Конфликт определяется тем, что сознательное поведение одной из сторон вступает в противоречие с интересами другой стороны.
    Большинство конфликтов возникает помимо желания  их участников. Это происходит из-за того, что большинство людей, не имеет  элементарного представления о  конфликтах, либо не придает им значения.
    Руководитель  организации, согласно своей роли, находится обычно, в центре любого конфликта и призван разрешать всеми доступными ему средствами. Управление конфликтом является одной из важнейших функций руководителя. В среднем руководители тратят 20 % рабочего времени на разрешение различного рода конфликтов. Каждому управленцу необходимо знать о конфликтах, способах поведения при их возникновении, средствах и методах предотвращения и разрешения. Для большинства людей характерно неумение находить достойный выход из конфликтных ситуаций.
    В организациях конфликты могут иметь  конструктивные и деструктивные  начала. Многое зависит от того, как  конфликтом управляют. Разрушительные последствия возникают, когда конфликт либо очень мал, либо очень силен. Когда конфликт мал, то чаще всего он остается незамеченным и не находит тем самым своего адекватного разрешения. Различия кажутся очень незначительными, чтобы побудить участников провести необходимые изменения. Однако они остаются и не могут не влиять на эффективность общей работы. Конфликт, достигший сильного состояния, сопровождается, как правило, развитием у его участников стресса. Это ведет к снижению морали и сплоченности. Разрушаются коммуникационные сети. Решения принимаются в условиях сокрытия или искажения информации и не обладают достаточной мотивирующей силой. Организация может «распадаться на глазах».
    В зависимости от того, насколько эффективным  будет управление конфликтом, его  последствия станут конструктивными  или деструктивными, что повлияет на возможность будущих конфликтов, устранит причины конфликтов или создаст их.
 

     Глава 1. Теоретические подходы к  исследованию конфликтов и стрессов на предприятии. 

    1.1 Сущность и содержание конфликтов  и стрессов на предприятии.  Причины возникновения конфликтов. 

    Что такое конфликт? Можно ли жить, управлять  организацией, социумом без конфликтов? Почему происходят конфликты? Какова их сущность, смысл, предназначение и картина? На эти и другие вопросы постараемся  ответить исходя из положений, разработанных  в психологии и конфликтологии. Во многих языках мира значение конфликта  понимается одинаково и одинаково  звучит - от латинского conflictus - столкновение. Не учитывая тех или иных этнокультурных особенностей проявления конфликтов можно утверждать, что они происходят принципиально одинаково и обладают идентичностью своей психологической организации.
    Человеку, который никогда не задумывался  о природе и сущности конфликтов кажется, что конфликты мешают жить, портят отношения между людьми, вредят делу, здоровью, вызывают рассогласованность действий, стрессы, напряженность и  т.п. Поэтому большинство людей  не любят конфликтовать и, отчасти, побаиваются их. Так оно и происходит на уровне восприятия конфликтов в личности человека. Однако это утверждение свидетельствует и о сложности конфликтных отношений, их многогранности полярности и разнообразии. В результате реализации конфликта возникает новое качество, отношения, позиции и ориентиры в личности фигурантов конфликта, в их социальной организации. Конфликт является своеобразным средством управления социумом, определяющим, в конечном счете, его качество и уровни организации.
    Можно ли жить без конфликтов? Можно не употреблять слово конфликт, но бесконфликтно жить невозможно. Это подтверждается тем, что:
    - конфликты происходят повсюду,  где существуют люди; - конфликты  происходят в определенных условиях  и протекают определенным образом;
    - конфликт является нормальным  явлением существования социума. "Если в вашей жизни нет  конфликтов, проверьте, есть ли  у вас пульс" - говорит известный  американский психологи Ч. Диксон, занимающийся конфликтами.
    Что же такое конфликт? Как он влияет на управление? Существует несколько  определений конфликта, они исходят  из общих традиций социума и существующих в нем доктрин. Например, российская традиция исследования конфликтов сочетает в себе теории и доктрины либерализма, религиозности и революционности. Германская традиция исследования конфликтности  основана на доктрине социального прагматизма, религиозности и стабильности и  так далее. Поэтому, различные авторы по-разному описывают основы конфликтности, отдавая приоритет тем или  иным его параметрам. Предельно обобщая  подходы к пониманию конфликта  можно отметить, что конфликты  объясняются:
    - через противоречия и столкновения  позиций в социуме;
    - через различия интересов участников  социума;
    - через противоречия, столкновения  и различие интересов, проявляющихся  в нормах поведения (поведенческий  аспект);
    - через отсутствие согласованных  позиций в социуме;
    - через возникновение противоречий  и угроз удовлетворения базовых  потребностей человека как члена  социума, когда конфликт возникает  с ростом состояния неопределенности их удовлетворения.
    Принципиальным  в понимании конфликта является выделение ключевых понятий - противоречие и интерес. Но не каждые противоречия приводят к конфликту, а лишь те, которые:
    - заставляют человека (или группу) осознавать противоположность интересов,  которые вызывают противоречия;
    - определяют некий уровень соответствующей  конфликту мотивации и поведения.
    Именно  тогда формируется состояние  конфликта, реализующееся как столкновение, противоборство между конфликтующими сторонами, а сам конфликт, как  отмечает Н.В. Гришина, протекает в сферах:
    - совместной деятельности людей  и групп;
    - в межличностных отношениях;
    - в личности участников конфликта.
