На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Роль детских организаций в школьном воспитании

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 22.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ТАМБОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Г.Р. ДЕРЖАВИНА
АКАДЕМИЯ  СОЦИАЛЬНЫХ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
ОТДЕЛЕНИЕ ДОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО, НАЧАЛЬНОГО И  СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАФЕДРА ДОПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ, НАЧАЛЬНОЙ И  СРЕДНЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ 
 
 
 

РОЛЬ  ДЕТСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ШКОЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ 
 
 

Курсовая  работа по
педагогике 
студентки 3П курса
Пятовой Наталии Николаевны
Направления  бакалавриата
050700 Педагогика
Научный руководитель –  
 
 
 

ТАМБОВ, 2011 
 
 

Содержание
Введение……………………………………………………………………..……3
1 . Детские организации в школьном воспитании………………...……………6
1.1.Понятие детской организации……………………………………….……….6
1.2.Характеристика  детских общественных организаций…………………….10
1.3.Деятельность детских организаций………………………………………...13
Выводы по первой главе………………………………………………………...19
Глава 2. Школьное воспитание
2.1.Возрождение школьного воспитания………………………………………20
2.2.Детские организации в школе………………………………………………22
2.3. Роль детских общественных организаций в воспитании учащейся молодёжи…………………………………………………………………………26
Выводы по второй главе………………………………………………………...33
Заключение………………………………………………………………………34
Список литературы……………………………………………………………...36
Приложение………………………………………………………………………38 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение. 

     Сейчас  очень остро стоит проблема занятости  детей во внеурочное время. Нередко  можно наблюдать подростков в  подъездах домов или просто на улице убивающими своё свободное время посредством курения, распития спиртных напитков и даже употребления наркотиков. Во многом это происходит потому, что дети неестественно мало заняты социально-значимой деятельностью; плохо организован их досуг; резко сократились материальные, технические и духовные блага, которые традиционно принадлежали детству и должны ему принадлежать.
     В современных условиях в России число  детских и молодёжных общественных организаций возросло в несколько  десятков раз. В каждом регионе насчитывается  от 5 до 50 и более различных общественных формирований, созданных для детей  или вместе с детьми. Вместе с  тем вовлеченность детей и молодёжи в общественное движение составляет около 10%.
     Дети  не хотят вступать в организации  по следующим причинам:
        Ориентированность вновь создаваемых объединений только на учебно-воспитательные или чисто абстрактные цели;
        Жёсткий авторитет руководства со стороны взрослых;
        Нежелание руководителей расстаться с устаревшими формами работы;
        Закрытость от реального окружения, преобладание «надуманных» жизненных ситуаций, игнорирование отечественных традиций.
     Изучением данного вопроса занимались следующие  исследователи: председатель Федерации  детских организаций, депутат Гос. Думы Елена Чепурных; вице-президент Ассоциации исследователей детского движения Тамара Трухачёва; координатор Пионерского содружества и МГСПО Д.Лебедев; кандидат педагогических наук, НИИ детства Н.П.Иванова; зав. Отделом программирования Совета Федерации детских организаций «Юная Россия», кандидат педагогических наук Л.Клочкова; доктор педагогических наук, профессор Н.Шнуркова и др.
     Объектом моего исследования являются детские организации , предметом – работа детских организаций в школе. Целью работы является определить роль детских организаций в школьном обучении.
     В соответствии с целью можно выделить следующие  задачи:
     1. раскрыть сущность и содержание понятий: детские и юношеские общественные организации;
     2. выявить необходимые педагогические условия, способствующие позитивному формированию личности школьников при взаимодействии школы и общественных организаций;
     3. выявить место, которое занимают  детские организации в школьном  воспитании;
     Далее необходимо раскрыть сущность понятий:
     Так в словаре русского языка С.И. Ожегова:
     Детский- не свойственный взрослому, незрелый.
     Общественный- 1)относящийся к обществу, протекающий в обществе, связанный с деятельностью людей в обществе; 2)относящийся к работе по добровольному обслуживанию политических, культурных, профессиональных нужд коллектива.
     Организация - общественное объединение или государственное  учреждение.
     В современном  словаре иностранных  слов:
     Организация- совокупность людей, групп. Объединённых для достижения какой-либо цели, решения какой-либо задачи на основе принципов разделения труда, разделения обязанностей и иерархической структуры.
     Большая советская энциклопедия даёт следующее  определение:
     Общественные  организации- объединения граждан, построенные на основе самоуправления, организационной самодеятельности, принципов демократического централизма, ставящие перед собой цели, соответствующие законным интересам и правам объединившихся лиц и осуществляющие деятельность, направленную на реализацию этих целей и одновременно на решение задач, стоящих перед всем обществом. Членство в О.о. основывается на принципе добровольности. О.о.- составная часть политической организации общества наряду с системой представительных органов и подчинённого им аппарата государственного управления, с организациями местной самодеятельности и органами массовых общественных движений. В процессе своей деятельности О.о. взаимодействуют со всеми этими органами и организациями.
     Детские демократические организации- добровольные массовые объединения детей и подростков, осуществляющие под руководством прогрессивных организаций или в контакте с ними идейно-политическое и нравственное воспитание подрастающего поколения.  

