На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Основные показатели деятельности зарубежных фирм. Арендные операции во внешнеэкономической деятельности

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 21.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 24. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
  Санкт-Петербургский  институт внешнеэкономических связей,
  экономики и права 
 
 
 
 
 
 
 

  КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 
 
 

        По  дисциплине: «Внешнеэкономическая   деятельность предприятия»
    На  тему: «Основные показатели деятельности     зарубежных фирм.  Арендные операции во внешнеэкономической деятельности». 
     
     
     
     
     

                                                 Студентки 6 курса
                                                 Экономического факультета
                                                 Группы 50 Б 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Калининград,
2011 
 

      Содержание: 

      Введение……………………………………………………………………………..3
      Основные показатели деятельности зарубежных фирм
      Отчетность фирм……………………………………………………………..4
      Проблемы сопоставимости финансовой отчетности……………………..15
      Показатели, характеризующие фирму…………………………………….18
      Арендные операции во внешнеэкономической деятельности
      Аренда и ее виды…………………………………………………………...33
      Условия арендного договора и обязанности сторон……………………..33
      Лизинг……………………………………………………………………….35
    Заключение………………………………………………………………………...44
    Список использованных источников…………………………………………….45 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

      Введение 

      Внешнеэкономическая деятельность предприятия – это предпринимательская деятельность юридических лиц, которая включает внешнеторговую и инвестиционную деятельность, международную производственную кооперацию, валютные и финансово- кредитные операции. 1
      Чрезвычайно актуальным является в настоящее  время изучение форм международной промышленной кооперации, в частности, совместных предприятий как формы внешнеэкономической деятельности, страхования, таможенного дела.
      Деловой общение и деловой протокол, подготовка и переподготовка квалифицированных  кадров для внешнеэкономической деятельности - также являются важными составляющими работами в области внешнеэкономических связей.
      Для того чтобы успешно вступать в  контакт с зарубежными партнерами, поддерживать и в дальнейшем укреплять  и расширять эти контакты, необходимо вести постоянную работу по развитию договорно-правовой базы торгово-экономических отношений РФ с зарубежными странами. Необходимо также постоянно развивать сотрудничество с международными экономическими организациями.
      Выбор конкретного вида внешнеэкономической  деятельности зависит от специализации предприятия и механизма государственного регулирования.
      При самостоятельном выходе на внешний  рынок предприятию приходится решать широкий круг проблем, связанных  с экспортно-импортной деятельностью:
      изучение  мирового рынка в целом;
      выбор партнера;
      анализ  деятельности зарубежных фирм и маркетинг;
      современные формы реализации товара и послепродажного  обслуживания.
 
      Основные  показатели деятельности зарубежных фирм

  1.1. Отчетность фирм

 
   Успех коммерческой деятельности во многом зависит от выбора контрагента, от его надежности. Изучение оперативной и финансовой отчетности зарубежных фирм позволяет выявить тенденции их развития, оценить экономические и финансовые возможности, а также научно-технический уровень выпускаемой продукции и конкурентоспособность. Все это определяет условия контракта. Даже при одинаковых контрактных условиях сотрудничество с одной фирмой может быть более выгодным, чем с другой. Кроме того, анализ показателей деятельности зарубежных фирм дает возможность выяснить ее заинтересованность в установлении деловых отношений с партнерами из России, оценить их платежеспособность и кредитоспособность.
   Важно определить и деловое лицо, престиж  фирмы, знать, насколько добросовестно  она выполняет свои обязательства. Авторитет фирмы, даже самой малой, обычно хорошо известен в деловом мире.
   Наиболее  полную информацию можно получить об акционерных обществах, поскольку  в соответствии с законом они  ежегодно публикуют отчеты о своей  деятельности либо в определенных периодических изданиях, либо в виде отдельных брошюр. Фирмы, имеющие другие правовые формы, не подвержены публичной отчетности, однако часто с целью рекламы публикуют данные о результатах своей финансово-хозяйственной деятельности в печати или предоставляют эти данные информационно-справочным агентствам.
   Годовой отчет фирмы. Представлен разделами, включающими следующие вопросы:
    производство и реализация продукции по основным товарным группам (в отдельных случаях указываются характер и объем зарубежных операций);
    объем и основные направления капиталовложений;
    научно-исследовательская деятельность;
    изменения в организационной структуре;
    руководящий состав;
    основные дочерние компании;
    финансовые результаты деятельности.
   Такие, например, данные приведены в рекламной  брошюре немецкой фирмы AEG (входящей в концерн "Даймлер-Бенц").
   ? Основные показатели (млн. марок ФРГ): оборот – 13149; поступление заказов – 14156; число сотрудников к концу года – 16949; основные инвестиции – 694; расходы на исследования и разработки – 782.
Направление деятельности Оборот, млн. марок ФРГ Доля  производства за рубежом, % Число сотрудников
Техника автоматизации Железнодорожная техника
Конторская  техника и техника связи
Электротехническое  оборудование и компоненты
Бытовые приборы
Микроэлектроника
2712 722
1127 

