На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Понятие и методы адаптации. Своевременное повышение конкурентоспособности как главный фактор адаптации в конкурентной среде. Конкурентная среда ОАО Пластик, оценка степени адаптированности предприятия к ней. Резервы конкурентных преимуществ предприятия.

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Менеджмент. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2011. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


84
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ПОНЯТИЕ АДАПТАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ К КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЕ
1.1 Понятие адаптации, методы адаптации.
1.2 Своевременное повышение конкурентоспособности как главный фактор адаптации в конкурентной среде
1.3 Факторы, оказывающие влияние на адаптивность
и конкурентоспособность производственных предприятий
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СТЕПЕНИ АДАПТИРОВАННОСТИ оао «пластик» К КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЕ
2. 1 Краткая характеристика предприятия
2.2 Конкурентная среда ОАО «Пластик» и оценка степени адаптированности предприятия к ней
Глава 3. АДАПТАЦИЯ К КОНКУРЕНТНЫМ УСЛОВИЯМ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА
3.1 Резервы конкурентных преимуществ ОАО «Пластик»
3.2 Мероприятия по созданию условий адаптации в среде конкурентов
3.3 Разработка программы изменений и оценка ее эффективности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Основные производители оконных конструкций в России

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Оценка положения предприятия основными работниками
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Производственная программа и отчет о чистых доходах при производстве пластиковых труб
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ВВЕДЕНИЕ

Известно, что компании нередко попадают в сложные и непривычные для них ситуации. Для того чтобы с достоинством выйти из них, необходимо проявлять гибкость и уметь внедрять инновации. Сегодня мы переживаем время великих перемен. То, что было правильным вчера, уже не годится сегодня, а что будет завтра, никто не знает. Мир становится все сложнее и требует от нас слишком многого. Каким образом можем мы, как отдельные личности и как организации, приготовиться к неизвестному будущему? Ответ в том, что фирмы должны сами создать свое будущее через своевременное реагирование на меняющиеся условия.
В настоящее время организации во всем мире сталкиваются с тем, что рынок становится более беспокойным, а запросы акционеров и клиентов растут. В связи с этим многие организации проводят реструктуризацию. Изменения -- это постоянный процесс. Подобно реке, несущей свои воды в океан, процесс изменений никогда не останавливается. Постоянные и взаимопроникающие изменения стали жизненной необходимостью корпораций. Если руководители компаний хотят сегодня занять лидирующие позиции на рынке, они должны научиться адаптироваться к всё возрастающему количеству изменений на рынке. Руководителям следует пересмотреть существующую структуру своих компаний, общую политику ведения бизнеса, возможности использования новых технологий, а также отношения с персоналом и клиентами.
Успешная управленческая деятельность коммерческих организаций в существенной мере зависит от глубины знания адаптации как универсальной функции менеджмента и мастерства ее применения в конкурентной борьбе на внутренних и внешних рынках. Чем ниже адаптивность коммерческих организаций, тем чаще они разоряются, негативно воздействуя на окружающую их среду. Для некоммерческих организаций адаптация также важна. Именно поэтому данная функция менеджмента является важнейшим объектом исследования как для специалистов, занимающихся разработкой теории управления, так и современных практиков, использующих ее достижения в процессе хозяйственной деятельности.
Адаптация выступает универсальной функцией менеджмента, поскольку она пронизывает все остальные его функции и обеспечивает их адекватное применение в условиях меняющейся в ходе реформирования внутренней и внешней среды управления. (9; с. 70) Она и будет выступать предметом изучения в работе.
Предприятие, чтобы выжить в современных условиях, не потерять рынок, должно немедленно реагировать на изменение внешней среды, в связи с чем, необходим специальный экономический механизм, который обеспечивал бы адекватную этим изменениям реакцию предприятия к изменившимся условиям. Адаптация - это способность системы обнаруживать целенаправленное приспосабливающееся поведение в сложных средах, а также сам процесс такого приспособления. (33; с. 14) Адаптация к среде, характеризующейся высокой неопределенностью, позволяет системе обеспечивать достижение поставленных целей в условиях недостаточной априорной информации. В процессе приспособления в той или иной мере меняются количественные параметры системы, а также ее структура. Чем более существенны изменения конкурентной среды, тем глубже те преобразования, которые должны происходить при адаптации предприятия к новым условиям.
Возможности адаптирования предприятий к условиям рыночной конкуренции при ослаблении мер государственного воздействия возрастают, поскольку это позволяет предприятиям: оперативно реагировать на воздействие внешней среды, не дожидаясь команды «сверху»; эффективно использовать резервы при маневрировании внутренними ресурсами; выпускать продукцию с улучшенными свойствами или нового ассортимента, сообразуясь со спросом и т.д.
Проблема адаптивности производственного комплекса с учетом требований среды на самом деле чрезвычайно важна и не может быть решена однозначно в силу специфики условий, в которых находится то или иное предприятие. Необходимость комплексного решения данной проблемы делает актуальным проведение исследований, направленных на разработку методологии формирования эффективных организационных структур управления предприятиями и выявления алгоритма проведения преобразовательных мероприятий.
В данной работе мы рассмотрим адаптацию производственного коммерческого предприятия в конкурентной среде. Объектом исследования выбран ОАО «Пластик», находящийся по адресу 446025 г. Сызрань, Саратовское шоссе, 4. Актуальность темы исследования обусловлена сложностью ситуации в которых находятся сегодня российские предприятия: они вынуждены искать новые пути адаптации к меняющимся условиям конкурентной среды.
Повышение конкурентоспособности возможно через реализацию комплекса маркетинга. Основополагающий принцип маркетинга един для всех отраслей - во главу угла ставятся нужды потребителей, путем удовлетворения которых образовательная организация-производитель получает прибыль.
Цена написания работы: изучение адаптации предприятия в конкурентной среде. Задачи соответствуют реализации цели:
-дать понятие адаптации, определить методы адаптации;
- рассмотреть своевременное повышение конкурентоспособности как главный фактор адаптации в конкурентной среде;
- определить факторы, оказывающие влияние на адаптивность и конкурентоспособность производственных предприятий;
-рассмотреть конкурентную среду ОАО «Пластик» и оценить степень адаптированности предприятия к ней;
- выявить резервы конкурентных преимуществ предприятия;
- наметить мероприятия по созданию условий адаптации в среде конкурентов.
- разработать программу изменений и оценить ее эффективность.
Для теоретического рассмотрения процессов адаптации использовались работы Белявского И.К., Пронина Ю.Б., Данишевского В.Г., Фатхутдинова Р.А., Крипендорфа К. и других. В работе использовалось большое количество статей из периодических изданий, таких как «Вопросы экономики», «Экономист», «Вопросы статистики», «Маркетинг», «Общество и экономика», «Проблемы теории и практики управления», «Маркетинг в России и зарубежом», «ЭКО» и др.
Глава 1. ПОНЯТИЕ АДАПТАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ К КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЕ

1.1 Понятие адаптации, методы адаптации

Различные области знаний, исследующие адаптацию, позволили изучить множество ее свойств, сформулировать их, систематизировать и отразить в соответствующих понятиях. В результате мы имеем многообразие понятий, раскрывающих грани адаптации, рассматриваемые исследователями под тем или иным углом зрения.
