Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Возрастные кризисы

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 21.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


       Оглавление 

     
Введение…………………………………………………………………………….. 3
1 Возрастные  кризисы................................................................................................ 4
2 Детство.................................................................................................................... 5
2.1 Кризис новорожденности................................................................................... 5
2.2 Кризис первого года жизни................................................................................ 6
2.3 Кризис трех лет.................................................................................................... 7

3 Школьный возраст..................................................................................................

9

3.1 Кризис семи лет....................................................................................................

9

3.2 Кризис тринадцати лет..........................................................................................

11
4 Юность ...................................................................................................................... 13
5 Молодость................................................................................................................... 15
6 Взрослость. Средний возраст................................................................................. 16
6.1. Кризис среднего возраста................................................................................... 16
7 Середина жизни. Старость...................................................................................... 18
7.1 «Узелковый период» Кризис старости................................................................. 18
Заключение................................................................................................................ 20
Список  использованной литературы....................................................................... 21
 
 
 
 
 

Введение 

     Кризис, от греческого krineo, буквально означает «разделение дорог». Понятие «кризис» означает острую ситуацию для принятия какого-то решения, поворотный пункт, важнейший момент в жизни или деятельности человека.
     Кризис  в жизни это ситуация,  в  которой человек сталкивается с  невозможностью реализации внутренней необходимости своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей) в виду возникновения  препятствий ( чаще всего внешних ), преодолеть которые, опираясь на свой прошлый опыт, он не может. Человек привыкает к определенной форме своей жизни и деятельности: образу и состоянию тела, пище, одежде, более или менее комфортным условиям существования, счету в банке, автомобилю, жене, детям, социальному статусу, смыслам и духовным ценностям. Кризисное состояние лишает его опоры. Однако наряду с отрицательными,  негативными проявлениями, кризис как ничто другое вычленяет, что человеческого остается от человека, что у него остается внутри, что в нем укоренилось и крепко сидит, а что сразу разрушается, как только исчезнут внешние атрибуты. Все внешнее выходит наружу в процессе кризиса, и человек начинает осознавать его внешность. Если же он еще и отказывается от этой внешней шелухи, то происходит очищение сознания,  глубинное понимание истинной ценности,  духовное  осознание себя.
     Хотя  у человека и есть внутренние резервы  ( адаптационные свойства ) для того, чтобы решить возникающие трудности, зачастую эти защитные механизмы не справляются.
     Рассматривая  кризисы как закономерность психического развития человека,  зная их периодичность  и причины возникновения, их можно по меньшей мере предсказать, а значит смягчить неизбежные, встроенные в природу человека и избежать тех, которые являются результатом неправильного выбора самого человека.
 

     1 Возрастные кризисы 

     Понятие возрастных кризисов связано, как уже  говорилось выше, с закономерностями психического развития человека. Процесс  познания мира человеком, физическое, интеллектуальное, духовное и психическое  развитие начинается с момента  физического  рождения , продолжается на протяжении всей жизни и заканчивается с его смертью.
     Термин  « кризисы возрастные » был  введен Л.С. Выготским, который определял  их как целостное изменение личности человека, регулярно возникающее при смене стабильных периодов и  рассматривал  это в качестве критериев возрастной периодизации, характерных для конкретного этапа развития. По Выготскому, возрастной кризис обусловлен возникновением основных новообразований предшествующего стабильного периода, которые приводят к разрушению одной социальной ситуации развития и возникновению другой, адекватной новому психологическому облику человека. Сам механизм смены социальных ситуаций и есть  психологическое содержание возрастного кризиса. При возникновение нового в развитии обязателен одновременно и распад старого. Л.С. Выготский полагал такое разрушение необходимым .
     Психическое развитие человека индивидуально, оно условно, и с трудом может укладываться в жесткие рамки периодизации, поэтому целесообразнее выделить несколько основных периодов психического развития и на основе их рассматривать такое понятие как возрастной кризис.
    Детство , включая младенчество  (0- 7 года)
    Школьный возраст ( 7 – 16 лет)
    Юность ( 16 -20 лет)
    Молодость ( 20-30 лет)
    Взрослость ( 30 -60 лет)
    Пожилой возраст и старость ( 60 - ….. лет )
 