    Необходимо  отметить еще оно важное слагаемое  любого конфликта, представляющего  его существенную долю - наличие  иррационального компонента (иррациональной мотивации, иррациональных отношений, иррациональных чувств и эмоций и  др.), который в значительной мере усиливает действие компонентов  конфликта - конфликтогенов.
    Сформулируем  обобщенное определение конфликта. Итак: конфликт представляет собой  систему социально-психологического взаимодействия между людьми или  группами людей (конфликтантами) в виде столкновения, противоборства, содержание которого определяется противоречиями, противоположными интересами, угрозами удовлетворения их актуальных потребностей и компонентами иррационального  поведения.
    Исходя  из данного определения, любому человеку и особенно специалисту в сфере  управления деятельностью других людей  в социуме необходимо знать:
    - что такое конфликт?
    - почему возникает и как развивается  конфликт?
    - кто участвует в конфликте?
    - как реализуется поведение и  взаимодействие людей в конфликте  при столкновении их представлений  и суждений?
    - каковы результаты и истинные  цели конфликта, и другие вопросы.
    Кроме того, специалисту необходимо уметь  ориентироваться в ситуации конфликта  и принимать эффективные решения  для того, чтобы конфликт не выполнял негативную роль в социуме, а являлся  бы средством управления, мобилизации  и оптимизации реальных производственных, социальных, творческих и других отношений  человека. Для этого специалист должен знать и уметь:
    - правильно предотвратить конфликт, разрушающий оптимальную систему управления и организации в социуме, в отношениях между людьми;
    - адекватно вести себя в конфликте,  чтобы снизить его разрушающее  и усилить гармонизирующее действие;
    - защитить личность конфликтанта  от деструктурирующего воздействия  конфликта;
    - завершить конфликт с наименьшими  потерями для конфликтующих сторон  и получить выигрыш от его рационального разрешения. Очевидно, что конфликт может не только мешать, разрушать, дезорганизовывать, но и помогать, созидать, организовывать. В зависимости от результирующей ориентации, конфликты различают на конструктивные и деструктивные. Специалисту в сфере управления необходимо не только изучать конфликты и искать способы их урегулирования. Но важно также уметь превращать конфликт в конструктивное действие управления, результатом которого будет улучшение качественных параметров конфликтующих сторон (систем), их лучшая управляемость и оптимальное взаимодействие с действительностью. Примером такого подхода может служить созданная в США в 70-80 годы система медиаторов - специалистов-практиков, оказывающих реальную помощь в успешном разрешении конфликтов путем хорошо отлаженного переговорного процесса между группами, организациями, гражданами, социальными слоями, семьями и прочими конфликтантами. Как результат такой работы медиаторов - более половины конфликтов разрешается в США в досудебном и внесудебном порядке.
    Итак, общая ориентация конфликтов в результирующих их действиях может являться конструктивной и деструктивной, то есть конфликты  могут обусловливать позитивные и негативные компоненты и системы отношений между людьми, их ценностями, мотивацией, убеждениями. В истории человеческого общества всегда находились люди утверждающие, что: "В споре рождается истина" (Платон), "Бранись с таким расчетом, чтобы стать другом" (Периандр), "Должно знать, что война общепринята, что вражда - обычный порядок вещей и что все возникает через вражду..." (Гераклит) и многие другие.
    Какие негативные и позитивные феномены проявляются  в социальной системе в результате функционирования конфликта? К наиболее важным негативным проявлениям (функциям) конфликта относят:
    - ухудшение социально-психологического  климата в конфликтной группе, снижение производительности труда,  увольнение части работников  в целях разрешения конфликта;
    - неадекватное, социально неоправданное  восприятие конфликтующими сторонами  друг друга, а также непонимание  их коренных интересов;
    - снижение активности сотрудничества  конфликтантов во время конфликта  и после него;
    - создаются виртуальные, мнимые  проблемы в отношениях и взаимодействии  конфликтантов, формируется дух  конфронтации и противоборства  в ущерб эффективному решению  реальных проблем и преодолению  разногласий; - возрастают материальные, эмоциональные, системные затраты  процесса достижения результатов  и целей деятельности организации.
    Можно выделить еще ряд негативных моментов, определяемых конфликтностью, однако, наряду с ними существуют другие, полярно  иные позитивные проявления (функции) конфликтов. С позиции позитивного  значения конфликт может обусловливать  такие явления в социальной системе, к которым можно отнести следующие:
    - конфликт исключает возможность  стагнации системы, он стимулирует  ее к изменению и развитию, инновационным преобразованиям  и усовершенствованиям;
    - определяет активную информационную  и коммуникативную функцию, поскольку  в ситуации конфликта конфликтанты  стремятся лучше узнать друг  друга;
    - конфликт способствует лучшей структурированности группы, возрастанию степени ее сплоченности и организованности;
    - стимулирует предприимчивость и творчество конфликтантов, развитие их личности, чувства ответственности, индивидуальной значимости; - усиливает групповую динамику, мониторинг ролевого поведения и систему внутригрупповой управляемости;
    - создает ситуацию снижения напряженности,  субъективного облегчения и объективного  снижения ситуативной неопределенности, что является внутренним стимулом  производительного взаимодействия;
    - кроме того, конфликт выполняет  диагностическую функцию, показывая  реальную картину отношений между  членами группы.
