На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


доклад Понятие общества и его основные характеристики. Важнейшие подсистемы общества. Типология обществ. Исторические типы обществ. «Социальный

Информация:

Тип работы: доклад. Добавлен: 21.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Понятие общества  и его основные характеристики. Важнейшие  подсистемы общества.
    Основатель  социологии Огюст Конт считал ее наукой об обществе, пространством, в котором  осуществляется жизнь людей.
    Страна  — это географическое понятие, обозначающее часть света, территорию, которая имеет определенные границы.
    Государство — политическая организация общества с определенным типом власти (монархия, республика, советы, др.), органами и структурой правления (авторитарное или демократическое).
    Общество — социальная организация страны, обеспечивающая совместную жизнедеятельность людей. Это обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму связей и отношений людей в процессе их жизнедеятельности.
    Многие  ученые пытались исследовать общество, определить его природу, сущность. Древнегреческий философ и ученый Аристотель под обществом понимал совокупность индивидов, которые объединились для удовлетворения своих социальных инстинктов. Эпикур считал, что главным в обществе является социальная справедливость как результат договора между людьми о том, чтобы не вредить друг другу и не терпеть вреда.
    В западноевропейской общественной науке XVII-XVIII вв. идеологами новых поднимающихся слоев общества (Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо), выступавшими против религиозных догм, была выдвинута идея общественного договора, т. е. договора между людьми, каждый из которых обладает суверенными правами для контроля над своими действиями. Эта идея противостояла теологическому подходу к организации общества по воле божьей.
    Предпринимались попытки определить общество, основываясь  на выделении некоторой первичной ячейки общества. Так, Жан-Жак Руссо считал, что именно семья — самое древнее из всех обществ. Она — подобие отца, народ — детей, и все, рожденные равными и свободными, если и отчуждают свою свободу, то лишь для своей пользы.
    Гегель попытался рассмотреть общество как сложную систему отношений, выделив в качестве предмета рассмотрения так называемое гражданское общество, т. е. общество, где существует зависимость всех от всех.
    Большое значение для научного понимания  общества имели работы одного из основоположников научной социологии О. Конта, полагавшего, что строение общества определяется формами мышления человека (теологической, метафизической и позитивной). Само общество он рассматривал как систему элементов, которыми выступают семья, классы и государство, а основу образует разделение труда между людьми и их взаимоотношение между собой. Близкое к этому определение общества мы находим в западноевропейской социологии XX в. Так, у Макса Вебера, общество — продукт взаимодействия людей как результат их социальных действий в интересах всех и каждого.
    Т. Парсонс определял общество как систему отношений между людьми, связующим началом которой являются нормы и ценности. С точки зрения К. Маркса, общество — это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместной деятельности.
    Признавая подход к обществу как отношения  индивидов, К. Маркс, проанализировав  связи и отношения между ними, ввел понятия «общественные отношения», «производственные отношения», «общественно-экономические формации» и ряд других. Производственные отношения, формируя общественные отношения, создают общество, находящееся на той или иной определенной ступени исторического развития. Следовательно, по Марксу, производственные отношения выступают первопричиной всех отношений людей и создают большую социальную систему, называемую обществом.
    По  представлениям К. Маркса, общество —  это взаимодействие людей. Форма общественного устройства не зависит от их воли (людей). Каждую форму общественного устройства порождает определенная стадия развития производственных сил.
    Отличительные черты общества
    Важной  отличительной чертой общества выступает  его автономность, которая базируется на его многофункциональности, способности создавать необходимые условия для удовлетворения разнообразных потребностей индивидов. Только в обществе человек может заниматься узкопрофессиональной деятельностью, добиваться её высокой эффективности, опираясь на существующее в нем разделение труда.
    Общество  обладает самодостаточностью, которая  позволяет ему выполнять главную  задачу — предоставлять людям  условия, возможности, формы организации  жизни, которые облегчают достижение личных целей, самореализацию себя как всесторонне развитых личностей.
    Общество  обладает большой интегрирующей  силой. Оно представляет своим членам возможность использовать привычные  образцы поведения, следовать установившимся принципам, подчиняет их общепринятым нормам и правилам. Не желающих им следовать оно изолирует различными путями и средствами, начиная от Уголовного кодекса, административного права до общественного порицания. Существенной характеристикой общества является достигнутый уровень саморегуляции, самоуправления, которые возникают и формируются внутри его самого при помощи социальных институтов, находящихся, в свою очередь, на исторически определенном уровне зрелости.
