На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Политические конфликты и способы их разрешения

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 22.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     ГОУ ВПО РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
     САРАТОВСКИЙ ИНСТИТУТ 
 
 
 
 
 

     РЕФЕРАТ
     по  политологии
     Политические  конфликты и способы их разрешения 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Саратов 2010 
Оглавление
 

Введение………………………………………………..…………………………3
Глава 1.Политические конфликты: понятие,
классификация, типология, виды……………………………………………….5
Глава 2. Причины, функции и роль конфликта…………………………….…13
Глава 3. Управление политическими конфликтами……………………….…16
3.2. Методы урегулирования политических конфликтов……………………17
3.1. Основные стадии развития конфликта…………………………………….19
Заключение………………………………………………………………….…..27
Список  литературы…………………………………………………………….29 
Введение

     Политический  конфликт – разновидность (и результат) конкурентного взаимодействия двух и более сторон (групп, государств, индивидов), оспаривающих друг у друга распределение властных полномочий или ресурсов. Конфликт является одним из возможных вариантов взаимодействия политических субъектов. Однако из-за неоднородности общества, непрерывно порождающего неудовлетворенность людей своим положением, различия во взглядах и иные формы несовпадения позиций, чаше всего именно конфликт лежит в основе поведения групп и индивидов, трансформации властных структур, развития политических процессов. Важно также и то, что конфликты, означая соперничество тех или иных субъектов (институтов) с одними силами, как правило, выражают их сотрудничество с другими, стимулируя формирование политических коалиций, союзов, соглашений. Тем самым политические конфликты предполагают четкое формулирование позиций участвующих в политической игре сил, что благоприятно воздействует на рационализацию и структуризацию всего политического процесса.
     Конфликт изначально возникает не между отдельными индивидумами, а внутри них самих – между изменившимися под внешним воздействием взглядами на мир, стилем жизни, с одной стороны, и прежними привычками и потребностями, которые не меняются в одночасье, а формируются исторически годами (благосостояние, уверенность в завтрашнем дне, авторитет власти и т. д.), а то и веками (религия), с другой.
     Глубинная причина конфликтов в обществе –  противостояние различных потребностей, интересов, ценностей конкретных субъектов  политики, составляющих социальную структуру. В основе противоборства конфликтующих  сторон – объективные противоречия (экономические, социальные, политические, этно-конфессиональные, идеологические, культурные и др.).
     Наиболее  острые конфликты происходят между  индивидами и социальными группами в сфере политики. Политика, с  одной стороны, деятельность по предупреждению и разрешению конфликтов: «Искусство жить вместе»1. С другой стороны, политика – средство провоцирования конфликтов, поскольку она связана с борьбой за обладание властью. Технология и практика управления конфликтами определяются не только общими правилами, но и социально-экономическим, политическим состоянием общества, историческими, национальными, религиозными и культурными особенностями.
 

