На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Организации труда на предприятии розничной торговли

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 21.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    ГЛАВА 1. Теоретические основы организации труда на предприятии розничной торговли
      Сущность и особенности труда в торговле, основные категории работников магазина, научная организация труда работников предприятия торговли
     Торговля  – одна из трудоемких отраслей экономики. От уровня квалификации работников, эффективности их труда зависит товарное обращение, качество обслуживания, доходы торгового предприятия. Число занятых в торговле в последние годы растет, но при этом доля кадров со специальной подготовкой, к сожалению,  падает [2, c. 104] .
     Особенности труда на торговом предприятии.
     Все трудовые процессы, выполняемые работниками  торговых предприятий, разделены на два различных по своей природе и содержанию вида:
   - связанные со сменой форм стоимости товара;
   - связанные с продолжением процессов производства в сфере обращения.
     Первый  вид труда обеспечивает смену  форм стоимости и включает в себя процессы купли-продажи, обслуживания покупателей, ведения учета и отчетности, организации рекламы и др.
     Второй  вид труда включает в себя такие трудовые процессы, как транспортировка, фасовка, хранение, подсортировка, погрузка, выгрузка товаров и др.
     Оба вида труда взаимосвязаны и составляют основу организации торгово-технологического процесса. Таким образом, первая особенность труда на торговых предприятиях — его двойственный характер.
     Второй  особенностью является то, что труд, связанный с продолжением процессов производства в сфере обращения, занимает большой удельный вес в общей сумме всего трудового процесса — в основном из-за низкой оснащенности торговых предприятий техникой. Как правило, большинство процессов, связанных с преобразованием промышленного ассортимента в торговый, фасовкой, подсортировкой, т.е. с предпродажной обработкой товаров, производится вручную. Наличие больших затрат живого труда является негативным фактором (тем более что около 80% занятых в торговле — женщины, а в розничной торговле в среднем за смену приходится перемещать в зависимости от размера магазина от 3 до 15т груза).
     Третьей особенностью является то, что труд, связанный со сменой форм стоимости товара, довольно однообразен и вместе с тем требует большого нервного и физического напряжения. Это обусловлено, во-первых, тем, что организация торгово-технологического процесса не предполагает или сильно ограничивает свободу проявления инициативы работником; во-вторых, недостаток средств автоматизации приводит к тому, что аналитические, учетные, статистические расчеты производятся вручную.
     Четвертая особенность труда в торговых предприятиях значительное влияние вероятностных факторов. Интенсивность покупательских потоков в течение дня, зависящая также от месторасположения предприятия, значительные колебания спроса по товарным группам и прочие факторы в одних случаях приводят к неизбежным простоям работников, в других — к очень высокой нагрузке и резкому повышению напряженности труда.
     Пятой особенностью труда в торговых предприятиях является то, что конечный результат труда — не продукт, а услуга [2, c. 107].
     Торгово-технологический  процесс в магазине предполагает наличие соответствующих групп работников для выполнения операций этого процесса (приемка, подготовка к продаже, продажа и т.д.).
     В зависимости от выполняемых функций работников магазина можно разделить на следующие категории:
    административно-управленческий персонал (директор, зав. отделами и секциями, товароведы, экономисты, бухгалтеры и т.д.);
    торгово-оперативный персонал:
-   непосредственно связанные с обслуживанием покупателей (продавцы, кассиры-контролеры, зав. секциями и их заместители);
- обеспечивающие обслуживание покупателей (товароведы, товароведы-бракеры, кладовщики);
-   связанные с обслуживанием, но не осуществляющие 
продажу (администраторы торговых залов, консультанты, декораторы);

    оперативно-вспомогательный персонал (фасовщики, рубщики мяса и т.д.);
    технический персонал (механики холодильных установок, мастера по обслуживанию кассового и весоизмерительного оборудования, слесари и т.д.);
    вспомогательный персонал (уборщики, грузчики, дворники и т.д.) [3, c. 345].
     В зависимости от специальности в составе должностей специалистов выделяются экономисты, товароведы, бухгалтеры; в составе продавцов — продавцы продовольственных или непродовольственных товаров, продавцы-консультанты, продавцы мелкой розницы.
     По  уровню квалификации работники делятся по разрядам и квалификационным категориям (продавец 4—6-го разрядов, экономист I, II категории, ведущий, главный экономист и т.д.).
