На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Способы речевой манипуляции собеседником

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 22.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ 

 

      ВВЕДЕНИЕ

     Речь - первичная сигнальная система, отличающая человека от животного. С помощью речи мы общаемся, создаем вокруг себя деятельность, поддерживаем свой мир, выражаем свои мысли, спорим, отстаиваем права, выражаем чувства. Речь не только способ обмена информацией, но и метод донести свои мысли до другого человека, метод воздействия.
     Речь, а точнее ее воздействие на человека изучается современной наукой в  разных аспектах. В условиях развития современного общества, технологического прогресса, наибольший интерес проявляется к такому явлению, как манипуляция.
     Манипулятивное  воздействие изучают в рамках межличностной и массовой коммуникации, где манипуляция приобретает  форму политической и коммерческой пропаганды, или просто рекламы.
     Манипуляция представляет собой явление в социально-психологическом аспекте, направленное на человека. В этом плане, манипуляция стала возможна во всех видах межличностных коммуникаций. Несмотря на то, что явление манипуляции изучается уже достаточно давно, до сих пор нет четкого его определения.
     В данной работе есть попытка вывести  наиболее общее определение термина  манипуляция, которое бы подходило  для использования в написании  данной работы.
     Цель работы – исследование явления речевого манипулирования собеседником.
     Гипотеза: большинство людей знают, что представляет из себя речевая манипуляция, могут ее использовать и распознавать при применении манипуляции на себе, а следовательно могут ли защититься от нее.
     Актуальность  темы работы обусловлена тем, что  манипуляция в нашей жизни  повсюду, на работе, в учебе, быту, каждый из нас не раз добивался желаемого путем речевой манипуляции, так же как не раз был, и манипулируем кем-то.
     Задачи:
     1. Дать понятие речевой манипуляции.
     2.  Дать оценку манипулятивным технологиям.
     3. Рассмотреть основные механизмы внушения и защиты от речевой манипуляции.
     Объект  исследования – явление речевой  манипуляции.
     Предмет исследования – воздействие речевой  манипуляции на собеседника.
     Работа  построена на базе исследования научных  работ отечественных и зарубежных авторов путем компаративистики и анализа.
     Практическое  исследование заключалось в использовании  методов: анкетирование.
     Группа  испытуемых состояла из: 45 учеников 10-11 классов; 19 студентов первого курса; 35 студентов 5ого курса; 14 учителей.
     В работе будет дана оценка манипуляции с научной и этической точки зрения. Использование речевой манипуляции встречается повсеместно и практически каждый день, а явление это до сих пор полностью не изучено. Поэтому данная тема исследования может быть актуальной в рамках развития теории манипуляции сознанием.
     Структура работы – введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение 1 и 2.
 

