На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Закон, понятия и основные признаки

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 21.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Закон, понятия и основные признаки 

ОГЛАВЛЕНИЕ 
 
 
 

Введение

     Закон как сложное, многогранное явление  — предмет постоянного углубленного изучения специалистами различных наук: философии, социологии, права. На протяжении многих столетий исследователи пытаются постичь понятие, суть, содержание закона, его соотношение с такими правовыми категориями, как право, законодательство, законность.
     Формирование  правового государства связано, прежде всего, с повышением роли закона как особого источника права. Именно закон призван отражать в концентрированном концептуальном виде социальные интересы, выступать главным регулятором общественных отношений, гарантом прав и свобод человека, служить важнейшим средством преобразований в различных сферах жизни, устанавливать легальные рамки деятельности государственных, общественных институтов, занимать ведущее место в правовой системе, поскольку его юридическая сила определяет динамику и содержание всех остальных правовых актов.
     Создание  качественного, эффективного правового  закона, комплексное изучение правового  пространства Российской Федерации, процессов  его формирования и обеспечения  в настоящее время очень актуальны в связи с злободневностью проблем и противоречий федеративного устройства РФ в последнее время приобрели особую значимость и остроту. Это вызвано тем, что за последние 12 лет в России произошли существенные и масштабные перемены во всех сферах общественной жизни, которые вызвали необходимость изменений в системе национального законодательства. Принцип федерализма реально распространился на всю Российскую Федерацию, у ее субъектов появилась возможность формирования собственного правового пространства, которое вместе с тем не всегда отвечало требованиям, предусмотренным Конституцией Российской Федерации.
     Современное состояние российского законодательства позволяет отметить следующие проблемы: неравномерность развития некоторых отраслей, институтов права; превалирование подзаконных актов над законами; неправильный выбор объекта правового регулирования; бессистемное развитие законодательства, когда законы принимаются без глубокой проработки проектов и вне связи друг с другом; тенденцию роста правонарушений и слабую реализацию законов. Поэтому изучение правовой природы закона, его сущности и признаков является в настоящее время необходимым и своевременным. Это и является целью данной работы. В соответствии с целью в работе определены следующие задачи:
     - рассмотреть подходы к пониманию закона в историческом аспекте 
     - определить понятие закона 
     - охарактеризовать виды законов 
     - проанализировать основные признаки закона