Остановимся на наиболее значимых из них и попытаемся обобщить исследования данной категории с точки зрения управления. Анализ приводимых в литературе понятий показывает, что нередко под адаптацией понимается способность системы получать новую информацию для приближения своего поведения и структуры к оптимальным: «Системы адаптивны, если при изменении в их окружении или внутреннем состоянии, снижающем их эффективность в выполнении своих функций, они реагируют или откликаются, изменяя свое собственное состояние или состояние окружающей среды так, чтобы их эффективность увеличилась». (11, с. 25 )
Дальнейшие исследования показали, что термин «адаптация» в общем случае можно рассматривать в трех аспектах. Адаптация как:
* свойство системы приспосабливаться к возможным изменениям функционирования; (43, с.18)
* процесс приспособления адаптивной системы; (29, с.56)
* метод, основанный на обработке поступающей информации для достижения некоторого критерия оптимизации. (35, с.138)
В первом случае речь идет о свойстве адаптивности экономических систем. Во втором - слово «адаптация» характеризует процесс приспособления. В третьем случае следует говорить о методах адаптации, адаптивных алгоритмах, которые используют метод адаптации, а построенные таким образом модели следует называть адаптированными. Если при этом адаптированные модели дополняются способностью к дальнейшей адаптации при появлении новых наблюдений, то такие модели следует называть адаптивными.
Углубленный анализ категории «адаптация» (adaptation) свидетельствует о том, что она первоначально использовалась в биологической науке для обозначения процесса приспособления строения (по аналогии оргструктуры субъекта хозяйствования) и функций организмов популяций, видов, их органов (по аналогии - функций менеджмента) к константным условиям внешней среды.
В настоящее время понятие адаптации вышло за пределы биологии и стало употребляться в самых различных отраслях науки - экономике, технике, естественных, гуманитарных науках, а также в управлении, где оно получило широкое распространение в связи с ориентацией системы хозяйствования на рыночные отношения, развитием частной формы собственности и конкуренции. Сейчас практически невозможно найти такой области деятельности, где не присутствовала бы потребность в адаптации объектов и субъектов управления. Во многом это обусловлено самой природой данного явления, которое постепенно распознается человеком и приводит его к пониманию сущности адаптации, ее универсальному свойству быть всегда и во всем.
Так, в медицине оно используется для характеристики оптимальной жизнедеятельности и нормального социобиологического развития человека. В технических науках, информатике и кибернетике разрабатывается понятие "адаптивные системы", которыми обозначаются различные самонастраивающиеся технические устройства с обратной связью. Вышеизложенные соображения обусловливают необходимость разработки общенаучного определения данного понятия в более широком значении, инвариантном для конкретных дисциплин, в частности для управления.
Проведенный нами анализ дает основание для определения адаптации как особой формы отражения системами воздействий внешней и внутренней среды, установления тенденции динамического равновесия с ними. Такое равновесие обеспечивает как гармоничное соотношение системы с ее внутренней и внешней средой, так и развитие самой системы, функционирующей в конкретном пространстве.
Рассмотрим место адаптации как функции менеджмента в условиях неопределенности конкурентной среды. Чаплина А. предлагает следующую схему влияния на конкурентоспособность (39; с.108):
Рис. 1 Принципиальная схема свойств организации в условиях неопределенности.
Из схемы мы можем определить, что источником адаптивности является гибкость технической базы и широта ассортимента предлагаемых товаров и услуг. Ситуационное управление позволяет быстро реагировать на изменение среды принятием решений. Адаптивность напрямую влияет на конкурентоспособность продукции и идет параллельно с инновационностью, свойством «обновлять» ресурсы организации.
Организация является частью «целого» (общества, пространства), в котором реализуются процессы обеспечения жизнедеятельности населения. Это обусловливает применение в управлении организацией функции менеджмента, которая называется «адаптация». Она оказывает преобразующее воздействие на общество, саму организацию, а также окружающее их пространство.
Портер М.Е. отмечает, что адаптация преобразует субъект хозяйствования, вырабатывает у него соответствующий иммунитет по отношению к внутренним и внешним воздействиям среды. Одновременно адаптация как принцип поведения обеспечивает защиту самого пространства от возможных деформаций конфигурации, целостности, внутренних и внешних связей, обусловленных воздействием субъектов хозяйствования, не соблюдающих законы, нормы, правила, культурные и духовные традиции.(26, с.308)
Поскольку для условий России региональный аспект проблемы становится приоритетным, то и адаптация приобретает явно выраженный региональный характер. При этом следует иметь в виду, что основной функцией адаптации выступает ориентация региональной экономической системы на обеспечение воспроизводственных процессов.
При выборе адаптивной структуры управления организацией необходимо, по мнению Коршуновой Г.:
· определить задачи организации (в соответствии с миссией и целями);
· увязать эти задачи с системой функций, полномочий и ответственности;
· организационно оформить связи по горизонтали управления, что обеспечит координацию деятельности подразделений, решающих общие задачи;
· адаптировать содержание потоков информации и каналов их движения к моделям информационного обеспечения соответствующих подразделений организации и потребностям, связанным с принятием управленческих решений. (18; с.36)
Следует помнить, что адаптивные организационные структуры многообразны, но имеют общие характерные черты. Кроме того, эти структуры, как правило, характеризуются ключевыми свойствами, такими, например, как способность сравнительно легко менять свою форму, приспосабливаясь к изменяющимся условиям (создавать временные органы управления и др.).
В адаптивных структурах управления должна формироваться модель организационного поведения персонала, базирующаяся на неформальной структуре организации, которой присуща современная адаптивная, корпоративная культура, отличающаяся высокими этическими ценностями, отношениями партнерства и взаимного доверия.
В организационных структурах управления возникает и сопротивление адаптации, а также связанным с ней изменениям. Сопротивляются изменениям в силу ряда различных причин. К основным из них следует отнести социальные, политические и технические причины.
Социальные причины сопротивления адаптации связаны с изменением ценностных ориентаций и социальных норм, действующих в организации. К таким причинам относятся следующие, которые можно охарактеризовать как
· влияние прежних ценностей. Поскольку каждый член организации ориентирован на собственную личностную матрицу ценностей, любое вмешательство извне может привести к явному или неявному отторжению новых ценностей, причем сила инерции здесь весьма велика;
· возврат к традициям. В любых социальных общностях можно услышать мнение, что в старые времена жизнь была значительно лучше. Это обычное явление, основанное на привычках и стереотипах, облегчающих людям ориентацию в их социальном окружении. Однако весьма полезные людям привычки и обычаи могут оказаться ненужными и вредными при освоении новых ситуаций;
· действие нормативного контроля. Как известно, нормы жизнедеятельности организации принимаются работниками и реализуются таким образом, что становятся наиболее удобными, привычными. Соблюдение норм обеспечивается посредством неформального контроля, и членам организации психологически трудно не соблюдать их. В соответствии с правилами неформального контроля любые новые нормы в данной области деятельности считаются отклонениями, против которых и направлены санкции социального контроля. В этот момент и возникает сопротивление нововведениям.(6; с.113)
Технические причины связаны с действием так называемых технических условий организации, которые отражают способы соединения человеческих и технических ресурсов в организации. K основным причинам такого рода можно отнести следующие:
· отсутствие ресурсов и коммуникаций для осуществления инноваций. Такая ситуация чаще всего возникает в том случае, когда руководство организации, планируя проведение инноваций, переоценивает свои возможности. Руководители более низких уровней управления, зная реальную картину, оказывают сопротивление изменениям;
· внутренняя разобщенность организации. Причины внутренней разобщенности весьма многочисленны: социальные конфликты между отдельными группами в организации; культурные различия (различные ценности, принятые нормы и т.д.); неправильная позиция руководителей; отсутствие идентификации с коллективами организации и др.;
· неизвестный результат или страх перед неизвестностью. Нередко члены организации просто не видят перспективы внедрения инноваций. У них возникает ощущение возможного провала или отрицательных последствий, в связи с чем они пытаются идеализировать существующее состояние организации и сопротивляются нововведениям;
· отсутствие планов и неясность целей. Эту группу причин можно рассматривать как частный случай страха перед неизвестным результатом. Неопределенность будущих действий, отсутствие разделения деятельности на этапы в соответствии с целями организации порождает у работников иллюзию несбыточности планов и нецелесообразности проводимых изменений;
· отсутствие лидеров. Создание целостного видения организации зависит от активности лидеров. Именно они способны подсказывать, направлять действия людей и организовывать проводимые изменения. Очевидно, что деятельность лидеров должна быть нацелена на реализацию изменений, в противном случае инновационная деятельность будет тормозиться;
· продолжительный успех, снижающиеся издержки. Сопротивление изменениям может усилиться в том случае, если организация находится на гребне успеха, и ее издержки снижаются. В этой ситуации у сотрудников возникает резонный вопрос: зачем что-то изменять, когда организация работает столь успешно? Это одна из самых серьезных причин сопротивления изменениям.;
· отсутствие системы обучения и консультирования. Для осуществления инноваций необходимо обучение и консультирование работников. В случае отсутствия такой системы сопротивление изменениям практически неизбежно.
