На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Морфология культуры

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 22.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 

Введение 3
1. Субкультура 5
2. Массовая и элитарная культура 6
2.1. Элитарная культура 7
2.2. Массовая культура 10
3. Модель культуры 13
3.1. Обыденная культура 13
3.2. Трансляционная сфера культуры 14
3.3. Специализированные сферы культуры 15
    3.3.1. Хозяйственная культура 15
    3.3.2. Физическая (соматическая) культура 16
    3.3.3. Политическая культура 16
    3.3.4. Правовая культура 17
    3.3.5. Научная культура 17
    3.3.6. Философская культура 17
    3.3.7. Религиозная культура 18
    3.3.8. Художественная культура 21
Заключение 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24

     Введение

 
     Культура  очень сложное, многогранное понятие, которое используется не вполне строго, в различных, отчасти пересекающихся контекстах. Сам термин берет свое начало в Древнем Риме и происходит от лат. culture, что означает «возделывание», «развитие», «почитание». Изначально под словом культура подразумевалось возделывание земли. Данный подход был сформирован еще в древнеримской империи и долгое время господствовал в средние века, сохранившись до наших дней. Однако современная наука использует данное понятие в нескольких аспектах. Так, антропологи используют понятие культуры в качестве собирательного, обозначающего символические, небиологические аспекты человеческого общества. С точки зрения некоторых социологов, общество состоит из ряда социальных институтов, образующих социальную структуру, и культуры. Последняя обладает «цементирующим» воздействием, которое позволяет сохранить структуру общества. Такое различие проводил, в частности, Парсонс, полагавший, что культура обеспечивает интеграцию и целеполагание (постановку целей перед социальной системой)1.
     Таким образом, понятие культуры в широком  смысле можно определить как способ организации и развития человеческой жизнедеятельности и результат  его использования. Это понятие  отражает объект, которые включает все созданное людьми, всю совокупность продуктов человеческой деятельности, общественных форм организации, процессов, институтов, все, что уже сделано, делается и будет сделано человеком  в будущем.2 В более узком смысле, культура представляет собой совокупность духовных и материальных ценностей данного общества в данный отрезок времени.
     Типология культуры как научная деятельность предполагает формирования подходов к осмыслению феномена «культура» с учетом ее своеобразия как социального явления. Целесообразность выделения типичных черт заключается в качественно лучшем понимании социальной действительности, выявлении закономерностей и прогнозировании развития общества.
     Морфология3 — один из вариантов типологии, когда в качестве основания типологизации принимается форма. Соответственно в словарях и энциклопедиях термин «морфология» (от греч. morphe — форма) обычно означает знание о форме и строении познаваемого объекта. В самом общем виде морфология — это знание о формах.
     Морфология культуры - раздел наук о культуре (культурологии социально-научного направления), в рамках которого изучаются формы и строение отдельных артефактов и их объединений (паттернов, культурных конфигураций) в синхронном и диахронном планах их существования, закономерности строения и процессы формообразования искусств, объектов. В генерализованном смысле — это изучение строения искусств, среды существования человека в связи с реализацией фундаментальных форм жизнедеятельности.
     Морфологический подход имеет ключевое значение для изучения конкретной культуры: он позволяет выявлять соотношение универсальных (общекультурных) и уникальных, характерных именно для данного этноса элементов и характеристик.
     Морфологический подход позволяет строить модели культуры. Формы культуры при этом выявляются на основе определения культуры, принятого в избранном методологическом подходе. Тогда можно говорить о системе понятий культуры, принятых в конкретном исследовании, а также о системных свойствах, выделяемых в культуре компонентов. 
Морфология культуры изучает формы культуры «внутри» конкретной исторически определённой или локальной культуры, формы культурных объектов и артефактов и их соотношения. Когда в качестве основания типологии принимается некоторая группа в составе исторически конкретного общества, выделяются некоторые производные от основной культуры формы (подтипы культуры), часто называемые субкультурами.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Субкультура

