На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Роль операционного аудита в системе финансового контроля предприятия

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 21.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Контроль  является специальным способом обеспечения  законности и представляет собой  систему наблюдения, сопоставления, проверки и анализа функционирования управляемого объекта с целью  обоснованности и эффективности  принятых управленческих решений.
     Одним из звеньев системы контроля является финансовый контроль, который является формой реализации контрольной функции финансов. Данная функция и определяет назначение и содержание финансового контроля. 
Назначение финансового контроля заключается в успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах экономики, а также в создании условий для стабильного развития государства.

     Содержание  финансового контроля изменяется в  зависимости от уровня развития производительных сил и производственных отношений общества. 
Для осуществления финансового контроля создаются особые контрольные органы, укомплектованные высококвалифицированными специалистами. Их права, обязанности и ответственность строго регламентированы законодательством.

     Основная  цель контроля состоит в том, чтобы  объективно изучить фактическое  положение дел на проверяемом  объекте и выявить или предупредить отрицательные моменты, негативно  влияющие на исполнение управленческих решений.
     Задачи  финансового контроля (Рис. 1):
содействие  сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами  денежных доходов и фондов народного  хозяйства;
обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом;
выявление внутрипроизводственных резервов роста  финансовых ресурсов, в том числе  по снижению себестоимости и повышению  рентабельности;
содействие  рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов на предприятиях, в организациях и бюджетных учреждениях, а также правильному ведению бухгалтерского учета и отчетности;
обеспечение соблюдения законодательства и нормативных  актов, в том числе в области  налогообложения предприятий, относящихся  к различным организационно-правовым формам;
содействие  высокой отдаче внешнеэкономической  деятельности предприятий, в том  числе по валютным операциям.
     Возрастание роли финансового контроля в рыночной экономике связано с увеличением  финансовых потоков, когда финансы  приобретают самостоятельное значение как инструмент активного контроля за созданием и движением товарно-денежных потоков. Роль финансового контроля проявляется в практическом использовании контрольной функции финансов, реализация которой способствует повышению эффективности расходования финансовых ресурсов.
     Функции финансового контроля, как части  общегосударственного контроля, определяются его целями и задачами и проявляются  в изучении реальности процессов  финансово-хозяйственной деятельности проверяемого объекта, установлении причин и внесении соответствующих корректив в деятельность объекта контроля, направленных на повышение эффективности. Функции финансового контроля – это проявление сущности финансового контроля на практике.
     Основная  функция финансового контроля –  это контрольно-ревизионная, основу которой составляют: выявление нарушений в исполнении законов по использованию финансовых ресурсов, анализ причин нарушений, разработка предложений по их устранению и последующие действия с целью недопущения новых противоправных действий.
     Общепринятыми в мировой практике функцими государственного финансового контроля являются (Рис. 2):
контроль  источников поступления бюджетных  средств;
контроль  расходования бюджетных ресурсов;
контроль  эффективности использования государственной собственности, проведения ее приватизации; 
контроль за использованием государственных внебюджетных фондов;

контроль  за обращением средств бюджета, государственных  и муниципальных внебюджетных фондов в банках и иных кредитных организациях;
контроль  за эффективностью предоставления и законностью использования льгот по налогообложению и полученных дотаций.
     Финансовый  контроль – это важный элемент  системы управления финансами. 
Система финансового контроля характеризуется многообразием элементов, непосредственно воздействующих на подконтрольные объекты.

     Обязательными элементами финансового контроля являются: субъект контроля; объект контроля; предмет контроля; метод контроля; техника и технология контроля; процесс  контроля; сбор и обработка исходных данных для проведения контроля; результат контроля и затраты на его осуществление; субъект, принимающий решение по результатам контроля; принятие решения по результатам контроля. Все эти элементы системы тесно связаны между собой, так как один элемент дополняет другой или вытекает из него.