Выделяются следующие основные виды адаптации хозяйствующих субъектов, адекватные современной структуре пространства:
- духовная (ориентация организационной культуры субъектов хозяйствования на систему исконных ценностей народа);
- природная (изменение способов взаимодействия организации с природой, ориентированное на сохранение, воспроизводство природы и гармонию их взаимоотношений);
- социальная (интеграция организации в общественные отношения, присущие данному пространству);
- экономическая (встраивание организации в систему изменяющихся производительных сил и производственных отношений рыночной ориентации). (14, с.98)
На современном этапе развития общества оптимизировать управление адаптационными процессами целесообразно исходя из объектно-предметного подхода, основываясь на том, что адаптирующийся объект сам определяет комплекс механизмов адаптации. В то время как предмет адаптации задает особенности выбора механизмов адаптации. Принципиальным становится поддержание уровня адаптации, четкая ориентация механизмов на соответствующие виды адаптации (внутренняя или внешняя по пространственному признаку, буферная или приспособительная - по функциональному признаку).
Используя объектный подход Портер М.Е. выделяет следующие современные механизмы адаптации(27; с.112):
· уточнение миссии организации;
· прогнозирование изменения внешней среды и планирование внутренних перемен;
· слияние и объединение предприятий;
· разработка программы адаптации персонала;
· самоорганизация менеджеров;
· выработка предпринимательского стиля управления;
· сохранение исторических, культурных, духовных ценностей народа, не адаптируемых к условиям европейской, американской или иной цивилизации.
Устойчивость и целостность деятельности, системы управления организацией нельзя обеспечить без адаптации. Адаптивность управления - это одно из основных свойств системы, отражающих ее способность быстро и гибко реагировать на любые изменения среды и вырабатывать адекватные управленческие команды, позволяющие сводить к минимуму действие возмущающих систему факторов. (33; с. 85)
Применительно к организации под адаптивностью понимается ее способность преобразовывать свои организационные, управленческие, интеллектуальные и иные составляющие в процессе вхождения в новое пространство и освоения в нем, сохраняя при этом базовую устойчивость и добиваясь своего соответствия изменяющимся требованиям конкурентоспособности. Системы адаптивны, если при изменении в их окружении или внутреннем состоянии, снижающем эффективность выполнения ими своих функций, они реагируют или откликаются, изменяя свое собственное состояние или состояние окружающей среды так, чтобы эффективность их деятельности увеличилась.
Управление процессом адаптации - это активное воздействие на факторы, предопределяющие ее ход, сроки, снижение неблагоприятных последствий. Необходимость управления адаптацией связана с вероятностью ущерба для организации и конкретного человека. Разработка мер, положительно влияющих на адаптацию, предполагает знание как особенных характеристик субъектов хозяйствования, так и факторов среды, а также их влияния на показатели и результаты адаптации. Поэтому при оптимизации процесса адаптации следует исходить из имеющихся возможностей организации. Управление адаптацией требует особой организационной работы, которая предполагает создание специализированных служб адаптации кадров (в зависимости от численности персонала коммерческой организации, структуры управления, наличия и организации системы управления персоналом, нацеленности руководителя на решение социальных задач в сфере управления). Службы адаптации могут быть как самостоятельными структурными подразделениями, так и входить в состав других функциональных подразделений.
В качестве механизмов разработки стратегий организации рассматривают(40, с.57 ):
1. Механизмы с пассивной адаптацией к внешней среде, обеспечивают функционирование системы в стабильной, несложной и достаточно определенной среде и направленные на выбор наиболее благоприятных условий деятельности организации из тех, что уже имеются в сложившейся «нише» внешней среды. В основе механизмов с пассивной адаптацией к внешней среде лежит стратегия пассивного выживания предприятий.
2. Механизмы с активной адаптацией к внешней среде, в основе которых лежит непосредственная адаптация. Они направлены на активное использование элементов внешней среды в деятельности предприятия, в частности, на поиск наиболее благоприятных условий перехода в новые «ниши». Адаптационная реакция организации на изменения во внешней среде в большей части проявляется в быстрой обратимой перестройке внутренних структур и в использовании сложных форм стратегического поведения. В основе механизмов с активной адаптацией к внешней среде лежит стратегия активного выживания предприятий.
3. Механизмы, направленные на формирование внешней среды, которые используются для формирования наиболее благоприятных условий для функционирования организации. В основе данных механизмов лежит стратегия развития предприятий, то есть стратегия активного воздействия на внешнюю среду.
Исходя из вышесказанного, можно предложить следующую систему адаптационных механизмов стратегического управления (рис. 2). Основной функцией механизмов реализации стратегий организации является осуществление выбранных в ходе применения адаптационных механизмов стратегий. На практике эти механизмы настолько взаимосвязаны между собой, что трудно выделить какую-либо составляющую одной, «чистой» природы, которая бы не содержала в себе элементы других составляющих. Поэтому предлагаемая Фатхутдиновым Р.А. (37; с. 213) система механизмов сформирована по принципу однородности на основе главных признаков, в частности, организационных, экономических и мотивационных (рис.3).
84
Рис. 2 Система адаптивных механизмов стратегического управления
84
Рис. 3. Система механизмов реализации стратегий организации
Каждый из механизмов реализации стратегий организации внедряется с различной степенью частоты и активности, что зависит от стратегических целей и задач, которые решаются на конкретном предприятии.
Экономические механизмы используются тогда, когда продукция предприятия хорошо известна покупателям, пользуется спросом, а главной задачей менеджмента становится расширение доли рынка, снижение себестоимости и повышение рентабельности производства. Экономические механизмы реализуются через рыночные механизмы цен, определяемые динамикой спроса и предложения, воспроизводством основных фондов и ускоренной амортизацией, оплатой труда, рынком акций и инвестиционной политикой, лизингом, структурой акционерной собственности, элементами государственного регулирования цен и налогов.
Организационные механизмы чаще всего востребованы тогда, когда организация находится в стадии реструктуризации, когда производственный процесс идет по пути реализации перспективных бизнес-планов, требующих выделения различных бизнесов в самостоятельные подразделения, когда идет массированная маркетинговая разведка рынка, и структура производства подстраивается под рыночную конъюнктуру и поведение конкурентов.
Инструментами организационных механизмов выступают реструктуризация предприятия и реорганизация организационной структуры, позиционирование рынков и потребителей, рыночная организация управления и бизнес-планирование, оперативное регулирование производственной деятельности, сертификация и лицензирование, разработка и внедрение информационных технологий, внедрение маркетинговой составляющей.
Для организационных изменений необходимы резервы: физическое наличие производственных помещений, оборудования, наличие квалифицированных кадров, большие финансовые вложения. Поэтому зачастую предприятие не может их провести и становится банкротом.