      Глава 1.
Политические  конфликты: понятие, классификация, типология, виды
     Проблема политического конфликта стара, как мир. Древние философы, изучая общество, пытались определить источник развития. Китайские и древнегреческие философы видели источник всего сущего в противоположностях, в их взаимодействии, в борьбе противоположностей.
     Политические  кризисы и конфликты дезорганизуют, дестабилизируют обстановку, но одновременно и служат началом нового этана развития в случае их позитивного разрешения.
     Каждый  из типов и видов конфликта, обладая  определенными особенностями, способен сыграть определенную, конструктивную или деструктивную, разрушительную роль в развертывании политических процессов. Поэтому важно знать эти особенности, чтобы правильно ориентироваться в политической ситуации, как правило, весьма изменчивой, динамичной, и занимать продуманную политическую позицию.
     Конфликт (лат. "конфлитус" - столкновение) - столкновение двух или более разнонаправленных  сил с целью реализации их интересов  в условиях противодействия; это  серьезное разногласие, острый спор, чреватый осложнениями и борьбой2.
     Основным объектом политического конфликта выступает политическая власть как способ и средство господства одного социального слоя (класса) над другим. Интересы же людей, принадлежащих к этим группам, не только различны, но и противоположны: те группы, которые обладают властью, заинтересованы в ее удержании, сохранении и укреплении, те же, которые власти лишены и не имеют к ней доступа, заинтересованы, чтобы изменить существующее положение, добиться перераспределения власти. Именно поэтому они и вступают в конкурентные взаимодействия, осознанным воплощением которых выступает политический конфликт.
     Конкретные  государства бывают разными, и конфликты  в них протекают тоже по-разному. Характер их определяется тем, каково направление развития власти. Важнейшим моментом здесь является отношение власти к обществу.
     Одна  из особенностей политического конфликта  состоит в том, что он непосредственно  или опосредованно затрагивает  интересы больших социальных групп, социальных слоев, классов, общества в  целом. Поэтому субъекты политического конфликта (политические организации, институты и отдельные лидеры) всегда выступают от имени определенной социальной общности. Для защиты своих интересов и ценностей отдельные граждане объединяются в сообщества, создают свои организации и институты и таким образом становятся субъектами политического конфликта.
     Следовательно, политический конфликт – это всегда организованный, институциональный  конфликт.
     Несмотря  на то, что каждый взятый в отдельности  конфликт уникален, он все равно  несет в себе некоторые общие черты, позволяющие отнести его к тому или иному типу (классу, виду).
     В основе типологии конфликтов может  быть:
    сходство причин, вызвавших конфликт: социальная несправедливость, неравное участие в принятии политических решений, отчуждение от власти и политических институтов;
    сфера проявления: экономическая, социальная, межнациональная, культурная, военная и т.п.;
    уровень формирования и проявления: на межличностном, групповом, региональном и глобальном уровнях; на организационном уровне – межпартийные, межинституциональные, между существующей властью и общественными силами, интересы которых не представлены во властных структурах или представлены в виде отрицания и подавления этих интересов, внутри самой власти;
    время действия: затяжные, скоротечные.
     Характер изменений  политических процессов, темпы и  направленность эволюции системы правления самым непосредственным образом зависят от типа доминирующих политических конфликтов. В самом общем виде в политической науке принято классифицировать конфликты по следующим основаниям:
    с точки зрения зон и областей их проявления.
     Здесь прежде всего выделяются внешне- и  внутриполитические конфликты, которые, в свою очередь, подразделяются на целый  спектр разнообразных кризисов и противоречий.
    по степени и характеру их нормативной регуляции.
    по их качественным характеристикам, отражающим различную степень вовлеченности людей в разрешение спора, интенсивность кризисов и противоречий, их значение для динамики политических процессов и проч.
     Среди конфликтов данного типа можно выделить3:
    «глубоко» и «неглубоко укорененные» (в сознании людей);
    конфликты «с нулевой суммой» (где позиции сторон противоположны, и потому победа одной из них оборачивается поражением другой) и «не с нулевой суммой» (в которых существует хотя бы один способ нахождения взаимного согласия — П. Шаран);
    антагонистические и неантагонистические конфликты (К. Маркс), разрешение которых связывается с уничтожением одной из противоборствующих сторон или — соответственно — сохранением противоборствующих субъектов и т.д.;
    с точки зрения публичности конкуренции сторон. Здесь имеет смысл говорить об открытых (выраженных в явных, внешне фиксируемых формах взаимодействия конфликтующих субъектов) и закрытых (латентных) конфликтах, где доминируют теневые способы оспаривания субъектами своих властных полномочий. Если первый тип подобных конфликтов хорошо различим в разнообразных формах массового участия граждан в политической жизни, то второй более характерен для скрытых от глаз обывателя процессов принятия решений;
    по временным (темпоральным) характеристикам конкурентного взаимодействия сторон — долговременные и кратковременные конфликты. Решаются за короткое время: например, отставка министра в связи с публикацией сведений о его предосудительных действиях.
Конфликт  затрагивает многие поколения: противоборство диссидентов с коммунистическими режимами в странах Восточной Европы и бывшем СССР, военно-политические конфликты между Израилем и рядом арабских государств и т.д.;
    в соотнесении со строением и организацией режима правления. В данном случае, как правило, выделяют конфликты вертикальные и горизонтальные.
     В горизонтальных политических конфликтах борьба за власть и властные полномочия ведется в рамках существующего  режима. Например, между правительством и парламентом, различными политическими группировками в правящей элите, государством и отдельными субъектами политики (личностью, группой, институтом) и т. д.
