Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Миф и мифология

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 21.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ОГЛАВЛЕНИЕ
1.Введение
2.Глава 1.Общие  понятия мифа и мифологии
3.Глава 2.Функции мифа. Мифологические школы
4.Глава 3. Миф как господствующая культурная форма архаического общества
5.Заключение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ
Мифология - форма  общественного сознания; способ понимания  природной и социальной действительности на разных стадиях общественного  развития.
В общественном сознании первобытного общества мифология несомненно доминировала. Мифология в основном ориентирована на преодоление фундаментальных антиполий человеческого существования, на гармонизацию личности, общества и природы. Предпосылкой мифологической "логики" служили неспособность человека выделить себя из окружающей среды и нерасчлененность мифологического мышления, на неотделившегося от эмоциональной аффективной среды. Следствием было метафорическое сопоставление природных и культурных объектов, очеловечивание окружающей природной среды, в том числе одушевление фрагментов космоса. Мифологическому мышлению свойственно отчетливое разделение субъекта и объекта, предмета и знака, вещи и слова, существа и его имени, пространственных и временных отношений, происхождения и сущности, безразличия к противоречию и т.п. Объекты сближались по вторичным чувственным качествам, смежности в пространстве и времени, выступали в качестве знаков других предметов и т.п. Научный принцип объяснения заменялся в мифологии тотальным генетизмом и этиологизмом: объяснение вещи и мира в целом сводилось к рассказу о происхождении и творении. Мифологии свойственно резкое разграничение мифологического, раннего и текущего, последующего времени. Все происходящее в мифическом времени приобретает значение парадигмы и прецедента, т.е. образца для воспроизведения.
Мифологическое  мироощущение выражалось не только в  повествованиях, но и в действах (обрядах, танцах). Миф и обряд  в древних культурах составляли известное единство - мировоззренческое, функциональное, структурное, являя  собой как бы два аспекта первобытной  культуры - словесный и действенный, "теоретический" и "практический". 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ  МИФА И МИФОЛОГИИ
    Главными  предпосылками своеобразной мифологической <логики> являлось, во-первых, то, что  первобытный человек не выделял  себя из окружающей природной и социальной среды, и, во-вторых, то, что мышление сохраняло черты диффузности и нерасчленённости, было почти неотделимо от эмоциональной эффектной, моторной сферы. Следствием этого явилось очеловечивание всей природы, всеобщая персонификация, <метафорическое> сопоставление природных, социальных, культурных объектов. На природные объекты переносились человеческие свойства, им приписывалась одушевлённость, разумность, человеческие чувства, часто и внешняя антропоморфность и, наоборот, мифологическим предкам могли быть присвоены черты природных объектов, особенно животных. Выражение сил, свойств и фрагментов космоса в качестве одушевлённых и конкретно-чувственных образов порождает причудливую мифологическую фантастику. Определённые силы и способности могли быть пластически выражены многорукостью, многоглазостью, самыми диковинными трансформациями внешнего облика; болезни могли быть представлены чудовищами - пожирателями людей, космос - мировым древом или живым великаном, родоплеменные предки - существами двойной - зооморфной и антропоморфной -природы, чему способствовало тотемическое представление о родстве и частичном тождестве социальных групп с видами животных. Для мифа характерно, что различные духи, боги (а тем самым и представленные ими стихии и природные объекты) и герои связаны семейно-родовыми отношениями.
В мифе форма  тождественна содержанию и поэтому  символический образ представляет то, что он моделирует. Мифологическое мышление выражается в неотчётливом разделении субъекта и объекта, предмета и знака, вещи и слова, существа и  его имени, вещи и её атрибутов, единичного и множественного, пространственных и временных отношений, начала и  принципа, то есть происхождения и  сущности. Эта диффузность проявляется в сфере воображения и обобщения.