 
     Термин  «субкультура» обозначает культуру некоторой общности, входящей в этнос  или нацию, или выделяемой в составе  населения страны, если эта общность (социальная группа) достаточно заметно  отличается от остального общества своими ценностями, интересами, традициями, обычаями, стилем и образом жизни. При этом сами эти ценности, традиции и прочее порождены культурой общества (страны, нации) в целом, в широком смысле принадлежат этой культуре: субкультура  продолжает в общем и целом  культуру нации, принимает её основные ценности. Реально культура каждой большой страны состоит из различных  субкультур; они взаимодействуют  между собой, даже в каких-то аспектах и направлениях противоречат основной культуре, но в большинстве случаев  остаются составляющими частями  общей (доминирующей) культуры.
     Выбор критериев (признаков) для выделения  субкультур определяется познавательной ситуацией точно так же, как  при построении типологии культуры вообще, о чём уже сказано ранее. Сообщества — носители (субъекты) субкультур обычно различаются этнической принадлежностью, демографическими характеристиками (пол  и возраст), профессией, образованием, местом жительства, религией и многими  другими признаками. Говорят, например, о субкультуре бедности, субкультуре  интеллигентности, молодёжных субкультурах, субкультуре преступного мира (деликвентная субкультура), субкультуре мусульманской, цыганской и многих других. Наиболее важны в практическом плане различия в формах поведения, мышления, менталитета  социальных групп (сообществ). 
Некоторые субкультуры выделяются как контркультуры. Это такие субкультуры, основные ценности которых сознательно противопоставлены ценностям, нормам и стандартам доминирующей культуры. Контркультуры возникают как протест против господствующей культуры, они противостоят ей, провозглашая свою самостоятельность (например, андеграунд). В западном обществоведении термин «контркультура» появился в связи с анализом молодёжных движений 1960-х годов в Соединенных Штатах и Франции, его ввели социологи Маркузе и Разак. В США костяк такого движения составили молодые люди среднего класса. Основой была оппозиция  вьетнамской войне и обществу, которое вело такую войну. Эта контркультура имела как политические, так и культурные аспекты: участники культурного восстания назывались хиппи; политическое движение было известно как новые левые. К предпосылкам молодёжной контркультуры 1960-х в США относят рост численности студентов (с 1950 по 1964 годы численность студентов колледжей больше чем удвоилось, достигнув приблизительно 5 миллионов) и распространение рок-музыки, которая популяризировала более свободные альтернативные культурные стандарты, ценности и идеи.

     Движения  за гражданские права и в защиту мира предали гласности неудачи существующей системы. Благодаря более либеральным методам воспитания детей выросло поколение, знакомое со свободой; средства массовой информации познакомили массы молодёжи с богемным стилем жизни. Ещё в 1920-е годы произошла молодёжная революция, после которой изменился стиль поведения; её символами были раскрепощённые девицы, джин и джаз. Спутниками контркультуры во второй половине ХХ века стали длинные волосы, наркотики и рок-музыка. 
     Контркультурой называют также субкультуру, которая стремится разрушить основные ценности национальной (доминирующей) культуры, снижая уровень гуманности и цивилизованности, например, субкультуру криминальную.
     Субкультуры выполняют в рамках общей культуры две важнейших функции. Во-первых, они помогают людям устанавливать и осуществлять взаимодействия с другими людьми, с обществом в целом, включаться в общество, в его культурную жизнь (инкорпорироваться). Субкультуры предлагают конкретные способы решения ряда социальных и других проблем, порождаемых противоречиями данного общества. Поэтому говорят об адаптивном характере субкультур. В то же время субкультура позволяет человеку осознать своё место в обществе, свою культурную идентичность, отличить себя от других.  Во-вторых, субкультуры при всей их относительной «отдельности», изолированности в рамках доминирующей культуры всё же взаимодействуют с ней, становятся известны большому числу людей, принадлежащих иным субкультурам. При этом может произойти усвоение некоторых ценностей, норм, черт определённой субкультуры представителями других субкультур, так что в конце концов эти ценности и особенности воспринимает доминирующая культура. Субкультура, таким образом, может влиять на доминирующую культуру,  изменять её. В этом смысле субкультуры являются источниками развития, обновления доминирующей культуры. В современной России эти процессы тоже идут. Правда, не всегда обновление можно считать безусловно благотворным: например, распространение ряда элементов субкультуры криминального мира (деликвентной, этически и эстетически сниженной, примитивизированной контркультуры).