4546
2817
1060
44 40
53 

38
48
47
16953 3885
7765 

23705
12516
10309
   А вот как представлен раздел "Сбыт в Европе". Благодаря ориентированному на заказчика и широкомасштабному  сбыту установок, систем, компонентов  и приборов концерн AEG хорошо зарекомендовал себя на внутреннем рынке ЕС. Система сбыта концерна состоит из 47 отделений по сбыту и баз в Германии, а также имеет более 100 филиалов и представительств во всех европейских странах.
   В Европе "Техническая организация  сбыта" располагает собственными средствами для проектирования, мастерскими и монтажными отделениями на местах, с помощью которых совместно с клиентами находятся решения проблем. Благодаря тесному сотрудничеству всех технических сбытовых филиалов и представительств концерн AEG в состоянии предложить клиентам высококвалифицированные услуги не только в решении проблем на местах, но и в осуществлении межрегиональных проектов.
   Кратко  и в то же время емко изложен  материал, посвященный исследованиям  и разработкам. Исследовательские работы концерна AEG переведены в компетенцию отдела исследовании и техники Концерна "Даймлер-Бенц". Результаты сконцентрированной в этом отделе деятельности доступны всем предприятиям, входящим в концерн. Приведены примеры успешного сотрудничества между отделами исследований и AEG.
   Основные  дочерние компании представлены в разделе "AEG на планете". AEG представлена в 140 странах мира более чем 100 дочерними фирмами и многочисленными представительствами и посредническими организациями: в Германии в 79 городах имеются 32 дочерние фирмы, 53 фабрики, 47 филиалов по сбыту и баз; в Европе в 161 городе насчитывается 13 производственных объединений, 55 отделений сбыта с 85 филиалами, 53 посреднических организации; в других частях света в 227 городах – 14 производственных объединений, 39 отделений сбыта с 41 филиалом, 249 посреднических организаций.
   Помимо  поиска клиентов и осуществления  прямого экспорта из ФРГ зарубежные компании AEG предлагают собственные услуги в области инжиниринга и поставок комплексных установок, систем и компонентов, а также поставок для международных проектов. Эти услуги могут включать, например, проектирование промышленных установок: инжиниринг распределительных устройств, техники управления и приводной техники, транспортных систем, автоматизации производственных процессов, а также изготовление приборов и компонентов для них. За границей производятся также конторская техника, электронные элементы и компоненты.
   Активно предлагают свои услуги и продукцию  филиалы AEG в Аргентине, Бельгии, Бразилии, Венесуэле, Австрии, Греции, Индии, Индонезии, Ирландии, Испании, Италии, Мексике, Пакистане, Сингапуре, США, Турции, Швеции, Филиппинах и Южной Африке.
   Предметами  непосредственного экспорта AEG являются установки для распределения и использования электроэнергии, техники автоматизации и связи, оборудование для промышленности и защиты окружающей среды, железнодорожные системы, а также компоненты к ним. Возрастают поставки продуктов новейших технологий, например письмосортировочных машин и световолоконных кабелей.
   Приведен  также состав правления, генеральных  уполномоченных и руководства отделов. Хотелось бы обратить внимание на такую  деталь. Перед именем каждого должностного лица указывается звание или ученая степень (дипломированный экономист, дипломированный инженер, доктор юридических наук, доктор экономических наук, доктор технических наук, доктор естественных наук, профессор). Это один из способов эффективного воздействия на человека (в данном случае клиента или партнера фирмы), так называемое "экспертное давление". Такой способ позволяет убеждать в необходимости или целесообразности сформировать определенные представления или оценки, опирается на демонстрацию профессионального или квалифицированного преимущества партнера или одного из посредников общения. Кроме ученых степеней и прочих регалий, такими же демонстративными формами "экспертного давления" могут служить, например, дипломы, международные сертификаты и др.
  Следует отметить, что вопросы производства, научно-исследовательской работы, организационной структуры и другие могут освещаться в произвольной форме по усмотрению руководства фирмы. Однако финансовая отчетность (имеется в виду структура отчета и характер информации) регламентируется законом.
  Финансовый  отчет. Это важная и обязательная часть годового отчета. Задача финансового отчета – обеспечение сбора данных о финансовом положении; результатах финансовой деятельности; изменениях в финансовом положении. Финансовые отчеты также показывают результаты управления предприятием, подотчетность руководства.
  К финансовым данным предъявляются следующие  требования, характеризующие их полезность:
• ясность – предполагается, что пользователи имеют достаточное представление о деятельности предприятия;
• существенность – информация используется при принятии решений, помогает дать оценку прошлым, настоящим и будущим результатам деятельности;
• надежность – отсутствие существенных ошибок и отклонений от истины, достаточно благоразумное и осторожное ведение дел;
• сопоставимость – систематическая сопоставимость позволяет определять тенденции в эффективности функционирования компаний, при этом измерения должны быть согласованными и последовательными.
   В то же время финансовая информация должна иметь ограничения:
• по срокам отчетность может быть ежедневной, еженедельной, ежеквартальной или ежегодной; промедление может влиять на существенность информации;
• по  выгодам  и  затратам; суммарные выгоды, полученные от использования этих данных, должны превышать затраты на ведение учета; нецелесообразно перегружать данные, указывать слишком много подробностей. Вот некоторые типичные виды отчетности по срокам исполнения: денежные средства – ежедневно (наличность, касса); объем продаж – ежедневно, еженедельно, ежемесячно; текущие управленческие отчеты – ежемесячно, ежеквартально; финансовые отчеты – раз в полгода, ежегодно.
   Основными документами финансовой отчетности являются баланс и счет прибылей и  убытков.
   Баланс  (Balance Sheet). Этот документ отражает в стоимостном выражении активы фирмы (обычно на конец квартала или года) и источники их формирования. Составленный на основе данных бухгалтерского учета баланс разделен на актив и пассив. Показатели актива группируются по составу и размещению средств, а пассив – по источникам формирования средств. В годовых отчетах баланс приводится на начало и конец финансового года.
   В актив входят такие основные статьи, как оборотные активы (Current assets) и необоротные активы (non-current assets, capital assets), а в пассив – заемный капитал (в том числе краткосрочная задолженность и долгосрочная задолженность) и собственный капитал. Фирма использует заемный капитал (liabilities) – это различные займы и кредиты (банковский, коммерческий и др.). В балансах фирм заемный капитал показан в виде задолженности, в зависимости от сроков погашения различаются краткосрочная и долгосрочная задолженность.
   Долгосрочная  задолженность  (long-term liabilities; long-term debt) фирмы – срок погашения более одного года. Это долгосрочные кредиты банков, облигационные займы, авансы других фирм, долгосрочные векселя. Например, выпуск облигационных займов довольно широко распространен, привлечение заемного капитала в форме эмиссии облигационных займов по законодательству разрешается только тем фирмам и акционерным обществам, правовое положение которых регулируется законом об акционерных обществах.
   На  общем собрании акционеров принимается  решение о выпуске займа. По вылущенным в обращение облигациям выплачивается  установленный процент. Облигации  могут быть обеспечены залогом ценных бумаг или имущественных ценностей, а могут выпускаться и без всякого обеспечения. Облигации сами являются ценными бумагами, их можно покупать и продавать.
   Если  облигации по желанию их владельцев могут быть обменены на акции данной фирмы, то такие облигации называются конвертируемыми. Долгосрочные векселя обычно выдаются, когда компания покупает товары в кредит. По векселю компания обязуется выплатить указанную сумму в установленный срок, который не должен превышать пяти лет.
   В раздел баланса "Долгосрочная задолженность" включаются также задолженности по ссудам и авансам, взятым у государственных или частных фирм.
   Краткосрочная задолженность  (current liabilities; short-term liabilities) фирмы – срок погашения в течение следующего финансового года. Это краткосрочные кредиты банков и других кредиторов, задолженность фирмы по налогам, дивидендам, процентам, заработной плате и т.д. Здесь также фиксируются заранее полученные денежные поступления от клиентов до поставки им товаров или оказания услуг (то, что у нас сейчас называется предоплатой). Это полученные авансом рента и проценты. Такую задолженность возвращают не оплатой денежными средствами, а покрывают поставками товаров или оказанием услуг. С ростом операций фирмы доля краткосрочной задолженности в пассиве баланса может возрастать.
   Собственный капитал (stockholders' equity; share owners' equitynet worth) отражает поступление в распоряжение фирмы вкладов акционеров (акционерный капитал), дополнительного капитала и капитализированной прибыли.
   В самый начальный период образования  компании единственным источником финансирования ее деятельности служат вклады акционеров, т. е. акционерный капитал.
   Уставом компании оговорена сумма (или размер акционерного капитала), на которую  компания имеет право выпускать  акции. Обычно не все акции выпускаются  сразу, поэтому в балансе отражается сумма оплаченного акционерного капитала по номинальной стоимости акций (goodstanding capital). С эмиссией новых акций балансовая стоимость акционерного капитала увеличивается на сумму их номинальной стоимости. Если же компания выкупает свои акции, эта статья уменьшается.
   Почему  акционерный капитал отражен  в пассиве баланса? Потому что  акционеры, вкладывая свои деньги в  акции компании, как бы предоставляют  ей ссуду. Но приобретая акции, акционеры  становятся совладельцами фирмы, а инвестированный капитал – совместной собственностью. Акционер может продать акцию, но не может требовать от компании возврата своего вклада, т. е. возмещения собственности акции. Поэтому средства, полученные от реализации акции, являются собственным капиталом компании.
