На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Анализ содержания труда и структуры затрат рабочего времени студента

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 22.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 21. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Федеральное агентство по образованию
    Государственное образовательное учреждение
    высшего профессионального образования
    «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ» 

    Институт  управления и предпринимательства  в социальной сфере
    Кафедра управления персоналом
    Специальность: «Управление персоналом» - 080505
    Форма обучения: очная 
 
 

    КУРСОВОЙ  ПРОЕКТ
    по  дисциплине «Организация труда персонала» на тему:
    «Анализ содержания труда и структуры  затрат рабочего времени студента»». 
 
 

    Исполнитель:
    студентка 3 курса, 1 группы        
    Драгункина  А.А. 

    Руководитель  проекта
    Каштанова Е.В. 
 
 

    Москва 2010
    Содержание
    1.Введение
    2.Методологические  аспекты рациональной организации 
    труда руководителя (специалиста)
    3.Современное  состояние проблем
    4.Аналитическая  часть:
    4.1.Сбор  практического материала. Инвентаризация затрат рабочего времени
    4.2.Анализ  затрат рабочего времени (обработка собранных данных)
    4.3.Причины,  мешающие рациональному использованию  рабочего времени
    5.Проектные  предложения. Пути улучшения использования  рабочего времени
    6.Заключение
    7.Литература 

    1.Введение 
 

    Актуальность  настоящей работы определяется возрастающей в последнее время занятостью менеджера, расширением его функций  и увеличением выполняемых обязанностей. Для того, чтобы сделать труд менеджера  более рациональным и эффективным, необходимо привести в соответствие выполняемым обязанностям и поставленным целям организацию его труда и рабочего времени.
    Каждый  студент кафедры управления персоналом - будущий управленец , но руководителем в какой-то степени он является уже сейчас, ведь только он и именно он руководит своим распорядком дня, своими временными ресурсами, своими целями, планами, образом жизни.  И, если уже на данном этапе учебной деятельности студент не может грамотно, рационально ,своевременно распоряжаться всеми своими управляемыми объектами, то ему не под силу будет в дальнейшем, в своей профессиональной деятельности выполнять все свои обязанности и функции в срок, качественно и эффективно.
     В данном курсовом проекте будут рассмотрены временные затраты студента с учетом проведения свободного времени, т.к. правильно распределенное время прямым образом влияет на психофизиологическое состояние студента и его успеваемость в учебе.
    Курсовой  проект выполняется с целью:
    –закрепить  теоретические знания студента по проблеме изучения содержания труда и структуры затрат рабочего времени руководителя (специалиста);
    –получить навыки самостоятельной работы при  проведении анализа затрат рабочего времени руководителя (специалиста);
    –научиться  методам аналитической и проектной работы в области рационализации личного труда;
    –подготовиться  к самостоятельной работе над  дипломным проектом. 
 

