На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Статистико-экономический анализ себестоимости продукции на примере ФГУП «Соликамский завод «Урал»

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 21.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Статистико-экономический  анализ себестоимости  продукции
  на примере ФГУП  «Соликамский завод «Урал» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 
 

Введение 3
1.Себестоимость как экономическая категория 4
    1.1.Виды и показатели себестоимости 5
2. Производственно-экономическая характеристика ФГУП "Соликамский завод "Урал"  
7
3. Статистико-экономический анализ уровня себестоимости  ФГУП «Соликамский завод «Урал»  
9
3.1. Индексный метод 12
3.2. Изменение уровней себестоимости 20
3.3. Вариация себестоимости 24
3.4. Корреляционно-регрессивный анализ себестоимости 25
Выводы  и предложения 33
Список  использованных источников 35
 
 
 
 
 
 
Введение 

     Изучение  себестоимости продукции позволяет  дать более правильную оценку уровню показателей прибыли и рентабельности, достигнутому на предприятии. В обобщенном виде себестоимость продукции отражает все стороны хозяйственной деятельности предприятий, их достижения и недостатки. Можно отметить, что себестоимость применяется для исчисления национального дохода в масштабах страны, является одним из основных факторов формирования прибыли, является одной из основных частей хозяйственной деятельности и соответственно одним из важнейших элементов управления. Себестоимость продукции неразрывно связана почти со всеми показателями хозяйственной деятельности предприятия, и они получают в ней свое отражение.
     В современных условиях работы предприятия  большую роль играет снижение издержек  производства.  Связано  это  в  первую  очередь  с  тем,  что   на продовольственном  рынке   много    однородной    продукции    не    только отечественного,  но  и импортного  производства.   Соответственно   большая конкуренция. Поэтому все чаще финансовая  служба  вынуждена  находить  новые резервы  снижения  себестоимости  производимой  продукции.  Еще  одна  из проблем, с которой сталкиваются предприятия при работе – темпы роста цен  на материальные  затраты  во  много  раз   опережают   темпы   роста   цен   на производимую   продукцию.  Поэтому  вопрос   снижения   себестоимости актуален и сегодня. Это один из путей финансовой устойчивости предприятия  в конкурентной борьбе.
     Цель  курсовой работы – выявить резервы  снижения  себестоимости  продукции  ФГУП «Завод Урал».
     Задачи  курсовой работы:
     - изучить методику определения  уровня  себестоимости;
     - сделать экономико-статистический  анализ  себестоимости;
     - выявить   влияние отдельных   затрат   на   себестоимость;
     - сделать    поэлементный    анализ себестоимости.  
     В   работе   использованы следующие  методы: наблюдения, абсолютные и относительные  величины,  таблицы графики, сводка и группировка, средние величины, показатели  вариации,  ряды динамики, индексы, корреляционно-регрессионный анализ.
     Источником  информации послужили годовые отчеты  ФГУП «Завод Урал» за 2006-2010 годы, а также производственные планы. 
 
 
 
 

 

1. Себестоимость как  экономическая категория 

     Затраты предприятия в денежной форме  на все  элементы  процесса  производства   представляют   собой   себестоимость  продукции, работ и услуг. Эти  затраты определяются в текущих ценах по  сумме фактических  расходов  предприятий  на  оплату  труда  с  отчислениями,   на приобретенные  средства  производства  и   услуги.   Элементы   собственного производства  обычно включаются в  затраты  по  себестоимости или по рыночным ценам.
     В  связи  с  экономической   важностью   и   сложностью   формирования
     себестоимости этот показатель определяют на каждом  предприятии  в  процессе бухгалтерского учета в разрезе  номенклатуры производимой продукции и отдельных производств. Сначала получают систему абсолютных показателей  затрат,  а  за тем средних и относительных — на единицу продукции, работ или  услуг,  и др.   Наиболее   общим   показателем себестоимости по группе разнородных продуктов являются средние затраты на  1 руб. валовой или товарной продукции.
     Классификация и содержание затрат, включаемых в  себестоимость,  строго регламентируются стандартами бухгалтерского  учета  и  другими  нормативными документами как в целях обеспечения сопоставимости показателей,  так  и  для правильного разделения текущих затрат и чистого  дохода,  за  счет  которого также проводятся затраты на предприятиях, например,  на  содержание  рабочей силы, решение социальных вопросов и др.
     Затраты долговременных периодов на приобретение  и  создание  основных средств, производимые за счет чистого дохода, амортизационных  отчислений  и других средств, в себестоимость продукции не входят, а учитываются  отдельно как капитальные вложения.
     При  обобщении  данных  бухгалтерского  учета  получают  абсолютные  и средние показатели затрат и себестоимости по группам предприятий,  секторам, отраслям,  территориям,  по  календарным  периодам,  группам  продуктов.   В статистике   изучаются   фактические   (отчетные)   показатели   затрат    и себестоимости, а  в  хозяйственной  практике  также  используются  плановые, нормативные,  расчетные,  ожидаемые  показатели,  с  которыми   сравниваются фактические данные в процессе анализа.
     Правильное  исчисление себестоимости продукции  имеет большое  значение: чем лучше организован учет,  чем  совершеннее  методы  калькулирования,  тем легче выявить посредством анализа резервы снижения себестоимости продукции.
     3атраты, образующие себестоимость продукции,  группируются по экономическим  элементам:
    - материальные затраты;
    - затраты на оплату труда;
    - отчисления на социальные нужды;
    - амортизация основных фондов;
    - прочие затраты.
     Группировка затрат по элементам дает возможность  судить об объеме расхода сырья, материалов, топлива, энергии и т.д., а также  является основой для исчисления величины чистой продукции.
     Метод группировок используется и при  исследовании структуры себестоимости  продукции по статьям калькуляции.
     Группировка по статьям калькуляции позволяет  произвести распределение всех расходов предприятия по тому или иному конкретному назначению, дает возможность выявить затраты на отдельных участках производства и тем самым определить вклад каждого участка в себестоимость продукции.  
 

