На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Реализация продукции растениеводства

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 21.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 22. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ОГЛАВЛЕНИЕ

 
 
Введение…………………………………………………………………………..….3
    Общие принципы организации реализации продукции и задачи ее учета…...6
   1.1.Сущность  процесса  реализации и его  роль в кругообороте средств  предприятия …………………………………………………………………………6                                                                                             
   1.2.Нормативно-правовое регулирование учета реализации продукции…...11
   1.3.Обзор литературы…………………………………………………………..15
2.Экономико-финансовая характеристика КСУП «Совхоз Исток»  Речицкого района Гомельской области………………………………………………………..24
3.Учет реализации продукции растениеводства и его совершенствование……34
   3.1. Договорные основы и направления реализации………………...……….34
   3.2. Первичный учет реализации продукции растениеводства и его совершенствование....................................................................................................35  
   3.3. Учет  расходов по реализации продукции  растениеводства……………. 38 
   3.4. Синтетический и аналитический учет реализации продукции растениеводства и его совершенствование……………………………………….39
   3.5. Автоматизация учета реализованной продукции………………………...45
4. Анализ реализации  продукции растениеводства……………………………...50
   4.1.Анализ  динамики, состава и структуры  товарной продукции растениеводства…………………………………………………………………….50
   4.2. Анализ факторов, влияющих на  объем реализации продукции растениеводства…………………………………………………………………….53
   4.3.Анализ  выручки и финансовых результатов  от реализации продукции растениеводства…………………………………………………………………….56
   4.4. Резервы увеличения объема реализации продукции растениеводства и повышения уровня ее рентабельности……………………………………………65
5. Охрана труда……………………………………………………………………..72
Выводы и предложения……………………………………………………………76
Библиографический список………………………………………………………..80
Приложения 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

    В условиях становления и развития рыночных отношений в Республике Беларусь  правильно организованный учет является важнейшей функцией управления деятельностью субъектов хозяйствования, фактором успешного экономического и социального их развития, повышения эффективности использования активов организации, собственного и заемного капитала, достижения наилучших результатов при наименьших затратах труда и средств. Бухгалтерский учет и анализ представляют собой источник информации для управления активами организации и источниками их формирования, в том числе  движением готовой продукции, ее реализации и, в конечном счете, финансовыми результатами хозяйственной деятельности. 
    В решении проблемы финансовой стабилизации, повышения платежеспособности предприятий агропромышленного комплекса главным является создание условий для беспрепятственного и выгодного сбыта произведенной ими продукции. Важное значение при этом имеет упорядочение производственных связей сельскохозяйственных товаропроизводителей с перерабатывающими предприятиями, налаживание между ними взаимовыгодных экономических отношений. В системе «производство-потребление» одна из основных функций – сбыт продукции как связующее звено. Именно сбыт несет оперативную информацию о потенциальных возможностях потребителей приобрести определенный вид продукции. В сельском хозяйстве сложился ряд каналов реализации сельскохозяйственной продукции и создаются необходимые условия для их функционирования.
    Усложняется процесс документального оформления реализации, определения полной коммерческой себестоимости и финансового результата. В связи с этим к бухгалтерскому учету реализации продукции, работ и услуг предъявляются новые требования.
    До  настоящего времени реализация продукции  – наиболее слабое звено в отрасли АПК. Низкая эффективность системы реализации сельскохозяйственной продукции определяется в потерях продукции при заготовке, транспортировке и хранении, поэтому в настоящее время учету реализации продукции уделяется большое значение и внимание. Все вышесказанное и обусловило актуальность темы дипломной работы.
    Цель  дипломной работы заключается в  том, чтобы изучить организацию  бухгалтерского учета реализации продукции  растениеводства в КСУП «Совхоз Исток» Речицкого района Гомельской области, выявить имеющиеся недостатки и предложить пути совершенствования, а так же проанализировать реализацию продукции растениеводства по данным за ряд лет, выявить резервы увеличения объема реализации и предложить мероприятия по их освоению.
    Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
    - обосновать роль и сущность  процесса реализации в кругообороте  средств предприятия;
    - изучить нормативно-правовую базу, научную литературу по учету  реализации продукции;
    - рассмотреть методику организации  первичного, аналитического и синтетического учета реализации продукции растениеводства в КСУП «Совхоз Исток»;
    - провести анализ реализации продукции  растениеводства и на его основе  рассчитать резервы увеличения  объема реализации продукции;
    - разработать научные и практические рекомендации по совершенствованию бухгалтерского учета реализации продукции растениеводства.
    Объектом  исследования дипломной работы является коммунальное сельскохозяйственное  унитарное предприятие «Совхоз Исток», расположенное в Речицком районе Гомельской области.
    При выполнении курсовой работы нашли широкое  использование многие методы экономических  исследований, в частности: наблюдение, сопоставление, абстрактно-логический метод, системный подход, метод обобщения теоретического и практического материала, а также специальные методы и приемы. Также были использованы следующие методы экономического анализа: сравнение, табличный, аналитический, индукция, коэффициентный и другие.
    Теоретической и методологической основой для  написания дипломной работы послужили инструктивные материалы, труды ученых экономистов, Постановления  Правительства, Законы Республики Беларусь. Проктическая часть работы выполнялась на основании материалов КСУП «Cовхоз Исток»: первичных документов, учетных регистров, бизнес-плана, данных годовых отчетов за 2004-2008 гг.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ И ЗАДАЧИ ЕЕ УЧЕТА 
 
 

