На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Методика физического воспитания детей дошкольного возраста

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 22.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 18. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Донецкий  государственный институт здоровья,  
физического воспитания и спорта
 
 
 
 

                  Кафедра физического воспитания,
                  олимпийского  спорта и образования 
                   
                   

Курсовая  работа 

на  тему: “Методика физического воспитания детей дошкольного возраста” 
 
 
 
 
 
 

                    Выполнил: студент
                    группы 35-М
                    Добродомов  И. Б. 

                    Руководитель: доцент
                    Репиевский  С. М. 
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     

Донецк 2001 
Содержание 

 

Введение

 
      Физическое  воспитание для детей то же, что  фундамент для здания. Чем прочнее  заложен фундамент, тем выше может  быть возведена постройка; чем больше забот о физическом воспитании ребенка, тем больших успехов он достигнет в общем развитии, в науках, в умении работать и быть полезным для общества человеком.
      Ни  в каком другом возрасте физическое воспитание не связано так тесно  с общим воспитанием, как в  первые семь лет. В период дошкольного детства (от рождения до семи лет) у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития.
      Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными  — задача не только родителей, но и каждого дошкольного учреждения, так как и них дети проводят большую часть дня. С этой целью предусмотрены занятия по физической культуре, которые следует строить в соответствии с психологическими особенностями конкретного возраста, доступности и целесообразности упражнений. Комплексы упражнений должны быть увлекательными, а также предусматривать физиологически и педагогически необходимую и оправданную нагрузку, удовлетворяющую потребность ребенка в движении.
      Болезненный, физически плохо развитый ребенок обычно отстает от здоровых детей в учебе. У него хуже память, его внимание быстрее утомляется, и поэтому он не может хорошо учиться, а родители и даже педагоги нередко ошибаются, считая ребенка лентяем. Эта слабость вызывает также и самые различные расстройства в деятельности организма, ведет не только к понижению способностей, но и расшатывает волю ребенка.
      Правильно организованное физическое воспитание способствует формированию хорошего телосложения, профилактике заболеваний, улучшению  деятельности внутренних органов и систем детского организма.
      Положительные эмоции, эмоциональная насыщенность занятий являются основными условиями  при обучении детей движениям. Подражание рождает эмоции, которые активизируют ребенка. Кроме того, заинтересованность положительно действует на двигательную активность детей, особенно малоподвижных и инертных. Освоение движений хорошо влияет и на развитие речи ребенка. Совершенствуется понимание речи взрослого, расширяется словарь активной речи.
      Вот почему так справедливо отмечал выдающийся советский педагог В. А. Сухомлинский: «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
      Поэтому крайне важно правильно поставить  физическое воспитание именно в этом возрасте, что позволит организму  малыша накопить силы и обеспечит  в будущем не только полноценное  физическое, но и умственное развитие.
      Я выбрал данную тему потому как считаю, что гармоничное развитие любого государства невозможно без крепких всесторонне развитых людей, составляющих его общество. А такие важные данные человека как сила, воля, выдержка, здоровье, жизнерадостность, физическая активность прививаются именно в детском возрасте, как бы ни был красив цветок, а если его не поливать в зародыше, расцвести ему не будет суждено никогда.
      Таким образом, физического воспитания детей  имеет огромное значение для будущего всего общества и цель физического  воспитания в дошкольном учреждении это создание всех необходимых и благоприятных условий для будущего формирования здоровой и физически крепкой личности. А потому во время планирования и проведения в дошкольных учреждениях занятий по физической культуре, необходимо учесть возрастные анатомо-физиологические особенности развития ребенка (чему посвящен I раздел данной курсовой работы), создать все условия для нормального физического развития детей (II раздел).
      В данной работе я также рассмотрел методические рекомендации по проведению физических занятий с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста (III раздел).
      Следует также заметить, что к развитию ребенка нужно подходить планомерно, уделяя внимание всем видам упражнений: основные виды движений, общеразвивающие и игровые упражнения, упражнения спортивного характера, а также нельзя забывать об утренней гимнастике и занятиям с детьми на улице (IV раздел).
      Учитывая, что необходимый эффект в правильном формировании ребенка дают лишь те упражнения, которые выполняются им правильно, следует на всех занятиях уделять время педагогическому контролю за верностью выполнения детьми тех или иных упражнений (V раздел).
      Таким образом, данная курсовая работа содержит введение, 5 разделов основной части, подразделы, заключение и список использованной литературы. И состоит из 45  стр.,  2 табл.,  12 рис.
 

Раздел I. Возрастные анатомо-физиологические   
особенности развития дошкольников

 
      Знание  возрастных особенностей развития ребенка  поможет подобрать физические упражнения, закаливающие процедуры, следить за физическим и психическим развитием детей.
      Организм  дошкольника интенсивно развивается. На протяжении первых семи лет жизни  у него не только увеличиваются все  внутренние органы, но и совершенствуются их функции. Основными показателями физического развития ребенка являются рост, масса тела и окружность грудной клетки. Зная эти показатели можно сравнить данные  физического развития конкретного ребенка в группе со средними показателями  развития детей соответствующего возраста (см. таблице 1) [1].
Таблица 1
Средние показатели физического развития дошкольников  
(по данным 1992-1994 гг.)
 