    Общество  как целостный организм обладает качеством системности, и все  его элементы, будучи тесно взаимосвязанными, образуют социальную систему, которая делает более сильным притяжение и сцепление между элементами данной материальной структуры.
    Законом всякой социальной системы является иерархичность ее элементов и  обеспечение оптимальной самореализации путем наиболее рационального построения ее структуры в данных условиях, а также максимального использования условий окружающей среды для ее преобразования в соответствии со своими качествами.
    Один  из важных законов органической системы  — закон обеспечения ее целостности, или, иначе говоря, жизненности всех элементов системы. Поэтому обеспечение существования всех элементов системы выступает условием жизненности системы как целого.
    Фундаментальным законом любой материальной системы, обеспечивающим ее оптимальную самореализацию, выступает закон приоритета целого над его составными частями. Поэтому чем сильнее опасность для существования целого, тем больше жертв со стороны его частей.
      Как и любая органическая система в трудных условиях общество жертвует частью во имя целого, главного и коренного. В обществе как целостном социальном организме общий интерес при всех условиях находится на первом плане. Однако общественное развитие может осуществляться тем более успешно, чем больше общий интерес и интересы индивидов будут находиться в гармоническом соответствии между собой. Гармоническое соответствие между общими и индивидуальными интересами может быть достигнуто лишь на относительно высокой ступени общественного развития. До тех же пор, пока такая ступень не достигнута, господствует либо общественный, либо личный интерес. Чем труднее условия и чем больше неадекватность социальных и природных компонентов, тем сильнее проявляет себя общий интерес, реализуясь за счет и в ущерб интересам индивидов.
    Как и всякая система общество содержит в себе определенные стратегии выживания, существования и развития. Стратегия выживания выдвигается на первый план в условиях крайнего недостатка материальных ресурсов, когда система вынуждена жертвовать своим интенсивным развитием во имя экстенсивного, или точнее, во имя всеобщего выживания. В целях выживания социальная система изымает материальные ресурсы, произведенные наиболее активной частью общества в пользу тех, кто не может обеспечить себя всем необходимым для жизни.
    Подобный переход к экстенсивному развитию и перераспределению материальных ресурсов в случае необходимости происходит не только в глобальных, но и локальных масштабах, т. е. в рамках малых социальных групп, если они попадают в экстремальную ситуацию, когда средств оказывается крайне недостаточно. В таких условиях страдают как интересы индивидов, так и интересы общества в целом, поскольку оно лишается возможности развиваться интенсивно.
    Иначе развивается социальная система  после выхода из экстремальной ситуации, но находящаяся в условиях неадекватности социальных и природных компонентов. В таком случае стратегия выживания сменяется стратегий существования. Стратегия существования реализуется в условиях, когда возникает определенный минимум средств для обеспечения всех и, кроме того, появляется их некоторый излишек сверх необходимого для жизни. В целях развития системы в целом излишек производимых средств изымается, и они сосредоточиваются на решающих направлениях социального развития в руках наиболее сильных и предприимчивых. Все же остальные индивиды ограничиваются в потреблении и обычно довольствуются минимумом. Таким образом, в неблагоприятных условиях существования общий интерес прокладывает себе дорогу за счет интересов индивидов, наглядным примером чего является становление и развитие российского общества.
    Важнейшие подсистемы общества.
    Как и любая сложная система, общество состоит из взаимосвязанных подсистем. Подсистема – это промежуточные  комплексы, которые менее сложны, чем сама система.
    В рамках марксизма общество состоит из двух подсистем: базиса и надстройки. Базис – это совокупность производственных отношений, составляющих экономическую структуру общества. В надстройку входят организации, идеи и учреждения. К надстроечным идеям относятся политические, правовые, нравственные, эстетические, религиозные, философские воззрения, которые называются авторами марксизма формами общественного сознания. С каждой формой общественного сознания связаны определенные организации и учреждения.
    С политическими идеями связаны политические институты общества (партии, движения, органы власти), с правовыми идеями – институты права, с религиозными – церковь и церковные организации.