     Цели  и причины возникновения горизонтальных конфликтов – совершенствование существующей системы власти. Например, смена неугодных лидеров или правящей элиты, частичная корректировка политического курса, увеличение или уменьшение властных полномочий тех или иных субъектов политики и т. п.
     В демократической политической системе горизонтальные политические конфликты институционализированы и в определенной степени запрограммированы. Большинство из этих конфликтов носит открытый, публичный характер, например, парламентские дебаты, роспуск парламента и назначение досрочных выборов, вотум недоверия правительству, обращение в конституционный суд и др.
     Тоталитарный  режим власти не признает никаких  политических конфликтов и стремится  их не допустить. Если же горизонтальные конфликты в тоталитарной политической системе и случаются, то они приобретают форму заговора или дворцового переворота.
     В вертикальных политических конфликтах конфронтация проходит по линии «власть  – общество». Социальная политическая структура общества весьма неоднородна. Различные социальные слои, классы и этнические группы в этой структуре занимают различные позиции (статусы) и играют разные роли. Иерархичность статусно-ролевой структуры, неравный доступ к ресурсам и власти порождают политические конфликты на всех уровнях вертикали “власть – общество”.
     Вертикальные  политические конфликты, в свою очередь, можно разделить на два подвида:
     а) статусно-ролевые конфликты используются в борьбе за повышение личного и группового статуса (роли) в политической структуре общества (за место в иерархии политической власти, за совокупность и объем политических прав и свобод, за возможность участвовать в политической жизни и влиять на нее, за соответствие статуса и роли и др.). Примерами являются конфликты между Центром и регионами в современной России.
     Статусно-ролевые  конфликты возникают не только по вертикали «верхи» -«низы», но и по горизонтали – между политическими субъектами, находящимися примерно на одинаковых ступенях статусно-ролевой структуры (борьба партий и фракций в партии).
     б) режимные политические конфликты преследуют цели свержения существующего политического строя или радикального изменения политического курса.
     Все многообразие причин возникновения  режимных конфликтов можно свести к  двум основным:
     1. Ущемление базовых социально-экономических  и политических потребностей и интересов значительной части населения страны.
     2. Различия в оценках, ценностных  ориентациях, целях, представлениях по поводу политического и социально-экономического развития общества (различия политических культур).
     Ущемление базовых потребностей может быть вызвано как объективными, так и субъективными факторами.
     Причины возникновения режимных конфликтов следующие: Объективные факторы:
     - кризис естественного социально-экономического  развития общества (например, кризис СССР в 80-е гг.);
     - трудности, связанные с радикальным  реформированием социально-политической системы общества;
     - результат непредвиденных обстоятельств  (стихийное бедствие, мировой финансовый  кризис, внешние войны и т. д.).
     Субъективные  факторы:
     - явные просчеты в социально-экономической политике (некомпетентность);
     - нежелание правящей элиты учитывать коренные интересы потребности подвластных классов и социальных слоев;
     -  осознание (восприятие) подвластными  социальными слоями и классами  существующей политической системы распределения ресурсов (в том числе власти) как несправедливой и незаконной.
     Каковы  бы ни были причины ущемления базовых  потребностей человека, но если значительная часть населения страны не находит  своего места в существующей социально-политической структуре общества и не способна удовлетворить свои базовые потребности в рамках существующих социально-политических институтов, то она будет стремиться разрушить или радикально изменить эти институты. Примерами таких конфликтов является борьба левых партий и движений в России против существующего в настоящее время режима политической власти.
     Как виды политических конфликтов, выделяют также конфликты ценностей и  конфликты интересов. В конфликте  ценностей (ценностных ориентаций) противоречия заключаются в различных представлениях о самой политической системе, политическом курсе страны и правилах политической игры.
     В конфликте интересов борьба идет в сфере распределения и перераспределения  различных ресурсов (власти, материальных благ, духовных ценностей и пр.).    
     Особой  формой политического конфликта  является межнациональный конфликт.     
     В качестве факторов возникновения межнационального конфликта можно считать:
    определенный уровень национального самосознания, достаточный для того, чтобы народ мог осознать ненормальность своего положения;
    скопление в обществе опасной критической массы реальных проблем и деформаций, влияющих на все стороны национального бытия;
    наличие конкретных политических сил, способных использовать в борьбе за власть два первых фактора.
      Противоборствующие  силы межнационального конфликта ставят перед собой в качестве основной цели - обретение политической власти, государственности, реализацию права  на самоопределение. Вместе с реализацией  основной цели решаются также социально-экономические, культурно-языковые, территориальные, идеологические, социально-психологические и другие проблемы.     
     Межнациональные конфликты, как правило, заканчиваются:
    победой одной стороны над другой (решение с позиций силы);
    взаимным поражением (компромисс);
    взаимным выигрышем (консенсус).
    Среди политических конфликтов особо выделяется военный  конфликт. Особенность эта объясняется  тем, что протекает он с применением  оружия. Не всякий конфликт есть война, но всякая война - это конфликт.     
     Военный конфликт - это любое вооруженное столкновение как форма разрешения противоречий между противоположными сторонами (государствами, коалициями государств, социальными группами и др.).
     Военные конфликты по интенсивности разделяются на: конфликты низкой интенсивности (военные акции); средней интенсивности (локальные и региональные войны); высокой интенсивности (мировые войны). 4
     Определим основные виды политических конфликтов в России: 
между законодательной и исполнительной ветвями власти в процессе становления института президентства; между элитами финансово-промышленных групп; внутрипарламентский; между партиями; внутри государственно-административного аппарата.

