На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Правление кризисной ситуацией в регионе

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 22.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     ВВЕДЕНИЕ 

     Актуальность.Эффективная  и стабильная экономика региона  – необходимое условие устойчивого  развития российской экономики. В настоящее  время в России еще не завершен этап формирования системы управления экономикой регионов в период кризисов. Пока не сформировались механизмы, обеспечивающие ее надежность и самодостаточность региональной экономики. Финансовые кризисы конца 90-х годов – 1995г., 1998г., а также нынешний финансовый кризис, плавно перерастающий в экономический подтвердили слабость и уязвимость региональных экономик, указали на существование в антикризисной системе управления проблем, требующих к себе внимания и всестороннего исследования.
     Теоретические основы проблем кризиса и антикризисного управления рассмотрены в трудах таких выдающихся ученых: П. Самуэльсона, Ф. Кудланда, Э. Прескотта, Дж. Стиглица, Дж. Акерлофа, М. Спенса, Дж. Хикса, Ф. Хайена, Дж. Гелбрейта и др.
     Теоретические и прикладные аспекты антикризисных  технологий представлены в работах  отечественных ученых Буянова В., Болдина К., Быстрова О., Брагина Н., Бирмана И., Беляевой С., Валдайцева С., Губиной С., Гончарова А., Губанова С., Григорьева В., Ермакова В., Короткова Э., Курошевой Г., Ларионова И., Новикова Н, Рукосуева А., Райзберга Б., Степанова В., Уткина Э., Ясина Е., Яковлева Ю. и др.
     Формированию  регионального уровня в экономической  теории активно способствовали научные  работы С. Валентея, А. Гранберга, В. Данилова-Данильяна, А. Добрынина, Ю. Колесникова, А. Леусского, В. Чичканова.
     Основной  целью курсовой работы является изучение теоретико-методологических положений развития кризисных ситуаций в экономике региона.
     В соответствии с поставленной целью  основными задачами курсовой работы являются:
    исследование содержания кризисной ситуации в регионе;
    определение особенностей развития кризисной ситуации в регионе;
    изучение комплекса антикризисных мероприятий и оптимальных управленческих решений при осуществлении антикризисных мероприятий в экономике Волгоградской области.
     Предметом курсовой работы являются теоретические  и методические проблемы, связанные с развитием кризисной ситуации экономике региона.
     Объектом  курсовой работы выступают проблемы развития кризисной ситуации  в  Волгоградской области.
     Информационной  основой курсовой  работы поставленных и решаемых в ней проблем явились научные труды отечественных и зарубежных авторов по  проблеме кризисных ситуаций в экономике, и материалы статистических сборников Росстата.
     Методы  исследования: общенаучные методы - анализ и синтез, методы статистической обработки информации, системный подход, экспертных оценок. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ  КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ  В РЕГИОНЕ
     1.1.   Сущность и причины кризисов 

     Кризис – это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе, угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде.
     Экономический кризис – это процесс, разворачивающийся по мере того, как различные факторы начинают взаимодействовать непредвиденным образом. Это нарушение равновесия воспроизводственных пропорций и одновременно процесс достижения нового сбалансированного состояния макро и микроситем.
     Причины кризиса могут подразделяться на объективные, связанные с циклическими потребностями реструктуризации, модернизации, и субъективные, обусловленные ошибками в управлении, природные (климат, недра, водная среда и др.) Причины кризиса могут подразделяться на внешние и внутренние. Первые связаны с действием макро– или внешнеэкономических факторов, вторые – с внутренними факторами, с рискованной стратегией маркетинга, ограниченной инновационной и инвестиционной политикой, неэффективным управлением.
     Если  согласиться с тем, что кризис может возникнуть вследствие действия всего многообразия внешних и  внутренних факторов, можно сделать  вывод, что опасность кризиса  существует постоянно, его необходимо предвидеть и прогнозировать.
     Для эффективного управления кризисом необходимо исследовать не только его причины, но и последствия. Например, в результате кризиса возможно обновление организации  или ее ликвидация, оздоровление или  усугубление ситуации. Кризис может иметь как позитивные, так и крайне негативные последствия. Они могут развиваться и согласно «принципу домино». Возможна консервация кризисных ситуаций на довольно длительное время (например, политического). Последствия кризиса могут сводиться к резким изменениям или мягкому выходу.
     Последствия кризиса определяются не только его  природой и параметрами, но и эффективностью антикризисного управления. Последнее  же зависит от профессионализма, системы  мотивации, прогнозирования причин и последствий, искусства управления, эффективной методологии.