     2 Детство
     2.1 Кризис новорожденности 

     Кризис  новорожденности был не открыт, а  высчитан последним и выделен  как особый, кризисный период в  психическом развитии ребенка.
     Рождение - это, конечно, кризис, ведь родившийся ребенок попадает в совершенно новые  условия своего существования. Психоаналитики рождение называли травмой и считали, что вся последующая жизнь  человека носит печать пережитой  им при рождении травмы.
     Крик  новорожденного - это его первый вздох, здесь еще нет никакой  психической жизни. Переход от внутриутробной жизни к внеутробной - прежде всего перестройка всех физиологических механизмов ребенка. Он попадает в более холодную и светлую среду, переходит на новую форму питания и кислородного обмена. Происходящее требует периода приспособления. Признаком этого приспособления является потеря ребенком в весе в первые дни после рождения.
     Основное  новообразование – возникновение  индивидуальной психической жизни  ребенка. Новое в этом периоде  то, что, во-первых, жизнь становится индивидуальным существованием, отдельным  от материнского организма. Вторым моментом является то, что она становится психической жизнью, согласно Выготскому, только психическая жизнь может  быть частью социальной жизни окружающих ребенка людей.
     Многие  психофизиологические исследования посвящены  срокам появления у новорожденного ребенка первых условных рефлексов. Вместе с тем остается спорным  вопрос о том, когда кончается  период новорожденности.
     Первичными  формами такого взаимодействия служат специфические выразительные движения ребенка, которые для взрослых являются сигналами, приглашающими их совершить  какие-то действия по отношению к  ребенку, и таким первым выразительным  движением считается появление  у ребенка улыбки при виде человеческого лица. Одни психологи полагают, что это импринтинг, другие видят здесь некоторую «социальную потребность». Улыбка на лице ребенка и является концом кризиса новорожденности. С этого момента у него начинается индивидуальная психическая жизнь (1,6 - 2,0 месяца). Дальнейшее психическое развитие ребенка есть прежде всего развитие средств его общения со взрослыми.  

     2.2 Кризис первого года жизни 

     Эмпирическое  содержание кризиса первого года жизни чрезвычайно просто и легко. Он был изучен раньше всех остальных  критических возрастов, но его кризисный  характер не был подчеркнут. Речь идет о ходьбе. К девяти месяцам ребенок становится на ножки, начинает ходить. Ребенок в раннем детстве - уже ходящий: плохо, с трудом, но все, же ребенок, для которого ходьба стала основной формой передвижения в пространстве. Самое становление ходьбы и есть первый момент в содержании данного кризиса.
     Вместе  с этим расширяется пространство ребенка, он отделяет себя от взрослого. Появляется первое слово (речь). До года речь ребенка – пассивная: он понимает интонацию, часто повторяющиеся конструкции, но сам не говорит. Но именно в это время закладываются основы речевых навыков. Дети сами закладывают эти основы, стремясь установить контакт с взрослыми с помощью плача, гуления, воркования, лепета, жестов, а затем и первых слов.
     Автономная  речь формируется около года и  служит переходной фазой между пассивной  и активной речью. По форме она  является общением. По содержанию - эмоционально-непосредственной связью с взрослыми и ситуацией. Начало и конец автономной речи знаменует  начало и конец кризиса одного года.
     Характер  указательных действий. Это является критерием распада социальной ситуации. Где было единство, стало двое: ребенок  и взрослый. Между ними новое содержание - предметная деятельность. Основное новообразование связано с развитием основного типа деятельности: развитие восприятия, интеллекта, речи. 