     Виды  финансового контроля представлены на рисунке 3, а его типы – на рисунке 4. Финансовый контроль можно разделить (как это и практикуется в экономически развитых странах) на две взаимодействующие, но самостоятельные составляющие: государственный финансовый контроль и негосударственный финансовый контроль.
     Государственный финансовый контроль – это способ реализации финансовой политики государства, он способствует созданию условий для финансовой стабилизации. К негосударственным видам финансового контроля относятся внутрихозяйственный и аудиторский контроль.
     Внутрихозяйственный контроль проводится самим предприятием, его экономическими службами за финансово-хозяйственной деятельностью своего предприятия, его филиалов и дочерних предприятий и подразделяется на оперативный (текущий) и стратегический.
     Аудиторский контроль, возникший в Российской Федерации с конца 80-х годов, – это независимый вневедомственный финансовый контроль, который проводят как отдельные физические лица, прошедшие государственную аттестацию и зарегистрированные в качестве предпринимателей-аудиторов, так и аудиторские фирмы (в том числе иностранные), имеющие любую организационно-правовую форму, предусмотренную российским законодательством (кроме акционерного общества открытого типа).
     Государственный контроль для большинства организация  является внешним. Однако в некоторых случаях государственный контроль может классифицироваться как внутренний. Например, проверка отраслевым министерством подчиненного федерального унитарного предприятия трактуется как внутренний государственный контроль.
     Коммерческий (аудиторский) контроль для проверяемых  организаций в большинстве случаев является внешним. В то же время внешняя аудиторская организация может на основании договора исполнять функции внутреннего контроля, в этом случае будет проводиться внутренний контроль, но силами сторонней организации.
     Внутрихозяйственный контроль, как правило, внутренний. Однако, если отдел внутреннего контроля создан в структуре материнской компании, а проверке подлежит деятельность дочерней компании, по сути контроль для дочерней компании является внешним, а в рамках группы компаний – внутренним.
     Смешанным видом контроля является деятельность таких контролирующих субъектов, как совет директоров или наблюдательный совет; ревизионная комиссия; службы финансового контроля материнской компании холдинга, осуществляющие контроль дочерних компаний.
     Финансовый  контроль, кроме того, можно классифицировать по времени проведения, по субъектам  контроля, по сферам финансовой деятельности, по форме проведения и методам проведения.
     Для правильной организации процесса финансового  контроля необходимо разграничить субъекты контроля (Рис. 5). Субъектом является юридическое или физическое лицо, в том числе государственный орган, коммерческая или общественная организация, структурное подразделение и т.д. С точки зрения системы финансового контроля различают:
управляющие субъекты;
субъекты, осуществляющие контроль;
управляемые (контролируемые) субъекты.
     Управляющие субъекты могут быть классифицированы по различным признакам. По степени участия в управлении выделяют следующие группы управляющих субъектов:
непосредственно управляющих;
делегированных  управляющих.
     К первой группе можно отнести непосредственных руководителей и (или) владельцев, принимающих управленческие решения. Например, акционер, владеющий 100% акций общества, является его генеральным директором. Он непосредственно управляет деятельностью организации.
     Однако  в большинстве случаев непосредственный владелец делегирует свои полномочия какому-либо органу. В Российской Федерации владельцем государственной собственности является народ. Он делегирует свои полномочия по управлению собственностью посредством выборов Государственной Думе и Президенту РФ. Акционеры крупных акционерных обществ делегируют полномочия по управлению посредством выборов членов совета директоров.
     По  основанию создания контролирующего  органа различают:
созданные на основании Конституции РФ (Счетная  палата РФ);
созданные на основании закона, иного законодательного акта (Служба финансово-бюджетного надзора, Федеральная налоговая служба, ревизионные комиссии акционерных обществ);
созданные на основании закона о государственной  регистрации юридических лиц (аудиторские организации);
созданные на основании внутреннего распорядительного  документа (службы внутреннего аудита, ревизионные отделы обществ).
