На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Елизаветинское барокко. Дворцы Ф. Растрелли

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 21.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление 

    Вступление………………………………………………………………………………………………..3
    Основная часть:
        Глава 1. Третий этап строительства Петербурга…………………..4
           Глава 2. Сравнение Петровского и Елизаветинского
      Барокко……………………………………………………………………………………………5
           Глава 3. Франческо Бартоломео Растрелли (1700-1771)…….6
           Глава 4.  Дворцы Ф. Растрелли……………………………………………..8
             Петергоф…………………………………..…………………………………..8
             Зимний  дворец………………………………………………………………9
             Екатерининский (Большой) дворец………………..…….………11
             Эрмитаж в Царском селе……………………………………………..12
             Грот  в Царском селе…………………………………………………….13
             Воронцовский дворец………………………………………………….13
             Дворец  Строгонова………………………………………………………15
    Заключение…………………………………………………………………………………………….16
    Список литературы…………………………………………………………………………………17
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Вступление 

     Для той эпохи, а именно середины 18 века, стиль барокко стал очень популярен и был признан общественностью. В то время широко расстраивались всевозможные усадьбы, дворцы и соборы в этом стиле. 
Этот стиль как нельзя лучше отражал могущество Российской державы. 

     Для него характерны такие архитектурные изыски, как различные декоративные украшения фасадов зданий, живописность и размах архитектурного творчества. Здания, построенные в этом стиле, отличают изысканность, необычайный декор. Постройки в стиле Елизаветинского барокко имели притязание на зрелищность и пышность.
     Для того, чтобы стены зданий казались более рельефными использовали трёхчетвертные колонны и пилястры. Вообще для этого стиля характерны помпезность, изысканность, украшения и узоры. Что так характерно для царских господ.
     Кроме того, при проектировании зданий в стиле Елизаветинского барокко использовались контрастные краски, что делало здания еще более великолепными и очаровывающими.
     В то время архитекторы снова стали использовать в своих проектах стиль 1740 годов. Начал возрождаться стиль того времени. Начали возводиться пятиглавые храмы и соборы. 
     Франческо Бартоломео Растрелли – великий и знаменитый архитектор того времени. Особенно привлекал его стиль «Елизаветинское барокко». Этот великий архитектор спроектировал и возвел большое количество зданий, которые украшали окрестности Санкт-Петербурга. Именно по проекту Франческо Бартоломео Растрелли были возведены такие всемирнозвестные здания, как дворцы Воронцовых и Строгановых, а также Зимний дворец. Эти великолепнейшие здания привлекают к себе внимание миллионов туристов, посещающих Санкт-Петербург ежегодно.
     Но все же самым изысканным зданием, построенным в стиле барокко, навсегда останется Смольный монастырь. Великолепие его фасада вгоняет в дрожь. При взгляде на это красивейшее здание сразу становится заметна безграничная фантазия архитектора и необычность решений. Архитектор, по проекту которого было возведено это великолепнейшее здание всех времен, вдохновлялся, при его проектировании, древнерусским стилем.
     Вообще, этот стиль подарил Петербургу большое количество зданий. Над проектами, которых работали знаменитые всему миру великие архитекторы того времени. И их работа не прошла зря. Мы и сейчас восхищаемся красивейшими зданиями того времени. 
 
 
 
 

     Глава 1. Третий этап строительства Петербурга 

     Третий этап характеризуется тем, что вместо преобладания гражданских строений петровского времени (Здание двенадцати коллегий, Адмиралтейство, Литейный двор и т.д.) начинает преобладать строительство дворцов, великолепных соборов. Сдержанная манера петровского барокко сменяется пышностью и великолепием Елизаветинского барокко, идет дальнейшее заимствование европейских приемов. 
С. И. Чевакинский(1709 — между 1774 и 1780).

