На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Бюджетный дефицит и способы его финансирования

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 21.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


       ВВЕДЕНИЕ
         Тема моей курсовой работы «Бюджетный дефицит и способы его финансирования» является важной и актуальной для современного общества, т.к. основной целью бюджетного регулирования является проведение финансово – бюджетной политики, направленной на экономический рост, поскольку реальный рост экономики – единственно надежный источник улучшения благосостояния. Современное отношение к бюджетному дефициту неоднозначно. Некоторые экономисты считают, что использование бюджетного дефицита не является наилучшим стимулятором развития экономики и ведет к ускорению инфляции, то есть выступают сторонниками бездефицитных бюджетов и высказывают опасения по поводу рискованности чрезмерных бюджетных дефицитов и государственного долга. Другие экономисты, наоборот, считают использование бюджетных дефицитов наиболее эффективным способом оживления экономики, особенно, в периоды ее спада.
     Актуальность  темы курсовой работы заключается в  том, что современные тенденции  развития финансовой системы напрямую связаны с тем переходным периодом, когда и происходило реформирования финансовой системы для адаптации к новым условиям. Экономическая нестабильность финансовой системы, ядро которой составляет государственный бюджет, не давали России видимых перспектив развития экономики, создания собственной экономической модели.
     Данная  тема связана со многими темами макроэкономики, а именно с фискальной, монетарной политикой, инфляционными процессами, динамикой показателей ВВП и  другими.
       Финансовая  политика России в настоящее время  направлена на оздоровление отечественной экономики путем привлечения экономических вливаний со стороны экономически-стабильных государств; установление твердого валютного курса и бюджетных ассигнований на развитие национальной экономики и т.д.
       Значительное  общественное внимание в последние годы уделялось изменениям дефицита государственного бюджета. Правительство нашей страны всеми силами старалось уменьшить его и ликвидировать вообще. 
       Внешний и внутренний долг России, накопленный  за период послевоенного становления экономики, а также переходного периода не позволяли экономистам и специалистам данной отрасли выбрать правильную стратегию развития государства, его экономический и финансовый механизм.
       Современные концепции экономического развития России имеют множество теоретически обоснованных идей по становлению и развитию экономики страны в ближайшее время, но не имеют возможности реализации данных проектов на практике. С 2005 года финансовая система в России начинает развиваться самостоятельно и демократично.
     Анализ  последних исследований и публикаций показал, что научный поиск в сфере государственного регулирования экономики традиционно сосредотачивается на оптимальном соотношении между экономической эффективностью и социальной справедливостью. В ходе поиска определялись такие закономерности: рост поступлений денежных средств в бюджет влечет за собой увеличение бюджетных расходов, благодаря чему потребности получателей бюджетных средств в полной мере обеспечивают потребление.
       Таким образом, объектом  моей курсовой работы является рассмотрение финансовой системы, а предметом  исследования является государственный бюджет.
       Соответственно, цель исследования – выявление причин возникновения дефицита бюджета и методы его финансирования.
       Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
    рассмотреть особенности формирования государственного бюджета в экономике
    изучить понятие бюджетного дефицита
    выявить факторы и причины возникновения бюджетного дефицита
    определить методы финансирования бюджетного дефицита
    раскрыть механизм финансирования бюджетного дефицита в российской экономике.
            
            Курсовая работа содержит две главы и подразделы.  Первая глава рассказывает о теоретических основах бюджета и бюджетного дефицита. Вторая - о методах финансирования бюджетного дефицита. 

            
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОГО  ДЕФИЦИТА
           1.1.Понятие бюджета 
       Слово «бюджет» иностранного происхождения. Оно переводится с английского  языка как «сумка и ее содержимое». Бюджетом называли денежный портфель министра казначейства. Так что в экономическом представлении бюджет можно трактовать как состояние денежной сумки государства.
       Государственный бюджет можно рассматривать с  двух позиций:
       - как экономическую категорию;
       - как финансовый план.
       По  своей экономической сущности государственный  бюджет представляет денежные отношения, возникающие у государства с  физическими и юридическими лицами по поводу перераспределения национального  дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда.
       Как финансовый план государственный бюджет состоит из доходов и расходов. Государственный бюджет, являясь  основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую  возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределения национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.
