На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат История развития психологических направлений

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 22.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


История развития психологических  направлений (accоциативная  психология, гештальтпсихология, бихевиоризм (стимул-реакция)) 

Оглавление:
Введение
       1. Психологические теории и направления
       2. Ассоциативная психология
       3. Гештальтпсихология
       4. Бихевиоризм
Заключение
Список  литературы 

 

ВВЕДЕНИЕ
       Возникновение элементов психологического знания следует, повидимому, отнести к тем далеким временам, когда человек впервые осознал, что он, человек, существенно отличается от всего другого в окружающем мире. В научном знании формирование психологической идеи всегда шло в процессе развития главенствующей концепции миропонимания. Идея души выступает в качестве одного из центральных моментов в философских системах Сократа, Платона, Аристотеля. Развитие философии во все последующие века сыграло важную роль в становлении психологического комплекса знаний.
         Однако вместе с развитием  психологического комплекса знаний  в философии, в области естественно  - научного звания, прежде всего  в медицине, шло накопление сведений  об организме человека, его анатомии, физиологии и биохимии. При этом все более выявлялось противоречие философского психологического знания о душе и естественно - научного знания о человеке. В то же время ни философская психология, ни науки об организме человека оказались не в состоянии ответить на вопрос, как снять это противоречие.
       Процесс развития знаний о психике человека, системе его психики, характере, темпераменте продолжался на протяжении столетий, и сам тот самый процесс  также важен, как и результат - наука психология1.
       В своем развитии психология прошла несколько  этапов. Первые представления о психике были связаны с анимизмом – древнейшими взглядами, согласно которым у всего, что существует на свете, есть суть человеческая. В тот самый срок представления о душе основывались на многочисленных мифах и легендах, на сказках и первоначальных религиозных верованиях, связывающих душу с определенными живыми существами.
       Эпоха Средневековья, длившаяся почти  десять веков, не имеет в истории  довольно четкой периодизации. Началом этой эпохи считают падение Римской империи, т. е. V век. В то же час все ученые отмечают, что элементы средневековой идеологии, так же как и средневековой науки, появились существенно раньше, уже в III в.
       Одной из важнейших характеристик средневековой науки, в частности психологии, была ее тесная связь с религией. Точнее говоря, небогословской, внецерковной науки в то час в Европе не существовало. Ее важной особенностью в тот самый срок было появление сакральности, от которой психология избавлялась при переходе от мифологии к научному знанию в VII-VI вв. до нашей эры подневольность от религии снова поставила вопрос о связи и взаимовлиянии знания и веры, который и стал важнейшим для ученых на протяжении всего этого периода.
       Появление новых подходов к построению науки в XV-XVI вв., связанных со стремлением к рациональности и доказательности теоретических положений, ознаменовало наступление нового этапа в процессе становления психологии. Развитие этих подходов стало ведущим мотивом ученых, разрабатывавших психологические концепции в Новое час.
       Цель  работы – исследовать историю развития психологических направлений таких, как accоциативная  психология, гештальтпсихология, бихевиоризм.
       Задачи  работы:
      Раскрыть существующие психологические теории и направления,
      Изучить такие психологические направления, как ассоциативная психология, гештальтпсихология и бихевиоризм.
 
 

    ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ И НАПРАВЛЕНИЯ
       За  многолетнюю историю развития науки  психологии было выработано достаточное  количество разнообразных теорий и направлений. Некоторые из них были переосмыслены и дополнены в XX в. последователями и продолжателями различных концепций. Одними из самых известных являются теория психоанализа и направления бихевиоризма.
       Бихевиоризм — направление, зародившееся в американской психологии. Его приверженцы утверждают, что психика — это различные формы поведения, совокупность реакций организма на стимулы внешней среды, а все психические явления — это реакции организма, преимущественно двигательные. В основе мышления лежат речедвигательные акты, эмоции вызываются изменениями, которые происходят внутри организма. За единицу поведения принимается связь (корреляция) стимула и реакции. Законы поведения выступают как отношения между тем, что происходит на «входе» (стимул) и «выходе» (двигательный ответ) системы организма.