     Еще до Растрелли начал строительство дворца в Царском Селе, строил павильоны. 15 июля 1753г. начал строительство Никольского морского собора. Закончен в 1762г. Никольский морской собор – самое почитаемое моряками России сооружение, стоит на набережной Крюкова канала. Архитектура собора тесно связана с древнерусским зодчеством. Пять куполов, ставших обязательными при Елизавете Петровне, широко расставлены и покрыты позолотой. Центральный купол не очень выделяется, и это стало новшеством. Фасады собора декорированы колоннами белого цвета и лепным орнаментом. Фон поля собора – лазоревый. Особенно замечательна колокольня собора, которая прямо выходит к каналу. Она удалена от собора, имеет три яруса и удивительно стройна. Колокольня завершается характерным для Петербурга шпилем, который господствует над данной местностью. Существует предание, что проект этого уникального по плавности линий и мягкому силуэту строения составил юноша Баженов, когда обучался в петербургской Академии. Пластичность и стройность - важнейшие черты созданий Баженова.
     На набережной Фонтанки Чевакинский спланировал для вельможи Шереметева дворец, получивший позже название «Фонтанный дом». Это замечательный памятник русского барокко, великолепие, пышность, прекрасный выбор места – все делает его настоящим памятником архитектуры эпохи. В 1765 году Чевакинский составил проект новых складов для Адмиралтейства так называемой «Новой Голландии».
     Именно площади Петербурга покоряют каждого, кто приезжает в этот город. Созданная самой природой «водная площадь» между Петропавловской крепостью и Стрелкой Васильевского острова плавно перетекает в вереницу рукотворных площадей. Дворцовая, Адмиралтейская (ныне Адмиралтейский проспект и Александровский сад), Сенатская, Исаакиевская, Биржевая и Марсово поле образовали величественный ансамбль открытых городских пространств. Наиболее прославленная часть этого ансамбля – Дворцовая площадь. Она стала складываться в 18 веке, когда на участке около «Зимней канавки» появились первый и второй «зимние дома» Петра Первого. Третий «зимний дом» – Анны Иоанновны стоял возле Адмиралтейства, а четвертый находился на Невском проспекте. Пятый дворец, который стоит и поныне, определяя облик северной части площади, построил Бартоломео Растрелли. 
 

     Глава 2. Сравнение Петровского и Елизаветинского барокко 

     В это время в России расцветает стиль, получивший в Европе название барокко. Особенность барокко выражена в его названии. В переводе с итальянского, барокко – причудливый, вычурный. Этот стиль подчеркнуто нарядный, пышный. Формы его усложнены. Фасады нередко имеют криволинейную форму, прорезаны нишами, увенчаны разорванными полукруглыми фронтонами, обильно украшены декоративными деталями. Стиль барокко проявлялся уже в петровское время, но был еще достаточно скромен, сдержан. В эпоху Елизаветы Петровны барокко становится необыкновенно роскошным. Елизаветинское барокко мы представляем себе в первую очередь по произведениям Растрелли.
     Сам архитектурный облик Санкт-Петербурга сложился на протяжении двух веков, когда давали себя отчетливо знать два основных и ярко выраженных архитектурных стиля: барокко и классицизм. Именно соединение этих стилей дает неповторимый облик Дворцовой площади и других ансамблей Санкт-Петербурга, поэтому уместно вначале рассказать об основных архитектурных особенностях того и другого стиля.
     Когда стал складываться город, в Европе уже давал себя ярко знать архитектурный стиль классицизм. Весь комплекс Версаля был создан в стиле раннего классицизма Людовика. Но роскошь и богатство Версаля (и в целом, архитектуры Людовика Четырнадцатого) были чужды Петру. Он скорее ориентировался на Северную Европу, на протестантские города Голландии, Швеции, Дании. Отсюда другой архитектурный облик у первых построек Петербурга. Это своеобразное петровское барокко имеет ряд черт, характерных для этого архитектурного стиля: криволинейные формы, волюты, башни-шпили, напоминающие башни Риги и Талина, пилястры вместо колонн. К тому же Петр не желал тратить столь нужные для государства средства на помпезные сооружения. Поэтому петровское барокко немного строго и скромно. В стиле петровского барокко выстроены Петропавловская крепость, Здание Двенадцати коллегий, Дворец Петра в Летнем саду, Меншиков дворец.
     В 40-50-ые годы Россия, решив важнейшие задачи, стоявшие перед ней, догнала Европу и в архитектурном развитии, но в это время в России расцветает не классицизм, который столь характерен для Франции, а елизаветинское барокко, для которого характерны исключительная роскошь и богатство.
     Именно этот стиль сформировал такого мастера елизаветинской поры, как Растрелли. 
 