    1.1. Сущность процесса реализации и его роль в кругообороте средств предприятия 

    Конечным  продуктом производственного процесса организации является готовая продукция, выполненные работы и оказанные услуги.
    Последним этапом кругооборота средств организации  является процесс реализации готовой продукции, в результате которого появляется возможность произвести расчеты из полученной выручки с работниками организации, ее поставщиками, бюджетом и внебюджетными фондами, прочими кредиторами. Сельскохозяйственные организации реализуют большую часть произведенной продукции, а также могут реализовывать выполненные на сторону услуги и работы своих вспомогательных и обслуживающих производств.
    Реализация  готовой продукции должна не только возместить произведенные затраты по их производству и сбыту, но и принести прибыль — основной источник расширения и модернизации производства. Процесс реализации завершает кругооборот хозяйственных средств организации, что позволяет ей выполнять обязательства перед государственным бюджетом, банками по ссудам, персоналом, поставщиками и возмещать прочие производственные затраты. Невыполнение плана реализации вызывает замедление оборачиваемости оборотных средств, штрафы за невыполнение договорных обязательств перед покупателями, задерживает платежи, ухудшает финансовое положение организации.
    Согласно  ст. 31 общей части Налогового кодекса  Республики Беларусь реализацией товаров (работ, услуг) признаются отчуждение товара, выполнение работ, оказание услуг одним лицом для другого лица на возмездной или безвозмездной основе, вне зависимости от способа приобретения прав на товары, результаты выполненных работ или оказанных услуг или формы соответствующих сделок. Реализацией товаров (работ, услуг) признается также использование товаров (работ, услуг) для собственного потребления, если соответствующие затраты не относятся на издержки производства и обращения [29]
    Не  признается реализацией товаров  безвозмездная передача:
    - имущества организации ее правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации этой организации;
    - имущества организации ее учредителю (участнику) в размере, не превышающем размер доли (пая, пакета акций) этого учредителя (участника), при ликвидации этой организации либо при выходе учредителя (участника) из этой организации;
    - имущества в пределах одного  собственника по его решению  или решению уполномоченного им органа [29].
    Готовая продукция считается реализованной при переходе права собственности на нее от продавца к покупателю. С момента реализации их стоимость включается в объем выручки. Объем выручки от реализации является важнейшим показателем, характеризующим результаты деятельности организации. Данный показатель используется при проведении анализа и планировании развития деятельности организации, налогообложении и т.д.
    В соответствии с инструкцией по бухгалтерскому учету «Доходы организации» [16] выручкой от реализации являются денежные средства либо иное имущество в денежном выражении, полученные или подлежащие получению в результате реализации товаров, готовой продукции, работ, услуг по ценам, тарифам в соответствии с договором. Выручка от реализации принимается к бухгалтерскому учету:
    а) в сумме, исчисленной на момент ее признания в соответствии с учетной политикой организации;
    б) по стоимости товаров (ценностей), полученных или подлежащих получению организацией в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь;
    в) в полной сумме дебиторской задолженности при продаже продукции и товаров, выполнении работ, оказании услуг на условиях отсрочки оплаты (коммерческий заем).
    Величина  выручки от реализации определяется также с учетом предоставленных организации согласно договору скидок (наценок).
    Порядок бухгалтерского учета процесса реализации во многом зависит от условий момента  перехода права собственности на реализуемое имущество.
    Право собственности у приобретателя  вещи по договору возникает с момента  ее передачи, если иное не предусмотрено законодательством или договором (ст. 224 ГК РБ).
    Передачей признается вручение вещи приобретателю, а равно сдача перевозчику для отправки приобретателю или сдача в организацию связи для пересылки приобретателю вещей, отчужденных без обязательства доставки (ст. 225 ГК РБ) .
    Таким образом, в учетной политике организации  в обязательном порядке должен оговариваться момент реализации  - момент, когда продукция, товары, отгруженные покупателю, считаются реализованными: по мере оплаты либо по мере отгрузки покупателю продукции, товаров и прочих активов.
    Формирование  финансовых  результатов  субъектов  хозяйствования  зависит от избранного варианта признания дохода от реализации. Хозяйствующие субъекты нашей республики могут определять момент реализации продукции, работ и услуг либо по мере их оплаты, либо по мере отгрузки и предъявления покупателю (заказчику) расчетных документов.
    Оба варианта признания дохода от реализации имеют свои преимущества и недостатки.
    При отражении реализации продукции  по мере ее оплаты момент реализации не совпадает по времени с переходом права собственности от продавца к покупателю, что противоречит международным принципам организации бухгалтерского учета. К тому  же  этот вариант ведет к снижению достоверности определения финансового результата, так как расходы, связанные с производством и реализацией продукции, отражаются в одном отчетном периоде (при непогашении задолженности покупателя в течение месяца), и выручка от реализации этой продукции — в другом.
    Однако, несмотря на эти недостатки, вариант признания доходов от реализации по мере оплаты отгруженной продукции (работ, услуг) в условиях инфляции и неплатежей является преобладающим.
    Что касается второго варианта, то есть признания доходов по мере отгрузки продукции и предъявления покупателям расчетных документов, то он наиболее традиционен.  Его  недостатком  является увеличение задолженности хозяйствующего субъекта перед бюджетом, повышение доли заемных средств и снижение оборачиваемости средств (даже при наличии прибыли организация не имеет денежных средств для погашения своей задолженности).
    Готовая продукция занимает большую долю в составе средств хозяйствующих субъектов. Выпуск готовой продукции и ее реализация оказывает  большое влияние на показатели финансового состояния организации (рис. 1).

    Рисунок 1.. Взаимосвязь  выпуска и реализации готовой продукции  с  финансовыми  результатами  и  финансовым  состоянием  организации
Примечание. Источник [34, с. 123]
    В процессе реализации, при условии его ритмичного и умелого осуществления, товаропроизводителям возвращаются в денежной форме затраты, связанные с производством и сбытом  продукции, а также определенная сумма прибыли. Сумма прибыли определяется из объема реализованной продукции по продажным ценам и полной ее фактической себестоимости [28].
    Полная  себестоимость реализованной продукции  складывается из производственной себестоимости и расходов, связанных с реализацией, которые называются внепроизводственными (коммерческими) расходами.
    Объем полученной прибыли является одним из основных показателей, положительно характеризующих производственно-хозяйственную деятельность предприятия при прочих равных условиях. Предприятия прогнозируют сумму прибыли исходя из предлагаемого объема продаж и установленного процента прибыли. Плановая сумма прибыли используется также в качестве базы для расчета авансовых платежей в бюджет по налогу на прибыль. Размер прибыли может быть увеличен за счет снижения себестоимости продукции объема производств, изменение ассортимента продукции в сторону увеличения выпуска наиболее рентабельных изделий, а также за счет регулирования продажных цен. Отношение прибыли и затрат на производство свидетельствуют об уровне рентабельности выпущенной продукции [34].
    Рассмотрев  сущность категорий выпуска и реализации готовой продукции и обосновав их взаимосвязь с финансовыми результатами и финансовым состоянием организации, перейдем  к изучению  договорных основ и основных направлений реализации продукции сельскохозяйственной организации. 
 