    2.Методологические  аспекты рациональной  организации
    труда студента
    Организация труда – это организационная  система, имеющая своей целью достижение наилучших результатов использования живого труда в процессе производства. Она включает совокупность элементов, находящихся в определенной связи друг с другом и образующих единое целое.
    Определяющую  роль в организации труда играет продолжительность рабочего времени. Это величина изменчивая, но и она имеет определенные границы. Его максимальная продолжительность определяемся двумя факторами:
    1.Человек  не может работать двадцать  четыре часа в сутки, поскольку  ему необходимо время для сна,  отдых, принятия пищи, т.е. на восстановление способности трудиться.
    2.Граница  рабочего времени определяется  требованиями морального и социального  характера, ведь человеку необходимо  не только физическое восстановление  сил, но и удовлетворение каких-то  духовных потребностей.
    На  фактическую продолжительность  рабочего времени оказывают влияние  такие факторы, как интенсивность  труда, движение фаз промышленного  цикла, уровень безработицы. Продолжительность  рабочего времени наемных работников определяется соглашениями между предпринимателями и профсоюзами.
    Использование рабочего времени делится на следующие  категории:
    1.Подготовительно-заключительное  время - это знакомство с заданием, получение инструментов, материалов, их раскладка в начале смены  или в начале обработки партии и все это же в конце смены;
    2.Оперативная  работа - время, но преобразованию  предметов труда, которое делится  на основное и вспомогательное;
    3.Организация  обслуживания рабочего места  - время, которое рабочий тратит  на поддержание рабочего места  в состоянии готовности, для производительной работы;
    4.Отдых  и личные надобности, зависят  от условий труда; 
    5.Непроизводительная  работа - время, которое рабочий  тратит на работу, которая не  является его основной операцией;
    6.Нарушение  трудовой дисциплины;
    7.Перерывы по организационно – техническим причинам, т.е. не зависящие от работника;
    8.Регламентированные  перерывы, обусловленные технологиями.
    К числу элементов организации  труда управленческого персонала, раскрывающих ее содержание, следует  отнести:
    -организацию труда в коллективе (разделение труда, регламентация труда по содержанию, регламентация труда по времени), выбор систем и методов работы;
    -специфические  проблемы организации личного  труда (планирование и распределение  рабочего времени, управление  потоком посетителей, индивидуальный рабочий стиль, рациональное ведение корреспонденции и т. д.);
    -организацию  использования средств вычислительной  и оргтехники;
    -мероприятия  по охране труда, обеспечивающие  безопасные условия как для  самого исполнителя, так и для окружающих его людей;
    -мероприятия  по укреплению дисциплины труда  и устранению потерь рабочего  времени;
    -создание  материальной и моральной заинтересованности  в улучшении как индивидуальных, так и коллективных результатов  труда;
    -повышение  квалификации и культурно-технического уровня работающих;
    -регламентирование  труда и отдыха;
    -производственную  эстетику, устройство, оснащение рабочих  мест и правильное их обслуживание.
    Перечисленные выше элементы системы общие для  любого объединения работников организации труда на различных предприятиях и в разных социально-экономических условиях, но реализуются не одинаково. Успешное выполнение на практике каждого из этих элементов приводит, как правило, к повышению производительности труда в организации.
    Следовательно, можно говорить о том, что организация труда представляет собой совокупность прогрессивных организационных и технических мероприятий, обеспечивающих систематическое повышение производительности труда.
    В совокупности мероприятий по организации  труда огромное значение имеет мобилизация внутрипроизводственных резервов, которые можно подразделить на две группы:
    -резервы  снижения трудоемкости;
    -резервы  использования рабочего времени.
    Резервы первого вида могут быть выявлены и использованы в результате экономии времени, затрачиваемого непосредственно на выполнение общей или конкретной управленческой функции, а так же при использовании более эффективного метода воздействия на предмет труда. Резервы второго вида могут быть вскрыты и реализованы путем рационального использования фонда рабочего времени, которым располагает данный работник. Рациональная организация труда является необходимой предпосылкой повышения его производительности, выявления и использования всех резервов, связанных как со снижением трудоемкости продукции, так и с ликвидацией потерь рабочего времени.
    В основе рациональной организации управленческого  труда лежат определенные принципы:
    1.Комплексность.  Проблема организации управленческого  труда должна решаться всесторонне  — с учетом всех аспектов  управленческой деятельности. Принцип комплексности предполагает, что научная организация управленческого труда развивается не по одному направлению, а по их совокупности и касается не одного работника, а всего управленческого коллектива;
    2.Системность.  Если принцип комплексности выражает требование полноты рассмотрения объекта по всем направлениям, то принцип системности предполагает их взаимное согласование, увязку, устранение противоречий, в результате чего создается такая система организации труда, в рамках которой все ее составные части взаимно согласованы и действуют в интересах эффективного функционирования всего предприятия;
    3.Регламентация  — это установление и строгое  соблюдение определенных правил, положений, указаний, инструкций  и других нормативных документов, основанных на объективных закономерностях развития системы управления. При этом выделяется круг проблем, подлежащих жесткой регламентации, и определяются вопросы, для которых нужны рекомендации;
    4.Специализация  - это закрепление за каждым  подразделением определенных функций, работ и операций и возложением на него полной ответственности за конечные результаты деятельности в процессе управления. При этом следует иметь в виду, что существуют пределы специализации, переступать которые нельзя, иначе можно ограничить творческий рост работников и отрицательно повлиять на результаты их труда;
    5.Стабильность. Трудовой коллектив должен работать  в условиях стабильности своего  состава, функций и решаемых  задач. Это не исключает динамики  в развитии. Важно, чтобы изменение содержания и состава задач было обусловлено объективно необходимыми потребностями и происходило на строго научной основе;