 
 
 
 

     Глава 3. Франческо Бартоломео Растрелли (1700-1771) 

     Франческо Бартоломео Растрелли родился в  Париже в 1700 году в семье известного архитектора и скульптора Бартоломео Карло Растрелли и испанской  дворянки. Отец Франческо, Бартоломео Карло в конце 1715 года принял предложение  от российского посла поехать  в Россию на три года на службу к  Петру I. Уже в феврале 1716 году Карло  Растрелли прибыл в Петербург  с шестнадцатилетним сыном - своим  ближайшим помощником. Франческо  Бартоломео оказался в пору своей  юности на огромной стройке новой  русской столицы, с поразительной  быстротой выраставшей на островах невской дельты. Ничего подобного этому грандиозному строительству не видел Растрелли ни у себя на родине, ни в других странах Западной Европы, да и нигде в мире не было в ту пору строительства, хотя бы отдаленно схожего по своим масштабам и смелости замысла с застройкой Петербурга.
     Первой  самостоятельной работой молодого зодчего в Петербурге было строительство  с 1721 по 1727 год дворца на Миллионной улице для молдавского господаря  Антиоха Кантемира. Как отмечают исследователи творчества Франческо, это была еще ученическая работа. Тем не менее, в компоновке объемов  чувствовался талант ученика. Между 1727 и 1730 годами Растрелли создает проект каменного дворца с садом для  князя Ивана Долгорукого и  проект нового здания Арсенала в Москве. В 1730 году Растрелли приступил к  сооружению в Московском Кремле деревянного  дворца, несколько позже перенесенного  в новую царскую резиденцию на берегу Яузы.
     По-настоящему талант Растрелли как искусного  зодчего раскрылся в царствование Анны Иоанновны. Первый заказ от всесильного фаворита императрицы Бирона Растрелли получил весной 1732 года: построить на пустыре между Невским и Большой Морской вместительный и удобный манеж. С этим заданием он успешно справляется. Осенью 1734 года Бирон вновь призывает к себе архитектора для того, чтобы поручить ему возвести замок в Курляндии в Руентале - день закладки дворца - 24 мая 1736 года.
     После переворота 1740 года, который осуществил Миних в пользу Анны Леопольдовны, матери Иоанна VI, Растрелли было приказано прекратить все работы в Курляндии и срочно явиться в Петербург. Миних, который теперь стал первым министром поручил ему построить для новой правительницы Анны Леопольдовны российский Версаль в Летнем саду. В конце февраля 1741 года Растрелли подготовил проект нового Летнего дворца, а в июне того же года в торжественной обстановке состоялась его закладка.
     В ноябре 1741 года произошел очередной  дворцовый переворот, который привел на царский трон дочь Петра I Елизавету  Петровну. Новое царствование для  Растрелли поначалу не предвещало ничего хорошего. В первые два месяца о  нем никто не вспоминал. Затем  от него потребовали объяснений, почему он числится обер-архитектором. В добавление ко всем неприятностям последовал устный указ: никаких заказов итальянцу не давать. Всеми архитектурными делами теперь стал заправлять Земцов, хорошо знавший Растрелли и пытавшийся всячески привлечь его к работе.
     Елизавета Петровна жаждала иметь собственные  роскошные дворцы и вынуждена была обратиться к Растрелли. Весной 1744 года она поручает ему довести до конца сооружение и внутреннюю отделку Летнего дворца, а через несколько месяцев - продолжить строительство Аничкова дворца, начатого еще Земцовым.
     В 1749 году Елизавета Петровна издает указ о строительстве Смольного  монастыря в Петербурге и поручает его Растрелли. Растрелли не пришлось закончить здание собора: в 1757 году строительство (начатое в 1748 году) приостановилось  в связи с Семилетней войной. Несмотря на незавершенность строительства, Смольный монастырь не только по замыслу, но и по исполнению остается одним  из самых значительных и цельных  произведений Растрелли, одним из замечательных  архитектурных ансамблей XVIII века. Работая  над сооружением Смольного монастыря  в декабре 1745 года, Растрелли получает новое распоряжение императрицы  Елизаветы Петровны - начать строительство  Верхних палат в Петергофе.