   Источниками увеличения собственного капитала фирмы  являются также следующие поступления, не связанные с коммерческой деятельностью:
• эмиссионный доход (paid-in surplus), получаемый за счет разницы между номинальной стоимостью акций и ценой, по которой они были фактически реализованы;
• дополнительный капитал (capital surplus), который может быть получен фирмой от продажи части активов по цене, превышающей их балансовую стоимость, или от приобретения фирмой активов другой компании по цене ниже их балансовой стоимости;
• дарения в денежной, имущественной и других формах, носящие случайный характер.
   Как уже отмечалось выше, в первые годы деятельности компании основной источник ее финансирования – акционерный  капитал. В дальнейшем важнейшим  источником получения средств становится прибыль. Часть полученной прибыли фирма выплачивает акционерам в виде дивидендов, а часть прибыли капитализируется – идет на расширенное воспроизводство капитала. Капитализированная прибыль отражается в пассиве баланса в разделе "Собственный капитал".
   В балансах американских фирм капитализированная прибыль проводится обычно одной  статьей – "Нераспределенная прибыль" (Retained Earnings), а в балансах английских и французских фирм – статьями "Резервы" (Reserves). Следует отметить, что "резервные" статьи баланса не всегда означают, что компания имеет в резервах названные суммы. Просто эту часть прибыли акционеры не получили в форме дивидендов, а средства эти были использованы фирмой для вложений в основной капитал, в ценные бумаги и другие формы финансирования. Эти статьи, как и весь раздел "Собственный капитал", показывают, какая часть имущества фирмы принадлежит акционерам и какую сумму они могут получить при ликвидации фирмы.
   Фирмы, конечно, создают реальные резервы. Делается это за счет получаемых доходов, чтобы обновить основной капитал, покрыть убытки или потери и т.д. По законодательству ряда стран фирмы обязаны создавать резервы, при этом им предоставляются налоговые льготы. Так, например, резервирование капитала из прибыли на покрытие убытков и расходов (provisions pour pertes et charges) носит характер оценочных резервов. Они образуются, когда потери или расходы, вполне вероятны, но их нельзя рассчитать заранее. В этом случае резервирование капитала носит произвольный характер и законодательством не оговорено. Оценочные резервы формируются на основе решения руководства фирмы. В этом их отличие от других отчислений от прибыли, отражаемых в разделе "Собственный капитал", которые осуществляются решением общего собрания акционеров.
   Практика  отчисления из прибылей в "резервные" статьи широко распространена в акционерных  компаниях развитых стран. При этом появляется возможность оставлять  в распоряжении фирм большую часть  прибыли и распределять ее на дивиденды  между акционерами. Фирмы тем самым увеличивают собственный капитал без дополнительного выпуска акций и могут использовать собственный капитал (по существу полученный за счет акционеров) для различного рода инвестиций.
   Если  пассив баланса отражает источники  поступления капитала, характер задолженности, то актив баланса фирмы показывает структуру и размещение активов в связи с их функциональной ролью в процессе производства.
   Необоротные активы отражают вложения в основной капитал и ценные бумаги других фирм. Сюда также включается статья "Неосязаемые активы" (Intangible Assets).
   В балансе показывается первоначальная балансовая стоимость капитала, так  как основной капитал теряет свою стоимость в процессе производства или попросту изнашивается. Указываются  также амортизационные отчисления и остаточная стоимость основного капитала (fixed assets).
   Основной  капитал отражен в балансе одной или несколькими статьями. Показываются затраты на покупку земельных участков, строительство зданий, приобретение машин и оборудования, транспортных средств и т.д. Как видно из самого перечня, эта статья (или статьи) отражает затраты фирмы на приобретение таких средств производства и предметов труда, срок износа которых больше одного года. В раздел "Необоротные активы" включается также стоимость земельных участков.
   Статья "Инвестиции" (Investments) отражает средства, вложенные фирмой в акции других компаний. В основном это вложения в акционерный капитал ассоциированных фирм, доля участия которых менее 50%.
   Вложения  в капитал дочерних фирм отдельно в балансе не отражаются, так как их отчетность объединяется с отчетностью головной компании. Если же фирмы предоставляют ссуды и авансы своим дочерним компаниям или покупателям их продукции на срок более одного года, то эти средства отражаются в статье "Авансы и ссуды".
   Важной  является статья "Неосязаемые активы". Это авторитет фирмы, популярность торговой марки, секреты производства, патенты, модели, издательские права  и т.п. Как видим, в этой статье отражаются элементы активов, не имеющие  физической, натуральной формы, но имеющие неосязаемую ценность. И в этой ценности заключена репутация фирмы. В случае продажи фирмы или при слияниях с другими фирмами репутация приобретет "материальный вес".
   В оборотные активы или оборотный капитал (current assets) Включаются наличные средства фирмы, материальные запасы, предметы труда. Стоимость их переходит на готовую продукцию в течение года.
   Основные  статьи этого раздела баланса  следующие:
   "Наличность" (Cash). Отражает имеющиеся у фирмы наличные средства (кассовая наличность, чеки, счета в банке). Эти средства могут быть немедленно использованы для текущих платежей.
   "Быстро  реализуемые ценные бумаги" (Marketable Securities). Отражает вложения временно свободных денежных средств в различные ценные бумаги. Чаще всего это облигации государственных займов, которые при необходимости всегда могут быть проданы и превращены в наличные деньги. Следует учитывать, что вложения в ценные бумаги государства дают право на льготы при уплате налогов с прибыли.
   Фирмы стремятся, чтобы денежная наличность и быстро реализуемые ценные бумаги постоянно росли, так как в условиях неустойчивости экономики необходимо поддерживать высокий уровень ликвидности платежных средств, покрывать возможные расходы и иметь средства для необходимых капиталовложений.
   "Дебиторская  задолженность" (Debtor Indebtedness). Включает авансы поставщикам, задолженность покупателей и других дебиторов со сроком погашения менее года. У многих компаний дебиторская задолженность довольно велика, так как широко распространена продажа продукции в кредит.
   "Материально-производственные  запасы" (Current Receivables). Показана готовая продукция, сырье и полуфабрикаты, незавершенное производство и неоконченные работы. Реализация материально-производственных запасов может потребовать длительного времени.
   "Расходы,  оплаченные авансом" (Prepaid Expenses). Если такая статья включена в состав оборотных активов, то в ней отражены права компании на получение заранее оплаченных услуг. К таким относятся рента, страховые премии, комиссионные и т.д.
   Эффективное управление капиталом означает более  тщательный контроль за движением денежных средств. Выгоды от этого проявляются  в наличии свободных денежных средств, снижении затрат предприятия.
   Следует стремиться к сокращению оборотного капитала до необходимого минимума без ущерба для предприятия. Однако при этом нужно решить следующие вопросы: можно ли сократить затраты так, чтобы это не отразилось отрицательно на доходах предприятия; можно ли сокращение затрат превратить в повышение валовой прибыли; не нанесут ли краткосрочные сокращения непоправимый вред.
   При неэффективном управлении оборотным  капиталом нехватка наличности может  быть обусловлена следующими причинами:
   незапланированной потребностью в свободных денежных средствах;
   низкой  прибыльностью;
   чрезмерным расширением продаж;
   слабым  кредитным контролем;
   ранними платежами;
   избытком  запасов;
   слишком щедрыми условиями кредита.
   Особо важное значение приобретает совершенствование  управления запасами. Так, затраты на содержание избыточных запасов влекут за собой потерю процентов с вложенного капитала, расходы на хранение, расходы на страхование, устаревание и порчу (физический износ), непроизводительные расходы, расходы на меры защиты от хищений и мелких краж.
   Необходим контроль за уровнем запасов, для  чего следует точно определить минимальный уровень запасов. Следует помнить, что избыток запасов дорого обходится, а нехватка запасов пагубно сказывается на деятельности предприятия. Создается избыток запасов, если движение запасов медленное или ниже среднего для данного вида производства, какие-либо материалы или изделия слишком долго "пылятся на полках"; запасы занимают все большее пространство.
   Отслеживать уровень запасов позволяет постоянный сбор данных об их использовании, в  частности, о спросе на материалы сезонного характера, пиках и падениях уровня использования материалов, времени от закупки материалов до их использования.
   При решении этих вопросов необходимо учитывать  такие факторы, как время реализации заказа до поставки, производственные планы, резервы товаров для реализации, прогнозы объема сбыта и производства, а также предусмотреть совершенствование прогнозирования сбыта; ускорение процесса доставки (погрузки и выгрузки); улучшение планировки складских помещений.
   Итог  актива баланса всегда равен итогу его пассива. Таким образом, баланс отражает взаимосвязь активов фирмы и источников их финансирования на конец или начало отчетного периода. Все это позволяет проводить анализ зависимости фирмы от внешних источников финансирования, структуры собственного и привлеченного капитала, а также использования капитала в хозяйственном обороте.
   Балансовый  отчет может быть представлен  в горизонтальном и вертикальном форматах. Балансовый отчет, составленный по горизонтальному формату, обычно представляет собой двустороннюю таблицу. В левой ее части – активе – указываются состав и размещение средств, в правой – пассиве – источники финансирования деятельности.
  В общем виде структура баланса  предприятия выглядит так:

