На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Аристотель энциклопедический ум античного мира

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 21.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание:
Введение…………………………………………………………………………..3
Материя, формы, движение, причины, бог в метафизике Аристотеля………4
Аристотель –  основатель науки логики………………………………………..12
Этика Аристотеля………………………………………………………………..15
Заключение……………………………………………………………………….22
Список литературы………………………………………………………………23 

    Введение.
     Современный мир – это сложная динамичная целостная система. Его правильное и всестороннее понимание невозможно без определённых философских представлений. Они помогают глубже осмыслить действительность в развитии, в единстве всех её законов  и противоречий, понять место человека в современном мире, смысл его  жизни и ряд других сложных  проблем.
     Философская культура – важная составная часть  общей культуры человека, формирование которой – насущная потребность  наших дней. В условиях происходящих глубоких перемен крайне необходимо отказаться от устаревших стереотипов, застывших догм, умозрительных схем и в мышлении, и в практической деятельности. А потому надо уметь  мыслить и действовать конструктивно - критически, творчески, созидательно, т.е. диалектически. Чтобы овладеть этим искусством, нужна большая работа по всестороннему освоению всего богатства мировой философии.
     Слово философия в переводе с древнегреческого языка означает «любовь к мудрости». Философия – это древнейшая, но вечно обновляющаяся форма мысли, теоретически развитый, логически разработанный  вид и уровень мировоззрения.
     Начиная с античных времён, философия как  учение о бытии и условиях его  познания становится одним из видов  профессиональной деятельности людей, специально посвятивших ей свою жизнь  и творчество, – философов. Но профессиональная философия стала возможной лишь потому, что почти каждый человек  в душе своей немножко философ.
 


    Материя, формы, движение, причины, бог в метафизике Аристотеля.
     Один  из известнейших греческих философов  – Аристотель(384 – 322 гг. до н.э.), сын известного врача, ученик Платона, учитель Александра Македонского, был одним из тех, кто, помимо философии, внес большой вклад в развитие физики, биологии и ряда других наук. До наших дней дошли многие его труды и учения, наиболее известные из которых – концепция причинности, теория первой материи, движения. О них и пойдет повествование.
     Свое  собственное учение о причинах и  началах Аристотель начинает с закона исключенного противоречия. Это положение  гласит: «Невозможно, чтобы одно и  то же вместе было и не было присуще  одному и тому же и в одном и  том же смысле». Аристотель вводит одновременно утверждение, что вещь не может быть тем же самым и не тем же самым, существовать и не существовать одновременно и в том же самом смысле, и что таким образом нельзя ни о чем высказываться. Поэтому он не только заменяет диалектику формальной логикой, но и провозглашает всю действительность непротиворечивой, а потому по существу неизменной. Принятие Аристотелем принципа исключенного противоречия формальной логики в качестве универсального начала бытия вело к тому, что его метафизика превращается в учение о неизменной сущности мира, отличной от самого изменчивого мира. И, тем не менее, поскольку Стагирит не упускает из виду движения и развития существующих вещей, это приводит его к ряду противоречий, выражающих запутанность и непоследовательность его мысли.
     Прежде  всего, это непоследовательность в  решении проблемы соотношения общего и единичного. Критика платоновской теории идей подводит к мысли, что  Аристотель считает отдельные вещи тем единственным, что заслуживает  имени самостоятельно существующего. Так решалась проблема «первой сущности»  в «Категориях». «Вторичная сущность», т.е. общее, должна с этой точки зрения оказаться «единым во многом», а не вне многого. Будучи предметом знания, общее само по себе выступает для него как нечто первичное и достоверное по отношению к единичному. С особой силой сказывается эта мысль в учении о причинах и началах.
