На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Роль семьи в формировании личности

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 21.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
  Тема: Роль семьи в формировании личности ребенка. 

 


Содержание 

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Роль  семьи в развитии личности. Цели  воспитания. Задачи семьи……......4
2. Семья как основа  формирования мировоззрения и ценностей у детей дошкольного и школьного возраста………………………………………….....7
 3. Семья  как фактор духовно-нравственного  формирования личности подростка………………………………………………………………………13
 Заключение……………………………………………………………………17
 Список  литературы…………………………………………………………..19 

 


      Введение 
 

      Актуальность  темы определяется тем, что семья - уникальный институт общества, выступающий его фундаментом. Семья оказывала и оказывает не заменимое никаким другим институтом влияние на развитие личности, любого человека, особенно ребенка. Характер семьи, уровень ее материального благосостояния, духовный и нравственный климат семьи во многом определяют облик человека, его социальную активность, формируют его гражданскую позицию.
      Кроме того, как сложное многогранное социальное явление семья выступает в качестве предмета исследования во многих областях науки, в том числе и психологии.
      Семья - это основа общества, именно поэтому  без семьи невозможно существование  как самого общества, так и государства.
      В преамбуле Конвенции ООН "О  правах ребенка" 20 ноября 1989 г. семья  рассматривается как основная ячейка общества и естественная среда для  роста и благополучия всех ее членов и особенно детей, которой должны быть предоставлены необходимые  защита и содействие с тем, чтобы  она могла полностью возложить  на себя обязанности в рамках общества.
      Цель  работы - на основе общей характеристики семьи, определить роль семьи в формировании личности ребенка.
      Исходя  из цели, определены следующие задачи работы:
      - изучить роль семьи в развитии  личности;
      - рассмотреть цели воспитания и задачи семьи;
      - определить роль семьи в формировании мировоззрения и ценностей у детей дошкольного и школьного возраста;
      - выявить место семьи в духовно-нравственном формировании личности подростка. 

 