     1.1.Виды  и показатели себестоимости 

     Различают три вида себестоимости:
     - цеховая себестоимость, охватывающая затраты на производство продукции в пределах цеха;
     - производственная себестоимость (или себестоимость готовой продукции), включающая в себя все затраты, непосредственно связанные с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг (цеховую себестоимость, общезаводские расходы, затраты вспомогательного производства);
     - полная себестоимость продукции (себестоимость реализованной продукции), которая охватывает помимо производственных и внепроизводственные (коммерческие) расходы, связанные с реализацией продукции (расходы на тару, упаковку изделий, доставку продукции до станции отправления и др.).
     При анализе производственных затрат проводят сравнение плановой и фактической  себестоимости продукции. Плановая себестоимость определяется исходя из плановых норм расхода и других показателей в начале планируемого периода. Фактическая себестоимость продукции исчисляется по данным бухгалтерского учета о фактических производственных затратах, имевших место в текущем периоде.
     Для контроля за рациональным использованием материальных, трудовых и денежных ресурсов необходимо иметь информацию не только о том, что затрачено в процесс е производства, но и на какие цели и где эти затраты произведены с подразделением по видам продукции. Для этих целей предназначена группировка затрат по калькуляционным статьям. Она предусматривает объединение расходов, связанных с производством и реализацией продукции, в группы в соответствии с их целевым назначением, функциональной ролью в производственном процессе. Этим же целям служит и группировка издержек обращения торговых организаций по статьям в зависимости от назначения и роли в продвижении товаров до потребителей. Перечень статей, их содержание и методы распределения при калькулировании себестоимости отдельных видов продукции (работ, услуг) определяются отраслевыми методическими рекомендациями по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг). В общем виде номенклатура статей затрат выглядит следующим образом:
- сырье, материалы, покупные изделия и полуфабрикаты;
      - услуги производственного характера сторонних организаций;
      - расходы на оплату труда работников, непосредственно занятых выпуском продукции (работ, услуг);
      - отчисления на социальные нужды;
      - расходы по содержанию и эксплуатации машин и оборудования;
  - общепроизводственные расходы;
      - потери от брака;
      - общехозяйственные расходы;
      - коммерческие расходы.
     По  отношению к технологическому процессу издержки производства подразделяются на, две группы: основные расходы, непосредственно связанные с процессом производства продукции, и накладные расходы, связанные с обслуживанием производства и его управлением.
     По  способу распределения между  видами производимой продукции проводится различие также между прямыми и косвенными расходами. Прямые затраты могут быть непосредственно отнесены на конкретные виды продукции (работ, услуг) и распределены между ними.
     По  связи с объемом производства затраты можно разделить на условно переменные и условно постоянные. Размер первых увеличивается или уменьшается соответственно изменению объема производства (например, сдельная заработная плата производственных рабочих, затраты на основные материалы и т.п.). Величина условно постоянных затрат не находится в непосредственной зависимости от объема выпуска продукции (расходы на отопление и освещение помещений, арендная плата за помещение и др.).
     Издержки  обращения по экономической природе  подразделяются на чистые и дополнительные. Чистые издержки обращения связаны с организацией товарно-денежного обмена, сопровождающегося переходом права собственности на товар от одной единицы к другой (расходы на рекламу, затраты на оплату труда, расходы на аренду помещений и др.). Дополнительные издержки обращения - это затраты, священные с продолжением процесс а производства в сфере обращения (транспортировкой, доработкой, расфасовкой, упаковкой, хранением товаров). 

