Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Сущность, роль и виды контроля в управлении экономикой

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 22.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ЛЕКЦИЯ 1.
Сущность, роль и виды контроля в управлении
экономикой.
План  лекции:
      Сущность и роль контроля в управлении экономикой.
      Функции и задачи финансово – экономического контроля.
      Общие принципы контроля.
      Система финансово – экономического контроля.
      Методология финансово – экономического контроля.
      Формы и виды контроля.

Вопрос 1.     Сущность и роль контроля в  управлении

                                                экономикой. 
 

      Понятие «контроль» неразрывно  связано с понятием «управление». В экономическом смысле он (глагол) означает управление и наблюдение. Контроль существует только во  взаимосвязи с управлением, поэтому  сущность и содержание контроля  могут быть обстоятельно раскрыты  только во взаимосвязи с управлением,  которое он обслуживает. Без  контроля управление не имеет  смысла.
    Функции управления и контроля существуют со времен глубокой древности. Их появление  обусловлено формированием в  процессе общественного развития совокупности факторов, к которым относятся: разделение общественного труда; возникновение  товарно – денежного обмена; формирование институтов государства и права.
    Государственное устройство общества, как и разделение общественного труда, предполагает наличие многоступенчатой социально  – административной иерархии, в  которой полномочия каждой   нижестоящей  иерархической    ступени    определяются
главной задачей – исполнять решения, принятые на более высоком  уровне иерархической лестницы. Такое разграничение  

полномочий  и обязанностей явилось главным  фактором, вызвавшим обособление  функции управления. 

    Еще на ранних стадиях становления государственного устройства общества необходимость  в традиционно – устойчивом централизованном управлении сложным производственно  – административным комплексом с внутренними неоднозначными, иногда даже противоположными интересами, вызывали появление обычаев и необходимость принятия законов и правил, определяющих права, обязанности и ответственность членов общества. Исполнение требований обычаев и решений, вышестоящих в иерархии административных органов государства, соблюдение прав, обязанностей и принципа ответственности членов общества, установленных правилами и законами, обеспечивались посредством контроля.
    Обязательность  и необходимость контроля признается во всех странах с развитой рыночной экономикой и отражена в международных  документах. В принятой IХ Конгрессом Международной организации высших контрольных органов (ИНТОСАИ) в 1977 году Лимской Декларации руководящих принципов контроля, подчеркнуто, что организация контроля является обязательным элементом управления общественными финансовыми средствами, так как такое управление влечет за собой ответственность перед обществом.
    Контроль  в современных условиях выполняет  особые функции по отношению к  управленческой деятельности. Он обеспечивает возможность осуществлять управление деятельностью общества и его  обособленными организациями в  целом и, складывающимися в нем  социально – экономическими отношениями, в частности. Отсюда следует, что  в реальной действительности нет  «контроля вообще», а есть только контроль, обеспечивающий управление во всех сферах деятельности и являющийся неотъемлемой частью всего процесса управления.
    Содержание  контроля в управлении экономикой разные исследователи трактуют с позиций  различных подходов в узком и  широком смысле. 

    В узком смысле контроль, связывают  с какой – либо отдельной функцией управления, например, планированием, когда с помощью контроля выявляют те или иные погрешности в плане, предотвращая, таким образом, срыв его  выполнения. Под контролем в узком  смысле подразумевают также проверку деятельности кого – либо или чего – либо.
    Более широкий смысл контроль в управлении экономикой имеет при  определении  его как проверки соблюдения и  выполнения нормативно установленных  задач, планов и решений. В данном случае на первый план выдвигается  функциональное назначение контроля, его участие на определенной стадии управленческого процесса. Как завершающий  этап управленческой деятельности, контроль позволяющий сопоставить достигнутые  результаты с запланированными, является одной из установившихся точек зрения в научной литературе.
    Контроль  рассматривают и как способ или  механизм, который обеспечивает сравнение  результатов с поставленными  задачами. Контроль сводится к виду деятельности, обеспечивающему сравнение  фактических результатов с установленными показателями и внесению в случае необходимости соответствующих изменений.
    Отдельные специалисты определяют контроль как  способ организации обратных связей, благодаря которым орган управления получает информацию о ходе выполнения его решения.
    Контроль  рассматривают и как вид деятельности по наблюдению и проверке соответствия процесса функционирования объекта  принятым управленческим решениям –  законам, планам, нормам, стандартам, правилам, приказам, выявлению результатов  воздействия субъекта на объект, допущенных отклонений от требований управленческих решений, от принятых принципов организации  и регулирования.
    Выявляя отклонения и причины их возникновения, контроль позволяет определить и  провести мероприятия по изменению  способов воздействия на объект с  целью преодоления отклонений и  устранения препятствий для оптимального функционирования объекта управления. 

    Несмотря  на неразрывную связь контроля с  управлением, он в то же время, является самостоятельной функцией управления. Как и всякий другой процесс, управление можно разделить на стадии, основными  из которых являются: 

    стадия  постановки проблемы, подлежащей решению;
    стадия определения (установления) цели;
    стадия планирования мероприятий по достижению цели;
    стадия реализации мероприятий по достижению цели;
    стадия регулирования мероприятий по достижению постановленной цели;
    стадия контроля (анализа и оценки) результатов деятельности по достижению поставленной цели;
    стадия постановки новой цели на основе результатов достижения предыдущей.
 