1. Роль семьи в  развитии личности. Цели воспитания. Задачи семьи 

     Что такое семья - знает каждый. В семье  начинается наша жизнь. В семье мы получаем тепло, опору и поддержку, необходимые каждому. Только семья, конечно, если она благополучна, может  создать ту неповторимую атмосферу  близости, общности и взаимной заботы, без которой невозможно нравственное развитие человека.
     Большое влияние на формирование личности ребенка  оказывает семья. Именно семья определяет нравственные нормы, ценностные ориентации и стандарты поведения. Опыт взаимоотношений  ребенка с родителями, близкими взрослыми, детьми в значительной степени определяет характер его дальнейшей жизни.
     Будущие родители, конечно же, задумываются о том, как лучше сформулировать для самих себя цели работы по воспитанию своего ребенка...
     Ответ так же прост, как и сложен: цель и мотив воспитания ребенка - это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям жизнь этого ребенка. На созидание такой жизни и должно быть направленно семейное воспитание. У хороших родителей вырастают хорошие дети. Как часто слышим мы это утверждение часто затрудняемся объяснить, что же это такое - хорошие родители.
     Будущие родители думают, что хорошими можно  стать, изучив специальную литературу или овладев особыми методами воспитания. Несомненно, педагогические и психологические знания необходимы, но только одних знаний мало, необходимо доброе, заботливое, внимательное, любящее  отношение к детям как основы установления гармоничных отношений  не только с ними, но и с другими  окружающими нас людьми; необходима готовность самопожертвования, выручки, помощи как основа великодушия и  щедрости; необходимы мужество и стойкость  для преодоления сложных ситуаций с чистым умом и добрым сердцем.
     Родители  составляют первую общественную среду  ребенка. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни  каждого человека. Не случайно, что  к родителям, особенно к матери, мы мысленно обращаемся в тяжелую минуту жизни. Вместе с тем чувства, окрашивающие отношения ребенка и родителей, - это особые чувства, отличные от других эмоциональных связей. Специфика  чувств, возникающих между детьми и родителями, определяется главным  образом тем, что забота родителей  необходима для поддержания самой  жизни ребенка. А нужда в родительской любви - поистине жизненно необходимая  потребность маленького человеческого  существа. Любовь каждого ребенка  к своим родителям беспредельна, безусловна, безгранична. Причем если в первые годы жизни любовь к родителям  обеспечивает собственную жизнь  и безопасность, то по мере взросления родительская любовь все больше выполняет  функцию поддержания и безопасности внутреннего, эмоционального и психологического мира человека. Родительская любовь - источник и гарантия благополучия человека, поддержания телесного и душевного  здоровья. Отсутствие родительской любви  к своему чаду, бессердечие и эгоизм, в свою очередь, может стать источником вражды, ненависти, презрения и тяжелой  судьбы как родителей, так и, возможно, их ребенка. Именно поэтому искренняя, безусловная любовь родителей к  ребенку, любовь, вырастающая во всеобъемлющую, искреннюю любовь и приятие и  к другим детям, к детям других родителей, и к миру, к людям  в целом, является залогом благополучия и детей, и их родителей.
     И тем не менее подчеркивание необходимости  создания у ребенка уверенности  в родительской любви диктуется  рядом обстоятельств. Не так редки  случаи, когда дети, повзрослев, расстаются с родителями. Расстаются в психологическом, душевном смысле, когда утрачиваются эмоциональные связи с самыми близкими людьми. Психологами доказано, что за трагедией подросткового  алкоголизма и подростковой наркомании часто стоят не любящие своих  детей родители. Главное требование к семейному воспитанию - это требование любви. Но здесь очень важно понимать, что необходимо не только любить ребенка и руководствоваться любовью в своих повседневных заботах по уходу за ним, в своих усилиях по его воспитанию, необходимо, чтобы ребенок ощущал, чувствовал, понимал, был уверен, что его любят, был наполнен этим ощущением любви, какие бы сложности, столкновения и конфликты ни возникали в его отношениях с родителями или в отношении супругов друг с другом. Только при уверенности ребенка в родительской любви и возможно правильное формирование психического мира человека, только на основе любви можно воспитать нравственное поведение, только любовь способна научить любви.
     Многие  родители считают, что ни в коем случае нельзя показывать детям любовь к  ним, полагая что, когда ребенок  хорошо знает, что его любят, это  приводит к избалованности, эгоизму, себялюбию. Нужно категорически  отвергнуть это утверждение. Все  эти неблагоприятные личностные черты как раз возникают при  недостатке любви, когда создается  некий эмоциональный дефицит, когда  ребенок лишен прочного фундамента неизменной родительской привязанности. Внушение ребенку чувства, что его  любят и о нем заботятся, не зависит ни от времени, которое уделяют  детям родители, ни от того, воспитывается  ребенок дома или с раннего  возраста находится в яслях и  детском саду. Не связано это и  с обеспечением материальных условий, с количеством вложенных в  воспитание материальных затрат. Более  того, не всегда видимая заботливость иных родителей, многочисленные занятия, в которые включается по их инициативе ребенок, содействуют достижению этой самой главной воспитательной цели.
     Глубокий  постоянный психологический контакт  с ребенком - это универсальное  требование к воспитанию, которое  в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям, контакт  необходим в воспитании каждого  ребенка в любом возрасте. Именно ощущение и переживание контакта с родителями дают детям возможность  почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу.
     Основа  для сохранения контакта - искренняя  заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка, искреннее любопытство  к его детским, пусть самым  пустяковым и наивным, проблемам, желание  понимать, желание наблюдать за всеми  изменениями, которые происходят в  душе и сознании растущего человека. Вполне естественно, что конкретные формы и проявления этого контакта широко варьируют, в зависимости  от возраста и индивидуальности ребенка. Но полезно задуматься и над общими закономерностями психологического контакта между детьми и родителями в семье.
     Контакт никогда не может возникнуть сам  собой, его нужно строить даже с младенцем. Когда говориться о  взаимопонимании, эмоциональном контакте между детьми и родителями, имеется  в виду некий диалог, взаимодействие ребенка и взрослого друг с  другом. 

