На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Анализ ассортимента и потребительские свойства синтетических моющих средств

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 21.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ 
 «БЕЛГОРОДСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ 
ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ» 
 

КАФЕДРА ТОВАРОВЕДЕНИЯ НЕПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ  ТОВАРОВ 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

на тему: «Анализ ассортимента и потребительские  свойства синтетических моющих средств»  
 

                Выполнила: студентка заочного факультета
                группы КТД-21зс
                Аулова Е.И.
                Научный руководитель: профессор Бессмертный  В.С.
 
 
 
Белгород 2011 

Содержание 
 

Введение…………………………………………...………………………… 3
    Теоретическая часть……………………………………………..……..
5
      Современный рынок синтетических моющих средств……………………………………..………………………………..
 
5
      Потребительские свойства синтетических моющих средств….
10
      Классификация синтетических моющих средств……………….
19
      Требования стандартов, предъявляемых к качеству синтетических моющих средств……………………………………………
 
20
    Практическая часть……………………………………………………..
26
      Общая характеристика торгового предприятия……………….
26
      Анализ ассортимента синтетических моющих средств………..
31
      Анализ потребительских свойств синтетических моющих средств………………………………………………………………………..
 
32
Заключение………………………………………………………………….. 46
Список  использованных источников………………………………………. 48
Приложение………………………………………………………………….. 50
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение 
 

     Жизнь современного человека невозможно представить  без химических товаров. Они облегчают быт, сохраняют потребительские свойства одежды, предметов домашнего обихода. Ассортимент синтетических моющих средств постоянно обновляется и расширяется за счёт как отечественной, так и зарубежной продукции. Малофункциональные препараты уступают место более эффективным, опасные – более безопасным для здоровья людей и состояния окружающей среды.
     В результате стабильного спроса на синтетические моющие средства многие российские торговые предприятия специализируются на их продаже. При этом в силу ограниченности отечественного ассортимента коммерческие структуры ориентируются на заключение прямых хозяйственных договоров с зарубежными производителями или их дистрибьюторами в России.
     Импортные синтетические моющие средства в последние годы, бесспорно, доминируют на российском рынке благодаря разнообразию ассортимента, современному дизайну упаковки, гибкой политике цен. Вместе с тем ситуация на рынке большинства групп синтетических моющих средств изучена слабо, практически отсутствует информация об их составе, свойствах, особенностях экспертизы потребительских свойств и качества изготовления, которая может быть полезна не только специалисту – товароведу, но и рядовому потребителю.
     В настоящее время в реализации находятся десятки наименований моющих средств малоизвестных и знаменитых фирм различного назначения и стоимости. Проблема выбора встаёт не только перед индивидуальным потребителем, но и перед специалистом, занимающимся коммерческой деятельностью на рынке товаров бытовой химии. Необходимо знание не только потребительских свойств моющих препаратов и факторов, их формирующих, но и основных тенденций развития ассортимента синтетических моющих средств, критериев их конкурентоспособности.
     Всё выше сказанное повлекло за собой  необходимость повышения требований к уровню товароведной подготовки специалистов начального звена, работающих в торговле. Это потребовало от них более глубокого знания классификации, ассортимента и качества синтетических моющих средств, подготовки синтетических моющих средств к продаже, обеспечения качества и сохранности.
     Цель  курсовой работы – анализ ассортимента и потребительских свойств. Постановка данной цели обусловила необходимость решения следующих задач:
    ознакомиться с видами и назначением синтетических моющих средств;
    изучить потребительские свойства синтетических моющих средств;
    рассмотреть классификацию синтетических моющих средств;
    изучить требуемые стандарты, предъявляемые к качеству синтетических моющих средств;
    провести анализ потребительских свойств синтетических моющих средств на материалах исследуемого предприятия.
     Объектом  исследования является магазин «Людмила». Предмет исследования – реализуемые данным магазином синтетические моющие средства.
     В процессе написания курсовой работы использовались такие методы исследования, как аналитический, сравнительный, статистический, изучение публикаций и статей, обобщения.
     Теоретической основной курсовой работы послужили исследования отечественных и зарубежных ученых.
     Курсовая работа состоит из введения, теоретической части, включающей четыре вопроса, практической части, включающей два вопроса, заключения, списка использованных источников. Объем работы составляет 49 страниц. В курсовой работе 5 таблиц и 2 приложения. 
 
 