     После поездки в Петергоф и тщательного  изучения состояния дворца Растрелли  представил царице свой проект, который  в марте 1746 года был утвержден. Окончательный  проект Растрелли был утвержден 7 апреля 1747 года. Все основные работы по перестройке Большого Петергофского  дворца архитектор завершил через три  года. Растрелли выполнил также проекты  декоративного убранства интерьеров. На это ушло еще пять лет.
     15 июня 1752 года Елизавета Петровна  впервые устроила в обновленном  Петергофском дворце прием. Присутствовавшие  на нем придворные и приглашенные  гости были в восторге от  внешнего великолепия и внутреннего  убранства дворца.
     Но  Петергофский дворец служил как бы подготовкой к гораздо более  значительному и цельному произведению зодчего - Большому (Екатерининскому) дворцу Царского Села. Работы Растрелли в  Царском Селе начались в 1748 году. Первоначально  они заключались главным образом  в переделках старого дворца. С 1752 года Растрелли приступил к новой  перестройке всего здания. Екатерининский дворец Царского Села - одна из грандиознейших дворцовых композиции XVIII века. По своим масштабам, цельности пространственного построения, единству фасадных мотивов и отделки интерьера, по необычной насыщенности архитектурных форм пластикой и цветом - это произведение Растрелли представляет собой явление единственное в своем роде.
     По  своему внутреннему убранству Екатерининский дворец представлял собой, бесспорно, одно из самых замечательных дворцовых  зданий мира. 16 февраля 1753 года Елизавета  Петровна издает указ о строительстве  нового Зимнего дворца. Однако прошло больше года, прежде чем был окончательно утвержден четвертый по счету  проект Зимнего дворца. По замыслу  Растрелли, Зимний строится на Дворцовом  лугу. Площадь перед дворцом окружит  галерея с широким разрывом напротив него.
     В июле 1754 года Елизавета Петровна издает именной указ о начале строительства, при этом императрица рассчитывает на срок в два года. 25 декабря 1761 года Елизавета Петровна скончалась, так  и не переехав в Зимний дворец. Новый император Петр III приказал по-военному быстро отделать дворец к 6 апреля 1762 года. Удивительно, но за такой небольшой промежуток времени удалось отделать около ста комнат, театр, церковь и галерею.
     Дворец - вершина русского барокко середины XVIII века, его завершение и начало конца. Именно в Зимнем Растрелли  довел до совершенства те композиционные и архитектонические приемы, которыми пользовался все предыдущие годы. Как это ни парадоксально, но именно Петр III оказался единственным из всех государей и императриц, при которых  творил Растрелли, кто удостоил наградой архитектора за его труды. Он пожаловал  Растрелли званием генерал-майора и орденом Св. Анны. Это была последняя благосклонность фортуны к итальянцу.
     28 июня 1762 года к власти пришла  Екатерина II. С этого времени  над головой Растрелли начали  сгущаться тучи. Ему перестали  давать заказы, считая, что его  стиль барокко стал немодным. Обер-архитектор просит дать ему отпуск, и 10 августа 1762 года Екатерина II подписывает соответствующий указ. Растрелли с семьей отправляется к себе на родину, в Италию. Через год он возвращается с тайной надеждой, что опять вернется к работе. Но за время его отсутствия ситуация ухудшилась. Растрелли узнает, в частности, о том, что архитектор Валлен-Деламот переделывает внутренние покои Зимнего. Он подает прошение об отставке. 23 октября 1763 года Екатерина II принимает решение об отставке обер-архитектора Франческо Бартоломео де Растрелли с назначением ему пенсиона - тысяча рублей в год.
     В 1764 году Растрелли отправляется в  Митаву, столицу Курляндии, к своему старому покровителю и доброжелателю Эрнсту Иоганну Бирону. Почти год он проработал в Митаве и Руентале. Но вскоре сын Эрнста Иоганна Бирона Петр, который теперь управлял всеми делами, дал понять, что хочет взять молодого архитектора. Это означало не что иное, как вежливый отказ от услуг Растрелли.
     В феврале 1769 года Растрелли вновь  отправляется в Италию с коммерческой целью - купить там картины итальянских  живописцев с тем, чтобы потом  перепродать их в Петербурге. Нет  никаких известий, насколько удачной  была эта коммерческая акция, но известно другое - прошение Растрелли о принятии его в члены Императорской  Академии художеств было удовлетворено 9 января 1771 года. Через семьдесят  девять дней Франческо Бартоломео Растрелли  умер. 
 