 

2. Производственно-экономическая  характеристика 
ФГУП "Соликамский завод "Урал" 

     Федеральное Государственное Унитарное Предприятие "Соликамский завод "Урал" относится к предприятиям военно-промышленного комплекса. Форма собственности – государственная. Вид деятельности – оборонная промышленность.
     Имущество завода состоит из основных фондов и оборотных средств.
     Источником  финансирования завода являются доходы, полученные от реализации продукции (работ, услуг); кредиты банка; целевое финансирование из бюджета; дохода от ценных бумаг.
     Завод «Урал» был создан на основании Постановления  Совнаркома Союза ССР N 1510-621 от 06.07.41г. Успехи нашего предприятия в прошлом основывались на выпуске продукции для военно-промышленного комплекса страны. 
     Управление  заводом осуществляется в соответствии с Законодательством РФ и уставом  завода. Завод является самостоятельным хозяйствующим субъектом с правами юридического лица. Имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, свой расчетный счет, валютный счет и другие счета в банках РФ. Завод осуществляет свою деятельность на основе полного хозяйственного расчета и самофинансирования.
     Предприятие не имеет филиалов, представительств и дочерних организаций.
     Учредителем предприятия является Министерство имущественных отношений РФ и  Российское агентство по боеприпасам  в соответствии с действующим  законодательством РФ.
     В состав завода входят Дом спорта, Дом  культуры и санаторий-профилакторий.
     Миссия  завода состоит в укреплении военно-промышленного  комплекса и повышения обороноспособности страны. Предприятие создано в  целях удовлетворения общественных потребностей в результате деятельности и получения прибыли.
     Для достижения вышеуказанных целей, предприятие осуществляет в установленном законодательством РФ порядке следующие виды деятельности:
    производство, реализация, хранение и утилизация продуктов спецхимии;
    производство продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления;
    эксплуатация опасных производственных объектов;
    автотранспортные перевозки;
    ремонт зданий и сооружений;
    монтаж, ремонт, эксплуатация контрольно-измерительных приборов и автоматики, теплоэнергетического оборудования и энергоустановок;
    организация учебных курсов (обучение работников);
    оказание социальных услуг (санаторно-курортное лечение, организация отдыха, спортивно-оздоровительные услуги);
    организация общественного питания;
    услуги кабельного телевидения;
    услуги по передаче электроэнергии;
    услуги по добыче передаче воды;
    услуги по сбору стоков.      
     С 1962 года организовано производство резинотехнических  изделий, начато освоение выпуска рукавов  высокого давления РВД. РВД с маркой «Соликамский завод  «Урал» являются сертифицированной продукцией, и используется в машиностроении, сельхозтехнике. Производство резинотехнических изделий ПРТИ сейчас это самое крупное производство на заводе объем производства составляет примерно 50% всей продукции завода, это самый высокий показатель из всех выпускаемых видов продукции. Кроме того, в перечень производимой заводом продукции входят нитроцеллюлозные, лакокрасочные материалы к ним относятся: нитроэмали различного назначения в широкой цветовой гамме, мебельные лаки различных марок, растворители для эмалей, стойкие краски для покрытия поверхностей в агрессивной среде.
     С конца 90-х годов, в связи с отсутствием  государственного заказа, завод перешел  на выпуск продукции народно-хозяйственного назначения. А именно производство лакокрасочной и резинотехнической продукции. В перечень лакокрасочного производства входит изготовление нитроэмалей различного назначения в широкой цветовой гамме, мебельных лаков различных марок, растворителей для эмалей.
     Основные  и постоянные покупатели нашей продукции:
     К резинотехнической продукции относятся рукава высокого давления (РВД) с металлическими оплетками неармированные, резиновые смеси, напорно-всасывающие рукава.
     В настоящее время производство резинотехнических  изделий – это самое крупное  производство на заводе. 
     Наиболее крупные покупатели продукции резинотехнического производства (РТИ): г. Балашиха ЗАО «Металлорукав»; г. Винница ОАО «Винницкий завод тракторных агрегатов»; г. Иркутск ЗАО «Ювенк-Энерпред»; г. Кировоград ЗАО «Кировоградская промышленная компания»; г. Москва ООО «Позитив СК Сервис»; г. Чебоксары ОАО «Промтрактор» и т.д.
     Лакокрасочное производство (ЛКП) по объемам  реализации продукции стоит на втором месте, носит сезонный характер. Основной объем продаж приходится на весенние и летние месяцы.
     К постоянным и наиболее крупным покупателям продукции  ЛКП относятся: г. Глазов «Глазовская мебельная фабрика»; г. Можга ОАО «Лесокомбинат»; г. Челябинск  ЗАО «Краснодеревщик»; г. Ижевск АО «Ижмебель» и т.д.
3. Статистико-экономический  анализ уровня 
себестоимости ФГУП «Соликамский завод «Урал» 

     Как видно из таблицы 1 фактические затраты  ФГУП "Соликамский завод "Урал" ниже плановых на 7396 тыс. руб. (полная себестоимость). 