     Глава 1. Детские организации в школьном воспитании.

     1.1Понятие детской организации.
     Детские организации и объединения значительно  отличаются от взрослых по ведущему признаку - участию взрослых в деятельности детского формирования. Многолетний  мировой опыт возникновения и  развития различных детских организаций  показывает, что для их зарождения было необходимо волеизъявление не только и не столько будущих членов организации, сколько определенной части взрослого  населения данной страны (конкретного  класса, прослойки, партии, молодежной организации...). Роль взрослых может  определяюще влиять на содержание деятельности детей. В связи с этим мы предлагаем следующее толкование понятий.
     Детское общественное объединение - формирование детей, объединившихся на основе общности интересов для реализации целей саморазвития по инициативе и при педагогическом управлении взрослых.
     Детская общественная организация - самодеятельное, самоуправляемое на основе устава (и других документов) равноправное объединение детей и взрослых, созданное для совместной деятельности по реализации и защите интересов объединившихся.
     Данный  подход не разъединяет, а объединяет эти понятия и детей, входящих в организации и объединения. Более того, совершенно очевидно, что  формально созданы условия взаимодействия, взаимопроникновения, взаимосвязи  и взаимозависимости, т.к. на начальном  этапе детская общественная организация  может быть во многом охарактеризована как детское общественное объединение. В свою очередь, на более высоком  этапе развития детское общественное объединение может перерасти  в детскую общественную организацию. По сути, в нашей практике это  так и происходило, что позволяет  говорить о закономерности и обусловленности  процесса, способствующего созданию всесторонних возможностей эффективной  самореализации ребенка.
     Под самореализацией детей понимается осознаваемый и субъективно-значимый процесс раскрытия ребенком своих способностей и возможностей в деятельности и отношениях. Самореализация ребенка как процесс предполагает следующее: идентификацию себя с другими, открытость опыту и его принятие; разнообразное восприятие субъектом чувственно-заданных ситуаций; творческий характер активности субъекта.
     Самореализация  ребенком своего “Я” связана с  его самопознанием и саморазвитием. Саморазвитие - первично, это объективный  процесс, не зависящий от разума и  воли человека. С возрастом оно  перерастает в самовоспитание - управляемое  самой личностью саморазвитие. Это  происходит тогда, когда саморазвитие становится подконтрольно сознанию, когда ребенок все более сознательно  начинает участвовать в совершенствовании  своего “Я”.
     Условием  и движущей силой самореализации ребенка в детской общественной организации является поле самореализации. Понятие “поле” обозначает определенное внутреннее “тяготение” субъектов  друг к другу, взаимное стремление взаимодействовать, результатом которого является их совместная деятельность.
     Поскольку в детской общественной организации  поведение одного ребенка связано  с поведением других и взаимодействие в организации определяется мотивами участников, можно ввести понятие “поле самореализации”. По аналогии наблюдаемый процесс самореализации есть функция поля, образуемого взаимозависимыми факторами, влияющими на этот процесс. Изменение условий самореализации детей изменяет их мотивы и их самих; с другой стороны, воздействие на участников процесса самореализации будет влиять на поле самореализации и всю исследуемую систему.
     Поле  самореализации возникает тогда, когда  есть сфера общих социальных интересов. Если взаимодействие детей в процессе самореализации межличностное, только в процессе общения, то цикл его ограничен тремя замкнутыми звеньями: определение общих социальных интересов - формирование поля самореализации - расширение сферы социальных интересов. Если взаимодействие предметное, то при наличии общего социального интереса и возникшего на этой основе поля самореализации выделяется предмет совместной деятельности, определяются ее цели, проектируется комплекс совместных социальных действий, организуется реализация целей совместной деятельности, проводится поэтапный анализ социальных действий, осуществляется коррекция социального поведения и деятельности. В результате всего происходит не только самореализация, но и расширение сферы социальных интересов детей.
     В этом замкнутом цикле ни одно звено  не приобретает самодовлеющего значения, поскольку зависит от остальных  звеньев и наоборот. Все они  связаны внутренним динамическим единством.