 

    1.2. Нормативно-правовое регулирование учета реализации продукции
     
    Учет  реализации продукции растениеводства  организуется на основании Закона Республики Беларусь от 18.10.14 № 3321-12 «О бухгалтерском  учете и отчетности» [14], согласно которому предприятие выбирает форму бухгалтерского учета (мемориально-ордерная, журнально-ордерная, автоматизированная, упрощенная), устанавливает внутренние правила документирования операций, документооборота, ведения регистров бухгалтерского учета, проведения инвентаризации; на основании типового плана счетов составляет внутренний план счетов с разбивкой по субсчетам и аналитическим счетам, уточняет содержание отдельных субсчетов, исключает и объединяет их. Факт совершения хозяйственной операции подтверждается имеющим юридическую силу первичным бухгалтерским документом, составленным ответственным исполнителем совместно с другими участниками операции, а документы бухгалтерского оформления (справки) составляются и подписываются бухгалтером-исполнителем.
    Система нормативно-правовых актов, регламентирующих  процесс по вышеприведенным счетам, представлена следующими документами:
    О порядке бухгалтерского учета материалов, незавершенного производства, готовой и отгруженной продукции организациям промышленности: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2003 года №1731 [30 ];
    Инструкция по бухгалтерскому учету «Доходы организации», утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 26.12.2003 года №181 [16];
    Инструкция по бухгалтерскому учету «Расходы организации», утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 26.12.2003 года №182[17];
    Декрет Президента Республики Беларусь от 13 июля 1999 г. № 27 «О введении единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции» [12] ;
    Инструкция о порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость утверждена Постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь 31.01 2004 года № 16. [18]
    Согласно  постановлению Совета Министров  «О порядке бухгалтерского учета материалов, незавершенного производства, готовой и отгруженной продукции организациям промышленности» предусматривается предоставить право организациям с 01.01.2004 года продолжить применение методики учета материалов, незавершенного производства, готовой и отгруженной продукции по фиксированным ценам и списание отклонений в их стоимости в соответствии с Инструкцией о порядке бухгалтерского учета материалов, незавершенного производства, готовой и отгруженной продукции ;
    Инструкция  по бухгалтерскому учету «Доходы организации» утверждена Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 26.12.2003г.  №181. Данная инструкция определяет правила организации и ведения бухгалтерского учета доходов для коммерческих и некоммерческих организаций (кроме банков и иных небанковских кредитно-финансовых организаций) и индивидуальных предпринимателей. Данная Инструкция определяет оценку и учет операционных доходов, признание доходов, а также раскрытие информации в бухгалтерской отчетности [16].
      Инструкция по бухгалтерскому учету «Доходы организации» определяет выручку от реализации как денежные средства либо иное имущество в денежном выражении, полученные либо подлежащие получению в результате реализации товаров, готовой продукции, работ, услуг по ценам, тарифам в соответствии с договором. Укажем, что доходами организации не считаются поступившие в составе выручки от реализации, операционных и внереализационных доходов суммы налога на добавленную стоимость, акцизов иных налогов и обязательных платежей, подлежащих перечислению в бюджет.
    В соответствии с данной Инструкцией  выручка от реализации принимается к бухгалтерскому учету:
    в сумме, исчисленной на момент ее признания в соответствии с учетной политикой организации
    по стоимости товаров (ценностей), полученных или подлежащих получению организацией в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь
    в полной сумме дебиторской задолженности при продаже продукции и товаров, выполнении работ, оказании услуг на условиях отсрочки оплаты (коммерческий заем).
    величина выручки от реализации определяется также с учетом предоставленных организации согласно договору скидок
    Согласно  пятой главе «Признание доходов»  если сумма выручки от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг не может быть определена, то она принимается к бухгалтерскому учету в размере признанных в бухгалтерском учете фактических расходов по изготовлению данной продукции, выполнению данных работ, оказанию данных услуг, которые будут впоследствии возмещены организации .
    Таким образом, Инструкция по бухгалтерскому учету «Доходы организации» регулирует поступление денежных доходов организации.
    Инструкция  по бухгалтерскому учету «Расходы организации» утверждена постановлением министерства финансов республики Беларусь от 26.12.2003 года №182. данная Инструкция определяет правила организации и ведения бухгалтерского учета расходов для коммерческих и некоммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей. [42]
    Отметим, что согласно инструкции «Расходы организации», затраты – стоимостная оценка ресурсов, потребленных организацией в процессе производства и реализации товаров, продукции, выполнения работ и оказания услуг.
    Расходы по видам деятельности представляют собой часть затрат организации, относящуюся к доходам по видам  деятельности, полученным организацией в отчетном периоде. Расходы по видам деятельности включают в себя: 1) себестоимость реализованных товаров, работ, услуг; 2) расходы на управление, обслуживание, организацию производства; 3) расходы на реализацию товаров, работ, услуг.
    Инструкция  о порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на добавленную стоимость указывает на плательщиков налога на добавленную стоимость, объекты налогообложения, налоговую базу, ставки налога, обороты по реализации товаров, работ, услуг, освобождаемых от налога, порядок исчисления налога, особенности исчисления налога и некоторые другие положения.
    Объектами обложения налогом на добавленную  стоимость являются: обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных  прав на объекты интеллектуальной собственности на территории Республики Беларусь и за ее пределами; товары, ввозимые в Республику Беларусь.
    С целью стимулирования производства некоторых видов товаров, оказания услуг предусмотрены пониженные налоговые ставки: 0% - при реализации экспортируемых товаров (работ, услуг); 10% - при реализации производимой на территории Республики продукции растениеводства (кроме цветов, декоративных растений),  животноводства (кроме пушного звероводства), рыбоводства и пчеловодства продовольственных товаров и товаров для детей; товаров (работ, услуг), производимых с применением новых и высоких технологий. [18]
    Следует отметить, что каждая организация  в процессе своего развития опирается  на законодательную базу при решении  тех либо иных вопросов. Данные нормативно-правовые акты призваны регулировать производственно-хозяйственную деятельность хозяйства в области  реализации готовой продукции. Нормативно - правовые акты  предназначены не только для регулирования, но и для контроля за процессом реализации готовой продукции.
    1.3 Обзор литературы 