    Каждая  из участвующих в конфликте сторон делает все, чтобы была принята ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое, поэтому конфликт ассоциируется  с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью, напряжением и другими эмоционально-негативными  явлениями.
    Схематично  межличностный конфликт можно изобразить следующим образом (рис.1). 

      
 
 

    Рис.1 Схема межличностного конфликта
    Таким образом, можно сказать, что межличностные конфликты относятся к одному из самых тяжелых, разрушающих социально-психологический климат коллектива, видов конфликтов.
    Конфликты могут выполнять функции как  позитивные, так и негативные (табл. 1): 

    Таблица 1
    Функции конфликтов
    Позитивные  функции     Негативные  функции
    Разрядка  напряженности между конфликтующими сторонами     Большие эмоциональные, материальные затраты  на участие в конфликте
    Получение новой информации об оппоненте     Увольнение  сотрудников, снижение дисциплины, ухудшение  социально-психологического климата  в коллективе
    Сплочение коллектива организации при противоборстве с внешним врагом     Представление о побежденных группах как  о врагах
    Стимулирование  к изменениям и развитию     Чрезмерное  увлечение процессом конфликтного взаимодействия в ущерб работе
    Снятие  синдрома покорности у подчиненных     После завершения конфликта - уменьшение степени  сотрудничества между частью коллектива
    Диагностика возможностей оппонентов     Сложное восстановление деловых отношений («шлейф конфликта»)
 
    Причины, вызывающие конфликты, так же разнообразны, как и сами конфликты.
    Поэтому, иногда, управленцу полезно спровоцировать управляемый конструктивный конфликт, чтобы прояснить обстановку и  понять истинное состояние дел в группе, а также активизировать внутригрупповое взаимодействие и социальную дифференциацию.
    Сегодня изучением конфликтов занимается ряд  наук. Эта сфера знания все более  переводится в практическую плоскость  реализации потому, что именно в  практике необходимо управлять конфликтами, снимать их остроту, напряженность, ориентировать конфликтантов на социально принятые и одобряемые способы и формы разрешения противоречий. Поскольку конфликты всегда связаны  со столкновением взглядов, интересов  людей, постольку в их возникновении, развитии и разрешении основную роль играют психологические факторы.
    "Если  социология конфликта ориентирована  на рассмотрение социальных конфликтов  в качестве анализа общественных  отношений, то психология конфликта  концентрируется на анализе межличностных  отношений и противоречий, а также  на вопросах прикладного характера,  связанных с нахождением психологических  средств, способствующих разрешению конфликта".
    Иначе, можно и нужно говорить о том, что основой любого конфликта  являются противоречия, возникающие  в социуме, а механизм функционирования этих противоречий заключен в человеке, его психическом содержании, в  личности. Поэтому, независимо от области  возникновения противоречий, их проекция всегда затрагивает внутреннюю структуру  человека, его личность и отражается в ее психическом содержании. Психология, при этом, является той сферой знания, в которой можно постигнуть истинные смыслы и значения конфликтогенной  ситуации, понять проблематику конфликта, определить механизм его переживания  и функционирования.
    К внешним компонентам конфликта  мы относим систему противоречий, возникающих в среде жизнедеятельности  человека. К ним можно отнести  экономическую, производственную, правовую, политическую, нравственную и другие виды социальной среды.
    К внутренним компонентам конфликта  относятся противоречия, возникающие  и разрешающиеся на уровне психологической  организации личности, в которую  включены ее познавательные, эмоциональные  и регулятивные компоненты.
    Внешние и внутренние компоненты конфликта  связаны между собой. Они проецируют свое содержание друг на друга. При  этом механизм субъективного возникновения, развития, протекания и разрешения конфликта определяется внутренними  компонентами конфликта - личностью  конфликтанта. Личность является центральным  звеном и механизмом конфликта, в  которой преломляются существующие объективно или субъективно противоречия.
    В качестве резюме к сказанному необходимо отметить что:
    - конфликты необходимы объективно;
    - возникновение конфликтов определено  существующими противоречиями;
    - функционирование конфликтов сопряжено  с психикой человека, с его  личностью;
    - в зависимости от динамики, целей и результатов реализации конфликты могут быть конструктивными и деструктивными, а в зависимости от сферы возникновения противоречий - внутренними и внешними;
    - существует необходимость профессионального  разрешения конфликтов в самых  разнообразных сферах жизнедеятельности  человека.
    Рассмотрим  виды конфликтов и их психологические  параметры. Системы управления охватывают, по-существу, широкое многообразие объектов - от личности, до больших социальных групп. Во всех системах управления осуществляется процесс целенаправленного воздействия субъекта управления на объект в рамках определенной схемы управления. В ходе такого воздействия снимается существующая неопределенность во внешней и внутренней среде системы управления. Но часто этот процесс обостряет и даже формирует противоречия в системе, масштаб и социальная значимость которых зависят от величины и степени организованности системы. Критериями величины и организованности системы управления могут служить ее психологические параметры: уровень развития личности, группы, система межличностного и межгруппового взаимодействия, ценности, ориентации, групповые эффекты и другие. В зависимости от:
    - уровня и специфики возникновения  противоречий;
    - количественных характеристик включенности  членов социума в сферу их  проявления (по составу участников);
    - формы протекания конфликта;
    - способов его разрешения;
    - степени интенсивности и силы  реализации
    можно классифицировать разнообразные конфликты.