    6.Целенаправленное  творчество заключается в достижении  двух взаимосвязанных целей —  обеспечении творческого подхода  при проектировании и внедрении передовых приемов труда и максимальном использовании творческого потенциала управленческих работников в их повседневной деятельности.
    Каждый  из рассмотренных выше принципов  имеет самостоятельное значение. Вместе с тем они дополняют друг друга, раскрывая различные способы общего подхода к организации управленческого труда.
    Организация труда опирается на познание и  использование экономических законов, законов физиологии и психологии труда, данные исследований социологической  науки, а также математики и кибернетики, базируется на знаниях юридической науки.
      В том случае, если практическому  внедрению конкретных мероприятий  по организации труда предшествует  научный анализ трудовых процессов  и условий их выполнения, а  данные практические меры базируются на достижениях современной науки и передового опыта, мы имеем дело с научной организацией труда (НОТ).
    Совершенно  неправомерны попытки разграничить два понятия - "организация труда" и "научная организация труда". Разница между первым и вторым понятиями определяется методами, подходами к решению одних и тех же проблем, степенью научной обоснованности конкретных решений. В данном случае можно говорить о том, что научная организация труда не допускает решения практических вопросов организации труда, опираясь на использование субъективных, эмпирических оценок и мнений, а реализует всю совокупность достижений современной науки и практики, обеспечивая при этом наиболее рациональную и эффективную организацию труда. На практике НОТ решает три взаимосвязанные задачи:
    1.Экономическая.  Она состоит в создании условий  для целесообразного использования  техники, материалов и сырья,  что обеспечивает экономию живого  и овеществленного труда на  производство единицы продукции.
    2.Психофизиологическая. Она связана с созданием наиболее благоприятных условий труда, обеспечивающих сохранение физического здоровья и безопасности людей, поддержание высокого уровня их работоспособности.
    3.Социальная. Она направлена на повышение  степени удовлетворенности людей  трудом, создание условий, обеспечивающих ростах профессиональных знаний.
    НОТ нельзя представлять как простой  комплекс мер, осуществление которых  обеспечивает подлинно научную организацию  труда. Принимая во внимание постоянное совершенствование и развитие технической базы, технологических процессов, следует добиваться динамичного развития и совершенствования форм организации труда. Таким образом, можно утверждать, что НОТ представляет собой постоянный творческий процесс, обеспечивающий соответствие организации труда изменяющемуся уровню развития техники и технологии производства. Создание необходимых условий для высокопроизводительного и творческого труда может обеспечить только системный комплексный подход в решении проблем НОТ. Эпизодическая практика в каком-то одном направлении не дает желаемых результатов.
    Содержание  НОТ как сферы практической деятельности по совершенствованию организации  труда персонала организации  определяется образующими его элементами и направлениями.
    Практическая  деятельность по научной организации труда на предприятии связана с решением вышеуказанных экономических, психофизиологических и социальных задач. Основные направления НОТ включают:
    -разработку  рациональных форм разделения  и кооперации труда; 
    -улучшение  организации рабочих мест и  их обслуживания;
    -рационализацию  приемов и методов труда; 
    -улучшение  условий труда; 
    -совершенствование  нормирования труда; 
    -развитие  мер материального и морального  стимулирования; укрепление трудовой  дисциплины.
    Организация труда руководителя (специалиста) представляет собой использование эффективной системы приемов и методов личной работы на базе рациональной организации рабочего места, создания оптимальных условий труда и отдыха, планирования рабочей деятельности и ликвидации нерациональных этапов выполнения работ и операций.
    Организация процессов труда руководителя включает проектирование и внедрение рациональных систем и методов выполнения его  функций с учетом применения необходимых  технических средств. Она так  же предполагает введение регламентации  труда по содержанию и во времени. Это обеспечивает необходимый порядок и организованность при исполнении руководителем должностных обязанностей, при принятии и реализации управленческих решений. Регламентация труда – это установление и строгое соблюдение определенных правил, инструкций, нормативов, основанных на объективных закономерностях, присущих научной организации труда.
    От  используемых методов и организации  труда руководителя во многом зависит  успех работы всего производственного  коллектива.
    Одним из методов выявления затрат рабочего времени в течение изучаемого периода (часто целой смены) является Фотография рабочего дня (ФРД). Это исследование трудового процесса, имеющее целью выявить основные источники потерь рабочего времени, а так де определить резервы повышения производительности труда. Она позволяет улучшать использование рабочего времени на протяжении смены. При проведении ФРД измеряются и фиксируются все без исключения затраты рабочего времени и особенно тщательно - потери времени по различным причинам.
    ФРД является важным средством изучения организации труда и производства, а также одним из методов установления нормативов времени подготовительно-заключительной работы, обслуживания рабочего места  и отдыха. С помощью фотографии рабочего дня изучают использование рабочего времени лучшими рабочими с целью распространения их опыта: проектируют наиболее рациональное (принимаемое за норму) распределение времени рабочей смены по классификационным группам (категориям) затрат времени: анализируют потери рабочего времени и организационно-технические причины, вызывающие их, с целью выработки мероприятий по устранению неполадок и улучшению использования рабочего времени: определяют необходимое количеств рабочих, обслуживающих агрегаты и машины, т.е. устанавливают нормы обслуживания: учитывают фактическую выработку продукции и темп ее выпуска.
    Этапы проведения фотографии рабочего дня:
    1.Подготовка  к наблюдению;
    2.Проведение  самих наблюдений за выбранным  объектом;
    3.Обработка  и анализ данных наблюдения;
    4.Разработка мероприятий по устранению потерь рабочего времени и проектирование нормального баланса рабочего дня.
    При проведении непосредственно ФРД  в наблюдательном листе на протяжении целой смены (или части ее) непрерывно фиксируются все без исключения затраты рабочего времени. 