     Контролируемые  субъекты также могут быть классифицированы по различным основаниям: коммерческие и некоммерческие организации, по отраслевой принадлежности, по принадлежности к одной финансово-промышленной группе или холдингу.
     Методы проведения финансового контроля можно классифицировать на (Рис. 6):
проверки  – на основе отчетной документации и расходных документов рассматриваются некоторые вопросы финансовой деятельности, намечаются меры по устранению обнаруженных нарушений;
обследования  – охватывают более широкий спектр финансово-экономических показателей экономического субъекта, чем проверки; определяется финансовое состояние и перспективы развития обследуемого экономического субъекта;
надзор  – осуществляется контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на проведение какого-либо вида финансовой деятельности;
анализ  финансовой деятельности – предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности для определения общей оценки результатов финансовой деятельности, финансового состояния и обеспеченности собственным капиталом, а также эффективности его использования;
наблюдение (мониторинг) – предполагает постоянный контроль кредитными организациями предприятий-клиентов по поводу использования ими полученной ссуды, а также за их финансовым состоянием;
ревизия – предполагает полное обследование финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности и эффективности.
     Основным  методом финансового контроля является ревизия, то есть обследование с целью установления законности финансовой дисциплины на конкретном объекте. Ревизии подразделяются на несколько видов (Рис. 7).
     По  содержанию ревизии делятся на документальные и фактические. Документальные ревизии  включают в себя проверку различных  финансовых документов, в том числе счета, платежные ведомости, ордера, чеки, отчеты, сметы и другие. На основе анализа финансовых документов можно определить законность и целесообразность расходования средств. В ходе фактической ревизии проверяются не только документы, но и наличие денег, ценных бумаг и материальных ценностей. Ревизоры организуют инвентаризацию материальных ценностей, проверяют состояние материальных и вещевых складов, производят подсчеты, взвешивание и измерение товарно-материальных ценностей, находящихся на складах, контрольные обмеры на строительстве.
     По  времени осуществления ревизии  делятся на плановые и внеплановые. В основном ревизии носят плановый характер. О проведении ревизии извещаются руководители подлежащих проверке предприятий или учреждений. При необходимости проводятся и внеплановые ревизии в случае поступления жалоб, сигналов о нарушениях финансовой дисциплины, требующих немедленной проверки. Внеплановые ревизии могут проводиться различными контрольными органами, о которых подробно говорилось ранее.
     По  обследуемому периоду деятельности ревизии делятся на фронтальные и выборочные. При фронтальной (полной) ревизии проверяется вся финансовая деятельность проверяемого субъекта за определенный период. Выборочная (частичная) ревизия представляет собой проверку финансовой деятельности только за какой-то короткий период времени.
     По  объему ревизуемой деятельности ревизии  подразделяются на комплексные, при которых проверяется финансовая деятельность данного субъекта в различных областях, в них принимают участие одновременно ревизоры нескольких органов; и тематические, которые сводятся к обследованию какой-либо одной сферы финансовой деятельности (например, правильность исчисления налогов).
     Аудит – это независимая проверка финансовой отчетности и финансовой информации субъекта хозяйствования с целью выражения мнения (суждения, заключения) о качестве информации (полноты, достоверности отчетности, соответствия нормативным требованиям). Аудит начинается с независимой проверки финансовой отчетности и формирования выводов относительно ее достоверности, полноты и законности отраженных хозяйственных операций.
     Основная  цель аудита – это формирование профессионального мнения аудитора относительно достоверности первичных  данных о фактах хозяйственной жизни, полноты и своевременности их отражения в учете, правильности ведения учета в соответствии с требованиями бухгалтерских стандартов и законодательства, составления финансовой отчетности и обобщение сформированного мнения в виде аудиторского отчета (аудиторского вывода), предоставляемого заказчику.
