На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Социальная политика государства: цели, принципы, содержание

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 21.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
     ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ
     ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
     ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ 
 

     Факультет государственного и  муниципального управления
     Специальность 080504.65 «Государственное и муниципальное
     управление»
     Кафедра Менеджмента Государственного и муниципального управления 
 
 
 
 

     КУРСОВАЯ  РАБОТА 

     По  дисциплине «Система государственного управления» 
 
 
 

     СОЦИАЛЬНАЯ  ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА: ЦЕЛИ, ПРИНЦИПЫ, СОДЕРЖАНИЕ 
 
 
 
 
 

     Студентка                                        _______________________      А.А. Цветкова
     131 группы                                                                                      подпись
                                                                                             ___________________________________
                                                                                      дата
     Научный руководитель
     к.э.н., доцент                                    ________________________      В.Ф. Быков
                                                                                                                          подпись
                                                                ________________________
                                                                                                                             дата 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Хабаровск 2011
     СОДЕРЖАНИЕ 

     ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………  3
     1 СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: СОДЕРЖАНИЕ,
        ПРИНЦИПЫ, ЦЕЛИ…………………………………………………………   6
     1.1 Понятие социальной политики………………………………………………  6
     1.2 Цели и принципы социальной  политики……………………………………  9
     1.3 Содержание социальной политики…………………………………………  11
     1.3.1 Политика регулирования доходов  населения……………………………  11
     1.3.2 Политика занятости………………………………………………………..  14
     1.3.3 Политика социальной защиты граждан………………………………….  15
     1.3.4 Жилищная политика……………………………………………………….  17
     1.3.5 Сфера здравоохранения и обязательного  медицинского страхования… 19
     1.3.6 Сфера образования………………………………………………………..   20
     1.3.7 Культура……………………………………………………………………  22
     2 СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА  ХАБАРОВСКОГО КРАЯ……………… 24
     2.1 Занятость и безработица……………………………………………………  24
     2.2 Доходы населения…………………………………………………………...  26
     2.3 Доступность и качество жилья……………………………………………... 27
     2.4 Здравоохранение……………………………………………………………..  28
     2.5 Образование………………………………………………………………….  30
     2.6 Культура……………………………………………………………………...  35
     ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 37
     СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……... 39
     ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………… 41 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 

      Актуальность темы. Социально ориентированная рыночная экономика предполагает значительную деятельность государства в решении социальных проблем. Это связано с тем, что рыночная экономика не гарантирует трудящимся право на труд, стандартное благосостояние, образование, не обеспечивает социальную защиту инвалидов, малоимущих, пенсионеров. Поэтому возникает необходимость вмешательства государства в сферу распределения дохода путем проведения социальной политики.
     Социальная  политика как система представляет собой характеристику взаимосвязанных законодательных, экономических и социальных условий, при которых соблюдаются основные права человека и социальных групп населения в обществе, и отражает степень их опоры на институты государства. Социальная политика, направленная на защиту интересов человека, включает в себя систему мер, защищающих его от безработицы, потери или сокращения доходов в случае болезни, рождения ребенка, производственной травмы, инвалидности, старости и т. д., а также предоставление образовательных, культурных (духовных), медицинских услуг и пособий семьям с детьми.
     Государству отводится ведущая роль в создании гарантий безопасности в социальной сфере, разработке программных и  прогнозных документов, стратегии действий долгосрочного и краткосрочного характера с ориентированием на соответствующие приоритеты. От государства требуется обеспечение развития осуществление заботы о подрастающем и старшем поколении, поддержка образования, культуры общества, здравоохранения, так как многие социальные проблемы не могут быть решены в рамках саморегулирования рыночного механизма.
     Социальная  политика, являясь одной из наиболее важных составляющих деятельности общества, находится в сфере его насущных интересов. Проблемы, связанные с  повышением уровня и совершенствованием качества жизни, обеспечением и поддержанием экономической стабильности, реализацией принципов социальной справедливости, являются для современного цивилизованного общества злободневными. Совершенствование в этом направлении системы социально-экономических отношений, повышение качества человеческого потенциала открывает новые перспективы для экономического развития и является важнейшим фактором экономического роста. Вместе с тем улучшение социального обеспечения, совершенствование системы здравоохранения и образования, уменьшение социального неравенства требуют стабильных темпов экономического роста, повышения эффективности экономики как материально-финансовой основы преобразований в социальной сфере.
     Любое государство имеет свою социальную политику. Социальная политика является одной из наиболее важных составляющих деятельности общества и находится в сфере его насущных интересов.
     В статье 7 Конституции РФ от 1993 года говорится, что Российская Федерация – это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
     В ежегодном послании Президента к Федеральному собранию социальной политики отводится не последнее место, в связи, с чем можно утверждать, что социальная политика Российской Федерации является важным звеном для развития всего государства в целом.
     Цель работы. Целью настоящей работы является рассмотрение социальной политики государства, ее целей, принципов, а так же проанализировать состояние социальной политики в Хабаровском крае за 2010 год.
     Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
    Определить основное понятие социальной политики;
    Выявить основные принципы и цели социальной политики;
    Рассмотреть содержание социальной политики;
    Провести анализ социальной политики в Хабаровском крае за 2010 год.
     Объектом исследования является социальная политика.
     Предмет исследования – отношения, складывающиеся в обществе по поводу принятия и реализации решений, влияющих на уровень жизни населения.
     Методологическая и теоретическая основа. Основы социальной политики закладывались представителями социальной философии – социальными мыслителями на протяжении столетий. Платон в своем «Государстве» провозглашает идеальным иерархическое государственное устройство, где каждый человек играет свою роль, соответствующую заложенному Богом в его душу Началом. По мысли Аристотеля: «Целью государства является благородная жизнь, и все, что там существует ради этой цели… Общественность в государстве устанавливается ради этой благородной деятельности, а не просто для совместного существования».
        Т. Маршал в своих работах придерживался гражданской точки зрения (государству необходимо обеспечить минимальную социальную поддержку, чтобы гарантировать подобающее участие индивида в либеральном демократическом обществе); Т. Парсонс (государственное вмешательство средствами социальной политики необходимо для разрешения конфликтов в развитых индустриальных обществах) и т.д.
     Анализ использованных источников литературы: Использованные источники литературы позволяют раскрыть сущность социальной политики, рассмотреть ее основные направления, нормативно-правовая база способна дать оценку состояния развития данной сферы государственного управления в Российской Федерации. Представленные краевые целевые программы Хабаровского края способны дать оценку социального климата муниципального образования.
     Хронологические рамки исследования: период  2008-2010 гг. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: СОДЕРЖАНИЕ, ПРИНЦИПЫ, ЦЕЛИ 