     По  полу и возрасту в магазинах выделяются мужчины до 30 лет, 30—60 лет, свыше 60 лет; женщины до 30 лет, 30—55 лет, свыше 55 лет.
     По  отношению к собственности работники магазинов могут быть разделены на работников – собственников его имущества и наемных работников.
     По  характеру трудовых отношений работники делятся на постоянных и временных (сезонные, работающие по контракту).
     Под научной организацией труда (НОТ) понимается непрерывный процесс совершенствования существующей организации труда благодаря достижениям науки и передового опыта, обеспечивающим наиболее эффективное использование материальных и трудовых ресурсов в торговле и высокую культуру обслуживания [3, c. 348].
     Внедрение НОТ в торговле направлено на решение  экономических, психофизиологических, социальных и технико-технологических задач.
     Экономические задачи:
    экономия живого труда;
    рациональное использование трудовых и финансовых ресурсов;
    повышение производительности труда, рентабельности.
Психофизиологические задачи:
    устранение тяжелого и вредного труда;
    улучшение условий труда;
    повышение работоспособности.
    Социальные задачи:
    повышение образовательного уровня и деловой квалификации;
    развитие творческой активности;
    повышение степени привлекательности труда.
  Технико-технологические задачи:
    внедрение нового торгового оборудования;
    применение прогрессивных технологий;
    применение более прогрессивных форм и методов продажи товаров и др.
     Научная организация труда опирается  на законы, принципы и правила организации, которые являются основными положениями для специалистов, разрабатывающих направления организации труда в торговых организациях [ 5, c. 197]. 
 
 

     Основными принципами являются:
    научность — важнейшее требование НОТ, которое проявляется через системность и комплексность рассмотрения и решения вопросов организации труда;
    экономичность — заключается в выборе более эффективного и менее затратного варианта решения того или иного вопроса организации труда;
    гуманизация труда — представляет собой учет человеческого фактора при организации труда, т.е. создание на торговых предприятиях условий, которые полнее учитывали бы психофизиологические и социальные потребности работников;
    плановость — предполагает тщательную проработку планов мероприятий по НОТ;
    непрерывность — предусматривает такую организацию трудового процесса, при котором каждое последующее трудовое действие является продолжением предыдущего;
    параллельность — предусматривает наиболее рациональное соединение людей и техники, т.е. совместную работу человека и машины;
    нормативность — разработка нормативов, по которым определяется объем выполняемых работ, численность работников и т.д.;
    персональная ответственность за выполнение работы или задания;
    материальная и моральная заинтересованность работников в результатах труда.
     Таким образом, основные принципы научной  организации труда направлены на повышение производительности и улучшение условий труда работников торговли [5, c. 201].
     Задачи, которые решает НОТ, позволяют определить важнейшие направления по ее внедрению:
    разделение и кооперирование труда;
    улучшение организации и обслуживания рабочих мест;
    изучение и распространение передовых приемов и методов труда;
    подготовка и повышение квалификации кадров;
    совершенствование нормирования труда;
    улучшение условий труда;
    укрепление трудовой дисциплины.
     Разделение  и кооперирование труда. Общий объем выполняемых в магазине работ должен быть распределен между отдельными исполнителями. Это должно быть основано на разделении и кооперировании труда. Глубина такого разделения зависит от размеров и общего объема деятельности торгового предприятия. На мелких предприятиях возможности глубокого разделения труда существенным образом ограничены, здесь больше применимы принципы кооперации труда, совмещения профессий. На крупных предприятиях наоборот может осуществляться более детальное и глубокое разделение труда, выделяться должности для приемки товаров, хранения, подготовки и т.д.
     Изучение  и распространение передовых приемов труда — одно из важнейших требований НОТ, способствующих внедрению наиболее рациональных методов и приемов труда.
     Подготовка  и повышение квалификации кадров, воспитательная работа включает профессиональную ориентацию, профессиональный подбор и адаптацию молодежи в торговом предприятии, подготовку новых работников и обучение новым профессиям (индивидуальное и бригадное обучение в магазинах, на курсах, в учебных комбинатах). Повышение квалификации работников магазинов осуществляется через сеть курсов, учебных комбинатов, высших и средних специальных учебных заведений.