       Основной  метод исследования бихевиористов—наблюдение и описание реакций организма  в ответ на воздействия окружающей среды. В результате различия между  поведением животных и человека рассматриваются  с точки зрения степени сложности2.
Психоанализ — направление в психологии, основанное австрийским психиатром и психологом 3. Фрейдом в конце XIX — начале XX вв. Психоанализ первоначально  возник как метод изучения и лечения  истерических неврозов.
       Но  результаты психотерапевтической практики были интерпретированы 3. Фрейдом в психоаналитической теории бессознательного. Впервые в единой теории были поставлены проблемы движущих сил душевной жизни человека, мотивов и влечений, смысловой и энергетической характеристик психики, а также ее структурной организации и психодинамики.
       Становление взглядов 3. Фрейда прошло два основных этапа. На первом этапе была разработана  схема психики, которая включала представление о трех ее сферах: сознательном, предсознательном (близко по своим свойствам к сознанию) и бессознательном (отделено от первых двух особой психической инстанцией — цензурой).
       На  завершающем этапе развития теории Фрейд выдвигает структуру личности. Она состоит из трех компонентов: Оно — вместилище инстинктивных  влечений, подчиняющихся принципу удовольствия, Эго — психологическая инстанция, опосредующая связь Оно внешним миром с Супер-Эго. Супер-Эго включает социальные запреты, нормы и идеалы. Эго подчиняется принципу реальности, выполняет функцию согласования противоположных сил, действующих в психике человека.
    АССОЦИАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
       Ассоцианизм — деятельность психики на основе ассоциаций (от лат. associatio — соединение). Одно из основных направлений мировой  психологической мысли, объясняющее  динамику процессов психических  принципом ассоциации. Берет начало от Аристотеля. Материалистический ассоцианизм стал ведущим в так называемой ассоциативной психологии. Она главенствовала до начала XX в. и сосредоточивала основное внимание на изучении умственной деятельности и познания. Особенно отчетливо ассоциативная психология была развита в работах Д. Локка, который и ввел в обиход термин ассоциация3.
       Согласно  Локку в ассоциативной психологии:
      идеи ощущений ходе развития предшествуют идеям рефлексии (Reflection; Reflexion — умственная активность, концентрирующаяся на определенном содержании сознания);
      простые идеи, ассоциируясь, складываются в сложные;
      знание основывается на опыте, источники опыта — ощущение и рефлексия;
      из этих источников разум и получает идеи, а врожденные идеи не существуют: человек рождается как чистая восковая дощечка, на коей можно написать все, что угодно.
       Эта идея ассоциативной психологии стала  непосредственно соотноситься с  педагогической практикой, а позже  — и с проблемами психологии личности и психологией педагогической. Она составила основу так называемых теорий среды, утверждающих ведущую роль окружения и внешних воздействий при формировании психики.
       Им  противостоят теории развития, исходящие  от идей Ж.-Ж. Руссо и утверждающие приоритет внутренне присущих человеку закономерностей развития. В начале XIX в. появились концепции, отъединившие ассоциативную психологию от ее телесного субстрата и представившие ее в виде имманентного принципа сознания. Утвердилось воззрение, составившее основные принципы ассоциативной психологии:
       1) душа понимается как сознание  — в первую очередь в его  познавательном аспекте;
       2) в основе душевной жизни лежат  простые элементы; психика отождествленная  с интроспективно понятым сознанием,  построена из элементов — ощущений, простейших чувствований;
       3) эти элементы — образы ощущений  — имеют чувственный характер  они первичны, а сложные психические  образования — представления,  мысли, чувства, вторичны;
       4) более сложные образования возникают  как сложение более простых  на базе принципа ассоциации;
       5) условие образования ассоциаций  — смежность двух процессов  психических;
       6) закрепление ассоциаций обусловлено  живостью ассоциируемых элементов  и частотой повторения ассоциаций  в опыте;
       7) источник знаний о душе —  самонаблюдение наблюдая собственный  внутренний мир, исследователь непосредственно обращен к реальной душевной жизни и вправе выносить суждения о ней, чужая же душевная жизнь недоступна, хотя законы душевной жизни предполагаются едиными4.