Возраст Пол

Антропометрические  показатели

Рост, см ± Масса тела, кг ± Окружность  грудной клетки, см ±
городские дети сельские дети городские дети сельские дети городские дети сельские дети
2 года м 88,2 ±4,8
88 ±4,25
13,2 ±1,97
13,7 ±2,2
51,5 ±2,12
51,9 ±2,72
д 86,5 ±4,76
86,1 ±4,58
12,4 ±1,32
12,8 ±1,58
50,8 ±2,4
50,9 ±2,82
3 года м 98,1 ±4,66
98 ±4,95
15,5 ±1,42
15,7 ±1,65
53,2 ±2,43
53,3 ±2,83
д 96,7 ±4,59
96,4 ±5,28
15,3 ±1,34
15,3 ±1,72
52,1 ±2,57
52,6 ±2,85
4 года м 101,7 ±2,32
І03,4 ±5,58
1б,8 ±0,99
16,6 ±1,78
53,6 ±1,44
56,6 ±3,02
д 100,7 ±2,74
102,4 ±5,01
16,2 ±1,22
15,9 ±1,55
52,7 ±1,12
54,3 ±3,07
5 лет м 109,2 ±2,86
108,8 ±4,75
18,8 ±1,25
18,9 ±2,72
55,7 ±1,43
58,3 ±3,09
д 110,3 ±2,71
107,8 ±3,75
18,5 ±1,72
18,1 ±1,69
53,6 ±1,61
55,5 ±1,76
6 лет м 116,7 ±2,78
115,3 ±4,9
21,4 ±2,41
21,0 ±2,21
58,7 ±1,85
60,5 ±2,88
д 115,3 ±3,3
115,0 ±5,23
21,2 ±2,65
20,7 ±3,15
58,3 ±1,93
59,2 ±3,5
7 лет м 123,1 ±3,48
122,4 ±4,55
24,2 ±2,09
23,2 ±2,54
61,0 ±2,08
61,4 ±2,48
д 122,2 ±4,05
121,2 ±5,56
23,7 ±2,09
23,5 ±3,42
59,8 ±2,64
61,0 ±3,68
 
      Следует помнить, что ребенок с избыточным весом не может быть отнесен к  категории хорошо физически развитых детей. Даже при повышении массы тела на 15—20 % у детей снижается работоспособность, повышается раздражительность, могут возникнуть нарушения опорно-двигательного аппарата.
      Следует учитывать, что на протяжении дошкольного  возраста накопление веса и увеличение роста колеблется — в одни периоды малыш быстрее вытягивается вверх, а в другие быстрее прибавляет в весе. Так, обычно в годы от четырех до шести увеличение роста малыша заметнее (за два года до 15 см), чем прибавка в весе (до 5 кг); поэтому порой создается впечатление, что ребенок худеет. Между тем именно в эти годы начинается заметное накопление мышечной силы, увеличивается выносливость, растет подвижность [2].
      Чтобы обеспечить нормальное физическое развитие ребенка, дать ему необходимую нагрузку на физических занятиях необходимо учитывать и анатомические особенности, а также функциональные возможности организма ребенка. Особенности движений детей, их координационные возможности от возраста к возрасту значительно изменяются, что существенно влияет на организацию занятий по физической культуре.
      Мышечная  система у детей формируется на основе развития нервной системы и увеличения массы скелетных мышц, причем происходит этот процесс неравномерно. В раннем возрасте кости ребенка богаты кровеносными сосудами, содержат небольшое количество солей. Они эластичны, гибки, легко деформируются и искривляются, так как костная система 2—3-летних детей имеет значительные зоны хрящевой ткани, слабые, мягкие суставы и связки. У малышей еще нет устойчивых изгибов позвоночника, которые появляются лишь к 4 годам. Все это надо учитывать при проведении занятий по физической культуре. Например, если упражнение выполняется лежа на спине, необходимо, чтобы ребенок лежал прямо. Исключаются упражнения силовые (перенос тяжестей, висы на руках и т. п.) и связанные с длительным пассивным ожиданием.
      Особое  внимание рекомендуется уделять  развитию свода стопы, так как на втором и частично на третьем году жизни она уплощена. Поэтому полезно упражнять малышей в приподнимании, ходьбе на носках, ходьбе по наклонной плоскости и ребристой доске.
      Маленькие дети дышат поверхностно, часто, неравномерно, так как дыхательная мускулатура еще не вполне сформирована. Развитие организма ребенка, овладевающего ходьбой, приводит к перестройке процесса дыхания и постепенному укреплению соответствующих органов. Нормализуется частота, появляется грудобрюшной, а затем грудной тип дыхания, увеличивается, емкость легких. Дыхание учащается только при возбуждении или физических нагрузках. Учитывая особенности дыхательной системы дошкольников, следует позаботиться о том, чтобы они как можно больше бывали на свежем воздухе.
      Продолжительные физические и психические напряжения могут отрицательно сказываться  на деятельности сердца и приводить  к нарушениям его функции. Поэтому следует с большой осторожностью дозировать физическую нагрузку на организм ребенка. Работа сердца находится в тесной взаимосвязи с развитием мышц. Регулярные занятия тренируют сердечную мышцу, приводят к постепенному уменьшению частоты пульса.
      Если  малыш испытывает положительные  эмоции, то это активизирует его, способствует нормальной деятельности сердечно-сосудистой и нервной систем. Содержание упражнений должно увлечь, заинтересовать ребенка. Не следует заставлять его заниматься — принуждение вызывает естественный протест, рождает отрицательные эмоции.
      Правильно поставленная работа по развитию движений положительно влияет на активизацию  зрения и слуха [1].

Возрастные  особенности детского организма

      При планировании занятий обязательно следует учитывать и возрастные особенности детского организма, т. к. на протяжении 2-7 лет они весьма изменчивы.
      Дети  в возрасте от двух до четырех лет  проходят нелегкий путь накопления жизненно необходимых умений, навыков и  привычек.
      Двухлетние  дети начинают осваивать прыжки. Вначале это ритмичные полуприседания с попыткой слегка оторвать ступни от пола, затем подпрыгивания на месте, прыжки с небольшого возвышения, прыжки через предмет и на небольшое расстояние. У трехлетних детей отталкивание при прыжке становится энергичным, они могут регулировать силу толчка.
      На  третьем году жизни ребенка развитие движений у него преобладает над  развитием других функций. Малыши овладевают всеми основными движениями. Совершенствуется ходьба, начинается выравнивание длины последовательных шагов, возникает прямолинейность направления передвижения. В этом возрасте детей привлекает усложненная ходьба: с преодолением препятствий в виде горки, лесенки, комбинированного мостика, на который можно подняться вверх и спуститься вниз, с перешагиванием через предметы и канавки. Малыши любят переносить предметы, выполняя с ними на ходу несложные действия. Малыши успешно лазают по вертикальной лесенке, любят нажимать на педали велосипеда, с удовольствием играют с мячом [3].
      К четвертому году жизни завершается анатомическое созревание всей моторной системы ребенка. Четырехлетний ребенок легко бегает, прыгает на одной ноге. У него прочно выработан механизм координации различных движений и поддержания равновесия.
      К пяти годам жизни значительно увеличивается мышечная масса, особенно нижних конечностей, возрастают сила и работоспособность мышц. Однако дети еще не способны к значительным мышечным напряжениям и длительным физическим нагрузкам.
      К шести-семи годам в основном завершается  формирование ткани легких и дыхательных путей. Однако развитие органов дыхания в этом возрасте еще полностью не заканчивается: носовые хода, трахеи и бронхи сравнительно узкие, что затрудняет поступление воздуха в легкие, грудная клетка и ребра не могут опускаться на вдохе так низко, как у взрослого. Поэтому дети не могут делать глубоких вдохов и дышат чаще, чем взрослые [4].
      Забота  о физическом воспитании должна начинаться с создания благоприятного эмоционального микроклимата, обеспечения четко  установленного режима дня, правильного питания, систематического закаливания, широкого использования физических упражнений в жизни детей.
 

