На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Учет расчетов с бюджетом по платежам и сборам

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 21.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


       МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 
 
 
 
 
 
 
 

       КУРСОВАЯ РАБОТА 
 
 

       Учет  расчетов с бюджетом по платежам и  сборам 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       МИНСК 2009
 

        РЕФЕРАТ 

       Курсовая работа: 49 стр., 5 таблиц, 1 рис., 29 источников, 9 приложений. 

       НАЛОГИ, НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА, НАЛОГИ И СБОРЫ, ВКЛЮЧАЕМЫЕ В СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ, ПРЯМЫЕ КОСВЕННЫЕ НАЛОГИ, ПУТИ ОПТИМИЗАЦИМИ НАЛОГОВ. 

       Предметом данного исследования являются налоговые  платежи, взимаемые из выручки и  прибыли ЧУП «Завод Энергоконструкция».
             Объектом исследования является Частное Унитарное Предприятие «Завод Энергоконструкция».
       Цель  написания работы – освещение  учетного процесса налогов, уплачиваемых в бюджет, и других обязательных платежей предприятиями, определение  направлений совершенствования  налоговых платежей.
       Для достижения выбранной цели были поставлены и решались следующие задачи:
       -  рассмотреть налоги и сборы,  их сущность и состав, виды  налогов и сборов, уплачиваемых  субъектами хозяйствования;
       -  изучение  учета операций по  исчислению и уплате налогов,  методику расчета и учета налоговых платежей;
       - изучить практику расчетов с бюджетом по налогам и сборам на исследуемом предприятии.
       В курсовой работе исследования вопросов учета операций и расчета налогов, уплачиваемых предприятием рассматривается  на основе данных бухгалтерского учета организации ЧУП «Завод Энергоконструкция».
       При исследовании данной темы работы использовались такие методы как абстрактно – логический. Помимо данных методов для анализа и сравнения фактических данных применялись табличный и графический методы.
       В ходе подготовки  курсовой работы автором использовались учебные пособия и научные исследования  отечественных и зарубежных ученых по вопросам налогообложения, нормативные правовые акты, регулирующие порядок исчисления и уплаты платежей из выручки в Республике Беларусь, а также материалы периодических изданий,  статистических сборников.
       Методологической основой работы послужили законодательные акты Республики Беларусь. В ходе работы использовалась методическая и экономическая литература, относящаяся к теме.
       Автор работы подтверждает, что приведенный  в ней расчетно-аналитический  материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические  и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на них авторов.
                                                                                              _____________________
                                                                                                          (подпись студента)
 

        СОДЕРЖАНИЕ
 

        ВВЕДЕНИЕ 

       Налог играют важную роль среди экономических  рычагов,  при помощи которых государство воздействует на развитие  экономики. Вместе с тем налоги являются основным источником наполнения  государственных и местных бюджетов практически во всех государствах мира, в том числе в Республике Беларусь. При этом система налогообложения может, как тормозить эффективное развитие  экономики, так  и  создавать  нормальные условия для хозяйственной деятельности. Последнее особенно важно в период трансформационной экономики, когда формируется новая экономическая модель развития, как это происходит в нашей стране  в связи с переходом к созданию социально-ориентированной и инновационной модели национальной экономики.
       В современном обществе налоги занимают все более важное место в экономической  структуре государства как по объему в доходах бюджета, так  и по роли в регулировании развития экономического развития. Через структуру налоговой системы, налоговую базу, систему ставок, налоговых льгот они воздействуют на хозяйственную и предпринимательскую деятельность как внутри страны и на внешнем рынке.
       Во  взаимоотношениях государства и налогоплательщиков последние являются пассивной стороной, так как государство в законодательном порядке устанавливает размеры и порядок внесения платежей, а налогоплательщики обязаны беспрекословно их выполнять. Вместе с тем в цивилизованном обществе налоги не рассматриваются как средство торможения предпринимательской активности, а наоборот, как фактор экономической свободы, так как, рассчитавшись с государством, налогоплательщик волен распоряжаться своими ресурсами по собственному усмотрению.
       Налоговая система Республики Беларусь, сформированная в 1992 году,  до настоящего времени  еще не обрела стабильности. Ежегодно в налоговое законодательство вносятся существенные изменения, которые не всегда создают баланс интересов налогоплательщиков и государства, а порой ухудшают условия для развития хозяйственной деятельности. Общая концепция налоговой политики государства порой сводится к увеличению поступлений в бюджет.
       Совокупность  налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, составляет налоговую систему. Агентами по сбору налогов являются налоговые органы местного и государственного подчинения. Несовременная уплата налогов, частичная или полная неуплата налогов преследуется по закону.
       Формирование  налогового законодательства происходит обособлено от развития нормативной системы бухгалтерского учета. Следствием этого процесса явилась необходимость ведения организацией не только бухгалтерского учета, но и налогового учета отдельных видов имущества и операций. Если целью бухгалтерского учета является предоставление пользователям объективной информации об имущественном и финансовом положении организации, то целью налогового учета является исчисление налогового обязательства налогоплательщика перед государством. Поэтому некоторые учетные показатели для целей налогообложения исчисляются по правилам налогового законодательства, и эти правила отличаются от норм, принятых в бухгалтерском учете. Таким образом, значение некоторых показателей в налоговом учете отличается от значений, формируемых в бухгалтерском учете.
       В этой связи особую актуальность приобретает  совершенствование порядка исчисления  и уплаты  налоговых платежей, что обусловило выбор темы курсовой работы, постановку ее целей и основных задач.
       Цель  написания работы – освещение учетного процесса налогов, уплачиваемых в бюджет, и других обязательных платежей предприятиями, определение направлений совершенствования налоговых платежей.
       Для достижения выбранной цели были поставлены и решались следующие задачи:
       -  рассмотреть налоги и сборы,  их сущность и состав, виды  налогов и сборов, уплачиваемых  субъектами хозяйствования;
       -  изучение  учета операций по  исчислению и уплате налогов,  методику расчета и учета налоговых  платежей;
       - изучить практику расчетов с бюджетом по налогам и сборам на исследуемом предприятии.
       В курсовой работе исследования вопросов учета операций и расчета налогов, уплачиваемых предприятием рассматривается на основе данных бухгалтерского учета организации ЧУП «Завод Энергоконструкция».
       Предметом данного исследования являются налоговые платежи, взимаемые из выручки и прибыли ЧУП «Завод Энергоконструкция».
       Частное унитарное предприятие «Завод Энергоконструкция»- начал свою деятельность 13 февраля 1979 года как «Завод опорных конструкций  и электротехнического оборудования», зарегистрированный согласно приказу Минэнерго СССР № 51-а от 13 февраля 1979 года с подчинением на правах юридического лица тресту «Белсельэлектросетьстроймонтаж».
       Основным  видом деятельности завода является производство металлоконструкций и железобетонных стоек для строительства линий электропередач. Продукция завода предназначена в основном для внутреннего потребления в системе ОАО «Белсельэлектросетьстрой».Так, за 2007 год удельный вес продукции, отгруженной ОАО «Белсельэлектросетьстрой», составлял 67,4%, а на предприятия находящиеся в подчинении Минэнерго -86,1%.
       При исследовании данной темы работы использовались такие методы как абстрактно – логический, метод сравнения при анализе зарубежного опыта уплаты налогов. Помимо данных методов для анализа и сравнения фактических данных применялись табличный и графический методы.
       В ходе подготовки  курсовой работы автором использовались учебные пособия и научные исследования  отечественных и зарубежных ученых по вопросам налогообложения, нормативные правовые акты, регулирующие порядок исчисления и уплаты платежей из выручки в Республике Беларусь, а также  материалы периодических изданий,  статистических сборников.
       Методологической  основой курсовой работы послужили законодательные акты Республики Беларусь. В ходе работы использовалась методическая и экономическая литература, относящаяся к теме.
 