1.2 Своевременное повышение конкурентоспособности как главный фактор адаптации в конкурентной среде

Конечная цель адаптации предприятия в конкурентной среде - победа в конкурентной борьбе за потребителя, за рынки сбыта как закономерный итог его интегрированных усилий по реализации организационно-экономической системы адаптации.
"Конкуренция" в переводе с латинского означает столкновение в результате каких-либо действий. Ее определяют как экономическое соперничество, состязание в борьбе за потребителя. Мансуров Р.Е. дает следующее определение: «Конкуренция - это форма взаимного соперничества хозяйствующих субъектов рынка. Предметом конкуренции являются товары (услуги), а объектом - потребители и покупатели. Разделение "предмета" и "объекта" конкуренции указывает на две сферы воздействия в конкурентной борьбе: товар (предмет) и потребитель (объект).» (25; с.91) Следовательно, различны как методы конкурентной борьбы, так и способы оценки уровня конкуренции. Отношение конкурентов друг к другу характеризует двойственность: это и постоянное соперничество на рынках сбыта, и необходимость конкуренции как основы развития экономики и демократии общества в значительной степени перекрывающие ниши.
Конкурентоспособность характеризует степень соответствия отдельного класса объектов определенным рыночным потребностям: предложение (товар) - спросу, предприятие - возможности обеспечить конкурентные преимущества.
Все факторы определяющие конкурентоспособность можно разделить на 5 групп: качество товаров и услуг; цена товаров и услуг; уровень квалификации персонала; технологический уровень производства; доступность источников финансирования; насыщенность рынка, спрос и предложение. Проанализируем все эти факторы.(13; с.16)
Качество товаров и услуг. Качество главная характеристика товара. Товар может занять достойное место в ряду аналогов (то есть стать конкурентоспособным) только обладая определённым качеством. В понятие качества входят долговечность, надёжность, точность, простота эксплуатации, а также отсутствие дефектов и брака. Однако не все эти качества являются в каждом товаре необходимыми, так например странно ожидать долговечности от одноразового товара. Поэтому есть такой важный показатель качества как соответствие стандартам. Кроме этого товар должен удовлетворять следующие потребности потребителей: физические, технические, эксплуатационные, эстетические, затратные (ценовые и расходы связанные с эксплуатацией), престижа и прочее
Цена товаров и услуг. Цена это экономическая категория, которая является денежным выражением стоимости товара. Она служит для косвенного измерения величины затраченного на производство товара необходимого рабочего времени.
Исторически сложилось, что цены устанавливали покупатели и продавцы в ходе переговоров друг с другом. Продавцы обычно запрашивали цену выше той, что надеялись получить, а покупатели - ниже той, что рассчитывали заплатить. В конце концов, поторговавшись, сходились на взаимоприемлемой цене.
Факторы, влияющие на определение цены товара:
1) Совокупные издержки производства;
2) Затраты общественного труда;
3) Качество товара;
4) Функции и свойства товара;
5) Квалификация персонала;
6) Технологический уровень производства;
7) Налоговое законодательство страны;
8) Затраты, связанные с транспортировкой и хранением товара;
9) Затраты, связанные с арендой помещений для реализации тов
10) Упаковка товара;
11) Известность фирмы;
12) Уровень сервисного и гарантийного обслуживания;
13) Маркетинговая деятельность фирмы;
14) Спрос и предложение на данную продукцию;
15) Торговая наценка фирмы.(32; с.21 )
При выборе стратегии ценообразования необходимо решить, какие цели будут преследоваться для конкретного товара. В основном преследуются следующие цели:
· обеспечение выживаемости фирмы, например в случае острой конкуренции
· максимизация текущей прибыли
· завоевание лидерства по показателям доли рынка
· завоевание лидерства по показателям качества товара, то есть создания определённого имиджа товара. В этом случае цена будет весьма высокой, например трудно представить, что БМВ или Мерседес будут даже временно снижать цену на свою продукцию до уровня Опеля или ФИАТа.
Уровень квалификации персонала. Наличие квалифицированных рабочих позволяет постоянно поддерживать высокое качество продукции при минимальных расходах на расходные материалы. Огромный ряд товаров просто не может быть произведён без высококвалифицированного персонала. Огромное значение имеет и наличие высококвалифицированного менеджмента, так как даже при наличии идеально обученных рабочих вряд ли возможно создать конкурентоспособный продукт без высоко подготовленных технологов, инженеров и трудно организовать его сбыт без предварительных расчётов опытных маркетологов.
Технологический уровень производства. Технологический уровень наряду с уровнем квалификации персонала позволяет производить продукцию высокого качества с низкими затратами и в кратчайший срок. Тем самым снижая себестоимость продукции при неизменном качестве. Обойти постоянное техническое перевооружение производства, при изготовлении большей массы товара практически не возможно, в этом случае большое значение имеет доступность фининсирования.
Насыщенность рынка, спрос и предложение. Соотношение спроса и предложения, и это один из ключевых вопросов эффективной работы фирмы и конкурентоспособности ее продукции на том или ином рынке. Рассмотрим его подробнее.
Конкретная потребность покупателя может быть более или менее настоятельной -- это зависит от огромного числа факторов. Заметим, кстати: умение определить настоятельность потребности - важное преимущество грамотных маркетологов. Необходимость в определенных потребностях как бы ранжирует для покупателя его готовность платить деньги за те или иные товары и услуги. Соответственно возникает индивидуальный спрос, который на рынке превращается в рыночный спрос, зависящий как от количества покупателей, данного товара, так и от их доходов и настоятельности соответствующей потребности. В принципе, фирма может влиять только на первый фактор, но посредством комплекса мероприятий по стимулированию сбыта (и, прежде всего, рекламы) она в известной мере способна смещать оценку настоятельности потребности покупателем.
Рассмотрим пути повышения конкурентоспособности товаров. B конкурентной политике относительно товара принимаются во внимание, прежде всего, его функциональное назначение, надежность, долговечность, удобство использования, эстетичность внешнего вида, и другие характеристики, то есть способность товара удовлетворять совокупные потребности покупателя лучше, чем товары-конкуренты. Создание такой потребительской ценности товара, которая включала бы в себя всю совокупность свойства данного товара, а также сопутствующих ему, является важнейшим условием выживания на рынке.
Производитель, создавая конкурентоспособный товар, применяет различные стратегии. он, например, может:
- Добиться отличия товаров предприятия в глазах покупателей от товаров конкурентов;
- Выбрать из намеченных к производству товаров один, являющийся наиболее привлекательным для всех покупателей, и осуществить на этой основе прорыв на рынке;
- Отыскать новое применение выпускаемым товарам;
- Своевременно изъять экономически неэффективный товар из сбытовой программы предприятия;
- Найти выход на новые рынки как со старыми, так и с новыми товарами;
- Осуществлять модификацию выпускаемых товаров в соответствии с новыми вкусами и потребностями покупателей;
- Регулярно развивать и совершенствовать систему сервисного обслуживания реализуемых товаров и систему стимулирования сбыта в целом.
Широкое распространение конкуренции под воздействием международного разделения труда и научно-технического прогресса подталкивает производителей к усиленному поиску новых конкурентоспособных товаров и новых рынков их сбыта.
В международной практике считается целесообразным выпускать не одно изделие, а их достаточно широкий параметрический ряд, образующий ассортиментный набор.
Чем обширнее параметрические ряды и ассортиментные наборы, тем выше вероятность того, что покупатель найдет для себя оптимальный вариант закупки. Например, выпускают автопогрузчики одного и того же типа, но отличающиеся друг от друга грузоподъемностью, скоростью, радиусом разворота и тому подобное. Каждому потребителю с учетом конкретных условий его работы необходимы определенные эксплуатационные параметры покупаемых автопогрузчиков, если продавец способен их обеспечить, покупка состоится, если нет - покупатель будет искать другого продавца.