Раздел II. Условия нормального  развития и  
укрепления здоровья детей

Режим дня ребенка

      Если  изо дня в день повторяется  ритм в часах приема пищи, сна, прогулок, разных видов деятельности, то это благоприятно влияет на состояние нервной системы и на то, как протекают все физиологические процессы в организме. Соблюдение режима дисциплинирует детей, улучшает их аппетит, сон, повышает работоспособность, способствует укреплению здоровья.
      В дошкольных учреждениях для каждой возрастной группы предусмотрена программа  воспитания, которая обязательно  включает в себя различные занятия, закаливающие процедуры, прогулки на свежем воздухе и другие режимные моменты.
      Особенно  важное значение в режиме дня имеет  правильный сон. Недостаток сна отрицательно сказывается на общем самочувствии ребенка: он становится вялым или, наоборот, слишком возбудимым и капризным. Детей следует укладывать спать  в одно и то же время, тогда у них вырабатывается привычка спокойно и быстро засыпать. Важно, чтобы в комнате было тихо, чисто и хорошо проветрено (во время дневного сна форточки открывают).
      Дети  трех—пяти лет должны спать 12—13 часов в сутки (днем 1,5—2 часа), а  старшие—11—12 часов (днем 1 — 1,5 часа). Если ребенок перенес какое-нибудь заболевание, имеет хронический недуг или быстро утомляется, ему нужно спать на 1—1,5 часа больше.
      Значительное  место в режиме дня дошкольника  отводится прогулкам. Ребенок должен быть на свежем воздухе ежедневно не менее 3—4 часов зимой и 5—6 часов летом. Прогулки проводятся регулярно, независимо от погодных условий. Пребывание на воздухе в любую погоду способствует повышению сопротивляемости организма малыша и закаляет его. После активной прогулки у ребенка всегда хороший аппетит и глубокий сон [1].
      Для того чтобы приучить ребенка к  режиму дня, взрослым необходимо проявить последовательность и выдержку.

Питание

      Пища  — основной источник выработки всех видов энергии в организме, необходимый материал для роста и развития его органов и систем. Учтем еще, что процессы обмена веществ протекают у детей значительно интенсивнее, чем у взрослых. Дети больше двигаются и гуляют, что также вызывает значительные энергетические затраты.
      В пище должны содержаться в правильном соотношении все вещества, которые входят в состав тканей человеческого организма: белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины, вода.
      Одно  из основных требований рационального  питания заключается в том, что  калорийность пищи, употребляемой ребенком ежедневно, не должна быть меньше суточной затраты энергии организмом. Детям трех—пяти лет ежедневно необходимо 1800 калорий, пяти—семи — 2500 калорий.
      Дошкольников  кормят четыре раза в день, с перерывом  в 3,5—4 часа. За это время желудок заканчивает переработку пищи и освобождается от нее, пищеварительные железы начинают вырабатывать соки, у ребенка появляется аппетит. Суточная норма питания в процентном соотношении распределяется так: завтрак—калорийность около 20—25% суточной нормы, обед — 35—40%, полдник—10—15%, ужин — 20—25 %.
      Если  ребенок не получает необходимого количества пищи, организм его истощается, у  него развивается малокровие. Недостаток некоторых химических компонентов  в пище может быть причиной различных  заболеваний. Следует также помнить и то, что чрезмерное переедание перегружает желудочно-кишечный тракт, нарушает обменные процессы организма и приводит к ожирению. Ошибаются те взрослые, которые считают, что полнота ребенка — главный признак здоровья. Переедание порой приносит непоправимый вред: ребенок набирает избыточный вес, становится малоподвижным [1].
      Следует помнить, что важными факторами, способствующими повышению аппетита, являются достаточное пребывание ребенка  на свежем воздухе и активная двигательная деятельность.

Воспитание  культурно-гигиенических  навыков

      В дошкольном возрасте следует воспитать  у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку, причем большое  значение этому следует уделять  не только в семье, но и в дошкольных учреждениях, где дети проводят большую часть дня. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять.
      Ребенка нужно научить содержать в  чистоте свое тело, помещение и  вещи, которыми он пользуется в повседневной жизни. Он должен уметь самостоятельно умываться, чистить зубы, одеваться, поддерживать порядок. Навыки и привычки, прочно сформированные в дошкольном возрасте, сохраняются на всю жизнь.
      При воспитании культурно-гигиенических  навыков большое значение имеет пример окружающих. В дошкольном учреждении, где старшие не сядут за стол, предварительно не вымыв руки, и для малыша это становится законом.
      После утренней гимнастики ребенку полезнее всего принять душ. Он моет руки, лицо и освежает все тело под струями воды. Необходимо, чтобы после приема душа или умывания ребенок вытерся насухо.
      Перед дневным сном надо мыть ноги. Особенно важно это правило соблюдать  летом.
      Определенное  внимание следует уделить воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков, связанных с едой. Напоминайте ребенку, что за столом сидят прямо, не горбясь, не наклоняясь в одну сторону. Пищу берут ложкой или вилкой, понемногу.
      Необходимо  добиваться того, чтобы дошкольники  выполняли все гигиенические  нормы и правила с чувством удовлетворения от самого процесса или от его результатов. В доступной форме следует разъяснять детям значение этих навыков и привычек для укрепления здоровья.