     ГЛАВА 1. РЕЧЕВАЯ МАНИПУЛЯЦИЯ

     1.1 Понятие речевой манипуляции и область ее применения

     Речевое (языковое) манипулирование - вид речевого воздействия, используемый для скрытого внедрения в психику адресата целей, желаний, намерений, отношений или установок, не совпадающих с теми, которые имеются у адресата на данный момент. В основе речевого манипулирования лежат такие психологические и психолингвистические механизмы, которые вынуждают адресата некритично воспринимать речевое сообщение, способствуют возникновению в его сознании определённых иллюзий или заблуждений, провоцируют его на совершение выгодных для манипулятора поступков.
     Речевая манипуляция является одним из видов языкового насилия (или рассматривается как синонимичное понятие), также речевая манипуляция пересекается с понятием речевой агрессии (в которую иногда может переходить, используя угрозы, агрессивные нападки на оппонента как аргументы в свою пользу). Так же речевая манипуляция является синонимом к понятию речевого воздействия (в узком понимании этого термина - т.е. как использование особенностей устройства и функционирования естественного языка с целью построения сообщений, обладающих повышенной способностью воздействия на сознание и поведение адресата или адресатов сообщения). Что касается широкого понимания речевого воздействия (как любое воздействие естественного языка), то понятие речевая манипуляция полностью входит в него [3, c. 34].
     Речевая манипуляция может применяться как в межличностном общении, так и в массовой коммуникации.
     Массовая  коммуникация предоставляет широкую область применения речевой манипуляции, особенно активно оно используется:
     - в предвыборных кампаниях;
     - идеологической пропаганде;
     - печатных и телевизионных СМИ;
     - рекламе;
     - обучении;
     - психотерапии.
     В целом, в этих сферах речевая манипуляция  направлена на формирование у широкой аудитории определённых предпочтений, вкусов, потребностей, предрассудков, стереотипов, выгодных манипулятору. В межличностном общении речевая манипуляция менее систематична и продуманна (если это не деловое общение) и по большей части ситуативна, но даже личное общение зачастую может являться сферой применения речевой манипуляции. В большинстве случаев речевое манипулирование основано на апелляции к таким качествам личности как:
     - жадность;
     - желание быстро разбогатеть;
     - любопытство, в частности желание, узнать свое будущее, судьбу;
     - жажда острых ощущений;
     - желание произвести впечатление, покрасоваться;
     - нерешительность.

     1.2 Основные техники речевой манипуляции

     Техники речевой манипуляции сознанием, создают обманчивое впечатление у собеседника, что мы просто беседуем на какую-то тему и просто советуемся. При этом он даже на мгновение не подумает, что мы пытаемся манипулировать его сознанием. В речевой манипуляции используются следующие техники.  
     1) Трюизмы - это высказывания и утверждения, являющиеся правдой. Трюизмы лежат на поверхности, и строго соответствуют истине. Трюизмы позволяют заставить человека согласиться с вами. Трюизм - это самое очевидное утверждение, общеизвестная, избитая, банальная истина. Если в процессе переговоров партнёр говорит оппоненту: «Иногда люди принимают решения под влиянием чувств..., люди часто чувствуют облегчение, после того как заключат договор...» и т. д., то он маскирует определенные инструкции под рассуждения. И это работает!
     Трюизмы применяются для того, чтобы вызвать желательную поведенческую реакцию. Например, трюизм на наведение транса - «Каждый погружается в транс по-своему»; трюизм на создание установки на обучение - «Опыт - великий учитель»; трюизм на забывание - «Люди умеют забывать то, что они знают». 