     «А  о причинах, – пишет Аристотель,–  речь может идти в четырех смыслах: одной такой причиной мы признаем сущность и суть бытия, «основание, почему» [вещь такова, как она есть] восходит, в конечном счете, к понятию  вещи, а то основное, благодаря чему [вещь именно такова], есть некоторая  причина и начало, другой причиной мы считаем материю и лежащий  в основе субстрат; третьей - то, откуда идет начало движениям четвертой «то, ради чего» [существует вещь] и благо (ибо благо есть цель всего возникновения и движения)». Итак, причины формальная, материальная, действующая и целевая (конечная) – если принять более позднюю номенклатуру – исчерпывают все возможные причины. О них так или иначе, главным образом порознь, говорили прежние философы, учение о них образует ядро первой философии Аристотеля.
     Что же первично среди причин? Аристотель считает, что по сути дела все причины  могут быть сведены к двум, ибо  и действующая, и целевая причины  могут быть подведены под понятие  «формы». Тогда остаются материя  и форма. Материя не может быть первичной: она пассивна, бесформенна, а, следовательно, может представлять лишь материал для оформления. Сама вещь как объединение формы и  материи тоже не может быть признана первичной: она сложна. Остается принять, что первичная форма - она и  есть сущность и суть бытия в собственном  смысле. А значит, стремясь преодолеть теорию идей Платона, Аристотель приходит лишь к иной разновидности того же идеализма: первична форма как понятие, «смысл» вещи. Причем формы у Аристотеля столь же неизменны» вечны и всеобщи, как и идеи у Платона времен «наивной» теории идей.
     Относительно  этих идей возникает много вопросов и проблем, одна из которых звучит примерно так: если ни материя, ни форма  не возникают, то как же возникает, вещь? Первый ответ состоял в том, что они возникают посредством оформления материи, соединения формы и материн. Но ведь если они – за исключением «первой материи» и «формы форм» – не существуют по отдельности, то как могут они соединиться? И не существуют ли тогда вещи вечно, не возникая и не уничтожаясь? Избежать этого «элейского» вывода Аристотель смог за счет введения в философию двух новых важных понятий, а именное «возможность» и «действительность». Понятия эти тесно увязаны у него с понятиями формы и материи. Материя – это возможность, поскольку она не есть то, чем может стать впоследствии. Форма – действительность, или действительное как таковое. Отсюда своеобразная диалектика материи и формы, возможности и действительности. За исключением «первой материи», всякая материя в той или иной степени оформлена, а, следовательно, и сама может выступать в разных функциях. Формулировка Аристотелем учения о возможности и действительности имела важное значение в истории философии. Во-первых, это учение позволило разрешить парадокс возникновения: если что-либо возникает, то оно возникает как осуществление возможности, а не «из ничего». И в то же время не из простого сочетания (соединения) частиц материи – гомеомерий, «корней», атомов. Во-вторых, оно позволяет более реалистично представить источник движения. Источник этот лежит не вне мира, как у Платона, а в самом мире, представляя его особый аспект. Наконец, здесь реализуется учение Аристотеля о причинах, данное уже не в статике, а в динамике. Видимо, одна из главных слабостей учения Аристотеля о причинах – его тавтологичность. В самом деле, определение формы как действительности ведет к тому, что на вопрос о причине того или иного явления явно подразумевается ответ, что она должна быть отлична от самого исследуемого явления. Но если возникновение (изменение) есть переход возможности в действительность, то ничего нового и здесь не возникает – как не возникает сама форма. Отсюда бесплодность философствования «по Аристотелю», выявившаяся в средневековой философии, доведшей логику аристотелевского учения о причинах до логического конца.
     Впрочем, своей натурфилософии Аристотель более  адекватно понимает причинные связи. Что же касается первой философии, то ее завершением (впрочем, также и  началом) можно считать понятие  божества. Уже в первой книге «Метафизики» можно установить, что к числу  причин и начал по общему согласию, следует отнести божество. Если в  отношении материи и формы  он выступает как «форма форм», то применительно к изменению –  как «перводвигатель» или «неподвижный двигатель». Неподвижный - потому, что всякое движение конечно и логически требует конца. В то же время бог – «мышление мышления», и блаженство божества состоит в блаженном самосозерцании. Отсюда отождествление Аристотелем первой философии с теологией.