    Например, по специфике возникновения противоречий, можно говорить об экономических, политических, производственных и других конфликтах. А по составу участников можно  выделить внутриличностные, межличностные, групповые, организационные (между  подразделениями организаций), конфликты  в больших социальных группах.
    Внутриличностный  конфликт. Это конфликт в самой  личности, при котором происходит столкновение субъективно значимых мотивов, интересов, ценностей, идеалов  и других личностных образований.
    Внутриличностный  конфликт далеко не всегда виден окружающим. Часто человек не осознает его  сам. Тогда говорят о латентном (скрытом) течении конфликта. Внутриличностный конфликт протекает в форме сложных  переживаний человека, сопровождается состоянием страха, тревоги, депрессии, стресса. Формой защиты от внутриличностных конфликтов является невроз.
    В психологии внутриличностные конфликты  объясняются, например, такими существующими  теориями:
    1) Психоаналитической теорией З. Фрейда, согласно которой в личности сосуществуют и противоборствуют два противоположных начала - эрос и танатос - начала возрождения и умирания.
    2) Теорией комплекса неполноценностей (А. Адлер), согласно которой в раннем детстве формируются комплексы неполноценности, оказывающие определяющее влияние на поведение личности в течение всего времени ее существования.
    3) Теорией экстра-интравертированности  К. Юнга, которая является главными ориентирующими личность факторами.
    4) Теорией ролевых конфликтов, где  личность выступает как носитель  системы социальных ролей, а  каждая роль имеет свое содержание. Конфликт определяется рассогласованностью  ролевого поведения и системой  ожиданий со стороны социума  и самой личности.
    5) Теорией уровня притязаний, объясняющей  внутриличностную конфликтность  процессом рассогласования "Я" - концепции - информационной модели, регулирующей поведение. Это самые  различные соотношения "Я"  личности от реального до идеального:
    - реальное "Я" (какой я на самом  деле);
    - наличное "Я" - (каким я посильно  стремлюсь стать);
    - возможное "Я" (каким я могу  стать);
    - идеальное "Я" (каким хочу  видеть себя);
    - ирреальное "Я" (я как сверхвозможность).
    Чем дальше "Я" от полюса реалистичности, тем более интенсивно формируется  внутриличностный конфликт.
    6) В теории когнитивного диссонанса (Л. Фестингер) внутриличностная конфликтность объясняется с позиции несовпадения познавательных возможностей человека, несогласованностью его структурных компонентов сознания.
    7) В теории кризисов возраста (Э. Эриксон) (теория психосоциального развития) внутриличностные конфликты происходят на каждом возрастном этапе, предпосылки, преодоления которого вызывают в личности внутренние переживания.
    Существует  еще немало теоретических подходов к объяснению внутриличностных конфликтов, но основной причиной ситуативных внутриличностных кризисов (конфликтов) являются изменения в социальной и внутренней среде организма, которые отражаются в личности в форме преобразования ее психологического структурно-динамического своеобразия.
    Межличностные конфликты. Межличностные конфликты  наиболее распространены и охватывают практически все сферы человеческих отношений. Любой конфликт, в конечном счете, сводится к межличностному. Межличностные  конфликты происходят как специфические  взаимодействия между людьми в процессе их общения и совместной деятельности. Складываются напряженные отношения, в которые втягиваются личностные ресурсы противоборствующих сторон: потребности, цели и ценности, мотивация, установки и интересы, эмоции и  воля, интеллект. Каждый участник стремится  самоутвердиться, удовлетворить свои потребности, достичь своих интересов.
    В межличностных конфликтах задействован весь спектр причин: общих и частных, объективных и субъективных. Кроме  того, межличностные конфликты затрагивают  интересы смежных сторон, так или  иначе соприкасающихся с конфликтом. Сферами развития и реализации межличностных  конфликтов могут быть коллективы (организации), семья, общественные объединения и  другие.
    В качестве причинных факторов межличностного конфликта можно назвать следующие (по В. Линкольну):
    1) Информационные факторы - связаны  с неприемлемостью информации  для одной или всех сторон  конфликта. Это может быть неточная, неполная информация, дезинформация,  преждевременная или запоздалая информация и т.д.
    2) Поведенческие факторы - предполагающие неадекватное поведение. Они также вызывают конфликт. Например, стремление к превосходству, агрессивность, эгоизм, грубость и другие виды поведения.
    3) Факторы отношений - определяют  конфликт и проявляются во  взаимодействии сторон. Так определяющую  конфликт роль может играть  важность отношений в понятиях ценностей, поведения, различия в образовательных, профессиональных отношениях и другие.
    4) Ценностные факторы конфликтности  охватывают сферы личностных  систем верований и поведения  (предрассудки, предпочтения, приоритеты); групповые традиции, ценности, нормы;  религиозные, культурные, региональные  и политические ценности и  так далее.
    5) Структурные факторы, такие как  закон, возраст, системы подотчетности,  время, доходы, доступность (возможности)  и другие.