     Таблица 1. - Затраты на производство продукции 

Элемент затрат Сумма (тыс. руб.) Структура затрат, %
план факт Отклонения (+,-) план факт Отклонения (+,-)
Материальные  затраты 150786 143346 -7440 63,1 61,9 -1,2
Заработная  плата 48700 48517 -182 20,4 21,0 +0,6
Отчисления  с заработной платы 18165 17728 -437 7,6 7,7 +0,1
Амортизация основных средств 4190 4250 +60 1,8 1,8 -
Прочие  расходы 16979 17580 +601 7,1 7,6 +0,5
Полная  себестоимость 238820 231422 -7396 100,0 100,0  
В том  числе: Переменные расходы
146860 142062 -4798 61,5 61,4 -0,1
Постоянные  расходы 91960 89360 -2600 38,5 38,6 +0,1
 
     Экономия произошла почти по всем видам (кроме амортизации и прочих) и особенно по материальным затратам. Уменьшилась сумма, как переменных, так и постоянных расходов. Изменилась несколько и структура затрат: уменьшилась доля материальных и прочих расходов, а доля заработной платы увеличилась. 

 

Диаграмма 1. Фактическая структура затрат на производство продукции за отчетный год
     Общая сумма затрат может измениться из-за объема выпуска продукции в целом  по предприятию, ее структуры, уровня переменных затрат на единицу продукции и суммы постоянных расходов на весь выпуск продукции:
     З общ = ? (VВП общ*УД I * В I) + А
     Данные для расчета влияния этих факторов приведены в таблице № 2.
     Таблица 2. - Исходные данные для факторного анализа общей суммы издержек на производство и реализацию продукции 

затраты Сумма (тыс.  руб.)
Факторы изменения затрат
Объем выпуска продукции Структура продукции Переменные  затраты Постоянные  затраты
По  плану на плановый выпуск продукции: ?(VВПi пл*Вi пл)+Апл 56565,2 план план план План
По  плану, пересчитанному на фактический объем производства продукции при сохранении плановой структуры: ?(VВПiпл *Вiпл)*Квп +Апл
52549,8 факт план план план
По  плановому уровню на фактический выпуск продукции при фактической ее структуре: ?(VВП i ф*Вi пл)+Апл 54514,8 факт факт план план
Фактические при плановом уровне постоянных затрат: ?(VВПiф*Вiф)+Апл 54806,5 факт факт факт план
Фактические: ?(VВПi ф*Вi ф)+Аф 54762,4 факт факт факт факт
 
     Из  таблицы видно, что в связи  с недовыполнением плана на 4,56% (коэффициент выполнения плана = 0,9544) по лакокрасочной продукции сумма затрат уменьшилась на 4015,4 руб. (52549,8-56565,2).
     За  счет изменения выпуска лакокрасочной  продукции сумма затрат возросла на 1965 руб. (54514,8-52549,8). Это свидетельствует о том, что в общем выпуске лакокрасочной продукции увеличилась доля затратоемкой продукции.
     Из-за понижения  уровня удельных переменных затрат перерасход издержек на производство продукции составил  291,7 руб. (54806,5-54514,8).
     Таким образом, общая сумма затрат ниже плановой на 1802,8 руб. 
(54762,4-56565,2), в том числе за счет недовыполнения плана по объему производства продукции и изменения ее структуры она понизилась на 2050,4 руб. (54514,8-56565,2), а за счет роста себестоимости продукции – на 247,6 руб. (54762,4-54514,8).

     Важный  обобщающий показатель себестоимости  продукции- затраты на рубль товарной продукции, который выгоден, тем, что, во-первых, очень универсальный, и во-вторых, наглядно показывает прямую связь между себестоимостью и прибылью.
     Таблица 3.- Динамика затрат на рубль товарной продукции 

Год ФГУП "Соликамский  завод "Урал"
Уровень показателя, % Темп роста, %
2006 91,9 100,0
2007 95,5 103,9
2008 97,7 102,3
2009 85,9 87,9
2010 89,3 104,0
 
     Из  таблицы 3 видно, что с 2002 года предприятие добилось определенных успехов в снижении затрат на рубль всей производимой предприятием товарной продукции.
     
     Диаграмма 2. Темпы роста 

     Влияние факторов на изменение  затрат на рубль  товарной лакокрасочной продукции  рассчитывается методом цепной подстановки по данным таблицы 4 и 5. 