     В соответствии с вышесказанным под  полем самореализации мы понимаем наличие  возможностей для детей реализовать  свои личные социально-значимые интересы и потребности, которые представляет им детская общественная организация  в процессе организации совместной деятельности, расширения сферы общения, формирования рефлексивной позиции.
     Создание  поля самореализации предполагает:
     организацию, конструирование ситуаций жизнедеятельности  детской общественной организации, способствующих максимальному проявлению индивидуального (личного) потенциала у возможно большего числа членов организации;
     оптимизацию стиля взаимоотношений между  членами детской общественной организации, между организациями, их лидерами и  представителями;
     создание  в детской общественной организации  обстановки сотрудничества и взаимопонимания.
     Многое  зависит в самореализации и от способа организации общественно  значимой деятельности членов детской  организации. Между способом организации  жизнедеятельности членов детской  организации и их удовлетворенностью ее результатами также существует прямая связь и зависимость. Правомерно поэтому говорить и о такой  закономерности, как зависимость  результатов самореализации от способа  организации той деятельности, в  процессе которой она осуществлялась.
     В поле самореализации от способа организации  деятельности зависит, прежде всего, позиция  ребенка. Он может выступать в  роли активного организатора и участника  деятельности, и это будет способствовать формированию активной, деятельной личности. При неправильной организации деятельности он может в лучшем случае стать  пассивным исполнителем указаний старших  или сверстников, не проявлять инициативы и самостоятельности, и тогда  это будет способствовать формированию пассивных и безынициативных, инертных людей.
     Для обеспечения самореализации необходимо обеспечить сочетание различных  средств, методов и организационных  форм социализации ребенка.
     В пространстве поля самореализации ребенок  реализует себя не только в деятельности, но и в процессе общения с другими  людьми. Чем шире и разумнее организовано общение детей с окружающими  людьми, тем эффективнее результаты самореализации. Отсюда еще одна закономерность: зависимость результатов самореализации от характера общения детей.
     Ребенок общается со сверстниками, разными  людьми. Особое значение имеет его  общение со взрослыми. Если оно - со стороны взрослых - приобретает авторитарный характер, то это отрицательно сказывается на саморазвитии личности. Другая крайность - полное невмешательство в жизнь и деятельность ребенка, что способствует развитию разболтанности, неорганизованности, вседозволенности. Лишь нормальная атмосфера вокруг детей и подростков обеспечивает правильные взаимоотношения с ними.
     Таким образом, самореализация ребенка в  процессе его участия в детской  общественной организации зависит  во многом от включенности его в социальную деятельность.
     1.2.Характеристика детских и юношеских общественных организаций.
     Детское общественное объединение - одна из структур в многообразии молодёжных движений, форма организации детской самодеятельности, социальной активности, самореализации; особая педагогически организованная среда жизнедеятельности ребёнка; педагогически преобразованный  социум. Детские общественные организации (ДОО) можно рассматривать как возможное звено воспитательной системы государственного образовательного заведения (школы, учреждения дополнительного образования), а также как самостоятельную специфическую воспитательную систему, включённую в воспитательное пространство конкретного социума.
     Выход детского движения из-под контроля государства, официальных общественных структур привёл к стихийному росту различных ДОО. Они возникают, оформляются, действуют там, где находят благодатную почву и поддержку.
     Чаще  всего базой нарождающегося опыта  становятся школа и учреждения дополнительного  образования - основные центры воспитания современных детей, а также общественные структуры неполитического характера, легально существующие, имеющие юридический  статус в государстве и обществе. Новое воспитательное пространство, складывающееся в результате организованных педагогических усилий в управлении процессом развития личности ребёнка, становится серьёзной альтернативой  неформальным стихийным детским  объединениям негативной направленности.
     Как реальность воспитательного пространства подростковые организации поддержаны нормативно-правовыми государственным законами.