    3.Современное состояние проблемы
    Сегодня в условиях повышенного темпа  движения, время как никогда дорого. Увы, не все это понимают и я  в их числе. Постоянно кажется  будто всё успеется как-нибудь где-нибудь и когда-нибудь. Но пока одни так  думают, другие зарабатывают на умении правильно использовать рабочее время. Появилось даже название такого подхода, похожее на целую науку «Тайм-менеджмент».
    Рабочее время большинства современных  руководителей уплотнено до предела, рабочий день не нормирован, и все же часто не удается завершить все намеченные дела к заданному сроку. При этом нарастает такое ощущение беспомощности перед лавиной проблем, срочно требующих твоего вмешательства и чувство того, что нехватка времени как нехватка воздуха ведет к тому, что проблемы просто-напросто задавят человека. Все это ведет к стрессовому состоянию, еще более усугубляющему положение.
    Такая ситуация в современном обществе носит массовый характер и не только среди руководителей. Наверняка  каждый человек может вспомнить немало случаев, когда в один день он должен был решить массу проблем, побывать во множестве мест, при этом он никак не мог решить, в какой очередности лучше всего все это сделать и осознание того, что невозможно сразу и быстро решить проблему распределения времени, что из-за этого можно не успеть или пропустить что-то важно очень сильно угнетает, заставляет нервничать, портит настроение, что в конечном итоге отрицательно сказывается на самочувствии, работоспособности и уменьшает вероятность того, что все задуманное на день будет реализовано. Наверняка почти каждый человек может вспомнить и массу дел, отложенную им «на потом», а, по сути «в долгий ящик», которые вроде бы нужно сделать, но вот все «никак руки не доходят».
    В такой ситуации единственным решением может стать только применение специальных приемов и методов, имеющих общее название тайм-менеджмент. Само слово «тайм-менеджмент» переводится с английского языка как «управление временем», однако следует заметить, что временем управлять невозможно. Действительно, каждый человек имеет строго определенное количество времени, и у всех людей оно одинаковое. Невозможно как-то повлиять на его количество или скорость его течения. «Управление временем» - это просто громкое название того, что по сути своей является управление самим собой, организацией, людьми с целью ускорения решения проблем, осуществления мероприятий, выполнения работ, действий. Это управление по наиболее рациональному использованию времени.
    Тайм-менеджмент как система управления временем включает в себя ряд элементов, которые, будучи использованными, в совокупности дают значительное сокращение времени, необходимого для осуществления различных производственных процессов. К этим элементам относятся:
    -анализ  использования рабочего времени, 
    -постановка целей, которые хочет достигнуть руководитель в ходе использования тайм-менеджмента,
    -планирование  рабочего времени, 
    -выработка  различных методов борьбы с  причинами нерационального использования  временного ресурса. 
    Однако, несмотря на такую довольно стройную систему тайм-менеджмента не следует воспринимать его как аксиому, потому, что каждый человек является единственным, кто может решить для него проблему рационального использования времени наилучшим образом и поэтому наиболее эффективным является личный тайм-менеджмент, который в каждом отдельном случае индивидуален. В общем случае можно применять указанные выше элементы тайм-менеджмента.
    Анализ - это такой процесс, который позволяет  выявить нерациональное использование  рабочего времени, его причины, а также вычленить из всех причин основные, которые оказывают наиболее неблагоприятное воздействие на использование времени.
    Постановка  целей - необходимый этап в тайм-менеджменте, в ходе которого необходимо ответить на вопрос, зачем тайм-менеджмент вообще нужен для конкретного человека или на конкретном предприятии. Постановка целей помогает в дальнейшем ориентироваться в том, какие методы управления временем следует применять, а какие применять не следует.
    Планирование - это такой процесс, в ходе которого осуществляется составление перечня задач, которые необходимо выполнить за определенный промежуток времени. Планирование рабочего времени имеет некоторые свои специфические особенности.
    Выработка методов борьбы с причинами потерь времени предполагает, что в ходе предварительного анализа эти причины были выявлены, и необходимо ликвидировать их. Для типичных причин существуют различные типичные способы борьбы с ними, однако следует помнить, что каждый конкретный случай индивидуален и необходимы индивидуальные подходы к каждой причине в каждом случае.
    Тайм-менеджмент представляет собой целостную структуру, и применять его следует не исключая ни один из его элементов. Применение тайм-менеджмента предполагает, что человек будет творчески  подходить к его использованию.
    Для решения проблем, связанных с  рациональным использованием рабочего времени существует множество методик, имеющих общее название «тайм-менеджмент». Однако нельзя сказать, что тайм-менеджмент - это такая строгая совокупность правил, следуя которым человек сможет максимально рационализировать свой рабочий день и рабочее время своих подчиненных. Тайм-менеджмент - это совокупность общих методов и рекомендаций, и для каждого человека и организаций следует подбирать их отдельно, индивидуально.
    Одним из родоначальников тайм-менеджмента считается основатель школы научного управления Фредерик Тейлор, который осуществил хронометраж трудовой деятельности рабочего. Также можно упомянуть знаменитого Генри Форда, который ввел на своих предприятиях конвейер и тем самым сократил время сборки автомобилей и расходы времени рабочих, сделав их деятельность более специализированной.
    В настоящее время в России одним  из известных специалистов в области  тайм-менеджмента является Глеб Архангельский, который занимается научными разработками данной проблемы
    Основным  же методом, помогающим эффективно использовать рабочее время, является планирование времени. Планирование есть структурирование времени для наиболее хозяйственного его использования при достижении каких-либо целей и задач, стоящих перед руководителем или организацией. Планирование может быть долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным.
    Главное преимущество, достигаемое путем  планирования работы, состоит в том, что планирование приносит выигрыш  во времени. Опыт показывает, что увеличение затрат времени на планирование приводит в конечном счете к экономии времени в целом.
    Очевидно, затраты времени на планирование не могут бесконечно увеличиваться, существует оптимум, после которого дальнейшее увеличение времени на планирование становится неэффективным. Не следует тратить на планирование более 1% общего планового времени.
    Планирование  всегда осуществляется исходя из целей. Основой для любого планирования служит долгосрочная цель или долгосрочные цели. На основе долгосрочных целей устанавливаются цели среднесрочные и краткосрочные. Это происходит следующим образом: исходя и цели жизни или миссии организации, выделяют ряд подцелей, достижение которых должно способствовать достижению основной цели жизни. Это цели долгосрочного характера. В каждой из этих целей выделяется ряд подцелей, желательно по временному признаку (которые должны быть осуществлены в ближайшие годы), достижение которых должно способствовать достижению целей долгосрочного характера. Таким же образом на основе целей на год выделяются цели на месяц, декаду, день. Далее осуществляется анализ сильных и слабых сторон человека или организации, которые могут иметь отношение к достижению целей. Это делается для того, чтобы поощрять сильные стороны и работать над слабыми. Этот анализ служит основой для среднесрочного и краткосрочного планирования.
    Сам процесс планирования заключаются  в том, что формулируются результаты и устанавливаются сроки, которые  отводятся для их достижения. Результаты должны соответствовать целям. При этом желательно соблюдать некоторые правила планирования.
    1.Следует  осуществлять планирование в  письменном виде. Чтобы план был  не просто перечнем дел, которые  необходимо выполнить за день, стоит его делать еще и мотивирующим  инструментом - ориентировать его на результат. Например, писать в списке не «сделать то-то», а «то-то сделано», чтобы по окончанию дела можно было поставить рядом с это записью жирную галочку. Это одно из сильных мотивирующих средств.
    2.Следует  учитывать результаты предшествовавшего анализа использования рабочего времени. В процессе данного анализа выявляются ошибки, присущие данному руководителю в планировании своего рабочего времени и способы нейтрализации последствий этих ошибок.
    3.Не  следует планировать полностью  весь свой рабочий день. Считается, что следует планировать не более 60% своего времени, а 40% оставить незапланированным: 20% непредвиденное время и 20% спонтанное время.
    4.Следует  устанавливать четкие временные  нормы на выполнение дел и  решение проблем, которые не  допускали бы доделывание и завершение дел, начатых ранее, в незапланированное время. Если эти дела и вопросы должны были быть решенными в запланированное время. Практика показывает, что на любое дело тратится ровно столько времени, сколько его есть в распоряжении, поэтому следует устанавливать четкие временные рамки, которые бы позволяли выполнить необходимое, и при этом не превышали необходимое для выполнения время.
    5.Для  решения вопроса о передаче  полномочий и задач следует  разделить дела по степени  их срочности и важности. При этом наиболее срочные и важные указания следует выполнять руководителю немедленно. Такие категории дел, как «неважные, но срочные» и «неважные и несрочные» ледует передавать для решения подчиненным. Несрочные дела следует проранжировать по времени, необходимому для каждого из них и при появлении свободного времени можно заняться сокращением этого списка - для этого желательно всегда иметь его под рукой.
    6.Следует  регулярно пересматривать планы,  так как в виду постоянного  изменения окружающей среды может оказаться так, что некоторые планы руководства организации и менеджера уже не будут соответствовать целям организации и соответственно будут нуждаться в корректировке.
    7.Планы  должны быть реалистичными и  согласованными, причем согласованными не только друг с другом, но и с планами коллег, подчиненных, более высокого уровня руководства.
    Данная  проблема имеет большое практическое значение, как для руководителей, так и для любого человека.
    Когда мало внимания уделяется изучению и  применению научных принципов организации труда, их заменяют эмпирически найденные, в которых удачные приемы соседствуют с неэффективными методами. Устаревшие методы работы и нерациональный индивидуальный рабочий стиль превращают трудовой коллектив в наиболее слабое звено системы управления.
    Однако  следует помнить о том, что  труд руководителя не только объективно обусловлен, но и носит инициативный, творческий характер. В этой связи  можно говорить о том, что принципы и правила НОТ требуют творческого  осмысления для определения степени их применимости с учетом складывающейся производственной ситуации. В данном случае принципы и правила служат лишь исходным пунктом для работы руководителя над совершенствованием индивидуального рабочего стиля, навыков и методов организации своего труда.
    В настоящий период 40 - 60% рабочего времени  руководителей затрачивается на выполнение таких видов деятельности, которые могли бы выполняться  специалистами более низкой квалификации. Много времени теряется на поиск  необходимой информации, данных и документов. Это свидетельствует о необходимости автоматизации рутинных операций, более широкого применения в практике управленческой деятельности средств вычислительной и организационной техники. Комплексная автоматизация управленческого труда должна проводиться на базе внедрения современных информационных технологий, что обеспечит увеличение степени автоматизации всех информационных процессов в организации. 