     Если  есть классификация и знание типа кризиса, есть возможности снижения его воздействия, обеспечения безболезненности его протекания. Согласно классификации, возникают общие и локальные  кризисы. Общие кризисы охватывают всю социально-экономическую систему, локальные – одну или несколько подсистем.
     По  проблематике кризиса следует указать  макро – и микрокризисы. Макрокризис  охватывает всю народнохозяйственную систему. Микрокризис распространяется на отдельную проблему или группу проблем. Но кризис, будучи минимальным, по принципу «домино» может вовлечь в противоречия всю систему или весь процесс развития, так как все элементы взаимосвязаны и взаимодействуют в системе, проблемы решаются комплексно. Кризис охватывает все элементы, когда нет управления кризисными ситуациями, нет мер локализации и снижения его остроты, или наоборот, когда осуществляется намеренная мотивация развития кризиса. По структуре отношений в народнохозяйственной системе, по различной проблематике развития установлены следующие виды экономических, психологических, организационных, социальных, технологических кризисов. Экономические кризисы вызваны резкими противоречиями в экономике страны или отдельного хозяйствующего субъекта. К ним относятся кризисы производства и реализации товара, отношений экономических агентов, кризисы неплатежей, конкурентных преимуществ, банкротства и пр. Среди экономических кризисов существуют финансовые кризисы в состоянии финансовой системы и финансовых возможностей. Социальные кризисы возникают при развитии противоречий различных социальных групп. Часто социальные кризисы являются продолжением кризисов экономических, но иногда возникают и отдельно.
     В совокупности социальных кризисов следует  указать политический кризис – противоречия в политическом устройстве общества, кризис власти, кризис противоречий в интересах различных социальных групп, классов, в управлении обществом.
     Организационные кризисы возникают вследствие противоречий в процессах обособления и  интеграции, распределения функций, проектирования организационной структуры, как отделение административных единиц. Организационный кризис проявляется обострением противоречий в процессе организации производства и управления, например в виде излишней бюрократизации.
     Психологические кризисы – это кризисы психологического состояния человека, например стресс, чувство неуверенности, неудовлетворенности  работой, страха, правовой защищенности.
       Технологический кризис – это  кризис новых технологических  идей в условиях наличия потребности в новых технологиях. По причинам возникновения кризисы разделяются на природные, экологические, общественные. Первые вызваны воздействием человека на окружающую среду, землетрясениями, ураганами, пожарами, климатическими изменениями, наводнениями.
     В настоящее время стало особенно актуально прогнозирование, а также  распознавание кризисов взаимоотношения  человека с природой – экологических, возникающих при изменении природных  условий, вызванных деятельностью  человека; истощении ресурсов, загрязнении окружающей среды, возникновении опасных технологий, пренебрежении требованиями законов природного равновесия. 
 
 
 
 

       

     Рис.1 Виды кризисов
     Кризисы также могут быть предсказуемыми (закономерными) и данными (случайными).
     Предсказуемые кризисы могут предсказываться  и возникают под воздействием объективных факторов развития –  необходимости модернизации производства, бизнес процессов под воздействием макроэкономических факторов. Неожиданные кризисы возникают вследствие ошибок в управлении, действия сил природы, активизации социально-экономических процессов. Разновидностью предсказуемых кризисов является циклический кризис, возникающий периодически и имеющий известные фазы своего наступления и протекания, существуют также кризисы явные и латентные (скрытые). Первые протекают заметно и просто распознаются. Вторые – скрытые, развиваются незаметно и крайне опасны. Также кризисы подразделяются на легкие и глубокие. Глубокие кризисы могут дестабилизировать части или всю социально-экономическую систему. Легкие, мягкие кризисы протекают более последовательно и безболезненно. Совокупность возможных кризисов также делится на кратковременные и затяжные. Фактор времени чрезвычайно важен в кризисной ситуации, чем длительнее кризис, тем он проходит болезненнее. Затяжные проходят болезненно и сложно. Они, как правило, связаны с отсутствием навыков управления критическими ситуациями, непониманием сути и параметров кризиса, его причин и возможных последствий.
     Кризис  развивается циклично.
     Рассмотрим  фазы возможного развития и преодоления  кризисов в регионе:
    фаза спад (снижение показателей, характеризующих результаты финансово-хозяйственной деятельности) из-за внешних факторов рынка.
    фаза дальнейшее ухудшение результатов деятельности под влиянием внутренних причин в регионе (без ухудшения внешних условий на рынке).
    фаза – депрессия приспособление региона к новым условиям хозяйствования на более низком уровне доходов (при условии принятия первоочередных антикризисных мер).
    фаза восстановление финансового равновесия, оживление производства восстановление производства и реализации продукции до предкризисного уровня.