     Внутренний  аудит – один из способов контроля за правомерностью и эффективностью деятельности всех подразделов предприятия. Под внутренним (операционным, управленческим) аудитом понимается организованная на предприятии, действующая в интересах его руководства и собственников, регламентированная внутренними нормативными актами система контроля за соблюдением установленного порядка ведения учета, составления и представления отчетности и надежностью функционирования системы внутреннего контроля.
     Операционного аудит – это проверка методов функционирования хозяйственной системы в целях оценки производительности и эффективности. Данная проверка может проводиться в отношении любой характеристики процедур и методов функционирования хозяйственной системы. В частности, в рамках операционного аудита могут быть проведены: проверка обработки транзакций (полнота и правильность обработки); аудит в области управления изменениями (авторизация и тестирование изменений); аудит информационных систем (анализ систем на наличие контролей); аудит налоговых расчетов (оптимизация налоговых расчетов); аудит изменения тарифов (проверка экономической обоснованности изменений).
     Операционному аудиту в наибольшей степени свойственны системный и комплексный подходы, учитывающие всю целостность функционирования любой хозяйствующей системы экономического субъекта, а также взаимосвязь и взаимодействие отдельных ее подсистем и элементов.
     Операционный  аудит проводится как внутренними, так и внешними аудиторами, а также  органами государственного финансового контроля. Он может использоваться на всех уровнях управления – и на уровне президента крупной компании, имеющей множество подразделений в различных географических сегментах, и на уровне менеджера подразделения. Операционный аудит обычно выполняют специалисты одной из трех групп: внутрихозяйственные аудиторы, правительственные аудиторы или присяжные бухгалтеры из аудиторской фирмы.
     При осуществлении своих профессиональных обязанностей, аудитор должен руководствоваться в первую очередь этическими принципами, разработанными Международной федерацией бухгалтеров и уточненными национальным сообществом, которые позволяют оценить качество аудиторских услуг и повысить степень доверия к аудиту. (Рис. 8)
     Обращение операционного аудита к сущности функционирования бизнес-операций предполагает, что в ходе аудирования необходимо проверить не только предметную область бухгалтерского учета, но саму организацию, структуру и технологические аспекты этих операций. Целью операционного аудита является экспертиза организации с точки зрения поиска путей повышения эффективности и результативности деятельности.
     Выделяют три основных категории операционного аудита: функциональный, организационный, специальный. Виды операционного аудита могут быть дополнены. Экономический аудит – контроль соблюдения экономических норм, правил расчетов и отчетности. Аудит бухгалтерского учета является составной его частью. Правовой аудит – контроль исполнения международных, государственных, местных законодательных актов и положений, а также внутренних уставных документов и распоряжений руководителя. Социальный аудит – контроль выполнения коллективных договоров между администрацией и коллективом предприятия, соблюдение психофизиологических рекомендаций при назначении работников на должность. В таблице 1 предложена классификация операционного аудита по определенным признакам.
     Любой операционный аудит начинается с  фазы планирования, когда создается  управляющий комитет, определяются сроки и ответственные специалисты, создается подробный план работы. Затем по результатам проведения «круглых столов» вместе с консультантами либо на основании анкетирования происходит идентификация рисков. Впоследствии идентифицированные риски ранжируются по определенной шкале, которая формируется на основе индивидуальных требований компании и текущей конъюнктуры. Следующая фаза операционного аудита подразумевает выявление существующих контрольных процедур, их описание, определение владельцев бизнес-процессов. Далее идет подготовка к тестированию и непосредственно тестирование дизайна и операционной эффективности существующих контрольных процедур. Делаются выводы о том, насколько существующие контроли покрывают идентифицированные риски, в противном случае формулируются дополнительные необходимые контрольные процедуры. Далее разрабатывается план внедрения рекомендаций, согласованный с руководством.
     Методы  проверки и исследования в операционном аудите включают: детальные процедуры, аналитические процедуры. Выбор  конкретных процедур зависит от цели их проведения, допустимости и адекватности информации, необходимости для их проведения, от объекта аудита, а также от профессионального суждения самого аудитора.