2. Семья как основа  формирования мировоззрения и ценностей у детей дошкольного и школьного возраста 

     Семья? - социальная группа, обладающая исторически  определённой организацией, члены которой  связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена  потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения. В семье начинается воспитание, закладываются  корни, из которых вырастают потом  и ветви, и цветы, и плоды. На моральном  здоровье семьи строится последующая  жизнь человека, его общественная деятельность.
     К материнскому и отцовскому долгу  человека надо готовить чуть ли не с  колыбели – вот в чем проблема. Родителям хочется, чтобы ребенок  был умным, сообразительным, чтобы  духовные богатства и ценности человека стали его личным достоянием. Осуществление  этих желаний зависит от многих причин. Во-первых, корни одной из причин кроются в безответственности, с какой молодые мать и отец подходят к созданию нового человека, новой жизни. Умственные способности имеют материальную основу – мозг. Эта основа и начинает формироваться в утробе матери. Родители должны вести здоровый образ жизни, чтобы иметь здоровое поколение. Нужно всегда помнить, что умственное развитие детей полностью зависит от родителей. Создание человека – это не просто биологический акт. Человек тем и отличается от животного, что он осознает свою деятельность, включая и повторения самого себя в детях. Умственное развитие ребенка так же зависит от окружения, от семьи, в которой он делает первые шаги познания. Мы говорим о человеческом окружении, о сложных и многогранных взаимоотношениях в семье, а затем в школе, благодаря которым ребенок познает мир и себя, как частицу природы, как разумное, одаренное, творческое существо. С первых шагов сознательной жизни ребенка родители должны обращать его внимание на причинно-следственные связи между предметами и явлениями окружающего мира, чтобы маленький человек умел видеть, умел замечать то, что с первого взгляда не отличается чем-то особенным. Первоисточник разума, мысль, мышление – в окружающем мире, в тех явлениях, которые человек видит, понимает, познает, которые вызывают у него интерес. Затем это удивительное непонятное явление ему хочется понять, определить сущность этого явления. С давних времен человеческой культуры и по сей день окружающий мир, и прежде всего природа, является богатейшим и неисчерпаемым источником мысли. Разум это, прежде всего любознательность детей, которую надо воспитывать, надо учить ребенка наблюдать. С этого начинается путь ребенка в мир познания. Нужно использовать каждый свободный час для того, чтобы помочь ребенку сделать много шагов по этому пути, нужно идти вместе с ним в поле, в лес, на берег пруда, нужно уметь увидеть самим родителям и раскрыть на них глаза своему ребенку. Незабываемые минуты изумления, удивления, которые переживет ребенок, - это взлеты пытливой мысли. В детском мозге в такие мгновения совершаются удивительные вещи: между мыслящими клетками устанавливаются тончайшие нити взаимосвязи, и чем больше вещей и истин открывается перед ребенком в окружающем мире, тем больше он видит непонятного, загадочного, интересного. И чем больше он поставит вопросов, тем больше увидит вокруг себя в годы раннего детства, тем умнее он пойдет в школу, тем зорче будет его глаз и острее память. Нужно быть воспитателями ума своего ребенка, нужно учить его мыслить с раннего детства.
     Нет родителей, которые бы не хотели, чтобы  их дети выросли хорошими людьми, честными тружениками, имели хорошую, крепкую  семью. Сами дети являются огромной воспитывающей  силой для взрослых. В доме, где  есть дети, открывается благотворная возможность формировать очаг моральной  чистоты, благородства, духовного богатства, сердечных человеческих отношений.
     Очень важным элементом семейного воспитания является трудовая закалка детей. Идеалом  здесь должна служить мудрая заповедь народной педагогики: ребенку нужно  трудиться с того момента, как  он научился держать ложку в руках  и нести из тарелки пищу в рот. В разный период времени ребенок  обязательно должен нести посильный  вклад труда для членов семьи  и делать это с удовольствием. Важно, чтобы этот труд был в семье  совместным. У ребенка должна быть радость от созидания чего-то нужного, удовольствие от того, что он сделал доброе для семьи.
     Какими  бы прекрасными ни были наши детские  сады, самыми главными в формировании у детей разума, мысли, являются мать и отец. Семейный коллектив, где ребенка  вводят в мир зрелости и мудрости старших, - это такая основа детского мышления, которую не может заменять в этом возрасте никто. Только ежедневное общение с матерью и отцом, с бабушкой и дедушкой, с братьями и сестрами, обеспечивает благоприятную  обстановку для развития детского мышления, для всестороннего развития личности ребенка, его умственного воспитания в семье.