    Теоретическая часть
 
      Современный рынок синтетических моющих средств
 
 
     Современные синтетические моющие средства представляют собой многокомпонентные смеси, главный компонент которых – синтетические моющие средства – в виде водных растворов снимают с поверхности твёрдых тел (тканей, изделий) загрязнения различной природы.
     В состав синтетических моющих средств кроме поверхностно – активных веществ (ПАВ), растворы которых обладают моющим действием, входят соли неорганических кислот и полезные добавки.
     Синтетические моющие средства являются наиболее широко применяемыми препаратами бытовой химии, их используют в домашнем хозяйстве по статистике 99 % семей. Первый синтетический моющий порошок «Новость» был выпущен в 1953 году на основе продуктов, выделенных из кашалотового саломаса.
     В начале 90-х годов ХХ века отечественная химическая промышленность оказалась не в состоянии обеспечить потребности населения в разнообразных и высококачественных синтетических моющих средств, поэтому значительная доля рыночного предложения формировалась за счет покупок синтетических моющих средств по импорту. Однако после августовского кризиса 1998 года в условиях более благоприятной экономической ситуации отечественные производители начали развивать своё производство.
     Спрос на синтетические моющие средства в настоящее время достаточно высокий. У покупателей популярна как отечественная, так и зарубежная продукция. В период становления рыночной экономики в России отечественный ассортимент синтетических моющих средств значительно сузился, а объемы производства существенно сократились. Тогда многие заводы организовали совместные предприятия с ведущими зарубежными фирмами. Так, например американская компания Procter&Gamble с 1994 года реализует инвестиционную программу на комбинате «Новомосковскбытхим». Там наложен выпуск стиральных порошков «Ariel», «Tide», «Tix». Компания Unilever организовала производство порошков «ОМО» в Санкт-Петербурге на комбинате «Аист». Комбинат «Эра» продал 29 % акций немецкому концерну Henkel и освоил производство порошков «Лоск». Кроме того, отмечается улучшение российского сырья, дизайна упаковки и совершенствование потребительских свойств отечественной продукции.
     Лидерами  среди предприятий – производителей являются ООО «Новомосковскбытхим», ООО «Хенкель – Юг», и ОАО «Эра». Укрепили свои позиции на потребительском рынке предприятия с российским капиталом: ОАО «Нэфис», ЗАО «Аист», ОАО «Косметическая фирма «Весна»», ОАО «Концерн «Калина»», ООО «Универсал», ЗАО «Артель старателей «Амур»».
     Российский  рынок синтетических моющих средств в 2010 году активно развивался, о чем свидетельствует сохранение тенденции наращивания объемов производства продукции отечественными предприятиями: объемы производства по России за 12 месяцев 2010 года возросли на 11,3 % по сравнению с 2009 годом и составили 795413 тонн. А в 2009 году объемы производства возросли на 12 % по сравнению с 2008 годом, а выпуск продукции в натуральном выражении составил 714384 тонн.
     Основное  производство синтетических моющих средств сосредоточено в Центральном  и Приволжском федеральных округах, суммарная доля которых за 12 месяцев 2010 года составила 78 % общероссийского выпуска продукции (в 2009 году – 77,4 %, в 2008 году – 75,8 %). Общероссийские объемы выпуска продукции возрастают, и одновременно с этим процессом изменяются доли отдельных регионов в общероссийском выпуске продукции.
     Синтетические моющие средства раньше выпускались  в 26 регионах России, а в настоящее  время – в 21 регионе. Самыми крупными регионами-производителями синтетических моющих средств являются: Тульская область, Пермский край, Ленинградская область, Саратовская область, Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Самарская область, Республика Башкортостан и некоторые другие.
     В 2010 году производители 13 регионов сумели увеличить объемы производства синтетических моющих средств. Наибольшего прироста объемов выпуска смогли достичь производители Новосибирской области, которые увеличили производство в 1,9 раза. Также усиленными темпами продолжают наращивать объемы, производства производители Иркутской и Ростовской области, которые обеспечили прирост объемов на 51 % и 42 % соответственно, по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Однако некоторые регионы-производители в 2010 году значительно снизили темпы работы и ухудшили свои производственные показатели.
     Тульская  область – самый крупный регион-производитель синтетических моющих средств и его доля постоянно возрастает: в 2007 году составляла 35,5%, в 2008 году – 42,2%, в 2009 году -43,5%, а в 2010 году – 47,2% от общероссийского объема выпуска продукции.
     В 2009 году зарубежные синтетические моющие средства поступали в Россию более чем из 30 стран, и основными странами-поставщиками в Россию моющих средств являлись: Польша, Турция, Украина, Германия, Соединенные Штаты (табл. 1).
     Экспорт синтетических моющих средств осуществлялся более чем в 18 стран, причем наиболее крупными странами-получателями российской продукции, являлись следующие: Украина, Казахстан, Грузия, Киргизия и Турция (табл. 1). 
 
 

     Таблица 1
Экспорт и импорт синтетических моющих средств в России в 2009 г.
Страна Импорт Экспорт
Объем, тонн
Стоимость, тыс. долл. США Объем, тонн
Стоимость, тыс. долл. США
1 2 3 4 5
Всего 121308 85327,0 163767 125072,2
Страны  дальнего зарубежья 109902 76126,9 6286 4292,5
Страны  СНГ 11407 9300,1 161081 120779,7
Австралия 403 142,3 - -
Австрия 1179 808,8 - -
Азербайджан - - 762 603,8
Армения - - 357 327,9
Бельгия 1660 701,8 - -
Великобритания 1253 780,7 - -
Венгрия 2631 3849,5 768 482,3
Германия 9577 5750,3 - -
Греция 297 382,8 - -
Грузия - - 2308 1256,5
Дания 106 209,6 - -
Израиль 2127 670,2 - -
Ирландия 75 110,5 - -
Италия 458 419,6 - -
Канада 82 60,7 - -
Казахстан - - 71962 50594,7
Киргизия - - 2039 1152,7
Корея 1144 735,5 - -
Латвия 26 58,1' 1369 885,3.
Литва 369 368,7 583 508,4
Люксембург 29 98,6 - -
Молдова - - 1386 1057,3
Монголия - - 481 236,3
Нидерланды 591 489,9 - -
Польша 53129 31717,0 760 279,9
Румыния 144 145,0 - -
Словения 81 152,8 - -
Соединенные Штаты Америки 9301 14988,8 - -
Таджикистан - - 572 320,9
Туркмения - - 435 296,5
Турция 20254 7403,4 1850 1579,8
Узбекистан - - 1175 626,8
Украина 11407 9300,1 80086 64542,7
Финляндия 281 401,6 - -
Франция 1705 2248,3 - -
Чешская республика 2422 2833,2 - -
Швейцария 60 62,3 - -
Швеция 82 53,4 - -
Эстония - - 353 239,4
Япония 139 123,1 - -
Прочие 296 260,3 123 81,2
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
      Потребительские свойства синтетических моющих средств
 
