На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Активы предприятия. Нетто-результат эксплуатации инвестиций. Коммерческая маржа и коэффициент трансформации. Операционный анализ. Эффект финансового рычага. Рациональная политика управления заемными средствами. Расчет эффекта финансового рычага.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Менеджмент. Добавлен: 26.01.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


29
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Тульский государственный университет»
Кафедра «Финансы и менеджмент»
Контрольно-курсовая работа по дисциплине
«Финансовый менеджмент»
на тему:
«Адаптация отчетности предприятия ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» к зарубежным стандартам учета и анализа»

Тула 2006
    Содержание
    ВВЕДЕНИЕ 3
    1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ АКТИВОВ
    4
      1.1. Активы предприятия 4
      1.2. Нетто-результат эксплуатации инвестиций 4
    2. Коммерческая маржа и коэффициент трансформации 6
      2.1. Расчет коммерческой маржи и коэффициента трансформации 6
      2.2. Влияние коммерческой маржи и коэффициента трансформации на изменение экономической рентабельности работы предприятия 7
    3. Операционный анализ 9
      3.1. Эффект финансового рычага. Рациональная политика управления заемными средствами 9
        3.1.1. Расчет эффекта финансового рычага 9
        3.1.2. Расчет рентабельности собственных средств
        10
        3.1.3. Дифференциал и плечо финансового рычага
        11
        3.1.4. Варианты и условия привлечения заемных средств
        11
      3.2. Порог рентабельности и запас финансовой прочности предприятия. Эффект производственного (операционного) рычага. Регулирование массы и динамики прибыли 12
        3.2.1. Валовая маржа 12
        За 2005 г. показатель ВМ увеличился на 2975744,38 тыс. руб., что свидетельствует о росте прибыли с учетом постоянных затрат.
        13
        3.2.2. Порог рентабельности
        13
        3.2.3. Запас финансовой прочности
        13
        3.2.4. Сила воздействия операционного (предпринимательского) рычага
        14
        3.2.5. Сила воздействия финансового рычага
        15
      3.3. Сопряженный рычаг как оценка суммарного риска, связанного с предприятием 15
      3.4. Чистая рентабельность акционерного капитала 17
    Заключение 19
    Список использованной литературы
    21
    Приложение 1 - Баланс ОАО «Пивоваренная компания «Балтика»
    22
    Приложение 2 - Отчет о прибылях и убытках
    24
    ОАО «Пивоваренная компания «Балтика»
    24
    Приложение 3 - Номограмма вариантов и условий привлечения заемных средств
    25

ВВЕДЕНИЕ

Пивоваренная отрасль в настоящее время представляет собой одну из преуспевающих отраслей российской экономики. Такой результат стал следствием новых экономических отношений и усилий пивоваренных компаний, которым удалось за короткий период времени достичь высокого уровня конкурентоспособности.

Значительная роль в пивоваренной отрасли отводиться ОАО «Пивоваренная компания «Балтика», которое за очень короткий срок стало лидером отрасли. Это объясняется тем, что «Балтика» опережая по уровню технологической оснащённости российские и многие зарубежные предприятия, продолжает неуклонно развиваться, постоянно заботясь о качестве своей продукции.

Итоги работы за 2005 год показывают, что, несмотря на активизацию процессов консолидации рынка, компания «Балтика» заметно укрепила свои позиции. Доля компании «Балтика» на российском рынке пива увеличилась до 24,1%, рост составил 5,7 п.п. Совокупный объем продаж компании достиг 22,7 млн. гектолитров. Производство и реализация пива на территории России приносит более 90 % выручки компании. Продукция эмитента пользуется популярностью по всей России и за рубежом.

ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» обеспечивает население рабочими местами и перечисляет в бюджет и внебюджетные фонды значительные налоговые платежи и сборы. Компания является крупным акционерным обществом, выплачиваемым акционерам высокие дивиденды.

