На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Определение и виды конфликтов

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 22.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


НОУ ВПО   «Московский психолого- социальный институт»
Филиал  в г. Муроме 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа 

По дисциплине: Социальная психология
На тему: Определение и виды конфликтов . 
 
 
 

                                                                              Выполнил: студентка IIIкурса
                                                                                 Гр. 28ПМС/ 41
                                                                             Скрябова Юлия Алексеевна
                                                                                 Проверил: преподаватель
                                                                                 Д. псх. н. с., проф. Немов Р.  С. 
 
 
 
 
 
 

Муром 2010 г. 

    Содержание.
Введение…………………………………………………………………………2

1.Понятие  конфликта………………………………………………………….….4

1.1. Определение  конфликта………………………………………………….…4

1.2.Типология  конфликта.  Причины возникновения  конфликтов……….…..4

1.3.Основные  стадии протекания конфликта…………………………………..6

2.Структура  конфликта……………………………………………………..……6

3. Последствия  конфликтов…………………………………………………..….9

4. Функции  социальных конфликтов и их  классификация…………….…….12
  5 Управление конфликтами…………….………………………………………16
Заключение………………………………………………………………………23
Список  литературы ……………………………………………………………..25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
Наша  жизнь соткана из конфликтов. Дома и на работе, в процессе учебы  и на транспорте человек постоянно  попадает в конфликтные ситуации или становится их свидетелем, наблюдает  по телевидению, узнает из газет, слышит о конфликтах по радио и от окружающих. Большие и малые, острые и вялотекущие, между соседями по даче и в трудовом коллективе, в своей стране и за океаном – они заполняют все  пространство бытия человечества в  прошлом, настоящем и обозримом  будущем.
Конфликты — одно из важнейших явлений современной  социальной и политической жизни. Всем хорошо известно, что жизнь человека в обществе сложна и полна противоречий, которые часто приводят к столкновению интересов как отдельных людей, так больших и малых социальных групп.[1]
    О конфликте каждый имеет свое представление, но не всякий сможет четко сформулировать ответ на вопрос, что же это такое. Между тем в науке существуют различные определения конфликта  – от узко специализированных до всепоглощающе  расширительных. Даже если обратиться к наиболее типичным определениям, – а именно тем из них, что используются последнее время в учебной  литературе, – то и здесь не найти  единообразия.
    Воспоминания  о конфликтах, как правило, вызывают неприятные ассоциации: угрозы, враждебность, непонимание, попытки, порой безнадежные, доказать свою правоту, обиды... В результате сложилось мнение, что конфликт –  всегда явление негативное, нежелательное  для каждого из нас, а в особенности  для руководителей, менеджеров, так  как им приходится сталкиваться с  конфликтами чаще других. Конфликты  рассматриваются как нечто такое, чего по возможности следует избегать
    Проблема  конфликта  является  одной  из  самых актуальных  в социологии. Она охватывает  широкий круг вопросов, среди  которых определение  понятия  «конфликт», его природы  как   общественного  явления, причин  возникновения, возможностей  разрешения, а  также  типологии, классификации   конфликтов, выявление  их  роли  в  общественной  жизни  и   т.д.
    Большинство  социологов  считать,  что существование общества без   конфликтов  невозможно, ибо  конфликт  является   неотъемлемой частью  бытия людей, источником происходящих  в обществе изменений. Конфликт  делает  социальные  отношения   более  мобильными. Признано, что  общество сохраняется как целое  благодаря постоянному разрешению  присущих  ему  внутренних  конфликтов. [5]
    Причиной  социального  конфликта   может  оказаться  несовпадение  интересов и целей соответствующих  социальных  групп. То же можно  сказать и о несовпадении индивидуальных  и общественных ценностей. У  каждого индивида и социальной  группы имеется определенный  набор ценностных ориентаций  относительно наиболее значимых  сторон их социальной жизни.  Но при удовлетворении потребностей  одних людей возникают  препятствия,  создаваемые другими людьми. При  этом появляются противоположные  ценностные ориентации, которые  и могут стать  причиной  конфликта. 
 
 
 
 
 
 

1. Понятие  конфликта

1.1. Определение конфликта.

    Что же такое конфликт? В психологии конфликт определяется как столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций, отдельно взятого эпизода в сознании, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями.
      Отсюда  видно, что основу конфликтных ситуаций в группе между отдельными людьми составляет столкновение между противоположно направленными интересами, мнениями, целями, различными представлениями  о способе их достижения.[9]

1.2.Типология конфликта.  Причины возникновения конфликтов.