 
     В современных синтетических моющих средствах используют ПАВ, которые имеют степень биоразложения не менее 90 %: алкилсульфонаты R- – натриевые соли сульфокислот жирного ряда; алкансульфонаты (R – алкил С11 – С18) с высокой моющей способностью и высокой биоразлагаемостью (до 99 %); олефинсульфонаты (R – алкил С10 – С14) обладают хорошим моющим действием, в т.ч. в жёсткой воде; гидроксиолефинсульфонаты (R – алкил. С10 – С14) и др.
     Алкилсульфаты R – 0S03Na – натриевые соли сернокислых эфиров высших животных спиртов (R-алкил С11-С17). Сульфаты оксиэтилированных жирных спиртов обладают высоким моющим действием и 100 % биоразлагаемостью. Алкилсульфаты и алкилсульфонаты относятся к классу анионактивных ПАВ.
     Из  катионактивных ПАВ практическое применение имеют четвертичные аммониевые соединения с различными функциональными группами в гидрофобной цели. Катионактивные ПАВ используют как ингибиторы коррозии (для защиты стиральных машин), антистатики, эмульгаторы; они обладают также и дезинфицирующим действием. В сочетании с неионогенными ПАВ они находят применение в моющих средствах с бактерицидным действием.
     Для усиления действия ПАВ в синтетические моющие средства вводят щелочные соли – карбонат и силикат натрия. При гидролизе они создают щелочную среду, что смягчает воду. Кроме того, анионоактивные ПАВ проявляют своё действие только в щелочной среде. Щелочные электролиты вводят в состав синтетических моющих средств для хлопчатобумажных и льняных тканей. Силикат натрия замедляет коррозию металлических частей стиральных машин, усиливает антирезорбиционную способность и уменьшает гигроскопичность порошкообразных синтетических моющих средств.
     В синтетические моющие средства вводят нейтральные соли – сульфат и фосфат натрия. Сульфат натрия используется для улучшения сыпучести порошка и растворимости его в воде, увеличивает моющую способность синтетических моющих средств, он входит во все виды синтетических моющих средств. Моющие средства содержат также до 30 % фосфорных солей – тринатрийфосфатов и полифосфатов для снижения щелочности моющих растворов до рН ? 7. Это необходимо для действия таких добавок как ферменты. Действие фосфатов заключается в том, что они устраняют налёт на тканях, образованный малорастворимыми соединениями, снижают зольность тканей. Полифосфаты усиливают действие ПАВ. Фосфаты имеют, однако, недостаток – загрязняют сточные воды.
     В состав синтетических моющих средств для льняных тканей вводят карбоксиметилцеллюлозу (натриевая соль простого эфира целлюлозы и гликолевой кислоты). Она предотвращает повторное осаждение загрязнений на поверхность хлопчатобумажных тканей. Для предотвращения резорбции грязи на шерстяных и шёлковых тканях в синтетические моющие средства добавляют поливинилпирролидон.
     Моющая  способность современных синтетических моющих средств не определяется количеством пены, образующейся при стирке, поскольку существуют низкопенные ПАВ, обладающие высокой отстирывающей способностью. Большое количество пены – это традиция ручной стирки. Для синтетических моющих средств ручной стирки пенообразующая способность обеспечивается введением стабилизаторов пены (алкилоламиды).
     Для сохранения белизны изделий белого цвета, в состав синтетических моющих средств вводят химические и физические (оптические) отбеливатели. Из химических отбеливателей, которые используют в синтетических моющих средствах для льняных и хлопчатобумажных тканей, обычно применяют соли перекисных кислот (персоли), например, перборат натрия. При температуре моющего раствора свыше 60 °С это вещество гидролизуется, выделяя атомарный кислород, который и является отбеливающим и дезинфицирующим агентом. Химические отбеливатели – сильные окислители, они разрушают ткани при длительном и многократном воздействии. Для защиты волокон от разрушения, в синтетические моющие средства добавляют силикат натрия. В последнее время найдены способы активации перекисных солей при более низких температурах моющего раствора.
     Для тканей из смешанных волокон, синтетических и натуральных белковых тканей – шерсти и шёлка до повышения белизны и устранения жёлтого оттенка белых тканей, применяют оптические отбеливатели – бесцветные флуоресцирующие органические соединения, которые адсорбируются из раствора. Оптические отбеливатели обладают способностью поглощать невидимые ультрафиолетовые лучи солнечного света (300 – 400 нм) и преобразовывать их в видимые лучи голубой части отражённого света с большей длиной волны (400 – 500 нм), предавая тканям голубизну; при искусственном освещении эффект оптического отбеливания не проявляется.
     Современные синтетические моющие средства содержат специальные биодобавки для удаления загрязнений жирового происхождения и белковых веществ, содержащих протеин (следы крови, яичного белка, молока) – ферменты (энзимы). Протеолитические ферменты (протеазы) осуществляют ферментативный гидролиз полипептидных групп в крупных белковых молекулах и разрушает их до небольших аминокислотных остатков, которые легко удаляются с волокон при стирке. Моющие средства, содержащие протеазы, нельзя использовать для стирки изделий из натуральных шёлка и шерсти, поскольку они также имеют белковую природу. Амилазы – ферменты, гидролизирующие углеводы, липазы – ферменты, способствующие разрушению жировых загрязнений. Эффективность моющих средств с ферментами зависит от температуры моющего раствора и рН среды.
     В состав синтетических моющих средств для стирки синтетических волокон иногда дополнительно вводят антистатики, которые снимают заряды статического электричества. В качестве антистатиков обычно используют неионогенные и катионоактивные ПАВ.
     Неприятный  запах порошкообразных синтетических моющих средств, особенно содержащих ферменты, устраняется введением отдушек. В качестве дезинфицирующих добавок чаще всего применяют вещества (или ПАВ), обладающие фунгицидным (противогрибковым), бактерицидным или бактериостатическим действием.
     Применение  красителей в составе синтетических моющих средств основано на оптическом эффекте, поскольку красители адсорбируются на поверхности тканей без химического воздействия на ткань. Для этой цели используют ультрамарин, индиго, синтетические органические пигменты. При этом ткань приобретает большую белизну и яркость за счёт голубого оттенка.
     Определённое  влияние на потребительские свойства синтетических моющих средств оказывают особенности их производства. Технология изготовления синтетических моющих средств включает приготовление композиций, сушку, фасовку и упаковку.
     Приготовление композиции заключается в смешивании ПАВ с полезными добавками. Затем раствор фильтруют и пропускают через коллоидную мельницу для придания однородности. При распылении раствора в сушильной башне под давлением 30 – 50 ат. и температуре 250 – 350 °С происходит сушка – порошки получают в гранулированном виде. Для производства моющих средств применяют метод кристаллизации: распылительные установки работают при низкой температуре в сушильной башне.
     Основную  массу порошковых синтетических моющих средств у нас в стране и за рубежом производят методом высокотемпературной распылительной сушки, обеспечивающим получение гранулированного продукта высокого качества. Однако этот метод отличается энергоёмкостью, возможностью разложения триполифосфата натрия, большим расходом упаковочного материала, загрязнением окружающей среды пылью синтетических моющих средств из отработавшего воздуха.
     Кроме небашенного способа производства порошковых моющих средств существуют также: сухое смешение исходных компонентов в смесителях (образующийся продукт, однако, содержит значительное количество пылевидной фракции), напыление жидких компонентов на сухую основу, находящуюся во взвешенном состоянии (может быть получен гранулированный продукт, по качественным показателям не уступающий продукту распылительной сушки, но при меньших затратах).
     Наряду  с порошковыми моющими средствами выпускают жидкие, которые лучше  растворяются в воде, легко дозируются, их производство менее затратно.