Закаливание

      Основное  средство предупреждения простудных заболеваний  детей-дошкольников — естественные оздоровительные факторы. Целесообразное использование воздуха, солнца и воды помогает выработать у ребенка приспособительные реакции к изменяющимся внешним условиям, т. е. закалить его организм. На закаленных детей меньше влияют резкие изменения температуры, они имеют хороший аппетит, более активны, уравновешены и жизнерадостны.
      Закаливание для дошкольников целесообразно  начинать летом, когда температура  воздуха выше, чем в другие периоды  года и ее колебания не бывают резкими, а затем систематически проводить его в течение года. Однако средства и методы закаливания должны быть для разных детей разными. Одного ребенка сразу же приучают к сравнительно низким температурам, для других переход от теплого до прохладного должен быть постепенным, почти незаметным.
      Закаливание воздухом. Воздух — наиболее доступное средство закаливания для дошкольников разного возраста. Использование воздуха в целях укрепления здоровья детей начинается с проветривания помещения, где они находятся.
      Можно организовать послеобеденный сон на свежем воздухе, если для этого есть соответствующие условия (веранда или широкий балкон).
      В любое время года ребенку полезны  воздушные ванны. При проведении таких процедур ребенок в течение  определенного времени остается полностью или частично обнаженным. Воздушные ванны подразделяют на горячие (температура свыше +30°С), теплые ( + 24°... + 30 °С), индифферентные ( + 20°...+ 24°С), прохладные ( +15°...+ 20 °С) и холодные ( + 6°... + 15 °С). Осенью и зимой воздушные ванны принимают в хорошо проветренной комнате, во время утренней гимнастики сначала в майке и трусах, а по мере закаливания — только в трусах и босиком. Продолжительность первых воздушных ванн пять минут. Постепенно это время увеличивают, а температуру воздуха снижают.
      Принимая  воздушные ванны, ребенок должен двигаться: выполнять гимнастические упражнения, играть в подвижные игры. Движения способствуют активизации деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, дают наилучший оздоровительный эффект [5].
      Закаливание водой. Водные процедуры достаточно просты, легко дозируются. Кроме того, всегда можно поддерживать нужную температуру воды.
      Во  время водных процедур организм приблизительно в 28—30 раз интенсивнее теряет тепло, чем при воздушных ваннах. Вначале  кровеносные сосуды суживаются, кровь отливает во внутренние органы, кожа бледнеет и ребенок иногда даже ощущает озноб. Через некоторое время сосуды вновь расширяются, что способствует интенсивному притоку крови, кожа краснеет, температура тела повышается. Таким образом, происходит определенная тренировка как нервной, так и сердечно-сосудистой системы. Все это способствует укреплению организма. В связи с тем, что водные процедуры являются возбуждающим и тонизирующим средством, их рекомендуют применять после утренней гимнастики или дневного сна.
      Водные  процедуры начинают с умывания. Теплую воду постепенно охлаждают. Ребенок  моет лицо, руки, шею и верхнюю  часть груди. Через некоторое  время можно приступить к обтиранию  тела смоченной в воде рукавичкой, губкой или влажным полотенцем. Все движения выполняют быстро и энергично. Процедура длится не более 1—2 минут. Затем вытираются сухим полотенцем до тех пор, пока кожа не покраснеет и не появится приятное ощущение тепла
      Обливание из лейки или под душем проводят после солнечной ванны или утренней гимнастики (когда ребенок привыкнет к обтиранию). Эта процедура считается более сильным средством закаливания, чем обтирание, поскольку вода попадает сразу на все тело.
      Высота  падения воды во время этой процедуры  не должна превышать 40—50 см. Длительность обливания под душем постепенно увеличивается от 15 до 35 секунд.
      В дошкольных учреждениях все дети систематически (1 раз в год) проходят медицинское обследование, по результатом  которого и определяется способ закаливания  для каждого ребенка индивидуально.
      Методика  использования естественных факторов природы для ослабленных детей  такая же, как и для здоровых дошкольников. Однако следует быть более внимательным к изменению  дозировки закаливающих средств, учитывая принцип постепенности их воздействия.
      Многочисленные  примеры из практики работы дошкольных учреждений свидетельствуют о большой  эффективности закаливающих процедур в сочетании с режимом оптимальной  двигательной активности для укрепления здоровья ослабленных детей [1].

Формирование  осанки и профилактика плоскостопия

      Следует знать, что гармоничность строения тела человека зависит от осанки, которая  формируется в период роста и  развития организма, т.е. в дошкольном возрасте.
      Физиологические изгибы позвоночника у детей формируются  до шести-семи лет. Из-за неблагоприятных условий внешней среды могут возникнуть различные нарушения осанки, которые характеризуются такими признаками: голова опущена, спина согнута, плечи сведены вперед и т. д. В дальнейшем эти привычные для ребенка неправильные положения могут привести к искривлению позвоночника. Установление начальных форм нарушений осанки и их профилактика наиболее эффективны именно в дошкольном периоде.
      Среди начальных дефектов осанки чаще всего  наблюдается так называемая вялая  осанка. Это нарушение возникает из-за недостаточного развития мышц спины и живота. Ребенок с такой осанкой часто меняет положение тела и имеет утомленный вид.
      Предупредить  дефекты осанки значительно легче, чем их лечить. Профилактика нарушений  осанки осуществляется в семье и дошкольных учреждениях в двух направлениях: создание оптимальных гигиенических условий (хорошее освещение, систематическое проветривание помещения, соблюдение режима дня, соответствующая росту ребенка мебель) и целенаправленная воспитательная работа. Такие средства физической культуры, как общеразвивающие упражнения, подвижные игры, упражнения спортивного характера, закаливающие процедуры способствуют формированию правильной осанки.
      На  протяжении всего дошкольного периода  ребенка учат правильно сидеть, стоять, ходить и спать в соответствующей позе.
      Одним из основных средств, укрепляющих организм и способствующих формированию правильной осанки, являются общеразвивающие упражнения утренней гимнастики с последующим  обтиранием или обливанием прохладной водой. Для предупреждения нарушений осанки после дневного сна полезно выполнить комплекс упражнений, который направлен на укрепление мышц-разгибателей спины, живота и межреберных мышц.
      Чтобы дошкольники научились во время  ходьбы сохранять правильную позу, они должны выполнять такие упражнения: ходьба с предметом на голове: тонкая книжка в твердом переплете, фанерная дощечка или мешочек с песком весом 500 г (2—3 мин), ходьба с гимнастической палкой за спиной (2—4 мин). Во время ходьбы туловище следует держать ровно, голову не опускать [6].
      Обучая  детей метанию предметов на дальность  и в цель, добиваются, чтобы они  выполняли эти упражнения правой и левой рукой. Большинство детей  выполняют броски более сильной  рукой (в основном правой), вследствие чего мышцы туловища развиваются асимметрично.
      На  формирование осанки значительное влияние  оказывает статико-динамическая функция  стопы. Даже незначительное изменение  ее формы может стать причиной нарушения правильного положения  таза, позвоночника и как следствие  этого — патологических дефектов осанки.
      Любое патологическое изменение стопы  отрицательно сказывается на опорной  функции нижних конечностей. Дети быстрее  утомляются, ухудшается их самочувствие, снижается работоспособность. Дошкольники, страдающие плоскостопием, во время ходьбы сильно топают ногами, походка у них неуверенная и напряженная.
      Плоская стопа характеризуется опусканием ее продольного и поперечного  свода. При значительной деформации вся стопа касается опорной поверхности. Часто плоскостопие сопровождается отклонением большого пальца наружу.
      Для укрепления и развития мышц и связок стопы рекомендуют массировать  ее, обливать ноги прохладной водой, ходить на носках и внешней стороне стопы, ходить босиком по траве или песку, по бревну боком и в продольном направлении [1].
      Систематическое выполнение дошкольниками разнообразных  физических упражнений, оптимальные  гигиенические условия их быта, закаливание  организма способствуют формированию правильной осанки и профилактике плоскостопия.
 