    В социальной психологии существует многовариантная типология конфликта в зависимости от тех критериев, которые берутся за основу. Так, например, конфликт может быть внутриличностным между родственными симпатиями и чувством служебного долга руководителя), межличностным (между руководителем и его заместителем по поводу должности, премии между сотрудниками); между личностью и организацией, в которую она входит; между организациями или группами одного или различного статуса.
      Возможны  также классификация конфликтов по горизонтали (между рядовыми сотрудниками, не находящимися в подчинении друг к другу), по вертикали (между людьми, находящимися в подчинении друг к  другу) и смешанные, в которых  представлены и те, и другие. Наиболее распространены конфликты вертикальные и смешанные. Они в среднем  составляют 70-80% от всех остальных. Они  также наиболее нежелательны для  руководителя, так как в них  он как бы "связан по рукам и  ногам". Дело в том, что в этом случае каждое действие руководителя рассматривается всеми сотрудниками через призму этого конфликта.[21]
      Допустима классификация также по характеру  вызвавших конфликт причин. Перечислить  все причины возникновения конфликта  не представляется возможным. Но в целом  он вызывается следующими тремя группами причин, обусловленными:
    трудовым процессом;
    психологическими особенностями человеческих взаимоотношений, то есть их симпатиями и антипатиями, культурными, этническими различиями людей, действиями руководителя плохой психологической коммуникацией и т.д.;
    личностным своеобразием членов группы, например неумением контролировать свое эмоциональное состояние, агрессивностью, некоммуникабельностью, бестактностью.
      Конфликты различают и по их значению для  организации, а также способу  их разрешения. Различают конструктивные и деструктивные конфликты.
      Для конструктивных конфликтов характерны разногласия, которые затрагивают  принципиальные стороны, проблемы жизнедеятельности  организации и ее членов и разрешение которых выводит организацию  на новый более высокий и эффективный  уровень развития. Деструктивные  конфликты приводят к негативным, часто разрушительным действиям, которые  иногда перерастают в склоку и  другие негативные явления, что приводит к резкому снижению эффективности  работы группы или организации.

1.3.Основные стадии протекания конфликта.

       Конфликты, несмотря на свою специфику и многообразие имеют в целом        общие стадии протекания:
      стадию потенциального формирования противоречивых интересов, ценностей, норм;
      стадию перехода потенциального конфликта в реальный или стадию осознания участниками конфликта своих верно или ложно понятых интересов;
      стадию конфликтных действий;
      стадию снятия или разрешения конфликта.

2.Структура конфликта.