    фаза рост производства, ускорение экономического развития
    фаза поддержание нового экономического уровня развития региона, его устойчивости в длительной перспективе, создание условий для самофинансирования.
     Таким образом, кризис это крайнее обострение социально-экономических отношений, кризисы могут вызывать один другого или может возникать цепная реакция, когда один возникший кризис вызывает другой, а затем третий и т. д. Опасность возникновения кризиса в регионе существует всегда, поэтому необходимо осуществлять анализ и на его основе постоянный контроль с целью распознавания, прогнозирования и предупреждения кризисных ситуаций.

     1.2.Антикризисное  управление в регионе

 
     Переход от плановой к рыночной экономике  поставил в сложное экономическое  и финансовое положение многие предприятия  и коммерческие организации различных организационно-правовых форм. Имеются в виду как созданные на основе разгосударствления акционерные общества, так и многочисленные предпринимательские структуры.
     На  решение именно этих задач должна быть нацелена система мер, именуемая  за рубежом «кризис-менеджмент» (crisis management), а в отечественной литературе – «антикризисное управление».
     В последнее время в связи с  обострившимся финансовым кризисом целых регионов под таким управлением  понимают либо управление в условиях уже наступившего кризиса, либо управление, направленное на вывод региона из этого состояния.
     Под «антикризисным управлением» понимается такое управление, которое нацелено на вывод региона из возникшей  кризисной ситуации (т.е. управление в условиях кризиса), а также на предотвращение проявления кризисной ситуации.
     Рассмотрение  антикризисного управления в стратегическом плане также не считается целесообразным, поскольку стратегическое планирование основной своей целью ставит разработку плана развития региона на долгосрочный промежуток времени (обычно два-три года), в то время как антикризисное управление призвано выводить (или предотвращать) регион из уже сложившейся кризисной ситуации. В данном случае необходимо не стратегическое планирование, а оперативное, которое вырисовывает вариант развития региона на небольшой промежуток времени (12-18 месяцев). Антикризисной менеджмент проявляется в случае выявления кризисной ситуации в ходе реализации стратегического плана развития компании и носит характер оперативного «хирургическо-экономического» вмешательства, с целью предотвращения дальнейшего ухудшения в деятельности региона. В случае положительного исхода антикризисного управления (регион выравнивается с точки зрения финансового состояния, улучшается платежный баланс, и проч.), регион может продолжать реализацию стратегического плана развития, скорректированного на появление возможных кризисных ситуаций.
     Итак, антикризисное управление – это:
    диагностика причин возникновения кризисных ситуаций в экономике и финансах региона;
    комплексный анализ финансово-экономического состояния региона для установления методов его финансового оздоровления;
    бизнес-планирование финансового оздоровления региона;
    выработка процедур антикризисного управления и контроль над их проведением.
     Проблема  антикризисного управления несостоятельным регионом вытекает из самой природы проводимых в России экономических реформ.
     Развитие  антикризисного управления как комплекса  мер, направленных на финансовое оздоровление экономики, уходит корнями в далекое  прошлое. Он всегда был связан с несостоятельностью, назначением администрации, конкурсным производством.
     И в правовом, и в исполнительном отношении важно было отразить эти  связи в законодательстве и реализовать  в наиболее приемлемом для общества виде. Несостоятельность определялась по совокупности признаков, «по коим заключить можно, что долги его неоплатны».
     Основной  формой решения подобных вопросов был  суд, который «на основании всех представленных сведений и указаний находил (найдено будет), что имущество  должника недостаточно для полного удовлетворения всех предъявленных и ненадлежащих сомнению долгов, то суд решает о признании должника несостоятельным».
     Несостоятельность признавалась понятием гражданского права, которое могло переходить в другую составляющую – банкротство (банкротское деяние). Банкротство еще в недалеком прошлом относилось к уголовно-правовым понятиям. Вопросы причинной связи, виновности, соучастия и покушения – словом, все проблемы общей части уголовного права получали новое и оригинальное освещение в применении к банкротству. Своеобразен в банкротстве и порядок возбуждения уголовного следствия, и форма передачи (предания) суду.
     Банкротство – один из этапов завершения проведения антикризисных процедур. Неотъемлемой частью антикризисного управления было и остается решение экономических проблем.
     Исследование  проблемы финансового оздоровления субъектов рыночных отношений в  России и за рубежом свидетельствует  о постоянстве различных ситуаций:
    наличия субъектов рыночных отношений, конкурентов и заинтересованных лиц;
    экономической и социальной обстановки, обусловливаемой стратегическими и тактическими целями развития общества;
    функционирования законодательных и исполнительных систем, регулируемых государством и другими субъектами власти.