      Понятие социальной политики
 
     Цели  и направления деятельности государства  по регулированию социальной сферы  определяет государственная социальная политика.
     Многоплановость и сложность социальной политики, осуществляемой в индустриально  развитых странах, привели к тому, что в научной литературе не существует единого понятия социальной политики. Так же на этот факт повлияло то, что в разработке теорий социальной политики участвовали представители различных социальных и гуманитарных наук (экономики, политологии, социологии и т.д.).
     Большинство из существующих определений социальной политики, которые используются в  настоящее время, имеют широкий  характер и не раскрывают в полной мере ее сути.
     Например, «Российская статистическая энциклопедия»  предлагает следующее определение социальной политики: «Социальная политика – одна из сфер политической деятельности государства, целью которой является развитие образующих классов общества, социальных групп, слоев, этнических общностей, а также развитие человека. Социальная политика направлена на защиту всех элементов структуры обществ и отдельных личностей от деструктивных процессов, имеющих место в обществе на определенных этапах его развития…»1.
     «Словарь  терминов, применяемых в деятельности служб занятости» определяет социальную политику как развитую систему перераспределения ресурсов между различными слоями общества и поддержание некоммерческой социально-культурной сферы, как системы государственных мер для обеспечения благосостояния и развития населения, повышение уровня жизни и качества его жизни2. 

     В содержательном отношении социальную политику можно рассматривать в  широком и узком смыслах.
     В широком смысле социальная политика:
      Является одним из направлений государственной политики;
      Определяется характером государственного устройства, целями которые преследуются государством;
      Формируется в контексте социальной структуры общества;
      Представляет собой государственную социальную доктрину или концепцию социального развития страны;
      Неразрывно связана с проводимой экономической политикой и зависит от нее (в экономике создаются ресурсы, необходимые для проведения социальной политики);
      Состоит из системы мер распределения ресурсов общества в интересах общества в целом.
     Социальная  политика в узком смысле есть не что иное, как перераспределение на основе действующего законодательства финансовых ресурсов между различными социальными группами населения, отраслями народного хозяйства с использованием механизмов государственных налоговой и бюджетной систем.
     Выделяя общее во всех представленных определениях можно выделить свое понимание социальной политики – это мероприятия правительства по распределению и перераспределению финансовых ресурсов между различными слоями населения, направленные на защиту населения, обеспечение социальной стабильности государства, повышение уровня и качества жизни населения.
     Суть  социальной политики государства заключается  в поддержании отношений, как  между социальными группами, так  и внутри них, обеспечении условий  для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создании социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве. При этом надо отметить, что социальная политика государства, выступающая как составная часть мероприятий, проводимых государством в целях регулирования условий общественного производства в целом, тесно увязана с общеэкономической ситуацией в стране.
     Социальная  политика призвана гарантировать населению  минимальный доход; социально защищать население от болезней, инвалидности, безработицы, старости. При этом обеспечение государством минимальных условий жизни касается только тех, кто не может это сделать самостоятельно.
     Социальная  политика государства реализуется  через механизм государственных  программ социального обеспечения  и системы социальных услуг.
      Объектом социальной политики является население страны, как граждане, которые в силу тех или иных причин не в состоянии обеспечить себе достаточный для нормального потребления уровень доходов, так и экономически активные личности.
      К субъектам социальной политики относятся органы законодательной и исполнительной власти различных уровней, работодатели в государственном и негосударственных секторах экономики, а также профсоюзные и иные общественных организации, другие структуры, влияющие на разработку и реализацию государственной социальной политики.
     Вывод: Исторически сложилось  так, что общество неоднородно по возможностям своих членов получать доходы для удовлетворения своих потребностей. В каждом обществе существуют экономически сильные и слабые граждане.  Для решения этой проблемы сформировалась социальная политика, как одна из сфер государственного управления
     Основные  функции социальной политики можно свести к следующим:
- стабилизация, приведение к устойчивости социальных отношений и социального положения всех групп населения;
- поддержание и стимулирование экономической и социальной активности населения;
- гарантирующая функция, т.е. создающая основу для обеспечения нижнего порога материальных возможностей жизнедеятельности;
- защитная функция, означающая помощь гражданам в условиях наступления состояния социального риска и кризиса. 

