На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Доктрина Трумэна

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 21.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  Образования и  Науки Республики Казахстан
Казахско  – Американский Университет 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СРС на тему: «Доктрина  Трумэна» 
 
 
 
 
 
 

                                                                        Выполнила:
                                                                           Мариненко Е.
                                                                                    ФОГН-МО(09)-IIC*
                                                                      Проверила:
                                                                             Тайчикова К.Т. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Алматы 2011
План:
Введение
      Предыстория вопроса
      Становление доктрины Трумэна
      Причины и цели
      Этапы становления доктрины
      Основные положения доктрины Трумэна
Заключение
  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
Доктрина  Трумэна — это внешнеполитическая программа, выдвинутая президентом США Гарри Трумэном после Второй мировой войны. Публично была озвучена 12 марта 1947 г. Основой доктрины являлась политика «сдерживания» в отношении СССР во всём мире. Доктрина Трумэна явилась выражением борьбы США и их симпантов за необходимую им политико-экономическую однородность мира.
В разработке доктрины участвовали Джордж Кеннан, Аллен Даллес, Лой Хендерсон, Дин  Ачесон и другие.
Предусматривала выделение в 1947—1948 финансовом году 400 млн. долларов для оказания помощи Греции и Турции под предлогом  коммунистической угрозы со стороны  СССР. Греции выделялось 300 млн. дол., Турции - 100 млн. дол. Соглашения с Грецией  и Турцией были подписаны соответственно 20 июня и 12 июля 1947. "Доктрина Трумэна" была направлена на ограничение усилившегося после 2-й мировой войны 1939—1945 роста сил социализма, оказание непрерывного давления на СССР и другие страны социалистического блока, поддержание реакционных сил и режимов. Использована для оправдания вмешательства США во внутренние дела других стран, для развязывания «холодной войны» и нагнетания международной напряжённости. Положила начало оказанию широкой военной помощи другим странам, сопровождавшееся созданием сети военных баз на чужих территориях и осуществлявшееся США в рамках других программ.
                  
   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Предыстория вопроса
       В среду 12 марта 1947 года в  Конгрессе Соединенных Штатов  выступил президент Гарри Трумэн. Медленно зачитанная им по блокноту 18-минутная речь была выслушана конгрессменами с напряженным вниманием и почти не прерывалась аплодисментами. По мнению одного из трумэновских биографов,  она «стала, вероятно, самым знаменитым и самым противоречивым президентским выступлением в американской истории ХХ века».
       Серьезность ситуации, сложившейся  сегодня в мире, требует моего  выступления перед объединенной  сессией Конгресса. Внешняя политика  и национальная безопасность  нашей страны находятся под угрозой. Один аспект существующей ситуации, которую я представляю Вам сейчас для вашего рассмотрения и вынесения решения, касается Греции и Турции. Соединенные Штаты получили от греческого Правительства просьбу о финансовой и экономической помощи. Предварительные сообщения от американской экономической миссии в Греции и сообщения от американского посла в этой стране, подтверждают утверждение греческого Правительства, что помощь крайне необходима, чтобы Греция могла остаться свободной страной.
    Трумэн просил у Конгресса  400 миллионов долларов экономической  и военной помощи. Но речь шла  не об  учреждении еще одной  традиционной программы зарубежной  помощи. Президент просил средства  на создание совершенно новой  внешней политики, предполагающей изменение лица мира.
        Семена тоталитарных режимов  распространяются и растут в  злой почве бедности и борьбы. Они достигают своего полного  роста, когда надежда людей  на лучшую жизнь умерла.
Мы должны поддержать эту надежду.
Свободные народы мира обращаются к нам с просьбой в поддержании их свободы. Если мы колеблемся в нашем лидерстве, мы можем подвергнуть опасности мир во всем мире. И, конечно, мы подвергнем опасности благосостояние нашей нации.
И я  уверен, что Конгресс не откажется от этой ответственности.