     Детские организации имеют большие воспитательные возможности:
        Форма социального воспитания детей, в которой интегрируется процесс развития личности средствами обучения, воспитания, социализации, самовоспитания, самообразования, самореализации - важнейшее условие целостного развития личности;
        Разумно организованный досуг детей - среде их жизнедеятельности, социум, в котором ребёнок реально может проявить себя как субъект деятельности в различных статусах, ролях, позициях, в индивидуальной и коллективной, исполнительной и творческой деятельности; как личность со своей гражданской позицией; может получить опыт приобщения к будущим государственным и общественным структурам;
        Эффективное средство приобретения личного жизненного опыта самостоятельности, опыта человеческого общения, коллективной совместной деятельности со сверстниками и взрослыми; средство эмоционально-нравственного развития в кругу товарищей, единомышленников, людей увлечённых, неравнодушных;
        Мир игры, фантазии, свободы творчества; «мир настоящего детства»- самого ценного в жизни растущего человека.
     Детские общественные организации возникают  по инициативе ребят, в результате их стремления заниматься в кружках, секциях, клубах, участвовать в жизни своего района, города, помогать отдельным  жителям, а также предприятиям, учреждениям. Большую роль в создании юношеских  организаций играют конкретные программы, конкурсы, фестивали, предлагаемые детям.
     Главная особенность - создание детских объединений не по указке «сверху», «по единому принципу», а их возникновение «снизу»- добровольно, демократично, инициативным путём с помощью детей и взрослых, с учётом местных традиций, экономических, социальных, национальных интересов. Современное детское движение, не будучи, строго говоря, массовым, представляет собой живое, динамичное явление. Формы, структуры разнообразны. Доминируют 2 функции их деятельности: реализация индивидуальных потребностей ребёнка и его социализация. По степени реализации этих функций можно судить об их месте в воспитательном пространстве. Эти функции представлены в концепции и программах. (14;48)
     Существует  широкий спектр различных программ. Примером может служить программа  «Возрождение», которая носит рекомендательный характер. Основная идея: «Сберечь себя для России и Россию для себя». В акциях программы тесно сплетаются 2 заботы: одна - о духовном и физическом совершенствовании человека, его  выживании в новых экономических, экологических, социальных условиях; другая - о прошлом, настоящем и будущем  России. В программе действуют 9 взаимосвязанных  проектов: Робинзон, Первооткрыватели, Путешественники в прошлое, Кладоискатели, Спасатели, Рукомесло, Сталкеры, Мы вместе и Русское зарубежье. (19)
     Есть  и другие не менее интересные программы: «Детский орден милосердия», «Шаг навстречу», «Древо жизни», «Свой голос», «Каникулы», «Алые паруса», «От культуры и  спорта к здоровому образу жизни» и другие.
     В настоящее время можно выделить детские общественные организации :
      Нейтральной направленности;
      Положительной направленности;
      Негативной направленности. (см приложение)
     1.3Деятельность детских организаций.
     Включенность  в социальную деятельность обусловлена  мотивами аффилиации – стремления ребенка быть в обществе других людей, вызванными стремлением к престижу, доминированию, безопасности, покровительству; стремлением быть индивидуальностью; стремлением к познанию, красоте. Как считают О.С.Гребенюк и Е.Е.Лушникова, мотивами аффилиации являются мотивы познания, самоутверждения, сотрудничества.
     Детские общественные организации – единственный социальный институт общества, объединившись в который, дети обретают статус субъектности и возможность действовать от своего имени и в своих интересах. Развитие личности в обществе идет по двум взаимосвязанным линиям, условно обозначенным как “само” и “со”. Под “само” понимается самовыражение, самодеятельность, самоопределение, наиболее полное использование условий для самосовершенствования, самоутверждения и т.д. И, вместе с тем, “со”, то есть совершаемое совместно с другими, с их помощью: сотрудничество, сотворчество, содружество, сопричастность общему делу, Содействие. Эти “само” и “со” органично сочетаются, помогая друг другу, дополняя друг друга, и фактически отражают такую закономерность: соотношение равенства и взаимодополняемости детской самодеятельности и социально-педагогической поддержки в детской общественной организации.