      Цели  и принципы социальной политики
 
     Стратегическими целями государственной социальной политики являются:
     - повышение уровня и качества  жизни населения;
     - снижение смертности и повышение рождаемости в России;
     - сохранение стабильности базовых социальных групп (семьи как основной структуры в сфере социальной ячейки; трудового коллектива как основной социальной структуры в экономической сфере и др.);
     - создание и развитие институтов гражданского общества;
     - обеспечение социальной безопасности страны, создание условий для жизнедеятельности будущих поколений граждан.
     Формирование  социальной политики должно базироваться на следующих основных принципах:
    Принцип стратегической целенаправленности. Социальная политика государства должна иметь долгосрочный стратегический характер; предусматривать последовательность, целенаправленность и недопущение существенных социальных конфликтов, опору на институты гражданского общества; учитывать инерционность социальной системы и данные мониторинга результатов реализации политики.
    Принцип системности. Решения, принимаемые в отношении функционирования и развития социума, должны представлять полную и непротиворечивую систему, соответствовать целям социальной политики и быть скоординированными между собой и с решениями в сфере экономики, политики и права. Государственная социальная политика должна быть увязана с экономической, финансовой, научно-технической и другими видами государственной политики. Социальные реформы должны быть органической частью системной социальной политики.
     3. Принцип социальной справедливости. Следует стремиться к реализации принципа социальной справедливости, в том числе в трудовой сфере - более высокой оплаты за более сложный, требующий большей подготовки и сопряженный с большей ответственностью труд. Повышение уровня социальной справедливости в обществе при прочих равных условиях способствует консолидации общества, повышению социальной ответственности его членов и экономическому росту страны. Рост числа нарушений принципа социальной справедливости снижает уровень трудовой мотивации и, как следствие, потенциал экономического роста.
     4. Принцип сочетания социальной свободы, ответственности и гарантий. Следует обеспечить оптимальное (для данного периода в развитии страны) сочетание личной социальной свободы, личной социальной ответственности каждого гражданина и государственных социальных гарантий при безусловном обеспечении их минимальных уровней, определяемых принятыми социальными стандартами. Минимальный уровень гарантий должен обеспечивать гражданину доход, превышающий прожиточный уровень для данной местности и данной категории граждан (с учетом затрат на жилье). Минимальный уровень ответственности гражданина должен определять его лояльность по отношению к соблюдению требований федеральных и местных законов, уплаты налогов, соблюдения норм социального общежития. Минимальный уровень свободы для гражданина должен предусматривать возможность свободного выбора между принятием государственной социальной поддержки или отказом от нее.
     5. Принцип демократичности. Каждый дееспособный гражданин должен иметь возможность участвовать в формировании государственной социальной политики и контроле за ее выполнением. Важнейшие социально ориентированные решения должны приниматься на основе общественного консенсуса.
     6. Принцип адаптации к местным условиям. Социальная поддержка должна осуществляться с учетом местных условий, оказывающих влияние на уровень качества жизни населения. Принцип уравнительности должен распространяться на конечный результат социальной поддержки, а не на ее объем.
     7. Принцип гуманитарности. Конституционные права человека имеют наивысший приоритет, в том числе - по сравнению с правами собственности.
     Вывод: В данном параграфе перечислены основные принципы, на которых базируется социальная политика государства.
       Перечисленные принципы  выражают характер требований к  содержанию, формам и методам разработки и реализации социальной политики.
     Они отражают  основной характер социальной политики, а именно, что социальная политика имеет долгосрочный стратегический характер. Решения, которые принимаются для поддержания достойного качества жизни населения должны представлять собой систему и соответствовать целям социальной политики. Главным приоритетом социальной политики являются конституционные права человека, следовательно каждый гражданин имеет возможность участвовать в  формировании государственной социальной политики и контроле за ее выполнением.    