    Любые межличностные конфликты формируются  на фоне структурных факторов, которые  являются "внешними" по отношению  к конфликту, но существенно влияют на его ход. В качестве таких факторов выступают власть, системы управления, политические партии и объединения, социальные нормы, право собственности, религии, правосудие, статус, роли, стандарты  поведения, изолированность или  открытость, географическое положение.
    В реальной жизни "чистые", обусловленные  лишь одной причиной конфликты встречаются  крайне редко. Поэтому управленцу важно  разобраться в системе причинных  факторов конфликта, чтобы упредить развитие конфликтной ситуации или  разрешить его на возможно ранней стадии.
    Классифицировать  межличностные конфликты можно  по различным основаниям:
    1) По сферам существования они  могут быть: деловыми; семейными;  имущественными; бытовыми и другими.
    2) По реальности существования:  подлинными - существующими объективно; случайными или условными - зависящими от легко изменяемых обстоятельств; "смещенными" - когда за видимым конфликтом скрывается другой - невидимый; "латентными" (скрытыми) - неосознаваемыми сторонами; "ложными" - когда отсутствуют объективные основания конфликта и он существует лишь в силу ошибок восприятия и понимания.
    3) По эффекту функционирования  и последствиям: конструктивные  и деструктивные. 

    1.2. Структура конфликта и методы  его преодоления, предотвращение  стрессовых ситуаций. 

    Многие  специалисты, занимающиеся вопросами  разрешения конфликтов профессионально, считают, что процесс управления конфликтами зависит от множества  факторов, значительная часть которых  плохо поддается управляющему воздействию. Например, к ним можно отнести: взгляды личности, мотивы и потребности  индивидов, групп. Сложившиеся стереотипы, представления, предрассудки, предубеждения  могут иногда свести на нет усилия тех, кто вырабатывает решения конфликтной  ситуации. В зависимости от вида конфликта поиском решений могут  заниматься разные службы: руководство  организации, служба управления персоналом, отдел психолога и социолога, профсоюзный комитет.
    Динамика  конфликта представляет собой сложное  социально-психологическое явление, которое отражается, главным образом, в двух понятиях: этапы конфликта  и фазы конфликта. Кроме того, мы выяснили, что течение конфликта  подвержено содержательной неравномерности, изменению границ зоны разногласий, интенсивности, а также характеризуется  различной направленностью. Все  это определяет его динамику изменения, движения от момента формирования до завершения.
    Существуют  объективные и субъективные факторы  конфликта.
    Объективными  факторами конфликта являются реально  существующие противоречия. Они связаны  с основами жизнедеятельности и базовыми (не поддающимися быстрому преобразованию) особенностями личности. В качестве примера таких противоречий можно назвать противоречия социального неравенства, классовые, конкурентные рыночные отношения. Это могут быть противоречия информационного, интеллектуального свойства, глубинных личностных потребностей и установок. Объективные факторы конфликтов делают конфликт неизбежным.
    Управление  конфликтами в таком случае необходимо осуществлять в определенных формах, позволяющих наиболее эффективно осуществлять информационный мониторинг и формировать  зоны конфликта в субъективно  значимых для конфликтантов границах.
    Субъективные  факторы конфликта представлены виртуально, мнимо существующими  противоречиями, которые возникают  в силу субъективности представления  и понимания конфликтной ситуации противоборствующими сторонами. Люди искаженно воспринимают ситуацию и  обстоятельства, в которых они  находятся. Расклад сил противодействия  не соответствует реальной необходимости  и их воображение создает картины  не соответствующие действительности. Результат - представляемое становится реальным. Иллюзии становятся генераторами противоречий и конфликта, а стимулы противодействия усиливаются. Часто невозможно определить, чья позиция конфликтантов более адекватна и правдоподобна.
    Динамика  конфликта реализуется в нескольких этапах, отличающихся один от другого, по содержанию и очередности форм его протекания. Такие этапы в каждом конкретном конфликте имеют различную продолжительность, но последовательность их неизменна. Представить ее можно следующим образом:
    1) Этап предконфликтной ситуации. Характеризуется возникновением  и развитием особых конфликтных  отношений между субъектами социального  взаимодействия и является предпосылкой  конфликта.
    2) Этап инцидента. Характеризуется  осознанием конфликтной ситуации  хотя бы одним из участников  конфликта. Осознание формирует  значительное эмоциональное переживание  им этого факта.
    На  втором этапе могут проявляться  критические, недоброжелательные выказывания, ограничение контактов, резкое изменение настроений и прочее.
    3) Этап развития конфликта. Участники  (один или несколько) переходят  к активным действиям, направленным  на нанесение ущерба "противнику". Участники конфликта открыто  заявляют о своих позициях  и выдвигают требования. Одновременно, они могут не осознавать конечных  целей конфликта, собственных  интересов и до конца не  понимать суть и предмет конфликта.
    4) Этап кульминации конфликта. Это  своего рода верхняя точка  развития конфликта, выражается  пиковыми значениями и характером  проявления. В кульминации конфликт  достигает такого накала, что  сторонам (хотя бы одной из  них) становится, очевидно, что продолжать его больше невозможно. Кульминация приводит стороны к осознанию необходимости снизить активность противодействия и искать средства и пути решения конфликта в посреднических сферах. Кульминация - вариант острого конфликта. Часто конфликт не развивается до такой фазы и разрешается на предыдущей.