       1. Налоговая система  в Республике Беларусь  и организация  учета расчетов  в бюджет по  налогам и сборам 
 

       1.1 Классификация налогов  и сборов 

       Формирование в государстве высокого уровня налоговой культуры как неотъемлемого элемента современного рыночного мышления предполагает изучение истории налогов, накопленного мировой практикой опыта налогообложения и его влияния на экономику. Понятие «налог» уходит своими корнями в глубь веков. В массовом сознании это понятие связано с отчуждением индивидуальных и корпоративных доходов и их концентрацией в  централизованном фонде денежных средств - государственном и местном бюджетах.
       Любая налоговая система базируется на объективной методологии - комплексе теоретических и научно-практических положений о налогооблагаемой базе и существующих на этой основе налоговых концепций. Известны концепции ресурсного, имущественного обложения; обложения конечных стоимостных результатов дохода; преимущественного обложения сделок купли-продажи; рентного налогообложения и др. Общество в зависимости от уровня своего экономического развития принимает в законодательном порядке ту или иную концепцию. Теория и методология налогообложения и его методические основы составляют фундамент (конструкцию) налогового механизма и его элементов: планирования, регулирования, управления и контроля.
       Налоговая система представляет собой совокупность налогов и обязательных платежей, принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, уплаты, взимания, а также форм и методов налогового контроля и ответственности за нарушение налогового законодательства. Понятие «налоговая система» следует отличать от понятия «система налогов и сборов», под которой понимается совокупность налогов и других платежей, взимаемых на территории определенного государства, закрепленная в налоговом законодательстве (Приложение 1).
       Современное налоговое законодательство чаще всего  трактует понятие «налог» и другие платежи исключительно в качестве средства, обеспечивающего доход бюджета. Такое толкование налога предопределяет расширительное, а порой и вольное определение границ налоговых отношений. В результате налоги подгоняются под существующую величину государственных расходов без учета реальных возможностей воспроизводства и общественных потребностей.[27, с.9]
       Экономическая сущность налогов вытекает из сущности финансов. Началом и исходным историческим условием возникновения финансовых отношений является созданный в сфере производства прибавочный продукт. Одна часть прибавочного продукта в результате первичного распределения направляется на расширенное воспроизводство израсходованной части средств производства и рабочей силы, другая его часть направляется в доход государства.
       Налоги, подобно государственному кредиту, расходам государства и т. д., являются одним из элементов системы финансовых отношений и находятся, как уже упоминалось, во взаимосвязи и взаимозависимости с другими финансовыми категориями.
       Таким образом, исследуя сущность налогов  с учетом специфических черт, можно дать следующее определение налогов. Налоги - это обязательные платежи юридических и физических лиц в бюджет, устанавливаемые и принудительно изымаемые государством в ходе перераспределения части общественного продукта.[27, с.16]
       Для организации рационального налогообложения  используется классификация налогов  – это группировка налогов  по различным признакам. Эти признаки универсальны, а подведение под них  тех или иных видов налогов и сборов зависит от состояния общественно-экономических отношений в стране. Классификация налогов Беларуси по основным классификационным признакам представлена следующим образом (Приложение 2).
       Данная  классификация необходима как для  составления налоговых расчетов, составления отчетности с использованием машинной обработки данных, так и для проведения научно-практических исследований. Пользуясь такой классификацией, можно определить роль каждого налога и налоговой группы по отношению к республиканскому бюджету, местным бюджетам, по отношению к финансовому состоянию как налогоплательщиков, так и государства.
       Наибольшее  распространение получило деление  налогов по способу изъятия на прямые и косвенные. Прямыми называются налоги, которыми непосредственно облагаются налогоплательщики. Объектом прямого налогообложения выступает имущество или доход налогоплательщика. Прямые налоги делятся на реальные и личные.
       Реальные  налоги построены без учета личности плательщика и уровня доходности объекта обложения. Сам факт наличия имущества является основанием для обложения. Первыми видами реальных налогов были поземельный и подомовой. К реальным налогам относятся также промысловый налог, налог на ценные бумаги.
       Личные  налоги – это налоги, взимаемые  с доходов и имущества налогоплательщиков. В мировой практике налогообложения они представлены следующими видами: подоходный налог с населения, поимущественный налог, подушный налог, налог с наследства и дарений, налог на прибыль с корпораций, налог на сверхприбыль, налог на прирост капитала и др.
       Принципиально важно, что в процессе взимания прямых налогов между государством и  плательщиками налогов устанавливаются  прямые денежные отношения.