В данной курсовой работе проанализировано финансовое состояние предприятия на основе данных Формы 1 «Бухгалтерский баланс» (Приложение 1) и Формы 2 «Отчет о прибылях и убытках» (Приложение 2) за 2005 год. В работе рассчитаны экономическая рентабельность активов, коммерческая маржа и коэффициент трансформации, а также произведен операционный анализ.

1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ АКТИВОВ

1.1. Активы предприятия

В связи с тем, что для анализа используется баланс за один 2005 отчетный год, показатели предшествующего (базового) года примем равными их величине на начало отчетного года. Соответствующие показатели на конец года примем за показатели отчетного года.

Величина активов за i-й период определяется по формуле:

где Вi - валюта баланса за i-й период (строка 300 или строка 700),

Кi - кредиторская задолженность за i-й период - строки (620).

Таким образом, величина активов равна:

Абаз = 26698182 - 3403496 = 23294686 (тыс. руб.)

Аотч = 31480475 - 3703632 = 27776843 (тыс. руб.)

За 2005 г. величина активов увеличилась на 4482157 тыс. руб. (на 19,24%). Среднегодовая стоимость активов () равна 25535764 тыс. руб.

1.2. Нетто-результат эксплуатации инвестиций

Источником данных для вычисления этого показателя служит Форма №2 «Отчет о прибылях и убытках». Эта форма заполняется ежеквартально нарастающим итогом с начала года.

При расчете НРЭИ на основе Формы №2 в него должны быть включены доходы и расходы разделов II и III этой формы:

строка 050 «Прибыль (убыток) от продаж»

+ строка 060 «Проценты к получению»

+ строка 080 «Доходы от участия в других организациях»

+ строка 090 «Прочие операционные доходы»

- строка 100 «Прочие операционные расходы»

+ строка 120 «Внереализационные доходы»

- строка 130 «Внереализационные расходы»

НРЭИ

Тот же результат можно получить, сложив строки 070 «Проценты к уплате» 140 «Прибыль (убыток) до налогообложения».

Расчет НРЭИ в отчетном и базовом периодах произведен в таблице 1.

Таблица 1.2.1 - Расчет нетто-результата эксплуатации инвестиций

№ п/п
Показатель
Сумма, тыс. руб.
Базовый период
Отчетный период
1
Прибыль (убыток) от продаж
6625276
9186064
2
Проценты к получению
103095
150385
3
Доходы от участия в других организациях
10733
10716
4
Прочие операционные доходы
3625449
2581184
5
Прочие операционные расходы
-4651387
-4046809
6
Внереализационные доходы
436884
371854
7
Внереализационные расходы
-628243
-665412
 
НРЭИ
5521807
7587981

Показатель нетто-результата эксплуатации инвестиций за 2005 г. увеличился на 2066174 тыс. руб. (37,41%), что свидетельствует о увеличении эффективности работы предприятия.

Экономическая рентабельность активов характеризует прибыльность использования активов и расчитывается:

где ЭР - экономическая рентабельность активов;

НРЭИ - нетто-результат эксплуатации инвестиций;

- среднегодовая стоимость активов.

Таким образом, рассчитываемая ЭР за отчетный и предшествовавший (базовый) год:

ЭРбаз = (5521807 / 23294686) * 100 = 21,62 %

ЭРотч = (7587981 / 27776843) * 100 = 29,72 %.

Найдем изменение экономической рентабельности:

29,72 - 21,62 = 8,09 %.

Таким образом, за отчетный 2005 год эффективность работы предприятия улучшилась. Об этом свидетельствуют рост НРЭИ на 2066174 тыс. руб. (37,41%) и увеличение ЭР на 8,09 п.п. (37%). Повышение эффективности работы компании в основном произошло за счет увеличении прибыли от продаж (на 2560788 тыс. руб. или 38,65 %).