     При этом “со” проявляется здесь в  узком и широком понимании: в  узком как сотрудничество, сопричастность в рамках самой организации и  ее подразделений на базе внутриорганизационных  дел, а в широком как сотрудничество в решении вопросов, стоящих перед  обществом. Для этого необходима взаимосвязь и координация усилий между детьми и взрослыми “внутри” детской организации и между детской организацией и различными государственными, общественными институтами самого разнообразного профиля.
     Все это и определяет позицию взрослого, особенность которой основана на его членстве в детской общественной организации, что гарантирует право  участия в решении всех вопросов ее жизни, включая право голоса. Имея равные со всеми права, взрослый все  же более авторитетен, его слово  в организации часто весомее  и значимее в силу имеющегося жизненного опыта; к нему прислушиваются. Его  задача убеждать не силой власти, а  силой авторитета.
     Общая цель деятельности дополняет, обогащает  эффективность процесса социализации, но часто находится и в противоречии с личными мотивами. Необходимы единство и взаимосвязь мотивов участников, цели, содержания, средств и методов  совместной деятельности в процессе социализации ребенка в детской  общественной организации. В такой  закономерности отражается личностно-ориентированный  подход к названному процессу. Это  означает, что необходимо учитывать  интересы и потребности детей  при определении целей деятельности детской организации, обеспечивать развитие целей, средств, содержания и  методов в процессе совместной деятельности в соответствии с мотивами каждого  члена организации.
     Самостоятельно  овладевая социальными ролями, проходя  путь “проб и ошибок”, ребенок  научается приобретать знания, умения, опыт, навыки в избранной сфере  деятельности, самостоятельно оценивать  ситуацию, изменять ее в соответствии с приобретенным опытом. Любое  изменение, происходящее в ребенке, есть результат его участия в  процессе социализации.
     Новый подход к деятельности детских организаций, опирающийся на уважение к ребенку, выявленные закономерности потребовали  обоснования новых принципов  социализации ребенка в детских  организациях, то есть тех основных требований, которые должны предъявляться  к содержанию, формам и методам работы, обеспечивающим формирование у детей и подростков социального опыта и готовности к его преобразованию.
     Социализация  ребенка в детской организации  предполагает его развитие во взаимодействии с окружающим миром. История детских  организаций в стране и в мире показывает, что их деятельность была созидательной лишь тогда, когда  обеспечивалось включение ребенка  в реальные социальные личностно-значимые отношения с окружающим миром. В  процессе этих отношений и происходит познание ребенком самого себя, самореализация и саморазвитие. Учитывая, что социальные отношения существуют объективно, независимо от сознания и участия в них  отдельно взятых людей, есть все основания  считать включенность детей в  социальные личностно-значимые отношения  одним из принципов деятельности детской общественной организации.
     Как уже отмечалось, каждый человек в  жизни выполняет ту или иную роль, которая предписывает ему определенную систему действий, поведения. Включение  детей в социальные отношения  осуществляется через овладение  определенными социальными ролями.
     Социализация  ребенка в деятельности детской  организации будет осуществляться более успешно, если обеспечить гармонизацию общечеловеческих и реальных ценностей  в организации жизнедеятельности  детей, являющуюся сутью ведущего принципа доминанты общечеловеческих ценностей.
     Личность  всегда выступает как исполнитель  определенных социальных ролей, которые  определяют содержание деятельности человека и требования к ней. Нетрудно заметить, что социальные роли как бы заданы нам обществом, более того, одни из них зафиксированы в официальных  документах (правилах для учащихся, правах и обязанностях и т.п.), другие – закреплены в обычаях и традициях, так называемых “неписаных” законах. С возрастом число социальных ролей человека расширяется, совершенствуется мастерство их исполнения, и таким образом человек реализует себя. Стремление реализовать себя – общее для всех людей. Стало быть, одним из требований к действиям организаторов детских организаций, а также педагогов, родителей является учет той истины, что в процессе социализации главное предназначение ребенка “выполнить себя”, реализовать себя. Это дает основание сформулировать новый педагогический принцип – принцип самореализации ребенка в детской общественной организации.