    4.Аналитическая часть
    4.1.Сбор практического материала. Инвентаризация затрат рабочего времени
    Эффективная загрузка рабочего времени означает соответствие структуры затрат этого  времени целям и задачам, стоящим  перед ним. Только при таком соответствии можно говорить о рациональном или  нерациональном использовании рабочего времени.
    Отличительной особенностью времени как ресурса является то, что его нельзя запасти впрок, и то, что оно расходуется помимо нашего желания. Личность может только управлять тем, на что оно расходуется. Поэтому, мы либо пытаемся управлять направлением наших временных затрат, либо пытаемся все выполнить одновременно и теряем намного больше времени.
    Отечественные и зарубежные исследования показывают, что основной причиной дефицита времени  личности является неумение выделить главное, на что необходимо его тратить  в данный момент, и нежелание или неумение его планировать. Каждому из нас необходимо видеть общую картину и структуру своих дел и чувствовать, что ситуация находится под контролем. Данное положение помогает избавиться от постоянной спешки, избежать стрессовых состояний.
    Данный  курсовой проект выполняется по варианту № 2, который предполагает изучение содержания труда и проведение анализа  структуры затрат рабочего времени  студента в период обучения в институте  и выполнения должностных обязанностей на рабочем месте, определение соответствия существующей структуры затрат рабочего времени целям и задачам, которые студент (в данном случае – автор курсового проекта) ставит перед собой.
    В этой связи  была сформулирована и  конкретизировала цель деятельности на ближайшие 2–3 года, используя метод "дерева целей".
    Данный  метод служит основным инструментом для выявления взаимосвязи и  отношений между целями, увязки целей  высшего уровня с конкретными  средствами их достижения на низшем уровне. Структура дерева целей является, в первом приближении, моделью системы, указывая на взаимосвязь и взаимоподчиненность ее звеньев.
    Дерево  целей представляет собой связанный  граф без циклов, вершины которого интерпретируются как цели, а ветви (ребра) – как связь между ними.
    Сформулированная  общая цель представляет собой “ствол” дерева, а подцели (задачи), вытекающие из общей цели, представляют собой ветви – подцели II, III и т.д. уровней.
    Подцели II уровня являются ключевыми областями, на которых необходимо сосредоточиться, чтобы достичь поставленной главной цели.
    Подцели III уровня представляют собой задачи, которые необходимо решить в каждой из ключевых областей, конкретные результаты, которых студент хочет добиться.
    Подцелями IV уровня являются промежуточные этапы, которые нужно совершить для  реализации подцелей III уровня
    Составленное  дерево целей представлено ниже. (Рисунок 1)
    