     2. Массовая и элитарная культура

      
     Достаточно  широко известны субкультуры, которые  выделяются по признакам творческого  вклада их носителей в развитие культуры, а также по развитости и сложности  создаваемых и потребляемых культурных ценностей.
     Понятно, что способностями к интенсивному творчеству в любой сфере культуры, в любой деятельности, одарены  далеко не все люди. Ещё меньшему количеству удаётся реализовать  такие способности и таланты. Соответственно и ощущать потребность  в освоении так называемой высокой  или классической культуры, прежде всего искусства, а также науки, юриспруденции, профессиональной политики, религии, философии дано тоже далеко не самой большой части любого общества. Исследование, проведённое во Франции в 1960-е годы, показало, что среди посетителей музеев 1 процент составляли сельскохозяйственные рабочие, 4 процента рабочие промышленности, 5 процентов ремесленники и торговцы, остальное — служащие с высоким образованием и представители более высоких социальных классов. В современной России (как, впрочем, и в бывшем СССР) ситуация примерно такова же. Достаточно вспомнить, какой процент населения (в том числе и среди студентов не художественных вузов) постоянно посещает концерты симфонической и камерной музыки, художественные выставки, театры, читает классическую литературу, занимается научными исследованиями и разработками.  
Принято называть носителей высокого творческого потенциала, лидеров, крупнейших специалистов в каком-то деле, активных собственников и политиков элитой общества, а остальных людей, главным образом потребляющих культуру, но не создающих её, — массой. Элита имеет высокие нравственные и эстетические стандарты,  она — основной «мотор» общественного прогресса. Именно элита способна осуществлять нетривиальные подходы к проблемам, критично относиться к устоявшимся нормам и стандартам, предлагать новые. Главным вкладом элиты в культуру, в жизнь общества является в конечном счёте, как пишет А. Флиер,  организация и упорядочение жизни. Отсюда представление о культурах (по сути, субкультурах) массовой и элитарной.

     Важно отметить: критерием различения выступает  не количественное соотношение названных  общественных групп, а их участие  в культурной жизни, характер предпочтений в культуре, в образе жизни и  поведении. Численность массы и  элиты — всего лишь следствие  сущностных особенностей этих групп.

     2.1. Элитарная культура

 
     Участие в культурной жизни, вклад в культуру и т.п. связаны с деятельностью, осуществляемой носителями субкультур. Разделение на массу и элиту определяется тем, что элита владеет знаниями и творческими умениями, недоступными большинству других, часто властью  и богатством, и потому ощущает  своё положение «над» массой. Данное разделение ведёт начало из глубокой древности человечества. Элита складывалась как жреческие и правящие группы, а также как торговые и финансовые сословия. Часто все эти функции  выполнялись одной и той же общественной группой.  
Так, в древней Месопотамии (Шумере, Вавилоне) храмы — то есть жречество — были центрами ремёсел, деловой жизни, наблюдений за природой (прежде всего звёздным небом). Известно, что храмы владели рабами, землёй и орудиями труда, а также нанимали мастеров. В то же время храмы действовали как настоящие банки: на сохранившихся клинописных таблицах содержатся многочисленные записи об отдаче земли в аренду, о предоставлении ссуд зерном, скотом, о ссудных процентах. Шумерские жрецы изобрели контракт как юридическую форму деловых отношений. Сверхбогаты были и храмы древнего Египта. Они владели большой долей обрабатываемой земли (до 15 процентов), собирали свои налоги, получали десятую часть военной добычи. Жрецы участвовали в управлении страной, влияя на решения фараонов. Параллельно развивалось торговое сословие, причём в Вавилоне и Финикии купеческая верхушка соперничала богатством и властью со жрецами и вельможами.