     Детские общественные организации жизнеспособны, если они рождаются естественным образом, то есть на основе стремления детей удовлетворить свои потребности  и интересы: познавательные, трудовые, политические, религиозные, экологические  и т.д. Чем определенней будет сфера деятельности любого объединения, чем точнее определен круг интересов, которые можно в этом объединении реализовать детям, тем больше шансов у такого объединения стать действительно нужным и полезным для детей, а значит, больше возможностей для существования и развития отношений между ними. Однако этого недостаточно, чтобы детская общественная организация была жизнеспособна. Необходимо обеспечить реализацию принципа саморазвития и самоорганизации жизнедеятельности детской общественной организации.
     Детская организация как предпочитаемый детьми фактор социализации имеет присущие любой общественной организации  механизмы управления. Но есть и  отличительная особенность: так  как детская организация объединяет на равных и детей, и взрослых, то существуют как бы две составляющие механизма – взрослое (педагогическое) управление и детское самоуправление. Найти равнодействующую этих двух составляющих в пользу приоритета детских интересов позволит учет принципа взаимосвязи детского самоуправления и педагогического управления.
     Успешность  процесса социализации ребенка в  детской организации во многом зависит  от определения содержания деятельности детей. В течение всего периода  существования пионерской организации  предпринималась попытка создать единую, унифицированную программу ее деятельности. Это нашло отражение в работах исследователей детского движения.
     Гарантированность самостоятельного выбора детьми различных  видов деятельности создает условия  для приобретения знаний и навыков  социальных отношений и социального  общения, проявления инициативы, активности, творчества в деятельности, понимания  ребенком зависимости своих успехов (неудач) от развития социальных отношений, складывающихся в его коллективе или вокруг него.
     Широкое поле выбора социальных ролей предоставляют  ребенку детские общественные организации, работающие по самым различным программам. Активное участие детей в поиске путей реализации социальных ролей  в процессе самореализации обусловлено  их возможностью проявить и осознать себя в ситуации социальных проб. Социальная проба – это совокупность последовательных действий, связанная с выполнением специально организованной социальной деятельности в экономической, политической и духовной сферах, на основе выбора способа поведения в этой деятельности, и являющаяся средством соотнесения самопознания и анализа своих возможностей в спектре реализуемых социальных функций.
     В условиях детской общественной организации  и многовариантности программ деятельности ребенок выполнял в среднем по 5-6 организационных и 4-5 содержательных ролей. Объясняется это свободным выбором детьми проблем для обсуждения, микрогрупп для разработки идей, организационных и содержательных ролей, видов деятельности, возможностью перехода из одной организации в другую или из одной программы в другую, даже выхода из программы и работы по собственным планам, отказом от предложенной работы и разработкой и реализацией собственного содержания.
     Основными условиями личностно-ориентированной  социально-педагогической помощи ребенку, по нашему мнению, являются:
      конвергенция уровней различных воспитательных потенциалов (их согласование, сближение к одной оси) семьи, дворовой компании, общественной организации, школы, социума, общества, т.е. микро-, макро-, мета- уровней в соответствии с вышеназванными принципами;
      балансирование темпов накопления и реализация воспитательного потенциала (определить соотношение воспитательных возможностей и создать условия их реализации);
      обеспечение равных стартовых возможностей участия детей в общественной жизни;
      оптимистическая перспектива;
      свобода и ответственность социального выбора;
      ситуации успеха, общественного признания.
     В свете вышеизложенного нами дано следующее определение понятия  “социализация ребенка в детской  общественной организации” – это диалектический процесс приобретения опыта социальных отношений и освоения новых социальных ролей, происходящий в сферах деятельности, общения и самопознания путем узнавания, усвоения, присвоения, обогащения и передачи ребенком опыта социального взаимодействия детей и взрослых. 