 
         Кроме того, каждый конфликт имеет также более или менее четко выраженную структуру.  В любом конфликте присутствует объект конфликтной ситуации, связанный либо с технологическими и организационными трудностями, особенностями оплаты труда, либо со спецификой деловых и личных отношений конфликтующих сторон.
      Вторым  элементом конфликта выступают  цели, субъективные мотивы его участников, обусловленные их взглядами и  убеждениями, материальными и духовными  интересами.
      Далее, конфликт предполагает наличие оппонентов, конкретных лиц, являющихся его участниками.
      И, наконец, в любом конфликте важно  отличить непосредственный повод столкновения от подлинных его причин, зачастую скрываемых.
      Руководителю-практику важно помнить, что пока существуют все перечисленные элементы структуры  конфликта (кроме повода), он неустраним. Попытка прекратить конфликтную  ситуацию силовым давлением либо уговорами приводит к нарастанию, расширению его за счет привлечения  новых лиц, групп или организаций. Следовательно, необходимо устранить  хотя бы один из существующих элементов  структуры конфликта.[13]
          Отсутствие согласия между двумя или более сторонами - лицами или группами – это основная причина конфликта в коллективе.
      Отсутствие  согласия обусловлено наличием разнообразных  мнений, взглядов, идей, интересов, точек  зрения и т.д. Однако оно, как уже  отмечалось, не всегда выражается в форме явного столкновения, конфликта. Это происходит только тогда, когда существующие противоречия, разногласия нарушают нормальное взаимодействие людей, препятствуют достижению поставленных целей. В этом случае люди просто бывают вынуждены каким-либо образом преодолеть разногласия и вступают в открытое конфликтное взаимодействие. В процессе конфликтного взаимодействия его участники получают возможность выражать различные мнения, выявлять больше альтернатив при принятии решения, и именно в этом заключается важный позитивный смысл конфликта. Сказанное, конечно, не означает, что конфликт всегда носит положительный характер.
      Межгрупповые  и межличностные конфликты представляют собой столкновение индивидов с  группой или групп между собой.
      Деление конфликтов на виды достаточно условно, жесткой границы между различными видами не существует и на практике возникают конфликты: организационные  вертикальные межличностные; горизонтальные открытые межгрупповые и т.д.
      Причины, вызывающие конфликты, так же разнообразны, как и сами конфликты. Следует  различать объективные причины  и их восприятие индивидами.
Объективные причины в достаточной степени  условно можно представить в  виде нескольких укрепленных групп:
    ограниченность ресурсов, подлежащих распределению;
    различие в целях, ценностях, методах поведения, уровне квалификации, образования;
    взаимозависимость заданий неправильное распределение ответственности;
    плохие коммуникации.
      Вместе  с тем объективные причины  только тогда явятся причинами конфликта, когда сделают невозможным личности или группе реализовать свои потребности, заденут личные и/или групповые  интересы. Реакция индивида во многом определяется социальной зрелостью личности, допустимыми для нее формами поведения, принятыми в коллективе социальными нормами и правилами. Кроме того, участие индивида в конфликте определяется значимостью для него поставленных целей и тем, насколько возникшее препятствие мешает их реализовать. чем более важная цель стоит перед субъектом, чем больше усилий он прилагает, чтобы ее достичь, тем сильнее будет сопротивление и жестче конфликтное взаимодействие с теми, кто этому мешает.[16]
      Выбор способа преодоления препятствий  будет, в свою очередь, зависеть от эмоциональной  устойчивости личности, располагаемых  средств защиты своих интересов, объема располагаемой власти и многих других факторов.
      Психологическая защита личности происходит бессознательно как система стабилизации личности для предохранения сферы сознания индивида от отрицательных психологических  воздействий. В результате конфликта  данная система срабатывает непроизвольно, помимо воли и желания человека. Необходимость в такой защите возникает при появлении мыслей и чувств, представляющих угрозу самоуважению, сформировавшемуся “я - образу”  индивида, системе ценностных ориентаций, снижающих самооценку индивида.
      В некоторых случаях восприятие ситуации индивидом может быть далеким  от реального положения дел, но реакция  человека на ситуацию будет формироваться  исходя из его восприятия, из того, что  ему кажется и это обстоятельство существенно затрудняет решение  конфликта. Возникшие в результате конфликта отрицательные эмоции достаточно быстро могут быть перенесены с проблемы на личность оппонента, что  дополнит конфликт личностным противодействием. Чем больше усиливается конфликт, тем непригляднее выглядит образ  оппонента, что дополнительно усложняет  его решение. Появляется порочный круг, который крайне сложно разорвать. Целесообразно это сделать на начальной стадии развертывания события, пока ситуация не вышла из-под контроля. 

      3. Последствия конфликтов. 

      Последствия от конфликта могут быть как функциональные, так и дисфункциональные (приложение 1).
      Функциональные  последствия конфликта. Одно из них  заключается в том, что проблема может быть решена таким, путем, который  приемлем для всех сторон, и в  результате люди больше будут чувствовать  свою причастность к решению этой проблемы. Это, в свою очередь, сводит к минимуму или совсем устраняет  трудности в осуществлении решений  — враждебность, несправедливость и вынужденность поступать против воли. Другое функциональное последствие  состоит в том, что стороны  будут больше расположены к сотрудничеству, а не к антагонизму в будущих  ситуациях, возможно, чреватых конфликтом.[22]
      Конфликт  может также уменьшить возможности  группового мышления и синдрома покорности, когда подчиненные не высказывают  идей, которые, как они считают, противоречат идеям их руководителей. Это может  улучшить качество процесса принятия решений, так как дополнительные идеи и “диагноз” ситуации ведут  к лучшему ее пониманию; симптомы отделяются от причин и разрабатываются  добавочные альтернативы и критерии их оценки. Через конфликт члены  группы могут проработать возможные  проблемы в исполнении еще до того, как решение начнет выполняться.
      Также функциональные последствия конфликта  включают в себя:
    Совместно принятое решение быстрее и лучше претворяется в жизнь;
    Стороны приобретают опыт сотрудничества при решении спорных вопросов и могут использовать его в будущем;
    Улучшаются отношения между людьми;
    Люди перестают рассматривать наличие разногласий как "зло", всегда приводящее к дурным последствиям.
      Дисфункциональные последствия конфликта. Если не найти  эффективного способа управления конфликтом, могут образоваться следующие дисфункциональные  последствия, т.е. условия, которые мешают достижению целей.
    Неудовлетворенность, плохое состояние духа, чувство обиды, неудовлетворенности, плохое настроение, рост текучести кадров и снижение производительности;
    Отсутствие стремления к сотрудничеству, добрым отношениям в будущем;
    Сильная преданность своей группе и больше непродуктивной конкуренции с другими группами организации;
    Представление о другой стороне как о “враге”; представление о своих целях как о положительных, а о целях другой стороны как об отрицательных;
    Сворачивание или полное прекращение взаимодействия с противоположной стороной, препятствующее решению производственных задач;
    Увеличение враждебности между конфликтующими сторонами по мере уменьшения взаимодействия и общения;
    Смещение акцента: придание большего значения “победе” в конфликте, чем решению реальной проблемы.