Раздел III. Методические указания к проведению занятий по физической культуре с  
детьми дошкольного возраста

Структура и организация  занятий

      С детьми раннего дошкольного возраста (1 - 4 года) рекомендуется проводить  занятия по физической культуре 2 раза в неделю (по 10 - 20 мин).
      Занятия по физической культуре в старшей группе детского сада (5 - 7 лет) проводятся 3 раза в неделю в утренние часы продолжительностью 30 - 40 минут (не считая ежедневной утренней гимнастики).
      Физические  занятия с детьми в дошкольных учреждениях имеют свою структуру, делятся по содержанию и методам проведения.
      Дети  во время занятий должны быть в  физкультурной форме: в майке  и трусах, босиком (где имеется  утепленный пол) или в матерчатых тапочках. Взрослый в спортивной одежде. К проведению занятия следует  тщательно готовиться, намечать конкретные задачи, составлять план-конспект, заранее подбирать пособия и крупный инвентарь и т. д.
      Воспитатель подготавливает крупный и мелкий физкультурный инвентарь перед  началом занятия и располагает  его в определенном месте. По указанию педагога дети самостоятельно берут флажки, палки, кубики, а по окончании упражнений кладут их на место [2].
      Структура физкультурных занятий общепринятая и содержит три части:
      вводную (18 % общего времени занятия);
      основную (67 % общего времени занятия);
      заключительная (15 % общего времени занятия).
      Такое распределение материала соответствует  возможностям детей и обеспечивает нарастание физической нагрузки в течение  занятия и с последующим снижением  ее к концу.
      Цель  первой части занятий - ввести организм в состояние подготовленности к основной части. В первой части занятия предлагаются упражнения в ходьбе, беге, построении, перестроении, несложные игровые задания. Воспитателю следует обращать особое внимание на чередование упражнений в ходьбе и беге: их однообразие утомляет детей, снижает качество упражнений, а также может привести к нежелательным последствиям (нарушению осанки, уплощению стопы и т. д.).
      Вторая  часть (основная) занятия наиболее продолжительна и содержит упражнения общеразвивающего характера, основные виды движений, в ней проводится подвижные игры. При этом развивающемуся организму ребенка важно получать все виды упражнений. Это часть отличается наибольшей физической нагрузкой [1].
      Общеразвивающие упражнения направленно воздействуют на организм в целом, на отдельные мышечные группы и суставы, а также способствуют улучшению координации движений, ориентировке в пространстве, положительно влияют на сердечно-сосудистую и дыхательную функции организма. Важное значение для правильного выполнения общеразвивающих упражнений имеет исходное положение. Используют различные исходные положения: стоя, сидя, стоя на коленях, лежа на спине и животе. Изменяя исходное положение, воспитатель может усложнить или облегчить двигательную задачу.
      Общеразвивающие упражнения с предметами напоминают детям игры. Они с удовольствием играют с погремушкой, мячом, флажком, куклой. В упражнениях с предметами используются также имитационные упражнения («цыплята», «воробышки» и др.).
      В зависимости от того, какой инвентарь будет использован на занятии, воспитатель продумывает и планирует построение; например, в упражнениях с палками, флажками целесообразно построение в колоннах и на достаточном расстоянии друг от друга, так как построение в шеренгах не позволит достигнуть необходимой амплитуды движений и, кроме того, может привести к травмам.
      В основной части занятия используются игры большой подвижности, включающие движения, которые по возможности  выполняются всеми детьми одновременно (бег, прыжки, метание, ползание и др.), например: «Самолеты», «Наседка и цыплята», «Солнышко и дождик», «Лошадки» [6].
      Третья, заключительная часть занятия небольшая  по объему; в ней проводятся игры и игровые упражнения малой интенсивности, способствующие постепенному снижению двигательной активности. В ней используют упражнения в ходьбе, несложные игровые задания. Она обеспечивает ребенку постепенный переход от возбужденного состояния к относительно спокойному, дает возможность переключиться на другую деятельность [1].
      Систематическое, постепенное и доступное повышение нагрузки благоприятно влияет на общее развитие ребенка и способствует улучшению его двигательной подготовленности. Вначале, как правило, новые движения дети выполняют неточно, с излишним напряжением. Поэтому нужно предъявлять к ним минимальные требования.
      Прочность усвоения упражнений и основных движений зависит от обязательного повторения пройденного (достаточное число  раз).
      Повторение  не должно быть механическим и однообразным, теряется интерес к двигательной деятельности. Поэтому на первом этапе обучения детей, повторяя материал, следует использовать различные пособия, менять ситуацию, не изменяя характера движений.
      Я считаю, что, планируя занятия по физической культуре с детьми дошкольного возраста, педагогу следует учитывать такие факторы:
      помнить, что упражнения должны соответствовать возрастным и функциональным возможностям ребенка;
      предусматривать упражнения для всех крупных групп мышц плечевого пояса, спины, живота, ног, которые необходимо чередовать;
      не заменять полностью все упражнения предыдущего занятия, а оставить 2—3 знакомых, которые дети слабо усвоили, требующих повторения (желательно повторить те упражнения, которые доставляют детям удовольствие);
      предусматривать постепенное нарастание нагрузки на организм ребенка и снижение ее в конце занятия;
      избегать длительного статического положения, ожидания;
      методы и способы организации детей согласовывать с их возрастными возможностями;
      давать подвижную игру после всех упражнений, которая должна быть закончена спокойной ходьбой;
      умело вызывать у ребенка положительные эмоции;
      учитывать время, отведенное на непосредственное выполнение движения.
      Речь  воспитателя во время занятий  должна быть спокойной и выразительной, чтобы привлечь внимание и заинтересовать детей. Игровые приемы, обращение к ребенку с называнием его имени, своевременная помощь и подбадривание активизируют, увлекают малыша, усиливают его стремление к самостоятельному выполнению движения.
      По  содержанию и методам  проведения занятия  они могут быть игровыми, сюжетными и смешанными.
      Игровые занятия отличаются тем, что для  решения задач подбираются подвижные  игры с соответствующими движениями. Занятия этого типа включают знакомые движения, в них ставится задача закрепить двигательные навыки, развивать  физические качества в меняющихся ситуациях.
      Сюжетные  занятия (двигательный рассказ) повышают интерес детей к движениям. Сюжетные занятия по физической культуре также  состоят из трех частей: подготовительной, основной и заключительной.
      Подготовительная  часть повышает эмоциональное состояние детей, активизирует их внимание, готовит организм к предстоящей нагрузке. В этой части занятия создается игровая мотивация и ставится игровая задача. Но на некоторых занятиях мотивировка двигательной деятельности, основанная на игре, переносится и на начало основной части, а привлечение детей к выполнению упражнений носит опосредованный характер: музыкальное сопровождение, звучание бубна, напоминающее знакомые упражнения, и др.
      В основной части занятия у детей  формируют навыки выполнения движений, разучивают и закрепляют их, развивают физические качества, координационные способности. Для этой части занятия характерна кульминационная насыщенность сюжета.
      В заключительной части занятия происходит постепенный переход от усиленной  мышечной деятельности к спокойному состоянию, продолжается общение детей с игровыми персонажами, малыши настраиваются на самостоятельную игру.
      Смешанные занятия состоят из гимнастических упражнений (строевые, общеразвивающие  упражнения, основные движения) и подвижных  игр. Гимнастические упражнения с детьми дошкольного возраста проводятся в форме игровых упражнений [6].
      Периодически  преподавателям полезно проводить  контрольные занятия. На них проверяется  уровень двигательных навыков и  физических качеств детей, выявляются их склонности и интересы. В разных типах занятий количество частей и их последовательность остаются неизменными и не зависят от содержания занятия, т. е. использованных гимнастических и спортивных упражнений, подвижных игр.