Глава I. Сущность и правовая природа закона

1.1. Подходы к пониманию закона в историческом аспекте

     В количественном отношении самой  многочисленной группой среди источников конституционного права являются законы (принимаемые в порядке текущего законодательства). Для юриста «лучшим  способом установления справедливого, соответствующего праву решения» обычно признается обращение именно к закону1.
     Исследование  вопроса понятия закона предполагает необходимость обращения к происхождению  термина «закон».
     Закон существовал еще в самых древних  государствах. Известны Законы Хаммурапи (18 в. до н. э.), Законы Ману (1 в. до н. э.) и целый ряд других правовых памятников данной формы. В древних государствах основные правовые нормативы выражали, как правило, личную волю монарха (фараона, царя, императора и т. д.)2.
     Слово «закон» происходит от древнерусского слова «кон», которое означает исходное начало и границу, предел чему-либо. Основные юридические документы, издававшиеся князьями Древней Руси, именовались не «законами», а «уставами», «грамотами», «судебниками», «уроками». Но в официальном лексиконе того времени имелось и слово «закон». В договорах русских князей Олега, Игоря, Святослава с греками (907, 911, 945, 971 гг.) говорится о «законе русском». В те времена под законом понимались строгие русские обычаи, неписаные, непререкаемые традиции, но именовались эти традиции все же законом3.
     Главенствующее  положение закона в системе регулирования  общественных отношении укрепляется  в период принятия Конституции США 1787 г. и в период французской буржуазной революции 1789 г., во время которых  был провозглашен принцип сосредоточения законодательной власти в руках народного представительства (парламента)4. Закон к этому времени стал пониматься как выражение общей суверенной воли всего населения страны или его большинства. Идея верховенства закона была юридическим средством утверждения программных положений и принципов буржуазии. До появления буржуазной демократии принцип безусловного верховенства закона по отношению к другим источникам права не признавался и не мог признаваться. Две классические теории буржуазной революции — теория разделения властей (Д. Локка, Ш. Л. де Монтескье) и теория народного суверенитета (Ж.-Ж. Руссо) — дали начало теории закона5.
     Большая заслуга в становлении философско-правовой идеи закона в России принадлежит  таким видным деятелям, как: И. Киевский, Н. Сорский, С.Е. Десницкий, К.А. Неволин, Б.Н. Чичерин, В.С. Соловьев, Е.Н. Трубецкой, И.А. Ильин и др. И хотя понимание ими природы, сущности закона было различным, многие положения их концепций все еще актуальны и могут быть использованы и по сей день.
     Мировоззрение в догосударственный период (VI–IX вв.) накануне крещения Руси представляло собой довольно цельную систему, базирующуюся на языческих верованиях, культе и нравственном кодексе. В наше время некоторые исследователи называют право того периода фольклорным.
     По  утверждению многих исследователей, все известные в Древней Руси источники права имеют глубоко  укорененную основу, сформированную как под влиянием православной доктрины, так и на почве славянского  мифопоэтического компонента.
     История русского права делится на три периода: 1) период земский (или княжеский – IX–XIII вв.); 2) период московский (XIV–XVI вв.); 3) период империи (XVIII–XIX вв.). В первом периоде находим отдельные земли-княжения; во втором – два больших государства; в третьем – одну империю.
     Первый  период истории русского права представляет собой время господства обычного права, где законодательная деятельность власти еще не может конкурировать  со сферой действия обычаев. Древнейшие термины, означающие право вообще, относятся  к обычному праву: «правда», «норов», «обычай», «преданье». Такое же значение имеют и термины «покон», «закон», хотя впоследствии ими стали обозначать закон в собственном смысле.
     Переход обычного права к закону совершался под влиянием и посредством рецепции чужого права, прежде всего, византийского. Закон появился в форме уставов, т.е. отдельных постановлений по одному или нескольким вопросам, большей частью с реформаторским содержанием.
     Первая  попытка неофициальной кодификации  законов была предпринята в «Русской Правде» (три сборника: Правда Ярослава, Правда Ярославичей, Правда пространная). Кодификация законодательная осуществилась лишь в XIV и XV вв. в Псковской и Новгородской судных грамотах.
     В конце XV века, при Иоане III, местные  законы были объединены в один общий, который в 1497 году получил силу закона и стал именоваться Судебником. В 1551 году появился новый Судебник, недостаточность содержания которого восполнялась по 1649 год отдельными указами, которые должны были приписываться к Судебнику.
     В 1649 году царь вместе с собором духовенства принял Уложение, которое фактически представляло собой единый кодекс. В период царствования Федора Алексеевича закон идет уже впереди права, создает его, а не следует за ним.
     В XVIII веке закон окончательно признается единственным источником права. Причем закон находит выражение в новых формах: уставах, регламентах, указах.
     Важную  роль в систематизации законодательства сыграл М.М. Сперанский, создав Полное собрание законов. Причем в этом собрании можно было найти как акты неюридического характера, так и судебные прецеденты. Затем М.М. Сперанский приступил к созданию Свода законов Российской империи уже не по хронологическому принципу, как Полное собрание законов, а по отраслевому.
     Таким образом, в первой половине XIX века была оформлена система российского права, дожившая в своей основе до последних дней Российской империи. Причем закон был провозглашен основным и общеобязательным юридическим источником.
