Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Проблемы ЖКХ и антикризисные пути их решения

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 21.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 20. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение 

   В последние годы проблемы, связанные  с функционированием ЖКХ, стали  объектом всестороннего пристального  внимания, однако серьезных позитивных  изменений в этой сфере к  настоящему времени не произошло.  Более того, наблюдается ухудшение  как технического, так и финансового  положения этого многоотраслевого  комплекса. ЖКХ по-прежнему характеризуется  отсутствием эффективных экономических  отношений и низким качеством  предоставляемых услуг. Высокая  степень износа основных фондов, тяжелая финансовая ситуация  на предприятиях ЖКХ, не до  конца прозрачные правила бизнеса  делают отрасль непривлекательной  для инвесторов.
   Следовательно, системный характер  проблем в ЖКХ требует серьезных  политических и экономических  решений на государственном уровне. Именно поэтому государственное  регулирование публичных отношений  в сфере ЖКХ в условиях рынка  играет особую роль, так как  рынок жилья является одним  из самых значительных секторов  рыночной экономики, способствует  быстрому и свободному перемещению  капитала. Но в Федеральной целевой  программе "Жилище" на 2002 - 2010 г.  констатируется, что общее состояние  ЖКХ страны не отвечает современным требованиям. Динамика правонарушений, выявленных государственной жилищной инспекцией, свидетельствует о том, что жилищный фонд остро нуждается в ремонте и все более ветшает, наблюдается постоянное снижение качества оказываемых коммунальных услуг, не контролируются обоснованность и достоверность установления тарифов на жилищно-коммунальные услуги, не проводится экспертиза их экономической обоснованности.
   Очевидно, что состояние и специфика  ЖКХ, его функционирование на  современном этапе требуют новых  подходов к реформированию.
   И поскольку ЖКХ является сферой, непосредственно связанной с  благосостоянием населения, удовлетворением  его жизнеобеспечивающих потребностей, главной задачей государства сейчас является достижение равновесия между интересами государства и человека, снятие социальной напряженности, достижение конечной цели - повышение качества жизни людей.
   Итак, жилищно-коммунальное хозяйство  - это многофункциональный комплекс, который включает в себя взаимозависимые,  но в то же время и достаточно  автономные предприятия и организации  социальной и производственной  сфер. Производственная структура  ЖКХ в настоящее время интегрирует  более 30 видов деятельности, ведущие  из которых жилищное хозяйство,  теплоснабжение, холодное и горячее  водоснабжение, водоотведение и  очистка сточных вод.
   При наличии ряда общих родовых  признаков с другими отраслями  социально-экономического характера,  жилищно-коммунальные услуги имеют  видовое своеобразие, т.к. непосредственно  связаны с воспроизводством жилищного  фонда, который в значительной  мере определяет ход экономических,  социальных, демографических и политических  процессов.
   ЖКХ, являясь одной из важнейших  отраслей обслуживания, представляет  собой наиболее крупную часть  народного хозяйства, основой  его развития является рост  населенных пунктов и потребности  населения в услугах жилищно-коммунального  хозяйства.
  В  настоящее время в системе  ЖКХ действует более 50 тыс.  предприятий, в том числе 10 тыс. муниципальных и государственных,  в отрасли занято около 4 млн.  чел. Однако, несмотря на рост  объемов услуг, работ и продукции,  произведенных в отрасли, многие  предприятия являются убыточными.
   Предметом моего исследования  является стрктура ЖКХ.
   Цель моей курсовой работы - это  изучение проблем и реформ  ЖКХ, а так же антикризисные  пути их решения. 

1.Общие положения (место и роль ЖКХ в народном хозяйстве страны). 

   Жилищно-коммунальное хозяйство  (ЖКХ) является одной из основных  функциональных составляющих жилищной  сферы народного хозяйства страны  и системы жизнеобеспечения. Его  состояние во многом предопределяет  здоровье, а в некоторых случаях  и саму возможность жизни населения  страны.
   В настоящее время под ЖКХ  понимается производственная инфраструктура  для производства и предоставления  жилищных услуг непосредственно  для населения и коммунальных  услуг как для населения, так и для предприятий, организаций и учреждений как бюджетной сферы, так и иных сфер.
   Под жилищными понимаются услуги по содержанию, эксплуатации и ремонту жилищного фонда.
   Под коммунальными понимаются услуги по электро- и газоснабжению, теплоснабжению, горячему и холодному водоснабжению и водоотведению, вывозу мусора и бытовых отходов и другие услуги.
   В силу разного рода обстоятельств степень доступа населения к жилищно-коммунальным услугам различна. Укрупненные градации этих услуг и количество населения, имеющее доступ к тому или иному виду услуг, приведены ниже. 

Основные  услуги ЖКХ и доля населения, имеющая доступ к услугам, % 

1.Жилищные  услуги78,0
2.Электроснабжение99,0
3.Газоснабжение48,4
4.Централизованное  теплоснабжение61,2
5.Холодное  водоснабжение67,8
6.Горячее  водоснабжение40,4
7.Вывоз  твердых бытовых отходов59,6
8.Услуги  лифтового хозяйства43,1
   Для оценки масштабов ЖКХ можно отметить, что в 1996 году затраты на предоставление жилищно-коммунальных услуг только населению составили более 255 млрд. руб., что составляет более 26 процентов всех расходов консолидированного бюджета страны за 1996 год.
   Входными материальными потоками ЖКХ являются электроэнергия, топливо, газ, вода, стройматериалы и др. Выходными материальными потоками ЖКХ являются жилищно-коммунальные услуги, а также твердые и жидкие отходы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Кто  отвечает за состояние дел  в ЖКХ? (Баланс прав и ответственности) 