Чтобы оценить конкурентоспособность товара, необходимо решить широкий круг вопросов и, прежде всего, получить объективную информацию о тех рынках, где уже реализуется или предлагается сбывать товар, о его конкурентах. Анализу рынков уделяется основное внимание. Особенно это относится к оценке тех потребностей, которые предполагаемый товар не удовлетворяет, к выявлению отрицательных и положительных свойств этого товара, которые отмечают потребители. В заключении решается вопрос, соответствует ли в данный момент производимая продукция по техническому уровню и качеству требованиям конечных потребителей, и оценивается конкурентоспособность его в результате комплексного исследования рынка.
Исходя из оценки существующей и перспективной конкурентоспособности товара принимается решение о дальнейшей производственно-сбытовой политике:
- Продолжать ли производство данного товара и его сбыт;
- Провести ли модернизацию производства;
- Снять ли его с производства и приступить к выпуску нового товара;
- Провести ли модернизацию для превращения товара в товар рыночной новизны;
- Приступить ли к поиску нового рынка сбыта, с учётом достаточности финансовых ресурсов, наличия в товаре проводящей и сбытовой сети, возможностей обеспечения сервиса проданного товара.(1; с. 142)
Бесспорно, должен изучаться вопрос со стороны промышленной фирмы о собственных возможностях обеспечения такого объема производства товара, который позволил бы овладеть запланированными долями намеченного рынка в целях обеспечения рентабельности производства и сбыта. Очень важен вопрос ресурсного обеспечения предприятия - возможностей приобрести необходимые материалы, комплектующие изделия, полуфабрикаты, привлечь требуемые финансовые ресурсы необходимые с соответствующим уровнем квалификации кадры.
Ключевым моментом в завоевании позиций на рынке относительно многочисленных конкурентов является своевременное обновление производимых товаров, подготовка и организация производства новых видов продукции. В современном мире создание и производство новых товаров имеют решающее значение для процветания предприятия. Согласно статистическим данным после освоения новой продукции, которая составляет основу производства, темп роста ее реализации примерно вдвое выше, чем у конкурентов. Выпуская новую продукцию и расширяя ассортимент предлагаемых товаров, фирмы стремятся снизить зависимость от одного товара, который может в любое время с учетом непредсказуемых изменений рынка привести к банкротству. Известно, что значительное количество новых товаров, выведенных на рынок, терпит коммерческий провал: примерно 8 из 10 не оправдывают возлагавшихся на них надежд изготовителей. Основными причинами являются: недостаточное владение состоянием спроса именно на данный товар, технические и эксплуатационные дефекты товара, неэффективная реклама, завышенная цена, непредвиденные ответные действия конкурентов, неверно выбранное время для выхода на рынок, нерешенные производственные проблемы, то есть в целом неправильно была спрогнозирована конкурентная политика.
В основе концепции создания нового товара сегодня лежит не столько соблюдение традиционных стремлений к достижению новых технических и технико-экономических параметров, сколько стремление создать “товар рыночной новизны” с высоким уровнем конкурентоспособности относительно других аналогичных товаров.
При выборе путей повышения конкурентоспособности товара нередко бывает очень своевременным решение не о запуске нового, не о снятии с производства морально устаревшего, а о модификации товара Решение о модификации товара принимается в целях удовлетворения особых требований покупателей для получения большей прибыли.
Бесспорным является и развитие такого направления повышения конкурентоспособности товара, как своевременное оказание комплекса услуг, связанных со сбытом и использованием машин, оборудования и другой промышленной продукции и обеспечивающих их постоянную готовность к высокоэффективной эксплуатации, то есть сервисное или послепродажное обслуживание. При умелой организации сервис является решающим фактором повышения конкурентоспособности товара, так как цены на запасные части в 1,5 - 2,0 раза ниже, чем цены на комплектующие, используемые в производстве.
В отдельных отраслях промышленности существует практика, в соответствии с которой фирма-производитель гарантирует поставку запасных частей к продаваемым изделиям в течение определенного более или менее длительного периода (нередко 10-- 12 лет, а в Германии например автостроители законодательно обязаны обеспечить наличие запчастей в течении 10 лет) после снятия их с производства, что весьма привлекательно для пользователей. При этом очень важным является то, что работники службы сервиса, ежедневно соприкасающиеся с установленным оборудованием, служат источником наиболее ценных идей, касающихся повышения уровня конкурентоспособности имеющихся и новых изделий.
В решении задач повышения конкурентоспособности продукции с каждым годом все возрастающее значение приобретает проблема выбора и освоения новых рынков сбыта. В связи с этим на любом предприятии очень важны аналитико-поисковые усилия в этой области. Новые рынки сбыта решающим образом могут изменить конкурентоспособность товара и рентабельность сбытовой деятельности. Понятно, что внедряя товар на новый рынок, можно продлить жизненный цикл товара. Сезонные колебания в спросе могут способствовать успешной реализации одного и того же товара в различных точках планеты. А увеличение объема продаж на новых рынках позволит снизить издержки производства на единицу продукции, прежде всего за счет использования дешевой рабочей силы, достаточно низких уровней налогов и таможенных пошлин и ряда других факторов на новых рынках сбыта. В связи с этим очень важно для дальнейшего развития конкурентоспособности товара (прежде чем перейти к новому, его модификации, снятию с производства) попытаться выйти с ним на новый рынок сбыта, если на внутреннем его конкурентоспособность резко упала. Но при этом надо точно знать степень обеспеченности новых рынков высококвалифицированными работниками ремонтных и обслуживающих организаций, так как в противном случае покупатели могут потребовать повышения надежности и упрощения конструкции реализуемой продукции.
После оценки конкурентоспособности продукции Крипендорф К. предлагает выбрать один из следующих путей повышения конкурентоспособности:
- изменение состава, структуры применяемых материалов (сырья, полуфабрикатов), комплектующих изделий и/или конструкции продукции;
- изменение порядка проектирования продукции;
- изменение технологии изготовления продукции; методов испытаний, системы контроля качества изготовления, хранения, упаковки, транспортировки и монтажа;
- изменение цен на продукцию, цен на услуги, по обслуживанию и ремонту, и цен на запасные части;
- изменение порядка реализации продукции на рынке;
- изменение структуры и размера инвестиции в разработку, производство и сбыт продукции;
- изменение структуры и объемов кооперационных поставок при производстве продукции и цен на комплектующие изделия и состава выбранных поставщиков;
- изменение системы стимулирования поставщиков;
- изменение структуры импорта(19; с. 206)
Стратегия повышения качества товара является важнейшей составной частью стратегии фирмы. Объектами прогнозирования являются показатели качества товара, уступающие аналогичным показателям товаров конкурентов. Подводя итог можно суммируя выделить 3 главных пути повышения конкурентоспособности:
1. Повышения качества товара
2. Снижение цены на товар
3. Улучшение сбыта товара.
1.3 Факторы, оказывающие влияние на адаптивность и конкурентоспособность производственных предприятий
Окружающая маркетинговая среда производственного предприятия представляет собой совокупность факторов, активно действующих и влияющих на конъюнктуру рынка и эффективность деятельности субъектов маркетинга. Она имеет ярко выраженные особенности.
В последнее время произошло увеличение количество случаев смены поставщиков на предприятиях. Объясняется это тем, что рост цен на сырье, материалы, полуфабрикаты и снижение прибыли заставляют предприятие-покупателя снижать свои издержки.