       История возникновения бюджетных отношений  ведет свое начало с возникновением государства. Однако только с приходом к власти буржуазии бюджет приобретает  форму документа, утверждаемого  законодательным органом. Родоначальником бюджета и процесса его утверждения является Англия. После революции 1686--1689 гг. король вынужден был отказаться от права устанавливать налоги без согласия парламента. Расходы государства были разделены на две части - на расходы гражданские (цивильные) и военные. Военные расходы утверждались ежегодно, а гражданские (расходы по цивильному листу) - только в том случае, если король вносил в них изменения. В процессе ограничения королевской власти в цивильном листе остались лишь расходы на содержание короля и королевского двора. [14, С.332]
       В России первая роспись государственных  доходов и расходов была составлена в 1722 г. на 1723 г. С 1802 года эти росписи  стали составляться ежегодно, но лишь с 1811 года начинается составление бюджета России. Однако этот бюджет носил формальный характер, так как каждое министерство распоряжалось выделенными ему средствами бесконтрольно и имело свои собственные источники доходов. Только с 1862 г. в результате разработки бюджетного устройства средства министерств стали концентрироваться в руках государства по принципу единства кассы. Государственный бюджет России не публиковался и держался в строгой тайне. Даже члены Государственного Совета не знали фактического состояния финансов России. С 1894 года государственные расходы России стали делиться на обыкновенные и чрезвычайные. Последние включали военные расходы, расходы на содержание железной дороги и займы. С этого момента бюджет России стал гласным.
       На  современном этапе отличительной  чертой государственных бюджетов является их возрастающая роль в перераспределении национального дохода. Объемы этого перераспределения составляют 40--50% валового внутреннего продукта.
       В процессе развития выработались четыре принципа, которым должен соответствовать  бюджет:
       - полнота бюджета;
       - единство бюджета;
       - реальность (правдивость) бюджета;
       - гласность бюджета.
       Под полнотой бюджета понимается включение  в бюджет полностью всех доходов  и расходов правительственных органов. С точки зрения полноты различают  бюджет брутто и бюджет нетто.
       В бюджет брутто включаются все валовые  доходы государства и валовые  расходы, а в бюджет нетто только чистые расходы и доходы. Например, расходы на государственные предприятия  включаются в бюджет брутто, а в  бюджете нетто отражается только разница между доходами и расходами.
       Единство  бюджета заключается как в  единообразном порядке составления  бюджета, так и в единой бюджетной  документации. Должен быть один бюджет, в котором отражаются все доходы и расходы государства. Кроме  того, единство предполагает сопоставимость частей бюджета между собой. Для этого применяется единая бюджетная классификация, т.е. группировки доходов и расходов бюджета по однородным признакам.
       В настоящее время применяются  четыре основных вида бюджетной классификации  доходов и расходов бюджета:
       - ведомственная (административная, министерская);
       - предметная (отраслевая, реальная, функциональная);
       - экономическая;
       - смешанная (комбинированная).
       Ведомственная классификация группирует доходы и  расходы по министерствам и ведомствам.
       Предметная - военные расходы, здравоохранение, просвещение и т.п., т.е. по отраслям государственного управления.
       Экономическая - группирует расходы по хозяйственным признакам -- капиталовложения, зарплаты, пенсии, ссуды и т.д.
       Смешанная - сводится к группировке расходов в шахматном порядке по двум видам бюджетной классификации в вертикальном и горизонтальном направлениях (например, по горизонтали -- по экономическим признакам, а по вертикали - по предприятиям).
       Правдивость, т.е. реальность бюджета, предполагает, что все суммы доходов и расходов бюджета должны быть обоснованы и правильны.
       Гласность бюджета означает открытое обсуждение бюджета и утверждение его  законодательным органом страны.
       Государственный бюджет выполняет следующие функции:
       - распределительную;
       - стимулирующую;
       - социальную;
       - контрольную.
       Распределительная функция бюджета проявляется  через формирование и использование  централизованных фондов денежных средств  по уровням государственной и  территориальной власти и управления. В развитых странах через бюджеты разных уровней перераспределяется до 50% ВВП. С помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя бюджетные средства на поддержку или развитие отраслей, регионов. Регулируя, таким образом, экономические отношения, государство способно целенаправленно усиливать или сдерживать темпы роста производства, ускорять или ослаблять рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления. В этом проявляется стимулирующая функция бюджета. [9, С.202]
       Социальная  функция бюджета состоит в  аккумуляции средств в бюджете  и использовании их на осуществление  социальных программ, направленных на развитие здравоохранения, культуры, образования, поддержку малоимущих.