Подбор  физических упражнений и организация занятий  
с детьми разных возрастных групп

      Движения  у детей дошкольного возраста имеют свои особенности и с  возрастом изменяются по своим количественным и качественным показателям. Хорошо организованная работа по физическому  воспитанию помогает каждому ребенку быстрее освоить основные движения.
      Однако  следует помнить, что то или иное движение появляется и формируется  у одних детей раньше, у других — позднее. Это зависит от индивидуальных особенностей, условий развития малышей, влияния взрослых, организации детской деятельности и самого процесса воспитания и обучения. На втором году жизни дети умеют ходить, держат равновесие на ограниченной, неровной, возвышенной поверхности и т. д., способны выполнить бросок, катить какой-либо предмет, много ползают и лазают по лесенке-стремянке. Однако они овладевают основными движениями неравномерно, поэтому в обучении им необходима индивидуальная помощь взрослых.
      Занятия по физической культуре в группе раннего  возраста (1 - 2 года) предусматривают  ходьбу (развивающую равновесие), ползание (лазанье), бросание, катание, некоторые игровые и общеразвивающие упражнения, а также игры с движениями.
      Дети  второго года жизни не способны воспринимать частую смену движений, однако и  слишком длительное повторение без  изменений не создает основу для развития ребенка. Наиболее целесообразно повторять один из комплексов в течение двух недель (4 занятия). Затем, оставляя те же наименования основных видов движений (ходьба, ползание или лазанье и бросание), следует включить другие упражнения или внести изменения в уже знакомые детям, несколько усложнив их. Например, ходьбу по прямой можно заменить ходьбой по дорожке из клеенки, потом по лежащей на полу плоской или ребристой доске и т. д.
      Следует помнить, что на занятиях с детьми до 2 лет нет прямого обучения. Ребенок усваивает движение в результате многократного повторения на основе подражания и непосредственных двигательных ощущений при его выполнении. Показ и объяснение происходят одновременно с выполнением упражнений. Воспитатель делает упражнения вместе с детьми при этом, помогая им выполнять задание, так как в этом возрасте самостоятельная двигательная активность ребенка развита слабо.
      Дети  этой возрастной группы еще не ориентируются  в пространстве. Поэтому различные  перестроения, даже самые простейшие, им пока недоступны.
      Мышление  детей второго и третьего годов  жизни конкретно — они лучше  понимают то, что видят. Первоначальный показ движений должен быть ярким, образным, целостным. Независимо от того, новые  или знакомые упражнения, проводятся они вместе с взрослым и по его показу. Воспитатель кратко объясняет и показывает упражнение всей группе, затем одновременно с показом еще раз объясняет задание, при этом все выполняют движение вместе с ним, а педагог, уделяя внимание каждому, подбадривает малышей.
      На  третьем году жизни двигательная координация значительно улучшается — развивается согласованность  движений рук и ног. В этом возрасте появляются и формируются бег, прыжки. Дети хорошо ходят, разнообразнее становятся виды метания, они лучше начинают ориентироваться в пространстве. Это позволяет использовать в работе некоторые построения и перестроения (в шеренгу, круг, колонну), а также игры с несложными правилами.
      В начале на занятиях дети ходят и  бегают гурьбой, врассыпную за взрослым (вокруг ковра), но постепенно они осваивают ходьбу и бег колонной друг за другом, выстраиваясь при этом не по росту, а произвольно. Чтобы научить детей для выполнения общеразвивающих упражнений при построении (в круг, шеренгу) соблюдать достаточное расстояние друг от друга, следует ориентировать их на предварительно расставленные маленькие обручи, погремушки, кубики и т. п. так, чтобы каждый был рядом с предметом [3].
      Виды  движений для детей от двух до четырех  лет практически одни и те же. Усложняются они на протяжении младшего дошкольного возраста незначительно, в основном за счет разнообразия способов и условии выполнения. Предусматривается лишь различие в дозировке и в требованиях к качественным показателям выполнения упражнений.
      Во  вводной части занятия, как правило, планируются одинаковые задания для детей всех возрастных групп, проводятся упражнения в ходьбе и беге со сменой направления и темпа движения. Младшие дети могут идти обычным шагом, а старшие на носках или с высоким подниманием коленей.
      Количество  общеразвивающих упражнений также  может быть одинаковым для всех возрастных групп, структура их должна быть одной  и той же, а усложняются они  за счет изменения исходного положения  ног и рук, включения дополнительных движений руками и ногами, дозировки и качества выполнения.
      В старшей группе (5 - 7 лет) при выполнении общеразвивающих упражнений перед  детьми ставятся более сложные задачи: четко принимать различные исходные положения, выполнять упражнения с  разной амплитудой (большой, малой), соблюдать направление движения и т. д.
      На  каждом занятии даются три основных вида движений. Их повторяют в определенной последовательности, усложняя и варьируя через сравнительно небольшие интервалы  времени. При этом важна не только сочетаемость движений, но и задачи обучения для каждого вида на разных этапах: при разучивании упражнений, при повторении и закреплении [7].