    5) Этап разрешения конфликта. На  этой фазе конфликт завершается.  Здесь необходимо рассмотреть два понятия:
    а) Цена конфликта.
    ЦК = Э + Д + С
    где Э - затраты энергии, времени, и сил  на конфликтную деятельность;
    Д - ущерб, наносимый в ходе конфликта  соперничающей стороной;
    С - потери, связанные с ухудшением общей ситуации (например, развал организации, беспорядок, снижение престижа и т.д.)
    б) Цена выхода из конфликта.
    ЦВК = У - П
    где У - утраты связанные с выходом из конфликта (статуса, перспектив, затраты на реорганизацию, поиск возможностей, уступки противоборствующей стороне и т.п.);
    П - приобретения, которые дает выход (высвобождение сил, поля деятельности, ресурсов и пр.).
    Таким образом, сравнение цены конфликта  и цены выхода из него позволяют  рационально решить вопрос о продолжении  конфликта. Если цена резко возрастает, то выгоднее прекратить его. Конфликт может быть оценен в вероятностном  варианте, в котором будут взвешиваться шансы на победу, проигрыш и цена рисков. Если риски остаются неоправданными, а ЦК ЦВК, то есть все основания искать пути к прекращению конфликта.
    6) Этап постконфликтной ситуации. Конфликт почти всегда не проходит  незаметно. Поэтому возникает  необходимость ликвидировать или  закрепить деструктивные, негативные  или наоборот позитивные, конструктивные  последствия, изменения в организации,  группе или личности, такую ситуацию называют еще последействием конфликта.
    Решение конфликта представляет собой устранение полностью или частично причин, породивших конфликт, либо изменение целей и  поведения участников конфликта.
    Управление  конфликтами – это целенаправленные воздействия:
    по устранению (минимизации) причин, породивших конфликт;
    по коррекции поведения участников конфликта;
    по поддержанию необходимого уровня конфликтности, но не выходящего за контролируемые пределы.
    Существует  достаточно много методов управления и предупреждения конфликтов:
    внутриличностные методы – методы воздействия на отдельную личность;
    структурные методы – методы по профилактике и устранению организационных конфликтов;
    межличностные методы или стили поведения в конфликте;
    персональные методы;
    переговоры;
    методы управления поведением личности и приведение в соответствие организационных ролей сотрудников и их функций, иногда переходящие в манипулирование сотрудниками;
    методы, включающие ответные агрессивные действия.
    Внутриличностные  методы заключаются в умении правильно  организовать свое собственное поведение, высказать свою точку зрения, не вызывая психологической защитной реакции со стороны другого человека. Некоторые авторы предлагают использовать “Я - высказывание”, т.е. способ передачи другому лицу вашего отношения к  определенному предмету, без обвинений  и требований, но так, чтобы другой человек изменил свое отношение  и не провоцировал конфликт.
    Это способ помогает человеку удержать свою позицию, не превращая другого в  своего врага. “Я - высказывание” может быть полезно в любой обстановке, но оно особенно эффективно, когда человек рассержен, раздражен, недоволен.
    Компоновка  заявления от “Я” состоит из: события, реакций индивида, предпочитаемого  исхода для личности.
    Разъяснение требований к работе является одним  из эффективных методов управления и предотвращения конфликтов. Каждый специалист должен четко представлять, какие результаты от него требуются, в чем состоят его обязанности, ответственность, пределы полномочий, этапы работы. Метод реализуется в виде составления соответствующих должностных инструкций (описаний должности), распределения прав и ответственности по уровням управления; четкого определения системы оценки, ее критериев, последствий (продвижения, увольнения, поощрения).
    Структурные методы, т.е. методы предупреждения или профилактики конфликтов, а также воздействия преимущественно на организационные конфликты, возникающие из-за неправильного распределения полномочий, существующей организации труда, принятой системы стимулирования и т.д. К таким методам относятся: разъяснение требований к работе, формирование координационных и интеграционных механизмов, общеорганизационных целей, использование систем вознаграждения.
    Координационные механизмы могут быть реализованы  при использовании структурных  подразделений организации, которые  в случае необходимости могут  вмешаться и разрешить спорные  вопросы.
    Метод постановки общеорганизационных целей  предполагает разработку или уточнение  общеорганизационных целей с  тем, чтобы усилия всех сотрудников  были объединены и направлены на их достижение.
    Система вознаграждений. Стимулирование может  быть использовано как метод управления конфликтной ситуацией, при грамотном  оказании влияния на поведение людей  можно избежать конфликтов. Важно, чтобы  система вознаграждения не поощряла неконструктивное поведение отдельных  лиц или групп. Например, если вознаграждать  руководителей отделов сбыта  только за увеличение объема продаж, то это может привести к противоречию с намеченным уровнем получения  прибыли.
    Устранение  реального предмета (объекта) конфликта  – т.е. подведение одной из сторон под отказ от объекта конфликта  в пользу другой стороны.
    При возникновении конфликтной ситуации или в начале развертывания самого конфликта его участникам необходимо выбрать форму, стиль своего дальнейшего  поведения с тем, чтобы это  в наименьшей степени отразилось на их интересах. Речь идет о межгрупповых и межличностных конфликтах, в  которых участвуют минимум две  стороны и в которых каждая из сторон выбирает форму своего поведения  для сохранения своих интересов  с учетом дальнейшего возможного взаимодействия с оппонентом. При возникновении конфликтной ситуации личность (группа) может выбрать один ин нескольких возможных вариантов поведения:
    активную борьбу за свои интересы, устранение или подавление любого сопротивления;
    уход из конфликтного взаимодействия;
    разработку взаимоприемлемого соглашения, компромисса;
    использование результатов конфликта в своих интересах.