       Косвенные налоги – это налоги на товары и  услуги, оплачиваемые в цене товара или включенные в тариф. При косвенном обложении государство становится, по существу, участником распределения новой стоимости, заявляя о своих правах на часть этой стоимости в момент реализации товаров или услуг. В отличие от прямых, косвенные налоги не связаны непосредственно с доходом или имуществом плательщика. Плательщиком этих налогов становится потребитель (покупатель) товаров или услуг, облагаемых косвенными налогами. Собственник товара, или лицо, оказывающее услуги, является, по существу, сборщиком налога, налоговым агентом. В настоящее время, значительная часть косвенных налогов включается собственником в цену товара или услуг.
       Косвенные налоги отличаются простотой взимания, их применение дает эффект даже в условиях падения производства. Покупатель товара налог не платит, но покупая товар по цене, в которую уже входит этот налог, он тем самым является его плательщиком.
       Косвенные налоги можно подразделить на универсальные, индивидуальные, монопольные (фискальные) и таможенные пошлины[14,c.88].
       К универсальным налогам относится НДС, которым облагается большинство товаров (работ, услуг).
       Индивидуальными налогами являются акцизы, которыми облагаются отдельные виды товаров, услуги или обороты на определенной стадии воспроизводства.
       Монопольные налоги – это вид налогов, реализация которых является монополией государства, например, реализация табака, спиртных напитков, спичек, соли и т.д. Монополия государства на реализацию таких товаров может быть полной или частичной.
       Таможенные пошлины – это косвенный вид налогов, взимаемых при перемещении товаров (работ, услуг) через таможенную границу. Совокупность экономических, политических и исторических факторов обусловливают особенности налоговых систем каждой страны. Вместе с тем при всех национальных особенностях возможно выделение ряда общих для них характеристик. Систему налогов, поступающих в бюджеты разных уровней, можно классифицировать по различным признакам: по методам взимания, по объектам обложения, по виду плательщиков, по использованию, по характеру построения налоговых ставок и т.д.
       Перечисляют косвенные налоги в бюджет производители  и импортеры товаров, фактическими же плательщиками являются потребители  этих товаров, оплатившие их в составе  цены. Косвенные налоги считаются  наиболее удобными для государства, поскольку они являются устойчивыми видами доходов государственного бюджета и не зависят от результатов финансовой деятельности предприятий. Помимо этого, механизм их взимания достаточно прост и прозрачен для контроля со стороны налоговых и других органов.
       Прямые и косвенные налоги имеют свои преимущества и недостатки. Основным преимуществом прямого налогообложения является то, что прямые налоги – это более определенный, твердый и постоянный источник доходов бюджета, они в большей степени соразмеряются с платежеспособностью налогоплательщиков, расходы же на их взимание относительно невелики. К недостаткам можно отнести уклонение от уплаты налогов, уменьшение склонности к сбережениям и инвестициям при повышении налоговых ставок.
       Косвенное налогообложение, во-первых, приносит большие доходы в бюджет, так как имеет источником продажу товаров, во-вторых, косвенные налоги, будучи заложенными в цену товара, уплачиваются незаметно для налогоплательщика и, наконец, в-третьих, они не сопровождаются уклонениями от уплаты, поскольку взимаются в момент приобретения товара. Недостатки косвенных налогов обусловлены их регрессивным характером, то есть обратной пропорциональностью платежеспособности налогоплательщиков и большими расходами на взимание. Кроме того, косвенные налоги увеличивают цену товара. Недостатком косвенных налогов является то, что они практически не учитывают уровень платежеспособности плательщиков налогов[13,c.84].
       Государство только в том случае может реально  использовать налоги через присущие им функции, если в обществе создана атмосфера уважения к налогу, основанная на понимании как экономической необходимости существования налоговой системы, так и установленных государством правил взимания конкретных налогов. В связи с этим знание налогового законодательства, порядка и условий его функционирования является непременным условием восприятия налоговой культуры как обществом в целом, так и каждым его членом. Следовательно, основной задачей любого государства является построение наиболее оптимальной налоговой системы, которая будет учитывать интересы большинства налогоплательщиков.
 

       
       1.2 Организация учета  расчетов по налогам  и сборам на  исследуемом предприятии 

       Частное унитарное производственное предприятие  «Завод Энергоконструкция» открытого  акционерного общества «Белсельэлектросетьстрой» на протяжении многих лет занимает одно из ведущих мест на рынке производства стальных металлоконструкций, стоек железобетонных для опор линий электропередач и другой продукции своего профиля среди аналогичных предприятий Республики.
       Главной задачей предприятия является обеспечение  выпуска конкурентоспособной продукции  и удовлетворение спроса на рынке  стальных строительных металлоконструкций за счет постоянного обновления ассортимента выпускаемой продукции с применением  новой техники и технологий, а также снижения энергоёмкости производства.
       В настоящее время завод выпускает  металлоконструкции стальные строительные и сборные железобетонные конструкции, предназначенные для выполнения работ по электрификации народного  хозяйства, а также выполняет работы по индивидуальным заказам, поступающим от населения и организаций.
       В следующей таблице приведены  основные технико-экономические показатели деятельности организации
       Таблица 1.1 - Основные финансово-экономические показатели деятельности ЧУП «Завод Энергоконструкция» 