     Качество  вырабатываемой продукции прямо  зависит от повышения чистоты  применяемого сырья – улучшение  цвета, уменьшения содержания примесей; расширение производства полезных добавок и повышения их качества, совершенствования технологии производства синтетических моющих средств. Новые экологические требования привели к созданию технологий, альтернативных башенной, таблетирование, экструзия, гранулирование, англомерирование в «кипящем» моющем средстве и т.д. получаемая при этом продукция больше соответствует новым типам стиральных машин, не содержит наполнителя, требует меньше упаковочного материала.
     Порошковые  синтетические моющие средства массой от 200 до 500 г для бытового потребления фасуются в основном в картонные пачки вместимостью по 1100 см?. Кроме того, используется так называемая экономичная упаковка по 1; 3 и 5 кг. Чем крупнее упаковка, тем меньше стоимость единицы массы.
     Жидкие  и пастообразные моющие средства фасуют в основном в полимерную тару – флаконы, банки, тубы и др.
     Для гигиенической характеристики синтетических моющих средств очень важно установить степень биологической разрушаемости ПАВ. Это имеет особенное значение для сохранения чистоты водоемов, так как поступающие в них химические вещества отрицательно влияют на процессы естественного самоочищения воды и водные организмы. В настоящее время считают, что моющие средства могут быть применяемы в быту в том случае, если они разлагаются в водоемах не менее чем на 80 %.
     Наиболее  быстро и полно разрушаются в  водоемах алкилсульфаты и сульфаты эфиров, медленнее – сульфонол  НП-1. Сульфонол НП-1 распадается только на 38%; сульфонол НП-3 – на 76%. Фосфаты легко подвергаются биологическому разрушению. Однако содержание их в составе синтетических моющих средствах и их накопление в сточных водах приводит к усиленному росту водорослей. Поэтому в ряде стран (Канада, США) уменьшено производство моющих средств, содержащих фосфаты. Перспективного заменителя для них еще не найдено и, поскольку причиной усиленного роста водорослей являются не только фосфаты, а и другие соединения, фосфаты еще не выведены из состава моющих.
     Интенсивность распада ПАВ анионного типа зависит  от длины и степени разветвления алкильной группы. При сильном ее разветвлении процессы биохимического окисления ПАВ заторможены. Особенно сложен процесс расщепления алкилбензолсульфоната разветвленного строения. Биологическая разрушаемость неионоген-ных веществ зависит от природы гидрофобной части ее структуры, присоединенного количества окиси этилена. Предельно допустимая концентрация ПАВ в воде водоемов не должна превышать для анионных веществ 0,5 мг/л, для неионогенных – 0,05–0,1 мг/л.
     Биологическое разрушение синтетических моющих средств протекает летом быстрее, чем зимой. ПАВ при температуре 0 – 5° С биологически не разрушаются, а при 35° С быстро утилизируются микроорганизмами.
     Срок  биологического разрушения моющих средств значительно удлиняется и скорость реакции замедляется при повышенной концентрации моющего вещества.
     За рубежом в последнее время пользуются широким спросом у населения моющие средства, в состав которых входят ферменты. Они обладают высокой моющей способностью и оказывают бактерицидное действие. Однако влияние этих средств на организм человека изучено еще недостаточно.
     Токсикологическая лаборатория фирмы Хенкель подтвердила, что в процессе клинических наблюдений у 11 тыс. женщин, применяющих для  стирки белья синтетические моющие средства с энзимами, не обнаружено раздражения кожи кистей и предплечий рук. Аналогичные результаты получены во время наблюдений за состоянием здоровья домашних хозяек, пользовавшихся энзимосодержащими моющими препаратами от 2 недель до 3 месяцев. Пеленки, выстиранные в растворах этих же средств, не вызывали изменений кожи младенцев. В то же время у мужчин, занятых физическим трудом, носивших рубахи, выстиранные в растворах синтетических моющих средств с ферментами, наблюдалось покраснение участков кожи.
     В Швеции было опубликовано обращение о прекращении производства и потребления моющих средств с энзимами, так как они опасны для здоровья. Федеральная торговая палата США и Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов исследовали токсичность СМС с энзимами в связи с поступлением сведений о заболеваниях астмой и дерматитами среди рабочих и аллергической реакции у применяющих эти средства.
     Результаты  исследований показали, что моющие средства, в состав которых входят энзимы, полученные даже из безвредных бактерий, и активные добавки, могут оказать вредное действие на человека. По нашему мнению, такое отрицательное влияние обусловлено не самим энзимом, а скорее ПАВ и другими компонентами, входящими в состав рецептуры моющего средства и их сочетанием с энзимом.
     В Англии заболевания рабочих астмой наблюдаются на производстве во время  распыления энзимов, а также готовой  продукции энзимосодержащих синтетических моющих средств. Опасность можно значительно уменьшить, используя различные технические устройства при распылении энзимов и готовых форм моющих средств, а также обычные медицинские средства для предупреждения признаков дерматита.
     Создание  новых образцов синтетических моющих средств, ПАВ и добавок, а также внедрение их в производство и быт требуют всестороннего изучения их биологического действия. Моющие средства должны изготавливаться в соответствии с рецептурами и техническими условиями и отвечать следующим гигиеническим требованиям. Все моющие средства, рекомендуемые для применения в быту, и входящие в них компоненты, должны быть безвредны для здоровья людей. Они не должны вызывать местного колено-раздражающего действия, оказывать токсического, кожно-резорбтивного и аллергического влияния на организм. Моющие средства и компоненты, входящие в их состав, не должны оказывать на организм мутагенного, тератогенного, эмбриотоксического и канцерогенного действия, не должны обладать способностью накапливаться в организме. Синтетические моющие средства должны легко и быстро удаляться с кожных покровов человека и тканей, изделий (одежды, обуви) и др. Моющие препараты могут выпускаться в виде порошков, жидкостей, паст и гранул. При разработке новых рецептур моющих средств следует отдавать предпочтение биологически разрушаемым синтетическим ПАВ, т.е. таким, которые разлагаются в водоемах не менее чем на 80 %. Моющие средства должны обладать высокими моющими свойствами и характеризоваться хорошей растворимостью в воде, не должны иметь резкий запах.
     Применяемые концентрации синтетических моющих средств должны быть такими, которые не вызывали бы интенсивного обезжиривания кожи; активная реакция (рН) растворов не должна превышать 9. Некоторые моющие средства должны характеризоваться бактерицидными свойствами.
     Для повышения эффективности моющих средств целесообразно в их состав и рецептуру вводить ферменты протеолитического, амилолитического и другого действия. Это обеспечит более быстрое и эффективное удаление белковых, жировых, и углеводных загрязнений.
     Синтетические моющие средства, используемые для обработки изделий, не должны снижать физико-гигиенические свойства и химическую стабильность тканей и материалов для одежды и обуви (воздухопроницаемость, влагоемкость, паропроницаемость и т.д.), адсорбироваться на поверхности кожи и изделий, которые подвергаются обработке.
     Подготовленная  для продажи населению каждая укупоренная единица моющих средств должна содержать характеристику его, рецептурный состав, правила и условия применения в быту.
     При гигиенической оценке продукции  бытовой химии необходимо установить степень токсичности исследуемого вещества при однократном поступлении в организм. Дозы определяют при поступлении через органы дыхания и кожу.
     При токсикологическом определении  бытовых химических веществ, среди  которых могут быть препараты  малой интенсивности воздействия на организм, необходимо учитывать не только так называемые интегральные показатели, но и результаты исследований, в основе которых лежит знание первичных механизмов действия изучаемых веществ. Это позволяет выявить начальные сдвиги в организме.
     Большинство из наиболее распространенных анионных и неионогенных ПАВ при однократном  оральном введении оказывают невысокое  токсичное действие. Многие из них  при единичном воздействии не проявляют кумулятивных свойств, а  при хроническом накапливаются  в организме.  
 