2. Коммерческая маржа и коэффициент трансформации

2.1. Расчет коммерческой маржи и коэффициента трансформации

Запишем формулу экономической рентабельности следующим образом:

где Oi - оборот за i-й период (год), определяется по форме №2 как сумма всех доходных строк (т.е. строка 010 «Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)» + строка 060 «Проценты к получению» + строка 080 «доходы от участия в других организациях» + строка 090 «Прочие операционные доходы» + строка 120 «Внереализационные доходы»). Расчет величины оборота за базовый и отчетный периоды произведен в таблице 2.

Таблица 2.1.1 - Расчет величины оборота

Показатель
Сумма, тыс. руб.
Базовый период
Отчетный период
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналог. обяз. платежей)
28590972
37 782 969
Проценты к получению
103095
150384
Доходы от участия в других организациях
10733
10716
Прочие операционные доходы
3625449
2581183
Внереализационные доходы
436884
371853
ОБОРОТ
32767133
40897108

Обозначим:

- коммерческая маржа за i-й год;

- коэффициент трансформации за i-й год.

Кмбаз = (5521807/32767133) * 100 = 16,85 %

Кмотч = (7587981/40897108) * 100 = 18,55 %

Км =18,55 -16,85 = 1,7 %

Ктбаз = 32767133 / 23294686 = 1,28 (об.)

Ктотч = 40897108 / 27776843 = 1,6 (об.)

Кт =1,6 - 1,28 = 0,32 (об.)

Тогда формулу можно будет переписать следующим образом:

.

ЭРбаз = 16,85 * 1,28 = 21,62 %

ЭРотч = 6,6776 * 0,9564 = 29,72%.

Таким образом, за отчетный период рентабельность продаж увеличилась почти на 1,7 п.п. (10,10 %), а показатель оборачиваемости активов увеличился на 0,32 оборота. Данные изменения свидетельствуют о росте эффективности работы предприятия в целом. Данный рост произошел за счет, как увеличения объема продаж, так и повышения эффективности использования активов предприятия.

2.2. Влияние коммерческой маржи и коэффициента трансформации на изменение экономической рентабельности работы предприятия

Для определения степени влияния коммерческой маржи и коэффициента трансформации на изменение экономической рентабельности работы предприятия рассчитаем изменения экономической рентабельности соответственно за счет коммерческой маржи и коэффициента трансформации:

- изменение ЭР за счет Кт,

- изменение ЭР за счет Км.

(1,6 - 1,28) * 18,55 = 5,91 %

1,6 * (18,55 - 16,85) = 2,18 %.

Далее рассчитаем доли этих изменений в изменении экономической рентабельности:

- доля изменения ЭР за счет Кт,

- доля изменения ЭР за счет Км.

(5,91 / 8,09) * 100 = 73,01 %

(2,18 / 8,09) * 100 = 26,99 %.

Рисунок 2.2.1 - Структура изменения экономической рентабельности за счет изменений оборачиваемости активов и рентабельности продаж

Согласно приведенным расчетам, экономическая рентабельность активов за 2005 г. возросла, при этом наибольший вклад в изменение данного показателя внес коэффициент оборачиваемости активов. В связи с этим производственный отдел ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» в 2005 г. эффективно использовал и распределял активы предприятия. В целях дальнейшего роста экономической рентабельности активов желательно направить усилия на работу маркетингового отдела для повышения рентабельности продаж. Данное направление деятельности особенно эффективно в условиях приближения пивоваренного рынка к насыщению.

3. Операционный анализ

3.1. Эффект финансового рычага. Рациональная политика управления заемными средствами

3.1.1. Расчет эффекта финансового рычага

Действие финансового рычага заключается в том, что предприятие, использующее заемные средства, изменяет чистую рентабельность собственных средств и свои дивидендные возможности.

Эффект финансового рычага (ЭФР) - это приращение к рентабельности собственных средств, получаемое благодаря использованию кредита, несмотря на платность последнего:

где ЭФРi - уровень эффекта финансового рычага i-го года;

СНПi - ставка налога на прибыль i-го года ( берется фактическое значение с учетом льгот - Ф.№2 строки 150 «Налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи»/140 «Прибыль (убыток) до налогообложения);

СНПбаз = 933789 / 5491005 = 0,17

СНПотч = 1027550 / 7558457 = 0,14

ССбаз = 20345986 + 76348 + 279107 = 20701441 (тыс. руб.)