     Что касается советского периода, то начальным  этапом его явилось фактическое отрицание права и замена его «революционным правосознанием», политической целесообразностью, неограниченными никакими законами.
     В последующем, в соответствии с потребностями  руководства страны в плане ориентации на принудительный характер права, последнее было уравнено с законом. По установке А. Вышинского: «право – это не один закон, а вся сумма или вся совокупность законов». Данная формула легла на много лет в основу известной идеологической схемы: воля трудящихся во главе с рабочим классом, затем уточнение – воля большинства, позже – всего советского народа, руководимого КПСС – закон (право) – претворение закона в жизнь. Через эту схему аппарат государственного управления в течение многих лет проводил в жизнь свою волю, выдавая ее за общенародную. Содержание воли, сущность принимаемых законов оставались за пределами правопонимания. Господствовали юридический позитивизм, произвол административно-командной системы.
     В современном отечественном правопонимании основной общецивилизационной закономерностью развития права, общественных отношений являются прогрессивное движение ко все большей свободе и равенству все большего числа людей, вовлечение в этот процесс представителей всех слоев и групп российского общества.
     В условиях последовательного, поэтапного перехода России и других бывших республик СССР от постсоциалистического государства к цивилитарному, демократическому, правовому роль и значение права как общечеловеческого феномена резко возрастает, что характеризуется признанием и обеспечением принципа верховенства права и закона. Проводимые в нашей стране преобразования связаны с новой ролью права, с новизной и развитием законодательства.
     Закон, как и любая иная форма права, только тогда становится социально  значимой, активно функционирующей  формой, когда она рассматривается не вообще, абстрактно, независимо от социально-политической и иной среды. Форма права так же, как и все иные его компоненты, не исключая содержания, есть постоянно развивающееся явление.
     При этом, как неоднократно отмечалось исследователями, если в содержании права окружающая среда находит свое непосредственное отражение, то в форме она отражается в основном через его содержание, опосредованно6. Изменения, происходящие в социальной, политической, экономической и других сферах общественной жизни, оказывают прямое воздействие на сущность и содержание права, и косвенное – на форму права.
     В настоящее время одна из основных проблем, возникающих в процессе изучения закона и определения его  понятия, заключается в том, что  в должной мере не учитывается исторический характер самих законов, эволюция их понятия, сущности и содержания. В этом и заключается одна из причин того, что исследователи на протяжении многих столетий пытались постичь понятие, сущность и содержание закона, безотносительно времени его возникновения, существования и применения. По-видимому, в этом же заключается одна из причин сведения всего познания юридических законов в конечном счете лишь к их одностороннему, формально-юридическому познанию и пониманию. Познавались не конкретная социальная, исторически изменяющаяся сущность, содержание и назначение закона как такового, а его внешняя сторона, форма. Таким же образом формировалось и его понятие.
     Убедиться в этом можно, сравнив дефиниции  закона, которые создавались и  использовались в разное время.
     Так, в конце ХIХ века А.Д. Градовский под понятием закона понимал «общее правило, устанавливаемое Верховной Властью, определяющее ряд однородных отношений и служащее основанием для разрешения конкретных случаев в судебной и административной практике»7.
     В начале ХХ века Г.Ф. Шершеневич определял  закон как «норму права, т.е. общее  правило, рассчитанное на неограниченное число случаев, исходящее непосредственно  от государственной власти в установленном  заранее порядке»8.
     Е.Н. Трубецкой под «законом в тесном смысле» понимал «норму, установленную высшим, в пределах каждой данной правовой организации, правовым авторитетом», а под «законом в обширном смысле слова» – «всякую юридическую норму, установленную прямым велением того или другого внешнего авторитета»9.
     Сравнивая между собой разработанные и  широко распространенные в разное время  понятия законов, легко заметить, что все они апеллируют только к внешней, формально-юридической  стороне явления, именуемого законом, упуская из виду его важную и содержательную в социальном смысле грань. При таком подходе к анализу конкретного закона основное внимание исследователя будет сконцентрировано лишь на анализе формального выражения и закрепления его сущности и содержания – его текста, а не на рассмотрении других, более важных в социальном плане, сторон, его ценностных ориентаций. В то же время, как справедливо отмечается в научной литературе, закон, будучи сложным комплексным явлением, не сводится только к тексту. «Появляясь в процессе познания действительности на основе научного анализа и информационно– аналитических и юридических документов, путем согласования социальных интересов, закон отражает ее разные стороны»10.
     Сравнивая между собой определения понятия  закона, сформулированные в разное время, нельзя не заметить, что в них, при сохранении неизменных исходных базовых положений и формальных признаков закона, из века в век – по мере развития государственно-правовых исследований и накопления соответствующих знаний – обозначались все новые формально-юридические признаки и положения.

