На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Методическое обеспечение в социально-культурной сферы

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 22.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФГОУ  ВПО Восточно-Сибирская академия культуры и искусств
Институт  Социально-культурной деятельности, наследия и туризма
Кафедра Социально-культурной деятельности 
 
 
 
 

Методическое  обеспечение
в социально-культурной сферы 

Курсовая  работа 
 
 
 

Выполнила студентка:
4 курса  группы МСКД 09-10
Серединина  А.В.
Научный руководитель:
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры социально-
культурной деятельности
Умурова Л.Х. 

Улан-Удэ
2011
Содержание 

Введение…………………………………………………………………………3
Глава I: Технология методического обеспечения социально-культурной деятельности……………………………………………………………………. 

Глава II: Профессиональная компетенция специалистов-методистов социально-культурной деятельности…………………………………………. 

Глава III: Информационное сопровождение и методическое обеспечение учреждений культуры…………………………………………………………. 

Заключение 

Список используемой литературы 

Глоссарий 

Приложения 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
   Методическая деятельность, методическое руководство, методическое обеспечение - понятия, с которыми связана всякая организованная практика. Без методического обеспечения не может эффективно развиваться ни одна область человеческой деятельности.
   Методическая  деятельность - совокупность действий, направленных на получение, систематизацию и распространение методических знаний.      Методическая деятельность может осуществляться учёными, методистами, практиками. Методическая деятельность является одним из аспектов профес-
сиональной деятельности методиста, которую он осуществляет наряду с другими (например, педагогической, организационно-массовой и др.) Она включает в себя, прежде всего изучение теории, методики и практики культурно-досуговой деятельности.Методическое обеспечение - новый этап развития научно-методической деятельности. Конечная цель методического обеспечения - оснащение учреждений культуры передовой методикой и на этой основе обеспечение уровня работы, соответствующей потребностям общества и каждого человека в отдельности.
   Профессионально-предметная практика предопределяет обновление методики, ибо качественная методика является неотъемлемым свойством качественной работы. Развитие методики определяется ценностными ориентациями методиста в профессионально-предметном отношении, его методической мыслью. Индивидуальные способы и приемы деятельности, индивидуальные образцы методических подходов позволяют выработать общие взгляды и группируются в несколько направлений методической мысли и практики. Совокупность методических идей, ценностных установок, с помощью которых обеспечивается определенная организация культурно-досуговой деятельности, обуславливает конкуренцию индивидуальных образцов, позволяет в определенном порядке и системе использовать приемы и способы профессиональной деятельности. 

