На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Феодальная раздробленность Руси 12-16 вв

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 21.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  сельского хозяйства  Российской Федерации
Федеральное государственное  образовательное  учреждение
высшего профессионального  образования
«Смоленская государственная  сельскохозяйственная академия» 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

по  дисциплине: «Отечественная история»
Тема: «ФЕОДАЛЬНАЯ РАЗДРОБЛЕННОСТЬ РУСИ 12-16 вв.» 
 

                Выполнил:
                студент 1 курса,
                группы 28 заочного отделения 
                специальность «Экономика и управление на предприятии»
                Кмец  Андрей Михайлович  

                                          Проверил: 
 
 

Смоленск, 2011
Содержание
    Причины феодальной раздробленности Руси………………………………
    2. Деятельность Владимира Мономаха…………………………………….......     3. Последствия феодальной раздробленности на Руси………………......……
    Литература…………………………………………………………………..……
    Приложения
2 5
11
12
 
    Причины феодальной раздробленности  Руси
 
    - Экономические: Развивалась вотчинная собственность и княжеский домен. В каждой земле существовало натуральное хозяйство.
    - Политические: Появление феодальных кланов, складывалась церковная иерархия; Киев, как центр, потерял своя прежнюю роль; У Руси не было необходимости быть единой в военном плане; Запутанный порядок престолонаследия.
    - Социальные – социальное расслоение местная знать стала стремиться к тому, чтобы иметь у себя аппарат власти, способный справиться с социальными столкновениями.
    - Идеологические – связаны с распространением традиций сюзеренитета – вассалитета и идеи самостоятельности каждого князя в своей вотчине.
    Рассмотрим  перечисленные причины более подробно.
    Первый  раздел земель произошел при Владимире  Святославиче, с его правления  начинают разгораться княжеские  распри, пик которых пришелся на 1015-1024гг, когда из двенадцати сыновей  Владимира в живых остались только трое. Разделы земель между князьями, усобицы лишь сопутствовали развитию Руси, но не определяли ту или иную политическую форму государственной организации. Они не создавали нового явления в политической жизни Руси. Экономической основой и главной причиной феодальной раздробленности часто считают натуральное хозяйство, следствием которого было отсутствие экономических связей. Натуральное хозяйство - сумма экономически самостоятельных, замкнутых хозяйственных единиц, в которых продукт проходит путь от его изготовления до потребления. Ссылка на натуральное хозяйство лишь верная констатация имевшего место факта. Однако его господство, что для феодализма характерно, еще не объясняет причин распада Руси, так как натуральное хозяйство господствовало и в единой Руси, и в XIV-XV веках, когда в русских землях шел процесс образования единого государства на базе политической централизации.
    Сущность  феодальной раздробленности  заключается в  том, что она была новой формой государственно-политической организации общества. Именно такая форма соответствовала комплексу сравнительно небольших феодальных мирков не связанных друг с другом и государственно-политическому сепаратизму местных боярских союзов. Феодальная раздробленность - прогрессивное явление в развитии феодальных отношений. Распад раннефеодальных империй на самостоятельные княжества-королевства был неизбежным этапом в развитии феодального общества, касалось ли это Руси в Восточной Европе, Франции в Западной Европе или Золотой Орды на Востоке.
    Феодальная  раздробленность прогрессивна была потому, что она была следствием развития феодальных отношений, углубления общественного разделения труда, результатом  чего был подъем земледелия, расцвет  ремесла, рост городов. Для развития феодализма нужны были уже иные масштабы и структура государства, приспособленная к нуждам и чаяниям феодалов, прежде всего боярства.
    Первой  причиной феодальной раздробленности  был рост боярских вотчин, числа зависимых в них смердов. XII-начало XIII века характеризовались дальнейшим развитием боярского землевладения в различных княжествах Руси. Бояре расширяли свое владение за счет захватов земель свободных смердов-общинников, закабаляли их, покупали земли. Стремясь получить больший прибавочный продукт они увеличивали натуральный оброк и отработки, которые выполняли зависимые смерды. Увеличение за счет этого получаемого боярами прибавочного продукта делало их экономически мощными и самостоятельными. В различных землях Руси стали складываться экономически мощные боярские корпорации стремившиеся стать полновластными хозяевами на землях, где были расположены их вотчины. Они хотели сами вершить суд над своими крестьянами, получать с них