     Если  первая философия представляет собой  учение о неизменных и неподвижных  сущностях, пусть даже в их отношении  к движению, то натурфилософия имеет  своим предметом движущиеся и  изменяющиеся тела, поскольку «каждое  из них имеет в самом себе начало движения и покоя, будь то в отношении  места, увеличения и уменьшения, или качественного изменения». Физика не отделена напрочь от первой философии: I и II книгах рассматриваются известные нам по «Метафизике» четыре причины сущего, а в последней, VIII книге вновь поднимается вопрос о боге как первом неподвижном двигателе, который является, по Аристотелю, последним объяснением природных движений. Вот почему мы не можем отождествить «физику» Аристотеля с физикой в современном смысле, и вынуждены применять к ней также термин «натурфилософия». Собственно физические вопросы в современном смысле в большей степени рассматриваются в его частно научных трактатах: «О возникновении и уничтожении», «Метеорологика», «Проблемы» и др.
     Лишь  с III книги «Физики» начинается серьезный  разговор о движении. Аристотель определяет его, во-первых, как «энтелехию существующего  в возможности, когда, осуществляясь, оно проявляет энергию не само по себе, а поскольку оно способно к движению». Во-вторых, движение есть «энтелехия подвижного, поскольку оно подвижно». Ключевое слово здесь – «энтелехия». Под нею Стагирит понимает то же, что под «действительностью», только подчеркивая момент завершенности целенаправленного процесса. Иначе говоря, можно более или менее точно «перевести» вышеприведенные определения словами: «осуществление возможного, поскольку оно возможно» и «осуществление подвижного, поскольку оно подвижно». Можно так еще разъяснить аристотелево понятие энтелехии. Вещи существуют или энтелехиально, как нечто осуществленное и завершенное, или потенциально, в возможности, или же и потенциально, и энтелехиально. Вопрос о движении относится к третьему отношению: в движущем имеется как возможность, способность изменяться, так и внутренняя тенденция к завершению, т. е. цель, заложенная в самой вещи и выступающая ее внутренней движущей силой, поскольку она способна к изменению.
     А, следовательно, всякое явление подразумевает, по Аристотелю, возможность изменения, цель, к которой, направлено изменение и энтелехию как осуществленность данной цели, лежащую в вещи. Говоря кибернетическим языком, энтелехия–это «программа» изменения. Если для тел, создаваемых искусством, цель и «программа» лежат вне изменяемой вещи и вносятся в нее мастером, то в природных вещах они имеются в ней в той мере, в какой вещь имеет в себе «начало движения», т. е. способны к самодвижению. Аристотель различает четыре вида движения (изменения):
    возникновение и уничтожение;
    качественное изменение, т.е. изменение свойства;
    количественное изменение, т.е. увеличение и уменьшение (собственно, рост и убыль, поскольку Стагирит оперирует здесь главным образом биологическими примерами);
    перемещение, перемена места.
     Собственно  к движению он относит: «качественное изменение»; «количественное изменение» и «перемещение, перемена места», поскольку «возникновение и уничтожение» есть скорее просто изменение, состоящее в переходе одной вещи в другую. Между тем, утверждает философ, «возникновение и уничтожение» совершаются относительно сущности; для нее же «нет движения, так как ничто существующее ей не противостоит. В качестве движения, возникновение и уничтожение означали бы возникновение из ничего и уничтожение в ничто, но это невозможно. Движение же в собственном смысле осуществляется лишь в отношении категорий качества, количества и места. Поэтому анализ движения требует более детального определения категорий, в отношении которых совершается изменение.