     Таблица 4. - Выпуск товарной продукции 

Показатели СУММА (тыс. руб.)
товарная  продукция по плану: ? (VВП i пл * Ц i пл) 245944
товарная  продукция фактически при плановой структуре и плановых ценах: ? (VВП i ф * Ц i пл)+- ?ТПстр. 232171
фактически  по ценам плана: ? (VВП i ф * Ц i пл) 232077
фактически  по фактическим ценам: ? (VВП i ф * Ц i ф) 232077
 
     Таблица 5. - Расчет влияния факторов на изменение суммы затрат на рубль товарной продукции 

Затраты на рубль товарной продукции Фактор
Объем производства Структура производства Уровень удельных переменных затрат Сумма постоянных затрат Отпускные цены на продукцию
План=56565,2/245944=18,53 план план план план план
Усл. 1= 52549,8/232171=22,63 факт план план план план
Усл. 2= 54514,8/232077=23,49
факт факт план план план
Усл. 3= 54806,5/232077=23,62
факт факт факт план план
Усл. 4= 54762,4/232077=23,6
факт факт факт факт план
Факт= 54762,4/232077=23,6 факт факт факт факт факт
? общ.=(23,6-18,53)=5,07 +4,1 +0,86 +0,13 -0,02 -
 
     Аналитические расчеты (таблица 5) показывают, что предприятие увеличило затраты на рубль товарной продукции ЛКМ (лакокрасочная продукция) на 5,07 руб. (23,6-18,53), в том числе за счет: уменьшения объема производства продукции на 4,1 руб; изменение структуры производства на 0,86 руб.
     Чтобы установить влияние исследуемых  факторов на изменение суммы прибыли, необходимо абсолютные приросты затрат на рубль товарной продукции за счет каждого фактора умножить на фактический объем реализации продукции, выраженный в плановых ценах (таблица 6).
     Таблица 6. - Расчет влияния факторов на изменение суммы прибыли 

фактор Расчет влияния Изменение суммы  прибыли, (тыс. руб.)
Объем выпуска товарной продукции 4,1*245584/100 -10068,9
Структура товарной продукции 0,86*245584/100 -2112,02
Уровень переменных затрат на единицу продукции 0,13*245584/100 -319,26
Увеличение  суммы постоянных затрат на производство и реализацию продукции -0,02*245584/100 +49,12
Изменение уровня отпускных цен на продукцию - -
ИТОГО:   -12451,06
 
     Из  таблицы видно, что изменению  прибыли способствовали снижение объема выпуска лакокрасочной продукции, изменение ее структуры. 

3.1. Индексный метод 

     Индексы себестоимости  продукции.  Весьма  широкое  распространение  в практике планирования и  учета  получили  индексы  себестоимости  продукции. Экономический смысл этих  индексов  заключается  в  том,  что  они  выражают результаты  хозяйственной  деятельности   предприятий   или   строек   путем сопоставления фактических затрат на  производство  продукции  с  нормальными затратами.
     Введем  следующие обозначения:
     Zo - себестоимость единицы продукции в предшествующем (базисном) периоде;
     ZПЛ - себестоимость единицы продукции, предусмотренная в плановых расчетах на текущий период;
     Zl - фактическая себестоимость единицы продукции в текущем периоде;
     qпл - объем выпуска продукции по программе производства на текущий период в натуральных единицах измерения;
     q1 - фактический объем выпуска продукции в текущем периоде в натуральных единицах измерения.
           Для характеристики изменения себестоимости единицы продукции используются следующие показатели:
    Индекс планируемого (ожидаемого) изменения себестоимости единицы продукции:      .
    Абсолютное изменение себестоимости единицы продукции по плановым расчетам (насколько дешевле или дороже по плану должен обходиться организации выпуск изделия в отчетном периоде по сравнению с базисным):
     
.

     Затраты на единицу продукции Эмаль НЦ –25 белая в базисном периоде составляли 28,51 тыс. руб., а по плановым расчетам на текущий 2011 год 28,40 тыс. руб. (Таблицу 7) Следовательно, планом предусмотрено снижение себестоимости одного изделия на 0-11 тыс. руб., или на 0,4% 

     Таблица 7. - Затраты на производство продукции 

Год

              Затраты на единицу

производимого изделия (тыс. руб.)
Кол-во произведенной  продукции (тн)
2006(баз) 28-51 50,0
2007 28-50 51,8
2008 28-48 52,7
2009 28-40 50,9
2010 28-30 51,7
План  на 2011 28-40 34,7
 
     

    Ожидаемый размер экономии (дополнительных затрат) в результате изменения себестоимости данного вида продукции
     
.

     Выпуск  продукции Эмаль НЦ-25 в соответствии с программой производства на 2011 год должен составить 34,7 тн. Следовательно, на производство этого количества продукции надо затратить, по предварительным расчетам, на 3,82 тыс. руб. меньше, чем требовалось бы в базисном периоде:
     Эпл = (28,40 – 28,51) 34,7 = -3,82тыс.руб.
    Индекс динамики себестоимости единицы продукции:
     
.

    Абсолютное изменение себестоимости единицы продукции в отчетном периоде по сравнению с базисным:
     
.

    Размер фактической экономии затрат в результате изменения себестоимости данного вида продукции:
     Эф = (z1 – z0)q1.
     Фактическая себестоимость продукции Эмаль  НЦ-25 в текущем периоде 2010 года 28-30 тыс. руб., а объем выпуска 51,7 тн. Таким образом, фактическое снижение себестоимости данной продукции по сравнению с базисным периодом составило 1%, или 0,21 тыс. руб., что привело к уменьшению затрат на производство на 10-86 тыс. руб.
     