ССотч = 24072765 + 108574 + 330463 = 24511803 (тыс. руб.)

ЗСбаз = 2583369 + 9876 = 2593245 (тыс. руб.)

ЗСотч = 3255904 + 9136 = 3265040 (тыс. руб.)

СРСПi - средняя расчетная ставка процента i-го года

*100%,

где ФИi - все фактические финансовые издержки по всем кредитам за анализируемый i-й период - строка 070 Ф.№2 «Проценты к уплате».

ЗСi - среднегодовая величина заемных средств, используемых в анализируемом i-м периоде - Ф.№1. строки (590 «Итого по разделу IV»+ 610 «Краткосрочные займы и кредиты»)

ССi - среднегодовая величина собственных средств, используемых в анализируемом i-м периоде - Ф.№1. строки (490 «Итого по разделу III» + 630 «Задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов» + 640 «Доходы будущих периодов» + 650 «Резервы предстоящих расходов» + 660 «Прочие краткосрочные оязательства»).

СРСПбаз = (30802 /2593245)*100 = 1,19%

СРСПотч = (29523 /3265040)*100 = 0,9 %.

Расчет эффекта финансового рычага приведен в таблице 3.

Таблица 3.1.1.1 - Расчет эффекта финансового рычага

Показатель
Базовый период
Отчетный период
Ставка налога на прибыль
0,17
0,14
Экономическая рентабельность, %
21,62
29,72
Фактические финансовые издержки, тыс. руб.
30802
29524
Среднегодовая величина заемных средств, тыс. руб.
2593245
3265040
Среднегодовая величина собственных средств, тыс. руб.
20701441
24511803
Средняя расчетная ставка процента
1,19
0,90
Дифференциал, %
20,44
28,81
Плечо финансового рычага
0,13
0,13
Эффект финансового рычага
2,12
3,32

Положительные значения эффекта финансового рычага как в базовом (2,12%), так и в отчетном (3,32%) периодах свидетельствует о том, что использование кредита, несмотря на его платность, приводит к приращению рентабельности собственных средств. Рост показателя ЭФР в 2005 г. свидетельствует об увеличении рентабельности собственных средств за счет привлечения кредитов.

3.1.2. Расчет рентабельности собственных средств

Рентабельность собственных средств:

РССбаз = (1 - 0,17)*21,62 + 2,12 = 20,07%

РССотч = (1 -0,14)*29,72 + 3,32 = 28,99%.

Оптимально ЭФР должен быть в пределах уровня экономической рентабельности активов.

По расчетам видно, что ОАО «Пивоваренная компания «Балтика», используя в анализируемом 2005 г. кредиты, повысила рентабельность собственных средств.

3.1.3. Дифференциал и плечо финансового рычага

Дифференциал - это разница между экономической рентабельностью активов и средней расчетной ставкой процентов по заемным средствам:

Плечо финансового рычага характеризует силу воздействия финансового рычага и определяется как соотношение между заемными и собственными средствами:

Дифференциалбаз = 21,62- 1,19 = 20,44 %

Дифференциалотч = 29,72 - 0,9 = 28,81 %

ПФРбаз = 2593245/ 20701441 = 0,13

ПФРотч = 3265040/ 24511803 = 0,13.

Увеличение дифференциала на 8,37 п.п. говорит о росте возможностей привлечения кредитов для рассматриваемого предприятия. Величина плеча финансового рычага за 2005 г. не изменилась, при приросте величины собственных средств, что свидетельствует о пропорциональном росте заемных и собственных средств.

3.1.4. Варианты и условия привлечения заемных средств

ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» в 2005 г. привлекало кредиты и эффективно их использовало, о чем свидетельствуют положительная величина эффекта финансового рычага и рост рентабельности собственных средств.