   Социокультурная ситуация в обществе характеризуется  постоянными преобразованиями, изменяются культурные компоненты повседневной жизнедеятельности людей. Существенно меняется и структура культурно-досуговой деятельности. Это предполагает постоянное переосмысление общественной значимости культурно-досуговой деятельности как составной части единого процесса возвышения культуры каждой личности. Все это выдвигает на первый план проблемы научно-теоретического осмысления роли и места культурно-досуговых учреждений в культурологических процессах, уточнения их функции, задач и целей, с одной стороны, и методического обеспечения практиков культурно-досуговой деятельности новой передовой методикой, эффективными средствами и формами работы, - с другой. Все это предъявляет высокие требования к практикам и методистам культурно-досуговой сферы, к их теоретической и методической подготовке, уровню и качеству методических материалов, культурных программ.
   Актуальность  исследования. Ни одна область человеческой деятельности, как известно, не может эффективно развиваться без методического обеспечения. Не является исключением и социально-культурная деятельность. Проблема методического обеспечения сама по себе - одна из наиболее сложных в системе социально-культурной деятельности, так как от ее решения зависит качество и эффективность деятельности социокультурных учреждений. Это тем более важно, что на одно из первых мест в период радикальных социальных трансформаций, переживаемый сегодня Россией, выходят вопросы, связанные с оптимизацией деятельности, функционирования и развития социально-культурных учреждений.
Острота проблем  методического обеспечения деятельности учреждений культуры объясняется усиливающимися противоречиями между изменяющимися  условиями, установками, назначением  социально-культурной деятельности и  ее практическим воплощением. Выражается это в поисках назначения социально-культурной деятельности в целом, кризисных явлениях в социальной сфере, малочисленности набора форм, используемых на практике, отсутствии государственного финансирования региональных методических центров и методических отделов районных домов культуры и т.д.
        Суть проблемной ситуации заключается в том, что, если в советское время методическое обеспечение играло важную роль как фактор повышения эффективности деятельности учреждений культуры, то с переменами, начавшимися в культурной и экономической жизни общества, отвергнувшими административно-командную систему в целом, роль методического обеспечения была без достаточных оснований отвернута. И в настоящее время методическое обеспечение, как фактор повышения эффективности социально-культурной деятельности, в практической жизни не всегда используется оптимально, роль его нередко недооценивается руководителями сферы культуры, органами местного самоуправления, а порой работниками социально-культурных учреждений и самими методистами. Методическая деятельность в учреждениях культуры часто подменяется сугубо административной, в обязанности методистов вменяется инспекторская работа, что приводит к дублированию управленческих служб и снижает эффективность методического обеспечения. К сожалению, приходится констатировать, что роль методистов нередко сводится лишь к поиску подходящего сценария или помощи в подготовке и проведении какой-либо отдельной программы. Методисты часто не обладают четким представлением о своем труде как целостном процессе - его целях и задачах, средствах, методах, формах, технологии решения стоящих проблем, то есть они не воспринимают методическое обеспечение как систему, все компоненты которой взаимосвязаны, выполняют совершенно определенные функции и представляют единое целое. Работа методических органов нередко ведется хаотично, бессистемно, непоследовательно, не используются новые технологии методического обеспечения, что отрицательно сказывается на эффективности реализации его воспитательных возможностей.
Изучение проблем  методического обеспечения социально-культурной деятельности дает знание не только о  его сущности, значении, функциях в  прошлом, понимание его роли, места  в современных условиях, но и конструировать его будущие перспективные модели.
Анализ и практика позволили определить противоречия:
1. Между возрастанием теоретической и практической значимости проблем методического обеспечения социально-культурной деятельности как системы и недостаточной их разработанностью;
2. Между уровнем теоретической разработки способов совершенствования методического обеспечения социально-культурной деятельности и состоянием практической работы методического обеспечения социально-культурной деятельности как системы методических служб в социально-культурной сфере.
         Для разрешения данных противоречий выбрана тема исследования, проблема которого заключается в разработке и адаптации оптимальной организационной модели методического обеспечения социально-культурной деятельности в современных условиях
     Степень разработанности проблемы исследования:
На протяжении всего советского периода в теории культурно-просветительной работы было актуальным выдвинутое Н.К.Крупской положение о трех основных направлениях в деятельности культпросветработника: первое - изучение трудящихся масс; второе - пропагандистско-воспитательная работа среди населения; третье - организация рабочих и крестьян на практическое решение культурно-политических задач. Эти направления Н.К.Крупской легли в основу теоретической, методической и преподавательской работы в области клубного дела.
      В конце 70-х - начале 80-х годов упор был сделан на изучение понятия «методика культурно-просветительной деятельности». В разработку этого понятия особый вклад внесли М.А. Ариарский, И.М. Болотников, Е.А. Владимиров, Д.М. Генкин, А.Н. Иезуитов, A.A. Конович, A.B. Сасыхов, С.Д. Со-ловейчук, Ю.А. Стрельцов, В.Е. Триодин, которые сделали принципиальный вывод о «ситуационном характере» методики культурно-просветительной деятельности, что должно учитываться при формировании инфраструктуры сети учреждений культуры, совокупности их методических структур, методического обеспечения, материально-технической базы, хозяйственного механизма.
       К 1980-м годам теория социально-культурной деятельности, методического обеспечения обогатилась научными исследованиями, выполненными JI.B. Бузене, Н.И. Гугушвили, Е.М. Клюско, Ю.Д. Красильниковым, Е.В. Литовкиным, Г.Я. Никитиной, В.Е. Новаторовым, А.М.Савченко и др. В работах Т.А. Кудриной, Б.Г. Мосалева, B.C. Томили-ной исследуются проблемы и пути совершенствования организации свободного времени сельского населения.