 
 
 
 

      Классификация синтетических моющих средств
 
 
     В соответствии с Общероссийским классификатором  продукции синтетические моющие средства относятся к подгруппе 238110 и подразделяются на пять видов:
     – для стирки изделий из хлопчатобумажных и льняных тканей;
     – для замачивания белья и хозяйственно – бытовых нужд;
     – специального назначения.
     Синтетические моющие средства классифицируются по консистенции, составу, назначению и способу применения.
     Порошкообразные синтетические моющие средства удовлетворяют практически всем требованиям современной обработки белья, охватывают все типы изделий, эффективны во всех бытовых стиральных машинах.
     Синтетические моющие средства для стирки изделий из хлопчатобумажных и льняных тканей содержат до 25 % ПАВ, до 20 % щелочных электролитов, до 35 % полифосфатов, алкилоламиды, КМЦ, иногда отбеливатели. Число рН моющих растворов от 10 до 11,5 выпускаются с перекисными солями для стирки и отбеливания – «Сарма», «обычный порошок», без перекисных солей с ненормируемым пенообразованием для ручной и машинной стирки – «Эра», «Лоск», «Дени – экстра», «Дося».
     В продаже появились порошки отечественного и импортного производства для стирки детского белья – «Малышам», «Карапуз», «Аистёнок», «Ушастый нянь». Большинство  этих препаратов изготовлены на основе натурального жирового мыла и не содержат синтетических ПАВ, ферментов, красителей и отдушек.
     Синтетические моющие средства для стирки изделий из шерстяных, шелковых и синтетических тканей не содержат перборат натрия и создают более мягкую среду (рН составляет 8,0 – 9,5). Это препараты «Ласка», «Кашемир», «Ворсинка», жидкое средство «Мишутка».
     Универсальные моющие средства пригодны для стирки изделий из волокон самой разной природы. Универсальность их обеспечивается составом дифференцированными условиями стирки. Наличие щелочных солей в составе универсальных моющих средств (рН равно 9 – 10) не оказывает отрицательного действия на изделия из белковых и синтетических волокон, так как при температуре 30 – 40 °С активность щелочного вещества невелика.
     Изделия из хлопчатобумажных и льняных тканей стирает с использованием универсальных  моющих средств при более высокой температуре (60 – 80 °С). Выпускаются универсальные средства с биодобавками для замачивания и стирки, без биодобавок и перекисных солей для стирки, с перекисными солями для стирки и отбеливания.
     Ассортимент синтетических моющих средств этой группы наиболее разнообразен. Это серии порошков «Аист» – «Аист – универсал», «Аист – био», «Аист – идеал»; «Henko» – «Henko – автомат», «Henko – био», «Эра» и «Эра – автомат», «Кристалл», а также «Миф» и «Миф – универсал», который можно применять не только как моющие, но и как чистящее средство.
     К синтетическим моющим средствам комплексного действия относятся средства для стирки и одновременного подкрахмаливания, дезинфекции, антистатической обработки изделий.
     Жидкие  моющие средства подразделяются на средства для стирки изделий из шерстяных, шелковых, синтетических и искусственных тканей в холодной и тёплой воде и универсальные моющие средства. Ассортимент их ограничен. Можно назвать «Минутку для шерстяных и шелковых тканей», и «Si dou» без энзимов (фирма «Yplon»), «Perla с лецитином», «Akalde luxe – автомат».
     Пастообразные моющие средства предназначены для  стирки изделий из хлопчатобумажных и льняных тканей, для стирки изделий из шерсти и тонких тканей в холодной и теплой воде, для стирки и подкрашивания изделий из всех видов тканей, для стирки сильно загрязненных изделий из хлопчатобумажных, льняных и смешанных тканей (с пониженным пенообразованием), для стирки сильнозагрязненных мест одежды.
      Требования стандартов, предъявляемых к качеству синтетических моющих средств
 