   В начале 90-х годов прошлого века основные производственные мощности, а также инженерная инфраструктура ЖКХ в соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 3020-1 стали переводиться в муниципальную собственность соответствующих городов и районов. Этот процесс был в какой-то мере ускорен Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 года № 235.
   Однако до настоящего времени в водопроводном хозяйстве, как и в энергетике, остается еще около 40 процентов ведомственных объектов. Муниципализация этих объектов происходит крайне трудно, как по технологическим, так и по экономическим причинам.
   В настоящее время насчитывается 51,3 тыс. предприятий ЖКХ, в том числе 9,7 тыс. (18,9 %) государственных и муниципальных. Общая численность работников в сфере жилищно-коммунального обслуживания составляет около 4 млн. человек, в том числе 1,4 млн. человек (35 %) в государственных и муниципальных предприятиях ЖКХ.
   Законодательство Российской Федерации не устанавливает однозначно органы, ответственные за создание, состояние и развитие ЖКХ в целом, равно как и их ответственность.
   Закон Российской Федерации от 6 июля 1991 года № 1550-1 “О местном самоуправлении в Российской Федерации” возлагал ответственность за обеспечение бесперебойного коммунального обслуживания населения и устойчивую работу объектов водо-, газо-, тепло-, энергоснабжения на исполнительные органы местного самоуправления (администрации городов и районов). Этот же Закон предоставлял им право контроля за надлежащей эксплуатацией жилищного фонда (независимо от его вида) и всех объектов коммунального хозяйства (независимо от их принадлежности). Кроме того, указанный Закон предоставлял органам местного самоуправления широкие полномочия по установлению правил пользования водозаборными сооружениями, предназначенными для удовлетворения нужд населения, а также зон санитарной охраны водных объектов в соответствии с требованиями санитарных норм.
   Однако, с принятием Федерального закона от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” этот Закон потерял свое значение, хотя указанные выше его нормы и положения не противоречат Конституции Российской Федерации и другим законам Российской Федерации.
   Так или иначе, по неизвестным причинам новый Федеральный закон о местном самоуправлении значительно сузил компетенцию органов местного самоуправления в сфере ЖКХ1, установив, что в ведении муниципальных образований находятся:
-вопросы содержания и использования только муниципального жилищного фонда;
-вопросы организации, содержания и развития только муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации;
-вопросы организации снабжения населения и муниципальных учреждений топливом;
-вопросы организации утилизации и переработки бытовых отходов
   В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации2 исключительно из местных бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов, связанных с функционированием ЖКХ:
-организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;
-благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований;
-организация утилизации и переработки бытовых расходов (за исключением радиоактивных).
   При этом Бюджетный кодекс не устанавливает из каких бюджетов должны финансироваться содержание муниципального и иных жилищных фондов, особенно в случаях, когда предоставление жилищно-коммунальных услуг этим фондам производится не из муниципального ЖКХ.
   Для организации государственного контроля за обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, отвечающих требованиям федеральных стандартов качества, а также за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его принадлежности Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 года № 1086 при Госстрое России была образована Главная государственная жилищная инспекция и ее органы в субъектах Российской Федерации.
   Однако до настоящего времени этот орган в силу неопределенности ее статуса и отсутствия реальных прав и возможностей не оказывает заметного влияния на состояние и развитие ЖКХ и жилищного фонда.
Нет ясности  и с федеральным органом исполнительной власти, отвечающим за состояние и  развитие ЖКХ в целом по стране.
   Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 1999 года № 7173 возложило на Госстрой России решение вопросов осуществления межотраслевой координации и функционального регулирования деятельности в области жилищной политики и жилищно-коммунального комплекса и его реформирования во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
   Однако до настоящего времени не принят нормативный акт, определяющий пределы прав и меру ответственности Госстроя России при решении этих вопросов.  
 
 