       Еще важная деталь в ассоциативной психологии: по сути, человек понимался как одиночка, живущий среди других таких же одиночек; его внутренний мир явно или неявно противопоставлен всему остальному, между ним и остальным миром как бы проходит жесткая граница. Благодаря успехам биологии и нейрофизиологии, ассоциативная психология была преобразована. Гельмгольц использовал новое воззрение на ассоциацию в своих исследованиях органов чувств, Ч. Дарвин — при объяснении эмоций, И. М. Сеченов — в учении о рефлексах головного мозга.
       Спенсер внес в ассоциативную психологию проблему развития психики в филогенезе и пришел к важному выводу об адаптивной функции психики в поведении. В 80-е — 90-е гг. XIX в. предпринимались многочисленные исследования условий образования и актуализации ассоциаций. Вместе с тем была показана ограниченность их механистической трактовки.
       Ассоциативная психология в своем развитии прошела  ряд этапов:
       1) Выделение ассоциации как объяснительного  принципа для отдельных явлений  психических, прежде всего процессов  припоминания;
       2) Этап классического ассоцианизма, когда были созданы целостные концепции психики, которая понималась как система механических связей (ассоциаций) между психическими элементами, в качестве коих рассматривались ощущения и представления;
       3) Этап экспериментального и практического  ассоцианизма, характерный попыткой ввести в основную концепцию фактор активности субъекта5.
       В рамках ассоциативной психологии были выработаны ценные представления, прежде всего — в области психологии памяти и психологии мышления. Весьма ценно само понятие ассоциации. Однако ассоциация как универсальный объяснительный принцип со временем оказалась недостаточной, и для ассоцианизма как универсальной психологической теории настало время кризиса и падения. Детерминистские элементы ассоцианизма в трансформированном виде были восприняты учением И. П. Павлова о рефлексах условных, а также — на иных методологических основаниях — американским бихевиоризмом. Изучение ассоциаций для выявления особенностей различных процессов психических используется и современной психологией6.
    ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ
       В 1912 г. во Франкфурте-на-Майне под  руководством М. Вертгеймера (1880-1943) возникла новая психологическая школа - гештальтпсихология (от нем. «gestalt» - форма, структура). В нее входили известные психологи В. Келер (1887-1967) и К. Коффка (1886-1941). В экспериментах М. Вертгеймера по восприятию было установлено, что в составе сознания существуют целостные образования (гештальты), не разлагаемые на сенсорные первоэлементы, т.е. психические образы, которые не являются комплексами ощущений7.
           Прогрессивное значение гештальтпсихологии  состояло в преодолении ею  «атомизма» в психологии - представления о том, что образы сознания строятся из кирпичиков ощущений. Существует некая изначальная упорядоченность сенсорно-интеллектуальных структур. М. Вертгеймер стал приверженцем деятельной сущности сознания: сознание активно, посредством определённых действий оно строит свои образы внешнего мира, опираясь на изначально имеющиеся структуры - гештальты.
           В исследованиях гештальтпсихологов было открыто более ста закономерностей зрительного восприятия: апперцепция (зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания психической деятельности человека), взаимодействие фигуры и фона, целостность и структурность восприятия, прегнантность (стремление к простоте и упорядоченности восприятия), константность восприятия (постоянство образа предмета несмотря на изменение условий его восприятия), феномен «близости» (тенденция к объединению элементов, смежных во времени и пространстве), феномен «замыкания» (тенденции к заполнению пробелов между элементами воспринимаемой фигуры).
           Адаптивные формы поведения объяснялись  универсальным понятием «инсайта» (от англ. «insight» - озарение) - внезапным схватыванием отношений при решении проблемных задач. Но, к сожалению, гештальтисты пытались объяснить сознание, исходя из него самого. 
 

    БИХЕВИОРИЗМ
       Бихевиоризм возник в США и явился реакцией на структурализм В. Вундта и Э. Титченера  и на американский функционализм. Его  основоположником был Джон Уотсон (1878-1958), статья которого - «Психология с точки зрения бихевиориста» (1913) положила начало направлению. В ней автор критиковал психологию за субъективизм и практическую бесполезность, называя «...сознание с его структурными единицами, элементарными ощущениями, чувственными тонами, вниманием, восприятием, представлением одними лишь неопределенными выражениями». Предметом бихевиоризма он провозгласил изучение поведения объективным путем, а его целью - служение практике8.