штрафы-виры. Многие бояре обладали феодальным иммунитетом (правом невмешательства в дела вотчины), "Русская правда" определяла права боярства. Однако великий князь (и такова природа княжеской власти) стремился сохранить в своих руках всю полноту власти. Он вмешивался в дела боярских вотчин, стремился сохранить за собой право суда над крестьянами и получения с них вир во всех землях Руси. Великий князь, считаясь верховным собственником всех земель Руси, и их верховным правителем продолжал рассматривать всех князей и бояр как своих служилых людей, а потому заставлял их участвовать в организуемых им многочисленных походах. Эти походы часто не совпадали с интересами бояр, отрывали их от своих вотчин. Бояре начинали тяготиться службой великому князю, стремились увильнуть от нее, что приводило к многочисленным конфликтам. Противоречия между боярством на местах и великим киевским князем вело к усилению стремления первых к политической самостоятельности. К этому также толкала боярство необходимость своей, близкой княжеской власти, которая могла бы быстро претворить в жизнь нормы "Русской правды", так как сила великокняжеских вирников, воевод, дружинников не могла оказать быструю реальную помощь боярам удаленных от Киева земель. Сильная власть местного князя была необходима боярам и в связи с ростом сопротивления горожан, смердов захватам их земель, закабалению, увеличению поборов.
    Рост  столкновений смердов  и горожан с  боярством стал второй причиной феодальной раздробленности. Необходимость княжеской власти на местах, создание государственного аппарата вынудили местных бояр приглашать в свои земли князя с дружиной. Но, приглашая князя, бояре были склонны видеть в нем лишь полицейскую и военную силу, не вмешивающуюся в боярские дела. Князьям и дружине такое приглашение тоже было выгодно. Князь получал постоянное княжение, свою земельную вотчину, переставал метаться с одного княжеского стола на другой. Довольна была и дружина, которой тоже надоело следовать со стола на стол с князем. Князья и дружинники имели возможность получать устойчивую ренту-налог. В тоже время князь обосновавшись в той или иной земле, как правило не удовлетворялся той ролью, которую отводило ему боярство, а стремился сосредоточить в своих руках всю полноту власти, ограничивая права и привилегии бояр. Это неизбежно вело к борьбе между князем и боярами.
    Третьей причиной феодальной раздробленности  был рост и усиление городов, как новых  политических и культурных центров. В период феодальной раздробленности количество городов в русских землях достигло цифры 224. Возрастала их экономическая и политическая роль, как центров той или иной земли. Именно на города опиралось местное боярство и князь в борьбе против великого киевского князя. Возрастание роли боярства и местных князей вело к оживлению городских вечевых собраний. Вече, своеобразная форма феодальной демократии, было органом политическим. Фактически оно находилось в руках боярства, что исключало реальное решающее участие в управлении простых горожан. Бояре, контролируя вече, пытались использовать политическую активность горожан в своих интересах. Очень часто вече использовалось, как инструмент давления не только на великого, но и на местного князя, принуждения его действовать в интересах местной знати. Таким образом, города, как локальные политические и экономические центры, тяготевшие к своим землям, были оплотом децентрализаторских устремлений местных князей и знати.
    К причинам феодальной раздробленности  следует отнести также упадок Киевской земли от постоянных половецких набегов и упадок власти великого князя, земельная вотчина которого в XII веке уменьшилась.
    Русь  распалась на 14 княжеств, в Новгороде  была установлена республиканская  форма правления. В каждом княжестве  князья совместно с боярами "думали о строе земельном и ратех". Князья объявляли войны, заключали  мир и различные союзы. Великий  князь был первым (старшим) среди  равных князей. Сохранились княжеские  съезды, где обсуждались вопросы  общерусской политики. Князья были связаны системой вассальных отношений. Нужно отметить, что при всей прогрессивности феодальной раздробленности она имела один существенный отрицательный момент. Постоянные то стихавшие, то вспыхивавшие с новой силой усобицы между князьями, истощали силы русских земель, ослабляли их обороноспособность перед лицом внешней опасности. Распад Руси не привел однако к распаду древнерусской народности, исторически сложившейся языковой, территориальной, экономической и культурной общности. В русских землях продолжало существовать единое понятие Руси, Русской земли. В период феодальной раздробленности в русских землях выделились три центра: Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества и Новгородская феодальная республика; см. приложение 1. 