     2) Ложный Выбор. Создается во время беседы ложная возможность выбора действий, явлений и переживаний, которые соответствуют цели, чтобы вызвать у собеседника определенную реакцию. Вот несколько фраз, которые можно использовать в этой технике. «Ты хочешь пойти спать прямо сейчас или после того, как уберешь игрушки?»; «Вы сможете применять полученные знания сразу или после небольшой тренировки?» Этот прием активно применяют хорошие продавцы и торговые агенты. «Вы хотите заплатить наличными или чеком?» - спрашивают они, как будто вопрос о покупке уже решен.
     Используя эту технику человеку предоставляется на выбор несколько возможностей, каждая из которых нас вполне устраивает. 
     3) Противопоставление. Эта техника  использует речевой оборот «чем... - тем…» создавая, таким образом, наличие противопоставления в беседе. Например: «Чем дольше вы размышляете, тем больше удостоверяетесь, что контракт выгоден». Противопоставления рассматриваются как две поведенческие реакции, которые можно противопоставить. Используя противопоставления, полезно опираться на кинестетику, чтобы создать у человека убеждение в наличии противоположностей. Например: «Чем сильнее вы стараетесь оказать сопротивление, тем скорее вы поймете, что оно напрасно»; «Чем тяжелее кажется проблема, тем легче оказывается подходящее решение»; «Чем тяжелее дается вам изучение этого курса, тем легче будет его практическое применение».
     4)Техника вставленных сообщений. Данная речевая техника манипуляции сознанием использует возможности наведения транса на сознание собеседника. Используя обычные истории (притчи, мифы, цитаты и т.д.), манипуляторы разбавляют ее текстом внушения. В процессе рассказа, казалось бы, безобидной истории, нужно просто выделять текст внушения, специальным способом. Техника вставленных сообщений является одной из лучших ловушек.
     5) Якорь – это речевая техника манипуляции сознанием , которая основывается на условных рефлексах. Якоря появляются на свет естественным образом, но якоря можно создавать и преднамеренно. Например, если тронуть человека за руку он обратит на вас внимание. Использование техники якорь – это включение определенной реакции человека посредством слова, звука, интонации, прикосновения. Якорная техника является самой мощной техникой манипуляции сознанием. У каждого есть такая песня или мелодия, услышав которую, он вспоминает свое прошлое и как бы возвращается в то время. У каждого образ смеющегося ребенка вызывает определенные чувства. У каждого есть якоря, и этих якорей очень и очень много. И якоря могут быть в любой модальности и зрительные, и слуховые, и кинестетические. Якорь можно использовать для вызывания любого чувства вновь и вновь. Манипулятор может установить якорь, который будет вызывать у другого человека нужные чувства даже тогда, когда его нет рядом.
     6) Допущения. Делается допущение возникновения определенной поведенческой реакции. Для этого предложения конструируются с помощью оборотов речи, указывающих на время или последовательность действий. Типичные обороты речи, используемые в этой технике: до того как..., после того как..., в течение..., по мере того как..., прежде чем..., когда..., в то время как... Например: «Прежде чем сообщить мне, над какой проблемой вы хотите работать, сделайте глубокий вдох»; «Прежде чем войти в транс, сделайте глубокий вдох и медленный выдох»; «Прежде чем вы согласитесь с моим предложением, взгляните на эти схемы».
     Можно придумать несколько фраз, построенных  по этому принципу, и использовать их в своем бизнесе [15, C. 89-97].