     ?Zф = 28,30 – 28,51 = -0,21 тыс.руб;
     Эф = - 0,21*51,7 = -10,86 тыс.руб.
    Индекс выполнения плана по себестоимости единицы продукции:
     
.

     Между рассмотренными индивидуальными индексами  имеется следующая зависимость:
     
.

    Абсолютное изменение себестоимости единицы продукции по сравнению с планом:
     
.

     Рассматриваемая продукция, имеет сверхплановое  снижение себестоимости составляет 0,1 тыс. руб., или 0,4%
     

      28,30 – 28,40 = -0,1 тыс. руб.
     Сопоставляя размер фактической экономии затрат с ожидаемой (плановой) величиной, рассчитывают размер сверхплановой экономии затрат (или перерасхода средств):
     Эсв.пл = Эф - ЭПЛ.
     Наличие сверхплановой экономии может быть связано с двумя факторами: во-первых, с отклонением фактического выпуска от запланированного объема (q1 и qпл) и, во-вторых, с отклонением фактического Уровня себестоимости единицы продукции от запланированного уровня (Z1 и Zпл) Размер сверхплановой экономии, полученный за счет каждого фактора, определяют следующим образом:
           а) за счет отклонения фактического выпуска от запланированного:
     
;

     б) за счет отклонения фактического уровня себестоимости от запланированного:
     
.

     В текущем периоде фактическое  снижение себестоимости соответствовало  запланированному, и увеличение выпуска на 17 тн.(51,7-34,7) привело  к дополнительному снижению затрат на производство изделия Эмаль НЦ-25 на 64,94 тыс. руб. по сравнению с ожидаемой экономией [Э.св.пл = (-3,82х(51,7 – 34,7) = -64,94 тыс. руб.]. Однако в текущем периоде не только увеличился выпуск продукции, но и произошло снижение себестоимости единицы изделия по сравнению с плановыми расчетами, что также привело к дополнительному снижению затрат на 5,17 тыс. руб [Э2св.пл = (28,30 – 28,40) 51,7 = -0,1 * 51,7тн = -5,17 тыс. руб]. Таким образом, затраты на производство изделия Эмаль НЦ-25 снизились дополнительно на 5,17 тыс. руб по сравнению с ожидаемой величиной экономии [Эсв.пл = Э.св.пл + Э2СВ.пл = (-64,94) + (-5,17) = -70,11 тыс. руб.].
     Себестоимость единицы продукции может отличаться по отдельным участкам производства и предприятиям, что объясняется различием условий производства, цен на используемые в производстве сырье и материалы и другими факторами.
     Средний уровень себестоимости продукции, выпускаемой на ФГУП "Соликамский завод "Урал" и, рассчитывается по формуле:
     
,

где - общие затраты по группе предприятий;
- общий выпуск продукции.
     Средний уровень себестоимости продукции  по предприятию зависит не только от уровня затрат на единицу данного вида продукции на каждом предприятии, но и от доли каждого предприятия в общем объеме выпуска. Чем больше доля предприятий с низким уровнем затрат на единицу продукции, тем ниже средний уровень себестоимости данного вида продукции, и наоборот.
     При изучении динамики среднего уровня себестоимости  определенного вида продукции возможно использование следующей системы  индексов себестоимости: индекс себестоимости переменного состава, индекс себестоимости постоянного состава и индекс влияния структурных сдвигов на изменение среднего уровня себестоимости.
     Сравним следующие данные по двум предприятиям, выпускающим один вид продукции: 

     Таблица 8. - Индекс себестоимости 

Предприятие Себестоимость единицы продукции, д.е. Выработано  продукции, шт. Индекс  себестоимости
Изменение себестоимости, %
в базисном периоде z0
в текущем периоде z1 в базисном периоде q0 в текущем периоде ql
Завод "Урал" 28,51 28,3 50,0 51,7 0,993 -0,007
Конкуренты 28,60 28,42 50,0 49,3 0,994 -0,006
Итого 28,55 28,36 100 101 0,9935 -0,0065
 
     Индекс  себестоимости переменного состава  характеризует динамику среднего уровня себестоимости данного вида продукции по двум предприятиям:
     
=28,36:28,55= 0,993 или 0,7%.

     Таким образом, средняя себестоимость  единицы изделия в отчетном периоде  по сравнению с базисным снизилась в 0,0065 раза (на  0,7%) или в абсолютном выражении - на 0,19 тыс.руб. изменение среднего уровня себестоимости произошло за счет двух факторов:
    снижения уровня затрат на единицу продукции на каждом предприятии (на первом предприятии - на 0,007%, а на втором - на 0,006%);
    изменения доли предприятий с разным уровнем затрат на единицу продукции в общем объеме выпуска (доля первого предприятия возросла с 50 до 51,19%, а второго предприятия - снизилась с 50 до 48,81%)
     Структурный фактор увеличил снижение среднего уровня себестоимости продукции, поскольку в общем объеме производства увеличилась  доля предприятия с более низким уровнем затрат в расчете на одно изделие. Оценим влияние каждого фактора в отдельности.
     Влияние первого фактора характеризует  индекс себестоимости постоянного  состава, который исчисляется по формуле:
     
28,36 : 28,26 = 1,003.