    При этом согласно марксистскому учению именно базис определяет характер надстройки, между ними существует линия причинно-следственной зависимости. Таким образом, все надстроечные явления так или иначе отражают экономические отношения, составляющие базис: одни – непосредственно (политические, правовые явления), другие – опосредованно (искусство, философия). Первичность и определяющая роль базиса по отношению к надстройке – это всеобщий закон.
    Однако  марксистский подход к выделению  подсистем общества не является единственным. Если в советской социологической  науке этот подход и считался определяющим, то сегодня он уступил свое место цивилизационному подходу. В рамках данного подхода общество рассматривается как совокупность четырех областей или сфер.
    Слова «область» и «сфера» употребляются  здесь не в естественнонаучном или  математическом смысле. Они позволяют выделить в целом обществе его части, каждая из которых включает в себя элементы и отношения, объединяемые по их месту и роли в жизни общества.
    Экономическая сфера – это деятельность субъектов общественных отношений по производству, распределению и потреблению результатов труда.
    Во  многом эта сфера является определяющей по отношению к другим, так как  материальное производство является основным условием жизнедеятельности людей. В нее входят промышленное и сельскохозяйственное производство, отношения людей в процессе производства, обмен продуктами производственной деятельности, их распределение.
    Политическая  сфера – это деятельность субъектов общественных отношений по обеспечению согласия между членами общества, регулированию его состояния. Основанием этой сферы общества выступают властные отношения. Они же определяют и ее специфику.
    Возникновение политической власти обуславливается  четким осознанием политических интересов. Поэтому политическая власть всегда направлена прежде всего на их удовлетворение. В эту сферу общества входят государство, его институты, политические партии, право, а также связь между ними.
    Социальная  сфера – это деятельность субъектов общественных отношений, направленная на удовлетворение своих потребностей. Этот процесс тесно связан с уровнем экономического развития общества.
    Можно выделить два подхода к рассмотрению социальной сферы общества:
    1) совокупность организаций и учреждений, отвечающих за благосостояние, направленная  на все слои населения;
    2) совокупность социальных организаций и учреждений социальной защиты и социального обеспечения незащищенных слоев населения.
    Социальная  сфера включает в себя слои и классы, нации и национальные отношения, институты образования, здравоохранения, досуга.
    Духовная  сфера – деятельность субъектов общественных отношений по производству, потреблению и передаче духовных ценностей. Главными функциями, которые выполняет данная сфера общества, являются добыча новых знаний, их передача, формирование нематериальных ценностей. Духовная сфера охватывает науку, нравственность, религию, искусство, научные учреждения, религиозные организации, учреждения культуры, соответствующую деятельность людей. Стержнем духовной сферы общества является религия.
    Все четыре сферы взаимосвязаны друг на друга и оказывают взаимное влияние.
    Несмотря  на то что в отличие от марксизма  в цивилизационном подходе признается равенство всех подсистем общества, можно представить их вертикальную структуру в зависимости от их собственной роли в общественной жизни. Так, экономическая сфера  играет роль добывания средств существования, являясь фундаментом общества.
    Политическая  сфера осуществляет функцию управления и является верхушкой общества.
    Социальная  и духовная сфера носят сквозной универсальный характер, пронизывая все общество и объединяя его экономическую и политическую составляющую.
    Подводя итог, необходимо сказать, что только взаимосвязь всех подсистем общества обеспечивает его нормальное существование.
    Типология обществ. Исторические типы обществ.
    В процессе развития социологического знания сложилось множество подходов к классификации обществ. Классификации наиболее типических обществ основаны на выделении их основных параметров. Самую первую типологию обществ предложили древнегреческие мыслители Платон и Аристотель. Согласно их воззрениям все общества можно разделить по формам государственного устройства на монархии, тирании, аристократии, олигархии, демократии.
    На  сегодняшний день классификация  обществ на основе господствующих в  них политических отношений не потеряла своей актуальности.
    В современной социологии в рамках этого подхода выделяют тоталитарные (государство определяет все основные направления социальной жизни), демократические (население может влиять на государственные структуры) и авторитарные общества (сочетающих элементы тоталитаризма и демократии).