     Организационная методика проведения операционного  аудита контрольных операций и процедур бизнес-процессов включает следующие основные этапы:
определение предметной области операционного аудита;
планирование операционного аудита.
порядок выполнение операционного аудита.
завершение операционного аудита.
     В свою очередь, определение предметной области операционного аудита включает следующие вопросы (Рис. 9):
предварительная работа до начала аудиторской проверки;
формирование  технического задания на проведение операционного
аудита;
сбор  исходной информации для проведения операционного аудита.
     Планирование  операционного аудита предполагает выполнение следующих этапов (Рис. 10):
составление программы операционного аудита;
определение функций и обязанностей членов аудиторской  группы;
определение коммуникационных связей по программе
операционного аудита.
     Выполнение  операционного аудита контрольных операций и процедур бизнес-процессов предполагает проработку двух основных вопросов:
оценку  дизайна контрольных процедур и  операций бизнес-процесса (Рис. 11);
тестирование  контрольных процедур и операций бизнес-процесса (Рис. 12).
     Завершение  операционного аудита контрольных процедур и операций включает:
подготовку  оценки рациональности, экономичности  и результативности контрольных  процедур и операций бизнес-процесса;
подготовку  заключительной встречи с владельцем бизнес-процесса;
формирование  финального отчета по результатам проведения операционного аудита;
заключительную  оценку реализации задач операционного  аудита;
проверку  рабочей документации аудиторской  группы.
     Существуют  три фазы операционного аудита: планирование; сбор свидетельств и оценка; составление заключения и его реализация.
     Основная  трудность, с которой приходится сталкиваться при операционном аудите, это выбор специальных критериев для оценки производительности и эффективности. Цели обычного аудита служат для установления конкретных критериев при решении вопроса о том, были реализованы общепринятые бухгалтерские принципы в конкретной ситуации или нет. Для операционного же аудита подобных четко определенных критериев нет. Для того чтобы быть полезными менеджменту, внутренние операционные аудиторы должны понимать разницу понятий «эффективность», «производительность», «экономичность». Эти три показателя взаимодействуют друг с другом. (Рис. 13) Под экономичностью понимается соотношение между планируемым вкладом и фактическим (относительно показателей себестоимости в единицах). Под производительностью – соотношение фактического вклада и фактического выпуска. Эффективность – соотношение фактического выпуска к планируемому.
     Таким образом, из-за того, что операционная эффективность по-разному оцениваться в различных отраслях деятельности, охарактеризовать типичный операционный аудит невозможно. В одной организации аудитор мог бы оценить пригодность и достаточность информации, используемой руководством при принятии решений относительно приобретения новой недвижимости, в другой – мог бы оценить эффективность движения документов при обработке данных по товарообороту. Тестирование эффективности методов внутрихозяйственного контроля силами внутрихозяйственных аудиторов представляет собой элемент операционного аудита, если перед аудитором поставлена цель помочь хозяйственной системе выйти на более высокий уровень эффективности и производительности. Например, проверка уровня квалификации персонала сборочного конвейера – это тоже операционный аудит, если поставлена задача установить, эффективно и производительно компания изготавливает свою продукцию или нет.
     Операционный  аудит связывают с управленческим аудитом, с аудитом эффективности, с консалтингом в аудите.
     Существуют  два важных различия между оценкой внутрихозяйственного контроля при аудите финансовой отчетности и при операционном аудите. При аудите финансовой отчетности главная цель оценки системы внутрихозяйственного контроля – это определить масштабы проверок. А для операционного аудита цель состоит в оценке производительности и эффективности системы этого контроля, а также в представлении рекомендаций администрации. Оценка внутрихозяйственного контроля для аудита финансовой отчетности ограничена ответами на вопросы, влияющими на точность финансовой отчетности, тогда как при операционном аудите рассматривается воздействие контроля любого вида на производительность или эффективность.