     Анализ  изменения вида «возникновение и уничтожение» приводит Аристотеля к парадоксу возникновения, Аристотель разрешает его за счет введения понятий возможности и действительности: нечто возникает только за счет осуществления возможности, присущей начальной сущности. А значит, возникновение всегда есть уничтожение чего-то другого, а уничтожение – возникновение другого. Но в таком случае получается, что все сущее и имеющее быть преобразовано в виде возможностей, содержащихся в исходном начале – первоматерии и «форме форм» – боге. Категории качества и количества и соответствующие виды движения представляются Аристотелю интуитивно очевидными. Сложнее с категорией места. Отказавшись от свойственного атомизму признания пустоты, он связал место с телами вообще. Место – это граница объемлющего тела. Поэтому оно – свойство не предмета, а охватывающего тела, а, следовательно, предметом может быть оставлено. Тем самым закладывается основа для атрибутивного поднимания пространства: место не есть пустота или ограниченная часть пустоты, не субстанция, а атрибут, свойство тел. Иными словами, «место существует вместе с предметом, так как границы существуют вместе с тем, что они ограничивают». Аналогичным образом разрешается проблема времени, которое связывается, однако, не с телами, а с движениями. Таким образом, Аристотель понимает пространство (место) и время главным образом в атрибутивном смысле (как свойство некоторой субстанции, материи и движения соответственно), но одновременно говорит о них и в смысле реляционном, т.е. понимает их как существующие в смысле отношений вещей и процессов. Однако, поскольку пространство есть «место» единого и конечного мира, оно оказывается в определенном смысле и субстанцией, т.е. самостоятельно существующим «вместилищем» всех тел, принадлежащих миру. Это заметный шаг вперед в понимании сложной природы, пространства и времени. Во всяком случае, здесь создается возможность для различения отличных друг от друга пониманий пространства и времени.
     Неразвитость  и противоречивость учения Аристотеля в творческом уме послужила основой  для многочисленных толкований, но не могла обеспечить их однозначность. Лишь в одном аспекте его смысл, пожалуй, ясен. Из существования вечного  и божественного творческого  ума Аристотель выводит само божество или божественный ум. Но божество Аристотеля не предшествует миру во времени, будучи совечным с ним; оно отделимо от мира лишь в том смысле, в каком форма (граница) вещи отделима от самой вещи. Вечность мира как раз и подразумевает  неотделимость бога от мира, ибо  в таком случае мир перестал бы существовать, что, по Аристотелю, невозможно.
     В «физическом» смысле это означает, что бог есть «первый неподвижный двигатель». Мы обязаны признать его существование, поскольку иначе получился бы бесконечный регресс причинения: причина одного явления есть следствие другого, предшествующего ему, и т.д. до бесконечности. Такая бесконечность иррациональна и недопустима, отсюда выводится первый двигатель. Он есть причина бытия одних вещей небытия других, а заодно – непрерывного изменения всех вещей. В нем как бы две части: движущая (неподвижная) и движимая (подвижная, совершающая круговое движение). Можно таким образом сказать, что в первой философии и физике божество играет несколько различную роль. В первой он – форма форм, первая (формальная) причина всего сущего, во второй–первый двигатель. И здесь очевидно, что имя божества придается первому двигателю в качестве предиката (заявленного): не бог есть вечный двигатель, а вечный двигатель заслуживает названия бога. Вечный двигатель – не народное божество; он безличен и безразличен к человеку. Как скажет через 2300 лет Мартин Хайдеггер, такому богу нельзя молиться и приносить жертвы, перед ним нельзя ни упасть на колени, ни скакать и плясать, как Давид перед ковчегом... В устах Хайдеггера это упрек в адрес философов, для нас – признание преимуществ философского мышления, даже здесь раскрывающего источники религии и веры в бога, а тем самым способствующего крушению религиозного мировоззрения.