    В рамках марксизма основой для классификации обществ является способ производства материальных благ. На этом основании выделяются шесть типов обществ:
    1) первобытнообщинное общество, которое  характеризуется примитивно-присваивающим способом производства;
    2) азиатское общество, отличающееся  особым видом коллективной собственности  на землю;
    3) рабовладельческое общество, специфической  чертой которого является собственность  на людей – рабов и продукты  их труда;
    4) феодальное общество, основанное на эксплуатации прикрепленных к земле крестьян;
    5) буржуазное общество, в котором  происходит переход к экономической  зависимости формально свободных  работников наемного труда;
    6) коммунистическое общество, которое  возникает в результате установления равного отношения всех к собственности на средства производства путем ликвидации частнособственнических отношений.
    Согласно  другой типологии, которая сегодня  занимает ведущее место в социологии, можно выделить традиционное, индустриальное и постиндустриальное общества. Традиционное общество – это общество с аграрным укладом, малоподвижными структурами и способом социокультурной регуляции, основанным на традициях.
    Поведение индивидов в нем основывается исключительно на обычаях, нормах традиционного поведения, устоявшихся социальных институтах (семья, община). Любые социальные преобразования в таком обществе невозможны.
    Особенностью  такого типа общества является низкий уровень темпов производства. Для  современности характерно снижение количества традиционных обществ, однако они по-прежнему сохраняются в Африке, центральной части Австралии, индейских резервациях.
    Термин  «индустриальное общество» впервые  ввел Анри Сен-Симон (1760–1825 гг.). Свою дальнейшую разработку это понятие получило в работах Р. Арона, У Ростоу, О. Тоффлера и др. исследователей.
    В основе теории индустриального общества лежит идея о том, что в результате промышленной революции происходит трансформация традиционного общества в индустриальное. Для индустриального общества характерны следующие черты:
    1) развитая и сложная система  разделения труда и профессиональной  специализации;
    2) механизация и автоматизация  производства и управления;
    3) массовое производство товаров  на широкий рынок;
    4) высокая развитость средств коммуникации и транспорта;
    5) рост урбанизации и социальной  мобильности;
    6) увеличение доходов на душу  населения и качественные сдвиги  в структуре потребления;
    7) формирование гражданского общества.
    В 60-е гг. XX в. в социологии формируется теория постиндустриального или информационного общества. Эта теория разрабатывалась такими исследователями, как Д. Белл, А. Турен, Ю. Хабермас.
    Основой трансформации индустриального  общества и превращения его в  постиндустриальное принято считать  развитие вычислительной и информационной техники. Основными чертами информационного общества являются:
    1) глобальный характер информации, которая прорывает государственные  границы и организационные барьеры;
    2) рост возможностей сбора, обработки,  хранения, передачи информации, доступа к ней;
    3) рост влияния информации на  различные сферы деятельности;
    4) расширение демократии, децентрализация  общества.
    В обществе существуют различные подходы  к оценке феномена информационного  общества. Так, Р. Ф. Абдеев пишет, что  следствием информационной революции и становлением информационного общества становится развитие наукоемких производств с минимальным использованием сырья и энергии. В информационном обществе жизнью правят интеллект, знания, высокоорганизованный труд, нет безработицы и национальных проблем, народ доволен жизнью.
    Однако  существуют и определенные опасения, связанные с наступлением эры  информационного общества. Негативной стороной постиндустриального общества является опасность усиления социального контроля со стороны государства, правящей элиты через доступ к информации и электронным средствам массовой информации и коммуникации над людьми и обществом в целом. С другой стороны существует опасность формирования двухклассового общества: тех, кто владеет информацией и тех, кто не будет иметь доступ к ней в силу различных причин.
    Еще одним распространенным подходом в  современной социологии является цивилизационный  подход. В рамках этой концепции  также существует классификация  обществ.
    В основе цивилизованного подхода  лежит идея своеобразия пути, пройденного народами. В рамках этой теории разными исследователями выделяются различные цивилизации, однако для всех характерно выделение Египетской, Китайской, Вавилонской, Европейской, Российской, Мусульманской, Греческой и других цивилизаций.
    Любая цивилизация является уникальной. Уникальность каждой цивилизации обуславливается  не только материальной базой и способом производства, но и соответствующей  им культурой. Культура в данном случае определяется совокупностью определенного мировоззрения, образом жизни населения и моралью народа.
    Все это в совокупности составляет, по определению последователей данного  подхода, дух народа, обуславливающий  определенное отношение к самому себе. Таким образом, можно говорить, что в рамках цивилизационного подхода в качестве основания для классификации обществ является складывающаяся в них культура.