1.2. Понятие закона

     Итак, из предыдущего раздела стало  ясно, что предпосылкой для провозглашения формального принципа верховенства закона явилось распределение законодательных и исполнительных функций между различными органами: сосредоточение законодательной власти в руках парламента, а исполнительной — в руках министра, президента или монарха. Однако и в буржуазном обществе конкурентами закона часто выступали административные акты и судебная практика.
     Закон, как источник права, имеет неодинаковое толкование в различных странах.
     В некоторых странах англосаксонской  правовой системы в узком смысле закон — это акт парламента (статут), а в широком — любая  форма писаного и неписаного права, которое подлежит судебной защите. В частности, к закону может быть отнесен акт исполнительной власти или обычай. Парламент, как орган, принимающий статуты, может в форме закона регулировать практически любые вопросы11.
     Своеобразно отношение к закону в некоторых  мусульманских и иных странах, где  источником права служат собрания религиозных норм. Основным источником мусульманского государственного права служат положения Корана (Священной книги) и Сунны — собрания преданий о высказываниях и действиях Мухаммеда. Отсюда законы (кануны) могут приниматься государственными органами только по вопросам, не урегулированным Кораном и Сунной12.
     В большинстве современных стран  под законом понимается нормативный  правовой акт высшего законодательного органа власти (парламента), принимаемый, как правило, с обязательным участием главы государства или главы исполнительной власти (президента или премьер-министра), которые промульгируют и обнародуют закон13.
     На  современном этапе понятие «закон»  является ключевым в российской правовой системе. Однако нормативное определение  этого понятия в законодательстве до сих пор отсутствует. Рассматривая различные признаки закона, необходимо учитывать современное его положение в системе источников права, признание за ним основной и наиболее совершенной (цивилизованной) формы выражения права, а также учет содержательных характеристик закона в рамках продекларированного Российской Федерацией курса на формирование правового государства.
     В теории права существует достаточно много определений закона. Но традиционным является представление о нем как «о нормативном акте, принятом высшим представительным органом государственной власти с соблюдением установленной конституцией процедуры либо в порядке референдума»14.
     В некоторых случаях определение  понятия закона дополняется положениями  о том, что закон обладает высшей юридической силой и содержит первичные (изначальные) правовые нормы страны, регулирует важнейшие общественные отношения, непосредственно выражает общую государственную волю и др.15
     В полном объеме разработка классического  понимания закона, как особой формы юридического акта законодательного (представительного) органа государственной власти, в условиях реализации принципа разделения властей стало возможным в России после принятия Конституции Российской Федерации 1993 года16. Правом принимать федеральные законы, по Конституции Российской Федерации, обладает Государственная Дума (ст. 105 Конституции Российской Федерации), являющаяся одной из палат Федерального Собрания, а законы субъектов Российской Федерации принимают законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
     Закон — это акт законодательной  власти, принимаемый по основным вопросам жизни государства и общества. Только этот нормативный правовой акт, отражающий глубинные демократические  ценности, соответствует закономерностям социального развития, является инструментом государственного управления и гарантом справедливости правосудия, прав и законных интересов граждан. В условиях строительства правового государства, демократизации сфер общественной жизни, роль закона возрастает. Казалось бы, накопленный отечественный и зарубежный опыт законодательной деятельности делает излишними пояснения о природе закона, тем не менее и в прошлом, и сейчас встречается немало упрощенных и ошибочных представлений о законе, затрудняющих законодательный процесс и неизбежно порождающих недолговечные, невысокого качества законы, не получающие поддержки общества.
     Закон — это нормативный правовой акт, принятый высшим законодательным (представительным) органом государственной власти в особом процедурном порядке или референдумом, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Особый порядок принятия и опубликования законов — необходимое условие придания рассматриваемым актам должной юридической силы. Закон, выражая суверенную волю народов Российской Федерации, является важнейшим эталоном поведения для всех субъектов права и выступает как нормативная основа при осуществлении главных внутренних и внешних функций государства.
     Законы издаются в установленном порядке, с соблюдением предусмотренных требований уполномоченными на их издание субъектами, имеют заранее очерченную сферу действия во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Глава II. Классификация и признаки закона