Определим оптимальную величину заемных средств, соблюдая следующую методику:

1. Найдем отношение ЭФР/РСС: ЭФР/РССотч = 0,13

2. Рассчитаем соотношение ЭР и СП: ЭР/СПотч = 32,86

3. По номограмме (Приложение 3) найдем рекомендуемое плечо рукава для достижения 33 - процентного соотношения между эффектом рычага и рентабельностью собственных средств:

ЗС/ССотч,баз = 0,15

4. Найдем при каком значении ЗС рекомендуемое плечо рукава будет достигнуто:

ЗС = 3676770 тыс. руб.

Согласно расчетам, для достижения оптимальной величины заемных средств следует увеличить их на 411730 тыс. руб. Дополнительное привлечение заемных средств позволит повысить эффективность использования собственных средств.

3.2. Порог рентабельности и запас финансовой прочности предприятия. Эффект производственного (операционного) рычага. Регулирование массы и динамики прибыли

3.2.1. Валовая маржа

В первую очередь следует рассчитать общую сумму издержек предприятия за год. Она определяется по Ф. №2. как сумма всех расходных строк. Затем данную сумму нужно разделить на условно постоянные и условно переменные издержки. Расчет общей суммы издержек предприятия приведен в таблице 4.

Таблица 3.2.1.1 - Расчет общей суммы издержек предприятия

Издержки
Базовый период
Отчетный период
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб.
13851259
18171760
Коммерческие расходы, тыс. руб.
3638651
4618904
Управленческие расходы, тыс. руб.
4475786
5806242
Прочие операционные расходы, тыс. руб.
4651387
4046809
Внереализационные расходы, тыс. руб.
628243
665412
ИТОГО расходы
27245326
33309127
Доля переменных издержек, %
85
85
Переменные затраты, тыс. руб.
23158527
28312758
Постоянные затраты, тыс. руб.
4086799
4996369

Рассчитаем валовую маржу: ВМi = Oi - Ипер.i,

где ВМi - валовая маржа за i-й год;

Ипер.i - переменные издержки i-го года.

ВМбаз = 32767133 - 23158527 = 9608605 (тыс. руб.)

ВМотч = 40897108 - 28312758 = 12584350 (тыс. руб.)

За 2005 г. показатель ВМ увеличился на 2975744,38 тыс. руб., что свидетельствует о росте прибыли с учетом постоянных затрат.

3.2.2. Порог рентабельности

Выручка от реализации, при которой предприятие уже не имеет убытков, но еще не имеет прибылей, называется порогом рентабельности (точкой безубыточности): ПРi = ПЗi / ВМi*

где ПРi - порог рентабельности i-го года;

ПЗi - постоянные затраты i-го года;

ВM*i - результат от реализации после возмещения переменных затрат в относительном выражении (коэффициент валовой маржи):

ВM*i =

ВМ*баз = 9608605 / 32767133 = 0,29

ВМ*отч = 12584350 / 40897108 = 0,31

ПРбаз= 4086799 / 0,29 = 13936744 (тыс. руб.)

ПРотч = 4996369 / 0,31 = 16237393 (тыс. руб.).

В связи с ростом производства, развитием предприятия порог рентабельности в отчетном году увеличился на 2300648,89 тыс. руб. (16,5%) по сравнению с базовым периодом.

3.2.3. Запас финансовой прочности

Как далеко планируемая выручка от реализации «убегает» от порога рентабельности, показывает запас финансовой прочности.

Запас финансовой прочности предприятия представляет собой разницу между фактической выручкой от реализации и порогом рентабельности.

ЗФПi = Оi - ПРi,

Расчет величины запаса финансовой прочности приведен в таблице 5.

Таблица 3.2.3.1 - Расчет величины запаса финансовой прочности предприятия

№ стр.
Показатели
Обозна-чение
Базовый период
Отчетный период
Изменение, (±)
1
Выручка от реализации, тыс. руб.


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.