      Содержание  социальной политики
 
     Практика  проведения социальной политики в развитых странах выработала несколько направлений  в ее содержании: регулирование занятости, политика государства в формировании доходов, социальная защита граждан, жилищная политика. 

        Политика  регулирования доходов населения
 
     Политика  доходов – правительственная политика воздействия на личные денежные доходы и на цены товаров и услуг, а тем самым и на личные реальные доходы. Для оценки уровня и динамики доходов населения используются показатели номинального, располагаемого и реального дохода.
     Номинальные доходы характеризуют уровень денежных доходов независимо от налогообложения и изменения цен.
     Располагаемые доходы — это номинальные доходы за вычетом налогов и других обязательных платежей, т.е. средства, используемые населением на потребление и сбережение. Для измерения динамики располагаемых доходов применяется показатель «реальные располагаемые доходы», рассчитываемый с учетом индекса цен.
     Реальные  доходы характеризуют номинальные доходы с учетом изменения розничных цен (тарифов).
     Реальные  располагаемые денежные доходы определяются исходя из денежных доходов текущего периода за минусом обязательных платежей и взносов, скорректированных на индекс потребительских цен3.
     Так как источниками доходов населения являются заработанная плата, доходы от собственности (дивиденды, проценты, рента), социальные выплаты (пенсии, пособия по безработице), то особое значение имеет проблема защиты денежных доходов от инфляции. С этой целью применяется индексация.4
     Индексация – это установленный государством механизм повышения денежных доходов населения, позволяющий частично или полностью возместить ему удорожание потребительских товаров и услуг. Индексация доходов направлена на поддержание покупательной способности, особенно социально уязвимых групп населения с фиксированными доходами — пенсионеров, инвалидов, неполных и многодетных семей, а также молодежи.
     Индексация  доходов имеет и существенные недостатки. Так, она может отрицательно сказаться на стремлении к более  напряженному труду, а также не способствует проведению антиинфляционных мер.5
     Как уже говорилось ранее, общество неоднородно  по возможностям своих членов получать доходы. На протяжении истории прослеживается данное экономическое неравенство  в доходах, что обусловлено рядом причин:
     - от рождения люди наделены различными способностями, как умственными, гак и физическими;
     - различия во владении собственностью, особенно доставшейся по наследству;
     - различия в образовательном уровне;
     - «Любовь» к работе. Наличие людей «трудоголиков»;
     В силу названных причин можно сказать, что бедные и богатые будут  существовать всегда даже в развитых странах.
     Бедность – это уровень дохода, достаточный для того, чтобы поддерживать прожиточный минимум. Бедные семьи обычно тратят 1/3 своего дохода на продукты питания. Увеличив эту величину в 3 раза, можно получить доход, необходимый для существования на уровне прожиточного минимума.
     Обратим внимание на то, что прожиточный  минимум - это не физиологический  минимум, который можно определить как уровень дохода необходимый для физического выживания. Прожиточный минимум, или черта бедности, говорит нам не о границе выживания, а о некоем минимальном уровне стандарта жизни. Разумеется, этот стандарт будет различным у разных стран и народов, и у одной и той же страны, но на разных исторических этапах ее развития.
     Вывод: Главное звено в социальной политике государства занимает политика формирования доходов населения.
     Уровень доходов членов общества является важнейшим  показателем их благосостояния, так как определяет возможности материальной и духовной жизни индивидуума.
     Для оценки уровня и динамики доходов населения  используются показатели номинального, располагаемого и реального дохода.
     Стандарта прожиточного минимума не существует, каждое государство, каждая страна высчитывает его в зависимости от качества и уровня жизни населения, на основании потребительской корзины и данных по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания, не продовольственные товары и услуги и расходов о обязательным платежам и сборам.  