     Позднее элита продолжала существовать как  аристократия, правители (в том числе  вельможи, высшие чиновники) и клир. В средние века в Европе в состав элиты входит рыцарство. Оно считает  себя истинной аристократией, оно властвует  в европейских государствах и  создаёт новую систему ценностей, заменившую многие старые составляющие европейской культуры. Именно на основе рыцарской субкультуры возникают  представления о патриотизме, выходят  на ведущие места  дух жертвенности, стремление к справедливости, к защите слабых, кардинально меняется представление о любви между мужчиной и женщиной, само место и статус женщины в обществе. К концу Средневековья к ней постепенно приближаются финансисты, удачливые торговцы. В Новое время всё более заметную роль в элите начинают играть представители буржуазии.  
Субкультуры элиты и массы различаются возможностями, которыми располагают названные общественные группы. В частности, коллекционирование произведений искусства ещё на заре цивилизаций стало символической демонстрацией богатства и власти, отличительным признаком элиты. Властители любили окружать себя великолепием, подавлять подданных роскошью, важную часть которой составляли коллекции произведений искусства.  Позднее сюда стала добавляться грамотность, поскольку письменные документы показали свою высочайшую эффективность в экономике, в политическом управлении, в религии,  науке и финансах. На этой основе возникло коллекционирование литературы. Постепенно традиции собирания произведений искусства и литературы стали приобретать самостоятельную ценность, переставая быть только признаком элитности и доставляя владельцам коллекций эстетическое наслаждение. Однако доступность таких коллекций простонародью, массе очень долго была крайне ограниченной.

     Собирание книг не было так тесно связано  с аристократией, как коллекционирование живописи, скульптуры, ювелирных шедевров и т.п., включая дворцы. Грамотность  долгое время не входила в число  добродетелей, необходимых аристократам. Известно, например,  что император Священной Римской империи Карл Великий только в весьма зрелом возрасте с трудом овладел чтением, письму же так и не научился. Библиотеки были принадлежностью учёных и тех людей, чья работа требовала образованности (священники, чиновники, в наши дни — учёные, профессионалы-специалисты). Собрания рукописей существовали ещё в древнем мире, и система государственных и школьных библиотек была в Риме. Но сеть общественных библиотек сформировалась только начиная с середины ХIХ столетия.
     Природа коллекционирования искусства изменилась в эпоху индустриализации и демократических  революций, которые начались со второй половины ХVIII столетия. Художественные коллекции, которые прежде принадлежали монархам, привилегированным классам  и церкви и редко открывались  публике (за исключением общедоступной  части церковного искусства), стали  в большинстве европейских стран общественными музеями.
     Однако  разрыв между массами населения  и элитными группами не исчез и  даже не так уж сильно сократился. Прежде всего, создавать культурные ценности могут всё же далеко не все. Не говоря уже о таких продуктах, как  научные теории и открытия, очевидно, что и художественной творчество тоже дело не для всех, особенно в  таких видах, как симфоническая  музыка, живопись, литература. Кроме  того, и для восприятия произведений высокого искусства нужна определённая подготовка, тем более серьёзная, чем более новаторским является произведение. Потребность в потреблении  ценностей высокой культуры тоже приобретает вовсе не большинство. Сегодня элитные группы как раз  и включают тех, кому доступно творчество и восприятие ценностей высокой  культуры. Для массы эти ценности обычно кажутся чересчур сложными, часто даже скучными и потому ненужными.
     О существовании элитных групп  в обществе писал ещё Платон. Позднее  пытались научно осмыслить соотношение  и взаимодействие элиты с массой в обществе философы А. Шопенгауэр и Ф. Ницше. 
В своей книге «Мир как воля и представление» (1844) А. Шопенгауэр пишет, что общество состоит из «людей гения» (тех, кому доступно эстетическое созерцание и художественное творчество) и «людей пользы» (способных только на работу под руководством других, материально полезную). Ф. Ницше в известных работах «Рождение трагедии из духа музыки» (1872), «Человеческое, слишком человеческое» (1878), «Веселая наука» (1872), «Так говорил Заратустра» (1884) представляет человека элиты как «сверхчеловека». «Сверхчеловек» у Ф. Ницше занимает привилегированное положение в обществе и обладает выдающейся чувствительностью к искусству.