    Для получения фактических данных был  применен метод самофотографии рабочего времени. Данный метод предполагает проведение учета и анализа затрат времени с целью выявления резервов для обеспечения более рациональной организации личного труда.
    В течение двух календарных недель без учета выходных дней фиксировались  затраты времени. Для этого была использована и заполнена карта самофотографии рабочего времени студента.
    Самофотография  рабочего времени студента проводилась в период с 09 00 по 23 00.При проведении самофотографии фиксировались все виды деятельности, используя, в форме результатов за пятнадцатиминутные отрезки временя. Была произведена немедленная регистрация.
    При заполнении карты самофотографии были записаны не только внешние помехи, но и те случаи, когда инициатором  нарушения хода запланированного процесса являлся сам студент.
    Следующим этапом работы над курсовым проектом является проведение сравнительного анализа плановых затрат времени студента с фактическим.
    Таблица 1
    Типовой классификатор затрат рабочего и личного  времени студента
  Перечень  элементов затрат  Шифр  затрат
  
Учеба
 10
Занятия в университете  11
  Выполнение домашних заданий  12
  Спорт   Посещение фитнес- клуба
  Занятия на велотренажере дома
     Ролики/велосипед
 20  21
 22
 23
  Отдых  30
  Театр, кино  31
  Встречи с друзьями   Пешие прогулки
  Выезд за город
 32  33
 34
  Работа   Переговоры  с иностранными клиентами
  Составление бизнес-плана
  Поддержка-сайта
  Реклама
 40  41
 42
 43
 44
  Домашние  дела  50
  Транспорт  60
  Личные  дела  70
  Нерегламентированные  перерывы (потери времени)  80
  Регламентированные  перерывы  90
     Питание Завтрак
Обед
Ужин 

   100    101
   102
   103
Спа-процедуры (сауна,массаж,закадивание)     120
Занятия по вождению автомобиля      121
 
 
    Таблица 2
    Карта самофотографии рабочего времени студента (1 неделя)
Часы  наблюдений День  недели
      Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница
09 0–15 101 101 101 101 101
      16–30 101 101 50 101 101
      31–45 70 50 50 101 101
      46–60 80 90 41 50 50
10 0–15 60 22 41 50 41
      16–30 60 22 42 50 41
      31–45 60 22 43 50 44
      46–60 21 22 44 70 44
11 0–15 21 90 12 70 42
      16–30 21 120 12 120 12
      31–45 21 70 80 120 12
      46–60 21 80 41 33 12
12 0–15 21 12 41 33 90
      16–30 21 12 12 33 12
      31–45 21 12 60 60 60
      46–60 120 70 60 60 60
13 0–15 120 70 60 60 60
      16–30 120 11 11 11 11
      31–45 90 11 11 11 11
      46–60 120 11 11 11 11
14 0–15 120 11 11 11 11
      16–30 60 11 11 11 11
      31–45 60 11 11 11 11
      46–60 60 11 11 11 102
15 0–15 11 90 90 90 102
      16–30 11 90 90 90 11
      31–45 11 11 11 11 11
      46–60 11 11 11 11 11
16 0–15 11 11 11 11 11
      16–30 11 11 11 11 11
      31–45 11 11 11 11 11
      46–60 11 11 11 11 11
17 0–15 11 11 11 11 60
      16–30 11 11 11 11 60
      31–45 11 11 11 11 60
      46–60 11 11 11 11 21
18 0–15 11 11 11 11 21
      16–30 11 11 11 11 21
      31–45 60 60 60 60 21
      46–60 60 60 60 60 21
19 0–15 60 50 21 50 21
      16–30 22 50 21 50 21
      31–45 22 41 21 50 21
      46–60 22 42 21 80 21
    120 0–15 22 103 21 80 120
      16–30 50 103 21 70 120
      31–45 50 103 120 22 90
      46–60 103 22 120 22 60
    121 0–15 103 22 120 22 60
      16–30 121 22 50 22 31
      31–45 121 121 50 22 31
      46–60 121 121 80 50 31
    122 0–15 121 121 70 50 31
      16–30 121 121 70 121 31
      31–45 12 50 90 121 31
      46–60 12 70 42 121 31
 
 
 
 
 
 
 
 
    Карта самофотографии рабочего времени студента (2 неделя)
Часы  наблюдений День  недели
      Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница
09 0–15 101 101 101 101 101
      16–30 101 101 101 101 101
      31–45 50 50 22 101 41
      46–60 50 70 22 50 42
10 0–15 70 80 22 50 43
      16–30 60 80 22 50 43
      31–45 60 12 22 50 44
      46–60 60 12 22 32 44
11 0–15 21 12 22 32 50
      16–30 21 12 120 32 50
      31–45 21 80 120 33 21
      46–60 21 44 120 33 21
12 0–15 21 44 70 33 21
      16–30 21 42 50 50 21
      31–45 21 70 60 70 21
      46–60 21 60 60 60 60
13 0–15 21 60 60 60 60
      16–30 120 11 11 11 11
      31–45 120 11 11 11 11
      46–60 120 11 11 11 11
14 0–15 80 11 11 11 11
      16–30 80 11 11 11 11
      31–45 60 11 11 11 11
      46–60 60 90 11 11 11
15 0–15 80 90 90 102 90
      16–30 11 90 90 102 90
      31–45 11 11 11 11 11
      46–60 11 11 11 11 11
16 0–15 11 11 11 11 11
      16–30 11 11 11 11 11
      31–45 11 11 11 11 11
      46–60 11 11 11 11 11
17 0–15 11 11 11 11 60
      16–30 11 11 11 11 60
      31–45 11 11 11 11 32
      46–60 90 11 11 11 32
18 0–15 11 11 11 11 32
      16–30 11 11 11 11 32
      31–45 60 60 60 60 34
      46–60 60 60 60 60 34
    119 0–15              32 60 60 60 34
      16–30 32 21 32 21 34
      31–45 33 21 32 21 34
      46–60 33 21 32 21 34
    120 0–15 33 21 32 21 34
      16–30 103 21 50 21 23
      31–45 103 120 21 21 23
      46–60 50 120 21 60 23
    121 0–15 41 90 21 60 23
      16–30 41 70 21 60 23
      31–45 41 60 21 103 23
      46–60 70 60 120 103 70
    122 0–15 70 60 120 121 70
      16–30 80 50 44 121 50
      31–45 12 12 44 121 120
      46–60 12 12 70 121 120
 