    Таким образом, вырисовывается следующая  картина.  Всю  феодальную Русь мы должны представить себе, как множество самостоятельных княжеств. Все они жили самостоятельно, независимой друг от друга жизнью, представляя собой микроскопические государства, мало сцепленные друг с другом и в известной степени свободные от контроля государства. Но не правильно  считать  феодальную раздробленность временем упадка и регресса или отожествляя  ее  с княжескими усобицами, начавшимися еще в X веке. Для молодого русского феодализма единая Киевская Русь была как бы нянькой, воспитавшей и охранившей от всяких бед и напастей целую семью  русских княжеств. Они пережили в ее составе и двухвековой натиск  печенегов, и вторжений варяжских отрядов, неурядиц княжеских распрей, и нескольких войн с половецкими ханами. К концу XII века выросли на столько, что смогли начать самостоятельную жизнь. И этот  процесс был естественным для всех стран Европы, беда Руси  заключалась  в том, что начавшиеся процессы объединения русских земель были нарушены татаро-монгольским нашествием, на  борьбу  с  которым  Русь потратила более 150 лет. 

    Деятельность  Владимира Мономаха
 
    Между древними князьями дотатарского периода  после Ярослава никто не оставил  о себе такой громкой и доброй памяти, как Владимир Мономах. Около его имени вращаются почти все события русской истории второй половины 11 и первой половины 12 веков.
    После своей смерти (1054г.) Ярослав Мудрый делит Киевскую Русь между своими сыновьями и завещает править этими землями в мире и согласии. Но между братьями начинаются распри, что положило начало дробления Руси на княжества. Единственным князем, который на время остановил этот процесс, был Владимир Мономах.
    Влади?мир Все?володович Монома?х (др.-рус. Володимиръ Мономахъ; в крещении Василий; 1053-1125) - великий князь смоленский (1073-1078), черниговский (1078-1094) переяславский (1094-1113), киевский (1113-1125), государственный деятель, военачальник, писатель, мыслитель.
    И так, Владимир Мономах родился в 1053 г., за год до смерти деда своего, 
Ярослава, и был любимым сыном Всеволода. Мать Владимира, последняя супруга 
Всеволода. Владимир по деду со стороны матери получил имя Мономаха. Таким образом, у него было три имени: одно княжеское – Владимир, другое крестное – Василий, третье дедовское – Мономах.