     В то же время отметим, что в физике Аристотеля мы встречаем массу метких и основательных описаний, но объяснение исследуемых явлений явно не на высоте. Правильно требуя избегать бесконечного регресса причин по принципу «необходимо  остановиться». Аристотель останавливается  на врожденности идеального начала, энтелехии. Что же касается материи, то он не идет дальше признания «потенции» (возможности для той или иной материи принять данную форму). Но и в этом случае объяснение становится тавтологией: вещь такова потому, что она есть осуществление некоторой возможности, или способности, потенциально тождественной возникающей вещи. И здесь источник преклонения перед Аристотелем свойственного философии средних веков. Схоластика не случайно избрала его в качестве главного философского (не теологического!) авторитета. Поэтому и освобождение от идейного наследия средневековья шло в направлении устранения не только старых физических воззрений, но, прежде всего – способа объяснения. Объяснение через «способность» или «возможность» заменяется в новое время объяснением посредством закона, а «способности» остаются достоянием комедийных персонажей: «опиум усыпляет, ибо он обладает усыпляющей способностью ...». Так, Аристотель рассматривал движение как результат воздействия движущего и отрицал возможность движения, не поддерживаемого некоторой (внешней или внутренней) силой. Ученый нового времени формулирует законы движения и сразу же обнаруживается, что под воздействием силы осуществляется ускоренное движение. Без этого воздействия тело покоится или движется прямолинейно и равномерно. Отсюда и то понятие инерции, от которого пошло все преобразование физики. Как первая (метафизика), так и вторая (физика) философия Аристотеля имеет своим мировоззренческим основанием убеждение в господстве формы над содержанием (материей), души над телом, ума над чувствами. Перенесение этих приоритетов в сферу общества составило содержание этики и политики Аристотеля.
    Аристотель -  основатель науки логики.
     Как ни странно, название науки логики дал  не Аристотель, а Александр Афродизийский 500 лет спустя, комментируя труды  философа, хотя уже при жизни Стагирита  логика практически достигла совершенства. Вплоть до тринадцатого века влияние  Аристотеля в области метафизики было утеряно, но его авторитет в  логике остался.
     Интересно то, что и в наши дни многие преподаватели логики как науки  часто отвергают открытия современной  логики и придерживаются со странным постоянством системы, которая устарела примерно так же, как и Птолемеева астрономия. Хотя нельзя отвергать  тот факт, что основы логики уже  долгое время остаются неизменными, и созданы они именно Аристотелем.
     Что же такое логика по Аристотелю?
     Аристотель  воспринимает логику не как самостоятельное  философское учение, а скорее как  необходимый инструмент всех наук и  философии в частности. Более  позднее понятие о логике как  «орудии», хотя сам Аристотель ее так не называл, возможно, соответствует его собственным представлениям.
     Понятно, что логика должна предшествовать философии. Саму философию Аристотель делит  на две части – теоретическую, которая стремится к достижению истины, независимой от чьего-либо желания, и практическую, занятую умом и  человеческими устремлениями, которые  совместными усилиями стараются  уяснить суть человеческого блага  и его достигнуть.
     В свою очередь теоретическая философия  делится на три части:
     - исследование изменяющегося бытия  (физика и естествознание, включая  науку о человеке);
     - исследование бытия абстрактных  математических объектов (различные  разделы математики);
     - исследование бытия как такового (то, что мы называем метафизикой).
     Логика  Аристотеля - это “мышление о  мышлении”.
     Если  говорить кратко, то Аристотелевская  логика изучает:
     1) основные виды бытия, которые подпадают под отдельные понятия и определения;
     2) соединения и разделения этих  видов бытия, которые выражаются  в суждении;
     3) способы, которыми ум при посредстве  рассуждений может перейти от  истины известной к истине  неизвестной.
     Мышление - это суть логики. Согласно Аристотелю, мышление – это не конструирование  или создание умом некой новой  сущности, но скорее уподобление в  акте мышления чему-то, находящемуся вовне. Понятие есть отождествление ума  с каким-то видом бытия, а суждение – выражение соединения таких  видов бытия в действительности.
     Наконец, к верным заключениям науку направляют правила вывода, законы противоречия и исключенного третьего, поскольку  этим принципам подчиняется все  бытие.