     Совершенствование нормирования труда одна из важнейших задач НОТ. Постоянная интенсификация торгово-технологического процесса вызывает появление новых, более прогрессивных норм труда, внедрение которых в практику работы магазинов и складов должно обеспечивать более рациональную организацию труда.
     Условия труда — это совокупность взаимосвязанных санитарно-гигиенических, психофизиологических, эстетических и социально-психологических факторов, воздействующих на человека во время работы. Они непосредственно влияют на работу торгового предприятия, т.е. определяют уровень работоспособности коллектива.
     Улучшение условий труда предполагает создание таких условий, которые уменьшали бы утомляемость работников, снижали психофизиологическую нагрузку на их организм.
     Укрепление  трудовой дисциплины. Дисциплина труда — понятие, предполагающее добросовестное выполнение работником своих функциональных обязанностей. Оно включает в себя трудовую, технологическую и производственную дисциплину. Трудовая дисциплина - соблюдение работником распорядка рабочего дня. Технологическая дисциплина — это точное соблюдение установленного торгово-технологического процесса. Производственная дисциплина — бережное отношение к товарным и денежным ценностям, средствам труда, четкое выполнение принципов, соблюдение правил санитарии, техники безопасности, охраны труда [5, c. 205].
     Задача  НОТ — укрепление трудовой дисциплины посредством:
    совершенствования организации труда;
    снижения текучести кадров;
    материального и морального стимулирования;
    улучшения бытовых и социальных условий.
     Стимулирование  труда система мер по созданию материальной и моральной заинтересованности работников в труде и повышению его эффективности.
     Охрана  труда и техника безопасности — система мероприятий по обеспечению работоспособности, снижению заболеваемости и трудового травматизма в торговых организациях.
     Практикой деятельности магазинов и складов  определена последовательность проведения работы по внедрению мероприятий НОТ, которая осуществляется по следующим этапам:
    проведение организационно подготовительных мероприятий;
    изучение и анализ существующей организации труда;
    составление плана НОТ;
    внедрение плана НОТ и контроль за его выполнением.
     При разработке мероприятий по НОТ важное значение имеет определение экономического эффекта от их внедрения. Показатели эффективности:
    сумма экономии, р.;
    сокращение численности работников, чел.;
    увеличение объема товарооборота, р.;
    повышение производительности труда;
    экономия затрат времени покупателей;
    экономия от сокращения заболеваемости и травматизма.
     Сравнивая возможную экономию с затратами  по внедрению мероприятия, можно получить достоверный показатель эффективности НОТ (срок окупаемости затрат).
     Результаты  определения эффективности могут  служить основанием для премирования работников и внедрения более совершенных методов организации труда [5, c. 210]. 
 
 

1.2. Режим работы и  условия труда  в магазине. Охрана  труда. Организация материальной ответственности
     Условия труда — это совокупность факторов, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье человека в процессе труда.
     Создание  благоприятных условий труда в магазине или на складе способствует экономическому и социальному эффекту.
     Экономический эффект заключается в уменьшении потерь рабочего времени, повышении  производительности труда, снижении расходов и повышении рентабельности работы магазина или склада.
     Социальный  эффект — это снижение текучести  кадров, заболеваемости, улучшение настроения и работоспособности [4, c. 273].
     Условия труда на торговых объектах определяются рядом факторов.
     К санитарно-гигиеническим факторам относятся микроклимат, состояние воздушной среды, освещения, санитарно-бытовых помещений и уровень шума. Строительные нормы предусматривают конкретные расчетные показатели по этим факторам в торговом зале, подсобных и административных помещениях. Например, температура в торговом зале магазина должна быть не ниже + 17—+22 °С, относительная влажность воздуха 55-75 %, наименьшая освещенность 300—400 лк — при люминесцентных лампах и 100—200 лк — при лампах накаливания, нормальный уровень шума до 55 дБ и т.д.
     Эстетические  факторы непосредственно влияют как на работника торговли, так и на покупателей (оформление магазина, его интерьер, специальная одежда, функциональная музыка и т.д.).
     К социально-психологическим факторам относится микроклимат в коллективе магазина (взаимоотношения работников и покупателей, интенсивность труда и т. д.); 
     К психофизиологическим   факторам относятся нервно-психологическое
напряжение, нагрузки на нервно-двигательный аппарат, темп и ритм работы, режим труда  и отдыха.
     Степень влияния всех факторов трудового процесса на человека называется тяжестью физического труда.