    В настоящее время – во время  перехода к рыночным отношениям наиболее важным вопросом, который стоит перед производителями сельскохозяйственной продукции является вопрос ее сбыта или реализации. От объема реализации во многом зависит и величина дохода предприятия – одного из важнейших показателей его деятельности. Доходы не всегда могут быть связаны с  физическим поступлением активов. Так С.А.Николаева [27] приводит такой пример дохода как увеличение стоимости активов в результате переоценки и делает вывод о том, что доходом должны признаваться нереализованные прибыли, полученные вследствие переоценки рыночных ценных бумаг.
    Колчина Л.Г. [41] дает свое определение  дохода как экономической выгоды в денежной или натуральной форме, учитываемой в случае возможности ее оценки. 
    Доход предприятия образуют поступившие  за определенный период времени денежные средства или иное имущество, увеличивающее его активы. Доход классифицируется на доходы по видам деятельности и прочие поступления, к которым относятся операционные и внереализационные доходы.
    Доходом по видам деятельности предприятия  является выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг и других видов деятельности, указанных в уставе.
    Е.Молей [28]совершенно точно отмечает, что  основная составляющая финансового результата деятельности предприятия образуется вследствие реализации продукции, работ, услуг, товаров.
    Исходя  из этого, нужно отметить важность  изучения экономического содержания понятия «Выручка от реализации», что является  важным аспектом учета, так как от правильности определения зависит достоверность финансового результата организации в целом.
    В Инструкции по бухгалтерскому учету  дается более полное определение выручки от реализации. Выручка от реализации, в данном случае, определена как  денежные средства либо другое имущество в денежном выражении, полученное или подлежащее получению в результате реализации товаров, готовой продукции, услуг, работ по ценам, тарифам в соответствии с договорами. 
      Существует единое мнение, считает  О.Ткаченко [39], что реализация представляет  собой отражение дохода, когда  произошли обмен или выбытие  продукта. Реализация товаров является  основным источником дохода торговых предприятий.
    От  своевременности  и правильности учета процесса реализации зависит платежеспособность хозяйства, возможность осуществления расчетов с поставщиками кормов, минеральных удобрениями и т.д.
    Перед учетом реализации  А.С. Чечеткин [43] ставит  три основные задачи, которые  заключаются в: контроле выполнения договорных обязательств (относительно  объема и ассортимента реализованной продукции); контроле за правильностью установления реализационных цен, своевременным и точным определением объема выручки от реализации продукции; а так же в обоснованном и полном исчислении налогов, уплачиваемых из  выручки, выявлении финансовых результатов от реализации продукции 
(прибыли или убытка).

