На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Регулирование межфирменных денежных отношений

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 21.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      Введение
      Рыночные  отношения на пороге XXI века претерпели существенные изменения: сократился элемент стихийности на мировых товарных рынках при одновременном повышении уровня международной конкуренции, главными субъектами которой выступают крупные транснациональные компании (ТНК), поддерживаемые своими государствами.
      Под межфирменными отношениями подразумевается  взаимодействие двух или более хозяйствующих  субъектов, функционирующих в условиях рынка, приближенного к модели свободной конкуренции.
      Государства влияют на межфирменные отношения при помощи методов экономической политики, стимулируя «производственные сдвиги, преодоление региональных различий, повышение конкурентоспособности национальных компаний.
      Наряду  с государством в регулировании  межфирменных отношений в современных условиях все большую роль играют различные международные и региональные экономические организации, которые формируют систему международного и наднационального управления глобальными рыночными процессами. На международном уровне организационные формы регулирования межфирменных отношений представлены также межправительственными и неправительственными предпринимательскими организациями.
      Современная система регулирования межфирменных отношений имеет двухуровневую структуру, представленную транснациональными компаниями в рамках олигополистических структур и неправительственными предпринимательскими организациями на микроуровне, и национальными, международными и региональными (наднациональными).  
 
 

1. Регулирование межфирменных рыночных отношений 

      Неотъемлемым элементом рыночной экономики является конкуренция, которую определяют как состязательность хозяйствующих объектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем рынке товаров и услуг.
      Конкуренция является эффективным координатором экономической деятельности. Оно оказывает положительное влияние практически на все стороны деятельности организации, вынуждает ее:
      - рационально использовать материальные, трудовые и финансовые ресурсы;
      - повышать экономическую и социальную эффективность ее хозяйственной деятельности;
      - осуществлять концентрацию капитала;
      - развивать инновационные процессы, создавать и производить новую высококачественную продукцию.
      В связи с этим государственным и муниципальным органам следует способствовать созданию конкуренстной среды, развитию конкуренции, образованию новых организаций, в том числе малых, созданию конкурирующих структур, особенно в процесессе приватизации государственной собственности.
      В практике хозяйственной деятельности распространены случай недобросовестной конкуренции, которую можно определить как любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации.
1.1. Особенности современных межфирменных рыночных отношений 