    Было  выделены следующие пять основных стилей поведения в конфликте: уклонение, противоборство; уступчивость; сотрудничество; компромисс.
    Уклонение (избегание, уход). Данная форма поведения характеризуется индивидуальными действиями и выбирается тогда, когда индивид не хочет отстаивать свои права, сотрудничать для выработки решения, воздерживается от высказывания своей позиции, уклоняется от спора. Этот стиль предполагает тенденцию ухода от ответственности за решения. Такое поведение возможно, если:
    исход конфликта для индивида не особенно важен;
    ситуация слишком сложна и разрешение конфликта потребует много сил у его участников;
    у индивида не хватает власти для решения конфликта в свою пользу;
    исход конфликта для индивида не особенно важен.
    Противоборство (конкуренция) характеризуется активной борьбой индивида за свои интересы, отсутствие сотрудничества при поиске решения, нацеленностью только на свои интересы за счет интересов другой стороны. Индивид применяет все  доступные ему средства для достижения поставленных целей: власть, принуждение, различные средства давления на оппонентов, использование зависимости других участников от него. Ситуация воспринимается индивидом как крайне значимая для  него, как вопрос победы или поражения, что предполагает жесткую позицию  по отношению к оппонентам и непримиримый антагонизм к другим участникам конфликта  в случае их сопротивления.
    Условия применения данного стиля:
    восприятие ситуации как крайне значимой для индивида;
    наличие большого объема власти или других возможностей настоять на своем;
    ограниченность времени решения ситуации и невозможность длительного поиска взаимоприемлемого решения;
    необходимость сохранить “свое лицо” и действовать жестко, хотя, может быть, и не самым лучшим образом.
    Уступчивость (приспособление). Действия индивида направлены на сохранение и восстановление благоприятных отношений с оппонентом путем сглаживания разногласий за счет собственных интересов.
    Данный  подход возможен, если:
    вклад индивида не слишком велик: а возможность проигрыша слишком очевидна;
    предмет разногласия более существенен для оппонента, чем для индивида;
    сохранение хороших отношений с оппонентом важнее решения конфликта в свою пользу;
    у индивида мало шансов на победу, мало власти.
    Сотрудничество  означает, что индивид активно  участвует в поиске решения, удовлетворяющего всех участников взаимодействия, но не забывая при этом и свои интересы. Предполагается открытый обмен мнениями, заинтересованность всех участников конфликта  в выработке общего решения. Данная форма требует продолжительной  работы и участия всех сторон. Если у оппонентов есть время, а решение  проблемы имеет для всех существенное значение, то при таком подходе  возможно всестороннее обсуждение вопроса, возникших разногласий и выработка  общего решения с соблюдением  интересов всех участников.
    При компромиссе действия участников направлены на поиск решения за счет взаимных уступок, на выработку промежуточного решения, устраивающего обе стороны, при котором особо никто не выигрывает, но и не теряет. Такой  стиль поведения применим при  условии, что оппоненты обладают одинаковой властью, имеют взаимоисключающие  интересы, у них нет большого резерва  времени на поиск лучшего решения, их устраивает промежуточное решение  на определенный период времени.
    Любой конфликт, его стихийное развитие часто приводит к нарушению функционирования организации, разрушая ее связи, отношения, ценности, изменяя организационно-управленческую основу. Он приводит к эмоционально-психической  напряженности, при которой люди начинают испытывать в отношении  друг друга чувство неприязни, формируется  желание и готовность навредить  сопернику, а иногда уничтожить его. Все это препятствует поиску и  реализации рационального выхода из конфликта и формирует образ  врага.
    В организации также может протекать  несколько свойственных ей видов  конфликтов (Рис.2). Как можно классифицировать конфликты в организации? Сделать это можно также по нескольким основаниям.
    1) По характеристикам субъектов  конфликта они могут быть:
    а) Межличностные по вертикали - между  руководителем и подчиненным, межличностные  по горизонтали - между участниками  одного иерархического уровня управления;
    б) Межгрупповые конфликты - между структурными подразделениями; между группами сотрудников  одного подразделения, в том числе  и между микрогруппами; между  руководством организации и персоналом; между администрацией организации  и профсоюзами;
    в) Конфликты типа "личность - группа" - между руководителем и персоналом, коллективом организации или  структурного подразделения; между  рядовыми сотрудниками и коллективом  организации.
    Некоторые исследователи выделяют следующие  виды конфликтов, которые наиболее часто проявляются в организации:
    Первый - между работодателями и служащими.
    Второй - между подразделениями крупных  организаций.
    Третий - межличностные конфликты.
    Четвертый - межэтнические конфликты.
    Есть  авторы, которые рассматривают сущность конфликта с правовой точки зрения и относят социально-трудовые конфликты  к области юридической конфликтологии. Такое отнесение базируется на широком  смысле юридического (юридически оформленного) конфликта. Они понимают под конфликтом любой конфликт, в котором спор так или иначе связан с правовыми отношениями сторон, а сам конфликт влечет юридические последствия. 