   По  такой форме составляют баланс фирмы  США, ФРГ, Италии и ряда других стран. Хотя методический подход к составлению баланса во всех странах одинаков, само расположение статей может различаться. Так, в ряде английских фирм пассив баланса расположен слева, а актив – справа; в других же английских фирмах и фирмах ряда других стран баланс составляется по вертикальной форме, когда статьи пассива идут за статьями актива, или, наоборот, сначала отражается пассив, а затем актив баланса:
 


 

   При составлении бухгалтерского отчета по вертикальному формату статьи пассива вычитаются из статей актива. 

 

  Законодательства  отдельных стран могут предписывать, какой тип формата должен применяться  или предоставлять компаниям  право его выбора. Так, в рамках Европейского Союза горизонтальный формат балансовых отчетов действует  во Франции, Бельгии, Германии, Португалии, Италии, Испании, Греции. Фирма может выбирать формат бухгалтерского отчета в Люксембурге, Нидерландах, Великобритании, Ирландии, Дании. В США действует горизонтальный формат балансовых отчетов.
  Счет  прибылей и убытков. Прибыль или убытки? Этот вопрос не дает покоя руководителям предприятий всех форм собственности. Ответом служит разница между валовым доходом и затратами предприятия. Если валовой доход превышает затраты – предприятие  получает прибыль. Если затраты превышают валовые доходы – предприятие терпит убытки.
  Счет  прибылей и убытков позволяет  определить денежную стоимость результатов  торговой деятельности фирмы за определенный период реализации.
  Наряду  с балансом он является важной и  обязательной формой финансовой отчетности и отражает результаты хозяйственной деятельности за отчетный период. Акционерные общества обычно один раз в год составляют счет прибылей и убытков, главным образом для своих акционеров и налоговых органов, и публикуют его вместе с балансом, так как оба документа дополняют друг друга. Прежде всего счет прибылей и убытков отражает:
• стоимость реализованной продукции и услуг фирмы за отчетный период; издержки производства. Здесь следует выделить:
прямые  издержки, непосредственно связанные с производством изделия. Например, производство 1000 автомобилей означает, что затраты на 1000 руб. будут непосредственно отнесены за счет затрат на производство автомобилей. Прямые издержки помогают определить валовую прибыль;
переменные  издержки, относящиеся к сферам сбыта и производства (1000 автомобилей требуют 1000 руб.; производство 500 автомобилей – только 500 руб.);
постоянные  издержки, не зависящие от сбыта и производства. Например, арендная плата и налоги, издержки на непроизводственную рабочую силу (непрямая заработная плата), лицензии. Организации с большими постоянными издержками в большей степени страдают от снижения прибыльности. Постоянные издержки – это издержки, которые компания несет независимо от результатов своей деятельности, и поэтому необходимо сделать учет издержек гибким;
• административные, накладные и другие расходы;
• налог на прибыль;
• чистую прибыль;
• распределение чистой прибыли (выплата дивидендов и капитализированная прибыль).
   Выделяют  четыре основные формы счета прибылей и убытков. В зависимости от метода анализа расходов используются одноступенчатый и многоступенчатый форматы отчета о прибылях и убытках. В западноевропейской практике для обозначения этих методов анализа расхода применяют термины "затратный" формат и "операционный" или "функциональный" формат.
   Одноступенчатая форма – сначала приводятся все поступления и доходы, а из их общей суммы вычитаются издержки производства и расходы. В итоге – чистая прибыль.
   Схема одноступенчатой формы счета  прибылей и убытков: 