     Мы  вступаем сегодня в такой сложный  период развития нашего общества, когда  общая педагогическая культура всего  населения, и особенно родители, являются одной из предпосылок выполнения каждым гражданином своего долга  перед обществом, а этот долг заключается, прежде всего, в воспитании молодого поколения. Вот поэтому, прежде всего, нужно заботиться о повышении  педагогической культуры родителей, особенно в тех ее вопросах, от которых  зависит полноценное развитие мышления ребенка. Трудно найти более важное дело для родителей, чем забота о  формировании и развитии мышления ребенка. Нужно воздействовать на чувства  детей, их воображение, фантазию. Мыслительные процессы должны быть, как можно  теснее связаны с живыми, яркими, наглядными предметами окружающего  мира. Детское видение мира, это  своеобразное художественное творчество. Образ, воспринятый и в тоже время  созданный ребенком, несет в себе яркую эмоциональную окраску. Дети переживают бурную радость, воспринимая  образы окружающего мира и прибавляя  к ним что-нибудь из фантазии. Эмоциональная  насыщенность восприятия – это духовный заряд детского творчества. Без эмоционального подъема невозможно нормальное развитие клеток детского мозга. С эмоциональностью связаны и физиологические процессы, которые происходят в детском  мозгу: в моменты напряженности, подъема, увлеченности происходит усиленное  питание клеток коры головного мозга. Клетки мозга в эти периоды  расходуют много энергии, но в  тоже время много получают ее от организма. В период большого эмоционального подъема мысли ребенка становятся особенно ясными, а запоминание происходит наиболее интенсивно. Замедленное мышление это во многих случаях следствие  общего недомогания, переутомления, плохого  питания, длительного пребывания в  помещении. Ребенок теряет способность  к сосредоточенному умственному  труду. Особенно возрастает число недомоганий  в период бурного роста организма  и половой зрелости. Единственным радикальным решением в таком  случае является изменение режима труда  и отдыха: продолжительное пребывание на свежем воздухе, сон при открытой форточке, ранний отход ко сну и ранний подъем, хорошее питание. Нужно стремиться, чтобы детей восхищало, одухотворяло не только то, что связано с красотой природы, но и то, что составляет самую сущность нового человека нашей России, - патриотизм, служение родине, обществу, людям. Любовь ребенка к людям труда, уважение к ним – источник человеческой нравственности. То, что упущено в детстве, очень трудно, почти невозможно наверстать в зрелые годы. Детская душа в одинаковой мере чувствительна и к родному слову, и к близким людям, и к красоте природы, и к музыкальной мелодии. Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребенок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту – маленький человек осознает свое достоинство. Музыкальное воспитание-это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека.
     Современные дети очень рано узнают буквы и  рано начинают читать. Чем раньше ребенок  начал читать, чем органичнее связано  чтение со всей его духовной жизнью, тем сложнее мыслительные процессы, протекающие во время чтения, тем  больше дает чтение для умственного  развития. Одновременно ребенок читает и думает, осмысливает, соображает.
     Детское сердце очень чутко к призыву  творить красоту и радость  для людей – важно только, чтобы  за призывами следовал труд, что  своими поступками он приносит им радость, он с малых лет учится соразмерять  собственное желание с интересами людей. А это очень важно для  воспитания доброты и человечности. Тот, кто не знает границ только своим  желаниям, никогда не станет хорошим  человеком. Умению управлять желанием нужно учить маленького человека, так как это источник человечности, чуткости, сердечности, внутренней самодисциплины, без которой нет совести, нет  настоящего человека. И очень важно  воспитывать эту человечность с  самого раннего возраста. Нравственные убеждения, взгляды, привычки – все это тесно связано с чувствами, а чувства это живительная почва для высоконравственных поступков. Воспитание чуткости тонкости восприятия окружающего мира, формируется с раннего детства. Если упущены ранние детские годы для воспитания чуткости и впечатлительности души, то вырастут из них бездушные, бессердечные люди.
     Ввести  ребенка в сложный мир человеческих отношений – одна из важнейших  задач воспитания. Учить чувствовать  – это самое трудное, что есть у воспитания. Дружбу, товарищество, братство нужно воспитывать с  раннего детства. Ребенок должен уметь чувствовать тончайшие  переживания другого человека, тогда, когда он делает что-либо для счастья, радости, душевного спокойствия  других людей. Любовь маленького ребенка  к матери, отцу, бабушке, дедушке, если она не одухотворена творением добра, превращается в эгоистическое чувство. А надо воспитать в детском  сердце подлинную человеческую любовь – тревогу, волнение, заботу, переживание  за судьбу другого человека. Подлинная  любовь рождается только в сердце, пережившем заботу о судьбе другого  человека. Нравственный облик личности ребенка зависит от того, из каких  источников черпал он свои радости  в годы детства. Если радости были бездумными, потребительскими, если ребенок  не узнал что такое горе, обиды, страдания, он вырастет эгоистом, будет  глухим к людям. Очень важно чтобы  дети узнали высшую радость – радость  волнующих переживаний, вызванных  заботой о человеке.  
 