     Напряженность труда - это степень влияния на человека умственного и физического труда [4, c. 275].
     У торговых работников присутствуют оба  фактора, что приводит к физическому, умственному и эмоциональному утомлению. В связи с этим большое значение имеет правильное научно обоснованное установление режима труда и отдыха работников, под которым понимается порядок чередования работы и отдыха, который зависит от режима работы предприятия.
     Режим работы торгового объекта должен отвечать ряду требований:
    соответствовать интенсивности покупательского потока;
    гарантировать эффективное использование рабочего времени;
    обеспечивать максимальное улучшение режима труда и отдыха с учетом запросов работников.
     При определении режима работы магазина учитываются:
    контингент обслуживаемых покупателей;
    режим работы близлежащих торговых и иных предприятий и учреждений;
    обеспеченность данного района торговой сетью;
    коэффициент использования рабочего времени работников и др.
     Во  внешнем режиме работы магазина должно быть определено:
    время начала и окончания работы;
    продолжительность рабочего дня и обеденного перерыва;
    выходные и санитарные дни.
     Время работы магазина и выходные дни согласовываются  с местными органами власти и указываются в лицензии на право деятельности.
     Режим работы магазина может быть односменным, полуторасменным, двухсменным и круглосуточным.
     Внутренний  режим работы магазина или режим работы персонала определяется правилами внутреннего трудового распорядка и общим режимом работы магазина, в связи с чем могут применяться различные графики работы персонала.
     Графики выхода на работу разрабатываются исходя из годового фонда рабочего времени, как правило, на каждый месяц. Они согласовываются с профсоюзной организацией и доводятся до работника за две недели до их введения. В них указывается:
    время начала и окончания работы;
    время перерыва на обед и отдых;
    выходные дни.
     Охрана  труда в торговле должна осуществляться в соответствии с Конституцией РФ, Трудовым кодексом и другой нормативной и правовой документацией.
     При заключении трудового договора работник и наниматель берут на себя обязательства  по охране труда (работник — подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка, наниматель — обеспечивать условия труда в соответствии с законодательством, его оплату и т.д.) [1].
     Важнейшими  документами, регулирующими охрану труда в торговле, являются коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка, инструкции и положения по охране труда.
     Коллективный договор - это внутренний нормативный акт, соглашение между администрацией и профсоюзом по вопросам социально-трудовых отношений. В нем содержатся конкретные обязательства администрации по улучшению условий труда и техники безопасности.
     Стороны периодически контролируют выполнение договора и принимают оперативные меры по его реализации.
     Правила внутреннего трудового распорядка — документ, содержащий порядок приема и увольнения, права и обязанности работников, ответственность за нарушения дисциплины труда, меры поощрения.
     Соблюдение  установленных на предприятии правил определяется общим понятием — дисциплина труда.
     Трудовая  дисциплина предполагает четкое выполнение работником установленных правил внутреннего трудового распорядка (своевременное начало и окончание работ, перерывы, нормы поведения и т.п.).
     Производственная  дисциплина подразумевает своевременное выполнение заданий, бережное отношение к товарно-материальным ценностям, соблюдение правил охраны труда, техники безопасности, санитарии и пожарной охраны.
     Работники, имея право на безопасные условия  труда, обязаны строго соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и дисциплину труда.
     Инструкции  по охране труда разрабатываются администрацией торговой организации с участием профсоюза и содержат требования по охране труда и технике безопасности [4, c. 281].
     Работники магазина, не соблюдающие требований инструкции но охране труда, являются нарушителями трудовой дисциплины и могут быть привлечены к административной (замечание, выговор, увольнение), материальной и уголовной ответственности.
     Кроме перечисленных на предприятиях торговли должен быть еще целый ряд обязательных документов но охране труда и технике  безопасности. Это зависит от размера  предприятия, его профиля работы, принадлежности и т.д.
     В правилах внутреннего трудового  распорядка установлено, что каждый работник обязан пройти обучение (инструктаж) но вопросам охраны труда и техники  безопасности.