     Упорядочение взаимоотношений составляющих указанных констант в интересах благосостояния общества можно считать стратегической целью антикризисного управления, развивающегося с учетом экономического, культурно-исторического наследия и менталитета народа любого региона или страны.
     Антикризисное управление – совокупность форм и  методов реализации процедур, обеспечивающих устойчивость различных субъектов  хозяйствования в условиях рыночных отношений и развития конкурентной среды.
     С позиции целостности концепция  антикризисного управления имеет несколько составляющих:
    антикризисное регулирование – меры нормативно-правового, организационно-экономического, государственного и политического характера, направленные на защиту субъектов рыночных отношений от кризисных ситуаций или на предотвращение банкротства на основе действующего законодательства, социальных гарантий и социальной защиты;
    антикризисное управление, представляемое системой процедур упреждения развития кризисной ситуации; мер стабилизации экономического положения; мероприятий по реструктуризации субъектов рыночных отношений;
    арбитражное управление (производство), обусловливаемое необходимостью финансового оздоровления или банкротства субъектов рыночных отношений в соответствии с правовыми условиями признания их несостоятельности (банкротства) и проведения предусмотренных действующим законодательством процессов и процедур.
     Антикризисное управление нами понимается как обобщающая категория системы управления, специфические  свойства которой проявляются с  момента возникновения проблемности (кризисности) в экономическом положении хозяйствующих структур.
     Любая кризисная ситуация характеризуется  следующими признаками:
    наличием угроз для реализации наиболее важных целей предприятия;
    дефицитом времени для принятия решений по урегулированию кризиса;
    давлением интересантов.
     В соответствии с действующим законодательством  и практикой выполнения функций  менеджера различных субъектов  хозяйствования в сложных ситуациях  представляется возможным выделить несколько этапов общей концепции антикризисного управления: досудебная санация (реорганизация) хозяйствующего субъекта, наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство.
     Содержательная  основа антикризисного управления в  отношении обособленного субъекта хозяйствования обусловливается экономическими и социальными факторами воздействия внешней и внутренней обстановки. Действия социально-экономических факторов в свою очередь определяются миссией субъекта, глобальными целями развития конкурентоспособности, локальными целями решения задач наиболее эффективного функционирования.
     Достижение  целевых установок стратегической ориентации развития хозяйствующих  структур и тактических задач  упреждения или выхода из кризиса  ориентируется на механизм антикризисного управления. Важной составляющей антикризисного управления является персонификация субъектов рыночных отношений.
     Персонификация  заключается:
    в формировании благоприятного имиджа на внутреннем и внешнем поле рыночных отношений в соответствии со стратегическими целями и реальными условиями развития;
    в организации партнерских отношений с обеспечивающими производство и потребляющими продукцию участниками рынка;
    в расширении производственных и коммерческих связей по вертикальным и горизонтальным направлениям функциональной деятельности;
    в создании опорных баз для обеспечения экономической и финансовой устойчивости собственного бизнеса;
    в ведении диалога с партнерами, конкурентами, управляющими структурами институциональной и государственной власти.
     Антикризисное управление (антикризисный менеджмент) можно рассматривать как аккумулятивную систему исполнения и функционально-качественного улучшения действий субъектов управления различных уровней в условиях обострения кризисности и конфликтности состояния рыночной среды.
     В нашей концепции антикризисное управление – это многофункциональный и многоуровневый комплекс менеджмента от индивидуального предпринимателя (физического лица) до институциональных структур государственного уровня .
     На  последующих этапах реализации антикризисных  мер усиливаются организационные и функционально-правовые связи между правовыми и исполнительными органами законодательного решения (исполнения) соответствующих институциональных структур и уполномоченных служб На заключительном этапе финансового оздоровления экономики (ликвидации) проявляются все результаты ранее проведенных мероприятий.
     Важным  показателем антикризисного управления является его эффективность.
     Она характеризуется соотношением эффекта, т. е. степени достижения целей смягчения, локализации или позитивного использования кризиса, и затраченных ресурсов.
     На  эффективность антикризисного управления влияют следующие факторы.
    Профессионализм антикризисного управления и специальная подготовка. Профессионализм формируется в ходе специального обучения, целенаправленного аккумулирования опыта и развития искусства антикризисного управления.
    Сегодня в стране создана система обучения антикризисных управляющих, которые способны выводить предприятие из кризиса с наименьшими потерями. Антикризисное управление должно стать необходимым элементом любого управления: стратегического, креативного, производственного, экологического, финансового и пр. 