      Монополистические структуры и рыночные отношения. Рыночные отношения в современных условиях представляют собой сложный механизм, в котором сочетаются монополистические структуры, конкуренция и регулирующие силы.
      Монополистические структуры обеспечивают господствующее (доминирующее) положение одной или нескольких фирм на рынке, определяемое их значительным удельным весом в общем объеме коммерческой реализации товаров и услуг. Это ведет к формированию определенных рыночных отношений со своей инфраструктурой, направленной на устранение стихийности и диспропорций в рыночных отношениях путем использования таких рыночных элементов, как цена, издержки производства и обращения, прибыль, кредит, налоги, денежное обращение.
      Фирма-монополист оказывает давление на рынок высокой ценой, низким качеством товаров и услуг, малым ассортиментом товаров. Для отрасли, где доминирует фирма-монополист, характерны не только более высокие цены, но и более низкий уровень производства при равных издержках и уровне развития технологии, по сравнению с отраслями, развивающимися в условиях конкуренции.
      Монополия традиционно порождает тенденцию к торможению научно-технического прогресса. Чтобы получить сверхприбыль, фирма-монополист может не осваивать новые эффективные технологии, не снижать затраты и не расширять сбыт. Ей достаточно установить монопольно высокие цены и навязать их потребителям, продавая товары в ограниченном количестве и не повышая их качество. Господствуя на рынке, фирма-монополист придерживается именно такого способа хозяйственного поведения и одновременно стремится к дальнейшему упрочению своих позиций. Поэтому фирма-монополист препятствует свободному межотраслевому переливу капитала и перемещению ресурсов, применяя различные средства, ограничивающие доступ на рынок конкурентов.
      Фирма-монополист - это, как правило, крупная или крупнейшая фирма, располагающая большими финансовыми возможностями, способная пойти на временное снижение уровня цены до уровня ниже издержек производства для завоевания господствующего положения на рынке.
      Важную роль фирм-монополистов, завоевывающих доминирующее положение в новейших отраслях благодаря выпуску качественно новых товаров и новациям в технологии. Фирма, которая первой осваивает новую продукцию и применяет передовую технологию, достигает временной монополии, позволяющей поднять цены намного выше производственных издержек и, следовательно, получить сверхприбыль. Успех фирмы-новатора привлекает внимание других предпринимателей, которые также начинают производить подобные или даже лучшие товары или использовать новую технологию. Конкуренция ведет к снижению цен, приближая их к уровню издержек производства, и монопольная прибыль постепенно исчезает до следующего инновационного цикла.
      Значительное развитие в современных условиях получила монополизация рынков и отраслей хозяйства несколькими фирмами, занимающими в совокупности господствующее положение на рынке или в отрасли. Такая монополистическая структура получила название олигополии. Определяется она как совместно осуществляемая монополия или доминирование на рынке нескольких фирм, юридически между собой не связанных.
      Олигополии возникают на базе концентрации значительной или преобладающей части производства и капитала отрасли у ограниченного числа крупных компаний. В рамках олигополии могут оказаться и относительно небольшие по обороту и капиталу фирмы, однако играющие в рамках специализированных производств или региональных рынков роль ведущих производителей.
      В основе олигополии обычно лежит заключение горизонтальных или вертикальных соглашений, которые регулируют на межфирменном уровне объемы производства, цены, обороты по продажам, что обеспечивает их участникам получение монопольной прибыли.
      Под горизонтальными соглашениями понимаются соглашения о закреплении промышленными и торговыми фирмами монополии и ведении монополистической практики, когда субъекты находятся на одном и том же хозяйственном уровне в системе рыночных отношений. Вертикальные соглашения заключаются между промышленными и/или торговыми фирмами либо между ними и потребителями по регулированию оборота товаров и услуг, когда субъекты занимают различное хозяйственное положение, в которых господствующий на рынке навязывает свои условия более слабому партнеру.