     2.3 Кризис трех лет 

     Для всех исследователей, изучавших кризис трех лет, очевидно, что главные изменения в этот период сосредоточены вокруг «оси Я». Их сути в психологической эмансипации Я ребенка от окружающих взрослых, которая сопровождается рядом специфических проявлений - упрямством, негативизмом и др. Новообразованием кризиса 3 лет называется также возникновение системы Я, появление «личного действия» и чувства «Я сам».
     Кризис  трех лет относится к числу  острых. Ребенок неуправляем, впадает  в ярость. Поведение почти не поддается  коррекции. Период труден как для  взрослого, так и для самого ребенка. Симптомы называют семизвездием кризиса  трех лет:
     1. Негативизм - реакция не на содержание  предложения взрослых, а на то, что оно идет от взрослых. Стремление  сделать наоборот, даже вопреки собственному желанию.
     2. Упрямство - ребенок настаивает  на чем-то не потому, что хочет,  а потому, что он этого потребовал, он связан своим первоначальным  решением.
     3. Строптивость - она безлична, направлена  против норм воспитания, образа  жизни, который сложился до  трех лет. 
     4. Своеволие - стремится все делать  сам. 
     5. Протест-бунт - ребенок в состоянии  войны и конфликта с окружающими. 
     6. Симптом обесценивания - проявляется  в том, что ребенок начинает  ругаться, дразнить и обзывать  родителей. 
     7. Деспотизм - ребенок заставляет  родителей делать все, что он  требует. По отношению к младшим  сестрам и братьям деспотизм  проявляется как ревность.
     Кризис  протекает, как кризис социальных отношений  и связан со становлением самосознания ребенка. Появляется позиция "Я сам". Ребенок познает различие между "должен" и "хочу".
     Если  кризис протекает вяло, это говорит  о задержке в развитии аффективной  и волевой сторон личности. У детей  начинает формироваться воля, которую  Э. Эриксон назвал автономией (независимостью, самостоятельностью). Дети перестают нуждаться в опеке со стороны взрослых и стремятся сами делать выбор. Чувство стыда и неуверенности вместо автономии возникают тогда, когда родители ограничивают проявления независимости ребенка, наказывают или высмеивают всякие попытки самостоятельности.
     Зона  ближайшего развития ребенка состоит  в обретении "могу": он должен научиться  соотносить свое "хочу" с "должен" и "нельзя" и на этой основе определить свое "могу". Кризис затягивается, если взрослый стоит на позиции "хочу" (вседозволенность) или "нельзя" (запреты). Следует предоставить ребенку сферу  деятельности, где бы он мог проявлять  самостоятельность.
     Эта сфера деятельности - в игре. Игра с ее особыми правилами и нормами, которые отражают социальные связи, служит для ребенка тем "безопасным островом, где он может развивать  и апробировать свою независимость, самостоятельность" (Э. Эриксон). Становление такой системы Я, где точкой отсчета является достижение, полученное во взаимодействии с окружающим миром, знаменует собой переход к дошкольному детству, который А.Н. Леонтьев назвал «периодом фактического складывания личности».