 
 
 
Таблица 3
    Структура фактических затрат времени студента
Наименование  работ Всего за период наблюдения, мин Удельный  вес, %
  
Учеба
  Занятия в университете
  Выполнение  домашних заданий
2940 2625
315
34,5 29,6
4,9
  Спорт   Посещение фитнес-клуба
  Занятия на велотренажере
  Катание на роликах/велосипеде
1170 795
345
30
13,7 9,3
4,04
0,05
  Отдых 480 5,6
  Театр, кино 105 1,2
  Встречи с друзьями   Пешие прогулки
  Выезд за город
  
165 105
105
1,9 1,2
1,2
  Работа   Переговоры с иностранными партнерами
  Составление бизнес-плана
  Поддержка-сайта
  Реклама
390 165 

75
45
105
4,6 1,9 

0,9
0,6
1,2
  Домашние  дела 480 5,6
  Транспорт 1200 14
  Личные  дела 315 3,7
  Нерегламентированные  перерывы (потери времени) 150 1,8
  Регламентированные  перерывы 300 3,5
Питание Завтрак
Обед
Ужин 

  
525 330
60
135 
 
 

6,2 3,9
0,7
1,6
Спа-процедуры (сауна,массаж,закадивание) 330 3,9
Занятия по вождению автомобиля 240 2,8
  Итого 8520 100
 
 
    4.2 Анализ затрат  рабочего времени  (обработка собранных  данных)
    Для обеспечения возможности анализа  затрат времени все виды затрат необходимо сгруппировать в отдельные, относительно самостоятельные группы. Для этого определяются затраты времени по каждому виду затрат, используя шифры классификаторов.
    Таблица 4
    Анализ  плановых затрат времени  студента с фактическими. 

Наименование работ План.затр. времени, % Факт.затр. времени, % Факт.-план., %
    Учеба
  Занятия в университете
  Выполнение  домашних заданий
40,0 29,6
11,4
34,5 29,6
4,9
-6,5 0
-6,5
  Спорт   Посещение фитнес-клуба
  Занятия на велотренажере
  Катание на роликах/велосипеде
  
20 15
4
5
13,7 9,3
4,04
0,05
-6,3 -5,7
0
-9,95
  Отдых 10 5,6 +4,4
  Театр, кино 2,0 1,2 -0,8
  Встречи с друзьями   Пешие прогулки
  Выезд за город
  
5 1,5
1,4
1,9 1,2
1,2
-3,1 -0,3
-0,2
  Работа   Переговоры  с иностранными партнерами
  Составление бизнес-плана
  Поддержка-сайта
  Реклама
5 2,3 

0,9
0,9
0,9
4,6 1,9 

0,9
0,6
1,2
-0,4 -0,4 

0
0
0
  Домашние  дела 6 5,6 -0,4
  Транспорт 14 14 0
  Личные  дела 3,7 3,7 0
  Нерегламентированные  перерывы (потери времени) 0 1,8 +1,8
  Регламентированные  перерывы 2 3,5 +1,5
Питание Завтрак
Обед
Ужин 

  
12,9 3,9
4 

5
6,2 3,9
0,7 

1,6
-6,7 0
-3,3 

-3,4
Спа-процедуры (сауна,массаж,закадивание) 3.9 3,9 0
Занятия по вождению автомобиля 5 2,8 -2,2
  Итого 100 100  
 