Показатели  2007 2008 Изменение, +/- 2008 к 2007
Объем производства, млн.руб. 9848 11231 1383 114
Выручка от реализации, млн.руб. 9275 11766 2491 126,9
Фонд  заработной платы, млн.руб. 1101 1313 212 119,3
Численность работающих, чел. 154 155 1 100,6
в том  числе рабочих 115 116 1 100,9
Среднемесячная  заработная плата, тыс. руб. 591,7 708,3 116,7 119,7
Выработка, млн.руб. 63,9 72,5 8,5 113,3
- в  том числе рабочих 85,6 96,8 11,2 113,1
Себестоимость реализованной продукции, млн.руб. 7089 8838 1749,0 124,7
Затраты на 1 р. реализованной продукции, млн.руб. 0,764 0,751 -0,013 98,3
Прибыль от реализации, млн.руб. 623 972 349,0 156
Отчетная  прибыль, млн.руб. 391 585 194,0 149,6
Среднегодовая стоимость капитала 4978,5 5925,5 947,0 119
Рентабельность  продукции 8,8 11 2,2 125,1
Рентабельность  продаж 6,7 8,3 1,6 123
Рентабельность  капитала 7,9 9,9 2,0 125,7
Фондоотдача капитала, руб. 1,978 1,895 -0,083 95,8
Фондоемкость  продукции, млн.руб. 0,506 0,528 0,022 104,4
 
       Как показывают данные таблицы 1.1, организация практически по всем показателям нарастила объемы. Объем производства продукции возрос на 14%, а выручка от реализации – на 26,9%, что указывает на сокращение товарных запасов на складах организации. Фонд заработной платы при этом возрос на 19,3%, при практически неизменной численности работающих. Среднемесячная заработная плата работников при этом возросла на 19,7% и составила за 2008 год – 708,3 тыс.руб. Выработка работников организации возросла на 13,3%. При этом себестоимость реализованной продукции возросла на 24,7%, то есть в меньшей степени, чем выручка, что указывает на рост рентабельности. Соответственно, затраты на рубль реализованной продукции сократились на 1,7%. Возросла и стоимость капитала на 19%. За счет большего темпа роста выручки от реализации и объема производства в сравнении с темпами роста капитала организации и себестоимости продукции все показатели рентабельности возросли в динамике. Рентабельность продукции возросла на 2,2 %-х пункта, рентабельность продаж – на 1,6, а рентабельность капитала на 2,0%.
       За 2007 год темп роста товарной продукции  в сопоставимых ценах составил около 16,3% к уровню предыдущего года. Рентабельность реализованной продукции за 2007 год  составила 11,0% .
       Вся продукция предприятия сертифицирована и соответствует российским и национальным стандартам (ГОСТам) и техническим условиям. С 2004 году ведутся работы по внедрению программы получения международного сертификата качества ISSO серии 9001.
       Уставный  фонд предприятия составил 10,266 млн. руб. по состоянию на 01.05.2000г.
       Сведения  об основном оборудовании представлены в таблице Приложения 3.
       Бухгалтерский учет ведется с применением правил двойной записи и системы счетов, предусмотренной Рабочим планом счетов бухгалтерского учета ЧУП «Завод Энергоконструкция» с разбивкой по субсчетам и счетам аналитического учета, разработанным на основании Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденного постановлением Министерства финансов РБ от 30.05.2003 №89.
       Требования  и распоряжения главного бухгалтера (лица, его заменяющего) по вопросам соблюдения правил ведения учета, документального оформления хозяйственных операций и представления в бухгалтерию для учета необходимых документов и сведений, являются обязательными для всех структурных подразделений и работников организации.
       Все хозяйственные операции должны оформляться  оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
       Учет  хозяйственных операций в организации ЧУП «Завод Энергоконструкция» ведется по рабочему плану счетов, который разработан в соответствии с  типовым планом счетов. Синтетический учет  осуществляется по принципу журнально-ордерной формы  учета. Первичные учетные документы составляются по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Аналитический учет ведется с применением субсчетов и аналитических счетов на основании Типового плана счетов на регистрах бухгалтерского учета, обеспечивающих сверку данных аналитического и синтетического учета.
       Организация  ведет оперативный и бухгалтерский  учет, представляет в установленном  порядке статистическую отчетность. Хозяйственный отчетный период в  организации устанавливается с 1 января по 31 декабря.
       Синтетический учет расчетов по налогам и сборам ведется на ЧУП «Завод Энергоконструкция» на счетах 68 “Расчеты с бюджетом”, 69 “Расчёты по социальному страхованию и обеспечению”.
       Начисление  налога на прибыль отражается в бухгалтерском  учете ЧУП «Завод Энергоконструкция» следующей проводкой:
       Д-т  сч. 99 “Прибыли и убытки”,
       К-т  сч. 68 “Расчеты с бюджетом”, субсчет  “Налог на прибыль”.
       На  ЧУП «Завод Энергоконструкция» облагаемая налогом прибыль исчисляется исходя из балансовой прибыли, отраженной на счете 99 “Прибыли и убытки”, на который зачисляется прибыль от реализации продукции, работ, услуг,  а также прибыли от реализации основных средств и прочих активов и доходов от внереализационных операций.
       Исчисленная на счете 90 облагаемая прибыль уменьшается  на сумму налога на недвижимость, а также на сумму льготируемой прибыли и умножается на ставку налога на прибыль.
       При перечислении сумм  налога на прибыль  в бюджет дебетуется счет “68 Расчеты с бюджетом” и кредитуется счет 51 “Расчетный счет”.
       По  налогу на прибыль налоговым органам  также предоставляется соответствующий  расчет. Если предприятия пользуются льготами по уплате налога на прибыль то, одновременно с расчетом налога на прибыль они должны представить в инспекцию Государственного налогового комитета соответствующие справки.
       Учет  расчетов с фондом социальной защиты населения ведется на синтетическом  счете 69 “Расчёты по социальному страхованию  и обеспечению”. По кредиту отражается задолженность предприятия перед фондом, а по дебету — расходование средств фонда и погашения задолженности.
       Начисленные отчисления в фонд социальной защиты населения в учете относятся  на счета издержек производства (20 “Основное производство”, 23 “Вспомогательные производства”, 25 “Общепроизводственные расходы”, 26 “Общехозяйственные расходы”, 28 “Брак в производстве”; с кредита счёта 69 “Расчеты по социальному страхованию и обеспечению”. Кредитовый остаток по счету 69 “Расчеты по социальному страхованию и обеспечению” показывает задолженность предприятия перед фондом социальной защиты населения. 
 