       Философскую основу бихевиоризма составляет сплав позитивизма и прагматизма. В соответствии с методологией позитивизма, в бихевиоризме признавалось, что научному исследованию доступны только объективно наблюдаемые факты. В духе прагматизма отрицалось значение отвлеченного знания о человеке. Утверждалось, что изучение поведения имеет жизненное значение и должно помочь человеку (и обществу в целом) в решении практических проблем: как организовать свою повседневную жизнь, как построить обучение, чтобы быстрее овладеть необходимыми навыками или изменить нежелательное поведение и т. п.
           В качестве научных предпосылок  Дж. Уотсон называл исследования  по психологии животных, особенно  исследования Э. Торндайка, а  также школу объективной психологии. Однако все эти исследования были, по оценке Уотсона, «скорее реакцией на антропоморфизм, а не на психологию как науку о сознании». Он отмечал также влияние на формирование этого направления работ И.П. Павлова и В.М. Бехтерева9.
           Поведение человека как предмет  бихевиоризма - это все поступки и слова, как приобретенные, так и врожденные, то, что люди делают от рождения и до смерти. Поведение - это всякая реакция в ответ на внешний стимул, посредством которой индивид приспосабливается к среде. При этом поведение трактуется достаточно широко и включает любую реакцию, в том числе и выделение секрета железой, и сосудистую реакцию, например, к поведению относится даже совокупность изменений гладкой и поперечно-полосатой мускулатуры, а также изменения желез, которые следуют в ответ на раздражитель. В то же время это определение чрезвычайно узко, т.к. ограничивается только внешне наблюдаемыми явлениями: из анализа исключаются как ненаблюдаемые физиологические механизмы, так и психические процессы. В результате поведение трактуется механистически, поскольку сводится лишь к его внешним проявлениям.
           «Основная задача бихевиоризма заключается… в накоплении наблюдений над поведением человека с таким расчетом, чтобы в каждом данном случае при данном стимуле (или лучше сказать, ситуации) бихевиорист мог сказать наперед, какая будет реакция, или, если дана реакция, какой ситуацией данная реакция вызвана».
       Таковы две проблемы бихевиоризма:
       Уотсон  производит классификацию всех реакций  по двум основаниям: являются ли они  приобретенными или наследственными; внутренними (скрытыми) или внешними (наружными). Соответственно в поведении выделяются реакции:
      Наружные, или видимые, приобретенные (например, игра в теннис, открывание двери и т.п. двигательные навыки);
      Внутренние, или скрытые, приобретенные (мышление, под которым в бихевиоризме разумеется внешняя речь);
      наружные (видимые) наследственные (например, хватание, чихание, мигание, а также реакции при страхе, ярости, любви, т.е. инстинкты и эмоции, но описываемые чисто объективно в терминах стимулов и реакций);
      внутренние (скрытые) наследственные реакции желез внутренней секреции, изменения в кровообращении и др., изучаемые в физиологии.
       В последующем Уотсон описал и различия между инстинктивными и эмоциональными реакциями.
       Наблюдение  за новорожденным привело ученого  к выводу, что число сложных  незаученных реакций при рождении и вскоре после него относительно невелико и не может обеспечить приспособления. Более того, он не находит данных, подтверждающих существование наследственных форм поведения, таких как ползание, лазание, драчливость, наследственных способностей (музыкальных, художественных и др.). Практически поведение является результатом обучения. Уотсон верит во всесилие образования. Поэтому навык и научение становятся главной проблемой бихевиоризма. Речь, мышление рассматриваются как виды навыков10.
           Навык - это индивидуально приобретенное,  или заученное, действие. Его основу  составляют элементарные движения, которые являются врожденными.  Новый, или выученный, элемент в навыке - это связывание воедино или объединение отдельных движений таким образом, чтобы произвести новая деятельность. Уотсон описал процесс выработки навыка, построил кривую научения (на примере обучения стрельбе из лука), в соответствии с которой сначала преобладают случайные пробующие движения, много ошибочных и только некоторые - удачные. Начальная точность низка. Усовершенствование за первые 60 выстрелов идет сначала быстро, затем - медленнее. Наблюдаются периоды без усовершенствования - на кривой эти участки называются «плато». Кривая оканчивается физиологическим пределом, свойственным индивиду. Удачные движения связываются с большими изменениями в организме, так что они лучше обслуживаются и физиологически и в силу этого имеют тенденцию закрепляться.