       Возложение на США этой ответственности  было делом вынужденным. И не  только факторами политическими.  В конце 46 - начале 47 года  разрушенная  послевоенная Европа переживала  не только жесточайший экономический  кризис, но и необычно суровую и холодную зиму. Эти обстоятельства вынудили британское правительство в феврале уведомить своих американских союзников, что Англия прекращает свою помощь Греции и Турции (попросту и на себя-то не хватает средств!). Для раздираемой политическими противоречиями и бешеной инфляцией Греции британское решение означало в близкой перспективе установление там коммунистического правления. В Греции шла гражданская война и оказывалась, со стороны, прежде всего, Югославии, активная помощь левым прокоммунистическим силам. Роль Советского Союза в Греции была минимальной. Сталин считал ее британской зоной влияния, исходил из того, что Запад не отдаст Грецию. Еще сложнее обстояло дело в Турции. Уже летом 1945 г. Молотов, по инструкции Сталина, предъявил Турции ультимативное требование создать «совместные» советско-турецкие базы для защиты Босфора и Дарданелл. Главной целью советской политики было изменение режима проливов, получение в лучшем случае контроля над проливами – старая мечта российских царей, а потом коммунистов. Своего апогея эта война нервов достигла летом 46-го года. Сталин рассчитывал на то, что турки дрогнут, а Запад за них не заступится. Он ошибся и в том, и в другом. Так к началу 47-го в Южной Европе назрел военно-политический кризис, который госсекретарь США Джордж Маршалл истолковал, как « имеющий прямое и непосредственное отношение к Соединенным Штатам». 27 февраля обращаясь к лидерам Конгресса США, он сказал: «Советское доминирование может расшириться на весь Ближний Восток до границ Индии. (…) мы стоим перед первым кризисом из серии, которая может привести к советскому доминированию в Европе, на Ближнем Востоке и в Азии».
   Таким образом, даже поверхностный  взгляд на события  весны  1947 г. позволяет предположить, что  доктрина Трумэна, означающая поворот во внешней политике США на десятилетия вперед, вызван отнюдь не реальной «советской опасностью». Однако доктрина была принята, резкое изменение в отношениях со вчерашними союзниками произошло, и мир оказался надолго расколот «железным занавесом». Период, длящийся почти всю вторую половину ХХ века и закончившийся, по сути, только с исчезновением одной из сторон, принято называть «холодной войной», сквозь призму которой мы вынуждены рассматривать все события недавней мировой истории. Тем любопытнее обратиться к ее истокам. 

Становление доктрины Трумэна (причины, цели, основные этапы)
      Оказавшись перед лицом быстро  развивающегося процесса революционных  перемен в мире, лидеры США  избрали стратегическую внешнеполитическую  линию, направленную на слом сложившегося в результате войны соотношения сил, на «оттеснение» Советского Союза с занимаемых им позиций и установление мировой гегемонии США. Эта линия получила название политики «сдерживания коммунизма» и стала официальным внешнеполитическим курсом трумэновской администрации, найдя свое наиболее известное выражение в «доктрине Трумэна» и «плане Маршалла». В теоретическом плане стратегия «сдерживания» строилась на геополитических тезисах, постулирующих «традиционную борьбу» континентальных и морских держав. В идеологическом отношении «сдерживание» опиралось на антикоммунизм и антисоветизм. Выдвижение концепции «сдерживания» определялось стремлением Вашингтона применить комплексный метод давления на СССР — военного, экономического и идеологического.                                                                                                                        
       Перед Потсдамом, во время и  после Потсдама советская сторона  делала все от нее зависящее,  чтобы предпосылки для прорыва  в справедливый и безопасный мир воплотились в конструктивных и праведных делах. Американская разведка докладывала своему президенту, что в ближайшие 10 - 12 лет СССР не будет представлять опасности ни для кого.  Но  с получением ядерного оружия идея мирового господства становилась осью американского политического и военного коловращения. Идеологически-пропагандистский смысл концепции «сдерживания» заключался в том, чтобы запугать население США «коммунистической угрозой» и тем предотвратить критику глобально-гегемонистского курса администрации. Как подчеркивал американский политолог
Дж. Суомли, «холодная война и мнимая угроза советского контроля над миром создавали  политическую и „моральную» возможность  для Соединенных Штатов направлять свою мощь в различные части планеты под предлогом „опережения» коммунистической мощи». С помощью мифа о «советской угрозе» американскому народу навязали «воинскую повинность в мирное время, НАТО и другие военные союзы, военно-промышленный комплекс и огромные налоги для удовлетворения его требований». 19 июля 1945 г. Соединенные Штаты ревизовали свою военно-политическую доктрину. Если прежде за исходное бралось «отражение нападения», то новая доктрина основывалась на нанесении «превентивных ударов» по противнику. Особо выделялся элемент внезапности при сокрушении любого «источника угрозы». Причем определение характера и степени этой угрозы, как и момент ее элиминирования, оставлялись целиком за Вашингтоном.