 
 

     3. Семья как фактор духовно-нравственного формирования личности подростка 

     Общеизвестно, что кризисные ситуации в обществе, в силу своей непредсказуемости, сложности происходящих процессов, закладывают основы и формируют  «очень долговременные стратегические жизненные установки и ценностные ориентации». Кризисные явления  в первую очередь негативно сказываются  на молодом поколении, особенно на учащейся молодежи, не усвоившей основных форм жизнедеятельности людей в период реформирования экономической и  социально-политической основ общества.
     Формирование  в процессе социализации ценностных ориентаций современной молодёжи, как  самой динамичной части общества, является одной из главных проблем, целей и направлений молодёжной политики в любом отдельно взятом государстве. Общественные и государственные  институты хотят видеть молодежь нравственной, ценящей свою родину и историю, высококультурной, образованной, инновационной, предприимчивой, здоровой. Именно поэтому в любом обществе и государстве ценностные ориентации личности, молодёжи оказываются объектом воспитания и целенаправленного  воздействия общества и государства; а процесс их образования - важным направлением молодёжной политики по осуществлению духовно-нравственного, патриотического и трудового  воспитания.
     Состояние социальной неопределённости и системного кризиса, в которых в настоящее  время пребывает российское общество, делает проблему формирования ценностных ориентаций современной российской молодёжи особенно актуальной и злободневной. В настоящее время наблюдается  автономизация и деформация большинства институтов социализации, приводящая к неотрегулированности, конфликтам, потере путей взаимодействия их друг с другом, коррекции их функций. Большинство традиционных институтов социализации, таких как институты семьи, системы образования и воспитания, труда и трудовой деятельности, армии, СМИ, общественных объединений, находятся в кризисном состоянии, связанном как с общемировыми глобальными процессами, так и со значительными трансформациями, происходящими в российском обществе. В этих условиях очевидна неотложность решения острейших проблем духовно-нравственного становления молодёжи России.
     Одним из основных институтов, обеспечивающих взаимодействие личности и общества, интеграцию и определение приоритетности их интересов и потребностей, является семья. Именно семья – первый и  главный социальный институт по формированию ценностных ориентаций. Осознание и  реализация в семье необходимости  и возможностей формирования духовно-нравственных основ личности – одно из условий  полноценного развития человека.
     Мировоззренческие убеждения и установки взрослых проявляются в их повседневных рассуждениях и поступках. Не случайно ещё со времён Аристотеля семья определялась как  «зародышевая ячейка государства», как  «элементарная социальная единица». Полученный в семье опыт закладывает  основу формирования личности подростка. Как подчеркивала М. Хонекер, «на развитие личности подрастающего человека, на формирование его характера семья оказывает решающее влияние: именно в ней закладываются основы духовного и нравственного развития человека, которые остаются определяющими на протяжении всей его жизни».