Для мифа чрезвычайно  специфичны отождествление генезиса и  сущности, то есть собственно замена причинно-следственных связей прецедентом. В принципе, в  мифе совпадает описание модели мира и повествование о возникновении  его отдельных элементов, природных  и культурных объектов, о деяниях  богов и героев, определивших его  нынешнее состояние (а затем уже  об иных событиях, биографии мифологических персонажей). Нынешнее состояние мира - рельеф, небесные светила, породы животных и виды растений, образ жизни, социальные группировки, религиозные установления, орудия труда, приёмы охоты и приготовление пищи и т. д. и т. п.- всё это оказывается следствием событий давно прошедшего времени и действий мифологических героев, предков, богов. Рассказ о событиях прошлого служит в мифе средством описания устройства мира, способом объяснения его нынешнего состояния. Мифические события оказываются <кирпичиками> мифической модели мира. Мифическое время есть время <начальное>, <раннее>, <первое>, это <правремя>, время до времени, то есть до начала исторического отсчёта текущего времени. Это время первопредков, первотворения, первопредметов, <время- сновидений> (по терминологии некоторых австралийских племён, то есть время откровения в снах), сакральное время в отличие от последующего профанного, эмпирического, исторического времени. Мифическое время и заполняющие его события, действия предков и богов являются сферой первопричин всего последующего, источником архетипических первообразов, образцом для всех последующих действий. Реальные достижения культуры, формирование социальных отношений в историческое время и т. п. проецируется мифом в мифическое время и сводится к однократным актам творения.
Важнейшая функция  мифического времени и самого мифа - создание модели, примера, образца. Оставляя образцы для подражания и воспроизведения, мифическое время  и мифические герои одновременно источают магические духовные силы, которые  продолжают поддерживать установленный  порядок в природе и обществе; поддержание такого порядка также  является важной функцией мифа. Эта  функция осуществляется с помощью  ритуалов, которые часто прямо  инсценируют события мифического  времени и даже включают иногда рецитирование мифов. В ритуалах мифическое время и его герои не только изображаются, но как бы возрождаются с их магической силой, события повторяются и реактуализируются. Ритуалы обеспечивают их <вечное возвращение> и магическое влияние, гарантирующее непрерывность природных и жизненных циклов, сохранение некогда установленного порядка. Миф и ритуал составляют две стороны - как бы теоретическую и практическую - того же феномена. Однако наряду с мифами, имеющими ритуальный эквивалент, есть мифы, не имеющие такого эквивалента, равно как и ритуалы, лишённые своего мифологического двойника.  

Категория мифического  времени особенно характерна для  архаических мифологий, но трансформированные представления об особой начальной  эпохе встречаются и в высших мифологиях, иногда как идеальный <золотой  век> или, наоборот, как время хаоса, подлежащее последующей космизации. В принципе, миф нацелен на изображение превращения хаоса в космос.
Впоследствии, в  эпических памятниках мифическое время  преобразуется в славную героическую  эпоху единства народа, могучей государственности, великих войн и т. п. В мифологиях, связанных с высшими религиями, мифическое время преобразуется  в эпоху жизни и деятельности обожествлённых пророков, основателей  религиозной системы и общины. Наряду с временем начальным в мифы проникает и представление о конечном времени, о конце мира (эсхатологические мифы). Возникают <биографии> богов и героев, описывается их жизненный цикл и главные подвиги и т. п. Однако мифическое время остаётся основной категорией мифа, также как мифы творения и мифы объяснительные (этиологические) являются важнейшим; наиболее фундаментальным и типичным видом мифотворчества.
Мифология является самым древним, архаическим, идеологическим образованием, имеющим синкретический характер. В мифе переплетены зародышевые  элементы религии, философии, науки, искусства. Органическая связь мифа с ритуалом, осуществлявшаяся музыкально-хореографическими, <предтеатральными> и словесными средствами, имела свою скрытую, не осознанную эстетику. Искусство, даже полностью эмансипировавшись от мифа и ритуала, сохранило специфическое соединение обобщений с конкретными образами (не говоря уже о широком оперировании мифологическими темами и мотивами). С другой стороны, миф и особенно ритуал имели прямое отношение к магии и религии. Религия с самого своего возникновения включила в себя мифы и обряды. Философия развивалась, постепенно преодолевая мифологическое наследие. Но и после обособления различных идеологий и даже после значительного прогресса науки и техники, мифология не остаётся исключительно памятником первобытного мировоззрения и архаических форм повествования. Не говоря уже о тесной связи религии с мифологией, некоторые особенности мифологического сознания могут сохраняться на протяжении истории в массовом сознании рядом с элементами философского и научного знания, рядом с использованием строгой научной логики. 