      В феврале 46-го в Вашингтоне  была получена из Москвы знаменитая  «длинная телеграмма» посла Джорджа Кеннана в 8 тыс.слов, в которой тот проанализировал советскую политику и намерения лидеров СССР. Кеннан утверждал, что сталинский режим «фанатически убежден» в невозможности «мирного сосуществования» с миром капитализма, в первую очередь США, что правители СССР, как это всегда было в истории России, делают ставку на военную агрессию с целью «обеспечения внутренней безопасности своего слабого режима». Но они, как писал Кеннан, очень чувствительны к «логике силы» и всегда отступают перед ней. Дж. Кеннан рекомендовал «сдерживать советское давление» применением «контрсилы» в различных «постоянно перемещающихся географических и политических точках». Так родилась «стратегия сдерживания».     Идея «сдерживания» не мыслилась Кеннаном в категориях пассивной политики «удерживания рубежей». «Соединенные   Штаты, - утверждал   Кеннан, - вполне способны своими действиями повлиять на внутреннее развитие как России, так и всего международного коммунистического движения». Конечно, было бы преувеличением считать, развивал он свою мысль, что американская политика единолично может «решать вопрос о жизни и смерти коммунистического движения и привести к быстрому падению Советской власти в России». Но Соединенные Штаты, по его мнению, могут усиливать давление на внутренние процессы в СССР и таким путем «содействовать тенденциям, которые, в конечном счете, приведут либо к распаду, либо к постепенному размягчению советской мощи». Внешнеполитический диагноз и рецепты Кеннана имели головокружительный успех в Вашингтоне, поскольку совпали с преобладавшим политическим настроением в столице. После этого президент Трумэн поручил двум своим помощникам Кларку Клиффорду и Джорджу Элси подготовить отчет по вопросам американо-советских отношений. В этом секретном документе, созданном к осени 46-го, говорилось, что  генералиссимус Сталин и его окружение  предпочитают мощные вооруженные силы любым возможным союзам с заграницей. СССР имеет любые возможности увеличить — прямо или косвенно — область своего контроля для обеспечения дополнительной безопасности в жизненно важных для него районах. В докладе подчеркивалась «необходимость» указать Советскому правительству, что Соединенные Штаты располагают достаточной мощью «для быстрого сокрушения СССР в войне». Война против СССР, разъяснялось в документе, будет «тотальной» в куда более страшном смысле, чем любая прежняя война, и поэтому должна вестись постоянная разработка как наступательных, так и оборонительных видов вооружений. В докладе предлагалось,  чтобы любые переговоры с СССР о разоружении велись медленно и осторожно, постоянно имея в виду, что предложения о запрещении применения атомного оружия и наступательных видов вооружения дальнего действия значительно ограничат мощь Соединенных Штатов». Основные выводы  отчета Клиффорда и Элси: «язык военной силы»  является единственным средством разговора с Кремлем. Кроме того, США «должны поддерживать и помогать всем демократическим странам, которым угрожает СССР». Эти мысли и легли в фундамент новой политической доктрины, официально провозглашенной в марте 1947 г., которая, по словам тогдашнего заместителя госсекретаря США Дина Ачесона, вовсе не являлась доктриной, охватывающей весь мир. Однако факты говорят об ином. На финальной стадии войны у Москвы были несколько иные заботы. Надлежало поднимать из руин страну, а не мечтать о квазикоммунистической экспансии. До осени 1947 – весны 1948 годов в Чехословакии, Венгрии, Румынии у власти находились правительства, возглавлявшиеся представителями буржуазных партий. В Польше из-за обструкции англичан, коим очень не терпелось внедрить в высший эшелон агента «Интеллидженс сервис», процесс формирования правительства национального единства осложнялся. Тито не спрашивал Сталина, как управлять Югославией. Болгария пошла за Димитровым тоже без наших подсказок. По логике вещей особняком,  вроде бы, должен был стать вопрос о Германии. Что предлагал Советский Союз? Сохранение  единства, проведение общегерманских свободных выборов, формирование по их результатам национального правительства, скорое заключение с немцами мирного договора и вывод с территории Германии всех иностранных войск. Немцам дозволялось самим определять строй, при котором они хотели бы жить. А как реагировали на советские предложения США?  Госсекретарь США застолбил: «У нас нет оснований доверять демократической воле немецкого народа».