     Глава 4. Дворцы Ф. Растрелли 

     Петергоф. Арх. Б.Ф. Растрелли. 1747—1755. Петродворец, Россия
     Петергоф  — дворцово-парковый ансамбль на южном  берегу Финского залива в 29 км от Санкт-Петербурга. Находится на территории города Петергоф (с 1944 года — Петродворец). От него происходит название Петергофской дороги. Относится к государственному музею-заповеднику (ГМЗ) Петергоф.
     Центр ансамбля — Большой дворец, построенный  на приморской террасе и обращенный к морю. Первый дворец сооружен в  стиле «петровского барокко» в 1714—1725 годах, затем достроен в стиле «зрелого барокко». Важная часть ансамбля — парки с фонтанами: Верхний парк (с южной стороны) с пятью фонтанами и Нижний парк, где находится крупнейший в мире комплекс фонтанов. Площадь нижнего парка 102,5 га, фонтаны питаются от ключей в районе Ропши по водоводу длиной 22 км (1721—1724, инженер В. Туволков). Декоративным подножием дворца служит Большой грот с обрамляющими его каскадами (Большой каскад). Большой каскад спускается к бассейну и морскому каналу. В центре бассейна — фонтан со скульптурой «Самсон, разрывающий пасть льва» (1802, скульптор М. И. Козловский) с высотой струи 20 м. По сторонам «ковша» расположены Большие (Итальянский и Французский) фонтаны и колоннады (1800—1803, архитектор Воронихин); в восточной части парка — «Шахматная гора» и два Римских фонтана, в западной — каскад «Золотая гора» (Марлинский) и 2 больших (Менажерных) фонтана.
     Б.Ф. Растрелли в середине XVIII столетия более десяти лет работал по перестройке  Петергофе. Он выполнил ряд значительных сооружений, придавших масштабность и монументальность первоначальному Петергофскому ансамблю.
     В 1745-1755 годах он переделал и расширил скромный дворец петровского времени  – так называемые Верхние палаты, превратив их в представительный Большой дворец, доминирующий над  всем ансамблем.
     Архитектор  создал новую композицию комплекса  построек, размещенных по сторонам Монплезира, исполнил для Нижнего парка проекты фонтана в восточном Лабиринте, а также проекты павильонов у Большого каскада. В 1755 году по его рисункам были построены новые трельяжные беседки у фонтанов «Адам» и «Ева».
     Каким был Большой дворец и каскад после  перестроек Ф.Б. Растрелли, можно видеть на гравюре II половины XVIII столетия. 