      Разновидностью олигополии являются технологические олигополии, объединяющие несколько крупных фирм, контролирующих производство и сбыт определенной продукции на основе специфики технологии, которая делает экономически эффективными только крупные производства, концентрирующие в огромных размерах материально-технические, финансовые и трудовые ресурсы. Это такие отрасли, как металлургия, электроэнергетика и др.
      Конкурентные рыночные отношения также претерпели в современных условиях существенные изменения. Это проявилось в первую очередь в уменьшении элементов стихийности в межфирменных отношениях и усилении регулирующих начал под воздействием проводимой государством антимонопольной политики.
      Конкуренция — это по существу предложение конкурентами дополнительных возможностей, их более широкий выбор. Конкуренты определяют, какого рода результаты деятельности можно продавать и какую цену получить. Поэтому в условиях рынка положение фирмы объективно зависит от конечных результатов ее деятельности, признанных и оплаченных потребителем. Рынок и конкуренция выступают мощными стимуляторами повышения качества, обновления продукции и технологии, действенным средством постоянного контроля за движением издержек производства. Фирма может получить дополнительную прибыль только в том случае, если она будет вести предпринимательскую деятельность более эффективно, чем конкуренты. Как не может быть конкуренции без конкурентов, так и конкуренция невозможна, если конкурентам запрещено предпринимать действия, целью которых является увеличение их доли на рынке.
      Для современных условий характерно завоевание доли рынка не столько методами силового давления, сколько согласованными, скоординированными действиями производителей при установлении и повышении цен, определении объемов и видов продукции, применяемых технологий и оборудования, выборе партнеров.
      Такие согласованные действия могут осуществляться на основе картельных и других соглашений, а также сговора крупнейших производителей и применения ими методов и средств несправедливой деловой практики. Под этим обычно понимаются такие действия производителей, которые направлены на достижение исключительного положения на рынке несправедливыми методами (несправедливые завышенные или заниженные цены, устранение с рынка конкурента, ограничение сферы предпринимательской деятельности контрагента, защитная практика, бойкоты, дискриминация партнеров).
      Государственная антимонопольная практика особенно широкое развитие получила в 80-е годы и стала одним из важнейших направлений государственного регулирования, что было связано с процессом транснационализации производства и капитала и стремлением ТНК к монополизации все большего числа мировых товарных рынков и отраслей мирового хозяйства, в первую очередь, определяющих технологический
      Поскольку монополия на рынке возникает прежде всего на основе концентрации производства и капитала, одним из важнейших средств антимонопольной практики является контроль за слияниями и поглощениями. Слияние фирм обычно ведет к повышению экономической эффективности производства. Сам рост масштабов фирмы обусловливает экономию на производственных издержках, улучшение организационной структуры и деятельности функциональных служб. Вертикальная интеграция улучшает организацию поставок комплектующих изделий или организацию сбыта конечного продукта, а также содействует решению финансовых проблем фирм - участников слияния.
      Процесс транснационализации рассматривается как процесс расширения международной деятельности промышленных фирм, банков, компаний сферы услуг, их выхода за национальные границы отдельных стран, что приводит к перерастанию национальных компаний в транснациональные. Для него характерно переплетение капиталов за счет поглощения фирм других стран, создание совместных компаний, привлечение финансовых средств иностранных банков, установление прочных долговременных связей за рубежом промышленных компаний и банков одной и той же страны.
      Транснационализация производства и капитала определяется громадной концентрацией экономической мощи, финансовых, производственных и научно-технических ресурсов в рамках крупнейших ТНК.
      Специфическая особенность монополистических отношений в современных условиях состоит в том, что ТНК имеют возможность учитывать потребности рынка и в известной степени формировать спрос на продукты до начала их производства. Это свидетельствует о том, что господство ТНК на мировых рынках складывается как их господство в мировом производстве.