    Л.И. Стешиц [37] конкретизирует основные задачи  учета реализации продукции и видит их в контроле за выполнением договорных обязательств (в первую очередь перед государством) по выполнению государственного заказа поставки с.х. продукции по ее видам, количеству и качеству, т.к. основным каналом сбыта для сельхозпредприятий по-прежнему остается реализация государству.  Нельзя не согласиться с автором в том, что правильное и своевременное документальное оформление операций, по реализации продукции (работ и услуг) является важной задачей бухгалтерского учета, что позволяет своевременно отыскивать допущенные ошибки и способствует быстрому  их устранению.
    Немаловажной  задачей является и контроль за: состоянием расчетов с заготовительными организациями и другими покупателями; за полнотой включения налогов, предусмотренных законодательством, в коммерческую стоимость реализованной продукции; за своевременным составлением и предоставлением достоверной отчетности о реализации продукции, работ и услуг.
    Решение поставленных задач автор видит  в рациональном построении первичного, синтетического  и аналитического учета операций связанных с реализацией продукции, работ, услуг. 
    Важным  для организации учета является определение момента реализации продукции, работ и услуг. Так  Н.С. Стражева и А. В Стражев [38] на основании Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» предусматривают два варианта отражения в учете реализации продукции и товаров:
    1) продукция, товары, услуги считаются  реализованными, когда они отгружены покупателям и расчетные документы предъявлены покупателю или сданы в банк, т.е. когда право собственности на отгруженную продукцию сразу переходит к покупателю;
    2) по мере оплаты расчетных документов  покупателями и поступления средств  на расчетный счет.
    Предприятия нашей республики могут выбирать один из двух вариантов определения  момента реализации продукции, работ и услуг (либо по мере их оплаты, либо по мере отгрузки и предъявления покупателю расчетных документов) самостоятельно, с дальнейшим обязательным отражением выбранного метода в своей учетной политике.
      Перед предприятиями возникает  вопрос о правильности выбора метода признания выручки от реализации.
    По  мнению А.П. Михалкевича [5] оба варианта признания дохода от реализации имеют свои преимущества и недостатки, но в условиях инфляции и неплатежей автор отдает предпочтение все же варианту признания доходов от реализации по мере оплаты отгруженной продукции (работ, услуг). На наш взгляд этот вариант так же является предпочтительным.
    С. Л. Коротаев [22] предлагает перейти на метод определения выручки по отгрузке, но с установлением соответствующего порядка налогообложения. Иными словами, вариантность должна предусматриваться не в отношении системы учета, а в отношении системы налогообложения. Привязка к моменту перехода права собственности может остаться, но только для тех случаев, когда в договорах специально оговаривается, что моментом перехода такого права является момент оплаты, а не момент отгрузки. Естественно, что в таких случаях до момента оплаты полученная покупателем продукция должна числиться у него за балансом. Такой подход полностью исключит существующее сегодня задвоение валюты баланса.
    А. Кумейша [24] подчеркивает, что сумма  выручки от  реализации товаров (продукции, работ, услуг) отражается в бухгалтерском  учете на момент ее признания в  соответствии с учетной политикой  организации. В случае признания выручки от реализации по мере оплаты отгруженных товаров, продукции, выполненных работ, оказанных услуг сумма выручки от реализации отражается в бухгалтерском учете по дебету счетов учета денежных средств 50 «Касса», 51 «Расчетный счет», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках», счетов учета расчетов и других и кредиту счета 90 «Реализация». Одновременно  себестоимость реализованных товаров, продукции, работ, услуг списывается с кредита счета 45 «Товары отгруженные» в дебет счета 90 «Реализация».
    Одной из важнейших задач, стоящих перед  предприятиями является выбор канала реализации произведенной продукции, так как данный выбор обусловит его деятельность на многие годы вперед. 
    А. Тарасов [41] считает, что каналы сбыта  продукции растениеводства зависят от экономических интересов собственников хозяйства, степени открытия местных рынков сырья и продовольствия, транспортных средств и т.д.
    К основным каналам реализации можно  отнести: продажа государству, населению, другим предприятиям на основании договоров, продажа на рынке и через магазины, а так же продажа продукции работникам предприятия.
    Значительная  часть произведенной предприятием продукции реализуется государству. Выполнение плана государственных  закупок – первоочередная задача хозяйств, поскольку с этим связано обеспечение нашей страны продовольствием, промышленности – сырьем и создание необходимых материальных резервов государства.
    В. Прохожая [34] отмечает, что реализация продукции работникам предприятия отражается как  и обычная реализация:  на основании заявления работника и разрешения руководителя.
      С развитием рыночных отношений  проблема качества производимой  продукции становиться чрезвычайно актуальной. Она не ограничивается сферой производства, а охватывает всю систему жизнеобеспечения общества и государства. Конкуренция на внутреннем и внешнем рынках делает качество основным измерителем состоятельности в целом. В свою очередь качество, как решающий фактор интенсивного развития экономики, формирует устойчивую платформу выхода из кризиса.
    Эффективность учета качества продукции может  быть значительно выше, если обеспечить первичный контроль и анализ уровня качества на протяжении всего пути продвижения продукции.
    Л.Е. Романова [36] дает определение качества продукции как совокупности свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Автор так же отмечает, что повышение качества продукции, как правило,  требует дополнительных затрат и увеличения себестоимости единицы продукции. Автор выделяет обобщенные, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.
    Качество  реализуемой продукции отражается в первичных документах.
    Так Федоркевич А.[40] отмечает, что отпуск продукции растениеводства покупателям оформляется типовой товарно-транспортной накладной (ТТН-1) или товарной накладной (ТН-2). Автор указывает на то, что для отпуска зерна, картофеля, овощей и другой продукции отправляемой заготовительным организациям, применяется специализированная форма товарно-транспортной накладной на отгрузку и приемку продукции ТТН-1(растениеводство).
      Но  при заполнении товарно-транспортных  накладных возникает значительная часть вопросов. Так, по мнению Т. Алейниковой [2] на предприятиях занимающихся оптовой торговлей при отражении цены торгующей организации самостоятельно вводить дополнительные графы в используемые бланки товарно-транспортных накладных нельзя. При необходимости следует распечатать приложение к накладной, в которое можно включить все необходимые реквизиты.
    О. Левкович, И. Бурцева [25] отмечают, что  отпуск готовой продукции со склада производится на основании документов, которые служат средством контроля при отгрузках продукции.  Последовательность выписки документов зависит от условий  оплаты: предварительной либо последующей. В случае если оплата предшествует передаче продукции, бухгалтерия выписывает заказчику счет-фактуру, в котором отражаются все реквизиты, в т.ч. подлежащая оплате сумма. На основании счета-фактуры покупатель осуществляет перечисление денежных средств предприятию-поставщику. После оплаты выписывается накладная на отпуск продукции покупателю.
    Существенную  роль играет и используемая форма  расчетов.
    М.В. Пизенгольц [31]  пишет о том, что  в последние годы большое распространение получили операции по прямой продаже, минуя традиционных заготовителей, сельскохозяйственной продукции населению, в том числе через стационарные пункты торговли, принадлежащие хозяйствам. Естественно, что для этих новых операций у сельскохозяйственных предприятий первичная документация отсутствует. Применение же первичных документов, действующих для торговых организаций, оказалось нерациональным из-за их перегруженности реквизитами, ненужными для сельхозпредприятий. Поэтому возникла необходимость в разработке специализированных документов.
    В сельхозпредприятиях России для  указанных целей были утверждены три формы первичных документов: 185-АПК – отчет о реализации продукции (через ларек, магазин), 186-АПК – отчет о продаже сельскохозяйственной продукции (на рынке), 184-АПК – акт о приемке продукции для реализации (через ларьки, магазины).
    По  нашему мнению, указанные формы первичной  документации можно было бы применять  и на предприятиях нашей республики.
    Как считает Т. Желада [13] возрастает и  роль реализации товаров на основании посреднических договоров. Автор утверждает, что принятые по договору обязательства комиссионер должен исполнить с наибольшей для комитента выгодой в соответствии с его указаниями и предлагает хозяйственные операции, совершаемые на основании договора комиссии, при отражении в бухгалтерском учете условно разделить на три группы:
    Реализация товаров, полученных у резидентов РБ;
    Приобретение товаров по поручению резидентов РБ;
    Исполнение комиссионного поручения нерезидента РБ.
    Т.Л. Кравченко [23]отмечает, что при продаже товаров на условиях консигнации значительную часть составляют коммерческие расходы, которые распределяются между консигнантом и консигнатором согласно контракта.
    О.А. Бурдюк [4] считает,  что от того, на сколько обоснованно организован учет коммерческих расходов, а так же, на сколько правильно определяется дата реализации продукции, зависит правильность формирования себестоимости продукции и финансовых результатов деятельности предприятия.
    В соответствии с новым Планом счетов коммерческие расходы учитываются на счете 44 “Расходы на продажу” субсчете 1 “Коммерческие расходы”.
    По  словам О.А. Бурдюка [4] порядок списания коммерческих расходов зависит от того, как в договоре определен момент перехода права собственности. Если в соответствии с договором право собственности на отгруженную продукцию переходит с момента ее отгрузки и предъявления покупателю расчетных документов, то в этом случае сумма коммерческих расходов, относящаяся к реализованной продукции, списывается в дебет счета 90 «Реализация» с кредита счета 44 «Расходы на реализацию». Если право собственности на отгруженную продукцию переходит от предприятия к покупателю не в момент передачи продукции, то в этом случае коммерческие расходы учитываются на счете 44 до указанного в договоре момента перехода права собственности на продукцию. Только после наступления данного момента коммерческие расходы относятся в дебет счета 90 с кредита счета 44.
    Методика  учета реализации продукции (работ, услуг) в соответствии с новым планом счетов по утверждению Е.Г. Мазурова [26] не совсем применима для предприятий розничной торговли, поскольку не выполняет заложенную в нее информационную функцию. С точки зрения автора, целесообразно оставить субсчета 90-1 «Выручка», 90-5 «Налоговые отчисления от выручки предприятия» и 90-9 «Прибыль (убыток) от реализации», поскольку на них в течение года будет накапливаться необходимая для составления финансовой отчетности информация. Субсчет 90-2 «Себестоимость» считает целесообразным разделить на два субсчета 90-2 «Реализованные товары» и 90-3 «Расходы на продажу». На субсчете «Реализованные товары» будут отражаться списанные реализованные товары по учетным (розничным) ценам и определяться реализованные торговые надбавки. На субсчете «Расходы на продажу»– издержки обращения. Субсчета 90-3 «Налог на добавленную стоимость» и 90-6 «Налог с продаж» по мнению автора можно определить, поскольку они оба имеют нулевое сальдо.
    При изучении процесса реализации продукции  с точки зрения экономического анализа существует не мало важных вопросов.
    Ермолович Л.А. [14] пишет, что одним из факторов увеличения реализации является инфляция. Для того, чтобы привести показатель реализации в сопоставимые условия, т.е. определить изменения реализации продукции в реальных показателях необходимо учесть соответствующее изменение цен, т.е. индекс цен. Об изменении этого показателя сообщается в публикациях Министерства статистики и анализа.       
    Т.П. Елисеева [15] говорит о том, что  анализ реализации продукции тесно  связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам для предприятия оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того в условиях конкуренции предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет спад производства. Особо важное значение для предприятия имеет выполнение контрактов на поставку товаров для государственных нужд. Это гарантирует предприятию сбыт продукции , своевременную ее оплату, льготы по налогам, кредитам и т.д.
    Учитывая все вышесказанное, можно сделать вывод, что совершенствовать учет реализации продукции и решать его проблемы  необходимо, так как процесс реализации завершает кругооборот хозяйственных средств предприятия, что позволяет предприятию выполнять обязательства перед поставщиками и подрядчиками, перед бюджетом по налогам и сборам, перед работниками по оплате труда, перед прочими кредиторами по финансовым обязательствам и возмещать производственные затраты. От объема реализации во многом зависит и величина дохода предприятия – одного из важнейших показателей его деятельности. Поэтому следует учитывать мнения и предложения вышеназванных авторов при совершенствовании учета и анализа. 
 