 
     Повышение качества синтетических моющих средств, совершенствование их ассортимента осуществляются на базе стандартизации Основные направления развития стандартизации моющих средств – это унификация ассортимента:
    ужесточение требований к качеству, отражение в стандартах показателей безопасности и других потребительских свойств;
    замена органолептической оценки качества инструментальными методами;
    комплексный подход к оценке качества;
    повышение требований к художественному оформлению изделий.
     Совершенствование стандартов осуществляется в связи  с введением новых законодательных  актов Российской Федерации. Этого  требует также предстоящее вступление России во Всемирную торговую организацию. Процесс идет в рамках Программы по стандартизации химической и нефтехимической промышленности с учетом перспектив развития химической отрасли. Основное достижение – введение ГОСТ 25644 – 96 на типовые порошкообразные моющие средства взамен ранее существовавших технических условий. В ГОСТ регламентированы показатели качества и показатели безопасности. К показателям качества отнесены внешний вид, цвет, запах. Как показатели безопасности рассматриваются массовая доля пыли, массовая доля фосфорнокислых солей, концентрация водородных ионов, пенообразующая, моющая, отбеливающая способность.
     Качество  жидких и пастообразных синтетических моющих средств регламентировано отраслевыми стандартами. Кроме того, изготовители разрабатывают и утверждают в установленном порядке технические условия на отдельные наименования препаратов. Имеется также ряд государственных стандартов на методы испытания моющих средств. В частности, ГОСТ 22567.1–10. В нем регламентируются правила определения пенообразующей способности, гранулометрического состава, стабильности паст, насыпной плотности порошков, концентрации водородных ионов, содержания ПАВ, триполифосфата натрия, силиката, карбоната и бикарбоната натрия, пербората натрия.
     Нормативно-технические документы включают требования к составу, внешнему виду, качественным показателям моющего раствора. Синтетические моющие средства должны иметь определенный цвет и запах, однородную консистенцию, не слеживаться, хорошо растворяться в воде и проявлять определенную кислотность (рН) раствора. Порошкообразные 'средства должны быть однородными, рассыпающимися, не содержать повышенного количества влаги. Пастообразные и жидкие должны быть без посторонних примесей и без неприятного запаха.
     Нормативные документы используются при контроле качества синтетических моющих средств и сертификации. При приемке по качеству оценивают полноту и четкость маркировки, тщательность упаковки, цвет и однородность консистенции, посторонние включения, пятна, налеты, наличие не характерного для средства запаха.
     Синтетические моющие средства подлежат обязательной сертификации. В 2002 году введены в действие ГОСТ Р 51696–2000 «Товары бытовой химии. Общие технические требования» и ГОСТ Р 51697–2000 «Товары бытовой химии в аэрозольной упаковке. Общие технические условия». Эти нормативные документы разработаны с учетом международного опыта по нормированию химических компонентов в составах бытовых средств. Основной целью стандартизации является ограничение количества потенциально опасных химических веществ в рецептурах и обеспечение определенного уровня потребительских свойств синтетических моющих средств.
     Технические требования к порошкообразным синтетическим моющим средствам устанавливают по ГОСТ 25644 – 96 «Средства моющие синтетические порошкообразные. Общие технические требования».
     Показатели  качества синтетических моющих средств оценивают только по внешнему виду:
    порошкообразные моющие средства должны представлять собой гранулированный порошок от белого до светло – жёлтого цвета или окрашенный. Цвет или белизна порошка (по шкале белых цветов) должна быть не ниже 60 %. Для окрашенных порошков и порошков с биодобавками показатель цвета не определяют. На каждое конкретное наименование порошка, отличающегося от других составом, разрабатывают отдельные технические условия.
     По  показателям качества порошкообразные  синтетические моющие средства должны соответствовать требованиям, приведённым в таблице 2.
     Таблица 2
     Показатели  качества порошкообразных синтетических моющих средств
№ п\п Наименование  показателя Норма
1 2 3
1 Массовая доля пыли, % Не более 5
2 Показатель  концентрации ионов водорода, рН 7,5 -11,5
3 Массовая доля фосфорнокислых солей, % Не более 22
4 Пенообразующая  способность (для порошков с пониженным пенообразованием), мм Не более 200
Устойчивость  пены, ед. Не более 0,3
5 Моющая способность, % Не менее 85
6 Отбеливающая  способность (для порошков, содержащих химические отбеливатели), % Не менее 80
 
     Показатели 4, 5 и 6 обеспечивают сохранность имущества  потребителя (стиральная машина, вещи).
     Качество  жидких и пастообразных моющих средств регламентировано отраслевыми стандартами. Пастообразные и жидкие средства должны быть без посторонних примесей и без неприятного запаха.
     Определение моющей способности моющих средств обычно проводят путём стирки предварительно загрязнённых стандартным загрязнителям образцов ткани стандартной бытовой машине (ГОСТ 22567.15–95 «Средства моющие синтетические. Метод определения моющей способности»). Показатель моющей (отстирывающей) способности синтетических моющих средств рассчитывают по формуле:
     
,                            (1)