   Доходы (gross income):
    чистые продажи (net sales)
    прочие доходы (other income)
   Издержки производства и прочие расходы (cost of goods and   other expenses):
    себестоимость реализованной продукции (cost of goods sold)
    расходы по сбыту (selling expenses)
    административные  расходы (administrative expenses)
    уплаченные  проценты (interest paid)
    прочие  расходы (other expenses)
    налог на прибыль (income tax)
    чистая  прибыль (net income)
 
   При многоступенчатой форме счета из каждой категории поступлений и доходов вычитаются соответствующие расходы и подводятся промежуточные итоги результатов деятельности. Разница между всеми поступлениями и всеми вычетами – сумма чистой прибыли или убытка. Многоступенчатый, или операционный, формат отчета о прибылях и убытках позволяет отделить операционные доходы и издержки от неоперационных, что в свою очередь обеспечивает большую информативность финансовой отчетности для пользователя.
   Схема многоступенчатой формы составления  счета прибылей и убытков:
 
   Продажи (sales)
   Минус возвраты и скидки (less returns and allowances)
   Чистые продажи (net sales)
   Минус издержки производства (less cost of goods sold)
   Итого валовая прибыль от реализованной продукции (total operatind profit)
   Минус расходы (less expenses):
    по сбыту (selling)
    административные и общие (administrative and general)
   Итого прибыль от операций (operating profit)
   Прочие  поступления (other income)
   Минус прочие расходы (less other expenses)
   Прибыль, подлежащая налогообложению (income before tax)
   Налог на прибыль (income tax)
   Чистая  прибыль (net income)
 
 
   ? Приведем пример
 
Отчет
по  прибылям и убыткам (за данный месяц)

 
  В зависимости от порядка расположения статей, как и при составлении  баланса, отчет о прибылях и убытках  может быть представлен в вертикальном и горизонтальном формате. В вертикальном формате составлены показанные здесь одноступенчатый и многоступенчатый отчеты о прибылях и убытках. Горизонтальный формат отчета показывает статьи расходов в одной колонке, а статьи поступлений – в другой, при этом величина прибыли или убытков является их результирующей.
   Национальные  законы для отчетов о прибылях и убытках предписывают следующие  форматы:
   Затратный вариант
   Франция (горизонтальный и вертикальный)
   Германия (вертикальный)
   Бельгия (горизонтальный и вертикальный)
   Испания (горизонтальный)
   Португалия (горизонтальный)
   Операционный  вариант
   Германия (вертикальный)
   Греция (вертикальный).
   Любые из указанных выше
   Люксембург, Великобритания, Дания
   Нидерланды, Ирландия.
   В США отчет о прибылях и убытках  составляется в одно – или многоступенчатом вертикальном формате.
   Счет  поступления и  расходования средств  – важное дополнение к балансу фирмы. В нем отражены поступления средств из различных источников финансирования и их использование (размещение) в течение финансового года, который является отчетным периодом.
   В левой колонке счета показываются направления использования средств, в правой – источники поступления  этих средств. Примерная схема счета  поступления средств и их расходования:
 
Использование средств (Employment of Funds)
Выплаты дивидендов
Организационные расходы
Расходы по эмиссии акций
Капиталовложения
Вложения  в прочие необоротные активы
Погашение долгосрочной задолженности
Приобретение  быстрореализуемых ценных бумаг
Увеличение  счета в банке
Источники поступления (Sources of Funds)
Чистая  прибыль
Амортизационные отчисления
Поступления от реализации активов
Субсидии  и дотации
Увеличение  долгосрочной задолженности
Эмиссия акций
Увеличение  краткосрочной задолженности
 
   В годовых отчетах фирм, кроме форм финансовой отчетности, приводятся основные показатели деятельности за ряд лет, показатели прибыльности операций, доходности акций и т.д.
   Финансовые  отчеты – это главный и практически  единственный источник, по которому можно  судить о результатах деятельности фирмы. К полезной информации, содержащейся в финансовых отчетах, нужно подходить критически, поскольку в укрупненных сводных статьях могут "скрываться" низкие показатели, и будет по существу невозможен анализ таких показателей. Составители отчетов иногда изменяют методы оценки имущества и материально-производственных запасов, завышают размеры амортизационных отчислений и т.п.

  1.2. Проблемы сопоставимости финансовой отчетности

 
   Специфические социально-экономические, политические и культурные особенности каждой страны влияют на составление финансовой отчетности.
   Различия  в традициях составления финансовой отчетности не являются чисто номинальными и оказывают серьезное влияние  на оценку финансового состояния  компании, что может затруднить выбор  фирмы-контрагента. Так, даже в рамках близких по принципам учетных систем при реализации правительством Великобритании части пакета акций компании British Petroleum прибыль компании, исчисленная по правилам, действующим в США, уменьшилась на 67%.
 