     Одна  из ведущих функций семьи –  воспитательная, которая включает в  себя не только целенаправленное воспитательное воздействие на детей, но и на всю  систему взаимоотношений внутри семьи, формирующих личность подростка, поощряющих одни и смягчающих другие типы поведения. Оценка уровня культуры семьи, по мнению современных ученых, должна вытекать из того, умеют ли родители и другие взрослые члены семьи  видеть, что личность подростка формируется  под решающим воздействием всей атмосферы  семьи, культурных норм, духовно-нравственных ценностей, учитывают ли они это  в бытовом общении, понимают ли необходимость  взаимного воспитания и самовоспитания.
     Именно  родители – часто не замечая того – вырабатывают у детей комплекс базовых духовно-нравственных ценностей, ориентаций, потребностей, интересов  и привычек. Именно первые «уроки жизни» в семье закладывают основу нравственного  воспитания и духовно-ценностные ориентиры, исходя из которых, подросток в дальнейшем избирательно воспринимает, перерабатывает, усваивает или отбрасывает информацию в качестве руководства к действию. Царящий в семье духовный климат всегда оказывал соответствующее влияние  на развитие личности подростка. Этот климат в определённой мере связан с уровнем образования родителей, их профессиями, духовными и культурными  интересами, ценностными ориентациями.
     Только  духовная деятельность, направляемая родителями и осуществляемая ими  в постоянном диалоге с детьми, позволяет ожидать существенных для их духовного развития результатов. Самое главное заключается не в том, чтобы как можно больше дать знаний и полезных умений формирующейся  личности подростка, а в том, чтобы  развить его духовные способности, пробудить в нем готовность вдумчиво и разумно действовать во всех ситуациях, с которыми он встречается  в своей повседневной жизни.
     Семейное  воздействие на детей уникально  по интенсивности и результативности. Оно осуществляется непрерывно, одновременно охватывая все стороны формирующейся  личности, и продолжается многие годы. Это воздействие основано на устойчивости контактов, и что очень важно  – на эмоциональных отношениях детей  и родителей между собой. В  процессе семейного общения передается жизненный опыт старших поколений, уровень культуры, чувств и поведения.
     Закладывая  первооснову духовно-нравственного  воспитания личности ребенка, развивая у него механизм руководства своим  поведением, семья, в свою очередь, исходит  из духовно-нравственных и социально-культурных норм общества в целом, как и своей  социальной группы, микросреды. Наличие противоречий между этими нормами в реальной жизни еще более повышает роль родителей как избирательного «передатчика» детям значимой информации, как своеобразного «фильтра» ненужной или вредной информации, приносимой извне.
     Отмечая роль семьи как доминантного фактора  духовно-нравственного воспитания, следует подчеркнуть, что здесь  недостаточно только одного понимания  родителями и семьёй в целом своей  роли и даже готовности ее выполнять. Необходим соответствующий уровень  духовно-нравственной, эстетической, правовой культуры самой семьи как среды  и субъекта воспитания. Именно она  призвана преобразовать культуру как  систему духовно-нравственных ценностей  в индивидуальную культуру личности и поведения детей, транслировать  в их сознание и чувства культурную информацию, обеспечивать ее усвоение детьми, развивать на этой основе потребности, интересы, мотивы, привычки, формировать  общечеловеческие ценности, высокую  нравственную позицию и постоянное стремление к познанию и самосовершенствованию.
 