Основные  виды социальных конфликтов.

По проблемам  классификации социальных конфликтов среди исследователей нет единой точки зрения. Думается, можно присоединиться в В.И. Сперанскому, который предлагает определять основные виды конфликтов в зависимости от того, что берется  за основание классификации.
Если  за основание берутся особенности  сторон, то можно выделить:
    межличностные;
    между личностью и группой;
    внутригрупповые;
    между малыми и большими социальными общностями;
    межэтнические;
    межгосударственные.
В зависимости  от мотивации конфликта выделяют три блока социальных конфликтов:
      конфликты, возникающие в связи с распределение властных полномочий и позиций;
      конфликты по поводу материальных ресурсов;
      конфликты по поводу ценностей важнейших, жизненных установок.
Таким образом, классификация конфликтов — метод познания, заключающийся  в объединении их в группы на основе какого-либо признака. Базисная типология  конфликтов позволяет определить в  нем наиболее общие структурные  единицы.
В принципе, в основе классификации может  лежать любой признак конфликта. Если за основу берется характеристика, присущая всем конфликтам, то классификация  называется общей. В противном случае она будет частной.
Базисная  классификация конфликтов
Конфликты
Конфликты с участием человека Зооконфликты
Социальные Внутри личностные
межличностные (между личностью и группой) между малыми социальными группами;
между средними социальными группами;
между большими социальными группами
между хочу и не хочу; между могу и не могу;
между хочу и не могу
между нужно и не нужно
между хочу и нужно;
между нужно и не могу
интропсихические 
Между двумя  животными; Между животным и группой;
Между группами животных 

Между отдельными государст вами
Между коалициями государства
 
 
 
4. Функции  социальных конфликтов и их  классификация. 

Конфликт  выполняет как положительные, так  и отрицательные социальные функции. Существуют объективные субъективные оценки последствий конфликта. Позитивное или негативное воздействие конфликта  во многом обусловлено социальной системой. В свободно структурируемых группах, где конфликт считается нормой и  существуют разнообразные механизмы  его урегулирования, конфликт, как  правило, способствует большой жизнеспособности, динамизму и восприимчивости  к прогрессу. В тоталитарно организованной социальной группе конфликт не признается в принципе, а единственным механизмом его разрешения является подавление силой. Подавленный конфликт становится дисфункцмональным, ведущим людей  к дезинтеграции, обострению старых и возникновению новых противоречий. Нерешенные противоречия накапливаются, а если проявляются в форме конфликта, то ведут к серьезным социальным потрясениям.[18]
Рассмотрим  некоторые позитивные функции конфликта, характерные для открытых социальных структур:
    конфликт вскрывает и разрешает противоречия и тем самым способствует общественному развитию. Своевременно выявленный и разрешенный конфликт может предотвратить более серьезные конфликты, ведущие к тяжелым последствиям;
    в открытой группе конфликт выполняет функции стабилизации и интеграции внутригрупповых и межгрупповых отношений, снижает социальное напряжение;
    конфликт многократно увеличивает интенсивность связей и отношений, стимулирует социальные процессы, придает обществу динамичность, поощряет творчество и инновации, способствует общественному прогрессу;
    в состоянии конфликта люди более четко осознают как свои, так и противостоящие им интересы, полнее выявляют существование объективных проблем и противоречий общественного развития;
Конфликт  несет в себе негативные функции, когда:
    ведет к беспорядку и нестабильности;
    общество не в состоянии обеспечить мир и порядок;
    борьба ведется насильственными методами;
    следствием конфликта являются большие материальные и моральные потери;
    возникает угроза жизни и здоровья людей.
К негативным можно отнести большинство эмоциональных  конфликтов и, в частности, конфликты, возникающие вследствие социально-психологической  несовместимости людей. Негативными  считаются конфликты, затрудняющие принятие негативных решений. Негативные последствия может иметь и затянувшийся позитивный конфликт.
   