     3 Школьный возраст

     3.1 Кризис семи лет

 
     Школьный  возраст, как и все возрасты, открывается  критическим, или переломным, периодом. Давно замечено, что ребенок при  переходе от дошкольного к школьному возрасту очень резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении, чем прежде. Это какая-то переходная ступень - уже не дошкольник и еще не школьник. Идет осознание возможностей своих действий. На основе возникновения личного самосознания возникает кризис.
     Самой существенной чертой кризиса семи лет  можно было бы назвать начало дифференциации внутренней и внешней стороны личности ребенка.
     В семи летнем возрасте мы имеем дело с началом возникновения такой  структуры переживаний, когда ребенок  начинает понимать, что значит «я радуюсь», «я огорчен», «я сердит», «я добрый», «я злой», т. е. у него возникает осмысленная  ориентировка в собственных переживаниях. Точно так, как ребенок трех лет  открывает свое отношение с другими людьми, так семи летний открывает сам факт своих переживаний. Благодаря этому выступают некоторые особенности, характеризующие кризис семи лет.
     1. Переживания приобретают смысл  (сердящийся ребенок понимает, что он сердит), благодаря этому у ребенка возникают такие новые отношения к себе, которые были невозможны до обобщения переживаний. Следовательно, весь характер переживаний ребенка к семи годам перестраивается.
     2. К кризису семи лет впервые  возникает обобщение переживаний,  или аффективное обобщение, логика  чувств. Есть глубоко отсталые  дети, которые на каждом шагу переживают неудачи: обычные дети играют, ненормальный ребенок пытается присоединиться к ним, но ему отказывают, он идет по улице, и над ним смеются. Одним словом, он на каждом шагу проигрывает. В каждом отдельном случае у него есть реакция на собственную недостаточность, а через минуту смотришь - он совершенно доволен собой. Тысячи отдельных неудач, а общего чувства своей неудачности нет, он не обобщает того, что случалось уже много раз. У ребенка школьного возраста возникает обобщение чувств, т. е., если с ним много раз случалась какая-то ситуация, у него возникает аффективное образование, характер которого так же относится к единичному переживанию или аффекту, как понятие относится к единичному восприятию или воспоминанию. Например, у ребенка дошкольного возраста нет настоящей самооценки, самолюбия. Уровень наших запросов к самим себе, к нашему успеху, к нашему положению возникает именно в связи с кризисом семи лет.
     Ребенок дошкольного возраста любит себя, но самолюбия как обобщенного  отношения к самому себе, которое  остается одним и тем же в разных ситуациях, но самооценки как таковой, но обобщенных отношений к окружающим и понимания своей ценности у ребенка этого возраста нет. Следовательно, к семи годам возникает ряд сложных образований, которые и приводят к тому, что трудности поведения резко и коренным образом меняются, они принципиально отличны от трудностей дошкольного возраста.
     Есть  типические формы трудновоспитуемости, которые в дошкольном возрасте еще не могут встретиться. Сюда относятся конфликты, противоречивые переживания, неразрешимые противоречия. По сути дела там, где возможно это внутреннее раздвоение переживаний, где впервые ребенок понимает свои переживания, где возникает внутреннее отношение, там и совершается такое изменение переживаний, без которого школьный возраст был бы невозможен. Для ребенка изменилось отношение к среде, значит, изменилась и сама среда, значит, изменился ход развития ребенка, наступала новая эпоха в развитии. 

 