    Искусство управления, данное природой и приобретенное в процессе специальной подготовки, следует выделить особо в перечне факторов эффективности антикризисного управления. Поэтому для антикризисного управления крайне важен психологический анализ в отборе специалистов, которые способны чутко реагировать на приближение кризиса и управлять в экстремальных ситуациях. 
    Методология разработки рискованных решений. Такая методология должна быть создана и освоена, потому что она в значительной мере определяет такие качества управленческих решений, как своевременность, полнота отражения проблемы, конкретность, организационная значимость. 
    Научный анализ обстановки, прогнозирование тенденций. Видение будущего и не субъективное, а основанное на точном, научно обоснованном анализе позволяет постоянно осуществлять мониторинг приближающегося кризиса. 
    Важным фактором эффективности антикризисного управления является также корпоративность, т. е. понимание и принятие всеми работниками целей организации, готовность самоотверженно работать для их достижения, это особый вид интеграции всех сотрудников, развитие внутреннего патриотизма и энтузиазма.  
    Лидерство также входит в совокупность факторов эффективного антикризисного управления. Лидерство определяется не только личностью менеджера, но и сложившимся стилем работы, структурой персонала управления, авторитетом власти, уверенностью, укрепившимся доверием к менеджеру. 
    Оперативность и гибкость управления заключаются в изменении управления в соответствии с ситуациями, адаптации управления к условиям кризиса.  
    Стратегия и качество антикризисных программ. Во многих ситуациях возможна потребность в изменении стратегии управления и в разработке специальных программ антикризисного развития. 
    Отдельным пунктом следует выделить человеческий фактор. Здесь подразумевается обязательное наличие антикризисной команды – ближайших помощников антикризисного менеджера, которые могут пользоваться его особым доверием. 
    Система мониторинга кризисных ситуаций является крайне важным фактором эффективности антикризисного управления. Это организованные действия по непрерывному постоянному определению вероятности и реальности наступления кризиса для его своевременного обнаружения и распознавания.
 

      2. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ  КРИЗИСНОЙ СИТУАЦИИ  В ВОЛГОГРАДСКОЙ  ОБЛАСТИ
     2.1. Социально – экономическая  характеристика Волгоградской  области
     Волгоградская область - субъект Российской Федерации (административный центр - г.Волгоград). Входит в состав Южного Федерального Округа Российской Федерации.    
       С севера на юг и с запада  на восток область протянулась  более чем на 400 км.    
       Общая протяженность границ области  - 2221,9 км, в том числе с Саратовской областью (29,9%), Ростовской (26,8%), Астраханской (11,4%), Воронежской (11,3%) областями, Республикой Калмыкией (10,9%) и Казахстаном (9,7%).    
       Волгоградская область имеет  выгодное географическое положение,  являясь главными воротами на  юг России с выходом на Иран, Ирак через Кавказ и Индию через Республику Казахстан.   
       Занимает площадь 112,9 тыс.кв.км (78% составляют земли сельскохозяйственного  назначения).   
       Численность населения 2673,1 тыс.  человек (городское - 75,2%, сельское - 24,8%).   
       На территории области 1506 населенных пунктов, находящихся в составе 39 муниципальных образований (6 городов областного подчинения и 33 сельских района). Они объединены в 8 региональных округов (Волжский, Иловлинский, Калачевский, Михайловский, Новоаннинский, Палласовский, Урюпинский и Фроловский).    
       Через территорию области проходят  важные железнодорожные, автомобильные,  водные и воздушные трассы. Общая  протяженность железнодорожных  путей составляет 1,6 тыс.км, внутренних  судоходных путей - 1,5 тыс.км, автомобильных дорог - более 14 тыс.км (83% дорог общего пользования имеют твердое покрытие.). Низовья Волги и Дона, связанные Волго-Донским судоходным каналом, создают благоприятные условия для транспортировки различных грузов через область из портов государств Европы в зоны судоходства Африки, Ближнего и Среднего Востока.   
     Демографическая ситуация  2010 г. по сравнению с предыдущим годом характеризовалась увеличением числа родившихся на 25 человек и числа умерших -  на 670 человек.
     Число умерших превысило число родившихся в 1,3 раза. 
     Промышленность  Волгоградской области имеет  большое значение в экономике  области, так как формирует 37 процентов  валового регионального продукта  области  и  57 процентов  налоговых поступлений во все уровни бюджетов.
     К промышленным видам  деятельности  относятся  добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды.
     По  состоянию на 1 января 2010 г. количество действующих  промышленных предприятий по области составило 4196, в том числе  крупных и средних -  497  предприятий и организаций.  