 

Выводы по первой главе:
    Детское общественное объединение – это способ самореализации детей;
    Самореализация ребенка в процессе его участия в детской общественной организации зависит от его включенности в социальную деятельность;
    Выделяют 3 вида направленности детский оорганизаций : позитивно направленные, негативнонаправленные  и нейтрально направленные.
    Детская организация как предпочитаемый детьми фактор социализации имеет присущие любой общественной организации механизмы управления.
    В условиях детской общественной организации и многовариантности программ деятельности ребенок выполняет в среднем по 5-6 организационных и 4-5 содержательных ролей.
 


     ГЛАВА 2. ШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ.
     2.1.Возрождение  школьного воспитания.
     Актуальной  общественной  задачей  сегодня  остается  организация воспитательного  процесса  школьной  молодежи.  В 1990-е  годы  многие учебные  заведения,  в  том  числе  общеобразовательные  школы,  стали игнорировать  функцию  воспитания, что можно считать  серьезной ошибкой государственной  образовательной  политики.  Уступив  свои  позиции  в воспитании,  государство  в  то  же  время « открыло  дверь»  широко пропагандируемой  в  СМИ,  западной  поп-культуре,  бездуховности, национальному нигилизму, оказавшим негативное влияние  на сознание школьников, особенно в начале 1990-х годов. Тогда же,  стала заметно снижаться и заинтересованность  родителей в эффективности процесса  обучения  и воспитания  детей.  В силу различных обстоятельств произошло отчуждение семьи  от  школы,  педагогов  от  родителей.  Увеличился  объем «уличной социализации»  детей,  наметилась  тенденция  роста  преступности  среди учащихся. 
     Существенное  влияние на ситуацию в сфере  образования  оказывали такие факторы, как  снижение жизненного уровня широких  масс населения, резкое   социальное расслоение в обществе, негативные процессы в социокультурной жизни  школьной молодежи. 
     Тем  не  менее,  можно  констатировать,  что  с  конца 1990-х  годов  в   школах  возрос  интерес  к  использованию  целостного  подхода  к воспитанию  учащихся,  появилось  большое  количество  педагогических «команд», пробующих проектировать  и создавать воспитательные системы  в общеобразовательных  учреждениях.  Такие  попытки  в  ряде  случаев  оказывались успешными. Благодаря  системному подходу удавалось сделать  воспитательный  процесс  более  целенаправленным  и  эффективным.  Стала ослабевать тенденция отрыва семьи от школы, усиливаться ответственность  родителей за образование и воспитание детей. Это выразилось, в частности, в повышении роли попечительских советов в образовательных учреждениях, в том,  что  родители  начали  активно  участвовать  в  воспитательной  работе, организуемой  в  рамках  внешкольных  мероприятий.  Целесообразность возрождения воспитательной системы становилась очевиднее.
     Если  в начале 1990-х годов вопросы  воспитания были отодвинуты на периферию  образовательной деятельности, то к  началу 2000-х годов, судя по официальным  документам,  государство  попыталось  восстановить  свою ответственность  и  активную  роль  в  воспитании  юных  граждан.  В «Национальной  доктрине  образования  в  Российской  Федерации»  роль воспитания рассматривалась  как первостепенный приоритет в образовании (14).  В этом  духе  стали разрабатываться федеральные целевые программы, направленные  на  решение вопросов  воспитания.  На  мой взгляд,  позитивная  тенденция возрождения роли общеобразовательной школы в воспитании  подрастающего поколения получила  хороший импульс с принятием « Концепции модернизации  российского образования на  период  до 2010 года».  В ней подчеркнуты ведущие цели,  в том числе – усиление  воспитательного потенциала образовательного  процесса,  организация эффективного  гражданского образования,  реализация  в практике  воспитательной  работы  системного подхода.  Для тех,  кто работает  в сфере образования в регионах,  теперь имеется четкий  ориентир:  воспитание – это приоритетное  направление модернизации образовательного процесса в современной России.  
     Представляется,  что  для  улучшения  воспитательной  работы  среди учащейся молодежи немаловажное значение имеет теоретическая  разработка проблем воспитания, включая  трактовку его понимания. Нельзя согласиться с теми, кто считает, что затруднения для педагогов  вызывает многообразие трактовок  понятия  «воспитание».  По  определению  многих  авторов,  это  и  целенаправленное  формирование  личности,  и  управление  процессом формирования  и  развития  личности,  и  поддержка  в  само актуализации,  и создание  условий:  а)  для самоактуализации  или б)  для формирования  и развития  личности  и т.д.  Такое разночтение содержания  понятия «воспитания»  не  способствует  концентрации  усилий  исследователей  в решении  общих  проблем . Понятие «воспитание»,  как это ни  странно, трудно  переводится на  другие  языки.  Действительно,  в нем заложен глубокий  социальный  и духовный  смысл.  Академик  РАО Н.Д.  Никандров справедливо писал,  что современное « образование должно  постепенно сформировать  систему ценностей,  которая установила  бы  и российские традиции, идущие из  глубины веков, и то лучшее, что было  создано при советской власти и те подлинно новые приобретения, которые при всех своих издержках принесла перестройка и 1990-е годы» (16).
     Опыт  показывает,  что  наиболее  плодотворно  рассматривать воспитательный  процесс  с  позиции  системного  подхода.  Такой  подход предполагает, что  все элементы в нем взаимосвязаны, субъекты и объекты воспитания  активно  взаимодействуют.  Центральным,  связующим  звеном системы  является  цель  воспитания.  Она  должна  быть  достаточно определенной  и  в  то  же  время  универсальной.  Универсальная  цель   6 воспитания, с моей точки зрения, – это  – формирование социально активной личности, гуманистически ориентированной  по отношению к обществу и к  себе самой.