     Различают следующие виды инструктажа, применяемые  в торговле:
    вводный — проводится со всеми вновь принятыми на работу (постоянно или временно), со студентами и учащимися-практикантами;
    первичный - на рабочем месте проводится с каждым работником индивидуально с наглядным показом безопасных приемов и методов труда. После первичного инструктажа могут быть проведены стажировки не менее двух смен под наблюдением специального работника, назначенного администрацией организации;
    повторный — проводится не реже одного раза в 6 месяцев с целью закрепления и проверки знаний но охране труда;
    внеплановый — проводится при установлении па предприятии нового оборудования, при нарушениях работниками инструкций, при перерывах в работе, по требованию органов надзора и контроля;
    целевой — может быть проведен в связи с выполнением разовых работ, ликвидацией последствий стихийных бедствий, аварий, при проведении экскурсий на предприятиях торговли.
     Инструктажи проводятся руководителями структурных  подразделений или инженерами по охране труда. Их проведение обязательно регистрируется в специальном журнале, который должен быть пронумерован и скреплен печатью [4, c. 283].
     К мероприятиям по охране труда, проводимым в предприятиях торговли, относятся:
    обучение техминимуму (продавцы, кассиры-контролеры, работники складов, фасовщики);
    санитарно-гигиеническое обучение — санминимум;
    семинары по охране труда для руководителей и специалистов;
    периодическая аттестация рабочих мест – каждые 5 лет;
    пропаганда безопасных условий труда, информация о передовом опыте,
    общественные смотры и конкурсы по мере необходимости.
     Одним из важных условий эффективной организации  труда па складах и в магазинах  является рациональная организация материальной ответственности — правильный выбор ее форм, определение численности и состава бригад материально ответственных лиц, организация контроля за сохранностью товарно-материальных ценностей.
     Согласно  Трудовому кодексу Российской Федерации, за ущерб, причиненный предприятию при исполнении трудовых обязанностей, работники, виновные в причинении ущерба, несут материальную ответственность в размере прямого фактического ущерба, но не более своего среднемесячного заработка (если иное не предусмотрено законодательством) — это так называемая ограниченная материальная ответственность.
     Полную  материальную ответственность несут работники в случаях:
    когда ущерб нанесен преступным путем, что установлено судом;
    когда по законодательству на работника возложена полная материальная ответственность;
    когда заключен договор с работником о полной материальной ответственности;
    когда ущерб причинен не при исполнении служебных обязанностей;
    когда ущерб причинен работниками, находившимися в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
    в случае разглашения служебной или коммерческой тайны [1].
     В розничной торговле применяются две формы материальной ответственности: индивидуальная и коллективная.
     Индивидуальная материальная ответственность — это такая форма организации ответственности, когда за ценности отвечает один работник.
     При приеме на работу материально ответственных  лиц одновременно с трудовым договором заключается договор о полной материальной ответственности.
     В розничной торговле такой договор  может быть заключен:
    с заведующими магазинами и их заместителями;
    заведующими отделами (секциями) и их заместителями;
    старшими товароведами и товароведами, непосредственно связанными с материальными ценностями;
    кассирами-контролерами, контролерами, кассирами и другими работниками, выполняющими их обязанности;
    другими лицами, связанными с приемом, хранением, от 
    пуском, продажей товаров и денежных средств.

     Индивидуальная  материальная ответственность возможна при наличии определенных условий:
    товарно-материальные ценности вручаются лично работнику под отчет (работники мелкой розницы, кассиры, экспедиторы и др.);
    работнику предоставлено отдельное изолированное место для хранения, продажи, переработки товаров;
    работники самостоятельно отчитываются перед бухгалтером за ценности.
     Коллективная (бригадная) материальная ответственность может применяться в торговле при совместном выполнении работниками отдельных работ по хранению, обработке; и продаже ценностей, когда невозможно разграничить материальную ответственность каждого работника и заключить с ними договор о полной материальной ответственности.
     Коллективная (бригадная) ответственность устанавливается администрацией магазина по письменному договору, заключаемому между предприятием и всеми членами коллектива.
     Бригады с коллективной материальной ответственностью могут быть организованы по торгово-производственному  принципу в отделах, секциях, торговых залах и других структурных  подразделениях.
     Состав  бригады, которую возглавляет бригадир, определяется в зависимости от конкретных условий работы и профиля магазина или склада.
     При коллективной материальной ответственности  бригады могут формироваться из ограниченного круга лиц (заведующие магазином, отделом, секцией и их заместители), что позволяет более рационально использовать работников в торговом процессе, строго соблюдать режим труда и отдыха.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.