       Зимний дворец  в Санкт-Петербурге
     Зимний  дворец — один из самых знаменитых барочных памятников России, построенный  Франческо Бартоломео Растрелли  в царствование Елизаветы Петровны. Это композиционный центр старого  Санкт-Петербурга. В художественном и градостроительном отношении  он принадлежит к числу высших достижений отечественного зодчества XVIII века.
     Первый  Зимний дворец Петра I был построен в 1711 году в глубине участка, простиравшегося  от берега Невы до нынешней улицы Халтурина  и ограниченного с запада Зимней канавкой, прорытой в 1718—1720 годах. В 1719—1721 годах по проекту архитектора  Г. Матарнови на набережной Невы, на месте, где ныне находится Эрмитажный театр, был построен второй Зимний дворец, обращенный фасадом к Неве. Он был значительно расширен в 1726—1727 годах.
     Постройка третьего Зимнего дворца осуществлена Ф. Б. Растрелли в 1732—1735 годах. В 1754—1762 годах Растрелли коренным образом  перестроил его и создал новое  монументальное здание — четвертый, ныне существующий Зимний дворец, намного  превосходящий все прежние по размерам и великолепию архитектурной  отделки.
     Дворец  задуман и осуществлен в виде замкнутого четырехугольника с обширным внутренним двором. Его фасады обращены на Неву, в сторону Адмиралтейства и на площадь, в центре которой  Ф. Б. Растрелли предполагал поставить  конную статую Петра I.
     Фасады  дворца расчленены антаблементом на два яруса. Они декорированы колоннами  ионического и композитного ордеров. Колонны верхнего яруса объединяют второй, парадный, и третий этажи.
     Сложный ритм колонн, богатство и разнообразие форм наличников, обилие лепных деталей, множество декоративных ваз и  статуй, расположенных над парапетом  и над многочисленными фронтонами, создают исключительное по своей  пышности и великолепию декоративное убранство здания.
     Южный фасад прорезан тремя въездными  арками, что подчеркивает его значение как главного. Въездные арки ведут  в парадный двор, где в центре северного корпуса находился  центральный вход во дворец.
     Парадная  Иорданская лестница расположена в  северо-восточном углу здания. Во втором этаже вдоль северного фасада располагались анфиладой пять больших  залов, так называемых «антикамер», за ними — огромный Тронный зал, а в юго-западной части — дворцовый театр.
     После 1762 года работу по внутренней отделке  дворца продолжили помощники Растрелли  — С.И. Чевакинский и Ю.М. Фельтен. Вскоре к этой работе были привлечены Ж.-Б. Валлен-Деламот и А. Ринальди. Они внесли ряд изменений в первоначальную планировку и отделку дворца. Начатые этими зодчими работы по переделке барочных интерьеров дворца продолжали в 1780—1790-х годах Д. Кваренги и И.Е. Старов. При этом были уничтожены дворцовый театр, Тронный зал, была создана новая анфилада залов с окнами на Неву. (Приложение 7)
     В 1820-х годах К.И. Росси создал во дворце знаменитую Военную галерею 1812 года. В начале 1830-х годов О. Монферран перестроил ряд парадных залов: Фельдмаршальский, Петровский и некоторые другие. Сильный пожар 17—19 декабря 1837 года уничтожил дотла всю великолепную отделку Зимнего дворца. После пожара сохранились лишь стены и своды, а также детали на фасадах.
     В 1838—1839 годах дворец был восстановлен по проектам и под руководством В.П. Стасова и А.П. Брюллова.
     Отделка некоторых залов по возможности  воспроизводила существовавшую до пожара; оформление других помещений дворца выполнялось по проектам, разработанным заново. Значительную художественную ценность представляет декоративное убранство Георгиевского зала, Военной галереи 1812 года с портретами участников Отечественной войны, Иорданской лестницы, Малого аванзала, Петровского, Концертного, Александровского, Белого и других залов.
     Зимний  дворец — один из самых знаменитых барочных памятников России, построенный  Франческо Бартоломео Растрелли  в царствование Елизаветы Петровны. Это композиционный центр старого  Санкт-Петербурга. В художественном и градостроительном отношении  он принадлежит к числу высших достижений отечественного зодчества XVIII века.  
 