     Заключение
 
     Таким образом, анализирую роль семьи в  жизни человека, мы видим, что семья  является тем социальным институтом, той ячейкой общества, в которой  происходит формирование вступившего  в жизнь человека, она становится (или должна становиться) тем первым домом, к котором человек вырастает  и получает первые жизненные уроки, в котором он получает поддержку  и помощь, в котором учится любви  к миру и к людям и о котором  у него сохраняются на всю жизнь  самые добрые и светлые воспоминания, согревающие его сердце и укрепляющие  светлую волю в самые трудные  моменты жизни. Конечно, роль семейного  воспитания в формировании характера, взглядов, привычек не абсолютна –  большую роль играет самовоспитание и тот багаж жизненного опыта, который человек получил в  своих прошлых жизнях (именно поэтому  все люди рождаются уже с присущими  им чертами характера), а также  роль внесемейного воспитания, который человек получает, живя в обществе. Но семья может расширить те светлые качества человека, которые уже есть в нем, присущи ему от рождения и помочь человеку победить и искоренить свои недостатки и пороки, и именно в этом заключается великая и светлая роль семьи.
     Процесс воспитания в семье носит характер обратной связи и ,воспитывая своих  детей, родители воспитывают тем  самым и самих себя. В зависимости  от характера воспитания (модели воспитания), отношения родителей к ребенку  происходит формирование определенных (порой достаточно устойчивых) взаимоотношений  между ними. И если деспотичное, авторитарное поведение родителей и подавление интересов ребенка своими интересами. Насильственное навязывание ему  своих взглядов и представлений, с жесткой критикой в адрес  его собственных также, как и  политика “невмешательства”, игнорирование  интересов ребенка, полное отсутствие заинтересованности к его жизни (гипоопека) формируют слабую, несамостоятельную, неуверенную в себе личность, то сочетание внимательного, заботливого отношения в своему ребенку без излишней навязчивости, стремления залезть в душу” c любовью и готовностью помочь, если об этом попросят, поддержать, воодушевить в трудных ситуациях становятся залогом формирования полноценного, душевно здорового, готового и способного помочь окружающим человека.
     Таким образом, для того, чтобы максимизировать  положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи  на воспитание ребенка необходимо помнить  внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:
     - принимать активное участие в жизни семьи;
    - всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;
     - интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;
     - не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;
    - иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;
    - уважать право ребенка на собственное мнение;
     - уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;
     - с уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.
     Как известно, все великие истины могут  быть выражены очень кратко, несколькими  словами. Такими словами в вопросе  о том, как вести себя с ребенком, как сделать из него не размазню, а достойного человека, как привить  ему любовь к знаниям, стремление к совершенствованию и помощи людям могут служить слова: “Искренне  любите дитя свое – остальное приложится ”. Хочется, чтобы настоящие и  будущие родители поняли это, поняли великую силу любви чистой, искренней, очищающей и прислушались к приводимому  здесь совету.
 

Список  литературы 

    Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов  СССР и Верховного Совета СССР. 1990. - N 45. - Ст.955.
    Андреева, Т.А. Психология семьи/Т.А. Андреева, И.Ю. Авидон. - СПб.: Речь,2010. - 384с.
    Гараганов А.В. Причинная психотерапия /А.В. Гараганов. - М.: Психотерапия, 2006.- 525с.
    Дружинин В.Н. Психология: учебник для гуманитарных вузов/ В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер,2006.-176с.
    Заостровцева М.Н. Агрессивное поведение/ М.Н. Заостровцева, Н.В. Перешеина. - М.: Сфера,2006.-108с.
    Лоренц К. Агрессия/К. Лоренц. - СПб.: Директмедиа Паблишин, 2008.-485с.
    Никандров В.В. Психология/В.В. Никандров. - М.: Ролтерс Клувер,2009.-984с.
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.