     В ХХ веке концепцию элиты разрабатывали  многие известные философы и социологи, в том числе В. Парето, Г. Моска, Ч.Р. Миллс и др.  В 1925 году появилась небольшая книга испанского мыслителя Х. Ортеги-и-Гассета «Дегуманизация искусства». В ней проводился тезис, что новые, возникшие во второй половине ХIХ и начале ХХ веков формы искусства обращены не к массовой публике, а к избранной, к элите. При этом новое искусство призвано уводить людей от реальной жизни, его основой является «дегуманизация». Искусство ХХ века сознательно разделяет публику на способных к его восприятию и на остальных, к этому не готовых. Правда, вхождение в элиту, пишет Ортега, определяется не аристократическим происхождением и  не принадлежностью к привилегированным слоям общества, а природными задатками, «божиим даром». Только элита обеспечивает общественный прогресс, поэтому именно ей адресовано искусство.
     Эти идеи продолжают концепцию «чистого искусства» или «искусства для искусства», которая представляет собой полемическое преувеличение особенностей элитных  групп. В России на рубеже ХIХ-ХХ веков  такие идеи активно пропагандировало объединение «Мир искусства», на Западе — многие творцы авангардного искусства.
     Традиционная  связь высокого искусства и собраний произведений искусства с классовыми  привилегиями привела некоторых революционеров и авангардистов ХIХ и ХХ столетий к выводу, что учреждение демократической культуры требует разрушения памятников аристократической культуры, собранных в музеях, и самих музеев как хранилищ этого типа культуры.

     2.2. Массовая культура

 
     Массовая  культура — в самом широком  смысле субкультура самих широких  слоёв населения, близкая так  называемой «народной культуре», то есть культуре сельского населения, из которой она произошла. В достаточно далёком историческом прошлом, когда  сельское население было повсюду  абсолютно преобладающим, именно в  массе крестьян складывались мифы, возникали мелодии и тексты песен, танцы, сказки, саги, былины, легенды, пословицы  и т.п., причём авторство не фиксировалось, а сами произведения передавались из поколения в поколение,  составляя фонд народной культуры. Именно этим объясняется известное высказывание о том, что «музыку создаёт народ, а композитор её только аранжирует». Это фигуральное высказывание в бывшем СССР цитировалось как догма. После разделения западной культуры на сельскую и городскую, когда стало фиксироваться авторство, когда художественное и вообще культурное творчество профессионализировалось, положение изменилось. Практически все культурные ценности стали создаваться профессионалами, причём начиная с Возрождения и в Новое время  эти профессиональные творцы тоже стали элитой. С этого времени массовая культура стала культурой той части общества, которая сама непосредственно культуру не создаёт, а только потребляет.
     Но  в ХХ веке термин «массовая культура»  приобретает новое содержание. Это  связано с формированием индустриального  массового производства и широким  распространением технических средств массовой коммуникации.
     Телефон, радио, кино, фотография, телевидение, в последние полвека компьютерная техника и Интернет стали основой  совершенно нового образа жизни как  раз самых широких масс населения. Массовое производство сделало доступными для всех работающих материальные блага, которыми ещё в ХIХ веке пользовались только очень богатые люди: жильё, одежда, питание, возможности дальних  поездок, транспортным средствам... Средства массовой коммуникации так же резко  повысили доступность искусства, науки, образования. К тому же на Западе повысился уровень здоровья, заметно выросла продолжительность жизни. Резко сократилась численность сельского населения (до примерно 5 % в США), а всем сельским жителям стали также доступны все блага городской жизни. Правда, изготовленные в массовом количестве блага (дома, мебель, одежда, домашние вещи, автомобили и т.п.) должны быть с необходимостью стандартными, одинаковыми или почти одинаковыми для всех. 
Культурные (и социальные) следствия оказались неожиданным.  
Поначалу отмеченное повышение материального уровня жизни, резкое усиление возможностей освоения всех ценностей культуры всеми слоями и группами населения было воспринято социологами и политиками в западных странах как возможность  демократизации культуры и всей культурной жизни. Однако оказалось, что массовое потребление стандартных благ привело к стандартизации потребностей, мод и вкусов. Произошло так называемое омассовление образа жизни и потребления. Появились массовые моды на одежду, на продукты питания, массовые политические партии, массовые вкусы во всём, начиная с развлечений и художественных впечатлений, — так называемая массовая культура, массовое искусство. Выяснилось, что те самые широкие массы вовсе не желают (часто и не могут) поголовно приобщаться к ценностям высокой культуры: получать учёные степени, читать Достоевского, Джойса и Кафку, слушать Палестрину, Баха и Шостаковича и коллекционировать произведения высокого искусства.  
Массовое искусство воплотилось в кинофильмах, телевидении, массово-периодической беллетристике (глянцевые журналы, «женские» романы и детективы, телесериалы типа бразильских и аргентинских, записанная развлекательная музыка, общедоступные боевики, мелодрамы и триллеры в кино, мюзикл в театре, комиксы и т.п.). Высокая, или серьёзная, культура, которая стала доступной благодаря новой технике массового воспроизводства, в массовой культуре оказалась сниженной до череды популярных хитов, которые скрыли реальную сложность искусства. Большая часть новой музыки и пьес, которые были созданы для кинофильмов и радио, а позже для телевидения, по сравнению с классическими образцами были мелкими. Культура, став демократической, стала слишком легкой.  
Общедоступность культурных ценностей и массовое потребление облегченной, сниженной культуры привели к изменению самосознания масс, которое ярче всех описал в философском эссе «Восстание масс» (1939) уже упоминавшийся Х. Ортега-и-Гассет. Он писал, что масса — это множество средних в буквальном смысле, заурядных  людей, посредственностей. Среди их главных отличительных черт — «стремление... сделать игру и спорт своим главным занятием; всеми средствами, от гигиены до гардероба, культивировать собственное тело; не допускать романтизма в отношениях с женщинами; делить досуг с интеллигентами, в душе презирая их и с радостью отдавая на растерзание лакеям и жандармам; предпочитать абсолютную власть демократическим прениям и т.д. и т.п.» (Восстание масс. // Х. Ортега-и-Гассет. Эстетика. Философия культуры. М., 1991, с. 336). Благодаря демократическому строю общества и высокому уровню материального потребления люди массы ощущают себя совершенными. «...В ХIХ веке цивилизация позволила среднему человеку утвердиться в избыточном мире, воспринятом как изобилие благ, но не забот. Он очутился среди сказочных машин, чудодейственных лекарств, услужливых правительств, уютных гражданских прав. А вот задуматься о том, как непросто создавать эти машины и лекарства и обеспечивать их появление впредь и как шатко само устройство общества и государства, он не успел и, не заботясь о трудностях, почти не ощущает обязанностей» (Там же, с. 336-337). Поэтому «заурядные души, не обманываясь насчёт собственной заурядности, безбоязненно утверждают своё право на неё и навязывают её всем и всюду» (Там же, с. 311).