     1.3 Механизмы защиты и противодействия речевым манипуляциям

     В процессе беседы, если используется манипуляция, неизменно один из участников оказывается в роли манипулируемого, что не всегда приятно. В такой ситуации оказаться довольно просто, так как заметить манипуляцию собой достаточно непросто. Но если она все-таки была выявлена, то остановить ее все, же можно, тем самым вернув себе равное со всеми остальными участниками беседы положение. Поскольку манипуляция все-таки принижает того, в чью сторону она направлена.
     По  жестам, интонации и манерам поведения  оппонента можно уловить начало манипуляции, и включить психологическую защиту от манипулирования. В рамках беседы, под психологической защитой имеется ввиду недопущение нанесения ущерба со стороны собеседников. Защите подвергается способность того, на кого оказывается давление, не поддаваться на воздействия, которые могут изменить беседу в нежелательную сторону, то есть собственные интересы и намерения защищаются в режиме актуального межличностного взаимодействия. Психологическая защита может быть как внутренней, так и внешней, пассивной, активной, или же динамической - меняющей свой облик. Опишем некоторые формы защиты. Уход является пассивной формой защиты и направлен на увеличение дистанции или на прекращение контакта, например, смена темы беседы на другую или возвращение к исходным позициям обсуждения, прерывание беседы вовсе, например, на перекур. Другой вид защиты - блокировка - контроль воздействия, достигающего субъекта защиты, выставление преград на его пути. В этом случае можно попытаться сконцентрировать внимание на другом предмете разговора или же сменить позу на защитную, что поможет снизить напор со стороны манипулятора. Также эффективными являются активные методы защиты - управление, замирание, игнорирование. В этом случае манипулируемый сам пытается перейти к манипуляции. При таком ходе событий ожидаемая реакция - это снижение воздействия со стороны манипулятора и возможное прекращение манипулятивной атаки. Также одним из результатов может быть обмен местами манипулятора с манипулируемым.
     Основываясь на теории Д. Карнеги, «специфическими будем называть такие психологические защиты, которые релевантны характеру угрозы, учитывают ее содержательные характеристики. Соответственно, неспецифические защиты - это такие, которые релевантны факту наличия угрозы вообще. Рассмотрим оба вида в отдельности». [7, с. 209]
     Неспецифические защиты, имеющие дело со структурными и динамическими характеристиками ситуации взаимодействия, в наибольшей степени подвержены стереотипности и чрезмерной генерализации. Обусловлено  это, во-первых, глубокими филогенетическими  корнями защит, а во-вторых, их мощным установочным фундаментом. Благодаря им заметно сокращается время задержки реакции, обеспечивается экстренный ответ. Сам факт угрозы действует подобно ключевому раздражителю, запускающему один из психических автоматизмов, состоящий из базовой защитной установки или их композиции.[4, c. 138]
     Неспецифические защиты могут подвергнуться генерализации  по интенсивности, во времени и на широкий класс ситуаций. Генерализация  по интенсивности «раскручивает» базовые  защитные установки до их предельного выражения: уход - до панического бегства, изгнание - до уничтожения, блокировку - до самоизоляции, управление - до помыкания, замирание - до самоубийства, игнорирование - до функциональной слепоты и прочее. Генерализованные во времени защиты отличаются стойкостью и ригидностью. А генерализация на неадекватно широкий класс ситуаций ведет к стереотипизации поведения, обеднению репертуара способов защит. Все это - плата за стартовую экономию сил, за скорость реагирования.
     Специфические защиты, учитывающие характер угрозы, больше напоминают процесс решения проблем, для которого нет готовых решений. Такого рода защиты в значительной степени представляют собой поисковые действия, предполагающие сложную ориентировку в проблемной ситуации и чаще приводят к положительным результатам.[8, c.56]
     Защита  может быть конструктивной, направленной на созидание, рост, прогрессивное развитие мысли.
     Непредсказуемость в поведении - тоже одно из средств защиты. Но используется оно достаточно редко, потому что поведение человека все-таки изобилует штампами и условностями.
     Различного  рода защиты могут порождать защитные тактики и стратегии.
     Технологическим стараниям манипулятора адресат  может противопоставить встречную  активность, разрушающую его проманипулятивные действия. Данная стратегия больше характерна для установки на борьбу с манипулятором, когда защита мыслится, как одна из сторон взаимного стремления нанести ущерб друг другу - в данном случае ущерб в ослабленном виде. Защитная активность этого типа соотносится в первую очередь с такими элементами технологии, как тайный характер воздействия и оказание психологического давления.
     Технологической суетности манипулятора можно противопоставить целенаправленную трансформацию манипулятивного  воздействия в таком направлении, чтобы его эффект соответствовал интересам адресата манипулятивного воздействия - это будет уже иная стратегия.
     Конечно, все эти тактики и стратегии  защиты применимы в тех случаях, когда манипулируемый чувствует  себя действительно некомфортно  и подавленно.
     Выводы по 1 главе: Каждый человек когда-нибудь использует манипуляцию для достижения своих целей. Этому явлению в психологии отдано достаточно значительное место, потому что человеческий социум вынужден существовать в очень тесной зависимости друг от друга и в обществе неизбежно столкновение интересов и возникновение общих целей.
     Речевая манипуляция наиболее интересна  с точки зрения речевого процесса протекающего между людьми.
     В данной главе изучено манипулятивное воздействие на человека посредством речи, что показывает неизбежную актуальность темы в условиях развития современного мира. Также речевая манипуляция вызывает и чисто научный интерес как метод воспитания.
     В процессе исследования было дано определение  манипуляции, в том числе речевой. В процессе исследования были выявлены положительные и отрицательные факторы речевой манипуляции, в связи с чем рассмотрены условия и виды защиты от манипулятивных действий.
 

     Глава 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ПРОБЛЕМЕ РЕЧЕВОЙ МАНИПУЛЯЦИИ СОБЕСЕДНИКОМ

     2.1 Организация и методики исследования.