3. Современное  состояние ЖКХ. Основные результаты реформирования 

   В июне 1993 года в одобренной Правительством РФ Государственной целевой программе "ЖИЛИЩЕ" отмечалось, что жилищно-коммунальное хозяйство, содержавшееся в прежние годы (до 1992 года) в основном за счет государственных дотаций, в связи с их сокращением и либерализацией цен оказалось в критическом положении.
   В настоящее время имеются все основания для утверждения о наличии системного кризиса в ЖКХ, в результате которого содержание ЖКХ в его нынешнем виде непосильно ни для потребителей жилищно-коммунальных услуг, ни для бюджетной системы страны.
   Сложившийся системный кризис ЖКХ определяется рядом объективных и субъективных причин.
   Основными объективными причинами, во многом предопределившими сложившийся системный кризис ЖКХ, являются крайняя неэффективность и затратность проводившейся в стране в течении второй половины прошлого века градостроительной и жилищной политики.
   Более сорока лет назад в стране взялись за масштабное решение жилищной проблемы. При этом была поставлена задача радикально быстрого обеспечения относительно комфортным жильем городского населения, темпы роста которого уже в то время превышали всякие разумные пределы.
   Решение такой масштабной задачи в короткие сроки и в условиях ограниченности финансовых средств было невозможно без индустриальных методов типового жилищного строительства. Так родились существующие до настоящего времени гиганты строительной индустрии - домостроительные комбинаты.
   Тогда же было выбрано основное направления решения задачи обеспечения бурно растущих многоэтажных жилищных комплексов водой, теплом и светом путем повсеместного строительства систем централизованного электро- и газоснабжения, отопления, а также горячего и холодного водоснабжения и водоотведения, т.е. канализации.
   Создание этих систем начиналось со строительства крупных и гигантских ТЭЦ (теплоэлектроцентралей) и городских Водоканалов.
Выбор направления решения поставленной задачи обосновывался в то время  в основном двумя исходными посылами - дешевизной в стране энергии и рабочей силы.
   При этом заложенные в основу решения задачи унификация и стандартизация жилищного строительства и жилищно-коммунального хозяйства сулили немалую прибыль народному хозяйству страны.
За прошедшие  со времени постановки такой глобальной задачи сорок лет в стране были построены сотни новых больших  и малых городов, многократно  разрослись и многие старые города. За это время был построен ни один миллиард квадратных метров жилья.
   К сожалению, основные итоги решения жилищной проблемы в стране за эти сорок лет при бесстрастном их рассмотрении оказались неутешительными.
75 % существующего  жилищного фонда городов России  составляют самые энергозатратные в мире дома из сборного железобетона.
Дома  из других материалов, в силу их конструктивных особенностей, также не отличаются энергосбережением.
   На теплоснабжение этого жилищного фонда в настоящее время затрачивается не менее 45% энергоресурсов4 ,что в 2,3 раза больше, чем расходуются топлива на производство электроэнергии. В холодные зимы потребность с топливе на теплоснабжение возрастает на 10 % и более.
   В существующем жилищном фонде городов расходы теплоты на отопление 1 м2 в 2,5-4,5 раза больше, чем в Швеции и Финляндии, по климатическим условиям близким к европейской части России.
   Фактические теплопотери зданий оказались значительно выше нормативных из-за низкого качества строительства и эксплуатации.
   Таким образом идея эффективного использования топлива путем комбинированного производства электроэнергии и теплоты в реальных российских условиях дала негативные результаты.
   Последнее подтверждается тем, что в централизованном теплоснабжении (естественной монополии, на долю которой приходится 4/5 суммарного отпуска тепла) различного рода непроизводительные потери составляют не менее $5 млрд. в год.
   В силу сходных причин, не лучшим образом обстоят дела и в децентрализованном секторе теплоснабжения, в котором непроизводительные потери составляют примерно $1,7 млрд. в год.
   Проведенные исследования, показали, что состояние и эксплуатация централизованных систем теплоснабжения, являющихся локальными естественными монополиями, неудовлетворительны в техническом, экологическом и экономическом отношениях.
   Постоянное наращивание расточительного теплопотребления и большие потери теплоты в трубопроводах привели к устойчивому дефициту тепловых мощностей в городах и снижению надежности теплоснабжающих систем.
Дефицит тепловой мощности почти в 190 городах  России составляет около 20 % потребности. При этом в холодные зимы указанный  дефицит возрастает в разы.
   Аналогичная ситуация и с городским горячим и холодным водоснабжением, где фактическое водопотребление превышает в 2-3 раза нормативы самых благополучных стран мира.
   Одной из серьезнейших проблем страны стало крайне неудовлетворительное качество питьевой воды. Каждая пятая проба воды не отвечает стандартам качества по химическим показателям, и каждая восьмая - по бактериологическим.5 Под систематическим наблюдением в России находятся лишь 15 из 28 обязательных показателей. Это значит, что половина населения России получает воду несущую риск для здоровья.
   До сих пор не найдена эффективная технология дезинфекция “исходной” грязной воды. В России для защиты воды от микробного заражения используется хлорирование. Многолетний опыт использования такой технологии обеззараживания питьевой воды показал ее высокую эффективность в предупреждении эпидемиологических бактериологических заболеваний.
   Однако, образующиеся при такой технологии в питьевой воде производные хлора (хлороформ, хлор фенол, хлориды, остаточный хлор и др.) обладают онкогенным (канцерогенным) и мутагенным действием, то есть способны влиять на генетический аппарат человека.
   При этом многие вирусные загрязнения к воздействию хлора устойчивы.
Для сооружения водопроводных сетей в России уже в течение многих лет использовались и продолжают использоваться в основном стальные трубы, вместо более дорогостоящих пластмассовых или чугунных.
   За 5-10 лет стальная труба успевает не только прохудиться, но и покрыться изнутри толстым слоем слизи, ржавчины, кораллообразных наростов из железобактерий, живущих и питающихся окислами металла. В результате этого такие трубы сами становятся источниками загрязнения питьевой воды.
   В 1993 году в Москве требовали замены 16 % водопроводных труб, в 1998 году – уже 69 %. И все это при ежегодной замене только 1 % труб.
В результате ежесуточные потери питьевой воды составляют 0,4-0,6 млн. куб. м.
   В целом по стране убытки из-за утечки воды составляют ежегодно $6,1млрд. и еще $6,2 млрд. из-за перерасхода электроэнергии на ее перекачку по “заросшим” трубам.
   Таким образом в стране де-факто сложилась гигантская система энерго-, тепло- и водорасточительства, которая к настоящему времени стала крупнейшим очагом социальной и экономической несбалансированности. Причем эта система продолжает развиваться, поскольку установленные в эпоху затратной экономики и дешевого топлива стандарты и нормативы водо- и теплопотребления, а также теплоснабжения продолжают действовать до сих пор. А ведь сегодняшнее ее развитие – это проблема на последующие 40-50 лет.
   Именно наличие в стране такой системы ЖКХ и такого жилищного фонда предопределяют непосильность их содержания как для потребителей жилищно-коммунальных услуг, так и для всей бюджетной системы страны.