     Предприимчивые  люди быстро поняли, что массовое потребление  искусства и модных вещей может  стать источником больших прибылей. Возникла настоящая индустрия развлечений. К тому же выявилась высокая эффективность  рекламы потребительских товаров, подаваемой вместе с развлечениями. Поэтому контроль над массовой культурой  в значительной степени перешёл  в руки рекламодателей и производителей лёгкой, сниженной культуры, предназначенной  только для выкачивания денег из карманов массы.
     Вместе  с тем субкультура масс, массовая культура, есть нечто большее, чем  просто средство развлечения и отдыха. Массовая культура отвечает потребностям массовой аудитории, обеспечивая эмоциональную  компенсацию, возможности релаксации, развлечения, игры. Массовая культура предоставляет людям эстетические впечатления. Массовая культура сохраняет  связи с так называемой народной культурой, то есть традиционными,  возникшими в далёком прошлом пластами земледельческой культуры. Лучшие образцы массового искусства соответствуют высоким требованиям профессионального мастерства. Отмечается своеобразный обмен между высоким и массовым искусством, когда создатели сложных форм искусства используют находки массовой культуры, а массовые аудитории воспринимают произведения, например, симфонической или камерной музыки, во фрагментах и облегченных переложениях. Массовая культура способствует демократизации общества. Массовую культуру нельзя рассматривать как контркультуру,  это, скорее, среда для высокого искусства и элитарной культуры.

     3. Модель культуры

 
     Одним из вариантов выделения форм культуры является простая модель, вытекающая из определения культуры Э. А. Орловой. Согласно этому определению, культура есть процесс реализации потенций человека; потенции же реализуются в деятельности. Вся деятельность современного человека подразделяется на виды, не требующие специальной подготовки (обыденная деятельность, соответственно обыденная сфера культуры) и такие, которыми можно заниматься, только став профессионалом (специализированные виды деятельности, специализированные сферы культуры). Столкнувшись с проблемой в ходе обыденной деятельности, человек обращается к специалистам, профессионалам, то есть к услугам специализированных сфер. Таким образом, можно выделить два уровня культуры — неспециализированный и специализированный. В свою очередь, специализированный уровень культуры понятным образом разделяется на так называемые специализированные сферы культуры на основании общепринятых представлений об общественном разделении труда.  
Это и зафиксировано в схеме модели культуры. Стрелки символизируют постоянный обмен культурной информацией между всеми сферами и уровнями культуры, то есть структуру культуры. Благодаря этому обмену осуществляется взаимодействие между всеми составляющими культуры, их взаимовлияние, в результате которого все компоненты культуры могут изменяться, а сама культура сохраняет целостность.  
Привычное разделение культуры на материальную и духовную в данной модели не применяется, поскольку в принципе мало что дает для познания культуры. Любой культурный объект, любое явление культуры всегда включает в себя и материальные, и духовные компоненты, разделить которые зачастую очень трудно. К тому же такое разделение не имеет значения для изучения культуры в её динамике.