 

    2. ЭКОНОМИКО-ФИНАНСОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
    КСУП  «СОВХОЗ ИСТОК» РЕЧИЦКОГО РАЙОНА
    ГОМЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ 
 
 

    КСУП  «Совхоз Исток» образованно 4 апреля 2002 года путем слияния унитарного коммунального предприятия «Племсавхоз  им. Чкалова» и  КСУП «Совхоз Исток». В настоящее время на территории предприятия расположено четырнадцать населенных пунктов (д. Исток, д. Горваль, д. Борхов, д. Полящицы, д. Паршино, д. Задорожье, д. Андрюхи, д. Полящицы и др). Центральная усадьба находится в д. Исток в двух километрах от районного центра г. Речица.    
    Общая земельная площадь хозяйства  составляет 6554 га, в составе хозяйства четыре фермы крупного рогатого скота.
    Речицкий  район, где расположено предприятие, характеризуется умеренно-континентальным  климатом со сравнительно теплым летом  и умеренно холодной зимой. Преобладающим  типом почв являются дерново-подзолистые, слабо- и среднесуглинистые. В целом природно-климатические условия благоприятны для ведения сельскохозяйственного производства.
    КСУП  «Совхоз Исток» специализируется на развитии молочномясного скотоводства, выращивании зерновых культур.
    В сельском хозяйстве земля – основное средство производства.  Поэтому в последнее время ставится задача наиболее интенсивного использования земельных земель. Так как существенное влияние на процесс интенсификации растениеводства оказывает структура земель, то возникает необходимость ее изучения в динамике за последние годы (таблица 2.1).
    Данные  таблицы 2.1 показывают, что общая  земельная площадь  в хозяйстве  за пять лет снизилась на 106 га , и  в 2008 году  она составила 6554га. Основную долю в общей структуре землепользования предприятия занимают сельскохозяйственные угодья – 86,3%. А в структуре сельскохозяйственных угодий - пахотные земли – 43,8%, после них сенокосы – 27,7% и пастбища -20,8%. В целом можно сказать, что в структуре землепользования на протяжении пяти лет значительных изменений не наблюдалось. Это говорит о постоянстве производственного направления хозяйства.
Таблица 2.1- Динамика землепользования
Вид угодий Годы Структура в 2008 году,%
2004 2005 2006 2007 2008 землеполь-зования сельхозугодий
Всего закреплено земли, га 6660 6660 6427 6444 6554 100,0 x
в том числе:              
пашня 2668 2668 2761 2741 2870 43,8 50,8
Сенокосы       1568 1568 23,9 27,7
пастбища 2901 2901 2714 1176 1176 17,9 20,8
многолетние насаждения 32 32 42 42 42 0,6 0,7
Итого сельхозугодий 5601 5601 5517 5527 5656 86,3 100,0
Лес 55 55 55 55 55 0,9 x
Пруды и водоемы 76 76 76 76 76 1,1 x
Прочие 928 928 779 786 767 11,7 x
Примечание. Источник: собственная разработка 

    Кроме земель, для осуществления производственной деятельности, предприятие должно располагать необходимыми трудовыми ресурсами.  От обеспеченности хозяйства трудовыми ресурсами и эффективности их использования зависит объем и своевременность выполнения сельскохозяйственных работ, эффективность использования техники и как результат – объем производства продукции, ее себестоимость, прибыль и ряд других немаловажных  экономических показателей. В связи с этим рассмотрим состав и структуру рабочей силы КСУП «Совхоз Исток»  по данным, которые приведены в таблице 2.2.
    Анализируя данные таблицы 2.2 можно отметить увеличение общей численности работников за 2004-2008 годы.  При этом наибольшее число работников наблюдается в 2008 году. Наибольший удельный вес занимают работники животноводства (34,4%). Что касается работников неосновной деятельности, то наибольший удельный вес здесь занимают рабочие, занятые ремонтом техники. Сокращение некоторых групп работников за 2004-2008 годы  может свидетельствовать как о сокращении производства, так и об увеличении производительности труда и соответственно сокращении потребности в работниках за счет увеличения уровня механизации производства.
Таблица 2.2- Динамика среднесписочной численности работников
Категории работников Годы Структура трудовых ресурсов в 2008 году, %
2004 2005 2006 2007 2008
Работники, занятые в сельскохозяйственном производстве - всего, чел. 244 247 246 252 263 90,4
в том числе:            
постоянные  рабочие 204 207 205 204 222 76,3
служащие 40 40 41 48 41 14,1
Из  общей численности рабочих:            
животноводы 91 90 92 88 100 34,4
трактористы-машинисты 34 35 35 36 37 12,7
шоферы 14 14 14 15 15 5,2
конно-ручные рабочие 48 51 48 47 51 17,5
рабочие реммастерских 17 17 16 18 19 6,5
Работники неосновной деятельности - всего, чел. 32 25 27 19 28 9,6
в том числе:            
подсобное производство 24 18 15 16 17 5,8
капремонт зданий и сооружений 8 7 12 3 11 3,8
прочие 9 6 7 8 8 2,7
Всего: 276 272 273 271 291 100
  Примечание. Источник: собственная разработка 