     В структуре объемов отгруженных товаров собственного производства по промышленным видам деятельности области наибольший удельный вес занимают:
     - обрабатывающие производства –  более 82 процентов, в их числе:
    производство нефтепродуктов - около 35 процентов,
    металлургическое производство и производство готовых металлических изделий - более 15 процентов,
    производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака - более 10 процентов,
    химическое производство и производство резиновых и пластмассовых изделий - более 8 процентов,
     - добыча полезных ископаемых - около 6,5 процента,
     - производство и распределение  электроэнергии, газа и воды - более 
11 процентов.  

     К благоприятным факторам развития промышленности Волгоградской области относятся не только наличие развитого промышленного потенциала, высококвалифицированных кадров, но и имеющиеся значительные запасы природных ресурсов (нефть, газ), минерально-сырьевых месторождений (хлормагниевые, калийные и поваренная соли, фосфориты), а также карбонатов, строительного песка и железных руд.
     Конъюнктурную значимость на мировом и российском рынках представляет продукция топливно-энергетического комплекса, черной и цветной металлургии, химии и нефтехимии, машиностроения, стройиндустрии.
     Основными ведущими отраслями промышленности являются: нефтеперерабатывающая (производство нефтепродуктов),  черная и цветная металлургия (производство труб стальных  проката готового), химическая, нефтехимическая (производство каустической соды, химического волокна), машиностроение и металлообработка (выпуск тракторов, судов, башенных кранов, подшипников, оборудования для нефтяной промышленности, электротехнической и пищевой промышленности; производство бурового, транспортно-складского, медицинского, торгового оборудования); производство стройматериалов (производство железобетона, стеновых материалов, нерудных строительных материалов), топливная (добыча нефти, газа),  а также текстильная, деревообрабатывающая, пищевая промышленность.
     Волгоградская область имеет развитое сельскохозяйственное производство и является одним из крупнейших производителей сельскохозяйственной продукции в Российской Федерации. Она обладает мощным природно-климатическим  потенциалом, что позволяет не только удовлетворять внутренние потребности, но и оказывать достаточно сильное влияние на формирование продовольственного рынка России. По объему производства продукции сельского хозяйства Волгоградская область занимает 10 место в стране, удельный вес ее в валовом производстве сельхозпродукции составляет 2,6 процента.
     Площадь сельскохозяйственных угодий области составляет 8,3 млн. гектаров, в том числе пашни - 5,6 млн. гектаров.
     В сельском хозяйстве трудится более 15 процентов населения, занятого в экономике области, создается более 11 процентов валового регионального продукта.
     В АПК области функционируют 714 сельскохозяйственных предприятий, 11,7 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств, 245,5 тыс. личных подворий и 312,2 тыс. садоводческих участков, что определяет многоукладный характер аграрной экономики области. 
     Уникальные  почвенно-климатические условия  региона позволяют организовать крупное производство высококачественного  продовольственного зерна, крупяных культур, семян масличных культур, овощей, фруктов, бахчевых культур.
     По  производству зерновых культур область  занимает 8 место, подсолнечника – 5, овощей - 2, плодов и ягод – 3 место  по стране (по итогам за 2009 год).
     На  сегодняшний день Волгоградская  область располагает достаточным  потенциалом, характеризующимся стабильной политической обстановкой, активной и взвешенной экономической политикой администрации региона, высокоразвитым научно-техническим комплексом, а также другими элементами, позволяющими повысить инвестиционную привлекательность области, как для отечественных, так и иностранных инвесторов. По сравнению с другими регионами РФ и ЮФО обладает рядом преимуществ, которые при благоприятных внешних и внутренних факторах позволяют обеспечить самодостаточность и устойчивое развитие территории:
    наличие широкого ресурсного потенциала развития, включая достаточное количество минерально-сырьевых ресурсов, среди них нефть, газ, калийные соли, бишофит и другие;
    развитое промышленное производство с высокой степенью диверсификации;
    многоотраслевая ориентация промышленного производства с высокой долей обрабатывающих производств, создающая предпосылки устойчивого развития экономики региона;
    благоприятные условия для развития высокоэффективного сельскохозяйственного производства;
    выгодное географическое положение, способствующее эффективной интеграции в перевозочные процессы с использованием потенциала естественных транспортных артерий, позволяющее вести активный товарообмен с близлежащими регионами и участвовать в формировании международных транспортных коридоров.