     1.3.2 Политика занятости 

     Другим  важнейшим направлением социальной политики является политика занятости, т.к. высокий уровень занятости  обеспечивает и соответствующие  доходы основной части населения.
     Под уровнем занятости понимается процент численности рабочей силы, имеющей работу в данный момент. Государство в своей политике стремится к достижению полной занятости. Под этим понятием подразумевается не использование экономикой всех имеющихся ресурсов для производства товаров и услуг, а такой уровень занятости, когда существует лишь фрикционная и структурная безработица.
     Фрикционная безработица –  безработица, связанная с добровольной сменой рабочими места работы и периодами временного увольнения; временная незанятость в периоды перехода рабочих с одной работы на другую.
     Структурная безработица- безработица, возникающая в результате несоответствия квалификационной структуры рабочей силы потребностям производства. Структурная и фрикционная безработица образуют естественную норму безработицы.
       Безработица – одна из основных  проблем рыночной экономики, решать  которую должно государство. 
     Государство решает проблему безработицы путем  программ трудоустройства и переквалификации работников, создание бирж труда, с  целью создания новых рабочих  мест государство берет на себя выполнение общественных работ, таких как строительство дорог, канализаций и т.д.
     Следующим элементом системы экономической  безопасности являются фонды страхования  по безработице. Они образуются за счет вычетов из заработанной платы самих работающих, а также отчислений предпринимателей с фонда заработанной платы. Однако возникают серьезные проблемы на каком уровне установить выплату пособия, чтобы не устранить стимула к поиску нового места работы и избавить людей от жесткой экономической нужды, на какой срок устанавливать выплату пособий по безработице, чтобы человек успел найти новую работу или сменить профессию. Очевидно, что государство должно больше заботится о тех, кто лишился рабочих мест не по своей воле.
     Вывод: В области трудовых отношений и занятости населения государство выступает, прежде всего, в роли арбитра, регулирующего отношения между работодателем и наемным работником, гаранта прав работников в социально-трудовой сфере.
     Так же важной функцией государства является установление социальных гарантий для тех неработающих граждан в трудоспособном возрасте, которые имеют официальный статус безработного. Эти гарантии включают выплату пособий по безработице, содействие в профессиональной переподготовке, привлечении к участию в общественных работах и т.д.  

     1.3.3 Политика социальной  защиты граждан 

     Социальная  защита населения является одним  из важнейших звеньев в системе  социального управления обществом. Вместе с тем, она оказывает влияние  на общее самочувствие общества и  происходящие в нем экономические и политические процессы. 
     Социальная  защита  – поддержка малообеспеченных слоев населения и тех, кто не включен в общественное производство, а также защита лиц, работающих по найму через государственную регламентацию режима труда и его оплаты, прав работника. Эта сторона социальной защиты определяется уровнем экономического развития страны, соотношением политических сил и уровнем самосознания.
     Принципы  социальной защиты: социальная ответственность  общества и государства, социальная справедливость в области трудовых отношений, всеобщий и обязательный характер защиты работников от социальных и профессиональных рисков, минимизация этих рисков, государственные гарантии социальной защиты, экономическая и социальная свобода работников в области труда и их личная ответственность, заинтересованность и солидарность субъектов защиты в формировании и совершенствовании систем защиты, многоуровневость и разноадресность способов социальной защиты, разнонаправленность мер социальной защиты.
     Государственная система социальной помощи реализуется через механизм социальных программ. Важнейшей частью государственной программы социального обеспечения и основных механизмом социальной защиты работников в условиях рыночной экономики является социальное страхование.
     В соответствии со ст.39 Конституции РФ каждому гражданину гарантируется  социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей  и в иных случаях, установленных  законом. Законом устанавливаются государственные пенсии и социальные пенсии. Поощряется добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.
     Социальное страхование — это основное направление социальной защиты, предназначенное для материального обеспечения населения в случае наступления социальных рисков.
     Социальный риск — наступление нежелательной ситуации в виде временной нетрудоспособности, несчастного случая на производстве, утраты работы или кормильца, утраты трудоспособности по старости и т. д.
     Основные статьи расходов социального страхования:
     а) выплата трудовых пенсий (по старости и инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет), а также социальных пенсий и пенсий для военнослужащих. Для этого используются целевые отчисления в Пенсионный фонд и бюджетные средства;
     б) выплаты по временной нетрудоспособности (основная часть расходов), по беременности и родам, а также на оздоровление, где используются средства Фонда социального страхования;
     в) пособия по безработице.
     Социальное страхование осуществляется в двух формах: обязательное и добровольное. Источниками средств фондов социального страхования служат:
     а) страховые взносы застрахованных;
     б) страховые взносы предпринимателей;
      в) субсидии государства.
     Вывод: Таким образом, различные направления социальной политики в комплексе нацелены на эффективную организацию социальной защиты различных слоев населения, создание условий, обеспечивающих не только материальное благополучие, но и культурное и интеллектуальное развитие, нравственное совершенствование личности. В социальной защите человек нуждается тогда, когда в силу объективных обстоятельств не может обеспечить себе основных жизненных потребностей. Наиболее социально незащищенными, как показал анализ величин доходов и уровня жизни различных социально-демографических групп населения, являются:
    многодетные и неполные семьи;
    дети-сироты и дети, оставшиеся без опеки родителей;
    одинокие пенсионеры и инвалиды;
    дети-инвалиды;
    дети из неполных и многодетных семей;
    безработные.
 