       Контрольная функция бюджета предполагает возможность и обязательность государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств.
       Перераспределение валового внутреннего продукта через  бюджет имеет две взаимосвязанные, происходящие одновременно и непрерывно:
       - образование доходов бюджета; 
       - использование бюджетных средств (расходы бюджета).
       Доходы  бюджета  - денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
       Доходы  бюджета могут носить налоговый  и неналоговый характер. Основным источником налоговых доходов являются вновь созданная стоимость и доходы, полученные в результате ее первичного распределения (прибыль, заработная плата, добавленная стоимость, ссудный процент, рента, дивиденды и т.д.), а также накопления. В доходах центрального бюджета различных государств налоги составляют 80-90%.
       Неналоговые доходы включают: доходы от продажи  государственной и муниципальной  собственности; доходы от внешнеэкономической  деятельности; доходы от реализации государственных  запасов. [1]
       Расходы государственного бюджета стран  с развитой рыночной экономикой включают следующие основные группы: на национальную оборону, на развитие экономики, социально культурные нужды, содержание государственного аппарата управления, на обслуживание государственного долга. [10]
       Расходы бюджета носят в основном безвозвратный характер. На возвратной основе могут предоставляться только бюджетные ссуды. Структура бюджетных расходов ежегодно устанавливается в бюджетном плане и зависит, как и бюджетные доходы, от экономической ситуации и общественных приоритетов. [9, С.167] 

            1.2.Некоторые причины возникновения  бюджетного дефицита
         Каждое правительство в своей  деятельности  стремится  к   тому, чтобы доходная часть бюджета  равнялась расходной.  Соответствие  их называется «балансом дохода».
       В  действительности  расходная часть,  как правило, превышает    доходную.    Возникновение     бюджетного     дефицита обусловливается многими причинами,  среди  которых  можно  выделить следующие: спад общественного производства, завышенные  расходы  на  реализации  принятых  социальных  программ,  возросшие  затраты  на оборону,  рост  «теневого»  сектора  экономики,   рост   предельных издержек  общественного производства,  массовый  выпуск   «пустых» денег. Особое значение  из  них  имеют  спад  производства  и  рост «теневого»  сектора  экономики.  Наличие  этих  причин  приводит  к уменьшению налоговой базы.
       В первом  случае  происходит  сокращение производства,  уменьшается   получаемая   прибыль,   следовательно, уменьшаются поступления в бюджет. В результате план  поступления  в бюджет  не  выполняется.
         Во  втором  случае   предприятия   вообще перестают платить налоги. Ведь «теневая»  экономика  отличается  от обычной  («легальной»)  лишь  тем,   что   фирмы   и   предприятия, действующие  в  ней,  нигде  не  регистрируются  и,  следовательно, никаких налогов не платят. Государственные органы их не видят,  они  находятся в «тени».
         Сам по себе дефицит бюджета не может быть  чем-то  чрезвычайно негативным для развития  экономики  и  динамики  жизненного  уровня населения. Даже самые экономически развитые  страны  в  критические периоды, как правило, имеют дефицитный бюджет от  10  до  30%.  Все зависит  от  причин  его  возникновения  и   направлений   расходов государственных  денежных  средств.   Если   финансовые   средства, составляющие превышение  расходов  над  доходами,  направляются  на развитие  экономики,   используются   для   развития   приоритетных отраслей,  т.  е.  используются  эффективно,  то  в  будущем   рост производства и прибыли  в  них  с лихвой  возместят произведенные затраты и общество в целом от такого дефицита только выиграет. Если же правительство не имеет четкой программы экономического развития, а превышение  расходов  над  доходами  допускает  с  целью  латания «финансовых дыр», субсидирования нерентабельного  производства,  то бюджетный дефицит неизбежно приведет к росту отрицательных моментов в  развитии  экономики,  главным  из  которых   является   усиление инфляционных процессов.
         Бюджетный дефицит,  несомненно,  относится  к  так  называемым отрицательным экономическим  категориям,  типа  инфляции,  кризиса, безработицы, банкротства, которые, однако,  являются  неотъемлемыми элементами экономической системы. Более того, без них экономическая система утрачивает способность  к  самодвижению  и поступательному развитию. Бюджетный дефицит нельзя однозначно  относить  к  разряду чрезвычайных, катастрофических событий, еще и потому, что различным может быть качество, природа  дефицита.  Он  может  быть  связан  с необходимостью осуществления  крупных  государственных  вложений  в развитие экономики, тогда дефицит не является отражением кризисного течения общественных  процессов,  а  скорее  становится  следствием стремления государства обеспечить прогрессивные сдвиги в  структуре общественного воспроизводства.