 

 

       2 Методика и практика исчисления, уплаты и учета налогов 
 

       2.1. Учет налогов и отчислений, включаемых в себестоимость продукции 

       Каждая  организация, прежде чем начать производство продукции, определяет какую прибыль, доход оно может получить. Прибыль предприятия зависит от двух основных факторов: цена и издержки на ее реализацию. Цена на рынке есть следствие взаимодействия спроса и предложения под воздействием свободной конкуренции и законов рыночного ценообразования. Цена не может изменяться в зависимости то желания субъектов рынка. Другое дело затраты – они могут снижаться или возрастать в зависимости от объема потребляемых трудовых и материальных ресурсов, уровня технической оснащенности организации и других факторов.
       В себестоимость продукции включаются следующие виды налогов:
    отчисления в фонд социальной защиты населения;
    отчисления в «Белгострах» от фонда заработной платы;
    экологический налог (в пределах лимита) [10].
       К выплатам, включаемых в состав фонда  заработной платы для целей уплаты единого платежа относятся:
       1. Заработная плата:
       2. Поощрительные выплаты:
       3. Компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда:
       4. Оплата за неотработанное время:
       4. Отдельные выплаты социального  характера:
       Размер  единого платежа составляет 3% от фонда заработной платы,
       Исчисленная сумма по налогу относится на себестоимость продукции.
       Плательщики единого платежа обязаны до наступления  срока уплаты сумм единого платежа сдать платежные инструкции соответствующим банкам на перечисление их в бюджет не позднее дня, предшествующего последнему дню, установленному для уплаты.
       Страховые взносы и другие платежи в Фонд Социальной Защиты Населения.
       Предприятие уплачивает обязательные страховые  взносы не реже двух раз в месяц, в дни выплаты заработной платы за первую и вторую половины месяца. При этом форма и способы выплат, осуществляемых в пользу работников не имеют значения. Окончательный расчет по платежам в Фонд за истекший месяц производится не позднее дня, установленного для выплаты заработной платы за вторую половину месяца.
       Основная  ставка составляет 37%: из 28% - ФСЗН, 6%- пенсионный Фонд. Налогоплательщик предоставляет в ФСЗН не позднее 12 числа месяца, следующего за отчетным кварталом расчет суммы отчислений в ФСЗН[13].
       Страховые взносы по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
       Плательщиками по обязательному страхованию на основании Указа №599 от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний являются юридические лица независимо от организационно-правовой формы (включая иностранные), осуществляющие свою деятельность на территории Республики Беларусь, обособленные подразделения юридических лиц, осуществляющие деятельность на территории Республики Беларусь, физические лица (в том числе индивидуальные предприниматели), заключающие трудовые договоры (контракты), а также гражданско-правовые договоры с физическими лицами, которые подлежат обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний[13].
       Согласно  Закона Республики Беларусь от 23.12.1991 №1335-XII “О налоге за пользование природными ресурсами (экологический налог)” плательщиками экологического налога являются юридические лица Республики Беларусь, их филиалы, другие структурные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет, участники договора о совместной деятельности, которым поручено ведение общих дел либо которые получили выручку от этой деятельности до ее распределения, осуществляющие предпринимательскую деятельность, а также индивидуальные предприниматели, [11, с. 63]. Они становятся плательщиками данного налога  в том случае, когда осуществляют добычу природных ресурсов, или производят выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду. Таким образом, объектом обложения экологическим налогом являются объемы добываемых из природной среды ресурсов, объемы переработанных нефти и нефтепродуктов, объемы выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду.
       Постановлением  Совета Министров Республики Беларусь от 5 февраля 2002 № 146 были утверждены ставки экологического налога, которые применяются с 1 января 2002 г. За выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду  сверх установленных лимитов и за сбросы сточных вод и выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, осуществляемые без установленных годовых лимитов налог взимается в 15-ти кратном размере действующей ставки налога. За превышение установленных годовых лимитов объемов добычи природных ресурсов и за добычу природных ресурсов без установленных годовых лимитов налог взимается в 10-кратном размере действующей ставки налога за пользование природными ресурсами. Следует отметить, что в соответствии с  Законом Республики Беларусь от 29 декабря 2009 “О бюджете Республики Беларусь на 2009 год” установлено, что в 2008 году местные Советы депутатов имеют право увеличивать (уменьшать) ставки, предоставлять отдельным плательщикам льготы, устанавливать и изменять сроки уплаты налога на добываемые из природной среды ресурсы (за исключением налога на добычу нефти).
       На  ЧУП «Завод Энергоконструкция» налог за пользование природными ресурсами исчисляется и уплачивается ежемесячно исходя из фактического объема выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду. Расчет налога за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду производится исходя из фактического количества загрязняющих веществ, выброшенных в атмосферный воздух, объема сточных вод, фактически сброшенных в поверхностные водные объекты. Количество (объем) загрязняющих веществ, выбрасываемых (сбрасываемых) в окружающую среду, определяется по первичным учетным документам и по итогам года и должно соответствовать данным государственной статистической отчетности по формам 2-ос (воздух), 2-ос (вода) и 1-канализация.
       Превышение  установленных объемов добычи природных  ресурсов, объемов сбросов и выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду сверх установленных лимитов определяется по данным бухгалтерского учета, первичных учетных документов и соответствующим формам статистической и бухгалтерской отчетности в целом за год.
       Налог за добычу природных ресурсов и выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду сверх установленных лимитов исчисляется и уплачивается в бюджет начиная с месяца, в котором будет допущено превышение установленных лимитов на текущий год.