    Походы  Владимира Мономаха. Согласно автобиографии Владимир Мономах начал ходить в походы с 13 лет: это были походы к Ростову, Смоленску, Владимиру, Турову, Переяславлю, а затем и Центральную Европу, до «Чешского леса», на помощь полякам против чехов.
    В сентябре 1078 года, услышав о поражении  отца на Сожице, Владимир поспешил к  нему на помощь в Переяславль и  едва пробился с дружиной сквозь половцев, которых Олег Святославич и Борис  Вячеславич в множестве привели  на Русь. Всеволод соединился с Изяславом  Киевским и приступил к Чернигову, где тогда не было ни Олега, ни Бориса. Черниговцы защищались крепко. Владимир со своей дружиной пробился в восточные  ворота города, поджег стены "окольного  города", а защитников загнал в  Кремль. 3 октября он бился с Олегом и Борисом на Нежатиной Ниве. В  этом бою погиб великий князь  Изяслав. Всеволод сел на княжение в  Киеве, а Владимира посадил подле  себя в Чернигове.
    В 1079 году Вячеслав Брячиславич Полоцкий разорил Смоленск. Мономах из Чернигова  погнался за ним, но не застал под Смоленском, пошел по его следам и повоевал Полоцкую волость. Потом снова пошел  с черниговцами к Минску, внезапно напал на город и не оставил  здесь ни челядина, ни скотины, по его  собственному выражению.
    В 1080 году Владимир усмирял переяславских  торков. Но гораздо больше неприятностей  доставляли Владимиру половцы, с  которыми он имел 12 битв в одно только княжение Всеволода. В 1081 году ханы Асадук и Саук воевали под Стародубом. Владимир с черниговцами и ханом  Белкатгином напал на них под  Новгородом Северским, дружину побил  и отнял полон, а вскоре после  того, в 1082 году, отправился за Сулу к  Прилуку, побил много половцев и  среди них двух ханов - Осеня и  Сакзю.
    В 1084 году Владимир прогнал князей Ростиславичей  из Владимира Волынского и посадил  туда княжившего ранее Ярополка Изяславича, а затем, когда сам Ярополк  поссорился со Всеволодом и стал собирать против него войска, прогнал и его  из Владимира, а в Луцке захватил его мать, жену, дружину и все  имущество. В 1087 году Ярополк помирился  с Владимиром, но вскоре погиб.
    В 1093 году Всеволод скончался на руках  Владимира. Согласно летописи, Владимир стал думать так: "Если сяду на столе  отца своего, то придется мне воевать  со Святополком Изяславичем, так  как стол этот прежде принадлежал отцу его". И рассудив так, послал Владимир к Святополку в Туров, а сам поехал в Чернигов. Едва утвердившись на ижевском престоле, Святополк затеял неудачную войну с половцами, которая закончилась разгромом русских на Стугне. Владимир, потерявший в этом бою брата Ростислава, со слезами привел остатки дружины в Чернигов.
    В следующем 1094 году Олег Святославич  привел под Чернигов со множеством половцев. Владимир бился с ним  восемь дней и не впустил половцев в острог, но, наконец, пожалел христиан, отдал Олегу Чернигов, а сам  пошел на стол отца своего в Переяславль.
    В 1096 году Владимир вместе со Святополком  ходил войной на Олега Святославича и выгнал его из Чернигова и  Стародуба. А затем поспешил обратно  в свое княжество, которое разорял  половецкий хан Тугоркан. Владимир сходу ударил по врагу. Половцы бежали, а Тугоркан погиб. Тем временем Олег бился с сыном Владимировым, Изяславом, под Муромом. Молодой князь был  разбит и пал в бою. Олег взял Суздаль, Ростов, но вскоре старший сын Владимиров, Мстислав, победил его под Ростовом, вернул обратно все потерянное, а  потом взял Рязань и Муром. Свершив  все это, он стал уговаривать отца помириться с Олегом, и Владимир написал Олегу письмо, предлагая  мир.
    В 1097 году Святополк и Владимир Мономах  собрали всех русских князей в  Любече для установления мира. Но не успели князья разъехаться, Святополк  Изяславич и Давыд Игоревич захватили  Василька Ростиславича, отвели в оковах в Белгород и там ослепили. Зачинщиком всего злодеяния был Давыд. Владимир, узнав об этом, пришел в ужас и  тотчас послал за Давыдом и Олегом Святославичами и выступил против Святополка. Киевляне послали к Владимиру  его мачеху, а с ней митрополита  Николу, чтобы они умоляли князя  не начинать новой усобицы и не разорять Русской земли. После того князья помирились со Святополком. С  Давыдом же Игоревичем Святополк  и Ростиславичи воевали еще три  года и наконец в августе 1100 года вынудили его явиться на княжеский  суд в Витичев. После чего у Давыда отняли Владимир Волынский и посадили в Бужске.