     Екатерининский (Большой) дворец в  Царском селе
     Своим существованием Екатерининский (Большой) дворец обязан его блистательным  хозяйкам, трем императрицам — Екатерине I, Елизавете Петровне и Екатерине II. Им принадлежал дворец в XVIII веке, и они уделяли его строительству  огромное внимание. Их фантазии и личные вкусы воплощали в жизнь сотни  талантливых архитекторов, художников, скульпторов, садоводов. По имени первой владелицы дворца Екатерины I он получил  свое название.
     Над созданием царской резиденции начиная с 1718 года последовательно работали архитекторы И. Браунштейн, М. Земцов, А. Квасов, С. Чевакинский, Ч. Камерон, Д. Кваренги, В. Стасов, И. Монигетти и многие другие. Однако ведущая и определяющая роль в возведении уникального здания принадлежала архитектору Франческо Бартоломео Растрелли. С 1752 по 1756 год при императрице Елизавете Петровне он возглавил строительство царскосельского дворца и довел его до конца.
     Растрелли использовал строения, которые существовали еще с Петровского времени  и которые неоднократно перестраивались  и надстраивались. Архитектор значительно  увеличил размеры дворца и сделал все здание одной высоты — в  три этажа со слегка повышенной центральной  частью за счет дополнительного полуэтажа. В итоге он объединил все объемы постройки в единое и мощное целое.
     Громада дворца развернулась на 306 метров в длину; над восточным крылом засверкало пять золоченых куполов. На фоне бирюзовых стен четко читаются ряды белых колонн, прихотливые рельефы наличников, словно перетекающих один в другой, ажурный пояс кованых балконных решеток с золочеными деталями. Особый изыск фасадам придает скульптура, поражающая обилием и разнообразием форм.
     На  западной стороне вместо Оранжерейного  зала Растрелли сооружает Парадную лестницу с высокой кровлей, увенчанной звездой. Отсюда название — Корпус под звездой. Расположенную на восточной  стороне (Приложение 9) церковь архитектор увеличивает по габаритам и завершает  пятиглавием. Между церковью и соседним дворцовым флигелем на уровне второго этажа Растрелли устраивает закрытый Висячий сад. Зодчий словно стремится доказать, что дворец императрицы Елизаветы ничем не уступает чертогам легендарной правительницы Семирамиды.
     Двухъярусная, залитая светом широкая Парадная лестница вела на второй, или, как его  называли, «бель-прекрасный» этаж, который состоял из анфилады парадных помещений. Между Парадной лестницей и Большим залом (главным помещением дворца) Растрелли расположил пять антикамер. Эти просторные двухсветные гостиные, соединенные между собою тремя рядами дверей, были необычайно изобретательно украшены сдвоенными золочеными колоннами, резьбой, скульптурой, живописными плафонами, печами, облицованными изразцами.
     В целом архитектурный образ Екатерининского  дворца характерен для стиля позднего, елизаветинского барокко. Правда, со временем в оформлении интерьеров дворца отразились различные художественные стили, главным образом классицизм. Несколько помещений, переделанных в середине XIX века, получили декор в стилистике так называемого «историзма».
     Императоры  и члены семьи Романовых с  большим удовольствием проводили  досуг в своей загородной резиденции. Следует отметить, что каждый из новых хозяев (в том числе и  последний владелец дворца Николай II) считал своим долгом внести какие-либо изменения в художественную отделку  парадных покоев и многочисленных помещений  дворца.  

     Эрмитаж в Царском селе
     Эрмитаж — один из самых выдающихся памятников архитектуры русского барокко середины XVIII века — предназначался для празднеств и отдыха в кругу приближенных. Композиционная основа здания характеризуется типичным для барокко диагональным построением плана (Приложение 16). Центральный восьмиугольный зал связан галереями-переходами с четырьмя малыми кабинетами.
     Проект  царскосельского Эрмитажа разработал в 1743 году М.Г. Земцов. Летом 1746 года павильон был отстроен вчерне. Строительные работы вел С.И. Чевакинский. Террасы — «к флигелям переходы с балюстрадами» — он заменил деревянными галереями, позднее перестроенными в камне. В 1748 году Растрелли исполнил проект нового декоративного оформления фасадов, обогатив их колоннами. Фусты колонн тесались из пудостского известняка.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.