Среди факторов конкурентоспособности, лежащих в основе выбора поставщика производственные предприятия выделяют:
o прогрессивные технологии производства;
o срок работы предприятия на рынке;
o универсальность, стандарты деталей комплектующих;
o специфика функционирования отрасли;
o наличие покупателей, связанных одной технологической цепочкой производства с предприятием изготовителем в регионе.
o месторасположение, удобные транспортные пути;
o репутация предприятия по срокам и качеству исполнения заказов.
На конкурентоспособность предприятия влияют различные факторы:
1. Регион местоположения:
1)Природно-географические особенности региона включают:
· континентальное, прибрежное или островное положение;
· размеры территории;
· климатические зоны;
· ландшафт и природно-ресурсный потенциал региона.
2)Социально-географические особенности:
· численность и плотность населения;
· уровень урбанизированности;
· пространственная удаленность региона от центра страны.
3)Социально-экономические особенности региона:
· ведущие отрасли производства;
· развитие транспорта и средств связи (уровень развития сети коммуникаций);
· экономические показатели региона;
· перспективы экономического развития региона.
4)Социально-демографические особенности региона:
· половозрастная структура населения;
· степень стабильности населения в регионе (миграционные процессы);
· этнический состав населения.
5)Социально-политические особенности региона:
· государственно-правовой статус региона в системе РФ;
· внутриполитическая ситуация в регионе;
· геополитическое положение региона по отношению к государству и другим субъектам РФ;
· приграничное положение.
6)Историко-культурологические особенности региона:
· зарождение региона, этапы и особенности развития (региональная история);
· существование моно или поликультур;
· субкультуры, сложившиеся на территории региона;
· культурные традиции региона;
· история развития и специфика образовательной среды региона.
2.Экономическая среда. В развитых странах уже не подвергается сомнению, что инвестиции в сферу образования являются одними из самых надежных и высокоокупаемых.
Из американских источников известно, что 1 доллар затрат на образование даст от 3 до 6 долларов прибыли. Однако в нашей стране такие цифры вызывают сомнения. Дело в том, что в нашей стране таких отдач быть не может, но то, что образование является прибыльным, не вызывает ни у кого сомнений.
В условиях мирового финансового кризиса 2008-2009 гг. наблюдается падение покупательской способности населения и предприятий. Для промышленности этот факт очень тревожен.
3. Демографическая среда. Хотя численность населения РФ несколько снижается, это не является особенно тревожным симптомом. Изменение структуры производства требует больших вложений по переподготовке кадров или их кардинальной смены.
В последние годы в промышленно развитых странах произошли существенные социально-демографические изменения, к которым можно отнести: снижение уровня рождаемости, рост продолжительности жизни, увеличение числа работающих женщин, более поздние браки, рост числа разводов, рост числа неполных семей с одним родителем. Эти изменения оказывают прямое воздействие на стиль жизни и формы потребления. Они создают новые сегменты рынка и одновременно обусловливают изменения требований в существующих сегментах.
4. Закон конкуренции - закон, в соответствии с которым происходит объективный процесс повышения качества образовательных услуг, снижения их удельной цены. Конкуренция - это объективный процесс “вымывания” с рынка некачественной, дорогой услуги. Предлагается следующий механизм действия закона конкуренции.
Конкурентность рынка определяется теми пределами, в рамках которых отдельные предприятия способны воздействовать на рынок, то есть оказывать влияние на условия реализации своей услуги, на цены. Чем меньшее влияние оказывают отдельные фирмы на рынок, где они реализуют свою продукцию, тем более конкурентным считается рынок. Наивысшая степень конкурентности рынка достигается тогда, когда отдельная организация не оказывает никакого подобного влияния. В этом случае на рынке действует так много организаций, что каждая из них в отдельности никак не воздействует на цену услуги, а воспринимает ее как величину, определяемую рыночным спросом и предложением. Предприятия в этих условиях между собой не ведут конкурентной борьбы.
К наиболее типичным причинам новаций, дающих конкурентное преимущество, относятся следующие(8; с.109):
а) Новые технологии. Изменение технологии может создать новые возможности для разработки услуги, новые способы маркетинга, производства или доставки и улучшение сопутствующих услуг, Именно оно чаще всего предшествует стратегически важным нововведениям. Смена лидерства вероятнее всего происходит в тех отраслях, где резкое изменение технологии делает устаревшими знания и фонды прежних лидеров. Предприятиям, “вросшим” в старую технологию, трудно понять значение новой, только что появившейся технологии.
б) Новые или изменившиеся запросы потребителей услуг. Часто конкурентное преимущество возникает или переходит из рук в руки тогда, когда у потребителей услуг появляются совершенно новые запросы или же их взгляды на то, “что такое хорошо и что такое плохо”, резко меняются. Те фирмы, которые уже закрепились на рынке, могут этого не заметить или своевременно не создадут новую цепочку ценности.
в) Появление нового сегмента отрасли. Тут есть возможность не только выйти на новую группу потребителей услуг, но и найти новый, более эффективный способ осуществлять некоторые виды услуги или новые подходы к определенной группе потребителей услуг.
г) Изменение стоимости или наличия компонентов производства услуг. Конкурентное преимущество часто переходит из рук в руки из-за изменения абсолютной или относительной стоимости компонентов, таких как рабочая сила, энергия, транспорт, связь, средства информации, оборудование и т.п. Это говорит об изменении условий у поставщиков или о возможности использовать новые или другие по своим качествам компоненты. Предприятие добивается конкурентного преимущества, приспосабливаясь к новым условиям, а сами конкуренты связаны по рукам и ногам капиталовложениями и тактикой, приспособленными к старым условиям.
В целом конкурентные преимущества предприятия можно подразделить на четыре группы:
- преимущества во внешней среде предпрития (политическая среда, экономическая среда и др.);
- преимущества фирмы в ее внутренней среде (технологии обучения, оборудование, организация производства, ресурсы и т.п.);
- преимущества в качестве и ресурсоемкости продукции (качество товара, его цена, ресурсоемкость товара у потребителя, качество сервиса);
- преимущества рынков (по объему, количеству конкурентов, оперативности и надежности финансовых операций, надежность лицензионных документов и т.п.).
Таким образом, можно сделать следующие выводы. Адаптация в любой сфере деятельности человека, означает способность быстро реагировать на изменения внешней и внутренней среды. В современных условиях финансового кризиса, конкуренция между предприятиями обостряется. Борьба идет уже не за получение дополнительной прибыли, а за выживаемость. Поэтому адаптация к меняющимся условиям конкурентной среды имеет решающее значение для предприятия. Адаптивные механизмы затрагивают организационные, экономические и мотивационные аспекты. С помощью них предприятие преобразует собственную структуру, меняет финансовые потоки, подготавливает персонал к нововведениям. В нестабильных условиях наиболее эффективны механизмы с активной адаптацией, которые направлены на быстрое и непосредственное воздействие на слабые стороны работы предприятия. Конкурентоспособность современных предприятий зависит от характеристик выпускаемого продукта: воcстребованности, качества, цены, престижа марки, технологичности, уникальным характеристикам. При снижении прибыли необходимо оценить конкурентоспособность предприятия и выбрать наиболее эффективную стратегию по ее повышению Помимо внутренних усилий предприятия на адаптивность влияют внешние факторы: региональное положение, экономическая среда, демографическая среда. Использование новых технологий, изготовление продукции под новые запросы потребителя или для нового сегмента, регулирование цены через себестоимость дают конкурентное преимущество фирме.