     Важно,  что  значимыми  воспитывающими  факторами  становятся  не  только характер  и  содержание  деятельности  организации,  но  и  отношения, складывающиеся у детей в процессе совместного решения каких-либо проблем. Опыт  подтверждает:  повышение  эффективности  воспитательной  работы образовательных  учреждений  зависит  от  успешного  взаимодействия руководства  школ  и  органов  управления  образованием  с  детскими общественными  объединениями  и  организациями,  другими  социальными  институтами. 
     2.2.Детские организации в школах.
     Своеобразие современного этапа развития нашего общества, противоречивость социальных отношений, недостаточное внимание государства к социальному развитию молодежи – все это требует глубокого переосмысления функций социальных институтов, работающих с детьми, и создания условий для их нормального социального развития.
     При проведении экономических реформ, сопровождающихся снижением уровня жизни населения, не были приняты во внимание последствия  их влияния на нравственное, физическое, психическое здоровье детей, не осуществлены в необходимом объеме компенсационные  и защитные меры. Распад существующей долгие годы пионерской организации, способствовавшей формированию социального опыта  подростков, повлек за собой лишение  возможности создавать новые  детские организации из-за отсутствия и материальных условий, и методического  и педагогического обеспечения.
     Нарастающий в обществе прагматизм, ослабление влияния социума как одного из факторов формирования норм гуманных отношений в детской среде  привели к утрате понимания таких  общественных ценностей, как интерес  к знаниям, к культуре, к труду. В детской и молодежной среде  растут агрессивность, раздражение, неуверенность  в завтрашнем дне.
     В современной педагогической науке  четко разделяются два подхода  к работе детских организаций. Первый признает стремление детей к самоорганизации  и содействует постепенному переходу детских организаций к многоплановой  деятельности в соответствии с разнообразными запросами детей. Второй признает необходимость  кардинальных (революционных) перемен  на основе комплексных концептуальных разработок социализации ребенка в  деятельности детских общественных организаций, учитывающих приоритеты интересов ребенка, его самоценность и субъектность. Последнему подходу привержены и авторы данной концепции.
     Необходимость исследования проблем социализации ребенка в детских общественных организациях возрастает в связи  с приобретением ими большей  автономности от школы и других социальных институтов, усиления принципа добровольности участия в их работе детей и  подростков. При этом возможности  детских организаций в социализации ребенка практически не используются из-за не разработанности содержания, форм и методов деятельности, отвечающих требованиям современной общественной ситуации.
     В работе детских организаций возник ряд правовых, организационных, социально-педагогических, социально-психологических противоречий, требующих эффективного и скорейшего разрешения. Их условно можно  разделить  на внешние и внутренние.
     К первым относятся противоречия:
     • между декларированными в международном и государственном масштабе правами детей и практикой секвестрования этих прав в зависимости от успехов (чаще неуспехов) социальной политики государства;
     • между наличием значительного опыта социализации ребенка в детских общественных организациях и объединениях и отсутствием теоретического осмысления данной проблемы;
     • между требованиями, которые предъявляет современная социальная ситуация к растущему человеку, и неспособностью социальных институтов общества (в т.ч. и детских организаций) формировать новый тип личности, способной эффективно реализовать свои социальные функции;
     • между потребностью детей в объединении, обусловленной возрастными особенностями, и отсутствием способов удовлетворения этой потребности в системе социальных отношений, социальных связей;
     • между широкими возможностями воспитательного, развивающего потенциала детских общественных организаций и отсутствием современных научных основ их деятельности;
     • между доминирующим еще социоцентрическим подходом и пока декларируемым современной педагогической теорией гуманистическим подходом, предлагающим рассматривать ребенка как самоценность;
     • между сложившимися за десятилетия методологией, понятийным аппаратом, тезаурусом, принципами, методами научной и практической работы и острейшей потребностью современного многообразного детского движения в практико-ориентированных научных разработках и научном аппарате.
     К группе внутренних относятся противоречия:
     • между приверженцами и продолжателями дела Всесоюзной пионерской организации и лидерами, идеологами, членами возникшего в последнее десятилетие множества детских общественных организаций (в оценке подходов, принципов, содержания деятельности, традиций и т.д.);
     • между потребностями детей, членов организаций, в познании смысла существования, самопознании и крайне ограниченными возможностями детских общественных организаций;
     • между целями деятельности детских общественных организаций и средствами их достижения (в последнее время повсеместно происходит подмена цели средством);
     • между острой, насущной потребностью в лидере, вожаке, кураторе, координаторе, организаторе детского движения и отсутствием системы “выращивания” таковых в собственных организациях.
     Изучение  отечественного и зарубежного опыта  социализации ребенка в детской  организации позволяет установить, что эффективность этого процесса повышается, если его приоритетом  является каждый отдельный ребенок, если реализуется гомоцентрический подход, между членами организации  развиваются партнерские отношения, организуется разнообразная по содержанию и форме деятельность детей, оптимально сочетаются инициирование и управление, осуществляется взаимодействие с другими  организациями.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.