     1.3.4 Жилищная политика 

     Политика  обеспечения необходимых жилищных условий является одним из важных элементов социальной политики. Легко и быстро решаемые жилищные проблемы усиливают территориальную подвижность рабочей силы, что в условиях существенных структурных сдвигов приобретает особую значимость, так как повышает эффективность производства.
     В традиционном варианте это направление  социальной политики проводится путем  выделения из бюджета средств  для оказания помощи работникам, арендующим жилье. Однако есть и альтернативные варианты: государство в состоянии поощрять самостоятельное жилищное строительство. При этом используются различные возможности. Например, территориальные органы власти сами создают относительно дешевые комплексы жилья и сдают их в наем семьям с низкими доходами.
     Еще один путь социальной поддержки в  этой области предполагает использование  жилья, построенного частными строительными  кооперативами. Роль государства в  этом случае сводится к тому, что  оно бесплатно предоставляет  строительным организациям землю, осуществляет их льготное кредитование или применяет к ним более мягкое налогообложение. В рамках данного варианта государство обычно контролирует величину оплаты жилья, устанавливая предельную сумму доходов владельцев за сдаваемое в наем жилье. В отдельных случаях приходится поступать еще более решительно: изымать из частной собственности землю и использовать ее для государственного жилищного строительства.
     Вывод: В статье 40 Конституции РФ от 1993 года сказано, что каждый имеет право на жилье. Органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создаются условия для осуществления права на жилище. Основной задачей жилищной политики государства должно являться обеспечение граждан конституционным правом на жилье и доступность коммунальных услуг.
   Задачами жилищной  политики являются:
   • формирование  рынков жилья,  земельных участков  на его застройку,  строительных материалов; инфраструктуры рынка  жилья, жилищно-коммунальных  услуг; 
   • обеспечение  малообеспеченным и некоторым другим категориям населения (например, беженцам) жилищных условий в соответствии с государственными социальными стандартами.
   • определение  жилищных прав  граждан и механизмов  их реализации.
   • выведение отрасли  ЖКХ на бездотационное существование.
   • создание эффективной системы управления отраслью, разделение управления и обслуживания жилого фонда.
     1.3.5 Сфера здравоохранения и обязательного медицинского страхования  

     Здравоохранения является одной из важных проблем  социальной политики. Так как здоровье - основа общественного благополучия нации, ее экономического и социального процветания. Значение общественного здоровья для экономического и социального статуса страны, её места в мировом сообществе, отношения к ней других стран чрезвычайно велико. Есть веские основания рассматривать достижение высокого уровня состояния здоровья населения и его поддержание общегосударственной задачей, способной объединить вокруг себя представителей самых разных народов, населяющих страну, политических и общественных движений, социальных групп.
     Важный  документ Российской Федерации, а именно Конституция РФ от 1993г. гласит: «Каждый  имеет право на охрану здоровья и  медицинскую помощь. Медицинская  помощь оказывается гражданам бесплатно  за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений».
     В сфере здравоохранения в Российской Федерации финансируются федеральные  программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения.6
    Медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья.
    Цель  медицинского страхования - гарантировать  гражданам при возникновении  страхового случая получение медицинской  помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия.
    Медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном.
    Обязательное  медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации  равные возможности в получении  медицинской и лекарственной  помощи, предоставляемой за счет средств  обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования7.
     В проектах, программах в сфере здравоохранения  выделяют приоритетные направления:
     - укрепление здоровья населения  России;
     - снижение уровня заболеваемости, инвалидности, смертности;
     - повышение доступности и качества  медицинской помощи;
     - укрепление первичного звена здравоохранения, создание условий для оказания эффективной медицинской помощи на диагностическом этапе;
     - подготовка и переподготовка врачей общей (семейной) практики, участковых врачей-терапевтов и педиатров;
     - укрепление материально-технической  базы диагностической службы  первичной медицинской помощи, скорой  медицинской помощи.
     Вывод: В России личное здоровье человека неизбежно  становится фактором, определяющим не только характер и образ  жизни, но и потенциал  конкурентных возможностей. В настоящее время именно здоровье народа должно быть как целью, так и основной движущей силой общественного прогресса. Какова бы ни была формула российской общегосударственной, общенациональной идеи, эта идея не станет жизнеспособной при надорванном здоровье нации. 