     3.2 Кризис тринадцати лет

 
     Это кризис социального развития, напоминающий кризис трех лет ("Я сам"), только теперь это "Я сам" в социальном смысле.
     Характеризуется падением успеваемости, снижением работоспособности, дисгармоничностью во внутреннем строении личности. Человеческое Я и мир  разделены более, чем в иные периоды. Кризис относится к числу острых.
     Симптомы  кризиса:
     Наблюдается снижение продуктивности и способности  к учебной деятельности даже в  той области, в которой ребенок  одарен. Регресс проявляется, когда  задается творческое задание (например, сочинение). Дети способны выполнять  так же, как и прежде, только механические задания.
     Это связано с переходом от наглядности  и знания к пониманию и дедукции (выведение следствия из посылок, умозаключение). То есть происходит переход  на новую, высшую ступень интеллектуального  развития. Это не количественная характеристика интеллекта, а качественная, которая  влечет за собой новый способ поведения, новый механизм мышления. На смену  конкретному приходит логическое мышление. Это проявляется в критицизме и требовании доказательств. Подросток теперь тяготится конкретным, его начинают интересовать философские вопросы (проблемы происхождения мира, человека). Охладевает к рисованию и начинает любить музыку, самое абстрактное из искусств.
     Происходит  открытие мира психического, внимание подростка впервые обращается на других лиц. С развитием мышления наступает интенсивное самовосприятие, самонаблюдение, познание мира собственных переживаний. Разделяется мир внутренних переживаний и объективная действительность. В этом возрасте многие подростки ведут дневники.
     Новое мышление оказывает влияние и  на язык, речь. Эту стадию можно сравнить только с ранним детством, когда  развитие мышления продвигается вслед  за развитием речи.
     Мышление  в подростковом возрасте не одна из функций в ряду других, а ключ для всех остальных функций и  процессов. Под влиянием мышления закладываются  основы личности и мировоззрения  подростка.
     Второй  симптом кризиса – негативизм. Иногда эту фазу так и называют фазой второго негативизма по аналогии с кризисом трех лет. Ребенок  как бы отталкивается от среды, враждебен, склонен к ссорам, нарушениям дисциплины. Одновременно испытывает внутреннее беспокойство, недовольство, стремление к одиночеству, к самоизоляции.
     У мальчиков негативизм проявляется  ярче и чаще, чем у девочек, и  начинается позже – в 14-16 лет.
     Поведение подростка во время кризиса не обязательно имеет негативный характер. Л.С. Выготский пишет о трех вариантах поведения.
     1. Негативизм ярко выражен во  всех областях жизни подростка.  Причем это длится либо несколько  недель, либо подросток надолго  выпадает из семьи, недоступен  уговорам старших, возбудим или,  наоборот, туп. Это трудное и  острое протекание наблюдается  у 20% подростков.
     2. Ребенок – потенциальный негативист. Это проявляется лишь в некоторых жизненных ситуациях, главным образом как реакция на отрицательное влияние среды (семейные конфликты, угнетающее действие школьной обстановки). Таких детей большинство, примерно 60 %.
     3. Негативных явлений нет вовсе  у 20 % детей. 
     На  этом основании можно предположить, что негативизм следствие недостатков  педагогического подхода. Этнографические  исследования также показывают, что  есть народы, где подростки не переживают кризиса.
 


     4 Юность  

     Юность  наиболее воспеваемый период жизни  – самое начало взрослой жизни. Ощущение того, что вся жизнь впереди, дает возможность пробовать, ошибаться  и искать с легкой душой. Здесь  детство остается в прошлом. Все  психические функции в основном сформированы и началась стабилизация личности, рамки отдельных возрастов  носят все более условный характер.
     Кризис 17 лет - рубеж привычной школьной и новой взрослой жизни. Это стрессовый период, в котором определяется дальнейшая профессиональная деятельность. Для  тяжело переживающих кризис 17 лет характерны различные страхи. Ответственность  за сделанный выбор, реальные достижения в это время - уже большой груз. Сюда еще прибавляются страхи перед  новой жизнью, перед возможностью ошибки, перед неудачей при поступлении  в ВУЗ, у юношей - перед армией. Высокая тревожность и выраженный страх могут привести к возникновению  невротических реакций (обострению гастрита, нейродермита, головных болей, давлению) и др. хронических заболеваний. Но если даже выпускник мало тревожен, и все складывается удачно, резкая смена образа жизни, включение в  новые виды деятельности, общение  с другими людьми вызывают значительную напряженность. Новая жизненная  ситуация требует адаптации к  ней. Помогают в этом уверенность  в себе, чувство компетентности, поддержка семьи и другое, о  чем будет сказано дальше.
     Выпускники  школы, решившие работать или не поступившие  в ВУЗ, сталкиваются с различными трудностями. Они не имеют ясной  цели в своих поисках при выборе работы или же, если сделан выбор, трудно найти соответствующее место. Проблема самопрезентации обостряется из-за отсутствия опыта, уверенности в себе или излишнего юношеского напора. Самая большая трудность - это заработать на жизнь, достичь той материальной независимости от родителей, к которой стремятся почти все в юношеском возрасте. Реальный заработок - необходимость, если в родительской семье нет достатка или создается собственная семья. Юные супруги сталкиваются с большими трудностями: они еще не вполне зрелые личности, не очень хорошо понимающие другого и склонные принимать легкую увлеченность за любовь, не достаточно ответственные, надеющиеся на помощь родителей, а не на себя.
     При условии нахождения работы, человеку предстоит еще и адаптация  на новом рабочем месте. Приобретение практических умений, приспособление к коллективу взрослых и новым  требованиям оказываются в разной степени трудными для юношей и  девушек с разным интеллектом  и разными чертами характера.
     В этом возрасте характерна и негативная составляющая возможности выбора. Юноша  или девушка могут выбрать  еще один путь: бегство в наркотики, религиозные секты, нарциссическую погруженность в себя и т.д. Такой  выбор может быть следствием серии  серьезных неудач или образовавшегося  вакуума. На неправильный путь могут  подтолкнуть скука, желание получить новые впечатления, забыть о "серой" жизни, нежелание трудиться.
     Особой  темой в это период выступает  армия. Многие современные люди испытывают страх перед службой, всячески стараясь избежать ее. Этому на самом деле есть причины. Жесткий режим, большая  физическая нагрузка, беспрекословное  подчинение старшим по званию для  многих становятся тяжелым испытанием. Накладывают свой отпечаток "горячие  точки" и "дедовщина".
          При "дедовщине" устанавливаются  иерархические отношения. Здесь  главным стимулом агрессии является  желание испытать власть над  людьми. Появляющееся чувство превосходства  компенсирует сформировавшееся  ранее чувство неполноценности.  Проходящие через "дедовщину" становятся либо взрослее и психологически сильнее, либо агрессивными и мстительными. 