       Начисленные суммы налога за добычу природных  ресурсов и выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду в  пределах установленных лимитов  относятся на себестоимость продукции, а за добычу природных ресурсов и выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду сверх установленных лимитов погашаются за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, т.е. его начисление  отражается по дебету счёта 99 “Прибыли и убытки” и кредиту счёта 68 «Расчёты с бюджетом».
       Налоговая декларация (расчет)  по налогу за выбросы  загрязняющих веществ в атмосферный  воздух  от транспортных средств  представлена в приложении 4. Плательщиками земельного налога являются юридические и физические лица (в том числе и иностранные), которым земельные участки предоставлены во владение, пользование, либо собственность.
       В соответствии с Инструкцией о  порядке исчисления и уплаты платежей за землю юридическими лицами исчисленные  суммы земельного налога организация ЧУП «Завод Энергоконструкция» отражают по дебету счетов 20 “Основное производство”, 23 “Вспомогательное производство”, 25 “Общепроизводственные расходы”, 26 “Общехозяйственные расходы”, 29 “Обслуживающие производства и хозяйства”, 44 “Расходы на реализацию” и кредиту счета 68 “Расчеты с бюджетом”.
       По  вновь строящимся объектам начисленный  налог на землю относится на счёт 08 “Капитальные вложения”
       По  окончании отчётного периода  оформляется расчет земельного налога установленной формы, который предоставляется в налоговую инспекцию по  месту регистрации предприятия ежегодно не позднее 1 марта, а по вновь отведенным земельным участкам — в течение месяца с момента их предоставления.
       Различные виды материального обеспечения  лиц, не участвующих в трудовом процессе, финансируются из соответствующих фондов социального обеспечения. Среди них ведущим является Фонд социальной защиты населения Министерства социальной защиты Республики Беларусь. Плательщиками отчислений в этот фонд являются  юридические лица Республики Беларусь, их филиалы, другие структурные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет, независимо от подчиненности и форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане, которым законодательством предоставлено право заключения и прекращения трудового договора с работниками, а также работающие граждане. Ставка отчислений — 34 % от начисленного фонда оплаты труда за отчетный месяц. Не подлежат обложению налогом суммы начисленных пособий работникам предприятия, выплачиваемым за счет фонда социальной защиты (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, на погребение и т.п.), денежная компенсация за неиспользованный отпуск, единовременные выплаты в связи с юбилейными датами и т.п. [28, с. 115].
         По данному налогу предприятием  ежеквартально составляется “Отчет о средствах фонда социальной защиты”. В годовом отчете отражается облагаемый фонд оплаты труда по кварталам и в целом за год, сумма начисленных в фонд платежей по месяцам квартала и в целом за год, размер расходов, подлежащих возмещению из фонда по месяцам квартала и за год, зачтенная и уплаченная за отчетный период и остаток задолженности на конец периода.
       В 4 разделе отчета отражается расход средств Фонда социальной защиты по направлениям затрат в днях за квартал  и в целом за год, в сумме в целом за год. В соответствии с Инструкцией о порядке зачисления средств Фонда социальной защиты населения Министерства труда  и  социальной  защиты  Республики Беларусь на счета, их учете и пользовании, средства фонд социальной защиты населения могут быть использованы на следующие цели:
    пособия по временной нетрудоспособности (без пособий) в связи с несчастными случаями на производстве и профзаболеваниями);
    пособия по беременности и родам;
    пособия в связи с рождением ребенка;
    пособия матерям, ставшим на учет до 12-недельного срока беременности;
    пособия и возмещение услуг на погребение;
    ежемесячные пособия семьям, воспитывающим детей;
    оплата свободного от работы дня, предоставляемого ежемесячно матерям, воспитывающим ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет;
    пенсии прокурорским работникам;
    расходы по доставке пенсий прокурорским работникам и др.
       На  ЧУП «Завод Энергоконструкция» существует следующий порядок расчетов с фондом: сумму фактически начисленных отчислений за отчетный период уменьшают на сумму израсходованных за этот же период средств фонда. Учет расчетов с фондом социальной защиты населения ведется на синтетическом счете 69 “Расчёты по социальному страхованию и обеспечению”. По кредиту отражается задолженность предприятия перед фондом, а по дебету — расходование средств фонда и погашения задолженности.
       Начисленные отчисления в фонд социальной защиты населения в учете ЧУП «Завод Энергоконструкция» относятся на счета издержек производства (20 “Основное производство”, 23 “Вспомогательные производства”, 25 “Общепроизводственные расходы”, 26 “Общехозяйственные расходы”, 28 “Брак в производстве”; с кредита счёта 69 “Расчеты по социальному страхованию и обеспечению”. Кредитовый остаток по счету 69 “Расчеты по социальному страхованию и обеспечению” показывает задолженность предприятия перед фондом социальной защиты населения.
       Кроме этого, в бухгалтерском учете  ЧУП «Завод Энергоконструкция» на сумму начисленных налогов, включаемых в себестоимость продукции делаются следующие бухгалтерские проводки:
       Д-т  счета 20 “Основное производство”
       К-т  счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» -  по отчислениям в государственный фонд содействия занятости РБ;
       К-т  счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» - по налогу за пользование природными ресурсами и загрязнение окружающей среды в пределах установленных норм (экологический налог);
       Таким образом, рассмотрев систему налогов, относимых на себестоимость продукции, можно сделать вывод, что эти налоги оказывают наибольшее влияние на финансовое состояние предприятия, но основным из них, влияющим на затраты предприятия являются страховые взносы и отчисления в ФСЗН, которые напрямую зависят от начисленного фонда оплаты труда за отчетный период и так как составляют наибольший процент (35%) от налогооблагаемой базы. Так как постоянный рост заработной платы обеспечивает соответствующее увеличение изъятий средств у налогоплательщиков, следовательно это может привести к ухудшению финансового состояния предприятия. Также можно отметить, что под оплатой труда в широком смысле слова понимаются не только расходы на заработную плату, но и другие социальные затраты, связанные с использованием рабочей силы. 