       Следующим за «доктриной Трумэна»  наиболее серьезным шагом в  практическом осуществлении стратегии  «сдерживания» был «план Маршалла»  для Европы. Политический и военный  контроль над Западной Европой  открывал двери для американской экономической экспансии в данном регионе. Эта часть континента представлялась также важным плацдармом в военно-экономическом противоборств.  5 июня 1947 г. Маршалл предложил оказать европейским странам помощь «с целью восстановить экономику во всем мире так, чтобы возникли политические и социальные условия», при которых могут существовать «свободные нации». Государственный секретарь особо подчеркнул, что политика США не направлена против какой-либо страны или доктрины. Это заявление было тактическим маневром, предпринятым после критики общественным мнением многих стран откровенно антикоммунистического характера «доктрины Трумэна». Главный вопрос, который дебатировался в Вашингтоне, заключался в том, как, исключив СССР, втянуть в «план Маршалла» страны Восточной Европы. Американская программа охватила 16 западноевропейских государств, представлявших лишь половину населения Европы. При этом американцы, в качестве предварительного условия предоставления помощи, потребовали выведения коммунистов из состава правительств стран, подписавших договор. К 1948 году ни в одном правительстве Западной Европы коммунистов не было.  Подписав «закон о помощи иностранным государствам», Трумэн назначил администратором по его осуществлению крупного промышленника П. Гоффмана. Американский администратор получил полномочия прекратить «помощь», если государство-получатель будет вести торговлю с СССР и с государствами народной демократии сырьем и товарами, признанными в США «стратегическими». «Маршаллизованные» страны включались в замкнутую экономическую сферу, где преобладание США было неоспоримым.
       Блокада Берлина повлекла за  собой новые изменения на политической  арене. На фоне блокады Трумэну  удалось одержать победу на  президентских выборах в ноябре 1948 года. Одновременно демократы вернули контроль над обеими палатами конгресса. Выборы свидетельствовали о произошедшем переломе в настроениях американцев: они утвердились в представлении о том, что линия обороны Америки находится в Европе и Азии, и отдали предпочтение линии на силовое противоборство с СССР, начатое Трумэном.
    Холодная война запускалась США  с позиции безнаказанной мощи  с ультиматумом в адрес СССР  либо подчиниться американскому  диктату, либо быть уничтоженным  ядерной атакой. Холодная война планировалась Америкой как прелюдия к войне «горячей». Чудом мир избежал этого развития событий. США в тот период легко относились к возможности применения ядерного оружия. Следующие за Г.Трумэном президенты США продолжали вести политику в русле его доктрины. 
                                                                       
Основные  положения доктрины Трумэна
        - «сдерживание СССР»,  в т.ч. военное
       Сразу после отъезда из Германии  президент США дал поручение  Эйзенхауэру разработать план «Тотэлити» - концепцию военного противоборства с Советским Союзом. В августе 1945 года при участии командования ВВС США была подготовлена «Стратегическая карта некоторых промышленных районов России и Маньчжурии». Документ содержал перечень 15 крупнейших советских городов с обозначением в них первоочередных целей и с прикидками - с учетом опыта Хиросимы и Нагасаки - количества потребных для их уничтожения атомных бомб.
        Тогда же комитет начальников  штабов США занялся исследованием  уязвимости Советского Союза  в случае использования американцами  ядерного оружия. Продуктом сего  труда стал документ № 329/1, предусматривавший нанесение ядерных  ударов по 20 советским городам. Полгода спустя  возник план «Пинсер» (в переводе «Клещи»). По нему американские демократы примерялись опустошить Россию уже 50-ю ядерными зарядами. 1 января 1957 года должна была начаться самая страшная операция в истории человечества:  "Дропшот".