 
 

    
    
    Рис. 2 Типы конфликтов 

    Причинами такого вида конфликтов могут быть психологические, организационные, социальные противоречия в межличностной сфере, межличностных отношениях, неадекватное распределение ресурсов, плохо организованная система коммуникаций, плохие условия труда, нарушения в сфере трудового законодательства, договорных обязательств и ряд других причин.
    2) По источникам конфликтности  (конфликтогенам) конфликты могут  быть:
    а) структурными - между структурными подразделениями организации (например, между отделами производства - бухгалтерией и отделом развития);
    б) инновационными - связанными с развитием  организации, ее структурными изменениями;
    в) позиционными - возникающими в сфере  значимости тех или иных субъектов  социального взаимодействия внутри организации;
    г) ресурсными - возникающими в процессе распределения и использования  ресурсов;
    д) динамическими - происходящими в  процессе социально-психологического изменения, функционирования организации.
    Соответственно  видам рассмотренных нами конфликтов их причинами, как правило, становятся несоответствия и противоречия в сфере их возникновения: противоречия в задачах, которые объективно должны решать в организации и ее подразделениях; изменения в организационной структуре организации, ошибках распределения функций, просчеты и несоответствия во взаимоотношениях, нормативах общения, в квалификации работников; различие в целях деятельности подразделений, групповой эгоизм; ограниченность ресурсного обеспечения, нарушение справедливости и целесообразности в отношениях между персоналом организации; Социально-психологические причины жизнедеятельности организации, ее структурированности и уровня организованности.
    3) По характеристикам типа функциональной  системы.
    а) Организационно-технологические конфликты. При таких конфликтах происходит рассогласование организационных  начал структуры, что вызывает разбалансированность рабочих мест, должностных установок  и предписаний через внутренние факторы конфликта, нарушение технологических  процессов.
    б) Конфликты в социально-экономической  системе организации. Причинами  такого вида конфликтов являются: неудовлетворенность  заработной платой, задержки ее выплаты, увеличение норм выработки и снижение тарифов оплаты труда; просчеты в  руководстве организацией.
    в) Конфликты в административно-экономической  системе. Обусловливаются радом  экономических и организационно-технологических  причин, нарушением договорных обязательств, информационной неопределенностью  и закрытостью.
    г) Конфликты, связанные с функционированием  неформальной организации. Причины такого вида конфликтов кроются, прежде всего, в противоречиях системы формальных и неформальных интересов, несовпадением формальных и неформальных методов решения управленческих задач.
    д) Конфликты, связанные с функционирование социально-психологической системы  отношений. Причины таких конфликтов в противоречиях между сложившимися формальными и неформальными  системами отношений в группе, групповыми нормами, в борьбе за лидерство  и другие формы влияния, в столкновении групповых интересов, ценностей  и целей.
    Для специалиста управления очень важно  при разрешении конфликтов оптимально использовать имеющийся у него административный ресурс и свои личностные возможности  руководителя. Однако для него наиболее предпочтительным и иногда эффективным  способом разрешения конфликта является механизм властного воздействия - использования функциональных обязанностей. В личных же отношениях руководителя с подчиненными остается много субъективных моментов взаимодействия и воздействия, поэтому этот путь разрешения конфликтов является сложным, а иногда малоэффективным. Власть при этом используется не как средство урегулирования и погашения конфликта, а как способ достижения желаемого. При разрешении конфликта и конфликтной ситуации необходимо, прежде всего, четко представлять схему конфликтного взаимодействия, которая реализуется в таких параметрах конфликта как:
    - предметная сторона конфликта,  связанная с конкретной зоной  противоречий, которые существуют  между участниками конфликтной  ситуации. Соответственно, их действия  будут ориентированы на достижение  результата, желательного для каждой  из сторон;
    - социальная сторона конфликта,  связана с характером отношений  участников конфликтной ситуации  и их эмоциональных установок  относительно друг друга;
    - эмоциональная сторона конфликта  - именно с ней связывается  иррациональное отношение участников  конфликта к ситуации и друг  к другу. Поэтому конфликтанты  могут часто добиваться своего, не принимая во внимание негативную реакцию партнера на свои действия или напротив, платить очень высокую "цену", сохраняя отношения на приемлемом им уровне.
    Традиционные  стратегии и тактики поведения, взаимодействия в конфликте различаются  в зависимости от ориентации конфликтантов  на достижение своих собственных  целей (или ориентацией на цели партнера). Такие стратегии можно считать  признанными большим количеством специалистов, хотя разные авторы описывают их в различных терминах:
    - доминирование - (конкуренция, соперничество,  борьба, напористость);
    - уход - (избегание, игнорирование);
    - уступчивость (иногда обозначается  как приспосабливаемость);
    - сотрудничество (кооперация, интеграция);
    - компромисс (взаимные уступки).
    Стратегии поведения, которые избирают участники  конфликта, имеют решающее значение для его последующего развития и  исхода. Необходимо отметить, что стратегии  конфликтного поведения и взаимодействия не являются жестко определенными, а  могут плавно или резко (в зависимости  от конфликтной ситуации, уровня и  качества его развития, структуры  и целей) меняться. Они приобретают  наиболее приемлемую для сторон форму  воздействия друг на друга.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.