 

ГЛАВА 2. ФУНКЦИИ МИФА. МИФОЛОГИЧЕСКИЕ  ШКОЛЫ
Мифология как  мир первообразов и материя духовности
Но для создателей мифологии она была не просто достоверной  или истинной. У них и вопроса  не могло возникнуть об истинности. Для первобытного человека мифология  являлась объективной действительностью. Такой же, как для нас, например, знание о том, что в году 365 или 366 суток. Нам и в голову не приходит вопрос о том, так ли это на самом деле. Подобные знания кажутся нам как бы свойствами самих вещей, едва ли не природными явлениями. Это еще и потому, что мы не знаем автора. Но мифы - как раз анонимные произведения. Для первобытного человека они поэтому вообще не являлись произведениями. Они выступали его сознанием, его психическим состоянием, которое для него было и состоянием окружающего мира. Наконец, это было состояние массовое, коллективное, которое человек испытывал не поодиночке, а совместно. Одиночки и могли быть разрушителями мифологического сознания, они могли быть, скажем, теми художниками, которые уединялись, чтобы уйти из-под власти коллективного сознания и изобразить в каком-нибудь потаенном месте свое, а не общепринятое, видение мира, свое собственное сознание.
Не мир вне  человека, а мир в восприятии рода стал началом человеческого знания. Мифология - это мир первообразов, которые были достоянием рода и передавались из поколения в поколение. Мы можем  сказать об образе, что он является копией чего-то, что находится вне  сознания. О первообразе мы так  сказать не можем. Первообраз - образ  самого сознания. От любого образа мы можем  отделаться, забыть его. А от первообраза  нельзя отделаться хотя можно и не знать о нем, не испытывать его  влияния. Первообраз - это "глаз" сознания. Мы видим глазом, а самого глаза  не видим. Так и с первообразом: с его помощью мы осознаем или  мыслим, но помыслить сам первообраз так же трудно, как увидеть глаз. Разве что с помощью зеркала. В зеркале же мы увидим лишь самих себя. Наш собственный вид и есть один из первообразов.
Мифологическое  мышление - мышление коллективное, родовое. В нем закреплены исходные, родовые  отношения людей друг к Другу, когда каждый из них не мыслил себя вне рода, сам являлся скорее родовым  существом, а не индивидуальным. С  другой стороны, и род мыслился не как множество людей, а как  большое индивидуальное существо. Мифология  стала исходной формой человеческого  мышления, источником последующих, более развитых форм мышления: религиозного, художественного, философского, научного. Все они состоят из "кирпичиков" мифологического мышления. Гегель называл мифы педагогикой человеческого рода. Мифы или сказки воспитывают каждого из нас в детстве, они служат источником вдохновения художников и ученых, и даже самые рациональные теории содержат элементы мифологического мышления. Мифы являются своеобразной материей духовной культуры.
Моделирующая  функция мифа
Было бы неверным отождествлять мифологию с чем-то вроде начальной школы человеческого  образования, с приготовительным классом  науки. Мифология - это не наивные  ответы на якобы наивные вопросы  первобытного человека, которые он ставил перед собой или природой. Ответы человек искал и находил  помимо мифов. Он находил их в практической деятельности. Иначе, повторим еще раз, он бы просто не выжил. Первобытный  человек понимал природу ничуть не хуже, чем мы ее понимаем сегодня.
Мифология играла роль идеологии первобытного общества, того самого "социального клея". Идеологическое сознание - такое сознание, когда идеи или фантазии становятся реальностью для человека. Руководствуясь какими-то идеями или принципами, человек  может действовать вопреки обстоятельствам, которые считает менее реальными  или существенными, чем порождения своего же сознания. Мы уже знаем  о детерминирующей роли образов. Образ определяет поведение человека тем больше, чем меньше он осознан  им как образ или копия чего-то. Тогда образ становится действительностью, оригиналом, а копией является поведение  человека, его жизнь. Мифология как  раз и играла роль оригинальных образцов, или моделей, по которым строились  поведение человека, его сознание и жизнь.