     В целях повышения инвестиционной активности, а также создания благоприятных  инвестиционных условий, на территории Волгоградской области  принят Закон Волгоградской области от 2 марта 2010 г. № 2010-ОД «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Волгоградской области», который по сравнению с ранее действовавшим законодательством, предусматривает расширение перечня государственной поддержки, упрощение процедур ее получения и контроля за ходом реализации инвестиционных проектов и т.п. Государственную поддержку предполагается оказывать в приоритетных направлениях инвестиционного развития региона, таких как внедрение энергосберегающих и ресурсосберегающих технологий, производство фармацевтической продукции, развитие энергетического комплекса, строительство объектов здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, учреждений социального обслуживания, рекреационно-туристического комплекса  и др.

     2.2 Влияние экономического  и финансового  кризис на экономику  региона

     Глобальный  экономический кризис системно воздействует на большинство отраслей экономики  и социальной сферы, влияет на структуру  и принципы внешнеэкономических  отношений региона.
     В проявлениях глобального экономического кризиса в Волгоградской области  есть свои особенности, связанные со спецификой условий хозяйствования в ЮФО и самом субъекте Федерации, недостаточной развитостью ряда административных и рыночных институтов, неэффективностью финансовой и банковской системы, накопленными диспропорциями структуры производственной и непроизводственной сфер, соотношением базовых и производных отраслей, размеров предприятий различных видов.
     Основная  проблема Волгоградской экономики  – очень высокая зависимость  от экспорта сырья и готовой продукции, импорта готовых товаров. В последние годы много сделано для развития отраслей перерабатывающей промышленности, услуг, транспорта, но ключевую роль в экономике региона все еще играет экспорт энергоносителей, сельскохозяйственного сырья, первичная обработка металлов. В результате кризиса практически на все товары сырьевого экспорта снизились не только цены, но и спрос. Более того, проблемы от сырьевых отраслей начали распространяться на смежные.
     Вторая  проблема – в сохранении низкого  спроса на местные товары перерабатывающей промышленности, обусловленном их низкой конкурентоспособностью. В регионе мало отраслей, способных «поддержать» его экономику в условиях кризиса. Это привело к значительному спаду промышленного производства, нарушению кругооборотов капиталов, росту числа постоянно и временно безработных, снижению заработной платы и негативным социальным последствиям. Особенно это заметно в тех городах и районах, в которых находятся крупные смежные ТЭК предприятия, и которые в условиях постоянного роста цен на сырье были весьма обеспечены заказами и доходами.
     Третья  проблема – недостаточная развитость частных институтов финансового  сектора в Волгоградской области, недостаточная предпринимательская  активность банков. Многие предприятия, особенно быстро развивавшиеся в  последние годы, выходившие на внешние  региональные и зарубежные рынки, не получали достаточного финансирования от заказчиков и банков внутри региона. Кредиты в регионе были дороже, а их возможные сроки – меньше. Предприятия вынуждены были занимать за рубежом, но во время кризиса зарубежные рынки капитала стали для них недоступными.
     Мировой финансовый кризис внес серьезные изменения  в экономику Волгоградской области, замедлив ее развитие. Ситуация во многих отраслях экономики остается сложной  и стоит задача максимально сохранить  и обеспечить реализацию приоритетных направлений Программы социально-экономического развития до 2010 года и Стратегии до 2025 года.
     Анализ  текущей социально-экономической  ситуации в Волгоградской области  позволяет оценить влияние кризиса  на основные показатели результативности Стратегии 2025 и Программы 2010.
     По  данным Федеральной службы государственной  статистики, индекс промышленного производства в регионе в сентябре 2009 г. составил 88,1% от уровня соответствующего периода 2008 г., что несколько ниже, чем  в среднем по России (90,5%). Однако по этому показателю область находится на 10-ом месте среди субъектов Южного федерального округа (ЮФО). В то же время, впервые с июля 2009 г. наблюдается устойчивый рост этого показателя и достижение им в сентябре положительных значений (104,3%). Индекс производства в обрабатывающей промышленности в сентябре достиг 87,6% от уровня сентября 2008 г., превысив общероссийский показатель (86,8%). Это также только 10-ый результат по Югу России.
     Остается  неблагоприятной инвестиционная ситуация в регионе. Объем инвестиций в основной капитал по полному кругу организаций Волгоградской области за I полугодие 2009 г. составил только 71,8% от показателя соответствующего периода 2008 г., причем во II квартале была зафиксирована понижательная динамика инвестиций.
     Существенно сократились и иностранные инвестиции в экономику региона. Если в I квартале 2009 г. доля Волгоградской области в общероссийском объеме иностранных инвестиций составляла 1%, то к концу  I полугодия она сократилась до 0,3%. Для сравнения, Ростовской области удалось избежать такого выраженного сокращения (1,4% и 1,1%, соответственно).