     где Rc – коэффициент отражения выстиранной ткани;
     Ro – коэффициент отражения исходной белой ткани от загрязнения;
      – коэффициент отражения ткани, загрязненной стандартным загрязнителем.
     Срок  годности порошков с химическими  отбеливателями и (или) биодобавками ограничен  и составляет от 9 до 12 месяцев. Для  остальных порошкообразных моющих средств срок годности не ограничен. Устойчивость свойств синтетических моющих средств обеспечивает хранение упакованного товара при температуре не выше 35 °С, влажности не более 70 % в условиях зашиты от прямых солнечных лучей.
     Упаковывают порошкообразные моющие средства в пачки с четырьмя клапанами, которые тщательно заклеивают. Дополнительные вкладыши не требуются, поскольку картон покрыт специальным материалом, защищающим порошок от влаги. Стандартные пачки – вместимостью 450, 600, 1000, 1350 г. экономная упаковка – полиэтиленовые пакеты. Вместимость в этом случае может быть увеличена до 1,5; 3; 4,5; 6,9; 15 кг.
     Таблетированные формы моющих средств, которые имеют определённое преимущество при дозировании, упаковывают в стрипы и блистеры.
     Жидкие  и пастообразные моющие средства фасуют в полимерную тару – банки, флаконы, трубы. Жидкие средства снабжены дозирующими колпачками (типа «Пуш – пул» – толкай – тяни и «Флип – топ» – крышка с защёлкой).
     Маркировка  синтетических моющих средств должна производиться по ГОСТ Р 51121 – 97 «Товары непродовольственные. Информация для потребителя. Общие сведения».
     На  потребительской таре должна быть нанесена маркировка, содержащая:
     – наименование и назначение продукции;
     – способ применения в соответствии с требованиями нормативной документации;
     – массу нетто или объём;
     – обозначение нормативной документации;
     – срок годности, если он ограничен, и дата изготовления (месяц, год);
     – наименование предприятия – изготовителя, его товарный знак и юридический адрес;
     – предупредительные надписи и меры предосторожности;
     – условия хранения;
     – штриховой код.
     Порошкообразные синтетические моющие средства хранят в сухих помещениях при влажности не выше 70 % вдали от отопительных приборов и прямых солнечных лучей. Температура хранения не ниже минус 10 °С и не выше плюс 35 °С. Гарантийный срок хранения от 9 до 12 месяцев. На упаковке должен быть поставлен знак соответствия при обязательной сертификации.
     При хранении товаров высота штабеля  для групповых упаковок, товаров  в полимерных бутылках, упакованных  в картонные ящики, не должна превышать 1,6 м.
     Моющие  средства перевозятся всеми видами транспорта в крытых транспортных средствах в соответствии с правилами перевозки грузов, действующими на данном виде транспорта.
     При многорядном упаковывании в транспортную тару каждый ряд должен быть разделён прокладками из картона или плотной бумаги в несколько слоёв. При многорядном укладывании в картонных пачках прокладки не применяются.
     Предупредительные надписи и меры предосторожности в соответствии с разделом «Требования  безопасности», например, на транспортной таре моющих средств указывается манипуляционный знак «Беречь от влаги». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Практическая часть 

2.1. Общая  характеристика торгового предприятия 
 

     Магазин «Людмила» осуществляет свою деятельность в форме индивидуального предпринимательства (ИП Цуканова В.А.). В индивидуальном предпринимательстве бизнесмен действует самостоятельно и фирмы организации устанавливаются им самим.
     Цукановой Виктории Александровне выдано свидетельство о постановке на учёт в налоговом органе физического лица по месту жительства и присвоен ИНН 304310211300301 от 22.04.2004 (прил. 1).
     Магазин «Людмила» располагается по адресу: Белгородская область, Белгородский район, с. Малиновка, ул. Кирова, д.7.
     Режим работы магазина: с 8–00 до 20–00, пер. с 13–00 до 14–00, без выходных.
     Магазином осуществляется розничная торговля непродовольственными товарами (косметика, парфюмерия, бытовая химия, средства гигиены).
     Общая площадь магазина составляет – 63,9 м2, торговая площадь – 39,6 м2. Планировка магазина соответствует следующим требованиям:
    Торговый зал технологически связан с помещениями для торговли товаров с продаж
    Помещение для подготовки товаров к продаже не являются проходными.
    Планировка магазина создаёт для покупателей условия беспрепятственного выбора товаров в минимально короткий срок; площади магазина оптимально используются, создаются необходимые условия работникам магазина для рациональной организации оперативных процессов.
    Планировка магазина обеспечивает лёгкость и простату совершения покупок, создаёт максимальную видимость выложенных товаров и обеспечивает обозримость ассортимента, стимулирует совершение импульсивных покупок, минимизирует время поиска нужных товаров и расстояние, которое требуется пройти для того, чтобы приобрести все намеченные товары.
     В магазине осуществляется индивидуальное обслуживание покупателей, т.е. продавец обслуживает каждого конкретного покупателя и помогает ему в выборе покупки, консультирует в вопросах пользования товаров, упаковывает и отпускает товар.
     Штат  магазина составляют три продавца – консультанта, работающих посменно (прил. 2).
     Анализ  хозяйственной деятельности является одной из важнейших подсистем  общей системы управления торговым предприятием, которая направлена на обеспечение необходимой информацией  таких важнейших сфер функционирования, как определение целей деятельности, формирование стратегии маркетинга и финансовой политики, прогнозирование и планирование всех аспектов торгового процесса, контроль за его ходом, на основе экономического анализа вырабатываются стратегия и тактика развития предприятия, обосновывается управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, оцениваются результаты работы по продаже товаров.
     Задача  экономического анализа состоит  в том, чтобы из различного рода данных, отражающих отдельные явления и факты, составить общую, целостную картину хозяйственного процесса, выявить присущие ему тенденции и предложить наилучший в данных условиях вариант для принятия решения по управлению этим процессом, таким образом, анализ всегда предшествует управленческим решениям и действиям, обосновывает их, обеспечивает объективность и эффективность.
     Цель  анализа носит двойственный характер, с одной стороны, он призван определить экономическую эффективность торговой деятельности и степень достижения поставленных целей, а с другой – выявить оптимальные направления развития этой деятельности на текущий и перспективный периоды.
     Изучим, как сложилась прибыль от реализации товаров магазином «Людмила» за отчётный 2010 год по сравнению с данными за базисный 2009 годом. Исходная информация приведена в таблице 3.
     Большое значение имеет оценка доходов от реализации товаров.
     Сумма валового дохода в 2010 году составила 1069,7 тыс. руб. и увеличилась на 143,2 тыс. руб. по сравнению с 2008 годом. Это увеличение обусловлено изменениями объёма продаж, ростом за счёт этого фактора суммы доходов на 229,94 тыс. руб. и уменьшением за счёт снижения уровня торговых надбавок на 3 % к объёму продаж на 86,73 тыс. руб. Совокупное влияние указанных факторов составило: 143,21 тыс. руб.
     Таблица 3
     Динамика  основных показателей деятельности магазина «Людмила»
     за  период с 2008 по 2010 годы
№ п\п Наименование  показателя Годы Отклонение 2010 от 2008 г
2008 2009 2010
1 2 3 4 5 6
1 Товарооборот  всего, тыс. руб. 2316,24 2480,58 2891,08 574,84
2 Валовой доход (без НДС), тыс. руб. 926,5 868,2 1069,7 143,2
3 Доход в% к обороту 40 35 37 – 3
4 Издержки обращения  в сумме, тыс. руб. 456 460 465 9
5 Издержки обращения  в% к обороту 19,69 18,54 16,8 – 3,61
6 Прибыль от реализации, тыс. руб. 470,5 408,2 604,7 134,2
7 Рентабельность, % 20,31 16,46 20,92 0,61
 