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СТЕПЕНИ АДАПТИРОВАННОСТИ оао «пластик» К КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЕ

2.1 Краткая характеристика предприятия

27 июня 1959 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление о строительстве в Куйбышевской области завода по переработке пластических масс. Площадка была размещена на землях колхоза им. Жданова и занимала 80 гектар. Возведение завода началось 3 декабря 1959 года с назначения первого директора. Им стал Евгений Федорович Муравьев. Немедленно закипела работа. Заводу предстояло стать частью космической империи, создаваемой тогда в СССР. Основателем крепкой кадровой школы завода стал крупный хозяйственный деятель всесоюзного масштаба Максим Захарович Сабуров - бывший председатель Госплана СССР. Именно при нем завод избавился от приставки "строящийся" и выдал в 1965 году первую продукцию. Это были комплектующие для космических кораблей "Союз М" и "Прогресс". На завод приезжал генеральный конструктор Сергей Королев.
Строительство Волжского автомобильного завода круто переменило судьбу предприятия. Ему предстояло стать поставщиком комплектующих для купленной в Италии модели "Fiat", а это требовало быстрого освоения самых современных технологий. И на некогда "закрытом секретном" заводе появились западные партнеры.
В 1967 году освоены мощности по изготовлению литьевых изделий из пластмасс, в 1969 году введен в строй цех по переработке пенополиуретанов. Уже в 1970 году был введен в эксплуатацию цех по производству изделий для автомобильной промышленности, а в 1973 году - по изготовлению ПВХ пленки. Всего за 5 лет объемы продаж изделий Сызранских химиков выросли в 19 раз. В 1978 году заработал еще один цех - гальванической металлизации изделий. С первых лет на предприятие налажено производство товаров народного потребления. В 1982 году завод стал производственным объединением и получил свое сегодняшнее имя - "Пластик". Сейчас с торговой маркой "Пластик" выпускается более 100 видов изделий культурно-бытового и хозяйственного назначения.
ОАО "Пластик" - современное, динамично развивающееся предприятие, которое входит в число ведущих фирм России, изготавливающих изделия из полимерных материалов. Главное направление деятельности ОАО "Пластик" - выпуск всех видов комплектующих изделий из пластмассы (более 1000 наименований) для автомобилей ВАЗ, ГАЗ, УАЗ, КамАЗ. Предприятие является поставщиком комплектующих для крупнейших производителей России, таких как ЗАО "GM-АвтоВАЗ", ОАО ГАЗ, ОАО УАЗ, ОАО "Ижмаш-АВТО", ЗАО "РосЛада". Продукция "Пластика" пользуется успехом и за пределами России.
ОАО "Пластик", как и его главный потребитель "АвтоВАЗ", шагает в ногу со временем. Традиционное литье под давлением сменили (кстати, первые в России) на газовое, позволяющее получать изделия с улучшенным качеством поверхности. "Пластик" - единственное предприятие в России и одно из немногих в Европе, имеющее оборудование для механической обработки крупногабаритных деталей.
Предприятие занимается переработкой пластических масс: полиамидов, полиэтиленов низкого и высокого давления, всех видов полиуретана, вспененного полистирола, поливинилхлоридов, а также переработкой вторичного сырья. При помощи новейших технологий здесь производятся литьевые и выдувные изделия, изделия с гальванопокрытием, пленки ПВХ и ПВХ+АВС, изделия из эластичного, полужесткого, интегрального, микроячеистого и термоформуемого ППУ, а также изделия из вулколлана и стеклопластика.
Главный потребитель - ОАО "АвтоВАЗ", на которое приходится 65% от общего числа изготавливаемой продукции. Ни один тольяттинский автомобиль не сходит с конвейера без деталей завода "Пластик".
Факторы конкурентоспособности, оказывающие влияние на конкурентоспособность производимой продукции:
- Современное технологическое оборудование, плановая замена которого завершилась в 2006 году полной модернизацией технологического парка;
- Высокая квалификация трудовых, инженерных и управленческих кадров;
- Система контроля качества продукции, эффективность которой повышена за счет вовлечения в процесс контроля рабочих;
- Системы организации и управления производством, повышение эффективности которой обеспечивает снижение издержек предприятия.
Высокое качество продукции как основа жизнестойкости и всестороннего динамичного развития - высшая цель деятельности ОАО "Пластик", достижение которой позволит удовлетворить требования потребителей, поддерживать репутацию надежного поставщика комплектующих из полимеров для автомобилестроения и изделий хозяйственного назначения из пластических масс, а также обеспечить получение прибыли для экономической стабильности предприятия, путем реализации следующих направлений в области качества:
1. Совершенствование системы менеджмента качества.
2. Постоянная работа с потребителями и поставщиками.
3. Создание условий необходимых для качественной работы и обеспечивающих заинтересованность работников в улучшении качества.
4. Непрерывное повышение уровня знаний и профессиональной квалификации работников предприятия.
Главный девиз ОАО «Пластик» - добросовестная, профессиональная работа и постоянное совершенствование. Сызранский «Пластик» был и остается самым крупным в Европе предприятием по переработке пластмасс: и по занимаемой территории, и по численности персонала. За полвека на заводе разработаны и освоены уникальные технологии. Все это в комплексе выводит его на уровень технопарка. Научный и творческий потенциал предприятия нарабатывался десятилетиями и поколениями специалистов - инженеров, технологов, конструкторов. В последние несколько лет было совершено очень много инвестиций в развитие производства. Сегодня сызранский «Пластик» - это не только цеха и отделы по привычному всем адресу Саратовское шоссе, 4. Он имеет две производственные площадки в Сызрани, одну - в Тольятти, новое производство - в Санкт-Петербурге. И сейчас непрерывно идет поиск новых направлений, новых партнеров, новых форм сотрудничества.
Рассмотрим основные показатели эффективности работы предприятия в таблице 1.
Таблица 1
Основные экономические показатели работы предприятия, тыс.руб.
Показатель
2008г.
2007г.
2006г.
Темп роста 2007 посравнению с 2006, %
Темп роста 2008 посравнению с 2007, %
Выручка
6383991
5396846
5456414
98,9
118,3
Прибыль от продаж
229699
145841
148796
98,0
157,5
Себестоимость
5458437
4646712
4681717
99,3
117,5
Чистая прибыль
37789
30843
3739
824,9
122,5
Рентабельность
продаж,%
3,6
2,7
2,7
100,0
133,2
Затраты на 1 руб. товарной продукции
0,86
0,86
0,86
100
100
Анализ показателей выявил, что в 2007 году по сравнению с 2006 незначительно сократилась выручка от продаж и соответственно прибыль от продаж. Но мы наблюдаем значительный рост прибыли, более 800% за счет доходов от участия в других организациях. Себестоимость и затраты на рубль продукции практически не изменились. Если сравнивать 2008 и 2007 года, то мы видим следующее. Не смотря на начало кризиса в 2008 г. произошел рост суммы выручки на 18,3%, рост прибыли от продаж на 57,5 %. Чистая прибыль так же возросла на 22,5%, возросла и рентабельность продаж на 33,2%. Соотношение затрат на рубль продукции не менялось, а себестоимость возросла на 17,5. В целом 2008 год был отмечен тенденцией к росту эффективности работы предприятия. Выполнение договорных обязательств с покупателями позволило осуществлять полный объем отгрузки и оплаты не смотря на кризис. К сожалению в2009 году нормы поставки были пересмотрены в связи со значительным падением спроса на конечную продукцию предприятий - покупателей. Подробнее мы рассмотрим это в следующем подпункте при анализе рынка сбыта и конкурентной среде.
2.2 Конкурентная среда ОАО «Пластик» и оценка степени адаптированности предприятия к ней

Финансовый кризис 2008-2009 негативно влияет на экономическую ситуацию в России. Российские маркетологи и бизнес-консультанты в этой ситуации видят возможности для гибких компаний и закономерное банкротство неэффективных предприятий.