Действительно, кто может выдержать безболезненно  на протяжении десятилетий ежегодные  непроизводительные потери в объеме $20 млрд.
Однако, этот факт еще не стал очевидным для большинства политически активного населения страны. Это подтверждается тем обстоятельством, что требование проведения радикальной жилищной реформы, в том числе реформы жилищно-коммунального хозяйства, не входит в программные документы ни одной из известных политических партий и движений страны.
А пока масштабы указанных проблем продолжают возрастать, несмотря на восьмилетние усилия государства по реформированию жилищной сферы и ее ЖКХ.
   Впервые необходимость радикального изменения отношений в ЖКХ была определена принятым в декабре 1992 года Законом РФ “Об основах федеральной жилищной политике”, в статье 15 которого было установлено, что “оплата жилья и коммунальных услуг по договору найма устанавливается в размере, обеспечивающем возмещение издержек на содержание и ремонт жилья, а также на коммунальные услуги”. В первоначальном виде Закон определял, что это положение должно было постепенно вступить в действие в течение пяти лет, т.е. начиная с 1998 года.      Однако последующими изменениями и дополнениями этот срок был увеличен до 15 лет.
   В результате этого за более чем 8 лет удалось достичь в целом от населения только 40 процентный уровень возмещения затрат на произведенные для него жилищно-коммунальные услуги!
В июне 1993 года Постановлением РФ от 20.06.1993 N 595 была одобрена Государственная целевая  программа "ЖИЛИЩЕ", срок реализации которой был продлен на 2001 год  Постановлением Правительства РФ от 30.12.2000 N 1034.
   Основными целями этой программы являлись:
1. Создание  правовой базы в целях осуществления  жилищной реформы;
2. Преодоление  сокращения объемов жилищного  строительства и др.;
   В части ЖКХ в программе “Жилище” предусматривались:
1. Поэтапный  перевод жилищной сферы в режим  безубыточного функционирования  при обеспечении социальной защиты  малоимущих групп населения;
2. Демонополизация  жилищного строительства и жилищно-коммунального  хозяйства, а также управления, обслуживания и ремонта жилищного  фонда;
3. Комплексный  подход к решению вопросов  землепользования и приватизации  земли, связанных с жилищной  проблемой, развитием инженерной  инфраструктуры.
В качестве организационного обеспечения Программы  одновременно с ее одобрением была создана Межведомственная комиссия по вопросам реализации Государственной  целевой программы "Жилище" во главе с Председателем Государственного комитета Российской Федерации по вопросам архитектуры и строительства  и утверждено Положение об этой комиссии.
   В Программе для концентрации и эффективного использования средств, направляемых на жилищное строительство, предлагается образовать Фонд развития жилищного строительства, средства которого предусматривалось направлять в том числе на:
-инженерную подготовку территорий для ведения нового жилищного строительства всех форм собственности;
-развитие, ремонт и реконструкция объектов жилищно-коммунального хозяйства;
-выплаты компенсаций (субсидий) гражданам при изменении системы квартирной платы и коммунальных платежей.
   При этом в рамках Программы предполагалось разработать и внедрить новый порядок финансирования, предусматривающий переход к нормативному выделению финансовых ресурсов для ЖКХ.
В марте 1996 года Указом Президента РФ от 29.03.96 N 431 были одобрены Основные направления  нового этапа реализации Государственной  целевой программы "Жилище".
   Среди главных задач нового этапа решения жилищной проблемы было обозначено совершенствование системы эксплуатации, ремонта и финансирования жилищно-коммунального хозяйства, а также расширение прав органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в улучшении жилищных условий граждан и в проведении жилищной реформы.
   При этом впервые рекомендовалось органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления разработать соответствующие региональные программы, руководствуясь   Основными направлениями нового этапа реализации Государственной целевой программы "Жилище".
   На новом этапе реализации программы "Жилище" в 1996 - 1997 годах предусматривалось завершение создания целостной системы законодательных и иных правовых актов, связанных с жилищным строительством, жилищно-коммунальным хозяйством и сделками в жилищной сфере, в том числе разработать и утвердить подзаконные ведомственные и региональные правовые акты, обеспечивающие практический механизм реализации на местах программы "Жилище", в частности по вопросам развития конкуренции в сфере эксплуатации жилищного фонда для удешевления услуг, предоставляемых населению, и повышения их качества на основе обобщения опыта городов Москвы, Рязани, Нижнего Новгорода, Ярославля и других городов.
   На новом этапе реализации программы "Жилище" предполагалось впервые осуществить комплексный подход к жилищному строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, в том числе урегулировать порядок содержания части недвижимости, находящейся в общей долевой собственности, через организацию товариществ собственников жилья в таких домах (кондоминиумах), в том числе уже на этапе их строительства.
   Обращает на себя внимание, что “Основные направления ...” впервые обозначили многие проблемы, без решения которых, в принципе, невозможно добиться позитивных результатов жилищной реформы.
   К ним, в частности, были отнесены вопросы повышения теплозащитных качеств и снижения веса жилых зданий.
   Ближайшая задача в этом направлении состояла в снижении потребления энергии при эксплуатации жилья минимум в 2 - 2,5 раза, что позволило бы приблизить ее расход в жилище к среднемировому уровню. К сожалению, про более чем трехкратное водорасточительство в жилищной сфере “Основные направления ...” умолчали.
   Актуальной проблемой повышения энергоэффективности является улучшение теплозащиты в существующем жилищном фонде.
   В “Основных направлениях ...” подчеркивалось, что ходе перестройки производственной базы жилищного строительства наиболее сложной проблемой является судьба сотен предприятий крупнопанельного домостроения, создающих энергорасточительные дома. При этом в них утверждалось, что предприятия, которые в ближайшие годы не осуществят переход на прогрессивные конструкции с учетом требований норм и спроса потребителей, будут обречены на банкротство.
   Несмотря на объявленный в марте 1996 года комплексный подход к жилищному строительству и жилищно-коммунальному хозяйству в апреле 1997 года Указом Президента РФ от 28.04.97 № 425 была одобрена Концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства, в которой вопросы жилищного строительства уже не рассматривались.
   В Указе предлагалось Правительству РФ разработать в 3-х месячный срок на основе одобренной Концепции программу реформы ЖКХ. При этом органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления было рекомендовано разработать региональные программы реформы жилищно-коммунального хозяйства.
   С тех пор действует только Концепция реформы ЖКХ в РФ и принятые практически всеми субъектами РФ региональные программы реформирования ЖКХ.
   Последним Указом поручалось Правительству РФ для координации деятельности по отработке механизмов реализации реформы ЖКХ создать комиссию под председательством Первого заместителя Председателя Правительства РФ.