Методические  рекомендации к проведению  
физических занятий на улице

      В старшей группе детского сада проводятся три занятия в неделю, одно из которых обязательно на свежем воздухе; поэтому на методике и организации третьего физкультурного занятия следует остановиться подробнее.
      Структура каждого третьего занятия является общепринятой и строится по той же схеме (вводная, основная и заключительная части). Однако в проведении физкультурных занятий на прогулке имеются и некоторые специфические особенности.
      На  занятиях, проводимых на свежем воздухе, обучение основным видам движений строится посредством игровых упражнений в беге, прыжках, метании, а также с использованием игр с элементами спорта, подвижных игр. Воспитатель по своему усмотрению может также включить упражнения общеразвивающего характера без предметов и с различным инвентарем. В условиях зимы, вполне возможно увеличить количество занятий с использованием упражнений на санках, лыжах и т. д.
      Время занятий на прогулке зависит от климатических  и погодных условий. Проводить физкультурное  занятие на свежем воздухе можно  непосредственно перед прогулкой, затем переодеть детей и продолжить прогулку или же проводить занятие в конце прогулки.
      Наибольшая  вероятность травм возникает  при выполнении упражнений, связанных  с уменьшением площади опоры  — ходьба по скамейке, рейке, при  спрыгивании, когда дети легко теряют равновесие; в упражнениях с мячом  — у ребенка достаточно силы, чтобы добросить его до партнера, но несовершенная координация может исказить направление полета, и тогда мяч попадает не в руки, а в лицо; поэтому детям необходимо давать точные указания, напоминать, что мяч нужно бросать в руки партнеру.
      С этой целью на прогулке следует систематически проводить разнообразные варианты игровых упражнений с мячом: «Попади  в обруч», «Добрось до флажка», «Сбей  кеглю» и т. д. [1, 5, 7].
 