    Конфликты  можно  классифицировать  также  в  зависимости   от субъектов  и  зон   разногласий. Такая  классификация   может  быть   выражена  следующим   образом.
    Личностный конфликт включает конфликты, происходящие, так сказать, внутри  личности, на  уровне  ее  индивидуального сознания.
    Межличностный конфликт – разногласия между двумя или более людьми  из  одной или нескольких  групп.
    Межгрупповой конфликт – конфликт  между социальными группами и общностями  людей с противоположными  интересами.
    Конфликт принадлежности – когда индивиды  имеют как бы двойную принадлежность, например, конфликтующие образуют группу  внутри  какой-то  большой группы.
    Конфликт с внешней средой – индивиды, составляющие группу, испытывают давление извне, прежде всего со стороны административных  и экономических норм  и предписаний.
    Типологию социального конфликта  можно представить и таким  образом:
    Конфронтация – пассивное противостояние групп с противоборствующими интересами.
    Соперничество – борьба за признание личных достижений и творческих  способностей  со стороны общества, социальной  группы.
    Конкуренция – особый  тип  конфликта, его  цель – получение  выгоды, прибыли  либо  доступа  к  дефицитным  благам.
    Но, тем  не менее, нельзя  подгонять все конфликты под  единую схему. Есть  конфликты  типа схватки, когда противников разделяют непримиримые противоречия и рассчитывать можно только на победу; дебатов, где возможны спор, маневры и обе стороны могут рассчитывать на компромисс; игр, если  обе стороны действуют в рамках  одних и тех же  правил.2
    Конфликт с точки зрения социологии  – это прежде всего модель  поведения
с особым распределением ролей, последовательностью  событий, способами выражения взглядов, ценностных ориентаций, формами отстаивания  интересов, целей.[15]
    Если  исходить  из  поведенческой   теории, то  цель конфликта заключается   в достижении  собственного  интереса  за счет интересов других. Когда  интересы четко демонстрируются,  выявлены субъекты, объект и средства  конфликта, а  также  тактика поведения, тогда это будут открытые, или    полномасштабные    конфликты.   Если    же    интересы   в   конфликте  структурированы  слабо, численность  участников  невелика, он  в  меньшей  степени    легализован   и    поведение   участников   скрытое,  то   такой   тип  конфликта  называется  скрытым, или неполным. Можно назвать еще ложный конфликт, который находится на стыке психологического и социологического подходов к анализу конфликта. В случае  ложного конфликта отсутствуют его объективные основания.
      Существуют и иные варианты  типологии социальных конфликтов  по различным основаниям. Но проблема  детальной разработки типологии  конфликта  остается  достаточно  открытой.

5. Управление  конфликтами.

 
         Процесс управления конфликтами зависит от множества факторов, значительная часть которых плохо поддается управляющему воздействию. Например, взгляды личности, мотивы и потребности индивидов, групп. Сложившиеся стереотипы, представления, предрассудки, предубеждения могут иногда свести на нет усилия тех, кто вырабатывает решения. В зависимости от вида конфликта поиском решений могут заниматься разные службы: руководство организации, служба управления персоналом, отдел психолога и социолога, профсоюзный комитет, стачком, милиция, суды.
      Решение конфликта представляет собой устранение полностью или частично причин, породивших конфликт, либо изменение целей участников конфликта.
      Управление  конфликтами - это целенаправленное воздействие по устранению (минимизация) причин, породивших конфликт, или на коррекцию поведения участников конфликта.
      Существует  достаточно много методов управления конфликтами. Укрупнено их можно  представить в виде нескольких групп, каждая из которых имеет свою область  применения:
    внутриличностные, т.е. методы воздействия на отдельную личность;
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.