Этой  Комиссии Президентом РФ поручалось:
   Обеспечение контроля за соблюдением мер социальной защиты населения при переходе на рыночные принципы оплаты жилищно-коммунальных услуг;
   Организация работы по разъяснению положений жилищно-коммунальной реформы и ее социально-экономического значения.
   Такая Правительственная комиссия была образована постановлением Правительства РФ от 1 июля 1997 года № 777.
   Ее состав многократно изменялся и, в конце концов, Постановлением Правительства РФ от 5 января 2001 года эта Комиссия была упразднена.
   В признанном утратившим силу подпункте “а” пункта 2 Указа Президента РФ от 28.04.97 № 425 Правительству РФ поручалось разработать программу реформы ЖКХ, в которой, в частности необходимо было предусмотреть:
Первоочередную  организацию на территориях субъектов  РФ муниципальных центов по предоставлению гражданам компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг;
Завершение, в основном к 2000 году, перевода ЖКХ  в режим безубыточного функционирования;
Демонополизацию ЖКХ и создание условий для  конкуренции в этой сфере с  разделением функций и переходом  на договорные отношения между заказчиками  и подрядчиками жилищно-коммунальных услуг в целях снижения издержек и повышения качества обслуживания населения.
Указом  Президента РФ от 27 мая 1997 года № 5286 Правительству РФ поручалось дополнительно рассмотреть вопросы:
О правовой защите потребителей и производителей коммунальных услуг;
О правовой основе эффективного воздействия на должников по обязательствам в сфере  ЖКХ;
Об упорядочении предоставляемых льгот по оплате жилья и коммунальных услуг.
Во исполнение Указа Президента РФ от 28.04.97 № 425 Правительство  РФ постановлением от 13.06.97 № 702 утвердило  перечень городов для отработки  в 1997 году механизмов реализации реформы ЖКХ (14 городов).
   В июле 1999 года Правительство РФ постановлением от 21.07.99 № 841 утверждает расширенный до 26 перечень городов для отработки в 1999 – 2000 годах механизмов реализации реформы ЖКХ.
   Указанным Постановлением поставлена задача в городах, включенных в Перечень 1999 года, достичь к концу 2003 года контрольных показателей, определенных Концепцией реформы ЖКХ в Российской Федерации.
Такими  показателями являются:
   Завершение перехода на полную оплату населением затрат на обслуживание и ремонт (включая капитальный) жилья и коммунальных услуг в части покрытия текущих издержек.
   Завершение внедрения механизма обязательного страхования жилья.
Обязательная  установка в жилых домах индивидуальных приборов учета и регулирования  потребления воды, газа и других энергоресурсов.
   Широкое внедрение механизма привлечения кредитных средств для развития городской жилищно-коммунальной инфраструктуры с использованием различных источников инвестирования.
   Товарищества собственников жилья становятся преобладающей формой управления многоквартирными жилыми домами.
   Таким образом из данного постановления Правительства РФ косвенно вытекал “отход” от первоначальных планов Концепции, поскольку в соответствии с ним на указанные показатели к концу 2003 года должны были выйти только 26 городов, а не вся страна, как это предполагалось в Концепции.
   При всей важности и полезности проведенных при реформировании ЖКХ действий практически все намечавшиеся к достижению показатели так и не были достигнуты.
   В стране по-прежнему затраты на содержание жилья и предоставление коммунальных услуг в расчете на квадратный метр значительно превышают аналогичные показатели по большинству стран Центральной и Восточной Европы, в том числе по странам Балтии. Учитывая, что цены на топливо и заработная плата в России пока еще значительно ниже, чем в странах Центральной и Восточной Европы, это еще раз подтверждает крайнюю неэффективность деятельности российского ЖКХ.
   В жилищной сфере страны за последние годы так и не удалось создать систему стимулирования бережливости материальных ресурсов и денежных средств, в результате чего никто (ни ЖКХ, ни население) экономически не заинтересован в сокращении потерь тепла, воды, электроэнергии, газа.
   Сложившаяся в последние годы система оплаты жилья и жилищно-коммунальных услуг, несмотря на декларирование ее социальности, на деле является образцом социальной несправедливости.
   Суть этой несправедливости состоит в том, что в этой системе величина трансферта (дотации) из бюджета на оплату жилья и коммунальных услуг определяется не столько уровнем доходов граждан, сколько размером их обеспеченности жильем и доступностью к потреблению жилищно-коммунальных услуг. При этом наибольший трансферт из бюджета на оплату жилья и жилищно-коммунальных услуг получают граждане, имеющие наибольшую обеспеченность самым высококачественным жильем и доступность ко всему спектру самых качественных жилищно-коммунальным услуг.
   Наименьший трансферт из бюджета на оплату жилья и жилищно-коммунальных услуг имеют граждане, проживающие в частных домах и имеющие доступ к потреблению только коммунальных услуг по электроснабжению (доля таких граждан в общей численности населения в стране составляет более 22 процентов. При этом из них подавляющее большинство проживает в сельской местности). Кроме того, необходимо отметить, что некоторые виды расходов населения на газ в баллонах (т.е. поставляемый децентрализовано) для приготовления пищи и дрова/уголь для отопления субсидируются в гораздо меньшей степени, чем централизованные коммунальные услуги. В результате население, живущее с меньшим комфортом, вынуждено платить больше за энергоресурсы, в то время как население, проживающее в квартирах более высокого качества, получает более высокие субсидии от государства.
   Несмотря на то, что в целом по стране население реально покрывает только 40 процентов затрат на потребляемые им жилищно-коммунальные услуги, неплатежи населения составляют на сегодня 20 – 25 процентов.
   Однако, еще больший размер неплатежей характерен для промышленных предприятий - около 60 процентов, а самый большой - для организаций бюджетной сферы - 80 - 90 процентов. При этом общая задолженность консолидированного бюджета России ЖКХ в настоящее время превышает 260 млрд. руб.
   В результате всех этих факторов продолжается ветшание жилищного фонда, снижение до критических значений надежности работы инженерных систем, лавинообразно растет задолженность региональных и муниципальных бюджетов перед энерго-, газо-, теплоснабжающими организациями.
   Планово-предупредительный ремонт сетей и оборудования систем тепло- и водоснабжения к настоящему времени полностью уступил место аварийно-восстановительным работам, единичные затраты на проведение которых в 2,5-3 раза выше, чем затраты на плановый ремонт таких же объектов. Это еще более усугубляет нехватку ресурсов, ведет к лавинообразному накапливанию недоремонта и падению надежности.
   Ко всему этому необходимо добавить огромные различия состояния ЖКХ по регионам и муниципальным образованиям. При общей неэффективности оно отличается надежностью от неудовлетворительной до крайне низкой.
Все вышесказанное  и дает основания для утверждения  о наличии системного кризиса  в ЖКХ страны.
   В связи с этим можно сделать вывод, что известные события прошедшей зимы в Приморье и Сибири являются не исключением, закономерностью, масштабы проявления которой могут многократно возрасти уже в ближайшие годы. 