 

     5 Молодость 

     Молодость охватывает период жизни от окончания  юности от 20-23 лет до примерно 30 лет, когда человек "более или менее  утверждается во взрослой жизни" (А.В.Толстых).
     Большое психологическое значение имеет  рождение детей. Меняется весь строй  и уклад семейной жизни, у супругов появляются новые обязанности, новые  аспекты ответственности друг перед  другом и новая общая ответственность  за судьбу человека, которому они дали жизнь.
     Выбор спутника жизни и создание семьи - одна из сторон социальной ситуации развития в молодости. Соответствующая этой ситуации деятельность является одной  из главных сторон жизни.
     Мужчина и женщина во взаимной любви становятся более завершенными, взаимно дополняют  друг друга. Другие сущностные связи  с миром тоже завершают человека, но каждая из них раскрывает какую-то одну сторону его сущности. В любви  же между мужчиной и женщиной раскрывается, находит свое отражение вся сущность каждого из них. В этой любви человек  проявляется весь целиком.
     Любовь  между мужчиной и женщиной нельзя противопоставлять другим видам  любви, поскольку она в определенном смысле синтезирует их, ее содержание определяется их наличием.
     Любовь  по природе своей может быть только разделенной, она завершает человека, делает его более целостным, более  самим собой.
     Э. Фромм говорит о причинах возникновения сильных взаимных чувств: «Тотальная коммерциализация общественного индивидуального сознания, примат материальных ценностей над духовными, современное развитие общества не дает возможности большинству людей развить индивидуальность, раскрыть свою сущность, реализовать потребность стать самим собой». 

 

     6 Взрослость. Средний возраст 

     В этом возрасте , как правило, человек уже достигает того, к чему осознанно стремился – у него четко сформировавшая система ценностей , есть определенное социальное и семейного положения, он психически уравновешен… Но вот доволен ли он своей жизнью, принесло ли ему моральное удовлетворение достижение целей, счастлив ли он, любит ли он своего( ю) супруга(у)!?  Человек начинает думать об этом, задавать себе вопросы, переживать эту ситуацию в своей жизни, так, постепенно он входит в кризис, который характерен для человека в возрасте около 30-35 лет.   

     6.1 Кризис среднего возраста 

     Кризис  среднего возраста – самая странная и страшная пора в психическом  развитии человека. Многие люди ( особенно творческие ), не найдя в себе силы, и не обретя новый смысл жизни, просто уходят из нее. На этот период ( после подросткового)  приходится наибольшее число суицидов.
       Как уже говорилось выше, у  взрослого человека начинают  формироваться вопросы, на которые  он не в состоянии ответи
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.