Мифологические  образы служили представлениями  о качествах или поступках, которые  в иной форме нельзя себе представить. Попробуйте представить необходимость  исполнения долга. А если вы знаете мифы о Геракле или об Илье Муромце, если вы их понимаете и верите им, то у вас уже готово представление  о долге как высшей доблести мужчины. Попробуйте представить себе возмездие, которое ждет всякого, кто совершит преступление против общественного  порядка. Можно представить возмездие  в виде тюрьмы или эшафота. Хотя все  это частности, и преступник всегда надеется их избежать. Но есть образ  Немезиды - богини возмездия, от которой  невозможно спрятаться, поскольку она  находится в сознании самого преступника. Немезида и идея возмездия будет жива, пока жив преступник. Боги мифологии есть олицетворение идей. Кажется, что идеи нельзя видеть, потому что они есть порождение самого сознания. Но если идеи становятся образами, то их уже можно видеть.
Исследователи в области мифологии выделяют и такие функции мифа:
- аксиологическая (миф является средством самовосхваления и воодушевления);
- телеологическая  (в мифе определяются цель и  смысл истории, человеческого  существования);
- праксиологическая, реализуемая в трех планах: прогностическом, магическом и творчески-преобразовательном (здесь часто вспоминают мысль Н.А. Бердяева о том, что история - "творимый миф");
- коммуникативная (миф является связующим звеном эпох и поколений);
- познавательная  и объяснительная;
- компенсаторная (реализация и удовлетворение  потребностей, которые реально, как правило, неосуществимы).
Сравнительная мифология
Интерес к мифологии  усиливается в Новое время  в связи с открытием Америки. В XVIII в. французский миссионер Ж.Ф. Лафито стал одним из первых исследователей быта североамериканских индейцев. Это дало возможность сравнивать мифы народов, живущих в различных частях света. Содержание мифов уже не воспринималось как что-то случайное. Все чаще внимание привлекала похожесть мифов, закономерный характер их возникновения в древности.
Глубоко исследовал мифологию итальянский философ  Дж. Вико. В соответствии со своей концепцией истории, о которой мы уже говорили, он рассматривал мифы как "божественную поэзию" и сравнивал ее с детским состоянием психики. Его философия мифа содержала в себе начала почти всех последующих направлений в изучении мифологии.
Аллегорическое  и символическое истолкования мифов
Первые попытки  рационально истолковать мифы были связаны с пониманием их как аллегорий. В мифах видели иносказания, поучения, уподобления, намеки. При таком отношении к ним богатство содержания мифов кажется поистине неисчерпаемым. Ярким примером подобного подхода было отношение к мифам основоположника методологии опытного знания Ф. Бэкона. В трактате "О мудрости древних" он изложил многие античные мифы и собственное понимание скрытой в них мудрости. Он писал, что она представляется ему "подобной плохо отжатым виноградным гроздьям, из которых хотя и выжато кое-что, однако самая лучшая часть остается и не используется".
Подобным же образом истолковал мифы И.Г. Гердер. Его взгляды положили начало свойственному  уже для романтизма пониманию  мифов. Вершиной романтической концепции  мифов стало учение Ф.В. Шеллинга.
Шеллинг излагает свое понимание мифологии. Оно является одним из наиболее значительных вкладов  в развитие мифологии вообще. Шеллинг  делил различные способы изображения на три вида:
схематическое (общее обозначает особенное),
 аллегорическое (особенное обозначает общее) 
символическое (единство общего и особенного).
Мифологию он понимал  именно символически, т.е. не иносказательно, не историкопсихологически, когда в мифах пытаются найти персонификации и одушевления. Миф для Шеллинга если что-то и значит, то именно то, о чем в нем идет речь, иными словами, значение мифа совпадает с бытием. Все события мифов - это не уподобление чему-то, их истинность не может быть устанавливаема сравнением мифов с какими-то якобы действительными событиями. Мифологические сказания, считал Шеллинг, должны рассматриваться только сами по себе, не обозначающими что-то, а существующими независимо. То, о чем в них идет речь, несомненно когда-то существовало, это делает мифологию универсальной и бесконечной, качественно своеобразной и символичной. Мифология, по Шеллингу - сознание действительного.
Но из подобного  понимания следует, что мифотворчество не может быть только явлением прошлого. Шеллинг был убежден, что творческая индивидуальность создает сама себе мифологию из какого угодно материала. В будущем, полагал он, возникнет синтез науки и мифологии, которая будет создана эпохой в целом.