       2.2 Учет налогов,  исчисляемых из  выручки 

       Согласно  статьи 45 Закона Республики Беларусь от 29 декабря 2008 “О бюджете Республики Беларусь на 2009 год” в первоочередном порядке из выручки исчисляется и уплачивается налог на добавленную стоимость.
       С 1 января 2000 года предприятия Республики Беларусь перешли на новый порядок  исчисления налога на добавленную стоимость. В связи с этим в соответствии с Законом Республики Беларусь № 1319-ХII от 19 декабря 1991 “О налоге на добавленную стоимость” (с изменениями и дополнениями) Министерством финансов Республики Беларусь разработан и утвержден приказом от 28.12.1999 года №380 “Порядок отражения в бухгалтерском учете налога на добавленную стоимость”. Для учета НДС по реализованным товарам (работам услугам) плательщикам налога необходимо ведение журнала учета выдаваемых первичных учетных, платежных и расчетных документов, в котором предварительно учитываются сведения по НДС.
       Для учета сумм НДС по приобретенным товарно-материальным ценностям на ЧУП «Завод Энергоконструкция» заведен журнал учета получаемых от поставщиков первичных учетных, платежных и расчетных документов, применяемых при отгрузке товаров, выполнении работ, оказании услуг, в которых указываются сведения по НДС. По мере оплаты платежных документов показатели, отраженные в журнале учета получаемых первичных документов, переносятся в книгу покупок.
       Книги покупок ведутся автоматизированным способом. Они хранятся у плательщиков в течение 5 лет с даты последней записи и могут быть уничтожены только после проведения проверки налоговыми органами.
       Налог на добавленную стоимость. Объектом налогообложения являются обороты  по реализации товаров (работ, услуг) на территории Республики Беларусь (за исключением оборотов по реализации товаров (работ, услуг), освобождаемых от обложения налогом на добавленную стоимость). При определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя изо всех доходов налогоплательщика, полученных им в денежной, натуральной и иной форме. При реализации товаров (работ, услуг) налог исчисляется по итогам каждого налогового периода по всем операциям по реализации товаров (работ, услуг), а также по всем изменениям налоговой базы в соответствующем налоговом периоде (календарном месяце). 
       Источником  погашения исчисленной суммы  налога является налоговая база, куда относится товар (работа, услуга),  по которому исчислен налог.
       ЧУП «Завод Энергоконструкция»  реализует продукцию, которая облагается по ставке 18 %.
       В обязательном порядке ЧУП «Завод Энергоконструкция» ведет книгу покупок. Эта книга ведется по установленной форме и хранится организацией пять лет с даты последней записи при условии проведения проверки налоговыми органами. Книга покупок является регистром налогового учета.
       Учет  расчетов с бюджетом по НДС ведется  на счете 68 “Расчеты с бюджетом” (субсчет  “НДС”). Исчисленные предприятием суммы НДС в учете отражаются следующими проводками:
       1) Д-т сч. 90 “Реализация” субсч. 3 “НДС”
            К-т сч. 68 “«Расчеты по налогам и сборам»” (субсчет “НДС”) – на сумму исчисленного НДС (карточка сч. 68 субсч. “НДС” - ж/о 8);
       2) Д-т сч. 97 “Расходы  будущих периодов”
            К-т сч. 68 “«Расчеты по налогам и сборам»” (субсчет “НДС”) – на сумму налога по отгруженным товарам по истечении в отчетном налоговом периоде 60 дней с момента их отгрузки в случае отражения выручки от реализации по моменту оплаты, ж/о 8;
       3) Д-т сч. 90 “Реализация”
            К-т сч.97 “Расходы будущих периодов”  –на списание уплаченной налога при поступлении выручки по ранее отгруженной продукции по истечении 60 дней со дня отгрузки, ж/о 8;
    На сумму уплаченного налога, принимаемого к зачету в отчетном периоде, делаются проводки:
       Д-т  сч. .68 “«Расчеты по налогам и сборам»” (субсчет “НДС”)
       К-т  сч. 18 “НДС по приобретенным ценностям” (субсчет 2 “Уплаченный налог”).
       После определения суммы НДС, подлежащей перечислению в бюджет, составляется проводка:
             Д-т сч. .68 “«Расчеты по налогам и сборам»” (субсчет “НДС”)
             К-т сч.51 “Расчетный счет” – на сумму перечисленного налога, (карточка сч. 51 “Расчетный счет” - ж/о 2) .
       В соответствии с законодательством  НДС определяется исходя из стоимости  товаров без НДС, ставки НДС (стоимость  товара без НДС ? ставка / 100).
         Начиная с 1 января 2000 года, в отгрузочных документах поставщики обязаны выделять суммы НДС.
       Согласно  пункту 2 Порядка отражения в бухгалтерском  учете налога на добавленную стоимость  для учета налога по приобретенным  товарам (работам, услугам) используется счет 18 “Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям”, к которому открываются следующие субсчета:
       18-1 “Причитающийся к уплате налог”, 18-2 “Уплаченный налог”.
       На  субсчете 18-1 “Причитающийся к уплате налог” отражаются причитающиеся суммы  налога, указанные в первичных документах по приобретению товаров (работ, услуг), к уплате в бюджет Республики Беларусь.
       На  субсчете 18-2 “Уплаченный налог” отражаются фактически уплаченные суммы налога по приобретенным товарам (работам, услугам), а также ввезенным на территорию Республики Беларусь.
       При оприходовании  в бухгалтерском  учете товаров (работ, услуг) сумма  налога, указанная в первичных  документах, в стоимость товаров (работ, услуг) не включается, а учитывается  на счете 18 “Налог на добавленную стоимость  по приобретенным ценностям”.