    Важное  значение имеет также изучение эффективности использования трудовых ресурсов, которую можно оценить по данным таблицы 2.3.
    По  данным таблицы 2.3 мы видим, что нагрузка посевной площади на 1 работника  растениеводства и нагрузка поголовья  животных на 1 работника животноводства колеблется на протяжении пяти лет то в сторону увеличения, то в сторону уменьшения, но значительного не изменяется. Однако мы видим тенденцию снижения среднего фонда рабочего времени на 1 работника основного производства, что может говорить о росте производительности труда в хозяйстве. Также наблюдается рост валовой продукции, что может быть вызвано ростом цен на производимую продукцию, так и ростом производительности труда.
Таблица 2.3- Динамика интенсивности и эффективности использования трудовых ресурсов
Виды  продукции Годы
2004 2005 2006 2007 2008
Нагрузка  посевной площади на 1 работника  растениеводства, га 32,5 31 33,3 33 32,6
Нагрузка  поголовья животных на 1 работника  животноводства, усл. голов 29,1 27,2 27,5 29,2 28,3
Средний фонд рабочего времени 1 работника основного производства, чел.-час 3403 3217 2913 2774 2841
Приходится  валовой продукции в сопоставимых ценах в расчете на 1 чел.-час., тыс.руб., всего 4,6 5,5 7,4 9,3 12,8
в том числе:          
в растениеводстве 6,3 7,1 8,1 11,9 17,0
в животноводстве 3,3 4,3 5,7 7,1 9,1
Приходится  валовой продукции на 1 среднегодового работника, млн.руб. 15,7 17,6 21,6 25,9 36,3
Примечание. Источник: собственная разработка
    Основу  деятельности любого предприятия на ряду с земельными и трудовыми составляют материально-технические ресурсы. Обеспеченность сельскохозяйственного предприятия основными фондами относится к числу наиболее важных экономических показателей, характеризующих производственные возможности хозяйства. В связи с тем, что стоимость основных фондов за последние годы значительно изменилась в стоимостном отношении, и не всегда пропорционально происходила их переоценка, то целесообразно принимать во внимание только изменение структуры основных фондов предприятия. Состав и структура основных производственных фондов КСУП «Совхоз Исток» Речицкого района Гомельской области за три года приведены в таблице 2.4.
    Аализируя данные таблицы 2.4, можно сказать, что  стоимость основных фондов в период с 2006 по 2008 годы увеличилась, что связано с приобретением и переоценкой основных средств. Наибольший удельный вес в общей структуре основных фондов занимают здания и сооружения, и машины и оборудование. Наименьший удельный вес в общей структуре основных производственных фондов занимают многолетние насаждения и передаточные устройства .
Таблица 2.4- Структура основных фондов

Виды  основных средств

Годы
2006 2007 2008
млн. руб. % млн. руб. % млн. руб. %
Здания  и сооружения 14429 62,0 17325 62,2 18068 60,0
Передаточные  устройства 44 0,2 52 0,2 52 0,2
Машины  и оборудования 6307 27,1 7659 27,5 8670 28,8
Транспортные  средства 490 2,1 567 2,0 595 2,0
Вычислительная  техника и оргтехника 1831 7,9 2081 7,5 2552 8,5
Многолетние насаждения 126 0,5 126 0,5 126 0,4
Другие  виды основных средств 30 0,2 32 0,1 33 0,1
Итого 23257 100 27842 100 30096 100
 Примечание. Источник: собственная разработка 

    Для изучения того, насколько хозяйство  обеспечено основными фондами, а  также как они используются можно  воспользоваться данными таблицы 2.5.
Таблица 2.5- Показатели обеспеченности и эффективности использования основных производственных фондов
Показатель Годы
2004 2005 2006 2007 2008
Наличие энергоресурсов,  тыс.л.с. 15 16 16 16 17
Среднегодовая стоимость основных средств, млн. руб. 18455 19441 21736 25550 28969
фонодооснащенность, млн. руб./100 га с/х земель 330 347 394 462 512
Фонодовооруженность, млн. руб./чел. 80 84,5 94,5 111 127,6
Фондоотдача, руб./руб. 0,2 0,2 0,2 0,2 0,3
Фонодоемкость, руб./руб. 5,1 4,8 4,4 4,3 3,5
Энергооснащенность, л. с./100 га с/х угодий 271 293 290 290 300,6
Энерговооруженность, л.с./чел. 64,9 69,6 69,6 69,6 74,9
Примечание. Источник: собственная разработка 