      Монополистические отношения в рамках мирового рынка выступают не только как сфера проявления сущности ТНК, но и как результат ее функционирования и развития. Поскольку реализация монопольной сверхприбыли становится возможной лишь при сознательном ограничении размеров производства как по сравнению с существующим общественным спросом на данную продукцию, так и с уже созданными производственными возможностями, рамки, создаваемые монополистическим регулированием, становятся необходимым условием существования самих монополистических отношений.
      Господство в мировом хозяйстве нескольких сотен крупнейших компаний-гигантов приводит к тому, что основные пропорции мирового производства и сбыта находятся под воздействием экономической политики этих компаний. Важнейшим средством такого воздействия выступает согласование политики капиталовложений между несколькими фирмами-гигантами, которые фактически определяют развитие важнейших отраслей мирового хозяйства. Поскольку монополистический капитал заинтересован в первую очередь в развитии тех отраслей, где он может обеспечить себе достаточно прибыльное приложение, т.е. отраслей с высокой производительностью труда, технической оснащенностью производства, высоким уровнем организации и управления производством, относительно низкими издержками производства, основные капиталовложения в интернациональном масштабе осуществляются именно в такие отрасли. А это деформирует пропорции общественного производства и ведет к еще большему обострению противоречий как между самими гигантами, так и между ними и немонополизированным сектором. В этом проявляется дальнейшее развитие монополистических отношений в современных условиях, позволяющих более полно раскрыть сущность ТНК, ее стремление к господству в мировой системе хозяйства и подчинение своим интересам мелкого и среднего немонополизированного производства.
      ТНК стали основными субъектами международных экономических отношений в мировой системе хозяйства и определяют характер этих отношений, реализуемых через предпринимательскую деятельность. Именно ТНК превратились в главных посредников в снабжении ведущих империалистических стран сырьем и топливом, а также в главных экспортеров товаров и услуг и получателей иностранной валюты. В конце 80-х годов на долю ТНК приходилось около 40% промышленного производства, 60% международной торговли, около 80% технологических разработок. ТНК контролировали 90% заграничных прямых инвестиций развитых стран, занимали господствующие позиции в международном производственно-техническом сотрудничестве, а также в отраслях, связанных с обслуживанием международного товарооборота, таких, как финансирование, транспортировка, страхование, инженерное консультирование, коммерческая информация и реклама.
      Для современного периода характерна переориентация деятельности ТНК на отрасли обрабатывающей промышленности как развитых, так и развивающихся стран. При этом отмечается их особая заинтересованность в развитии наукоемких отраслей промышленности развитых стран, где сосредоточено примерно две трети принадлежащих ТНК заграничных дочерних компаний.
      ТНК стремятся перенести на заграничные дочерние предприятия в развитых странах производство технически сложной и капиталоемкой продукции, требующей больших затрат и использования новейших материалов. Этому содействует возможность получения в этих странах средств для финансирования высококвалифицированных кадров специалистов и рабочих, а также необходимых материалов.
      Особенно сильны в обрабатывающей промышленности развитых стран позиции американских компаний. Наиболее глубоко американские ТНК проникли в такие отрасли, как точное машиностроение, химическая, электротехническая, транспортное машиностроение, где они практически имеют возможность определять отраслевые пропорции и направления развития международного разделения труда.
      Процесс переориентации заграничной деятельности ТНК на отрасли обрабатывающей промышленности характерен и для развивающихся стран. Однако здесь их капитал направляется главным образом в отрасли, выпускающие технически несложную, но трудоемкую продукцию. Это, как правило, сборочное производство автомобилей, тракторов, радиотелевизионной аппаратуры и других товаров.
      Эволюция межфирменных рыночных отношений в современных условиях проявляет себя в гигантском росте размеров крупнейших фирм и масштабов их хозяйственной деятельности, усложнении внутрифирменных связей, обусловленных ростом заграничной деятельности и диверсификацией производства, в расширении сфер монополистического господства и возрастающего воздействия ТНК на все процессы, происходящие на мировом рынке. 
 