      90-е годы характерны пристальным вниманием ученых к методической работе. Проблемы становления, развития, организации, методического обеспечения деятельности сельских культурных, культурно-спортивных комплексов, централизованных клубных систем, совершенствования форм работы в клубах по интересам находят отражение в трудах Е.А. Владимирова, И.И. Горбатовой, М.И. Даровской, P.A. Еременко, И.Е.Калинина, Б.Г. Мосалева, В.Е. Триодина, В.В. Туева. Труды Б.А. Блинкова посвящены глубокому раскрытию опыта организации централизованной клубной системы в рамках промышленного предприятия, принципов организации, структуры, активного участия в решении производственных задач. Исследователи, глубоко изучавшие проблемы комплексирования культурного потенциала, отмечали, что формирование культурного комплекса связано не только с содержательной стороной дела, но и с методикой культурно-просветительной работы.
Ученый И.Н. Ерошенков анализирует цели, задачи, содержание, методику и организацию работы с детьми и подростками, подчеркивая, что клубная работа с ними является одной из частных методик в системе клубоведческих дисциплин. Проблемы организации и методики агитационно-пропагандистской работы клубов исследуют В.П. Дюгаев, Е.Я. Зазерский, Б.М. Клемантович, В.Т. Лисовский, В.Я. Суртаев. Выразительные средства клубной работы, сценарное мастерство, методика работы любительских объединений, специфика методических принципов режиссуры в самодеятельности - предмет исследования В. Водопьяновой, В.Н. Гагина, Д.М. Генкина, A.A. Коновича, Л.И. Футлик, А.И. Чечетина. Вопросы эффективности клубной работы, использования современной методики находят отражение в трудах С. Ангапова, A.M. Герштейна, В.Е. Новаторова.
И все же учебные  пособия или монографии, раскрывающие ведущие вопросы методического  руководства, пока отсутствовали. Первой попыткой систематизированного изложения  курса в соответствии с учебной  программой подготовки студентов по специальности «организатор-методист КПР» можно рассматривать учебное пособие «Методическое руководство культурно-просветительной работой» (Г.М. Бирженюк, T.B. Бузене, H.A. Горбунова). Методическое обеспечение культурно-досуговой деятельности становится предметом исследования С.Н. Громова, В.Е. Новаторова, В.М. Чижикова. Проблему переноса опыта в другую среду, методического поиска, рождающего новые формы любительского движения, деятельность методических центров исследуют Л.Я. Витебский, А.Д. Жарков, Б.Г. Мосалев, А.О. Пинт, Н.Ф. Плахотный и др.
      В 1995 году в трудах Т.Г. Киселевой и Ю.Д. Красильникова впервые была сформулирована идея нового, социально-ориентированного подхода к анализу традиционной деятельности учреждений культуры. Публикация «Основ социально-культурной деятельности» этих ученых можно считать новым этапом в развитии науки. В вузовскую лексику вводится понятие «социально-культурная деятельность». Первой попыткой экспликации понятия «социально-культурная деятельность», обоснования сохранения и использования богатого практического опыта (форм, методов, организации клубной работы), накопленного в советское время, явилась монография A.B. Соколова «Феномен социально-культурной деятельности» (2003 г.).
Особый интерес  для данной работы представляют исследования А.Д. Жарковым проблем методического обеспечения, методики и технологии культурно-досуговой деятельности.  Заслуга А.Д. Жаркова, по нашему мнению, - в разработке проблемы методического обеспечения как компонента технологии культурно-досуговой деятельности.
      Исследование методики, опыта клубной работы с позиций сегодняшнего дня, вопросы эффективного развития социально-культурной практики значительное место занимают в трудах И.Е. Калинина, A.C. Ковальчук, И.Л. Курочкина.
     Вопросы о сущности, функциях, содержании технологических аспектов труда методистов довольно хорошо разработаны в научной литературе. Однако следует отметить, что теоретических работ концептуального, обобщающего характера о методическом обеспечении социально-культурной деятельности как о целостном процессе на сегодняшний день нет. Ни в одном научном источнике методическое обеспечение социально-культурной деятельности не представлено как система, не раскрывается сущность ее компонентов (субъект, цель, задачи, содержание, форма, средства, методы, организация, ресурсное обеспечение, объект методического обеспечения). Требуют обобщения и инновационные технологии методического обеспечения, появившиеся в практике и обусловленные особенностями современной социально-культурной деятельности. Поэтому на сегодняшний день данный вопрос является актуальным и нуждается в серьезной разработке.
      Важным источником информации о современном состоянии методического обеспечения социально-культурной деятельности стали ежегодный аналитический обзор Министерства культуры о деятельности клубов, развитии народного творчества, материалы научно-практических конференций, опубликованных в сборниках и журналах  по культурной деятельности. Большая работа проведена по изучению документов районного информационно-методического отдела досуга (далее РИМОД) муниципального учреждения культуры «Межпоселенческое кино-досуговое объединение» (далее МУК «МКДО») муниципального района «Улетовский район» Забайкальского края, которые явились главным источником для  исследования. Мною изучены устав учреждения, материалы из опыта работы, которые является творческой организацией, осуществляющей методическое обеспечение органов, учреждений культуры района, самодеятельных коллективов, участников самодеятельности, которые влияют на  развитие народного творчества.
      Изучение устава, документов, методической продукции РИМОД МУК «МКДО» МР «Улетовский район» позволило сделать вывод о том, что отдел заслужил право на длительное существование не только потому, что разрабатывают методики для коллективов художественной самодеятельности, проводят всевозможные праздники, фестивали, способствуют развитию информационной деятельности учреждений культуры  района, а потому, что научились внимательно относиться ко всему новому, рождающемуся в культурной жизни общества.
       Отчеты о работе, планы, буклеты, методические материалы РИМОД
дали представление  об особенностях методического обеспечения  социально-культурной деятельности в учреждениях культуры Улетовского района.
В течение нескольких лет методисты РИМОД организовали и проводят Школу клубного специалиста  с целью повышения профессионального уровня специалистов культурно-досуговых учреждений района и организации методического обеспечения их деятельности, посредством работы клубного специалиста. 
 