ГЛАВА 3. Миф как господствующая культурная форма архаического общества
Мифология - исторически  первая форма духовной культуры. Она  возникает на самой ранней стадии общественного развития. Тогда человечество в форме мифов, т. е. сказаний, преданий пыталось дать ответ на все волнующие  людей вопросы. Значительную часть  мифологии составляли космологические  мифы, посвященные устройству мироздания, возникновению наиболее важных явлений  природы, животных и людей. Вместе с  тем большое внимание в мифах  уделялось различным стадиям  жизни людей, тайнам рождения и смерти, всевозможным испытаниям, которые подстерегают человека на его жизненном пути. Особое место занимают мифы о достижениях  людей: добывание огня, изобретение  ремесел, развитии земледелия, приручении домашних животных и т. д.
Миф - это первая форма духовного освоения мира, его  образно-символическое воспроизведение  и объяснение Миф упорядочивает  в сознании мир, превращает хаос в  космос и тем самым создает  возможность постижения мира как  некоего организованного целого, представляет его в простой и  доступной форме .
Интерпретация универсума в мифологии антропоморфна. Универсум наделяется теми качествами, которые характеризуют бытие человека.
Характерным моментом мифа является отождествление субъективной и объективной реальности. Мифологические образы наделяются субстанциальностью, понимаются как реально существующие. А это значит, что миф основан  на таком породнении человека с миром, когда человека еще не отличает психологическое значение и смысл вещей от их объективных свойств и воспринимает явления природы как одушевленные существа.
Мифологическое  постижение мира в своей основе носит  не рациональный, а эмоционально-чувственный  характер. Смысловыми единицами мифологического  мышления являются не понятия, а коллективные представления. Эти представления  формируются не на основе логического  анализа, обобщения опыта, а по законам  сопричастности. Сопричастность представляет собой ассоциативно-психологическую смысловую связь, воспринимающуюся как способ видимой обусловленности вещей.  

Содержание мифологического  мышления мистично, поскольку око  не отражает объективных свойств  и отношений, а базируется на вере в сверхъестественные связи и отношения и выражает сакральные смыслы и значения, которые принимаются данным человеческим сообществом (родом, племенем).
Миф обычно совмещает  в себе два аспекта - диахронический (рассказ о прошлом) и синхронический (отношение настоящего и будущего). Таким образом с помощью мифа прошлое связывалось с настоящим и будущим, и это обеспечивало духовную связь поколений.
В предшествующем изложении мы акцентировали внимание на этиологической функции мифа. Миф  объясняет происходящее в мире Однако миф - это не первоначальная форма знания, а особый вид духовно-практического освоения мира, специфическое образно-смысловое, синкретическое представление о явлениях природы и коллективной жизни. В мифе, как наиболее ранней форме человеческой культуры, объединяются зачатки знаний, религиозных верований, эмоциональная, нравственная и эстетическая оценка ситуации. Если применительно к мифу можно говорить о познании, то слово <познание> здесь имеет смысл не традиционного добывания знания, а мироощущений, чувственного сопереживания.
В мифе образно-символическое  воспроизведение и объяснение всегда выливается в предписание действий. Как отмечал известный английский этнограф Б. Малиновский, миф, как он существовал в первобытной общине, - это не история, которую рассказывают, а реальность, которой живут. Это  не интеллектуальное упражнение или  художественное творчество, а практическое руководство к действиям первобытного коллектива. Задача мифа не состоит  в том, чтобы просто дать человеку какое-то знание или объяснение. Миф  служит для оправдания определенных общественных установок, для санкционирования определенного типа верований и  поведения.
Мифы утверждали принятую в данном обществе систему  ценностей, поддерживали и санкционировали  определенные нормы поведения. И  в этом смысле они были важными  стабилизаторами общественной жизни. Однако этим не исчерпывалась стабилизирующая  роль мифологии. Главное значение мифов  состоит в том, ч го они устанавливали гармонию между миром и человеком, природой и обществом, обществом и индивидом и таким образом обеспечивали внутреннее согласие человеческой жизни.  

Мифологическое  мироощущение выражается не только в  повествованиях, но и в действиях (обрядах). Миф и обряд в древних  культурах составляли функциональное, структурное, мировоззренческое единство. Чаще всего миф - это рассказ, описывающий  в повествовательной, олицетворенной форме тот или иной обряд, объясняющий  его происхождение и как бы обосновывающий право исполнителей обряда его совершать.