2.1. Виды законов

     Существуют  разные классификации закона. Изучение классификации законов имеет  не только большое теоретическое, но и важное практическое значение. Ведущее  положение отрасли, призванной регулировать наиболее существенные отношения в  сфере установления и реализации народовластия, предопределяет особый интерес к характеру ее источников, а сложившаяся в последние годы тенденция к преимущественному закреплению конституционных отношений в форме закона обусловливает значимость изучения и углубленного анализа именно этого нормативного акта.
     С философской точки зрения, всякая классификация представляет собой  способ применения логической операции, деления объема понятия. Классификацию  законов можно проводить по различным  критериям, но при этом следует исходить из понимания сущности закона и его содержательных признаков17.
     В. Е. Крутских отмечает, что, будучи единым по способу формирования, положению  в правовой системе государства  и роли в регулирования общественных отношений, закон в то же время  делится на определенные виды. По значимости содержащихся в законе норм они делятся на конституционные, органические и обыкновенные. Обычные законы делятся на кодификационные и текущие. В федеративных государствах различаются федеральные законы и законы субъектов Федерации. Особую группу составляют чрезвычайные законы18.
     Некоторые авторы выделяют закон в широком  и в узком смыслах слова. В  широком смысле слова — это  все нормативные правовые акты, любые  установленные государством общеобязательные правила поведения, т. е. включают в себя и нормативный акт, и судебный прецедент, и санкционированный обычай. В узком смысле закон — это акт высшей юридической силы, принятый в особом порядке высшим представительным органом законодательной власти либо непосредственным волеизъявлением населения (референдумом)19.
     Г. Т. Чернобель различает следующие  виды законов20: основные, особые, текущие (обыкновенные). Критерием такого разграничения служит то, какой орган власти его издал и какие конкретные правоотношения он регулирует.
     Перечень законов обширен, некоторые развивают и дополняют конституционные положения; одни законы действуют в течение установленного для них срока, для других же срок действия не обозначен; одни преимущественно материальные по своему содержанию, другие преимущественно процессуальные и т. д.
     Современные российские законы состоят из двух уровней: законы Российской Федерации  и законы субъектов Российской Федерации. Основой для разделения российского  законодательства на два уровня является предоставление законотворческих полномочий субъектам Российской Федерации. Нормативной базой для осуществления законотворческой деятельности на двух уровнях являются положения ст. 71—72 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которыми федеральные законы имеют верховенство не во всех случаях, а только по вопросам, отнесенным к ведению Российской Федерации или к совместному ведению Федерации и ее субъектов. Вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения Федерации и ее субъектов: республики, края, области, города федерального значения — автономные округи и автономная область осуществляют собственное правовое регулирование, принимая законы и иные нормативные правовые акты.
     Фактическое существование двухуровневой системы  законодательства нашло свое отражение  и в особой терминологии, введенной Конституцией Российской Федерации. Законы, принятые Федеральным Собранием по предметам ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, именуются «федеральными». Субъекты же принимают самостоятельно законы и иные нормативные правовые акты. Юридическую базу, платформу всего законодательства в субъектах составляют их учредительные документы — конституции и уставы. Это основные законы субъектов Российской Федерации.
     К понятию «закон» можно отнести  следующие виды актов федерального уровня, которые действуют на всей территории Российской Федерации: Конституция Российской Федерации, законы Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы, принятые путем референдума. Также на территории Российской Федерации действуют законы СССР и РСФСР в части, не противоречащей законам Российской Федерации.