 
 
 
 
 
 

      1.2. Современные формы и методы регулирования межфирменных рыночных отношений
      Межфирменное  регулирование деловой практики осуществляется на микроуровне, т.е. в  рамках взаимоотношений между компаниями, являющимися главными субъектами рынка. Содержание и характер межфирменного регулирования определяются типом рынка, на котором оперируют его участники. В условиях рынка совершенной конкуренции понятие «межфирменное регулирование», не имело бы смысла, поскольку данная рыночная модель характеризуется отсутствием какого бы то ни было регулирования, или абсолютным рыночным саморегулированием.
      Следовательно, в модели совершенной конкуренции  объектом исследования являются межфирменные отношения, возникающие в связи  с потребностью в реализации или  приобретении товаров или услуг по ценам, сложившимся в результате соотношения предложения и спроса.
      «Рыночная экономика - это такая форма организации  хозяйства, при которой индивидуальные производители и потребители  взаимодействуют посредством рынка, отвечая на вопрос «что - как - для кого производить» с помощью системы цен, прибылей и убытков, спроса и предложения» . Под рыночными отношениями понимается совокупность отношений между всеми участниками рынка, выступающими с целью совершения товарного обмена с использованием его денежного эквивалента.
      Термином  «фирма» обозначается любой субъект  рынка, преследующий коммерческие цели и наделенный правами юридического лица. Главными признаками фирмы являются хозяйственная и юридическая  самостоятельность и цель получения прибыли. Таким образом, понятие «межфирменные отношения» характеризует рыночные отношения, возникающие в сфере обмена товарами и услугами между определенной категорией участников (субъектов) рынка, фирмами, осуществляемого с целью получения прибыли.
      Межфирменные  отношения формируются путем  установления хозяйственных связей, которые могут носить формальный (в форме письменного соглашения или договора), так и неформальный характер (устная договоренность, неписаные  правила и торговые обычаи).
      На  современном этапе глобальная рыночная среда характеризуется высокой степенью конкуренции и открытости экономик государств, формирующих современную систему мирохозяйственных связей. Исключение составляют некоторые развивающиеся страны, которые в силу исторических, географических, экономических и политических факторов являются крупными производителями и поставщиками продукции отдельных отраслей промышленности. Но даже они вынуждены проводить реформы по либерализации отраслей хозяйства, представляющих для них особенно ценный актив с точки зрения интеграции в современные международные экономические отношения. Открытость рынков и развитие конкуренции рассматриваются в странах ЕС как основа устойчивого роста экономики за счет увеличения хозяйственного потенциала фирм, повышения качества продукции, усиления эффекта экономии и роста производительности труда.
      Несмотря  на то, что промышленно развитые страны обладают статусом рыночной экономики, межфирменные отношения в них  складываются под воздействием не только рыночных, но и регулирующих факторов, о чем свидетельствует усиление роли государства в экономике и распространение нерыночных форм конкуренции между фирмами. Поэтому использование понятия «межфирменное регулирование» не только не противоречит рыночным основам управления экономикой, наоборот, более точно отражает противоречивый характер взаимоотношений между участниками современного рынка. С одной стороны, понятие «фирма» относится к рыночной категории, а значит, характеризует ситуацию, когда на поведение фирм оказывают влияние только объективные факторы, с другой стороны, регулирование предполагает наличие субъекта, воздействующего на объект регулирования.
      Объектом  межфирменного регулирования выступают  межфирменные отношения, а субъектами - сами фирмы. Субъектами регулирования межфирменных отношений могут выступать также государства и международные организации, тогда речь пойдет о государственном и международном регулировании межфирменных отношений. Каждый из видов регулирования имеет свои цели и механизмы воздействия на межфирменные отношения, но все они направлены на достижение максимально позитивного результата для экономики государств, активно участвующих в мирохозяйственных связях.
      Среди основных причин, позволяющих говорить о межфирменном регулировании, можно  выделить появление крупных международных компаний и, как следствие, транснационализацию промышленного капитала. Современное мировое хозяйство представляет собой единый всемирный экономический организм, скрепленный гигантскими по своим масштабам производственно-сбытовыми структурами, глобальными финансовой и информационной системой.
      ТНК, обладающие сетью заграничных производств, играют главную роль в регулировании  рыночных отношений в рамках единой собственности путем проведения материнскими компаниями политики по важнейшим направлениям хозяйственной деятельности своих подразделений с использованием рыночных механизмов управления. Рыночный характер взаимоотношений между материнской компанией и ее подразделениями проявляется, прежде всего, в использовании контрактных отношений и коммерческого расчета, а также в поощрении конкуренции между, ними в масштабах и в формах, не противоречащих общей политике фирмы. Все дочерние компании наделены хозяйственной и юридической самостоятельностью и выступают в торговом обороте с независимыми фирмами с целью получения прибыли, что не нарушает рыночных основ функционирования экономики.
      Несмотря  на рыночный подход к управлению подразделениями, в рамках ТНК товарное производство не возникает, поскольку правом собственности  на всю или часть производимой продукции обладает материнская компания через владение капиталом подконтрольных ей фирм, фактический товарообмен не связан с переходом товара от одного собственника к другому. Кроме того, использование трансфертных цен в рамках единой политики ценообразования существенно искажает информацию о ценах и не отражает реальные потребности рынка.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     В любой стране, при любой общественно-политической и социально-экономической системе  экономика в той или иной степени регулируется государством.
     В странах с централизованной экономикой вмешательство государства, его  участие в управлении экономикой проявляется гораздо значительнее, к тому же в прямой, непосредственной форме.
     В странах с рыночной экономикой степень вмешательства государства и его органов в экономическую деятельность предприятий и предпринимателей намного меньше и носит преимущественно косвенный характер.
     Современная экономика России представляет собой  соединение прежних остаточных черт централизации и монополизации так и рыночных компонентов, но не столько в их современном виде сколько в состоянии полутора вековой давности. В таких условиях наибольшую роль должны играть регулирующие функции государства с использованием широкого набора инструментов, т.е. форм и методов регулирования экономики. Отсюда - важность поиска всё более эффективных мер регулирования, повышение роли государства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы 

1. Бобина М. Стратегические межфирменные альянсы // Мировая  экономика и МО. - 2002. - № 4. - с. 96-97.  

2. Губайдуллина Ф. Прямые иностранные  инвестиции, деятельность ТНК  и глобализация // МЭ  и МО.- 2003.- № 2.- с. 42-48.  

3. Ленский  Е.В. Транснационализация капитала. - Мн.: ЗАО  “Армита-маркетинг,  менеджмент”, 2001. - 325 с.  

4. Мазоль С.И. Транснациональные  корпорации: особенности конкурентных преимуществ // Вестн. БГЭУ. - 2000. - № 5. - с. 95-99.  

5. Мельникова Н
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.