     Существуют  три основных различия между операционным аудитом и аудитом финансовой отчетности: назначение аудита, представление заключений и включение в сферу операционного аудита нефинансовых областей. (Табл. 2)
     Подводя итоги, можно сделать вывод, что  задача непрерывного совершенствования  бизнес-процессов и операций требует  выполнения функций контроля и оценки состояния бизнес-процессов и выполнения операций экономично, рационально и результативно. Именно эти задачи решаются в операционном аудите. Операционный аудит – относительно новое явление в российской практике. 

     Система финансового контроля на рассматриваемом предприятии представлена как внутренними, так и внешними субъектами. Внутри самого предприятия проводится контроль за отчетными финансовыми и бухгалтерскими документами. Эти функции возложены на главного бухгалтера. Генеральный директор ЗАО «Василиса» вправе организовывать проверку со стороны ревизионной комиссии. Все операции сопровождаются заключением определенных договоров и отражением результатов в учете, что позволяет контролирующим органам произвести все необходимые проверки в установленный срок и с наименьшими замечаниями.
     При проведении операционного аудита на ЗАО «Василиса» была осуществлена проверка полноты и своевременности отражения  на счетах бухгалтерского учета себестоимость  отгруженной продукции и выручки  от реализации этой продукции, обоснованности и правильности отнесения затрат на себестоимость готовой продукции, точность расчета финансовых результатов от реализации продукции. В ходе осуществления аудиторской проверки выявлено, что операции по продаже надлежащим образом санкционированы, на счетах бухгалтерского учета отражены все реально совершенные сделки по продаже, своевременно отражены продажи, правильно оценена стоимость операций по продажам, суммы продажи правильно классифицированы, суммы дебиторской задолженности по расчетам за поставку продукции правильно отражены в учете предприятия.
     Итак, для нормального функционирования и развития предприятия важно  осуществление на нем внутреннего  финансового контроля. В целях совершенствования методов оценки финансового состояния ЗАО «Василиса» необходимо внедрить процедуру контролинга. Финансовый контроллинг в системе внутреннего контроля представляет собой регулярную управляющую систему, координирующую взаимосвязи между формированием информационной базы, финансовым анализом, финансовым планированием и внутренним финансовым контролем, обеспечивающую концентрацию контрольных действий  на наиболее приоритетных направлениях финансовой деятельности предприятия, своевременное выявление отклонений фактических ее результатов от предусмотренных, и принятие оперативных управленческих решений, направленных на ее нормализацию.
     Для эффективности использования системы  контроллинга были предложены следующие рекомендации (Рис. 14). Финансовый контроллинг на предприятии строится по следующим основным этапам, представленным на данном рисунке. В таблице 3 приведены основные характеристики отдельных видов финансового контроллинга на предприятии.
     Таким образом, для повышения эффективности  аудиторских проверок на ЗАО «Василиса» необходимо провести мероприятия по своевременности поступления денежных средств по реализованной продукции, контролировать соблюдение условий заключенных договоров, выявить внутренние резервы снижения себестоимости продукции, произвести отчисления в фонд накопления для возможности диверсификации деятельности предприятия. Также, для получения положительного результата аудиторской проверки необходимо обеспечить непрерывность процесса производства изделий.
     Реализации  функций финансового контроллинга на анализируемом предприятии могла  бы способствовать организация отдела контроллинга, но поскольку это потребует от ЗАО «Василиса» осуществления дополнительных затрат, эффективнее будет делегировать данные функции сотруднику бухгалтерского отдела или главному инженеру на предприятии. В целом, внедрение на ЗАО «Василиса» финансового контроллинга позволит существенно повысить эффективность всего процесса управления его финансовой деятельностью и совершенствовать систему финансового контроля на предприятии.
     Перспективная направленность операционного аудита в значительной степени расширяет предметную область и возможности современного аудита, как вида профессиональной деятельности. и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.