   Наиболее  существенное влияние на оценку финансового  состояния компании оказывают принятые в стране правила предоставления консолидированной отчетности холдинга, отражения стоимости гудвилла, перерасчета иностранной валюты, учета влияния инфляции, отражения стоимости основного капитала, готовых изделий и незавершенного производства, расходов на НИОКР.
   Анализ  международной практики позволяет  выделить два основных типа учетных  систем. Первый тип – это англоамериканская система, которую в России довольно часто называют международной. Но хотя американская система учета наиболее распространена в мировой учетной политике, она не общепринята во всех странах. Этой модели учета придерживаются США, Великобритания, Нидерланды, Канада, Индия, Австралия, ЮАР и некоторые другие англоязычные страны.
   Характерные черты данной модели:
    •    ориентация отчетности на инвесторов и кредиторов предприятия;
    • нормативные документы, регулирующие порядок формирования финансовой отчетности, разрабатываются негосударственными организациями и носят рекомендательный характер;
    • при подготовке финансовой отчетности задача информационного обеспечения государственных налоговых органов не является определяющей.
   Система бухгалтерского учета базируется на общепринятых учетных принципах - GAAP (Generally Accepted Accounting Principles). Основными разработчиками GAAP являются Американский институт присяжных бухгалтеров (American Institute of Certified Public Accountants, AICPA) и Совет по разработке стандартов финансового учета (Financial Standards Board, FASB). Их регулятивы признаются и правительственными организациями, например, Комиссией по ценным бумагам и биржам (Securities and Exchange Commission, SEC). Эта структура – единственный государственный орган, устанавливающий учетные принципы.
   SEC публикует два типа регулятивов (с 1975 г.): Выпуски по бухгалтерскому учету (Accounting Series Releases, ASR) и Бюллетени для бухгалтеров (Staff Accounting Bulletons, SAB), которые основываются на нормативных документах AICPA и FASB. Регулятивы первого типа содержат требования SEC в отношении ведения бухгалтерского учета, представления открытой информации и правил аудита корпораций; регулятивы второго типа содержат рекомендации бухгалтерам по применению ASR на практике.
   Другая  распространенная модель – континентальная или европейская. Она объединяет учетные системы Франции, Германии, Австрии, Бельгии и некоторых других европейских стран.
   Для европейской модели характерны:
    • высокая степень государственного регулирования бухгалтерской практики;
    • обязательность следования утвержденным принципам отражения операций;
    • ориентация бухгалтерской отчетности на удовлетворение информационных потребностей налоговых и иных органов государственной власти;
    • значительная дифференциация практики бухгалтерского учета в разных странах.
   Развитие  международных связей настоятельно требует унификации стандартов ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности.
   В настоящий момент существуют два подхода к решению проблемы унификации: гармонизация и стандартизация.
   Идея  гармонизации различных систем бухгалтерского учета реализуется в рамках Европейского Союза. Логика ее такова: в каждой стране может существовать своя модель организации учета и система стандартов, ее регулирующих. Главное, чтобы эти стандарты не противоречили аналогичным стандартам в других странах – членах Союза. Работа в этом направлении ведется с 1961 г., когда в рамках ЕС была сформирована исследовательская группа по проблемам бухгалтерского учета (Groupe d'Etudes): Работа этой группы рассматривается как составная часть программы гармонизации национальных версий Закона о компаниях. Основные положения учетных директив включены каждым членом ЕС в свое национальное законодательство.
   Идея  стандартизации учетных процедур реализуется в рамках унификации учета, которую проводит Комитет по международным стандартам бухгалтерского учета (International Accounting Standards Commitee, IASC). Этот комитет был основан в 1973 г. ведущими профессиональными бухгалтерскими организациями Австралии, Канады, Франции, Японии, Германии, Великобритании, Мексики, Голландии, Ирландии и США Сейчас он включает 119 членов и 6 ассоциативных членов из 88 стран.
   Идея  стандартизации реализуется в разработке унифицированного набора стандартов, приложимых к любой ситуации и  любой стране. Следование этим стандартам осуществляется в результате добровольного соглашения стран-участниц. Всего к началу 1997 г. действовал 31 стандарт составления финансовой отчетности.
   В последнее время практика использования  IAS неуклонно расширяется. Так, в 1990 г. около 2/3 из 278 крупнейших национальных корпораций составляли свою отчетность в соответствии с IAS. Все чаще необходимость составления финансовой отчетности по принципам IAS возникает у американских компаний. Так, Совет по разработке стандартов финансового учета (FASB) профинансировал проект по идентификации различий между национальными (стандарты FASB) и междунаррдными (LAS) стандартами.
   И для российских предприятий успешная внешнеэкономическая деятельность сегодня невозможна без учета  международных требований к финансовой отчетности. Формирование отчетности в соответствии с LAS, обеспечивая высокую информативность для пользователя, дает возможность российским предприятиям выйти на международный рынок капитала и международный фондовый рынок.
   Одновременно  идет работа по унификации российской учетной практики путем использования стандартов IAS при разработке российских бухгалтерских стандартов.
   В настоящее время в России действуют  шесть учетных стандартов:
    • Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика предприятия" (ПБУ 1/94), утвержденное приказом Минфина России от 28 июля 1994 г. № 100;
    • Положение по бухгалтерскому учету "Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство" (ПБУ 2/94), утвержденное приказом Минфина России от 20 декабря 1994 г. № 167;
    • Положение по бухгалтерскому учету "Учет имущества и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте" (ПБУ 3/95), утвержденное приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 50;
    • Положение по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/96), утвержденное приказом Минфина России от 8 февраля 1996 г. № 10.
    • Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" (ПБУ 6/97), утвержденное приказом Минфина России от 3 сентября 1997 г. № 65н;
    • Положение  по   бухгалтерскому  учету  "Учет  материально-производственных запасов" (ПБУ 5/98), утвержденное приказом Минфина России от 15 июня 1998 г. № 25н.
  Однако  финансовая отчетность, представляемая российскими предприятиями, пока еще  далека от общепринятых стандартов.  Основные  отличия  финансовой  отчетности  российских предприятий:
    • приоритет интересов государственных регулирующих органов над интересами других пользователей;
    • достоверность отчетности обеспечивается не объективностью отражения реального положения организации, а соответствием действующим правилам и нормативным актам;
    • не допускается изменение действующих правил на основе профессионального суждения составителя.
 
   Преодоление этих различий путем дальнейшей разработки и внедрения национальных стандартов, соответствующих международной  практике, сможет существенно облегчить выход российских предприятий на международный рынок и обеспечить сопоставимость финансовой отчетности отечественных и зарубежных контрагентов.

  1.3. Показатели, характеризующие фирму

 
   Количество  показателей, характеризующих результаты деятельности фирмы, очень велико. Потому сравнение этих показателей в динамике дает более реальную картину. Полезно сравнивать также показатели конкретной фирмы с показателями аналогичных фирм или с отраслевыми показателями – средними или общими.
 