    В 1103 году Владимир Мономах уговорил Святополка Изяславича идти большим  походом на половцев. К двум старшим  князьям присоединились и другие. Половцы ожидали русское воинство, но были наголову разбиты в сражении. Однако война с половцами еще  далеко не закончилась.
    В 1107 году Боняк захватил конские табуны у Переяславля; потом пришел со множеством других ханов и встал на Суде. Святополк, Владимир, Олег с четырьмя другими князьями ударили на них  внезапно. Князья гнали их до берегов  Хорола и взяли неприятельский стан. В том же году Мономах и Святополк вступили с ханами Аепой Осеневечем и Аепой Гиргенивичем, помирились с ними и взяли их дочерей замуж за своих сыновей.
    В 1110 году Мономах, Святополк и Давыд  Святославич опять ходили на половцев, но поход кончился ничем - князья дошли  до Воиня и возвратились назад  из-за стужи и конского падежа.
    Но  в следующий 1111 год по инициативе Мономаха князья пошли в поход  на половцев к Дону. Как и восемь лет назад предприятие завершилось  полным успехом, и князья возвратились с большим полоном.
    После смерти (1113) киевского князя Святополка Изяславича в Киеве вспыхнуло народное восстание; верхи киевского общества призвали на княжение Владимира Мономаха. Владимир сильно печалился о смерти Святополка, но не пошел в Киев. Киевляне же разграбили двор тысяцкого Путяты, напали на евреев, живших в Киеве, и разграбили их имущество. Мятеж начался из-за того, что киевляне были сильно притесняемые ростовщиками. Бояре, боясь, что без князя не справятся с народом, послали еще раз просить к Владимиру. Вскоре Владимир отправился в Киев.
    Став  киевским князем, он подавил восстание, но в то же время вынужден был  законодательным путём несколько  смягчить положение низов. Так возник «Устав Владимира Мономаха» или  «Устав о резах», который вошёл  в состав пространной редакции «Русской Правды». Этот устав ограничил прибыли ростовщиков, определял условия закабаления и, не покушаясь на основы феодальных отношений, облегчал положение должников и закупов.
    Княжение  Владимира Мономаха было периодом последнего усиления Киевской Руси. Владимир Мономах через своих сыновей управлял 3/4 территории Древнерусского государства. Туров Мономах получил по смерти Святополка как киевскую волость. В 1117 году Мономах отозвал своего старшего сына Мстислава из Новгорода в Белгород, что стало вероятной причиной выступления сына Святополка Изяславича Ярослава, правившего на Волыни и опасавшегося за свои наследственные права. В 1118 году Мономах вызвал новгородских бояр в Киев и привёл их к присяге. В 1118 году Ярослав был изгнан с Волыни, после чего пытался вернуть княжество с помощью венгров, поляков и разорвавших союз с Мономахом Ростиславичей, но безуспешно. В 1119 году Мономах силой оружия завладел также минским княжеством. При Владимире Мономахе начали заключаться династические браки между Рюриковичами. Ярослав Святополчич (убит в 1123 года при попытке вернуть Владимир-Волынский) и Всеволод Ольгович (черниговский князь с 1127 года) были женаты на дочерях Мстислава Владимировича (внучках Мономаха), на дочери Мономаха Агафье был женат Всеволодко Городенский, Роман Владимирович был женат на дочери Володаря Ростиславича Перемышльского. Стабильность в государстве держалась на авторитете Мономаха, наличии общего врага (половцев) и концентрации всей полноты власти в руках великого князя.
    В 1116-1117 годах по поручению Владимира Мономаха создана была 2 редакция «Повести временных лет» Сильвестром, монахом киевского Выдубицкого монастыря. До нас дошли три произведения Владимира Мономаха. Первое - «Поучение Владимира Мономаха», второе - рассказ о «Путях и ловах» (автобиография), третье - письмо к двоюродному брату Олегу Святославовичу.