     Себестоимость изделия в среднем (без учета  влияния структурных сдвигов) снизилась  в 1,003 раза (на 3,0%), или 0,10 тыс.руб.
     Влияние структурного фактора на изменение  средней себестоимости единицы продукции характеризует индекс структурных сдвигов:
     
28,26 : 28,36 = 0,996.

     Это означает, что за счет структурного фактора средний уровень себестоимости снизился на 0,4%, или на 0,10 тыс.руб.
     Взаимосвязь исчисленных показателей такова:
    относительные показатели
     
= 1,003* 0,996 = 0,9935;

     Рассчитаем  по каждому предприятию дополнительные затраты, связанные с ростом себестоимости продукции:
     Э1 = (Z1 Z0) q1 = (28,30-28,51)*51,7= -10,857 тыс.руб.;
     Э2 = (Z1 – Z0)q1 =(28,42-28,60)*49,3= - 8,874 тыс.руб..;
     Э1+ Э2 = +19,731тыс.руб.
           Однако с учетом влияния фактора структурных  сдвигов увеличение затрат по объединению в целом составило 4200 Д.е.:
     
 = (28,36 - 28,55) *101 = - 19,19 тыс.руб.

     К сводным показателям издержек производства, позволяющим анализировать уровень и динамику затрат на производство и реализацию разнородной продукции по предприятию в целом, относятся:
    себестоимость произведенной продукции;
    показатель затрат на 1 руб. произведенной продукции.
     Для анализа изменения себестоимости произведенной продукции по сравнению с планом или базисным периодом может быть использован следующий агрегатный индекс себестоимости продукции:
     
,

где - фактическая себестоимость произведенной продукции в отчетном периоде;
- затраты на производство  фактически выпущенной в отчетном  периоде продукции, исчисленные исходя из себестоимости единицы продукции каждого вида по плану или в базисном периоде.
     Разность  между числителем и знаменателем представляет собой фактическую сумму экономии (перерасхода), полученную в результате изменения себестоимости продукции по сравнению с плановыми расчетами или с базисным периодом.
     Показатель  затрат на 1 руб. произведенной продукции исчисляется как отношение полной себестоимости продукции к ее стоимости. Используя прежние обозначения, показатель затрат на 1 руб. произведенной продукции может быть выражен следующим образом:
     

     Этот  показатель может быть интерпретирован, во-первых, в точном соответствии с его названием как сумма затрат, необходимых для производства 1 руб. продукции (например, если h = 0,8, то это означает, что производство 1 руб. продукции обходится предприятию в 80 коп.); во-вторых, как относительная величина, характеризующая структуру стоимости продукции (продолжая пример, можно сказать, что затраты составляют 80%, а прибыль - 20% .стоимости продукции). Показатель затрат на 1 руб. продукции может быть исчислен по всей произведенной продукции, как сравнимой, так и несравнимой.
     Сопоставляя фактические и плановые (базисные) затраты на 1 руб.: произведенной  продукции, исчисляют индекс затрат на 1 руб. произведенной продукции в ценах соответствующих периодов:
     
.

     Легко видеть, что изменение затрат на 1 руб. произведенной продукции может происходить под влиянием трех факторов:
    - изменения цен на производимую продукцию;
    - изменения себестоимости единицы продукции каждого вида;
    - изменения объема и ассортимента производимой продукции.
По организации имеются следующие данные, тыс. руб.:
     Стоимость продукции (по плану) - 245944
     Себестоимость продукции (по плану) - 172161
Стоимость фактически произведенной в текущем  периоде продукции:
           в ценах, предусмотренных  в плане - 240534
     в фактических ценах текущего периода - 276146
Себестоимость произведенной в текущем периоде  продукции:
     Фактическая себестоимость - 173366
     исчисленная исходя из плановых уровней себестоимости  - 163553
Определим затраты на 1 руб. произведенной продукции:
      1) по плановым расчетам
,

Т.е. для  производства 1 руб. продукции организация  планировала затратить 70 коп.;
     2) фактические в текущем периоде
,

      Т.е. на производство 1 руб. продукции затрачено 62 коп.
     Снижение  фактических затрат на рубль произведенной продукции по сравнению с планом составляет ?h =h1 –h0 = 0,62 - 0,7 = -0,08, или 8 коп. Это отклонение обусловлено действием следующих факторов:
    изменением в объеме и ассортименте произведенной продукции по сравнению с планом:
     