     В современных условиях конфликты  в России – единственный реальный способ выявления объективных противоречий, возникающих в процессе реформирования. Сложная политическая и социально-психологическая ситуация в России не только определяет в значительной степени содержание конфликтов и формы их проявления, но и влияет на их восприятие населением, элитами, действенность применяемых средств регулирования. Не разработаны конституционные основы и правовые нормы разрешения конфликтов. По этой причине и из-за отсутствия опыта цивилизованного и легитимного управления конфликтами чаще всего используются силовые методы: не переговоры и компромисс, а подавление противника. Конфликтные по сути методы реформирования российского общества продолжают создавать условия для сохранения конфронтации. Отчуждение населения от власти и политики не только ведет к снижению легитимности господствующих политических сил, но обусловливает нестабильность функционирования политической системы в целом.
 

      Глава 2.
     Причины, функции и роль конфликта
     Субъектами  политического конфликта могут  быть государство, классы, социальные группы, политические партии, личности.
     Значение  и места конфликта в политической жизни может быть уточнено на основе его функций. Под функцией, конфликта  понимаются определенные в тех или  иных временных рамках последствия  или направленность его воздействия  на общество в целом или на отдельные сферы жизнедеятельности. О позитивном или негативном значении конфликтов можно говорить лишь в конкретных случаях и в достаточно условном смысле. Конфликты полифункциональны:
     выполняют стабилизирующую роль и могут  привести к дезинтеграции и дестабилизации общества;
     способствуют  разрешению противоречий и обновлению общества, а могут повлечь гибель людей и материальные потери;
     стимулируют переоценку ценностей, идеалов, ускоряют или замедляют процесс становления  новых структур;
     обеспечивают  лучшее познание участников конфликта  и могут привести к кризису  или потере легитимности власти.
     В качестве основной, универсальной причины  конфликта можно назвать несовместимость  претензий сторон при ограниченности возможностей их удовлетворения.
     Причинами конфликтов также являются:
    Вопросы власти. Люди занимают неравное положение в системе иерархий: одни управляют, командуют, другие - подчиняются. Может сложиться ситуация, когда недовольными бывают не только подчиненные (несогласие с управлением), но и управляющие (неудовлетворительное исполнение).
    Нехватка средств к существованию. Недостаточно полное или ограниченное получение средств вызывает недовольство, протесты, забастовки, митинги и т.д., что объективно нагнетает напряженность в обществе.
    Следствие непродуманной политики. Принятие властными структурами поспешного, неотмоделированного решения может вызвать недовольство большинства народа и способствовать возникновению конфликта.
    Несовпадение индивидуальных и общественных интересов.
    Различие намерений и поступков отдельных личностей, социальных групп, партий.
    Зависть.
    Ненависть.
    Расовая, национальная и религиозная неприязнь и др.5
     Наиболее  общей причиной возникновения конфликтов является неравное положение, занимаемое людьми в обществе, разлад между ожиданиями, практическими намерениями и поступками людей, несовместимость претензий сторон при ограниченности возможностей их удовлетворения. Главный вопрос в конфликтах – это кто и каким образом распоряжается ресурсами, в чьих руках власть, позволяющая одной группе людей распоряжаться деятельностью других.
     Главная причина политических конфликтов в  современной России связана со стратегией и тактикой перераспределения государственной  собственности и власти, что определяет их остроту и ведет к социально-экономической и политической нестабильности и напряженности во всех сферах общества.
     Особенностью  функций конфликтов является то, что  проявляются они в последствиях, по завершению конфликта. Функции-последствия  политического конфликта делятся на: политические, экономические, военные, экологические, демографические.
     Функции конфликта могут быть позитивными  и негативными.
     К позитивным можно  отнести:
    функция разрядки напряженности между антагонистами. Конфликт играет роль "последнего клапана", "отводного канала" напряженности. Общественная жизнь освобождается от накопившихся страстей;
    коммуникативно-информационная и связующая функция. В ходе столкновения стороны больше узнают друг друга, могут сближаться на какой-либо общей платформе;
    стимулирующая функция. Конфликт выступает движущей силой социальных изменений;
    содействие формированию социально необходимого равновесия. Своими внутренними конфликтами общество постоянно "сшивается воедино";
    функция переоценки и изменения прежних ценностей и норм общества.
     К негативным функциям конфликта можно  отнести следующее:
    создаёт угрозу интеграции общества, ликвидации данной политической системы;
    может отрицательно влиять на авторитет и функционирование власти;
    материально-разрушительная и жизненно-опасная;
    духовно-деградирующая;6
    может вызвать раскол в малоустойчивых социальных группах и международных организациях;
    неблагоприятные демографические процессы и др.
     Задача  управления и разрешения конфликта  как раз и состоит в том, чтобы не допустить его разрастания или снизить негативные последствия.7
 