       Предполагалось, что совместно с  США выступят все страны НАТО. «Общая стратегическая концепция»  плана выглядела следующим образом:  «Во взаимодействии с нашими  союзниками навязать военные  цели Советскому Союзу, уничтожив  советскую волю и способность  к сопротивлению путем стратегического наступления в Западной Евразии и стратегической обороны на Дальнем Востоке». В первый период войны планировалось сбросить на Советский Союз свыше 300 атомных и 250 тысяч тонн обычных бомб, уничтожив до 85 процентов советской промышленности. Во втором периоде продолжается наступление с воздуха и изготавливаются к действию наземные силы НАТО. На третьем этапе переходят в наступление силы НАТО, которые уничтожают Советские Вооруженные Силы в Центральной Европе. В последний, четвертый период,- «дабы обеспечить выполнение наших национальных целей, союзники должны оккупировать» Советский Союз и другие социалистические страны Европы».
       - достижение технического  и технологического  превосходства, наращивание  вооружения, в т.ч. ракетно-ядерного
Соперничество СССР и США неизбежно вело к  наращиванию вооружений обоими блоками. Противники стремились достичь превосходства  именно в области ядерного оружия и в средствах его доставки. Вскоре таким средствами, помимо бомбардировщиков, стали ракеты. Началась гонка ракетно-ядерных вооружений, которая привела к крайнему напряжению экономики обоих блоков. Для обеспечения нужд обороны создавались мощные объединения государственных, промышленных и военных структур – военно-промышленные комплексы (ВПК). На их нужды уходили гигантские материальные средства, лучшие научные силы. СССР прикладывал все усилия, чтобы создать собственную атомную бомбу, над этой задачей работали советские ученые и разведчики. Некоторые инженерные решения удалось получить по каналам разведки из секретных американских учреждений, но эти данные нельзя было бы использовать, если бы советские ученые к тому времени не подошли вплотную к созданию атомного оружия самостоятельно. Создание атомного оружия в СССР было вопросом времени, но этого времени не было, поэтому данные разведки имели большое значение. Наиболее важным, может быть, для разведчиков было то, что их агенты были весьма компетентны и добросовестны. Вот, например, оценка их работы академиком А. Ф. Иоффе: «…Получаемая нами информация всегда оказывалась точной и, по большей части, всегда полной… наличие такого совершенного источника информации на много месяцев сокращает объем наших работ и облегчает выбор направлений, освобождает от длительных поисков. Я не встречал ни одного ложного указания».
       В 1949 СССР испытал собственную  атомную бомбу. В 1952 США испытали  термоядерное устройство, в котором  атомная бомба играла роль  запала, а мощность взрыва многократно  превосходила атомный. В 1953 СССР  испытал термоядерную бомбу. С этого времени США до 60-х обгоняли СССР лишь в числе бомб и бомбардировщиков, то есть количественно, но не качественно – у СССР было любое оружие, которым располагали США.
       В 1956 ситуация в мире снова  ухудшилась в связи с волнениями  в социалистических странах и попытками Великобритании, Франции и Израиля захватить Суэцкий канал в Египте. Но на этот раз обе «сверхдержавы» – СССР и США – приложили усилия к тому, чтобы конфликты не разрастались. Президент Эйзенхауэр имел в руках оружие, отличное от того, на которое мог рассчитывать президент Трумэн. Ядерный арсенал США за несколько лет был увеличен многократно, ядерное оружие 50-х годов было в тысячи раз мощнее атомных бомб второй половины 40-х годов. В это время администрацией Эйзенхауэра на полном серьезе обсуждаются планы превентивного ядерного удара по Советскому Союзу и его союзникам. Одновременно со строительством стратегических вооружений в это время разворачивается интенсивное строительство американских военных баз во всех уголках Земного шара.