        

     Объектом исследования является РИМОД (районный информационно-методический отдел досуга)
    Предмет исследования - современное состояние методического обеспечения в учреждениях культуры района
    Цель  исследования – изучение состояния методического обеспечения РИМОД МУК «МКДО» МР «Улетовский район»  в современных условиях.
    Задачи исследования:
- рассмотреть  технологию методического обеспечения  культурно досуговой деятельности;
- изучить состояние  современной методической работы в социокультурных учреждениях и ее влияние на эффективность социально-культурной деятельности;
- проанализировать  современную методическую работу  как систему, компоненты которой  (субъект, цель, задачи, содержание, форма, средства, методы, организация, ресурсное обеспечение, объект методического обеспечения);
- рассмотреть  профессиональную компетентность  методистов – как фактор интенсификации  социально культурной-деятельности
- обобщить и  предложить методическим службам  инновационные технологии методического обеспечения социально-культурной деятельности.
     Гипотеза исследования основана на том, что методическое обеспечение социально-культурной деятельности в современных условиях может быть эффективным, если оно формируется как система при условии:
- знания исторического  опыта методического обеспечения  социально-культурной деятельности, тенденций его развития;
- структурной  целостности системы, выражающую  количественный и качественный  состав связей между ее компонентами (субъектом, целью, задачами, содержанием, формами, средствами, методами, организацией, ресурсным обеспечением, объектом методического обеспечения) и способ организации этих связей;
- применения  эффективных, проверенных опытом, а также инновационных технологий в методическом обеспечении современной социально-культурной деятельности.
      База исследования: МУК «Межпоселенческое кино-досуговое объединение» МР «Улетовский район» Забайкальского края
     Методы исследования: непосредственное наблюдение, беседа, изучение документов и ответов на заочные методические задания (вопросники, письма-обращения с просьбой описать опыт и т.д.); подробное описание опыта, анализ, обобщение, выводы; выработка методических рекомендаций для распространения и внедрения изученного передового опыта.
    Методологическую основу  курсовой работы составляют системно-структурный, деятельный подход, с позиций которых рассматривается методическое обеспечение, как одно из важнейших направлений социально-культурной деятельности.
   Особое место в исследовании занимает анализ статистических данных, литературы, изданной РИМОД, методической документации. В процессе проведения социологических исследований были  использованы такие методы сбора социологической информации, как анкетный опрос, наблюдение учреждений культуры Улетовского района.
    Новизна  исследования состоит в следующем:
- впервые методическое  обеспечение социально-культурной  деятельности рассматривается как  система, компонентами которой  являются субъект, цель, задачи, содержание, формы, средства, методы, организация, технология, ресурсное обеспечение, объект, и исследуется эффективность ее реализации на примере практической деятельности РИМОД;
- выявлена роль РИМОД в развитии системы методического обеспечения КДУ района, доказано, что отдел, являясь компонентами организационной структуры методического обеспечения, выполняют огромный объем работы, связанной с организационно-методической, аналитической, научно-исследовательской, учебной, издательской деятельностью;
- на основе проведенного исследования на базе РИМОД МУК «МКДО» МР «Улетовский район» разработана концепция деятельности,
 которая предполагает  изменение подходов к содержанию  методической деятельности, построение  ее на принципах системности,  сетевой организации и маркетинга, и эффективная авторская модель методического обеспечения социально-культурной деятельности по созданию единой сельской культурной среды.
     Практическая значимость исследования заключается в том, что основные подходы, могут быть использованы в организации методического обеспечения социально-культурной деятельности района в современных условиях. Данные исследования апробированы на базе методического отдела МУК «МКДО». Осуществлен переход на личностно-ориентированный подход к организации методической работы. Создана эффективная система непрерывного повышения квалификации работников культуры района (организована Школа клубного специалиста).
     Структура курсовой работы:
Работа  состоит  из введения, 3-х глав, заключения, списка литературы из 43 наименований, глоссария, приложения.
     Положения, выносимые на защиту