  
 
 
 
 

4. Необходимость  и степень дальнейшего реформирования  ЖКХ. 

   Соотношение реформы жилищной сферы с другими структурными реформами экономики.
   В настоящее время никто не сомневается в необходимости срочного и радикального улучшения состояния ЖКХ страны. Предметом дискуссий являются только меры, реализация которых позволила бы в течение обозримых сроков перевести ЖКХ страны из крайне неэффективного в, хотя бы, удовлетворительное.
   При выборе этих мер необходимо исходить из очевидного факта, что проводившееся в течение 1993-2000 гг. реформирование ЖКХ страны не дало положительных результатов. Последнее не означает, что реализуемые в процессе реформирования меры были неправильные или несвоевременные. Это означает только то, что этих мер было недостаточно либо в сложившихся условиях эти меры не являются определяющими.
   В связи с этим возникает задача выбора и принятия первоочередных мер, позволяющих добиться в относительно короткие сроки перелома в сторону улучшения процесса развития ЖКХ. При этом необходимо отдавать себе отчет, что такой цели нельзя добиться в принципе без радикального изменения отношений не только внутри сферы ЖКХ, но и во всех других сферах, оказывающих влияние на состояние сферы ЖКХ.
   Так, например, если в ближайшие годы не добиться реализации во всех хозяйственных сферах страны, в том числе (а может и в первую очередь) в бюджетной сфере, принципа безусловного исполнения обязательств (прежде всего бюджетных), то любые предпринимаемые внутри сферы ЖКХ меры окажутся либо невыполнимыми, либо паллиативными. Или, если не прекратить строительство энергорасточительных домов и систем тепло- и водоснабжения, то без кратного повышения среднедушевых реальных доходов население в принципе не сможет покрывать подобное энергорасточительство. Подобные примеры можно приводить достаточно много.
   Из всего этого следует, что локальное реформирование только ЖКХ без серьезных структурных реформ других непосредственно связанных с ним сфер не даст нужного результата.
   В связи с этим представляется актуальным обсуждение вопроса: что первично - отношения в ЖКХ или отношения во всей экономике страны?
До настоящего времени ЖКХ страны было прямым индикатором общего состояния экономики страны. (Принцип “Как работаем, так и живем!” как никогда актуален.)
   Этот фактор придется учитывать при выборе основных направлений реформирования ЖКХ, если не сводить эту реформу к сложению решения всех настоящих и будущих проблем крайне неэффективного ЖКХ и энергорасточительного жилищного фонда только “на плечи” населения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5. Основные особенности следующего этапа реформирования ЖКХ. 

   Анализ сложившегося к настоящему времени состояния ЖКХ и динамики его развития за последние годы указывает на крайнюю необходимость создания и включения в работу механизмов государственного антикризисного управления этой отраслью народного хозяйства особенно в тех населенных пунктах, в которых состояние ЖКХ определяет возможность непосредственного нанесения значительного ущерба жизни, здоровью и материальному благополучию граждан.
   При этом государственное антикризисное управление не должно свестись к пресловутому государственному командно-административному управлению. Кроме того, введение государственного антикризисного управления ЖКХ не должно стать препятствием для его постепенного реформирования, в том числе в направлениях, определенных Концепцией реформы ЖКХ в Российской Федерации, одобренной Указом Президента РФ от 28 апреля 1997 года № 425.
   Напротив, государственное антикризисное управление ЖКХ должно способствовать достижению основных целей, установленных этой Концепцией.
   Основными задачами государственного антикризисного управления, которые должны быть решены, являются:
-устранение субъективных причин, вызывающих крупные техногенные катастрофы в жилищной сфере страны;
-устранение причин, определяющих накопление негативного потенциала в развитии ЖКХ;
-создание объективных условий для позитивного развития ЖКХ. 
 
 

5.1. Устранение субъективных причин, вызывающих крупные техногенные катастрофы в жилищной сфере страны. 