       В Советском Союзе убежденность  в решимости США начать ядерную  войну и устроить в СССР  гигантскую Хиросиму была такова, что армия, с целью обретения  опыта ведения боевых действий  в условиях ядерной бомбардировки,  под руководством маршала Г.К. Жукова провела под Семипалатинском учения с применением атомного оружия. В ходе учений многие тысячи военнослужащих получили огромную дозу радиации.
      Огромные средства выделялись  ученым, которые под руководством  академиков Курчатова и Королева  создавали оружие ракетно-ядерного типа. В ноябре 1957г. межконтинентальная баллистическая ракета советского производства вывела на околоземную орбиту первый искусственный спутник Земли. Теперь уязвимой для ядерного удара стала любая точка планеты, в т.ч. и вся территория США. СССР вышел на рубеж стратегического паритета. Система государственного социализма позволяла концентрировать большие ресурсы на решении одной задачи за счет других. В 1958 американцы запустили свой спутник и начали массовое производство ракет. СССР продолжал лидировать, хотя достижения и сохранение ракетно-ядерного паритета в 60-е требовало напряжения всех сил страны.
      Успехи в освоении космоса  имели и огромное агитационное  значение – они показывали, какой  общественный строй способен  добиться больших научно-технических успехов. 12 апреля 1961 СССР запустил в космос корабль с человеком на борту. Первым космонавтом стал Юрий Гагарин. Американцы шли по пятам – ракета с их первым астронавтом Аланом Шепардом стартовала уже 5 мая 1961, но в космос аппарат не вышел, совершив лишь суборбитальный полет.
       В 1960 отношения между СССР и  США снова ухудшились. 1 мая, незадолго  до советско-американской встречи  в верхах, США отправили в полет  над территорией СССР разведывательный  самолет У-2. Он летел на высотах, недоступных для советских истребителей, но был сбит ракетой прямо во время первомайской демонстрации в Москве. Разразился скандал. На встрече в верхах Хрущев ждал извинений от Эйзенхауэра. Не получив их, он прервал встречу с президентом.
       Джон Кеннеди, сменивший Эйзенхауэра  на посту президента США в  1961г., начал с инициативы активизации  внутренних и внешних сил для  обеспечения решительного лидерства  США в Холодной войне. Кредо  своей администрации он выразил  в своей инаугурационной речи: «Пусть каждая нация вне зависимости от того, желает она нам добра или зла, знает, что мы заплатим любую цену, вынесем любой бремя, перенесем любые трудности, поддержим любого друга, выступим против любого врага ради обеспечения торжества свободы». Главными элементами ведения Холодной войны при президенте Кеннеди стало ускоренное военное строительство, консолидация союзников, стремление расширить влияние и закрепиться в развивающихся странах, освобождающихся или освободившихся от колониализма, ведение дипломатии, предполагавшей диалог с любым потенциальным противником.
       Концепция Кеннеди предусматривала  ускоренное наращивание ракетно-ядерных  вооружений, с тем, чтобы оставить  далеко позади СССР. Помимо стратегических  сил, на 300 тысяч человек были увеличены обычные вооруженные силы США. Разрабатывалась стратегия «двух с половиной войн» - когда США могли бы вести две полномасштабные войны в Европе и Азии против СССР и Китая и одну «половинную» - в любом другом месте. Для решения последней задачи создавались также части спецназначения («Зеленые береты»), способные вести боевые действия скрытно и в самых необычных условиях на самых отдаленных рубежах Холодной войны.
       - «помощь демократическим  странам»
       18 июня 1948 г. США, Англия и Франция  объявили о проведении в западных зонах Германии сепаратной денежной реформы.
       Через пять дней, 23 июня, самовольно, без санкций советских властей,  они распространили эту реформу  на Западный Берлин, находившейся  в советской зоне и имевшей  свободное общение с Восточным Берлином и всей Восточной Германией, что спровоцировало первый Берлинский кризис. Раскол Европы, вызванный разногласиями противоборствующих капиталистических и социалистических сил, тут же сказался на судьбе Германии. Для западных стран, её зоны оккупации стали передовой линией политики "сдерживания". Стало очевидно, что успех этой политики во многом зависит от немцев. США поэтому настояли на включении Западной Германии в сферу действия плана Маршалла.