Снижение покупательской способности предприятий и населения в первую очередь будет способствовать повышению конкуретной борьбы среди компаний. Безусловно, сейчас многие компании стоят перед выбором - как привлечь и удержать клиентов, сохранить доходную часть. Поэтому, как отмечает генеральный директор ОАО «Пластик», фирма озадачена такой проблемой как сохранение и увеличение конкурентоспособности своей продукции. Причинно-следственную схему по этой проблеме можно представить следующим образом.(рис. 1)
84
Рис. 1 Причинно-следственная схема проблемы предприятия.
Основными конкурентами ОАО «Пластик» являются российские производители автокомплектующих - ЗАО «АП-Пластик» (г. Челябинск), ЗАО «Кинельагропласт» (г. Кинель), ППИ ОАО «АвтоВАЗ». Рыночная доля эмитента в 2008 году составила 49 %. Снижение обусловлено ростом емкости рынка автокомплектующих из пластмасс.
Произведем оценку конкурентных позиций исследуемого предприятия и его конкурентов в таблице 2
Таблица 2.
Оценка конкурентных преимуществ основных конкурентов.
ФАКТОРЫ
ОАО «ПЛАСТИК»
ЗАО «АП-Пластик»
ЗАО
«Кинельагропласт»
ППИ ОАО «АвтоВАЗ»
1
2
3
4
5
1. Связанные с технологией:
Эксперт в науке по данной отрасли
5
4
4
4
Способность к нововведениям в производственных процессах
4
3
5
5
Продолжение таблицы 2
1
2
3
4
5
Способность к разработке новой продукции
5
4
4
4
2. Связанные с производством:
Эффективность производства с малыми издержками
4
4
5
3
Качество продукции
5
5
5
5
Уровень использования оборудования
3
3
3
3
Доступ к необходимой квалифицированной рабочей силе
5
3
3
5
3. Связанные с товародвижением:
Наличие значительного дохода
3
4
3
3
Низкие издержки
4
4
4
3
4. Связанные с маркетингом:
Наличие развитой службы маркетинга
5
4
4
5
Широта ассортимента продукции
3
4
3
4
Престиж торговой марки
5
4
5
4
Награды
5
4
3
5
Способность обеспечить ясную, доходчивую рекламу
5
4
3
4
5. Связанные с квалификацией персонала:
Наличие полного состава рабочих и служащих
5
4
5
5
6. Связанные с организационными возможностями:
Информационные суперсистемы
5
4
4
4
7. Другие типы факторов
Репутация у покупателей
5
4
5
4
Степень лидерства на рынке
5
4
4
3
Продолжение таблицы 2
1
2
3
4
5
Удобное расположение, транспортные пути
5
5
5
5
Уровень цен
4
4
3
4
ИТОГО
88
78
82
81
В целом ОАО «Пластик» выигрывает у своих конкурентов. Разберем подробнее на основании каких критериев были выставлены эти оценки. ОАО «Пластик» имеет значительный опыт производства и является экспертам в науке по данной отрасли, так как функционирует и накапливает знания о технологиях уже 50 лет (в области изготовления авто- комплектующих почти 40 лет). Для сравнения ЗАО «АП-Пластик» 21 год (комплектующих соответственно - 13лет); ЗАО «Кинельагропласт» 16 лет; ППИ ОАО «АвтоВАЗ» -14 лет.
«Пластик» обладает высокой способностью к нововведениям в производственных процессах и гибкости производства при переходе к новым требованиям рынка продаж. Это обусловлено тем, что предприятие обладает резервными площадями для основного производства и складов, высококвалифицированной рабочей силой, способной работать в разных сферах химического и производства пластмасс, достаточной мобильностью агрегатов для производства. В то же время последнее нововведение было в 2004 г. - освоения технологии многокомпонентного литья. Сегодня в рамках сотрудничества с АО "АвтоВАЗ" разработана программа подготовки выпуска комплектующих для новой модели - ВАЗ 1118 "Калина". Для этого осуществляется развитие основного литьевого производства: переоборудована промышленная база, разработана и изготовлена технологическая оснастка для более чем 150 изделий, входящих в конструкцию данного автомобиля - панелей приборов, элементов внутреннего оформления салона и многого другого.
Для сравнения последние нововведения на ЗАО «АП-Пластик» были отмечены в 1999, когда было освоено производство 38 новых изделий. В ногу со временем идет ЗАО «Кинельагропласт». Здесь в 2007г. освоено производство автокомплектующих для автомобилей модельного ряда «Калина» (ВАЗ 1118) и «Приора» (ВАЗ 2170). В конце 2008 года ППИ ОАО «АвтоВАЗ» выпустили первые комплекты деталей для перспективной модели -- универсала LADA PRIORA, в соответствии с последними потребностями производства «АвтоВАЗ».
ОАО «Пластик» выигрывает у конкурентов по способности к разработке новой продукции. На предприятии имеются испытательные лаборатории, инженеры и лаборанты ежегодно проходят курсы повышения квалификации, закуплен пакет программ для создания чертежей и проектов производства. При возникновении потребности в производстве новой продукции имеются все условия для ее разработки.
Качество продукции ОАО «Пластик» и его конкурентов отвечает самым высоким стандартам. Рассматриваемое предприятие постоянно повышает уровень качества выпускаемой продукции на базе технического развития производства. Каждый работник ОАО отвечает за качество выполненной им работы, не принимает ни одного решения или действия, которые могли бы привести к нарушению наших обязательств перед потребителем.
Задачи в области качества «Пластик»:
· Производить продукцию, соответствующую требованиям потребителей при постоянном снижении затрат на производство продукции
· Осваивать новые виды продукции, отвечающие существующим и предполагаемым требованиям потребителей
· Постоянно повышать квалификацию персонала и содействовать его творческой активности
· Поддерживать доверительные отношения с поставщиками, гарантирующими высокое качество закупаемой продукции
· Совершенствовать и сертифицировать системы качества на базе международных стандартов ИСО серии 9000
Принципы деятельности:
· Уровень качества продукции определяет потребитель - Каждый сотрудник предприятия своей деятельностью влияет на качество
· Любой вид деятельности может и должен быть усовершенствован
· Важнее выявить и устранить причины, чем найти виновного
Руководство обязуется:
· Способствовать осознанному вовлечению сотрудников предприятия в решение задач, связанных с непрерывным улучшением качества продукции
· Действовать в соответствии с установленными требованиями системы менеджмента качества, анализировать и постоянно повышать её результативность.
Приоритеты развития «Кинельагропласт» также были направлены на совершенствование качества продукции, новое оборудование приобреталось у наиболее передовых зарубежных фирм, таких как немецкие «Маннесман Демаг», «Бекум», корейской «ДСМ». Поскольку именно такое оборудование с автоматизированным контролем технологического процесса позволяет изготавливать изделия, соответствующие высоким и постоянно возрастающим требованиям автосборочных заводов. Предприятие одним из первых в Самарской области в 2003 году получило сертификат фирмы TUV SERT на соответствие системы управления качеством требованиям международного стандарта ИСО 9001:2000, а в 2006 году система качества была сертифицирована на соответствие требованиям ИСО/ТС 16949.
В сентябре 1999 г. ЗАО "АП Пластик" закончило разработку системы качества и конце сентября 1999 г. было успешно сертифицировано фирмой ТЮФ СЕРТ (Германия) по стандартам МС ИСО 9002-94. Компании был вручен соответствующий сертификат №0410091349 от 10.12.99.
Большое внимание на ППИ «АвтоВАЗ» уделяются повышению качества продукции и эффективности производства. Система качества этого подразделения сертифицирована по стандартам ИСО 9001:2000.
Уровень использования оборудования в связи с кризисом сократился на всех предприятиях примерно в половину. На предприятии по 2008 г. обеспечивалась практически стопроцентная загрузка оборудования, что свидетельствовало об эффективности использования машин и и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.