- 0,7= 0,68 - 0,7 = -0,02,

     Т.е. затраты на 1 руб. продукции уменьшились  на 2 коп. (это могло иметь место  при увеличении доли изделий с меньшими затратами в расчете на 1 руб. продукции);
    изменением уровней себестоимости продукции по сравнению с планом:
     
-0,68=0,72-0,68=0,04,

     Т.е. затраты на 1 руб. продукции увеличились  на 4 коп. за счет роста себестоимости  продукции;
    изменением цен. на произведенную продукцию по сравнению с ценами, предусмотренными в плановых расчетах:
=0,62-0,72=-0,1,

Т.е. затраты  на 1 руб. продукции снизились на 10 коп. за счет роста цен.
     Общее уменьшение затрат на 1 руб. продукции  за счет всех факторов составило 8 коп. (6h = 6hq + 6. + 6hp = -0,02 + 0,04 - 0,1 = 0,08). 
 

3.2. Изменение уровней  себестоимости 

     Контроль  и управление производственными  затратами предполагает изучение состава  издержек производства по калькуляционным  статьям затрат, сравнение фактических  затрат с плановыми, определение  экономии или перерасхода по каждой статье, анализ причин отклонений и их влияния на изменение себестоимости продукции. Это позволяет оценить работу отдельных подразделений, сделать выводы относительно необходимых мероприятий для достижения поставленных целей.
     Простое сравнение фактических и плановых затрат по отдельным статьям не имеет смысла, поскольку последние определяются в расчете на запланированный объем (ассортимент) продукции, который может отличаться от фактического. Сопоставимость фактических и плановых показателей достигается корректировкой плановых затрат на фактический объем и ассортимент продукции.
           Методика анализа  влияния изменения затрат по отдельным  статьям на изменение себестоимости продукции показана в таблице 9.
     Таблица 9. - Анализ влияния изменения затрат по статьям на изменение себестоимости продукции 

Статьи затрат Затраты на произведенную в текущем периоде продукцию, Д.е. Экономия (-), перерасход (+) Изменение себестоимости продукции в текущем периоде по сравнению с планом, %
скорректированные плановые фактические в абсолютном выражении, Д.е. в относительном  выражении, %
А 1 2 3 4 5
Материалы, покупные  изделия
и полуфабрикаты
150786 120629 -30157
... ... ... ...
Полная  себестоимость продукции
+4776 +2 +2
 
       Скорректированные плановые затраты  по статье «Материалы» составили  150786 тыс. руб., а фактические 120629 тыс.руб. В данном случае имеет  место экономия затрат в размере  30157 тыс.руб., что составляет 20%. Как  снижение затрат на материалы  отразилось на себестоимости продукции? Для ответа на этот вопрос необходимо, очевидно, абсолютный размер экономии 30157 тыс.руб. сопоставить с общей суммой плановых затрат, исчисленных на фактически произведенную продукцию:
     

     т.е. снижение затрат по данной статье на 20% привело к уменьшению себестоимости продукции на 12%.
     Формализуем наши расчеты. Введем следующие обозначения:
     Sij0 - плановые затраты на производство единицы i-гo вида продукции по j-й калькуляционной статье затрат;
     Sij1 - фактические затраты на производство единицы i-гo вида продукции по j-й статье затрат;
      - фактическая сумма затрат по j-й статье в текущем периоде  (гр. 2);
      - плановая сумма затрат по j-й статье расходов на произведенную  в текущем периоде продукцию (гр. 1).
     Тогда экономия (перерасход) (гр. 3) по j-й статье расходов может быть записана следующим образом:
     
.

     Индекс  затрат по j-й статье, показывающий среднее  изменение затрат по этой статье на единицу продукции, имеет следующий вид:
     
.

     Экономия (перерасход) в относительном выражении (гр. 4), %, может быть исчислена по формуле:
     
.

     Использованный  в расчетах гp. 5 алгоритм в общем  виде может быть выражен следующим образом:
, где  - скорректированная плановая себестоимость продукции (итог гр. 1);
     Dj0 – доля j-й статьи расходов в общей сумме плановых затрат на фактически произведенный объем продукции.
     Проведем  расчет по приведенной выше формуле для нашего примера:
     
, или 80%;

     
.

     Определим изменение себестоимости (в %) произведенной  продукции за счет изменения затрат на материалы:
     (Isj – 1) D0j *100 = (0,8 – 1) 0.6 * 100 = -12%.
     Перерасход  или экономия по сравнению с планом по той или иной статье могут иметь различные причины (дефицит материалов, нехватка квалифицированного персонала, неправильное определение нормативов и др.). Последующий анализ предполагает выявление факторов, под воздействием которых изменяются затраты по каждой статье. Так, затраты на материалы зависят:
    от удельного расхода (нормы расхода) материальных ресурсов (в натуральном выражении) на единицу продукции. Обозначим mki0 и mki1 - нормы расхода k-гo вида ресурса на единицу i-гo вида продукции (в натуральном выражении) по плану и фактические;
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.