           Удерживание навыков составляет  память. В противоречие с установкой  на отказ от изучения ненаблюдаемых  механизмов поведения, Уотсон  выдвигает гипотезу о таких  механизмах, которые называются  им принципом обусловливания. Называя все наследственные реакции безусловными рефлексами, а приобретенные - условными, Дж. Уотсон утверждает, что важнейшим условием образования связи между ними является одновременность в действии безусловного и условного стимулов, так что стимулы, первоначально не вызывавшие какой-либо реакции, теперь начинают вызывать ее. Предполагается, что связь является результатом переключения возбуждения в центральной инстанции на пути более сильного, т.е. безусловного, раздражителя. Однако бихевиорист не занимается этим центральным процессом, ограничиваясь наблюдением за соотношением реакции со всеми новыми стимулами11.
           В бихевиоризме процесс образования  навыков и научения трактуется  механистически. Навыки образуются  путем слепых проб и ошибок  и представляют собой неуправляемый процесс. Здесь один из возможных путей выдается за единственный и обязательный. Существует и другой путь, в основе которого лежит управление процессом образования навыка: выделяется система условий, необходимых для действия, и организуется его выполнение с ориентировкой на эти условия. Несмотря на очевидные ограничения, концепция Уотсона положила начало научной теории процесса формирования двигательного навыка и научения в целом.
           К середине 20-х гг. бихевиоризм  получил широкое распространение в Америке. В то же время для исследователей становилось все более ясно, что исключение психики (сознания, по Уотсону) приводит к неадекватной трактовке поведения. На это указал Э. Толмен в критике Уотсона, назвав его подход молекулярным. Действительно, если исключить из поведения его мотивационно-познавательные компоненты, невозможно объяснить интегрирование отдельных реакций в тот или иной поступок или деятельность типа «человек строит дом», «плавает», «пишет письмо» и т.п. Утверждение Дж. Уотсона о том, что бихевиорист интересуется поведением целого человека, никак не обеспечивается его механистической атомистической позицией и даже вступает в противоречие с ней, что он сам признавал.
           В России представителями бихевиористической психологии были В.М. Бехтерев, предложивший изучать поведение человека в рамках новой науки - рефлексологии, и К.Н. Корнилов, основавший науку о поведенческих реакциях человека - реактологию. Отметим, что первенство В.М. Бехтерева и И.П. Павлова в обосновании идей поведенческой психологии признавали даже зарубежные психологи.
           Вследствие механицизма в трактовке  поведения, человек в бихевиоризме  выступает как реагирующее существо, его самостоятельная активная  сознательная деятельность игнорируется. При этом данные, полученные в исследованиях на животных, переносятся на человека, качественные изменения в его поведении - не учитываются. Уотсон подчеркивал, что он писал этот труд и рассматривал человека как животный организм. Отсюда натурализм в трактовке человека - человек понимается им лишь как животное, обладающее речью (речевым поведением).
           Основу бихевиоризма составляет  отождествление психики с интроспективным  ее пониманием в психологии  сознания. По оценке Выготского  и Рубинштейна, игнорирование сознания, психики - вместо перестройки интроспекционистской концепции сознания - составляет суть радикального бихевиоризма Уотсона. Очевидно, нельзя положить в основу психологии отрицание психики. В то же время исторической заслугой Уотсона является исследование поведения и острая постановка проблемы объективного подхода в психологии. Также важной является выдвинутая им задача управления поведением человека, нацеленность научного исследования на связь с практическими задачами. Однако в силу механистического подхода к человеку как реагирующему организму реализация этой задачи получает в бихевиоризме направление, дегуманизирующее человека: управление начинает отождествляться с манипулированием личностью.