    Из  данных таблицы 2.5 видно, что фондооснащенность производства и фондовооруженность работников увеличилась на 55,2% и 59,5% соответственно. Это положительно влияет на результаты хозяйственной деятельности, на качество, полноту и своевременность выполнения сельскохозяйственных работ. Увеличение фондоотдачи и снижение фондоемкости также говорит об увеличении эффективности использования основных фондов.
    Одним из факторов, определяющих результаты деятельности хозяйства, является урожайность основных сельскохозяйственных культур и продуктивность животных. Урожайность сельскохозяйственных культур оказывает прямое влияние на производство продукции растениеводства и на конечные результаты финансового состояния хозяйства, его платежеспособность. Чем выше урожайность сельскохозяйственных культур, тем выше валовой сбор продукции и тем выше выручка от ее реализации. Повышение урожайности  сельскохозяйственных культур способствуют эффективному ведению сельскохозяйственного производства, что  приводит к увеличению валового сбора зерновых, зернобобовых, другой продукции растениеводства, которую, в свою очередь, способны обеспечить хозяйство концентратами. Это исключит их дополнительную закупку, следовательно, поможет сэкономить на этом денежные средства хозяйства. Урожайность основных сельскохозяйственных культур представлена в таблице 2.6.
Таблица 2.6- Урожайность основных сельскохозяйственных культур
Показатели 2004 2005 2006 2007 2008 2008г.в % к 2004 г.
Урожайность культур, ц/га:            
зерновые  и бобовые 40,8 36,4 32,8 42,1 54,2 132,8
в т.ч. оз. зерновые 38,7 37,8 32,5 36,9 47,7 123,3
яровые  зерновые 44,5 35,4 33,3 47,8 64,4 144,7
зернобобовые 29,8 32,4 31,0 51,8 56,4 189,3
картофель 208,8 174,6 214,4 212,4 201,3 96,4
Овощи открытого грунта 158,1 198,9 116,0 159 198 125,2
Овощи  закрытого грунта 0 9 20 25 24 266,7
многолетние травы на  зеленую массу 215 190 247 180 201 93,4
однолетние  травы на зеленую массу 165 128,8 79,9 21 0 0
Зеленая масса кукурузы 145,3 171,7 175,0 200 196 134,9
    Примечание. Источник: собственная разработка
    Анализ  данных таблицы 2.6 показывает, что за 2004 – 2008 год урожайность зерновых и бобовых культур, овощей открытого и закрытого грунта, однолетних трав увеличилась  по сравнению с 2004 г  соответственно на 32,8%, 25,2%, 166,7%,  и 34,9%. В целом урожайность в КСУП КСУП «Совхоз Исток» находится на невысоком уровне, и для того чтобы обеспечить эффективное развитие как самой растениеводческой отрасли, так и животноводство необходимо искать пути дальнейшего повышения урожайности сельскохозяйственных культур.
    В животноводстве решающее значение имеют  показатели продуктивности сельскохозяйственных животных, анализ которых проведем по данным таблицы 2.7.
Таблица 2.7- Поголовье и продуктивность животных
Показатели 2004г. 2005г. 2006г. 2007г. 2008г. 2008г.в % к 2004 г.
Основное  стадо КРС, гол. 1061 974 980 1066 1097 103,4
КРС на откорме, гол. 1566 1477 1552 1502 1735 110,8
Среднесуточный  прирост КРС, г/гол. 651 599 621 637 655 100,6
Среднегодовой удой, л. 3562 3825 4212 4025 4299 120,7
Выход телят на 100 коров, гол. 110 106 107 114 118 107,3
Примечание. Источник: собственная разработка
     
    Данные  таблицы 2.7 подтверждают молочномясную направленность предприятия. Так, в 2008 году по сравнению с 2004 годом  возросли надой молока на одну голову на 20,7%,  прирост живой массы одной головы КРС на 0,6% и выход телят на 100 голов на 7,3%.
    Одним из важнейших экономических показателей, характеризующих количественную сторону работы хозяйства, является себестоимость продукции. Ее уровень складывается в основном под воздействием двух факторов – количества продукции и затрат на ее производство. Себестоимость основных видов продукции представим в таблице 2.8
    Проанализировав данные таблиц 2.8 можно сделать вывод о том, что себестоимость основных видов продукции за последние три года возрастает. В наибольшей степени увеличилась себестоимость  картофеля, молока и прироста живой массы КРС на 128 тыс. руб., 300 тыс. руб. и 982 тыс. руб. соответственно.
Таблица 2.8- Динамика себестоимости основных видов продукции
Показатель 2004г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008г. 2008 г в % к  2004 г
Себестоимость 1 т, тыс. руб.            
зерна 121 124 180 182 247 +126
овощей  открытого грунта 202 185 229 349 343 +141
овощей закрытого грунта 0 1878 1718 2252 2094 +216
картофеля 112 168 190 191 240 +128
молока 327 370 423 474 627 +300
прироста  ж.м. КРС 5708 4276 4881 5117 6690 +982
Примечание. Источник: собственная разработка 

    Показатели  рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия, доходность различных направлений деятельности, окупаемость затрат. В таблице 2.9 приведены данные об уровне рентабельности производства основных видов продукции.
Таблица 2.9- Динамика уровня рентабельности основных видов продукции
Уровень рентабельности, % 2004г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008г. Отклонение 2008г. от 2004г., п.п.
зерна 88,1 77,1 3,7 26,1 26,1 -62
овощей  открытого грунта 19,3 53 68,6 47,9 3,9 -15,4
овощей  закрытого грунта 0 -0,7 1,6 10,4 8,4 +8,4
картофеля 58,9 58,3 93,1 3,0 -3,0 -61,9
продукции растениеводства 58,2 107,6 48,3 16,7 16,2 -42
молока 23,2 11 4,2 14,2 14,6 -8,6
прироста  ж. м. КРС -124,5 -167,5 -39,8 -37 -47,4 +77,1
продукции животноводства -12,8 -25,1 -8,3 -7,4 -9,6 +3,2
Всего по хозяйству 18,0 28,2 23,8 17,7 18,1 +0,1
Примечание. Источник: собственная разработка
      
    Данные  таблицы 2.9 показывают, что производство картофеля в 2008 году становится убыточным. Мы видим увеличение уровня рентабельности только по производству овощей закрытого грунта. Производство мяса КРС на протяжении пяти лет является убыточным, хотя наблюдается стабильное снижение уровня убыточности. Уровень рентабельности производства молока снизился в 2008 году по сравнению с 2004годом на 9,6п.п. В целом хозяйство имеет недостаточно высокий уровень рентабельности. 
    Важным  моментом при анализе хозяйственной  деятельности предприятия является анализ его финансового состояния. Показатели финансового состояния  представим в таблице 2.10.
Таблица 2.10-  Анализ финансового состояния
Показатели 2004г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008г. Отклоне- ние от
нормы
(+,-)
Наличие собственных оборотных средств, млн. руб. 947 829 974 937 999  
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами, не менее 0,2
0,3 0,2 0,18 0,14 0,11 -0,09
Коэффициент текущей ликвидности, не менее 1,5
1,77 1,51 1,52
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.