     В практической части данной работы было проведено исследование, задачами которого было выяснить, как студенты первого и пятого курсов,  учащиеся 10-11 классов, а также учителя относятся к проблеме манипуляции собеседником. Для этого был использован метод опроса. Объектом исследования будут являться четыре группы людей разных возрастов: учащиеся средней школы № 1 посёлка Краснообск (10-11 классы) в кол-ве 45 человек, студенты первого курса НГПУ в кол-ве 19 человек, студенты пятого курса НГПУ в кол-ве 35 человек и преподаватели средней школы № 1 посёлка Краснообск в количестве 14 человек. Была проведена математическая обработка результатов исследования и сделан сравнительный анализ результатов исследования. Сравнительный анализ проводился среди студентов первого курса и школьников, учителей и студентов пятого курса, так как эти группы близки по своим психологическим особенностям. Опросы испытуемых проводились при помощи анкетирования. Вопросы анкет схожи, но отличаются тем, что направлены на две разные категории опрашиваемых. Ответы на эти вопросы позволят установить уровень осведомлённости людей касательно речевых манипуляций.

    2.2 Результаты исследования и их анализ

     В результате проведенного опроса (ПРИЛОЖЕНИЕ 1) среди учителей и студентов 5-го курса были получены след результаты. Результаты исследования представлены на диаграмме № 1 и в таблице № 1. 
 

        Диаграмма № 1.

     При анализе ответов на вопросы для  обозначения результатов в скобочках были использованы условные обозначения: С – количество утвердительных ответов студентов пятого курса; У – количество утвердительных ответов учителей средней школы; Р – модуль разности в процентах между утвердительными ответами.
Таблица № 1.
№ вопросов 
 
 
 
 
 