     Вопрос  о том, что такое бытие, Аристотель предлагал рассматривать путём  анализа высказываний о бытии. «Высказывание» по-гречески - «категория». Согласно Аристотелю, все высказывания языка, так или  иначе, отнесены к бытию, но ближе  всего к бытию стоит аристотелевская  категория сущности (поэтому её, как правило, и отождествляют  с бытием).
     Все остальные категории – качества, количества, отношения, места, времени, действия, страдания, состояния, обладания  – соотносятся с бытием через  категорию сущности.
     Сущность  по Аристотелю – это единичное, обладающее самостоятельностью, в отличие от его состояний и отношений, которые  являются изменчивыми и зависят  от времени, места, от связей с другими  сущностями и т. д. Именно сущность может  быть выражена в понятии и является предметом строгого знания – науки.
     Говоря  сущность, мы подразумеваем сущность вещей, поэтому необходимо понять, что  такое существование вещи. “Если  вещь действительно существует, то необходимым образом существует и идеи вещей, так что без идеи вещь не существует или сама вещь остается непознаваемой” (идея же вещи находится внутри самой вещи). Аристотель стремится познать сущность вещей через их родовые понятия, а поэтому в центре внимания у него находится отношение общего к частному.
     Сущность  отвечает на вопрос: «Что есть вещь?»  Раскрывая сущность вещи, мы, согласно Аристотелю, даём ей определение, понятие  вещи.
     Приведенные выше девять категорий отвечают на вопрос: «Каковы свойства вещи?» - и  определяют признаки, свойства вещи, её атрибуты.
     О сущности, таким образом, высказываются  все категории, но она сама ни о  чём не высказывается: она есть нечто  самостоятельное, существующее само по себе, безотносительно к другому.
     Аристотелю  характерно убеждение в том, что  сущность первичнее отношений. Исходя из всего этого, Аристотель создаёт  первую в истории систему логики – силлогистику, главную задачу которой он видит в установлении правил получения достоверных выводов из определённых посылок.
     Центр аристотелевской логики составляет учение об умозаключениях и доказательствах, основанных на отношениях общего и  частного.
     Формальная  логика, созданная Аристотелем, на протяжении многих веков служила главным  средством научного доказательства.
     Говоря  в целом можно сказать, что  бытие - это устойчивое, единое, неделимое, целое, в которой неделимы также  и первичные сущности.
    Этика Аристотеля
     Для обозначения совокупности добродетелей характера человека как особой предметной области знания и для выделения  самого этого знания науки Аристотель ввёл термин «этика». Отталкиваясь от слова «этос» (др. греч. ethos) Аристотель образовал прилагательное «этический» для того, чтобы обозначить особый класс человеческих качеств, названных им этическими добродетелями. Этические добродетели являются свойствами характера темперамента человека, их также называют душевными качествами.
     Аристотель  выделяет 11 этических добродетелей: мужество, умеренность, щедрость, великолепие, великодушие, честолюбие, ровность, правдивость, любезность, дружелюбие, справедливость. Последняя — самая необходимая для совместной жизни.
     Разумные (добродетели ума) — развиваются в человеке благодаря обучению — мудрость, сообразительность, рассудительность.
     Нравственные (добродетели характера) — рождаются из привычек-нравов: человек действует, приобретает опыт и на основе этого формируются черты его характера.
     В разъяснении своего учения Аристотель дает небольшой очерк, представляющий «таблицу» добродетелей и пороков  в их соотнесенности с различными видами деятельности:
    мужество — это середина между безрассудной отвагой и трусостью (в отношении к опасности).
    благоразумие — это середина между распущенностью и тем, что можно было бы назвать «бесчувственностью» (в отношении к удовольствиям, связанным с чувством осязания и вкуса).
    щедрость — это середина между мотовством и скупостью (в отношении к материальным благам).
    величавость — это середина между спесью и приниженностью (в отношении к чести и бесчестию).