    Подводя итог, необходимо отметить, что существует множество подходов к классификации  обществ. При этом среди них не существует единственного общепризнанного. Это подчеркивает актуальность рассмотрения данного вопроса.
    «Социальный институт», его виды и функции. Институализация общественной жизни.
    Термин  «институт»  происходит от латинского слова institutum — установление, устройство. В социологию этот термин пришел из юриспруденции, где под ним понималась совокупность юридических норм, регулирующих социально-правовые отношения в той или иной сфере (например, институтами назывались собственность, наследование, брак и т.п.). В социологии понятие «социальный институт»  приобрело значение особого типа устойчивой регламентации социальных связей, отношений и организационных форм социального регулирования поведения субъектов.
    Институциональный аспект функционирования социума является традиционной областью интересов социологической науки. Классики социологии (О. Конт, Г. Спенсер , Э. Дюркгейм , М. Вебер  и др.) рассматривали институты с позиций их роли в поддержании порядка в обществе. Уже социальная статика О. Конта в качестве основных элементов, поддерживающих согласие и порядок в обществе, рассматривала институты, верования и моральные ценности. Термин «социальный институт» впервые в социологической науке употребил Г. Спенсер. Он придавал огромное значение институциональным порядкам и считал, что необходимость формирования социальных институтов обусловлена борьбой за существование общественного организма в условиях эволюции.
    Э. Дюркгейм, как и Конт, видел функции  социальных институтов в поддержании  солидарности. К. Маркс  понимал институты как исторически сложившиеся структуры, обусловленные производственными отношениями. В качестве таких форм организации и регулирования социальной деятельности он анализировал частную собственность, разделение труда, майорат и другие институты. М. Вебер считал, что социальные институты должны изучаться в той форме, в какой они являются значимыми для индивидов. Поскольку в его представлении общество становится все более рациональным, то именно рациональное действие имеет значение. В качестве структурного компонента рационально организованного капиталистического предприятия Вебер рассмотрел институт бюрократии.
    Понятие «социальный институт» занимает центральное место в структурно-функциональном анализе. Т. Парсонс  строит модель общества как систему социальных отношений и социальных институтов.
      Социальные институты — это  ценностно-нормативные комплексы,  регулирующие поведение индивидов. В качестве устойчивых конфигураций они образуют статусно-ролевую структуру общества. Именно нормативно-ролевая институциональная структура обеспечивает социальный порядок в обществе, его стабильность и интеграцию. Структурно-функционалистское представление о социальных институтах является наиболее разработанным в западной и отечественной социологии.
    Несмотря  на то, что каждая социологическая  теория, в центре которой находилось понятие института, давала ему свое определение, в целом, сложилось понимание социальных институтов как исторически обусловленных форм организации и регулирования общественной жизни, обеспечивающих относительную устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества.
    К числу существенных признаков социального  института можно отнести:
    1) выделение определенного круга  субъектов, вступающих в процессе  деятельности в отношения, приобретающие устойчивый характер;
    2) определенную организацию;
    3) наличие специфических социальных  норм и предписаний, регулирующих  поведение людей;
    4) наличие социально значимых функций  института.
    Функции институтов.
    Предназначение  социальных институтов состоит в  том, чтобы удовлетворять важнейшие потребности и интересы общества. Они выполняют как общие, так и отдельные функции, соответствующие специфике института.
    Общие:
    Функция закрепления и воспроизводства  общественных отношений. Любой институт закрепляет, стандартизирует поведение  членов общества за счет своих правил, норм поведения.
    Регулятивная  функция обеспечивает регулирование  взаимоотношений между членами  общества путем выработки шаблонов поведения, регламентации их действий.
    Интегративная функция включает в себя процесс  взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп.
    Транслирующая функция (социализация). Ее содержанием  является передача социального опыта, приобщение к ценностям, нормам, ролям  данного общества.
    Отдельные:
    Социальный  институт брака и семьи реализует  функцию воспроизводства членов общества совместно с соответствующими подразделениями государства и частными предприятиями (женские консультации, родильные дома, сеть детских медицинских учреждений, органы поддержки и укрепления семьи и др.).
    Социальный  институт здоровья ответственен за поддержание здоровья населения (поликлиники, госпитали и другие лечебные учреждения, а также органы государства, организующие процесс поддержания и укрепления здоровья).
    Социальный  институт производства средств существования, выполняющий важнейшую созидательную функцию.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.