       Следует отметить, что бездефицитность бюджета  еще не  означает «здоровья» экономики. Надо четко представлять себе, какие  процессы протекают  внутри  самой  финансовой   системы,   какие   изменения воспроизводственного цикла отражает дефицит бюджета.
       Кейнсианская  теория нестабильности прямо предполагает необходимость проведения государственной экономической политики. С точки зрения кейнсианства недостаточность валовых расходов приводит к увеличению безработицы, избыточность же валовых расходов порождает инфляцию. Таким образом, правительству необходимо уменьшать совокупные расходы в экономике, когда они слишком велики и наоборот, увеличивать эти расходы, когда они слишком низки.
       Итак, фискальная политика базируется на двух основных выводах экономической науки.
       Во-первых, рост государственных расходов увеличивает совокупный  спрос и, следовательно, ведет к расширению объема выпуска продукции и уровня занятости.
       Во-вторых, увеличение суммы налогов сокращает личный располагаемый доход домашних хозяйств и, следовательно, приводит к сокращению расходов, объема выпуска продукции и занятости.
       Фискальная  политика может как благотворно, так и достаточно болезненно воздействовать на стабильность национальной экономики. Если правительство использует меры фискальной и/или денежной политики, пытаясь приблизить объем выпуска продукции к его потенциальному уровню и поддержать стабильность цен, это называется политикой стабилизации.
            Политика стабилизации представляет собой действия правительства по контролю над экономической ситуацией с целью максимально приблизить объем ВНП к его потенциальному уровню и поддержать низкие и стабильные темпы инфляции.
       Целью политики экономического роста является увеличение фактических объемов ВНП.
       Политика  ограничения деловой активности, напротив, направлена на уменьшение реального объема ВНП по сравнению с его потенциальным уровнем.
       Бюджет — это подробное описание расходов, а также финансовых планов отдельных людей, компаний или правительства.
         Бюджетный дефицит — это превышение размера государственных расходов над величиной бюджетных поступлений. Когда правительство имеет дефицит бюджета, то его расходы больше его доходов.
       Немаловажен вопрос о влиянии величины и динамики бюджетного дефицита на развитие всей экономики в целом и отдельных ее показателей в частности. Для начала следует отметить, что бюджетный дефицит нуждается в финансировании, и, как правило, это финансирование проводится при помощи заимствований, как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Несомненно, иногда правительства прибегают и к прочим методам финансирования, среди которых наиболее губительным для экономики в целом является инфляционное финансирование.
       1.3 Сущность  дефицита
           Обычно сбалансированный бюджет  является лишь предвыборным девизом, а не реалией нашей жизни. Превышение расходов над доходами  называется  бюджетным дефицитом.  В  идеальной   ситуации   бюджетный   дефицит   равен   величине государственных закупок товаров и услуг минус чистые налоги.
       Возникает вопрос, – является ли  дисбаланс  бюджета  таким  уж  большим злом? С точки зрения кейнсианцев, бюджетный  дефицит  или  избыток  являются обычными  последствиями  проведения  фискальной  политики,  и  ничем  более.
       Обоснованность   каждого   данного   дефицита   или   избытка   зависит   от необходимости регулирования величины  государственных  вливаний  в  величину валовых расходов экономики.  С  точки  зрения  кейнсианцев  сбалансированный бюджет имеет право на существование лишь тогда, когда экономика находится  в равновесии  в  состоянии  полной  занятости,  причем   величина   слагаемых, увеличивающих валовые расходы экономики  полной  занятости,  равна  величине слагаемых, уменьшающих валовые расходы экономики полной занятости. Если же хотя бы одно из вышеуказанных условий не  выполнено,  несбалансированность бюджета будет обоснованна. Тем не менее, в мировой практике случаев  наличия бюджетного избытка намного меньше, чем случаев наличия бюджетного дефицита.
       1.4 Дефицит, внутренний и внешний долг
       Сейчас  идет много споров об отрицательных  и положительных чертах дефицита с точки зрения роста внутреннего  и внешнего долга. Однако можно выделить следующие 2 доминирующие позиции.