           Отдельную линию в развитии  бихевиоризма представляет теория оперантного бихевиоризма Барреса Скиннера (1904-1990). Как и Уотсон, он выдвигает в качестве предмета исследования поведение организма и, сохраняя двучленную схему его анализа (стимул - реакция), изучает только его двигательную сторону. Основываясь на экспериментальных исследованиях и теоретическом анализе поведения животных, Скиннер формулирует положение о трех видах поведения: безусловно-рефлекторном, условно-рефлекторном и оперантном. Последнее и составляет специфику учения Скиннера. Безусловно-рефлекторный и условно-рефлекторный виды поведения, вызываемые стимулами, называются Скиннером респондентным, т.е. отвечающим, поведением. Они составляют определенную часть репертуара поведения, но только ими не обеспечивается адаптация в реальной среде обитания. Реально процесс приспособления строится на основе активных проб - воздействий животного на окружающий мир, некоторые из которых случайно могут приводить к полезному результату, который в силу этого закрепляется. Такие реакции, которые не вызываются стимулами, а выделяются организмом, Скиннер назвал оперантными. Именно эти реакции преобладают в адаптивном поведении животного.
           Для их исследования была сконструирована  специальная установка, получившая  название «ящик Скиннера». Это клетка, в которой имеется манипулятор - устройство, нажатие на которое приводит к появлению подкрепления (положительного или отрицательного). Манипулятор связан с записывающим устройством, регистрирующим силу и частоту реакций животного. Все элементы ситуации варьировались с целью исследования зависимости между реакцией и режимом подкрепления.
           На основе анализа поведения  Скиннер сформулировал свою теорию  научения. Главным средством формирования  нового поведения выступает подкрепление. Вся процедура научения у животных получила название «последовательного наведения на нужную реакцию».
           Данные, полученные при изучении  поведения животных, Скиннер переносит  на человеческое поведение, что  приводит к крайне биологизаторской  трактовке человека. Так возник скиннеровский вариант программированного обучения. В соответствии с его требованиями учебный материал расчленяется на мелкие порции, каждая из которых доступна для учащихся; каждый шаг немедленно подкрепляется; в этих целях используются технические средства. Процесс учения индивидуализируется12.
           Принципиальная ограниченность  программы обучения Б. Скиннера  состоит в сведении обучения  к набору внешних актов поведения  и подкреплению правильных из  них. При этом не организуется  внутренняя познавательная деятельность учащихся и, как следствие, обучение теряет свою специфику как сознательный процесс. Следуя установке уотсоновского бихевиоризма, Б. Скиннер исключает внутренний мир человека, его сознание из поведения и производит бихевиоризацию психики.
           Поведение - это то, что делает  организм и что можно наблюдать.  Столь крайняя позиция приводит  Скиннера к выводу, что понятиям  интеллекта, воли, эмоций, творчества, личности не остается места  в научном анализе поведения.  Они лишь слова, которые обозначают ненаблюдаемые фикции, скрывают незнание причин поведения. Психические процессы описываются в терминах реакций и подкреплений, а человек - как реактивное существо, подвергающееся воздействиям внешних обстоятельств. Культура - литература, живопись, эстрада - оказываются в его трактовке «хитроумно придуманными подкреплениями». Доведенная до крайности бихевиоризация человека, культуры и общества приводит к абсурду, что особенно отчетливо проявилось в печально нашумевшей книге 1971 г. «По ту сторону свободы и достоинства». Трансформация Скиннером понятий свободы, ответственности, достоинства означает их фактическое исключение из объяснения реальной жизнедеятельности человека.
           Цели разрешения социальных проблем  служит созданная Скиннером технология поведения, призванная осуществлять контроль одних людей над другими. Поскольку намерения, желания, самосознание человека не принимаются во внимание, средством управления поведения не является обращение к сознанию людей. Им выступает контроль за режимом подкреплений, позволяющий манипулировать людьми.
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В работе мы изучили несколько основных психологических  навпралений:
    Ассоционизм
       Одно  из основных направлений мировой  психологической мысли, объясняющее  динамику психических процессов принципом ассоциации.
Впервые его постулаты были сформулированы Аристотелем, выдвинувшим идею о  том, что образы, возникающие без  видимой внешней причины, являются продуктом ассоциации.
    Бихевиоризм
       Направление в американской психологии XX в., отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.