       На  указанную в первичных документах стоимость товаров (работ, услуг) без  налога дебетуются счета учета товаров (работ, услуг) (07 “Оборудование к  установке”, 08 “Вложения во внеоборотные активы”, 10 “Материалы”, 20 “Основное производство”, 41 “Товары”,  44 “Расходы на реализацию” и др.) и кредитуются соответствующие счета расчётов.
       На  сумму налога, указанную в первичных  учетных документах, подлежащую последующей  оплате поставщику товаров (работ, услуг) либо в бюджет Республики Беларусь, делается запись по дебету счёта 18-1 “Причитающийся к уплате налог” и по кредиту счетов расчётов (60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками”, 76 “Расчеты с разными дебиторами и кредиторами” и др.)
       По  мере расчетов с поставщиками (бюджетом Республики Беларусь) на сумму уплаченного налога в бухгалтерском учете ЧУП «Завод Энергоконструкция» производится внутренняя запись по счету 18 “Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям”, т.е. сумма налога списывается с субсчёта 18-1 “Причитающийся к уплате налог” в дебет счёта 18-2 “Уплаченный налог”.
       Данная  проводка составляется на основании  данных книги покупок.
       При перечислении налога в бюджет дебетуется счет 68 “Расчеты с бюджетом”, субсчет  “Налог на добавленную стоимость” в корреспонденции со счетами  учета денежных средств или расчетов. В случае погашения части задолженности по налогу на добавленную стоимость за счет краткосрочного кредита банка на предприятиях составляется проводка:
       Д-т  сч. 68 “«Расчеты по налогам и сборам»”, субсчет “Налог на добавленную стоимость”
       К-т  сч. 66 “Расчеты по краткосрочным кредитам и займам”.
       Налогоплательщики ежемесячно предоставляют налоговым  органам налоговою декларацию по установленной форме до 20-го числа  каждого месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (приложение 5), где отражается налоговая база НДС, налоговые вычеты и сумма начисленного налога. Налоговая декларация по налогу составляется на основании данных бухгалтерского учета по заготовке материальных ценностей, реализации продукции, товаров (работ, услуг) и других активов, данных первичных учетных и расчетных документов.
       После того, как исчислен налог на добавленную  стоимость, в 2008 году ЧУП «Завод Энергоконструкция» производится начисление отчислений в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки и налога с пользователей автомобильных дорог.
       В соответствии со статьей Закона Республики Беларусь № 450-3 от 19 декабря 2008 “О бюджете Республики Беларусь на 2009 год” юридические лица, включая иностранные юридические лица, филиалы и другие обособленные подразделения этих юридических лиц, имеющие отдельный баланс, расчетный (текущий) или иной счет, участники договора о совместной деятельности, которым поручено ведение общих дел либо которые получили выручку от этой деятельности до ее распределения, осуществляющие предпринимательскую деятельность, уплачивают единым платежом отчисления в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки и налог с пользователей автомобильных дорог в дорожные фонды в размере 3 процентов выручки от реализации товаров, работ, услуг (банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, за исключением Национального банка Республики Беларусь, - от дохода за вычетом расходов по уплате процентов, комиссионных и прочих банковских расходов; юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющими торговую, заготовительную деятельность и деятельность по предоставлению услуг общественного питания, - от валового дохода; страховыми и перестраховочными организациями – от балансовой прибыли) [7, с. 50].
       Особенностью  исчисления данных отчислений является то, что при их расчете не учитываются  суммы, полученные от реализации основных средств и прочих активов, отраженные в бухгалтерском учете на счете 90 “Реализация”.
       Начисление  данных отчислений отражается следующей  проводкой:
       Д-т  сч. 90 “Реализация”
       К-т  сч. 68 “«Расчеты по налогам и сборам»”, субсчет “ Отчисления в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки и налог с пользователей автомобильных дорог”.
       На  сумму уплаченных отчислений за счет краткосрочного кредита предприятиями  составлялась следующая проводка:
       Д-т  сч. 68 “«Расчеты по налогам и сборам»”, субсчет “ Отчисления в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки и налог с пользователей автомобильных дорог “
       К-т  сч. 66 “Расчеты по краткосрочным кредитам банка”.
       Ежегодно  в консолидированном бюджете  республики  предусматривается образование  целевых бюджетных фондов, предназначенных  для финансирования приоритетных государственных расходов и мероприятий под контролем фискальных органов государства. Фонды формируются в основном за счет   налогов и отчислений, которым в законодательном порядке придается целевое назначение.
       Объединенный  налог от выручки, в который входят отчисления в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки и отчисления в дорожный фонд.
       Плательщиком  налога являются все юридические  лица независимо от форм собственности.
       Объект  налогообложения:
       • выручка от реализации продукции, работ  и услуг без НДС
       • для предприятий, занимающихся производственной деятельностью, оказанием услуг;
       • валовой доход - для предприятий, занимающихся торгово-закупочной деятельностью, снабженческо-сбытовой деятельностью, общественным питанием, бытовым обслуживанием.
       Порядок исчисления на ЧУП «Завод Энергоконструкция»:
       ВД = ВР - НДС., где ВД - выручка от реализации;
       НДС- налог па добавленную стоимость  от реализации;
       Ставка - 3,0 % .
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.