Таблица 5.1. Соответствие основных международных учетных стандартов IAS российским принципам и стандартам бухгалтерского учета
 
Номер и наименование стандарта Краткое содержание стандарта Соответствие  российским учетным  принципам
1 2 3
Стандарт 1 "Отчетность и учетная политика предприятия" • Требует  наличия данных по предыдущим периодам  
 
 
 
• Применение принципа начислений для учета доходов  и расходов
• Раскрытие  учетной политики представляется в  составе финансовой отчетности
• В целом  соответствует Российскому национальному стандарту (Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика предприятия" ПБУ 1/94)
Стандарт 2 " Материально-производственные запасы" • Запасы ТМЦ оцениваются по минимальной (рыночной или себестоимости) оценке • При  определении стоимости материальных ресурсов, списываемых на производственные нужды, применяются методы ЛИФО, ФИФО и средневзвешенной стоимости*
  • В себестоимость ТМЦ включаются накладные расходы по их приобретению • В условиях гиперинфляции допустимо проведение переоценок ТМЦ
• ТМЦ  оцениваются и отражаются в учете по фактической себестоимости • Соответствует
 
 
 
 
• Соответствует
 
• Проведение переоценок в течение года не практикуется
Стандарт 4 "Амортизация" • Амортизация  начисляется на все объекты с  длительным сроком службы • Амортизационный период определяется предприятием самостоятельно
• Амортизационный  период устанавливается государством
• Существуют некоторые ограничения
Стандарт 7 "Отчет о движении денежных средств" • Необходим  отчет о денежных оборотах • Отчет  о движении денежных средств также составляется, но на иных принципах
Стандарт 8 "Чрезвычайные и непредвиденные статьи" • Чрезвычайные статьи являются редкими и должны быть четко отделены от результатов  основной деятельности • Выявленные изменения прошлых лет могут вноситься как в отчетность текущего года, так и в отчетность прошлых лет
• В основном соответствует  
 
• Изменения  в отчетность вносятся в периоде  обнаружения
Стандарт 9 "Затраты на исследования и разработки" • Затраты  на исследования и разработки могут быть включены в состав основных фондов с последующей амортизацией в течение 5 лет • Для  всех предприятий является необходимым  предоставление отчетности по исследованиям  и разработкам, в которой отражаются описание и состав затрат по исследованиям  и разработкам, методы и сроки амортизации
• Не обязательно  
 
 
• Такая  отчетность не является обязательной
Стандарт 10 "Непредвиденные расходы и обстоятельства, выявленные после закрытия отчетного  года" • Непредвиденный убыток относится к убыткам будущих  периодов, когда становится очевидным, что будущее событие подтвердит мнение о возможности убытка • Дивиденды  учитываются в соответствии с  дивидендной политикой предприятия, а не только при их объявлении
• Данная проблема недостаточно четко определена  
 
 
• Как  правило, дивиденды учитываются в периоде их объявления
Стандарт 12 "Учет налога на прибыль" • Предусматривается  попериодное распределение налогов • Применение распределения налога на прибыль  между периодами не предусмотрено
Стандарт 14 "Представление финансовой отчетности по подразделениям" • Представляется финансовая отчетность по подразделениям компании • Подобная финансовая информация не является обязательной
Стандарт 16 "Основные средства" • Историческая оценка • При  безвозмездном получении объекты учитываются по приемлемой цене
 
• Переоценка, как правило, не проводится
• Затраты  на ремонт и модернизацию могут быть включены в стоимость объекта
 
• Применяется договорная оценка, но не ниже балансовой у передающей стороны • Проводится переоценка
 
• Затраты на ремонт относят к затратам периода, расходы на модернизацию – аналогично IAS
Стандарт 17 "Финансовая аренда" • Под  финансовой (долгосрочной) арендой  понимается аренда, удовлетворяющая  следующим критериям: переход к арендатору права 
собственности в конце срока договора;
срок  аренды примерно равен сроку службы арендуемого объекта
• В целом  соответствует национальной учетной  политике
Стандарт 18 "Доход" • Доход  от деятельности признается в момент оказания услуги, отгрузки товара • Доход  от участия в капитале признается в момент объявления права на получение
• Безвозмездное  получение активов трактуется как  внереализационный доход
• Соответствует  
• Соответствует
 
 
• Существуют некоторые противоречия в отражении  таких операций
Стандарт 21 "Бухгалтерский учет курсовых разниц"  
 
• Аналогичен российскому подходу
Стандарт 24 "Определение зависимых сторон" • Сторона (предприятие) признается зависимой, если другая сторона имеет возможность  контролировать деятельность или оказывать  влияние на принятие важных финансовых или управленческих решений • Критерии признания зависимости:
контрольный пакет акций;
наличие специальных соглашений об установлении контроля
• В системе  регулирования учета установлены  несколько иные критерии зависимости
Стандарт 25 "Учет инвестиций" • Рыночные ценные бумаги оцениваются по наименьшей (рыночная или себестоимость) оценке • Долгосрочные финансовые инвестиции оцениваются  исходя из принятой предприятием оценочной  политики
• В целом  соответствует принципам, изложенным в приказе Минфина России от 15 января 1997 г. № 2 "О порядке отражения в бухгалтерском учете операций с ценными бумагами"
Стандарт 27 "Сводная финансовая отчетность" • Приветствуется представление сводной отчетности при условии, что основное предприятие  владеет более чем 50% акций другого предприятия или имеет возможность оказывать влияние иными способами • К  сводному балансу прилагаются обособленные балансы дочерних предприятий
• Представление  сводной отчетности является обязательным (однако некоторые предприятия подобную отчетность не составляют в силу необязательности ее представления в ГНИ)
Стандарт 28 "Учет инвестиций в дочерние предприятия" • Необходимо обеспечить единство учетных политик  основного и дочернего предприятий • Если дочернее предприятие ведет учет на иных принципах, чем основное, то необходимо корректировать отчетность дочернего предприятия в соответствии с учетными принципами материнского
• Необходимость  унификации учетных принципов формально  утверждена Минфином России
Стандарт 29 "Учет и отчетность в гиперинфляционных экономиках" • Установлены  следующие критерии для определения  гиперинфляционной экономики страны функционирования предприятия:  
большая часть населения размешает сбережения в немонетарных активах или в  стабильной иностранной валюте; продажа в кредит осуществляется по ценам, компенсирующим предполагаемое снижение покупательной способности в течение кредитного периода;
процентные  ставки и цены привязаны к индексу  цен; суммарный уровень инфляции за последние три года равен примерно 100%
• Отчетность предприятий, функционирующих в  гиперинфляционной среде, должна быть откорректирована на влияние инфляции
• В бухгалтерском  учете влияние инфляции не устраняется  за исключением (с некоторой долей  условности) проведения переоценок основных средств  
• Некоторые  элементы устранения влияния инфляции на финансовые результаты применяются  в налоговом учете (использование  индекса-дефлятора) для определения  налогооблагаемой прибыли от реализации основных средств и иного имущества
• Элементы финансовой отчетности не переоцениваются
 
* По  методу ЛИФО (last in, fust out) стоимость запасов на конец периода определяется исходя из цен начальных поставок. По методу ФИФО (first in, first out) стоимость запасов на конец периода определятся исходя из цен последних поставок. По методу средневзвешенной стоимости запасы оцениваются по средневзвешенной цене всех осуществленных поставок.
 