    Современное состояние методической работы в социокультурных учреждениях и ее влияние на эффективность социально-культурной деятельности и сделан вывод о неудовлетворительном использовании потенциала системы методического обеспечения;  методическое обеспечение социально-культурной деятельности  как система, компонентами которой являются субъект, цель, задачи, содержание, формы, средства, методы, организация, технология, ресурсное обеспечение, объект, и исследуется эффективность ее реализации на примере практической деятельности методических органов;
    Компетентность  методиста при внешних и внутренних контактах является предпосылкой успешного проявления его организаторских данных. Основой названных способностей является высокий уровень волевых и интеллектуальных свойств. Наиболее соответствует рассматриваемой деятельности практический характер мышления. К ведущим нравственным свойствам следует отнести принципиальность, гуманизм, честность, к характерологическим - самостоятельность, требовательность, общительность, активность, инициативность. Этот вопрос в свою очередь необходимо исследовать более подробно и обстоятельно с помощь социологических исследований;
    Предложение создания инновационного методических центров в районах, которое предполагает изменение подходов к содержанию методической деятельности, построение ее на принципах системности, сетевой организации и маркетинга.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава I: Технология методического обеспечения социально-культурной деятельности
    Технология  культурно-досуговой деятельности во многом зависит от совершенствования  системы методического обеспечения. Сокращение научно-методических центров  вызывает затухание процесса познания технологии культурно-досуговой деятельности.
    Проблемы  методического обеспечения деятельности учреждений культуры чрезвычайно остры. Это объясняется все более  усиливающимися противоречиями между  изменяющимися условиями, установками, назначением культурно-досуговой деятельности и ее практическим воплощением. Выражается это в поисках назначения культурно-досуговой деятельности в целом, кризисных явлениях в социальной сфере, малочисленности набора форм, используемых на практике, отсутствии государственного финансирования методических отделов и районных домов культуры.
    Систему методического обеспечения культурно-досуговой  деятельности отличает, прежде всего, предмет деятельности. Г.М. Бирженюк, Л.В. Бузене, Н.А. Горбунова считают, что "предметом методического руководства культурно-просветительной работой является методика культурно-просветительной работы, воспринимаемая как совокупность правил, требований и приемов психолого-педагогического воздействия на осознание, чувства и поведение в условиях свободного времени". Связи между объектом и субъектом методического обеспечения носят особый характер, определяющийся специальными методами. Методическое обеспечение опирается, прежде всего, на стимулирующие методы, которые создают специальный для этой системы набор методов управления (консультации, беседы, методические рекомендации, обсуждения, показ и т.п.).
    Сущностное  назначение методического обеспечения  — в анализе, поиске передовых, наиболее эффективных методик, их апробировании, моделировании, а также внедрении новых, наиболее оптимальных в конкретных условиях вариантов культурно-досуговой деятельности, в корректировании, регулировании процесса в соответствии с актуальными проблемами реформирования всех сфер жизни общества с учетом изменяющихся потребностей и уровня духовного развития различных групп населения.
    Методическое  воздействие на технологию культурно-досуговой  деятельности как систему осуществляется через следующие элементы: цели и  задачи, определяющие главное направление  методического воздействия; объект методического воздействия; содержание методической деятельности; субъект методического воздействия; средства, методы и формы методического воздействия; организационно-педагогические условия методического воздействия, т.е. через драматургический материал и методические рекомендации.
    Вычленение  отдельных элементов позволяет  увидеть структурную целостность  методической системы, выражающую количественный и качественный состав связей между  ее элементами и способ организации  этих связей. В этом аспекте методическое обеспечение следует понимать как:
    а) упорядочение, налаживание, устройство, приведение в систему методической деятельности учреждений культуры;
    б) строение, взаимосвязь, взаимное расположение, соотношение частей в единое целое в деятельности учреждений культуры района.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.