     Модель  не претендует на универсальность и  единственность. Её несомненными достоинствами  являются логичность внесения организованности в бесконечно сложный феномен  культуры, высокая эвристичность  и легко понятное выведение из принятого определения, что крайне важно в процессе образования.

     3.1. Обыденная культура

 
     Обыденная культура — самая древняя, возникшая  первой сфера культуры. Здесь реализуются  базисные, всеобщие потенции человека к жизни вообще, к существованию  в исторически конкретном обществе. Она не специализирована; это культура непрофессионального общения, повседневной жизни.
     Большую часть истории (более 99 % общей длительности) вообще существовала только обыденная культура: культура первобытного общества очень долго, миллионы лет, вся была обыденной и неспециализированной. Обыденная культура содержит в себе основания всех специализированных сфер культуры, некие общераспространённые простейшие аналоги, «исходные клеточки» этих сфер. Специализированные сферы культуры выделялись из обыденной культуры по мере усложнения повседневной жизни.
     Специализация имела и имеет целью решение  задач и проблем, возникающих  в обыденной (повседневной) жизни. Можно  даже сказать, что специализированные сферы по отношению к обыденной  культуре выполняют функции обслуживания, так что в этом смысле обыденная  культура — самая главная сфера  культуры. Здесь человек просто живёт, обеспечивая продолжение рода человеческого. В современном обществе это главным  образом культура внерабочей жизни, жизни «до и после» работы. 
     Соответственно  в обыденную культуру входят только институт семьи и такие неопределённые институты, как «соседство», «двор», «улица», «свой круг», друзья — ближайшее  окружение человека, малые группы. В основном обыденная культура не  институциализирована. Здесь циркулируют ценности, нормы, традиции, обычаи, навыки, образцы каждодневного взаимодействия людей, усваиваемые естественным образом с младенчества, в семейном и «уличном» общении, в начальном и среднем образовании. Эти знания понятны и  известны всем. Явления обыденной культуры массовы, обычны и привычны. Здесь реализуется так называемый «стиль жизни», «образ жизни».

     3.2. Трансляционная сфера культуры

 
     Трансляционная (от латинского слова translatio — перенос, перемещение, передача, перевод на другой язык) сфера культуры обеспечивает целостность культуры и её преемственность  во времени. Через неё идут все  потоки культурной информации. Трансляционная сфера частично входит в неспециализированный уровень, частично — в специализированный. Здесь реализуются потенции человека, направленные на восприятие, хранение и передачу информации, на обмен  информацией.  
Очевидно, сюда входят прежде всего различные языки, созданные и используемые человеком — естественные и искусственные. В числе искусственных языков необходимо назвать языки техники (чертежи и т.п.), языки науки, языки искусства, языки программирования компьютеров. Существуют также языки, сконструированные для замены естественных в повседневном общении (например, эсперанто), роль которых в культуре невелика.

     Входят  в трансляционную сферу и средства передачи, хранения, воспроизводства, распространения информации. Это  полиграфическая промышленность, почтовые службы, все технические системы  проводной и беспроводной связи, в том числе радио и телевизионные сети; все средства массовой информации; сюда же относятся библиотеки, частично (одновременно с вхождением в иные сферы культуры, например, в художественную) другие так называемые учреждения культуры — театры, музеи, концертные и выставочные залы и т.п.
     Наконец, важнейшим компонентом трансляционной сферы являются институты воспитания и образования, которые непосредственно  обеспечивают передачу информации от поколения к поколению, то есть преемственность  культуры.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.