   1. Анализ основных техногенных катастроф, происходивших в жилищной сфере Приморского края и в отдельных регионах Сибири в зимой 2000-2001 гг. показывает, что их источником было не ЖКХ само по себе как система, а входные по отношению к нему энергетические потоки - электричество, уголь и газ для бытового использования.
   Если бы в Приморье эти потоки работали хотя бы удовлетворительно, то не было бы причин для возникновения столь масштабных техногенных катастроф.
   Тот же анализ показывает, что отказ этих потоков происходил не в силу объективных, но в силу чисто субъективных причин. Основной из этих причин явилась всеобщая необязательность исполнения договорных обязательств основными потребителями электричества, угля и газа, и прежде всего региональными и местными органами власти, распоряжающимися средствами соответствующих бюджетов.
   Де-факто сложившаяся всеобщая необязательность исполнения договорных обязательств во многом предопределяет энергорасточительность всей цепочки движения энергетических потоков от источников их образования до мест непосредственного потребления (в конечном счете какая разница сколько стоит энергия, если все равно платить за ее потребление не будем).
   2. В последние годы федеральными органами власти была проведена большая работа в направлении повышения ответственности за формирование и исполнение бюджетных обязательств.
   Однако эта работа к настоящему времени еще далеко не завершена.
   Для ее завершения в целях повышения ответственности соответствующих органов власти и конкретных должностных лиц за исполнение бюджетных обязательств необходимо безотлагательно принять Федеральный закон о внесении изменений и дополнений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и в Уголовный кодекс Российской Федерации, устанавливающих конкретную административную и уголовную ответственность за:
-Неисполнение закона (решения) о бюджете;
-Не целевое использование бюджетных средств;
-Не перечисление, либо неполное перечисление, либо несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств;
-Несвоевременное доведение до получателей бюджетных средств уведомлений о бюджетных ассигнованиях либо уведомлений о лимитах бюджетных обязательств;
-Несоответствие бюджетной росписи закону (решению) о бюджете;
-Несоответствие уведомлений о бюджетных ассигнованиях, уведомлений о лимитах бюджетных обязательств утвержденным расходам и бюджетной росписи;
-Отказ подтвердить принятые бюджетные обязательства, кроме оснований, установленных Бюджетным кодексом РФ;
-Несвоевременное подтверждение бюджетных обязательств, несвоевременное осуществление платежей по подтвержденным бюджетным обязательствам;
-Финансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись, а также расходов в размерах, превышающих размеры, включенные в бюджетную роспись, и утвержденные лимиты бюджетных обязательств;
-Несоблюдение нормативов финансовых затрат на оказание государственных и муниципальных услуг;
-Другие нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации.
   3. Одновременно с повышением ответственности указанных органов власти и должностных лиц необходимо безотлагательно внести дополнения в Бюджетный кодекс Российской Федерации, а если нужно, то и в другие законодательные акты, устанавливающие запрет на изменение тарифов на услуги естественных монополий в течение текущего финансового года. При этом должно быть установлено, что изменение тарифов на услуги естественных монополий на федеральном, региональных и местных рынках должно происходить до принятия соответствующих законов (решений) о бюджете на следующий финансовый год.
   Эти меры позволят повысить сбалансированность соответствующих бюджетов, а следовательно и надежность исполнения принятых бюджетных обязательств.
   4. Помимо этого, имеет смысл регулировать отношения между бюджетными учреждениями и органами власти, с одной стороны, и естественными монополиями – поставщиками коммунальных услуг, с другой стороны, не только гражданско-правовыми, но и, так называемыми, административными договорами, в которых отражать административную ответственность должностных лиц с обеих сторон за одностороннее нарушение принятых на себя обязательств.
   Для реализации этого необходимо на уровне Правительства Российской Федерации утвердить Положение об административном договоре и сам типовой административный договор.
   Широкое внедрение в хозяйственный оборот административных договоров создаст условия для отмены внесудебного права естественных монополий в одностороннем порядке расторгать договоры, заключенные ими с потребителями услуг.
   Отмене указанного права может способствовать и создание в каждом регионе (на первых порах хотя бы в каждом федеральном округе) Административных судов, которые на основе административного права и административных договоров разрешали бы многие споры по вопросам управления между естественными монополиями и потребителями их услуг. В этом случае только Административный суд будет вправе дать согласие на одностороннее расторжение заинтересованной стороной заключенного административного договора.
   Для реализации института Административных судов необходимо наконец выполнить поручение Указа Президента РФ от 3 апреля 1997 года “О первоочередных мерах по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию “Порядок во власти – порядок в стране” разработать и принять Административно-процессуальный кодекс Российской Федерации.
   Одновременно с этим необходимо принять федеральный закон “Об административной юстиции Российской Федерации”, в котором:
-Определить задачи, порядок образования и состав административных судов;
-Установить подведомственность дел, в частности рассмотрение жалоб граждан и юридических лиц на решения, действия или бездействие исполнительных органов, споров о компетенции исполнительных органов, дел об административных проступках государственных служащих;
-Скорректировать подведомственность дел других судов, в частности, арбитражных.
   То есть объектом административной юстиции должна стать ненадлежащая управленческая деятельность.
   В настоящее время для создания административной юстиции есть настоятельная потребность и необходимые конституционное и законодательное основания: пункт 2 статьи 118 Конституции Российской Федерации и статья 26 Федерального конституционного закона “О судебной системе Российской Федерации”. Не хватает только политической воли реализовать эту потребность для повышения эффективности всей судебной ветви власти и, тем самым, способствовать решению многих вопросов государственного управления, в том числе многих вопросов, связанных с реформированием ЖКХ и всей жилищной системы.
   5. Жесткое решение проблемы исполнения бюджетных обязательств, прежде всего перед ЖКХ, станет главным сигналом как для населения, так и предприятий внебюджетной сферы, указывающим на приход времени, когда неисполнение договорных обязательств, прежде всего в жилищной сфере, будет серьезно наказываться.
   Этот сигнал по силе своего воздействия окажется достаточным, чтобы более 95% населения и предприятий внебюджетной сферы стали дисциплинированными плательщиками за жилищные и коммунальные услуги.
   6. В настоящее время отсутствует должная прозрачность бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации в части расходов на оплату жилищных, а главное, коммунальных услуг. Так, например, из Федерального закона “О федеральном бюджете на 2001 год” и из всех приложений к нему невозможно оценить объем ассигнований на оплату бюджетными учреждениями потребляемых ими жилищных и коммунальных услуг. Причем невозможно оценить как в целом, так и по Ведомственной структуре расходов.
   В связи с этим необходимо безотлагательно принять федеральный закон о внесении дополнений в Федеральный закон “О бюджетной классификации Российской Федерации”, предусматривающих включение расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг в качестве отдельного вида расходов бюджета с соответствующим их выделением из уже существующих видов расходов, где рассматриваемые расходы присутствуют неявно.
   Эта мера позволит объективно оценивать общий объем расходов консолидированного бюджета России на оплату услуг ЖКХ.
   7. Одним из первоочередных мероприятий антикризисного управления ЖКХ должно стать законодательное определение на каждом уровне власти ответственных за состояние ЖКХ органов власти и должностных лиц и круга их действенных полномочий, а также конкретные меры ответственности за его ухудшение и тем более за прекращение предоставления установленных федеральными стандартами жилищных и коммунальных услуг.
   В частности, на федеральном уровне необходимо четко определить функции и ответственность за их неисполнение соответствующих должностных лиц Минэкономики России, Госстроя России, Федеральной энергетической комиссии, Госстандарта России и Антимонопольного Комитета применительно реформированию жилищной сферы (особенно ЖКХ), в том числе определить обязанности по установке целевых показателей реформы, реализации и наблюдению за ходом этой реформы.
Учитывая, что в период антикризисного управления ЖКХ необходимо осуществить целый  ряд серьезных мер по изменению  существующего правового поля и  финансовых потоков, повышению ответственности  должностных лиц, а также мер  по организационному и идеологическому (информационному) обеспечению антикризисного управления, требующих для их последовательной и полной реализации значительных государственных  полномочий, необходимо создать при  Правительстве Российской Федерации  полномочный межведомственный орган  по антикризисному управлению ЖКХ, который должно возглавить не только компетентное и полномочное (на уровне вице-премьера) в данном вопросе лицо, но и сознательно готовое последовательно и полно реализовать утвержденную программу антикризисного управления ЖКХ без социальных потрясений в условиях масштабного “общественного порицания” со стороны непосредственно заинтересованных в сложившемся положении дел в ЖКХ достаточно многочисленных групп граждан.
   Предложенные выше меры, особенно в случае их безотлагательной и последовательной реализации позволят практически полностью исключить субъективные причины возникновения техногенных катастроф в жилищной сфере страны.  
 