     1.3.6 Сфера образования 

     Развивающемуся  обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание. Система образования должна готовить людей, умеющих не только жить в гражданском обществе и правовом государстве, но и создавать их.
    Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).8
    Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.
    Государство обеспечивает гражданам право на образование:
    - путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования;
    - государство полностью или частично несет расходы на содержание в период получения образования граждан, нуждающихся в социальной поддержке;
    - государство создает гражданам с ограниченными возможностями здоровья, условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов;
    - Государство оказывает содействие в получении образования гражданами, проявившими выдающиеся способности, в том числе посредством предоставления им специальных государственных стипендий, включая стипендии для обучения за рубежом.
    Образование является одним из факторов экономического и социального прогресса  общества и должно быть ориентированно на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, развитие общества, укрепление и совершенствование правового государства.
    В Российской Федерации программы  образования реализуется на двух основных уровнях:
    - общеобразовательный;
    - профессиональный.
    Основными задачами политики образования на всех его уровнях являются:
    - содействие успешной адаптации молодежи в обществе и на рынке труда;
    - противодействие негативным социальным  процессам;
    - поддержка систем специального  образования для лиц с ограниченными  возможностями здоровья;
    - повышение вклада образования  в модернизацию экономики.
    Вывод: Образовательная политика - важнейшая составляющая политики государства, инструмент обеспечения фундаментальных прав и свобод личности, повышения темпов социально-экономического и научно-технического развития, гуманизации общества, роста культуры. 

    1.3.7 Культура 

    Культурная  сфера является важным направлением социальной политики государства, во многом определяющим комфортность проживания граждан в стране.
    Право участия в культурной жизни и  пользования учреждениями культуры, а также доступ к культурным ценностям каждого гражданина РФ гарантируются Конституцией РФ (ст. 44).
     Культура  – это исторически сложившийся уровень развития общества, выраженный в типах и формах реализации творческих сил и способностей человека, а также в создаваемых людьми культурных ценностях. Отрасль культуры призвана сохранять исторические, национальные памятники культуры, пополнять копилку культурных достижений в области литературы, искусства, – художественного творчества, музыки, живописи, скульптуры, зодчества, приобщать людей к творениям культуры, воспитывать культурного человека, проводить исследования в области культуры.
     К отрасли культуры относятся разнообразные  организации и виды деятельности:
     – культурно-просветительская деятельность;
     – театрально-концертная деятельность;
     – цирковая деятельность;
     – декоративно-прикладное искусство;
     – библиотечное дело;
     – музейное дело;
     – историко-архивная деятельность;
     – кино-видеопроизводство;
     – изобразительные искусства;
     – содержание и реставрация памятников истории и культуры;
     – радио и телевидение;
     – краеведение.
     Государство должно, с одной стороны, формировать  культурную жизнь общества в целом, с другой стороны, согласовывать  культурные потребности и интересы различных слоев общества, территориальных, национальных и других общностей.
    Вывод: Культура является неотъемлемой частью государственной  политики, которая  отражает духовно-ценностные и нормативно-нравственные аспекты государства.    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2 СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА  ХАБАРОВСКОГО КРАЯ 

     2.1 Занятость и безработица 

     Структурная перестройка экономики, повышение потребительского спроса обусловили в 2007 - 2008 годах повышение спроса на труд, снижение уровня безработицы в крае. Но начавшийся к осени 2008 года кризис финансово-экономической сферы уже к началу 2009 года привел к устойчивому росту численности безработных.
     В 2009 - 2011 годах на объемы рынка труда  будут влиять последствия финансово-экономического кризиса, прежде всего, вызывающие рост территориальной и профессиональной мобильности рабочей силы. В свою очередь, это будет создавать повышенную потребность в трудоустройстве, услугах по обучению и опережающему обучению, переподготовке, повышению квалификации, социальной поддержке в период безработицы.
     В настоящее время в Хабаровском  крае действует краевая целевая  программа содействию занятости населения на период 2009-2011 гг.
     Целью этой программы является содействие продуктивной занятости населения.
     Задачи  программы:
      - развитие качества рабочей силы и повышение конкурентоспособности граждан на рынке труда;
       - содействие трудоустройству, развитие территориальной мобильности населения;
       - социальная поддержка безработных;
       - информатизация службы занятости.
     В прогнозируемый период в крае будут  решаться следующие задачи:
      - сохранение и создание рабочих  мест на основе реализации антикризисных мер в сфере экономики, принятых Правительством края, а также реализации дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда, предусматривающих поддержку занятости населения, снижение угрозы массового высвобождения;
      - развитие системы социального партнерства;
      - развитие информационных ресурсов  службы занятости, в том числе  обеспечивающих прямой доступ  пользователей к ним; 
      - формирование и поддержка единой  общероссийской базы данных о  работниках и рабочих местах  для создания условий, содействующих свободному переливу рабочей силы;
      - проведение взвешенной миграционной  политики, направленной на позитивное  территориальное перемещение населения;  осуществление контроля над привлечением  и использованием иностранной  рабочей силы, противодействие нелегальной миграции иностранной рабочей силы.
     Содействие  занятости населения может реализоваться  с помощью ярмарок вакансий и  учебных рабочих дней. Ярмарки вакансий и учебных рабочих мест дают возможность безработным и ищущим работу гражданам:
      - решить вопрос трудоустройства  при непосредственной встрече  с руководителями кадровых служб,  получить информацию, помещенную  в банк вакансий;
      - получить информацию о профессиональном  обучении по новой специальности,  а также консультацию юриста и психолога;
      - определиться в выборе новой  профессии, сфере деятельности, наиболее  рациональном применении своих  способностей и возможностей.
     Так же в настоящее время для решения  проблем с трудоустройством популярны  проведение совместно с работодателями Дней предприятий, Дней открытых дверей, Дней службы занятости, мини-ярмарок и межрайонных ярмарок вакансий.
     Одним из приоритетных направлений содействия занятости населения является временное  трудоустройство граждан в первую очередь на общественные работы. Цель привлечения безработных граждан к общественным работам состоит в оказании материальной поддержки, сохранении мотивации к труду у длительно безработных граждан, приобретении трудовых навыков у молодежи, начинающей трудовую деятельность.
     Основными направлениями служб занятости в содействии обеспечения занятости населения являются:
     - информирование граждан о положении  на рынке труда; 
     - предоставление сведений о свободных  рабочих местах, предприятиях и  организациях, их заявивших; 
     - организация временного трудоустройства с материальной поддержкой за счет субвенций бюджету Хабаровского края на осуществление полномочий по реализации государственной политики занятости населения.  