 
Опрашиваемые             
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Понятие «Манипуляция» Манипулятивные  приемы Манипулят. Возд-е  на собеседника Осознанность  ман-ции воздействия Знания в  области ман-ции Актуальность  знаний по ман-ции Осознание ман-го воздействия Скрытая манипуляция Негативное  отношение к ман-ции манипуляции Влияние ман-ции  на поведение Использ-е ман- ции в конфликтах Ман-ция в  корыст.целях
Учителя средней школы (в %) 78 79 86 64 50 78 64 50 56 85 71 42
Студенты 5-го курса (в %) 89 41 36 29 100 20 37 97 90 83 81 11
Разница (в %) 11 38 50 35 50 58 27 47 34 2 10 31
     Анализ  полученных данных показывает, что:
     На  вопрос: знаете ли вы, что означает термин «манипуляция» в психологическом  плане? (У-78%; С-89%; Р-11%) Результат ответа на вопрос говорит о том, что и студенты и учителя имеют фактически одинаковые знания об этом понятии.
     На  вопрос: знаете ли вы какие-нибудь манипулятивные приемы? (У-79%; С-41%; Р-38%) В этом вопросе  слишком большая разность между  утвердительными ответами учителей и студентов. Это говорит о том, что учителя более осведомлены знаниями о манипулятивных приемах.
     Вопрос: используете ли вы приемы манипулятивного  воздействия на собеседников? (У-86%; С-36%; Р-50%) Учителя при их большом педагогическом опыте в большинстве случаев используют приемы манипулятивного воздействия на учеников. Студенты же, имея за плечами только педагогическую практику, фактически не используют приемы манипуляции.
     На  вопрос: осознано ли вы это делаете? (У-64%; С-29%; Р-35) По результатам видно, что этот вопрос по большей своей части относится к учителям, так как студенты имели мало случаев использования манипулятивных приёмов. У большей половины опрошенных учителей идет чёткое, осознанное применение манипулятивных приёмов. У другой же половины этот процесс происходит автоматически на бессознательной основе. 
     На  вопрос: читали ли вы какую-нибудь литературу по приемам манипуляции? (У-50%; С-100%; Р-50%) На этот вопрос, как и следовало, было ожидать, половина из опрошенных учителей ответили отрицательно. Но этого не совсем правдоподобно, так как им в своей педагогической деятельности, так или иначе, приходилось сталкиваться с такой литературой. Из этого следует, что они не до конца понимают термин манипуляция, так как в советское время книги такой тематики были запрещены и не доступны обычным гражданам. Студенты же имеют больший объём знаний, так как проблема манипуляции рассматривается в учебном курсе, хотя и в очень сжатом виде и поэтому все опрошенные ответили на этот вопрос утвердительно.
     На  вопрос: как вы считаете, необходимы ли дополнительные знания по технике  манипуляции? (У-78%; С-36%; Р-58%) Мнения учителей при ответе на этот вопрос превалируют  над мнением студентов пятого курса. Возможно, что учителя, опираясь на свой большой опыт, потребность в знаниях, чтобы потом в дальнейшем использовать их на практике. Так как в то время, когда они учились, эта тема хоть и была актуальной, но не изучалась, и не было фактически никакой литературы. Студенты же наоборот  считают, что их уровень знаний в этой области достаточный и считают, что им остается только применять знания на практике.
     На  вопрос: стараетесь ли вы воспользоваться  скрытыми приемами манипуляции? (У-50%; С-97%; Р-47%) В контексте вопроса не было оговорено, где именно должна использоваться скрытая манипуляция, поэтому студенты, знающие больше в теории о ней, чем на практике при ответе имели в виду общение со сверстниками, родителями и т. п. Учителя же наоборот скорее всего восприняли этот вопрос в контексте педагогической деятельности.
     На  вопрос: по вашему мнению, может ли нанести  вред психологическому здоровью использованием манипулятивных технологий? (У-56%; С-90%; Р-34%) Вопрос сложный и требует более детального изучения, но можно предположить, что львиная доля опрошенных учителей выходцы из старой школы педагогов. Это очень сильно повлияло на результат, так как их знания о манипуляции в педагогической деятельности, судя по предыдущим вопросам, не так сильно велики, либо рассеяны. В СССР, как уже было сказано выше, многое скрывалось и рассматриваемая нами тема, в том числе подходила под это. Поэтому манипулятивная сторона педагогической деятельности очень сильно пострадала. Педагогам того времени не давали свободы слова: они должны были «под общую гребёнку» говорить и считать, что они делают все правильно. Но не нужно думать только о плохой стороне этого вопроса, так как какая-то часть основы для использования манипуляции в педагогической деятельности была вынесена именно оттуда. Учителя получили большой опыт за время работы в школе и после того как «железный занавес» открылся и со всех сторон рухнул большой поток информации они, подкрепив свою многолетнюю практику теорией, стали более «подкованней» в плане исследуемой нами темы. Поэтому можно сказать, что студенты сильней осведомлены в теоретическом плане этого вопроса и ответили на него более точно, чем учителя. Но при этом на практике они не могут противостоять манипуляции.  
     На  вопрос: по вашему мнению, можно ли при  помощи манипулятивных технологий повлиять на поведение собеседника? (У-85; С-83; Р-2) Здесь обе опрашиваемые группы согласны между собой, так как разность составляет всего 2%.
     На  вопрос: Помогает ли использование  манипулятивных технологий в разрешении конфликтных ситуаций? (У-71; С-81; Р-10) Разность не так сильно высока, можно сделать вывод о том, что использование манипулятивных технологий действительно помогает при разрешении конфликтных ситуаций и достижения своих целей.
     На  вопрос: как вы считаете можно ли использовать манипуляцию в корыстных  целях? (У-42; С-11; Р-31) Этот вопрос имеет под собой огромную почву для исследований и здесь нельзя судить о том, как педагоги относятся к манипуляции. И все же учителя, отвечая на этот вопрос, огромным количеством процентов превалируют над студентами. Это можно объяснить тем, что они имели в виду политику и бизнес где манипуляция очень сильно распространена.
     В результате проведенного опроса (ПРИЛОЖЕНИЕ 2) среди учащихся 10-11 классов средней школы и студентов первого курса были получены следующие результаты. Результаты исследования представлены на диаграмме № 2 и в таблице №2.
        Диаграмма № 2.
 
 
 
 
 
 

Таблица № 2.
№ вопросов 
 
 
 
 
 
 
 
 
Опрашиваемые
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.