 
 
 
 

5.2. Устранение причин, определяющих накопление негативного потенциала в развитии ЖКХ.  

   1. Как уже отмечалось при анализе состояния ЖКХ, крайняя неэффективность существующего ЖКХ была во многом предопределена ошибочной градостроительной концепцией, которая последовательно реализовалась в течение последних сорока лет.
   Однако к настоящему времени практически ничего не сделано для радикального ее изменения в сторону обеспечения энергосбережения в жилищной сфере.
   Созданные в стране в течение нескольких десятилетий сотни предприятий крупнопанельного домостроения вкупе с сотнями тысяч, объединенных в комплексы, малопроизводительных и малоквалифицированных строителей продолжают всеми правдами и неправдами строить в огромном количестве самые энергорасточительные в мире дома.
   Большинство этих предприятий под лозунгом “сохранения строительного комплекса” фактически объединились в трансрегиональные монополии, агрессивно действующие на рынке жилья по поддержанию "заоблачных" цен на их продукцию путем предотвращения создания условий для реальной добросовестной конкуренции на этом рынке.
   В силу инстинкта самосохранения и нежелания вложения собственных средств в радикальную реконструкцию сложившегося в стране жилищного строительного комплекса основными задачами этого объединения в настоящее время являются:
-недопущение принятия государственных норм и стандартов, обеспечивающих строительство энерго-, тепло- и водосберегающих жилых домов;
-недопущение на российский рынок жилья "западных" прогрессивных энергосберегающих технологий строительства более комфортного, экономичного в эксплуатации, а самое главное с 2-3 раза меньшей себестоимостью строительства жилья;
-поддержание спроса на продукцию этого объединения путем:
поддержки (вплоть до прямого участия) разработки и реализация различных схем бюджетного субсидирования и ипотечного кредитования населения для приобретения жилья;
-передачи части построенного жилья в муниципальную собственность для его бесплатного предоставления очередникам;
-лоббирование в органах власти всех уровней интересов объединения;
-идеологическое обеспечение необходимости своего существования в глазах населения.
   В этой ситуации население страны, не имея выбора, приобретает (либо получает бесплатно) дорогое и неэкономичное в эксплуатации жилье и встречается с другими (не привыкшими к экономии) монополистами, но уже ЖКХ.
Не имея возможности, в силу конструктивных особенностей домов, непосредственно  ограничивать себя в части водо-, теплопотребления, население вспоминает об энергосбережении только в холодные зимы, когда приходится утеплять свое жилище в силу недостатка тепла в  централизованной системе теплоснабжения.
При этом население, зная о грядущей реформе  ЖКХ, со страхом ждет переноса на "его  плечи" всех убытков энерго-, тепло- и водорасточительства и, как может, оттягивает этот перенос.
   Без радикального разрыва подобный перенос только усугубит положение в жилищной сфере.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.