     Далее рассмотрим основные факторы, влияющие на изменение суммы прибыли от реализации в 2010 году по сравнению с 2008 годом. Сумма прибыли от реализации в 2010 году составила 604,7 тыс. руб., т.е. увеличилась по сравнению с 2008 годом на 134,2 тыс. руб.
     На  увеличение суммы прибыли от реализации повлиял рост объёма товарооборота  на 116,75 тыс. руб. и за счёт увеличения её уровня сумма прибыли повысилась на 17,64 тыс. руб. совокупное влияние  указанных двух факторов повлияло на её увеличение на 134,39 тыс. руб. в 2010 году по сравнению с 2008 годом. Знаки «+» или «–» показывают направление влияния на прибыль от реализации перечисленных факторов.
     Повышение уровня рентабельности для коллектива магазина означает укрепление финансового положения, а значит, и увеличение средств, направляемых на материальное стимулирование их труда, на социальную защиту. Для собственника магазина – это информация о результатах внедрение управленческих решений, о целесообразности изменения тактики управления. С позиции государства повышение уровня рентабельности означает увеличение размера средств, перечисляемых в бюджет. С точки зрения партнёров увеличение рентабельности свидетельствует о повышении рыночной стоимости предприятия, возможности взаимодействия.
     Для более полной характеристики работы магазина по реализации синтетических моющих средств данные за отчётный год сопоставляются с их стоимостным объёмом за базисный год. Такое сопоставление целесообразно проводить за несколько лет. Цель такого исследования – установить, какие перемены произошли в товарной структуре реализации, в развитии новых видов продаж, как изменился объём реализации в текущих и постоянных (базовых) ценах, как изменились в среднем продажные цены.
     Приведём  данные о реализации синтетических моющих средств магазином «Людмила» за период 2008 – 2010 гг. (таблица 4). 
 
 
 
 

     Таблица 4
Данные  о реализации синтетических моющих средств за 2008 – 2010 гг.
Ценовая категория № п\п 2008 2009 2010
Кол-во, шт. Цена за ед., руб. Сумма, руб. Кол-во, шт. Цена за ед., руб. Сумма, руб. Кол-во, шт. Цена за ед., руб. Сумма, руб.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 540 13 7020 540 15 8100 600 15 9000
2 2400 20 48000 2600 20 52000 3000 23 69000
3 2592 30 77760 2800 28 78400 3456 30 103680
4 2400 40 96000 2400 43 103200 2800 45 126000
5 2640 50 132000 2720 52 141440 2810 56 157360
6 20 80 1600 23 90 2070 25 100 2500
7 980 108 105840 1000 111 11000 1008 115 115920
8 480 135 64800 490 140 68600 520 150 78000
9 144 200 28800 152 203 30856 160 210 33600
10 6 300 1800 7 300 2100 9 290 2610
11 5 430 2150 5 430 2150 3 430 1290
12 15 490 7350 15 520 7800 21 510 10710
13 4 750 3000 5 820 4100 7 880 6160
14 3 980 2940 4 1020 4080 5 1088 5440
итого 12229 - 579060 12761 - 615896 14424 - 721270
 
     По  данным приведённой таблицы определяем тенденцию развития реализации синтетических моющих средств по стоимости и структуре. Установим, как изменился объём реализации в неизменных ценах (физический объём) и как изменились в среднем цены. Определили меру влияния факторов количества, цены и структуры на увеличение стоимости реализации моющих средств на 142210 руб.
     Вычислим  пять индексов:
    Индекс стоимости (I рq).
     
                                (2)

     где: – цены товаров текущего периода,
       – базисные цены этих товаров,
       – количество товаров текущего  периода,
       – количество товаров базисного  периода.
      = 721270/579060 = 1,25
    Индекс цен (Iр):
     
               (3)

     Сумма 721270 руб. показывает стоимость реализованных моющих средств за 2010 г., а сумма 661474 руб. – результат пересчёта количеств за 2010 г. по ценам 2008 г. Сравнение этих сумм позволит определить, как сказалось изменение цен на величине стоимостного объёма реализации моющих средств. Реализационные цены поднялись в среднем на 9% (индекс цен в процентах равен 109).
     Следовательно, увеличение цен за счёт повышения  цен на 9% составило 59796 руб.
    Индекс физического объёма ( ):
     
          (4)

     Отсюда  прирост реализации за счёт изменения стоимостного объёма в неизменных ценах составил 82414 руб. Последний индекс представляет собой произведение индекса количества и индекса структуры, т.е. изменение физического объёма вызывается совокупным изменением количества и количественной структуры реализации моющих средств.
     И так, стоимость реализации (выручка) моющих средств за период 2008 – 2010 гг. увеличилась на 142210 руб., что произошло под влиянием:
     – уменьшения стоимости реализации за счёт изменения её структуры на 21522,6 руб.;
     – роста общего количества реализованных моющих средств, что увеличило стоимость реализованных моющих средств на 103936,6 руб.;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.