     2.2 Доходы населения 

     Средняя начисленная заработная плата в  I квартале 2010 года составила 21309,7 рубля и по сравнению с декабрем 2009 года увеличилась на 10%. Динамика среднемесячной номинальной и реальной начисленной заработной платы представлены в Приложении А.
     Величина  прожиточного минимума в расчете  на душу населения в IV квартале 2010 года составила 8676 рублей (по сравнению с III кварталом 2010 года она увеличилась на 1,5%).
     С 1 января 2011 года величина прожиточного минимума пенсионера в Хабаровском крае увеличилась на 504 рубля и составила 6946 рублей. На очередном заседании Законодательной Думы Хабаровского края принят закон «О величине прожиточного минимума пенсионера в Хабаровском крае на 2011 год в целях установления региональной социальной доплаты к пенсии». Пенсионеры края, чья пенсия ниже указанной, будут получать региональную социальную доплату. По предварительным расчетам  это 42,6 тысячи человек.    
 
 

     2.3 Доступность и качество жилья 

     Жилищные  проблемы в Хабаровском крае являются социально острыми и социально  значимыми. В период с 2007-2010 года в рамках приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» реализовывалась краевая целевая программа «Жилище» на 2007-2010 годы.
     Данная  программа была направлена на повышение  доступности приобретения жилья, увеличения объемов ввода жилищного строительства.
     В рамках ее реализации молодым семьям предоставлялись социальные выплаты  на приобретение жилья или на строительство  индивидуальных жилых домов.
     За  время ее реализации в крае было построено 12 молодежных  жилищных комплексов.
     Несмотря на то, что в Хабаровском крае не снижаются объемы жилищного строительства и объемы жилищной площади, нуждаемость в жилье остается. По данным органов местного самоуправления, участвующих в реализации мероприятий, количество молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в крае составляет 3 219.
     В настоящее время потребность в строительстве социального жилья оценивается в объеме 1 336,2 кв. метров общей площади жилых помещений.
     В рамках повышения комфортности условий  проживания и снижения существующего износа жилого фонда, в Хабаровском крае реализуется масштабная программа капитального ремонта жилья.
     Основными проблемами, сдерживающими строительство  жилья в Хабаровском крае являются:
     - низкая доступность кредитных  ресурсов как для строительных  организаций, так и для граждан, возникшая на волне кризиса и продолжающая оставаться фактором негативного влияния на развитие отрасли в целом;
     - низкая доступность приобретения  земельных участков для застройщиков  на аукционах;
     - отсутствие подготовительных для комплексной жилой застройки земельный участков, имеющих инфраструктурное обеспечение;
     - необоснованно завышенные расценки  на подключение к инженерным  сетям;
     - недостаточная проработанность  в муниципальных образованиях  документации градостроительного  планирования и территориального зонирования.
     Для решения данных проблем была разработана  краевая целевая программа «Жилище 2010-2015».
     Основной  целью этой программы является обеспечение  граждан доступным жильем путем  реализации механизма поддержки и развития жилищного строительства 
     Для реализации поставленной цели, программой разработаны ряд задач:
     - обеспечение ежегодного роста объемов ввода жилья, в том числе экономкласса;
     - создание условий для развития  массового жилищного строительства,  в том числе малоэтажного;
     - поддержка обеспечения земельных  участков социальной, коммунальной  и дорожной инфраструктурой;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.