    ровность — середина между гневностью и «безгневливостью».
    правдивость — середина между хвастовством и притворством.
    остроумие — середина между шутовством и неотёсанностью.
    дружелюбие — середина между вздорностью и угодничеством.
    стыдливость — середина между бесстыдством и робостью.
     Нравственный  человек, по Аристотелю, тот, кто руководит  разумом, сопряженным с добродетелью. Аристотель принимает платоновский идеал созерцания, но ведет к нему деятельность, поскольку человек  рожден не только для умопостижения, но и для действия.
     Следует помнить, что названные качества были обозначены в качестве добродетелей и пороков в IV в. до н. э.; они не всегда однозначно совпадают с современными представлениями о должном и предосудительном.
     Практические  науки - этику и тесно связанную  с ней политику - философ отличал  от теоретических, созерцательных. Практические науки - это науки о деятельности, о действовании ("праксис"), связанном со свободным выбором, совершаемым ответственным за свои поступки человеком. Цель действования - деятельность самого действующего субъекта.
     Практические  науки надо отличать от творческих наук, направленных на производство ("пойэсис"), имеющих своей целью объект, который должен быть создан. Поэтому Аристотель понимает практику по-своему, в гораздо более узком смысле, чем мы. Практика в нашем понимании как раз и включает, прежде всего, производственную деятельность людей. На понимании Аристотелем практики сказалось античное рабовладельческое мировоззрение с его презрением к физическому труду. Ведь когда Аристотель говорит о производстве (пойэсис), то он и тогда ограничивается исключительно искусством. К материальному производству он равнодушен.
     Произвольное  и непроизвольное. Поскольку практические науки имеют дело с этико-политической деятельностью людей, а это сфера  свободного выбора, то Аристотель внимательно  рассматривает "произвольное" и "непроизвольное". Непроизвольно то, что совершается  по насилию или незнанию, когда  принцип насильственного действия лежит вне действующего лица. Произвольные действия - "те, принцип коих находится  в самом действующем лице и  которые совершаются, когда все  обстоятельства, касающиеся какого-либо действия, известны действующему лицу". Аристотель утверждает, что от человека зависит многое, если не все, ведь "в  нашей власти быть нравственными или порочными людьми". Каково бы ни было насилие, смешно обвинить внешние условия, а не себя, совершая некоторые преступления, например убийство своих родителей.
     Нравственность - приобретенное качество души. Мысль  о том, что человек делает себя сам, Аристотель развивает в своем  учении о нравственности как приобретенном  качестве души. Согласно философу, "добродетель не дается нам от природы", от природы нам дана лишь возможность приобрести ее. Аристотель определяет добродетель как "похвальные приобретенные свойства души".
     Структура души и виды добродетели. Свою этику  Аристотель основывает на психологии, на известном нам уже делении  человеческой души на три части. Это  деление философ повторяет и  развивает и в своей работе "Этика". Человеческая душа делится  на неразумную и разумную части. Последняя  часть души, в свою очередь, распадается  на рассудок и собственно разум, иначе говоря, на разум практический и теоретический. Теоретический и практический разум характеризуется и в трактате "О душе". Там сказано, что "созерцательный", или "созерцающий ум" "не мыслит ничего относящегося к деятельности и не говорит о том, чего следует избегать или добиваться", тогда как практический ум "от созерцающего ума отличается своей направленностью к цели", это "ум, размышляющий о цели, то есть направленный на деятельность". Неразумная часть души разделена в "Этике" на растительную (питательную) и страстную, стремящуюся, аффективную. Что касается растительной души, то там нет ни добродетелей, ни пороков. Страстная и разумная части имеют как свои добродетели, так и свои пороки. У разумной души имеются свои дианоэтические, или интеллектуальные, добродетели и свои дианоэтические пороки. Дианоэтические добродетели - это мудрость, разумность, благоразумие, а пороки - противоположные им состояния духа.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.