       Первая  основывается на незнании экономики  и поверхностном здравом смысле.
       Наличие долга приводит обывателя в ужас, абсолютный рост долга воспринимается как знак грядущей катастрофы.
       Вторая  же основывается на детальном анализе  всех за и против. Вот основные положения  второй позиции.
       Итак, национальный государственный долг строится из бюджетных дефицитов. Для покрытия дефицита государство прибегает к заимствованиям, как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Национальный долг, с одной стороны, является пассивом для государства и активом держателей гособлигаций (ценных бумаг государственного заимствования). Таким образом, стоимость в результате госзаимствований не теряется. И все же, кто несет или будет нести бремя долга, созданного хронически несбалансированными бюджетами? Каковы же отрицательные последствия наличия госдолга?
       Во-первых, необходимость обслуживания долга ограничивает возможности правительства балансировать текущий бюджет или тратить средства, направляемые на обслуживание долга на другие нужды. Хотя с другой стороны, большая часть процесса обслуживания долга  (внутреннего) является лишь формой перераспределения, когда средства налогоплательщиков переходят владельцам государственных ценных бумаг.
       Во-вторых, хотя обслуживание долга не имеет сколь-нибудь существенной альтернативной стоимости, эффект замещения (вытеснения) существенно влияет на будущее. За счет финансирования дефицита на финансовом рынке остаются недофинансированными какие-то проекты частного сектора, снижаются инвестиции. Именно здесь то и проявляется высокая альтернативная стоимость, как самих заимствований, так и всего процесса обслуживания долга в целом. Надо заметить, что долг, вызванный необходимостью финансирования трансфертов, не налагает ни на кого реального прямого бремени.
       В-третьих, существует проблема соотношения величины государственного сектора и частного. Вследствие увеличенных расходов государства растет государственный сектор, а вследствие эффекта вытеснения сокращается частный сектор. Если же повышенные государственные расходы, кроме того, не сопряжены с повышенными государственными инвестициями, то из-за сокращения инвестиций пострадают будущие поколения.
       Наиболее  тягостным для будущих поколений  является внешний долг, ибо его выплата не будет лишь перераспределением доходов между гражданами государства. С другой стороны, внешнее финансирование позволяет стране расширить государственный сектор без урезания частного сектора. 
 
 

       2. МЕТОДЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОГО  ДЕФИЦИТА
       2.1. Проблема бюджетного дефицита  российской экономики
       В современной России проблема бюджетного дефицита оказалась наиболее тяжелой финансовой проблемой. Дефицит консолидированного бюджета составил, по данным Министерства финансов, в 2002 г. 5,8% ВВП, в 2003 г. - 5,2, в 2004 г. - 8,9, в 2005 г. дефицит снизился до 3,6, а в 2006 г. он возрос до 4,3% ВВП.
       Столь высокий размер дефицита был обусловлен завышенным объемом государственных обязательств, а также тем, что налоговая система не смогла приспособиться к условиям переходной экономики. Это выражалось в массовом уклонении от налогов (по оценке, в бюджет в середине 90-х годов не поступало от 30 до 50% подлежащих уплате налогов).
       В первые годы рыночных реформ бюджетная  политика России была направлена в  основном на минимизацию бюджетного дефицита. Такое направление политики объяснялось двумя причинами: во-первых, сохранение значительного бюджетного дефицита поддерживало высокий уровень инфляции, а во-вторых, столь высокий дефицит исключал возобновление сколько-нибудь устойчивого экономического роста.
       Сокращение  бюджетного дефицита превратилось в  России в одну из острейших политических проблем, так как ввиду невозможности увеличения доходов государство пыталось решить данную проблему путем сокращения бюджетных расходов. Однако этому препятствовало наличие в российской экономике обширного сектора, зависящего от государственных заказов или дотаций (ВПК, АПК, угольная промышленность, социальная сфера).
       В рамках политики минимизации бюджетного дефицита были резко сокращены расходы  по финансированию народного хозяйства, в незначительной мере производилась  индексация социальных выплат и заработной платы в бюджетной сфере. Кроме того, значительная часть бюджетных расходов социального характера, перекладывалась с федерального уровня на региональный и местный уровни. Возник своего рода порочный круг: «сжатие» бюджетных расходов, сопровождавшееся углублением кризиса неплатежей, вело к падению объемов производства, за которым следовало новое падение реальных бюджетных доходов и расходов.
       В проведении бюджетной политики России сформи
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.