     Ухудшение внешних и внутренних условий  хозяйствования вызвало резкое снижение финансовых результатов деятельности крупных и средних организаций области – до 49,1% (54,7% – по РФ) в январе-августе 2009 г. по сравнению с уровнем соответствующего периода 2008 г. Так, прибыль прибыльных организаций за рассматриваемый период составила только 57,2% от уровня 2008 г. Доля убыточных крупных и средних предприятий и организаций достигла 34,5% от их общего количества.
     Соответственно, поступления в областной бюджет налога на прибыль за 2009 г. от предприятий, охваченных мониторингом, оцениваются  в размере 5187 млн. руб. или со снижением на 35% к уровню 2008 г. Например, платежи по налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль группы компаний «Никохим» (ОАО «Каустик» и ОАО «Пласткард») в 2009 г. вследствие сокращения спроса на основную продукцию снизятся на 30%.
     Негативными факторами, влияющими на деятельность субъектов малого предпринимательства (СМП) в регионе в условиях кризиса, выступили: снижение ликвидности; неплатежи; низкая инвестиционная активность; сокращение доступа к финансовым средствам; высокая зависимость малого бизнеса от внутреннего спроса; прекращение деятельности инфраструктуры поддержки СМП.
     Анализ  деятельности кредитных организаций  на территории Волгоградской области (среди них 5 региональных кредитных  организаций; 73 филиала инорегиональных  кредитных организаций, в том числе 16 филиалов Сбербанка России; 257 дополнительных офисов; 324 операционных кассы; из них: 320 операционных касс Сбербанка; 30 кредитно-кассовых офисов; 25 операционных офисов; 9 представительств инорегиональных кредитных организаций; 5 передвижных пунктов кассовых операций) показал, что за 2008 г. ссудная задолженность выросла на 39%. В то же время, вклады населения области увеличились на 19%. Этот факт явился прямым следствием снижения объемов потребления и увеличение объемов сбережений населения в условиях развития кризиса как проявление общероссийской и мировой тенденции. Действительно, по оценкам экспертов, в России за семь месяцев 2009 г. сумма депозитов увеличилась на 12%.
     С целью привлечения вкладов населения  отдельные кредитные организации повышали процентные ставки до 15% годовых. В целом отмечалось устойчивое повышение процентных ставок по кредитам (в 1 полугодии 2008 г. 12,5% – 14,1%, во 2 полугодии 16% – 20,7%). Факторами роста процентных ставок стали: удорожание ресурсов (повышение процентных ставок по вкладам); ухудшение качества кредитного портфеля в связи с ростом просроченной задолженности по кредитам в кризисных условиях.
     Сложившаяся ситуация на финансовых рынках ограничила доступность ресурсов для предприятий и организаций, банки ввели ограничения на объем кредитования ряда отраслей нефинансового сектора экономики, а также ужесточили требования к качеству обеспечения.
     Финансовые, инвестиционные и производственно-технические  проблемы неизбежно вызвали волну  сокращения рабочих мест на предприятиях и в организациях разных направлений деятельности в хозяйственной системе Волгоградской области.
     За  период IV квартал 2008 г. – I квартал 2009 г. из организаций Волгоградской области фактически было уволено 5665 чел. (в т.ч., в последнюю неделю марта 2009 г. – 423 чел.). Чтобы избежать увольнения работников в результате сокращения рабочих мест, на многих предприятиях области введены режимы неполного рабочего времени, временной приостановки работы (простои), предоставления работникам отпуска без сохранения заработной платы (причем на предприятии одновременно могут использоваться несколько режимов работы).
     В 2009 г. рост безработицы продолжился  вплоть до мая. Так, если в феврале  уровень безработицы в Волгоградской  области составлял 11,2% от численности экономически активного населения (хотя и был ниже среднего значения этого показателя по ЮФО – 12,3%), в мае 2009 г. он возрос до 11,6%, в то время, как и общероссийский и средний по Югу России показатели стали сокращаться. Однако в августе текущего года значение этого показателя по региону сократилось до 7,6%, в результате обогнав даже общероссийский показатель (7,8%) и отодвинув область на благоприятное 10-е место, что отражает позитивные процессы на региональном рынке труда и начавшиеся положительные процессы в экономике области.
     Позитивная  ситуация отмечается в сельском хозяйстве  Волгоградской области. Индекс производства продукции сельского хозяйства  по итогам I полугодия 2009 г. составил 103,1% от уровня соответствующего периода предыдущего года, что выше общероссийского показателя (100,9%) и среднего показателя по ЮФО (101,4%), но дает только 9-ый результат среди регионов Юга России.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.