     Необходимо  отметить, что любая классификация  условна и во многом зависит от подхода исследователя. В качестве разновидностей федеральных законов выделяют также федеративный договор и декларации о суверенитете, имеющие учредительное значение21.
     На  уровне субъектов Российской Федерации  действуют конституции и уставы субъектов Российской Федерации, конституционные законы республик, кодексы и законы субъектов Российской Федерации, принимаемые законодательными органами субъектов Российской Федерации. Для третьего уровня российской правовой системы (акты органов местного самоуправления) издание актов в форме закона не характерно.
     Закон представляет собой многомерное  явление, и было бы неверно измерять его только с юридической точки  зрения. Не менее важной является познавательная характеристика закона. Ведь закон  рождается в результате трудного и противоречивого познания общественных явлений и отношений, несет в себе сгусток знаний, оценок и информации, что придает законодательной деятельности характер познавательного процесса22. Закон, по своей сути, не просто отображение действительности, а воспроизведение ее существенных характеристик, в нем находят свое отражение закономерности общественного развития. В законе воплощаются юридические и другие знания, и, в свою очередь, он становится источником получения новых знаний о праве.
     Закон представляет собой специфический  документ с точки зрения внутренней структуры и содержащихся в нем регуляторов. Именно закон отличается структурированностью нормативного материала особого рода и разделением его на составные части — преамбулу, разделы, главы статьи, заключительные (переходные) положения23. Такая сложная структура свидетельствует о сложности и масштабности решаемых законом задач. Именно закону присущи нормы наиболее широкого диапазона действия.
     Форма закона определяет пределы влияния  на регулируемые актом отношения. Выбор  формы закона предоставлен издающему его органу и осуществляется на основе предполагаемого места закона как в системе конкретной отрасли законодательства, так и в системе российского права в целом17. Таким образом, выбор формы закона обусловлен спецификой отрасли законодательства, объемом правового регулирования, традициями, сложившимися в законодательной практике, целями, которые преследует законодатель.
     Наиболее  часто привлекают внимание ученых такие  формы закона, как основы законодательства и кодексы. Некоторые правоведы определяют закон о поправках к Конституции РФ, закон о ратификации и денонсации международных договоров РФ как самостоятельные формы закона. По нашему мнению, это не формы, а виды законов. Для каждого вида законов существует своя процедура принятия. Также данные виды законов различаются по предмету правового регулирования. Но, по нашему мнению, это разновидности законов федерального уровня.
     Закон выделяется среди других нормативных  правовых актов значимостью регулируемых им общественных отношений. Поэтому нормы закона являются базой для создания других нормативных правовых актов, оказывают влияние на содержание всей правотворческой деятельности: определяют систему и объем правотворчества, устанавливают способы правового воздействия. Законы, с одной стороны,— акты первичного характера, они являются основой для нормотворческой деятельности, это предписания, которые дают начало всей правовой системе страны, а с другой — подобное регулятивное воздействие закона именно на эти отношения определяет его верховенство среди других нормативных правовых актов.

2.2. Признаки закона

     В настоящее время закон как  ведущий нормативно-правовой акт  традиционно наделяется такими формально-юридическими признаками и чертами, как: а) нормативность  и общеобязательность, ибо закон – это, прежде всего, нормативно-правовой акт; б) особый порядок принятия, изменения и отмены, в особенности когда речь идет о конституционных законах; в) непосредственное выражение государственной воли; г) опосредование наиболее важных общественных отношений; д) первичный характер содержащихся в законе норм; е) преследование стратегических целей, интересов и задач; ж) обладание высшей юридической силой по отношению ко всем иным источникам права24
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.