    У Мономаха были отчетливые этические  представления, целая этическая  система в области политики. Эта  этическая система его политики довольно полно выражена в двух его  сочинениях: в том, что мы можем  назвать собственно «Поучением», и  в автобиографии (подчинена идее миролюбия), в которой он обсуждает события своей жизни с той же высокой моральной точки зрения, с какой написано и письмо к Олегу.
    Владимир  Мономах так же известен как законодатель. При Владимере Всеволодовиче на совете, призванном им и составленном из тысяцких – киевского, белгородского, переяславского – и людей своей дружины, поставлено было несколько статей, касающихся поддержания благосостояния людей. В год вокняжения в Киеве он созвал в с. Берестово мужей своих; туда же прибыл муж и от Олега Святославича. Здесь, в общей думе, положено было ограничить произвольное взимание рез (процентов), которое при Святополке доходило до больших злоупотреблений. Было ограничено взимание произвольных процентов (риз) с граждан, кроме того, ростовщикам запрещалось снимать проценты более 3-х раз, а если ростовщик берет проценты в третий раз, то он теряет капитал. Кроме того, был установлен максимальный процент на ссуды (~33%).
    В 1113 году Владимир Всеволодович устанавливает  новый закон о ризах в Киеве. Они снижены с 50% до 17%.
    Из-за частых войн и нашествия половцев, разорялись многие купцы и торговые предприятия. Вторые подвергали купца  опасностям, от этого и те, которые  давали ему деньги, также находились в опасности потерять свой капитал. От этого и шли непомерно завышенные проценты. Некоторые торговые предприятия  брали товар на продажу, и расплачивались после реализации, с выплатой процентов. Но при такой системе нередки  случаи обмана. Владимир положил конец  мошенничествам, а так же ввел прообраз процедуры банкротства, где имущество  обанкротившегося человека продавали  с аукциона, а вырученные деньги распределялись между кредиторами  следующим образом: преимущество имели  иностранцы, за ним следовали князья, а потом получали деньги остальные  заимодавцы.
      При Владимире Мономахе установлено было различие между тем неоплатным купцом, который потерпит нечаянно от огня, воды или неприятеля, и тем, который испортить чужой товар, пропьет его или "пробьет", т.е. заведет драку, а потом должен будет заплатить виру или "продажу". В первом случае хотя купец и не освобождался совершенно от платежа долга, но и не подвергался насилию: продавалось только его имущество, при чем гость, т.е. купец из другого города или иноземец, имел первенство перед другими заимодавцами, потом следовал князь, а затем уже прочие заимодавцы получали остальное. Точно также от разных причин на Руси умножились бедняки, поступавшие в наемники к богатым. Это - так называемые "закупы". Закон В. ограждал закупов от произвола хозяев, но угрожал им полным рабством, если они убегут, не исполнив условий. Определено было три случая обращения в холопство: добровольная продажа, женитьба на женщине рабского происхождения и поступление без всякого договора в должностные лица у частного человека (тиунство без ряду). За долги нельзя было обращать в холопство; всякий, кто не имел возможности заплатить, мог отработать свой долг и отойти. При Ярославе холопа убивали, если он наносил побои свободному человеку, - теперь господин платил за него пеню. За холопа и рабу виры не полагалось, но убийство их без вины наказывалось платежом князю "продажи".
    По  некоторым данным ко времени Мономаха можно отнести постановление  о наследстве. По тогдашнему обычному русскому праву, все сыновья наследовали  поровну, а дочери получали приданое при замужестве. Каждому, однако, предоставлялось  распорядиться своим имуществом по завещанию. В правах наследства бояр и дружинников существовала и  в правах смердов существовала та разница, что наследство бояр и дружинников  ни в каком случае не переходило к князю, а наследство смерда (простого земледельца) доставалось князю, если тот умирал бездетным. Имение жены оставалось неприкосновенным для мужа. Если вдова  не выходила замуж, то оставалась полной хозяйкой в доме покойного мужа, и дети не могли ее выгнать.
    Кроме того, для всех законов замужняя женщина уравнивалась юридическими правами с мужчиной, т.е. несла  точно такую же ответственность  перед судом.