    Для оценки уровня организации труда  могут использоваться такие показатели, как структура затрат, использование фонда рабочего времени, величина потерь и непроизводительных затрат и др. – отражающие как положительные стороны, так и существенные недостатки.
    При анализе затрат рабочего времени  необходимо использовать их классификацию. Известно несколько классификаций близких по содержанию, но отличающихся степенью детализации затрат. В процессе выполнения курсового проекта рекомендуется использовать классификацию затрат рабочего времени, представленную в учебном пособии Л.Н.Зудиной “Организация управленческого труда”.
    Согласно  данной классификации все рабочее  время в процессе анализа следует  подразделить на время работы и время  перерывов.
    Время работы – это период, в течение  которого выполняется работа, соответствующая  достижению тех или иных целей. Затем время работы должно быть подразделено на время выполнения должностных обязанностей или время работ, включенных в план; время на работу, не предусмотренную должностными обязанностями или время выполнения работ, не включенных в план; и время непроизводительной работы или время на выполнение работ и мероприятий, не нашедших отражение в дереве целей.
    Время перерывов охватывает время, когда  исследователь не занят какой-либо деятельностью и включает в себя как регламентированные, так и  нерегламентированные перерывы.
    Регламентированные  перерывы – это время на отдых  и время на личные надобности. Оно  предназначено для поддержания  работоспособности и предотвращения утомления. Время перерывов на личные надобности не должно превышать 30 мин  в день.
    Нерегламентированные  перерывы – это перерывы, вызванные  нарушением трудовой дисциплины и посторонними разговорами, зависящими от исследователя, а также организационно-техническими причинами, не зависящими от него. К  числу последних следует отнести  все перерывы, вызванные нарушением режима работы.
    Данную  классификацию необходимо использовать для выявления величины и удельного  веса различных видов затрат рабочего времени в общих его затратах (структуры затрат), для определения  и анализа занятости отдельными видами работ (определение содержание труда), установления продолжительности и периодичности выполнения отдельных видов работ и мероприятий, уровня их автоматизации и механизации.
    Для оценки результативности использования  рабочего времени можно применить коэффициент экстенсивности (КЭ), рассчитываемый по формуле:
    КЭ = (ФП)/Ф = 1 - П/Ф, где
    П – регламентированные и нерегламентированные перерывы в работе, (мин);
    Ф – фактический фонд рабочего времени (мин).
    КЭ = 1-(150+300)/8520 = 0,94
    Коэффициент экстенсивности равен 94%, что указывает на максимально возможное значение Кэ и критическом состоянии режима труда и отдыха. Следует определить показатели, характеризующие величину потерь рабочего времени по различным причинам ,а также определить необоснованные затраты и возможности их сокращения.
    Коэффициент потерь рабочего времени, зависящих  от исследователя, КПР:
    КПР = ПР/Ф = 150/8520 = 0,02
    где ПР – потери рабочего времени, зависящие от исследователя, (мин).
    Коэффициент потерь рабочего времени, зависящих от исследователя, равен 2,0%, что говорит о небольших затратах рабочего времени, возникающих вследствие неорганизованности и недисциплинированности студента.
    Коэффициент потерь, вызванных причинами, не зависящими от исследователя, КПО:
    КПО = ПО/Ф = 0н/8520 = 0,
    где ПО – потери рабочего времени из-за нарушений режима работы, (мин).
    Коэффициент потерь рабочего времени на регламентированные перерывы, КОТ:
    КОТ = ОТ/Ф = 300/8520 = 0,035,
    где ОТ – время на отдых и личные надобности, (мин).
    Коэффициент потерь рабочего времени на регламентированные перерывы составляет 3,5%, нормативный показатель данного коэффициента равен 6%. Отклонения от нормы отсутствуют. Коэффициент потерь рабочего времени ниже нормативного.
    Степень рациональности использования рабочего времени с точки зрения занятости студента различными видами работ можно определить путем сравнения фактических затрат времени с плановыми, установленными в плановом бюджете. При этом рассчитывается коэффициент рациональности использования рабочего времени КР по формуле: 
 
 

      
 

    где У – фактический удельный вес i-го элемента затрат рабочего времени;
    Уiпл – плановый удельный вес i-го элемента затрат рабочего времени.
    Кр = 1-(0,046+0,023+0,022+0,002+0,009) = 1-0,102 = 0,898
    Коэффициент рациональности использования рабочего времени равен 89,8%, что говорит о недостаточно эффективном использовании рабочего времени студентом.
    Общая оценка степени рациональности использования  студентом времени может быть представлена показателем, определенным по формуле:
    КИ = КЭР = 0,94*0, = 0,79922
    В соответствии с принятой классификацией, рабочее время распадается на подготовительно-заключительное время, время оперативной (основной) работы и время обслуживания рабочего места. Определив их величину и удельный вес в общем времени, затраченном  на выполнение данной группы работ, студент получает представление о фактической укрупненной структуре затрат по содержанию труда. Дальнейшая задача – определить, насколько эта структура рациональна.
    Определив затраты времени на основную (оперативную) работу, следует проанализировать их по характеру деятельности.
    В процессе анализа необходимо рассчитать показатели, характеризующие структуру  занятости студента. Для этого  определяется значение коэффициентов, характеризующих удельный вес соответственно творческой (КТ), организационно-административной (КОА), формально-логической (КФЛ) и исполнительской (КИ) работы в затратах времени на основную работу.
    КТ = Т/О = 2340/2655 = 0,8813
    КОА = ОА/О = 0/2655 = 0
    КФЛ = ФЛ/О = 315/2655 = 0, 1186
    КИ = И/О = 0/2655 = 0
    где Т, ОА, ФЛ и И – затраты времени на выполнение соответственно творческой, организационно-административной, формально-логической и исполнительской работы, (мин);
    О – время основной работы, (мин).
    Рассчитав эти коэффициенты, получаем необходимый  материал для оценки рациональности разделения труда, что дополняет качественную характеристику использования рабочего времени с позиций оценки рациональности его структуры.
    В целях проведения детального изучения содержания труда и анализа структуры  затрат рабочего времени в течение исследуемого периода необходимо дать оценку каждой выполненной работе по следующим критериям:
    ? необходимость выполнения работы;
    ? оправданы ли затраты времени  на ее выполнение;
    ? целесообразность выполнения работы;
    ? сознательно ли определен временной интервал для выполнения работы.
    По  данным критериям анализируется  каждая из работ периода наблюдений. В процессе анализа определяется, соответствует ли данная работа критерию или нет, в зависимости от этого  формулируется ответ "да" или "нет"
    Определяется общая продолжительность работ периода.
    По  каждому из критериев определяется продолжительность работ, по которым  получен ответ "нет".
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.