  Анализируемые показатели делятся на абсолютные и  относительные.
   Абсолютные  данные характеризуют масштаб операций фирмы, ее производственную мощность, итоги производственной и сбытовой деятельности и др. Они содержатся в оперативной и финансовой отчетности фирмы: объемы продаж, итоги баланса, прибыль и другие показатели.
   Относительные данные – это коэффициенты, показывающие соотношения, полученные расчетным путем или соотнесением абсолютных показателей.
   Группы  абсолютных и относительных показателей  характеризуют:
    • экономический потенциал фирмы;
    • эффективность ее деятельности;
    • конкурентоспособность;
    • финансовое положение фирмы.
   Рассмотрим  эти группы.
   Показатели  экономического потенциала фирмы: активы, продажи, чистая или валовая прибыль, основной капитал, оборотный капитал, капиталовложения, собственный и заемный капитал, капитализированная прибыль, производственные мощности, научно-исследовательская база и расходы на НИОКР, общее число занятых.
   Эти показатели (в отдельности или  совокупности) дают в количественном или стоимостном выражении оценку материально-производственной базы фирмы, результатов ее финансовой деятельности, масштабов операций фирмы и т.д.
   Например, масштабы операций фирмы характеризуются такими показателями, как объем продаж, активы, собственный капитал, число занятых. Сами по себе эти показатели мало о чем говорят. Все зависит от сферы деятельности фирмы. Для фирмы, выпускающей, например, спички, объем продаж в 50 млн. денежных единиц будет весомым, для металлургической фирмы – небольшим. Сравнивать нужно с аналогичными показателями других фирм данной отрасли или страны. Таким образом можно судить о масштабах операций фирмы, о ее солидности. Во многих странах публикуются списки крупнейших фирм, что способствует успешности проведения таких оценок.
   Производственная  база характеризует промышленный потенциал фирмы, возможность производить продукцию в нужных количествах и в необходимые сроки. Масштаб операций дает представление о размерах производственной базы и все это может дать стоимостную оценку произведенной и реализованной продукции (объем продаж), оборотных и необоротных активов (итог баланса), стоимость используемых в процессе производства машин и оборудования, что характеризует основной капитал.
   Основной  капитал – важнейший показатель производственного потенциала фирмы. В балансах фирм он обычно отражается одной строкой, что затрудняет анализ его структуры. Но в примечаниях к балансу эта статья разбивается на отдельные составляющие (например, земля, здания и сооружения, машины и оборудование, арендованное имущество и строящиеся предприятия, месторождения полезных ископаемых). Если из суммы, составляющей основной капитал, вычесть амортизационные отчисления, получим реальный основной капитал.
   К основным показателям производственной базы промышленных фирм относятся  количество и мощности отдельных производственных предприятий. У крупных фирм число предприятий может достигать нескольких десятков. Так, например, у компании "Дженерал электрик" их более 300; расположены они как в США, так и в других странах.
   Крупные фирмы в своих годовых отчетах  производственные мощности отдельных  предприятий обычно не указывают, а приводят число заводов, выпускающих какой-либо вид продукции. Узкоспециализированные фирмы, наоборот, дают сведения о производственных мощностях. Подробные данные об отдельных предприятиях можно найти в периодической печати, специализированных журналах, рекламных проспектах и других материалах фирмы.
   Характеристика  производственной базы фирмы содержит также сведения о наличии сырьевой базы, собственных источников энергии, сбытовой сети и средств транспорта, центров технического обслуживания и тд. Если компания арендует транспортные средства, производственные мощности и оборудование или крупные фирмы пользуются услугами мелких и средних фирм для производства отдельных деталей, узлов и других комплектующих, технического или сервисного обслуживания, то по существу производственная база монополий увеличивается за счет обслуживающих их формально самостоятельных фирм.
   Важный  показатель, характеризующий производственный потенциал фирмы, – количество произведенной продукции и доля этой продукции в производстве подобной продукции в стране и в мире. Эти данные можно почерпнуть из отчетов фирм, статистических сборников, периодической печати, справок швейцарских банков и т.д. Так, например, доля компании "Фольксва-генверк" (ФРГ) в производстве легковых автомобилей в промышленно развитых странах составляет около 10%, а ФРГ – 38%.
   Объем капиталовложений также относится к показателям производственного потенциала фирмы. Направление же капиталовложений характеризует ее производственную политику. Естественно, что руководство фирмы стремится инвестировать капиталы в наиболее перспективные, с его точки зрения, виды производственной деятельности.
   Научно-исследовательская база фирмы, как и научно-исследовательский потенциал в целом, в условиях острой конкуренции играет все более весомую роль. Желая не только выжить, но и первенствовать в конкурентной борьбе, фирмы стремятся внедрять передовые достижения научно-технического прогресса, разрабатывать новую технологию и новые виды продукции, интенсивно вести поиск новых направлений и сфер приложения капитала, формировать новые рынки сбыта. Фирмы считают целесообразным тратить на эти цели большие средства.
   Показатели эффективности деятельности фирм это абсолютные и относительные данные. Основной из них – прибыль – конечная цель и основной критерий деятельности фирмы.
   Часто используется термин валовая прибыль. Этот показатель зависит от объема продаж, прибыльности (разница между чистыми затратами и чистой продажной ценой) и системы мер по реализации. Валовая прибыль обеспечивает:
   покрытие  всех эксплуатационных расходов предприятия, не зависящих непосредственно от товарооборота (объема продаж);
   погашение всех долгов и займов;
   выплату отчислений в пенсионный фонд;
   уплату  всех необходимых налогов или  отчислений в государственный фонд социального страхования;
   замену  основных средств при их износе;
   повышение расходов до того, как они окупятся при повышении продажной цены;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.