    Местом  суда в древности были: княжеский  двор и торг, и это означает, что  суд был княжеский, но был суд  и народный – вечевой. Доказательством  на суде служили: показания свидетелей, присяга, а так же испытания водой  и железом (точно не известно, когда  это было введено).
    Во  время великого княжения Мономаха в  Киеве и других городах было построено  много больших и красивых храмов, переведено на славянский язык немало византийских (греческих) книг. Летописи приписывают ему важные дополнения к «Русской Правде» - своду древнерусских законов, действовавших на протяжении многих столетий. При нем Древнерусское государство достигло вершины своего могущества и расцвета.
    Последние годы своей жизни Владимир Мономах  посвятил государственному устройству Киевской Руси, которую поделил между  сыновьями-наследниками.
    3.Последствия феодальной раздробленности на Руси
    Являясь закономерным явлением, раздробленность  способствовала динамич-ному экономическому развитию русских земель: росту городов  и вотчин в отдельных княжествах (на тот момент это была наиболее прогрессивная форма хозяйствования) позволивший регионам действовать как полноценные самостоятельные государства (Новгород, Галич), развитию торговли с Прибалтикой, с немцами, развитию местной культуры - строились архитектурные сооружения, создавались летописи и т. п. Русь не распалась полностью. Киевское княжество хоть и формально, но цементировало страну; сохраняла свое влияние общерусская православная церковь, которая выступала за единство Руси, осуждала княжеские усобицы; полному сепаратизму (отделению) препятствовала внешняя опасность со стороны половцев.
    Но  были и отрицательный черты. Прежде всего, это продолжающиеся усобицы  между князьями1 которые наносили не только вред простому населению, но и истощали силы русских земель, ослабляли их перед лицом внешней опасности. Политический распад страны привел к активизации половцев. Раздробленная Русь не смогла противостоять в дальнейшем монголо-татарскому войску.
    Однако  даже в период феодальной раздробленности  оставалась связь между, казалось бы, полностью обособленными территориями. Таких связующих нитей было несколько. Во-первых, это исторический авторитет  Киева и власть киевских князей. Во-вторых, это влияние церкви. Киевский митрополит был главой всей русской  православной церкви. К тому же во время  княжеских усобиц церковь, как было уже отмечено, выступала за единство русских земель. В-третьих, население  бывшего Древнерусского государства  продолжало считать себя единой общностью, продолжало существовать единое понятие  Руси, Русской земли.
    Раздробленность привела к снижению оборонного потенциала, что совпало по времени с неблагоприятной внешнеполитической ситуацией. К началу XIII века помимо половецкой опасности (которая снижалась, так как после 1185 года половцы не предпринимали вторжений на Русь вне рамок русских междоусобиц) Русь столкнулась с агрессией с двух других направлений. Появились враги на северо-западе: католические немецкие Ордена и литовские племена, вступившие на стадию разложения родоплеменного строя, угрожали Полоцку, Пскову, Новгороду и Смоленску.
    И так, период феодальной раздробленности нельзя оценить однозначно. Еще раз повторимся, это был закономерный этап развития, приведший в конце концов к объединению русских земель под началом Москвы, но уже на несколько иной основе, чем та, которая объединила восточнославянские племена в Древнерусское государство.
     
      
  Литература
    Альшщ Д.Н. Начало самодержавия в России. - М., 2008.
    Горинов М.М., Горский А.А., Данилов А.А. и др. История России с древнейших времен до конца ХХ века. – М.: 2000. – 608с.
    История Отечества с древнейших времен до наших дней. Энциклопедический словарь [Текст]. М.: 1994, 97с.
    История Отечества: Учебник для вузов / Под ред. Г.Б. Поляка. - М., 2002.
    История России с древнейших времен до конца XVIII века. / Отв. ред. А.Н. Сахаров, А.П. Новосельцев. – М., 2006. – 576с.
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.