       Были прекращены взимания репараций и отгрузка оборудования в счёт этих платежей в СССР. Западные страны стали добиваться экономической стабилизации Германии и создания сильного государства на основе трёх западных зон оккупации. 20 июня 1948 года там была проведена денежная реформа. Замена обесцененной рейхсмарки новой немецкой маркой дала толчок началу нового экономического восстановления. Но она была явным нарушением договорённостей о совместном решении германских проблем. Пользуясь тем, что в соглашении о статусе Берлина не были предусмотрены конкретные обязательства СССР по обеспечению транспортных связей западных секторов Берлина с Западными зонами оккупации, СССР в ответ перекрыл дороги, ведущие из Берлина на запад.
       Началась блокада Берлина - первая  открытая конфронтация СССР со своими бывшими союзниками. Начавшись 24 июня, она продолжалась 324 дня. За это время снабжение войск союзников в Берлине и двухмиллионного населения Западного Берлина взяла на себя авиация союзников, организовавшая воздушный мост. Советские войска не препятствовали полётам самолётов над территорией Восточной Германии.
        1949 год стал годом раскола Германии. Вскоре после денежной реформы  в западной зонах была начата  работа над конституцией государства,  которое должно было быть создано  на основании этих трёх зон. В мае 1949 года образовалась Федеративная Республика Германии (ФРГ). В октябре в восточной зоне оккупации была создана Германская Демократическая Республика (ГДР).
       - «железный занавес», поляризация мира
      «Желе?зный за?навес» — политическое клише, обозначающее информационный, политический и пограничный барьер, возведённый в 1919-1920 годах и на протяжении нескольких десятилетий отделявший Союз и другие социалистические страны от капиталистических стран Запада. За все годы Советской власти менялась только степень его непроницаемости. Холодная война» привела к тому, что в обоих «лагерях» развернулись репрессии против инакомыслящих и людей, выступавших за сотрудничество и сближение двух систем. В СССР и странах Восточной Европы арестовывали людей по обвинению в «космополитизме» (отсутствии патриотизма, сотрудничестве с Западом), «низкопоклонничестве перед Западом» и «титоизме» (связях с Тито). В США началась «охота на ведьм», в ходе которой «разоблачались» тайные коммунисты и «агенты» СССР. Американская «охота на ведьм», в отличие от сталинских репрессий, не привела к массовым репрессиям, но и в ней были свои жертвы, вызванные шпиономанией. Советская разведка активно работала в США, как и американская в СССР, но американские спецслужбы решили публично показать, что они в состоянии разоблачать советских шпионов. На роль «главного шпиона» был выбран госслужащий Юлиус Розенберг. Он действительно оказывал советской разведке незначительные услуги. Было объявлено, что Розенберг и его жена Этель «украли атомные секреты Америки». Впоследствии выяснилось, что Этель даже не знала о сотрудничестве мужа с советской разведкой, но, несмотря на это, оба супруга были приговорены к смерти и казнены в июне 1953.Казнь Розенбергов стала последним серьезным актом первого этапа «холодной войны». В марте 1953 умер Сталин, и новое советское руководство во главе с Никитой Хрущевым стало искать пути нормализации отношений с Западом. Окончательно железный занавес пал в конце 1980-х годов вследствие политики гласности и открытости, проводившейся в СССР и восточноевропейских странах. Символом окончательного падения железного занавеса стало разрушение Берлинской стены.  
       Мир разделился на два лагеря. Лидером одного из них стал  СССР, а второго – США. Следующим шагом стало создание международных организаций, так называемых систем коллективной безопасности.  В апреле 1949 года появилась Организация североатлантического договора – НАТО,  в которую входили США, Канада и страны Западной Европы. А в мае 1955 года был подписан Варшавский Договор. На момент подписания в него входили Албания, Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, СССР, ЧССР. Поляризация мира завершилась, и созданные коалиции, во главе со своими лидерами, принялись бороться за влияние в странах третьего мира.
        - борьба за влияние на страны «третьего мира»
        Опасность войны между СССР  и США заставляла их действовать  «в обход», сражаясь за ресурсы  мира вдали от Европы. Сразу  же после начала «холодной  войны» страны Дальнего Востока  превратились в арену ожесточенной борьбы между сторонниками коммунистич
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.