Тесная взаимосвязь  представлений и обрядов сближает мифологию с религией. Закономерно  встает вопрос: существовала ли мифология  как форма культуры отдельно от религии? Можно ли отличать мифологию от религии? По нашему мнению, на самых ранних стадиях  развития общества мифология и религия  составляли единое целое. С содержательной стороны, т. е. с точки зрения мировоззренческих  конструкций, мифология и религия  неразделимы. Нельзя сказать, что одни мифы являются религиозными, а другие мифологическими, что религиозные  мифы связаны с верой в сверхъестественное; в мифологических мифах такой веры нет. Религия на ранних стадиях развития не знает разделения мира на естественный и сверхъестественный. Это разделение появляется лишь на относительно высокой стадии развития религии. Разделение мира на два уровня (естественный и сверхъестественный) присуще и мифологии на довольно высокой стадии развития, а отношение веры к своим мыслительным конструкциям также неотъемлемая часть мифологического сознания. Специфика религии обусловливается тем, что основным элементом различия является культовая система, т. е. система обрядовых действий, направленных на установление определенных отношений с сакральными объектами. И потому всякий миф становится религиозным в той мере, в какой он включается в культовую систему, выступает в качестве ее содержательной (мировоззренческой) стороны.
На более поздних  этапах развития общества миф отделился  от обряда. Мифология начала существовать как самостоятельная относительно независимая форма общественного  сознания. Классическим примером такого уровня развития мифологии является мифология древних греков, представленная в <Илиаде> и <Одиссее> Гомера. На базе мифологии формируется героический  эпос, легенды, исторические предания, сказки. Мифологическая подпочва сохраняется  и в более позднем <классическом эпосе>. Через сказку и героический  эпос с мифологией оказывается связанной  и художественная литература.  

Миф рождается  и господствует в культуре на стадии архаичного сознания. Но с развитием  рефлекторного сознания полностью  не уходит со сцены не только в виде сказок и литературных произведений, но периодически воспроизводится в  культуре через социально мифологические конструкции. Например, немецкий нацизм возрождал и использовал древнегерманские языческие мифы, а также создавал разнообразные политические мифы.
Исследования 3. Фрейда, Г. Юнга и других представителей психоаналитической культурологии объясняют этот феномен. Они убедительно показывают, что в развитых обществах, перестав быть единственной и доминирующей формой культуры, миф не исчезает окончательно - он продолжает жить в бессознательных структурах человеческой психики в форме архетипов, древнейших культурных образцов. Человек всегда сохраняет потребность во внерациональном породнении с миром, а это значит, что мифологическое освоение мира органически присуще человеческой психике и человеческой культуре 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог изучению мифологии как исторического типа мировоззрения следует, отметить, что мифы в примитивных обществах тесно связаны с магией и обрядом и функционируют как средство поддержания природного и социального порядка и социального контроля, мифологическое мышление обладает известным логическим и психологическим своеобразием, мифотворчество является древнейшей формой, своего рода символическим "языком", в терминах которого человек моделировал, классифицировал и интерпретировал мир, общество и самого себя.
 Своеобразные черты мифологического мышления имеют известные аналогии в продуктах фантазии человека не только глубокой древности, но и других исторических эпох и, таким образом, миф как тотальный или доминирующий способ мышления специфичен для культур архаических, но в качестве некоего "уровня" или "фрагмента" может присутствовать в самых разных культурах, особенно в литературе и искусстве, обязанных многим мифу генетически и отчасти имеющих с ним общие черты. В наши дни религиозные мифы христианства, иудаизма, ислама и других ныне существующих религий продолжают использоваться церковью, разными социальными и политическими силами для внедрения и поддержания религиозного сознания.
Однако подход к мифу, определение его места  в пошлом и настоящем, требует  строгого соблюдения историзма. Мифология  как форма общественного сознания, появление и господство которой  было связано с определенным уровнем  развития производства и духовной культуры, как ступень сознания, предшествующая научному мышлению, исторически изжила себя. Поэтому попытки апологетики  и возрождении мифа как действующей системы в современном обществе несостоятельны. 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ
    С.А.Токарев, "Что такое мифология?", Москва 1983 г.
    Мифологический словарь. (Под ред. Мелетинского Е.М.).- М.:БРЭ, ЛАДА-МАКОМ, 1992.
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.