Раздел IV. Физическое воспитание дошкольника

Утренняя  гимнастика

      В процессе физического воспитания дошкольников используются разнообразные организационные формы физической культуры.
      Каждый  день ребенок должен делать утреннюю гимнастику. Специально подобранные упражнения благотворно влияют на все физиологические процессы организма.
      Утренняя  гимнастика является хорошим средством  в профилактике нарушений осанки: ежедневное выполнение общеразвивающих  упражнений укрепляет мышцы спины, брюшного пресса.
      Для детей подбирают такие упражнения, которые оказывают всестороннее воздействие на организм. При этом следует учитывать, что упражнения должны быть простыми и доступными, соответствовать строению и функциям двигательного аппарата детей и не вызывать большой затраты нервной и мышечной энергии (сложные движения детям даются с трудом, вызывая у них отрицательные реакции). Важно, чтобы упражнения были разнообразными по видам движений и воздействовали на разные группы крупных мышц (плечевого пояса, спины, живота, ног). Движения для укрепления мелких групп мышц (пальцев, кистей рук) нецелесообразно давать отдельно в связи с их незначительным физиологическим эффектом, поэтому их объединяют с упражнениями для развитии больших мышечных групп.
      Используются  упражнения неимитационные и имитационные (образные), в которых дети как  бы повторяют движения животных, птиц, машин. Они интересны дошкольникам и вызывают у них эмоциональный подъем.
      Утреннюю  гимнастику следует разнообразить  упражнениями с предметами: флажками, мячами, обручами, скакалками и др. Это  помогает правильно и целенаправленно  выполнять движения, повышает интерес к гимнастике.
      Комплексы утренней гимнастики для детей трех — пяти лет состоят из 4—6 упражнений, для детей шести-семи лет—из 6—8 упражнений. Младшие дошкольники  повторяют их 4—6 раз (прыжки — 8—12 раз), а старшие— 8—10 раз (прыжки 18—24 раза). Количество повторений зависит от сложности упражнений и степени их физиологической нагрузки на организм ребенка. Например, приседание дети трех-четырех лет повторяют 4 раза, а упражнения, требующие меньшей затраты мышечных усилий (повороты и наклоны туловища),— 6 раз [7].
      Для проведения утренней гимнастики необходимы соответствующие условия. Выполнять  ее лучше в хорошо проветренном помещении, летом — при открытых окнах  или на балконе, на улице.
      Утреннюю  гимнастику начинают с кратковременной энергичной ходьбы. Во время ходьбы следят, чтобы ребенок держал туловище прямым, не напрягался, не опускал голову и выполнял свободный мах руками. Ходьбу целесообразно сопровождать счетом — «раз, два, три, четыре» или ударами в бубен (барабан). Это вырабатывает четкий ритм шагов во время ходьбы, что также способствует формированию навыка в этом движении.
      Во  время ходьбы и бега взрослый становится впереди и выполняет все движения вместе с малышом. Каждое упражнение объясняет четко и выразительно. Показывает его свободно, без напряжения, правильно и красиво, так как дети очень точно копируют взрослых.
      Во  время показа используют «зеркальный» способ. При этом взрослый становится лицом к ребенку, направление  его движений определяет направление  движений ребенка. Например, ему предлагают наклон в левую сторону, а взрослый наклоняется вправо [7].
      Дошкольникам  трех-четырех лет не рекомендуется  часто давать стойку ноги врозь, так  как это отрицательно сказывается  на формировании свода стопы (может  привести к ее уплощению). Наилучшей будет стойка с параллельными ступнями (на ширине 4—5 см), тогда ее свод испытывает наименьшее давление.
      Подбирая  упражнения для комплексов утренней гимнастики, соблюдают определенную последовательность: вначале выполняют  упражнения, которые требуют от ребенка меньшей затраты усилий (для развития мышц плечевого пояса, рук и спины), затем с большей нагрузкой (для укрепления мышц ног и туловища — сгибание ног, наклоны и повороты туловища). Далее дают упражнения для укрепления мышц туловища и последними — для мышц ног (приседания или прыжки).
      Заканчивают гимнастику кратковременным бегом  в среднем темпе, который сменяется  медленной ходьбой. Во время ходьбы следует давать упражнения на дыхание  с движением рук (например, поднять  руки через стороны вверх и медленно опустить их вниз). Эти упражнения способствуют более быстрому приведению организма ребенка в спокойное состояние.
      Во  время выполнения упражнений детей  приучают правильно дышать. Глубокое дыхание регулирует процессы кровообращения, содействует увеличению жизненной емкости легких, подвижности реберных дуг, укреплению межреберных мышц и мышечных групп, которые удерживают позвоночник в вертикальном положении и создают необходимые предпосылки для правильной осанки.
      Комплексы утренней гимнастики меняют через две недели, однако этот срок может колебаться в зависимости от их усвоения и интереса детей. Если ребенок выполняет упражнение четко и интерес к нему уменьшается, его заменяют более сложным.
      При повторении упражнения можно вносить  некоторые изменения: усложнять выполнение или изменять исходные положения туловища, рук и ног. Например, наклоны туловища вперед дети трех-четырех лет выполняют, касаясь пальцами колен, а старшие — носков ног.
      При проведении гимнастических упражнений следует учитывать физиологические особенности дошкольников. Девочкам присуща естественная потребность в плавных и ритмичных движениях, а мальчикам — более резких и четких.
      Утреннюю  гимнастику желательно выполнять под  музыкальное сопровождение. Музыка способствует более четкому и выразительному выполнению упражнений, обусловливает их темп, вызывает жизнерадостное и бодрое настроение.
      Если  ребенок перенес какое-нибудь респираторное, инфекционное заболевание, ему временно могут быть противопоказаны физические упражнения. В этом случае следует проконсультироваться у врача в отношении возможности выполнения ребенком комплекса утренней гимнастики [1].

Обучение  основным движениям

      Развитие  основных видов движений старших  дошкольников имеет свои особенности. На этом этапе обучения в связи с увеличением диапазона двигательных навыков и умений, развитием физических качеств (скорости, выносливости, быстроты и т. д.) появляется возможность более успешного овладения как упражнениями в их целостном виде, так и отдельными элементами техники движений.
      Систематическое выполнение основных движений оказывает  положительное влияние на всестороннее физическое развитие ребенка, улучшает работу сердечно-сосудистой, дыхательной  и нервной систем, укрепляет мышцы  и опорно-двигательный аппарат.
      Для младших дошкольников характерны образное мышление и сравнительно небольшой двигательный опыт, поэтому показ движений для них имеет первостепенное значение. С приобретением двигательного опыта слово играет все большую роль [3]. Для детей шести-семи лет ведущее место занимают объяснения и указания.
      В возрасте 5—6 лет у детей имеется  определенная готовность к осознанности поставленных перед ними задач, умение оценивать ситуацию, управлять своими движениями, поэтому появляется возможность  с помощью словесных указаний и объяснений сформировать у дошкольников достаточно прочные знания и умения в их двигательной деятельности [7].
      Ребенок усваивает основные движения быстро и правильно только в том случае, если периодически упражняется в  их выполнении. В процессе обучения необходимо доводить упражнение до определенного результата, систематически прибегая к подкреплениям. Сюда относятся результаты действий детей (перепрыгнул, попал в цель и т. д.) и словесные замечания взрослого (хорошо, плохо, правильно, неправильно).
      Упражнения  в основных движениях подбираются  с учетом анатомо-физиологических  особенностей детей двух — семи лет. Не следует предлагать дошкольникам упражнения со значительной мышечной нагрузкой, во время которых ребенок  прикладывает максимальные усилия н  задерживает дыхание, а также длительные висы, сгибание рук в упоре лежа, поднимание или перенесение тяжелых предметов и т. д.
      Отрицательно  влияют на развитие опорно-двигательного  аппарата прыжки с большой высоты или на твердую опору. Это может  привести к травмам связок и мышц голеностопа, к уплощению свода стопы ребенка.
      Не  желательны также асимметричные  упражнения, которые выполняются  одной рукой или ногой: метание  мяча на дальность и в цель только правой рукой, прыжки со скакалкой только на одной ноге. Они односторонне влияют на развитие мышц рук, ног, туловища и не способствуют гармоничному развитию организма ребенка.
      Рассмотрим  особенности выполнения основных движений.

Ходьба

 
      Ежедневное  упражнение ребенка в ходьбе рано формирует прочный навык в  этом движении.  Ходьба — составная часть каждого занятия по физической культуре. Главное требование к обучению правильной ходьбы детей этой возрастной группы — научить выполнять данное движение легко, уверенно, с правильным соотношением работы рук и ног.
      На  втором году жизни у детей появляется ускоренная и быстрая ходьба, причем она очень своеобразна и индивидуальна, каждый ребенок ходит в удобном ему темпе, в соответствии со своими возможностями. Поэтому нецелесообразно на занятиях по физической культуре проводить ходьбу под счет, удары бубна или под музыку — малышам она не под силу. Умение ходить хорошо закрепляют игровые подражательные упражнения, например «Пройди, как мышка», «Пройди, как солдат» и т. д. [3].
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.