      Глава 3.
     Управление  политическими конфликтами
     Конфликты, сигнализируя обществу и властям  о существующих разногласиях, противоречиях, несовпадении позиций граждан, стимулируют действия, способные поставить ситуацию под контроль, преодолеть возникшие возбуждения в политическом процессе. Поэтому дестабилизация власти и дезинтеграция общества возникают не потому, что возникают конфликты, а из-за неумения урегулировать политические противоречия, а то и просто элементарного игнорирования этих коллизий. Как справедливо считает немецкий ученый Р. Дарендорф, человеческая свобода и свобода политического выбора в частности «существует лишь в мире регулируемого конфликта»8, поэтому только непрерывное выявление и урегулирование конфликтов может считаться условием стабильного и поступательного развития общества.
     Можно утверждать, что только отдельные  разновидности политических конфликтов носят действительно разрушительный для общества характер. В основном же (и прежде всего в странах с гибкой, развитой системой социального представительства) выявление и урегулирование конфликтов дает возможность эффективно поддерживать целостность политической системы, сохранять приоритет центростремительных тенденций над центробежными.
 

      3.1. Основные стадии развития конфликта
     В процессе управления конфликтом важно  учитывать этап его формирования и развития. Конфликт не возникает сразу. Причины его накапливаются, зреют очень длительное время. Объективно существующие противоречия могут привести к конфликту лишь в случае их осознания субъектами (лидерами, партиями, группами и т.п.). Будущий конфликт зарождается в атмосфере напряженности в отношениях между оппозиционными сторонами, что свидетельствует о наличии предмета спора и конкуренции, несовпадении позиций. Это этап возникновения конфликта. На данном этапе важно выявить подлинные причины конфликта, тем самым вскрыть противоречие, лежащее в его основе, установить определенные нормы и правила взаимодействия сторон. Такой анализ может способствовать введению конфликта в рамки, позволяющие контролировать его ход и развитие.
     Этап  развития конфликта характеризуется проявлением сил, поддерживающих конфликтующие стороны или противостоящие им. Становятся очевидными границы конфликта, его интенсивность и напряжение. Особенно велико напряжение конфликтов по поводу ценностей, связанных с нравственностью, представлениями о чести и достоинстве. Эффективность действий властей на этапе развития конфликта определяется их способностью законными методами обеспечить снижение напряженности в отношениях сторон и поворот их к примирению позиций.
     Этап  окончания конфликта – наиболее сложная фаза, так как от результата окончания противоборства зависит новая расстановка сил в обществе. Возможны два варианта окончания конфликта: достижение примирения сторон либо их непримиримость, то есть неразрешимость конфликта. Примирение, в свою очередь, может носить характер полного или частичного урегулирования конфликта. Конфликт может разрешиться сам собой, например, из-за утраты актуальности предмета спора, усталости участников, истощения ресурсов и т.п.
     Следует согласиться с мнением политолога В. Смоленского9 о прохождении политическим конфликтом ряда стадий, которые в редакции выглядят следующим образом:
    Потенциальная возможность возникновения конфликтной ситуации (еще нет реальных предпосылок, свидетельствующих о наличии конфликта, однако существует ряд посылок, обуславливающих ситуацию напряженности);
    Переход потенции в реальность (есть обстоятельства, свидетельствующие о наличии предконфликтной  обстановки – определенные трения, высказывания, негативная атмосфера, осознание сторонами угрозы своим интересам);
    Конфликтные действия (т.е. сам политический конфликт во всем многообразии своего проявления);
    Разрешение конфликта или его угасание.
            Следовательно, представленная четырехфазная  структура, в наибольшей мере отражает ход и развитие политической ситуации до переростания ее в политический конфликт, хотя данная система носит схематичный характер, поскольку в каждой из стадий можно выделить множество подстадий применительно к конкретно взятому случаю.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.