      В виде самостоятельной функции контроль имеет место на всех перечисленных  стадиях управления и является неотъемлемым их элементам.
      Многогранность  контроля обусловлена многоплановостью управленческой деятельности. Поскольку  любая общественная и индивидуальная деятельность направлена на достижение конкретных целей, например, цели экономики  – удовлетворение личных и общественных потребностей материальных и духовных благах, то соответственно всякое управление в целом связано с достижением  этих целей. Учитывая, что контроль обслуживает управление экономикой, то конечными целями контроля также  являются цели управления экономикой.
      Основой существования любого государства  является осуществление им своих  функций, которые в свою очередь  должны быть обеспечены материально  – финансовой базой.
      Материально – финансовая база формируется в  процессе экономической (хозяйственной) деятельности. 
 

      Источником  образования материально – финансовой базы, обеспечивающей функционирование экономических субъектов, а 
также государство, выступает хозяйственная (экономическая) деятельность. Хозяйственная  деятельность экономических субъектов  – это деятельность, связанная  с процессами производства и реализации продукции, выполнение работ, оказания услуг или продажи товаров, необходимых  потребителям. В процессе хозяйственной  деятельности между экономическими субъектами, а также между экономическими субъектами и государством возникают  финансовые отношения, т.е. денежные отношения, связанные с формированием собственных  и привлечением заемных средств, их использованием на финансирование затрат и инвестиции, образованием и распределением полученной выручки  и прибыли.
      Совокупность  хозяйственной деятельности экономических  субъектов и, возникающих в ее процессе финансовых отношений, представляет собой финансово – хозяйственную  деятельность экономических субъектов.
      Часть результатов, получаемых хозяйственными субъектами от осуществления финансово  – хозяйственной деятельности, в  виде налогов и других обязательных платежей направляется в общегосударственный  денежный фонд – государственный  бюджет и  в государственные внебюджетные фонды. Средства государственного бюджета  и государственных внебюджетных фондов используются для государственного регулирования экономики, стимулирования хозяйственной конъюнктуры, финансирования социальных программ науки и культуры, здравоохранения и образования, пенсионного обеспечения граждан, вооруженных сил, образования финансовых и материальных резервов, содержание органов государственного управления и другие общественные нужды.
      Совокупность  субъектов, объектов и их отношений, возникающих в процессе финансово  – хозяйственной деятельности     между        экономическими      субъектами        и  государственными органами, образуют экономическую систему государства.
      Финансово – хозяйственные отношения осуществляются в соответствии с установленными государством законами, нормами и  правилами, определяющими права, обязанности  и ответственность участвующих  в них субъектов. Соблюдение прав, выполнение обязанностей и несение  ответственности участников финансово  – хозяйственной деятельности обеспечивается посредством управления и финансово – хозяйственного контроля.
      Контроль  за соблюдением прав, выполнением обязанностей и несением ответственности участников финансово – хозяйственной деятельности осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами, специально уполномоченными органами разных уровней государственного устройства (федерального, субъекта федерации и муниципального), а также негосударственными организациями и физическими лицами.
      Финансово – экономический контроль можно  определить как регламентированную нормами права деятельность уполномоченных государственных, муниципальных органов, а также негосударственных организаций, органов и лиц, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушение  правовых норм и управленческих решений, обеспечивающих нормальное функционирование экономической системы государства  и ее элементов.
      Роль  финансово – экономического контроля в управлении экономикой в условиях рынка определяется его целями, функциями, задачами, принципами и основным содержанием, которое составляют: 

    обеспечение качественного и эффективного финансово  - хозяйственного управления, соблюдения финансового законодательства субъектами финансовых отношений;
    защита интересов всех субъектов хозяйствования и управления, государства в целом и его граждан;
    содействие проводимой государством единой социальной, хозяйственной, финансовой, налоговой, кредитной и денежной политике;
    выявление внутренних резервов использования финансовых ресурсов во всех сферах производства и распределения общественного продукта;
    укрепление экономической системы страны.
 
    Вопрос 2.
    Функции и задачи финансово-экономического контроля. 

К основным функциям относятся следующие(кроме собственно контрольной)
    Предупредительная – проявляется на стадии:
    - постановки  проблемы, подлежащей решению;
    - принятие  решения о цели, подлежащей достижению;
    -планирование  мероприятий по достижению цели;
На указанных  стадиях контроль позволяет предупредить нарушение действующего законодательства, выявить еще на стадии прогнозов  и планов дополнительные финансовые ресурсы, пресечь попытки нерационального  использования средств. Предшествуя  принятию экономических решений, совершению финансовых и хозяйственных операций, контроль носит предупреждающий  характер.
    Регулятивная – проявляется на стадиях:
    - реализация  мероприятий по достижению цели;
    - регулирование  мероприятий по достижению поставленной  цели; 

     При осуществлении в процессе реализации мероприятий по достижению цели, опираясь на данные документов оперативного и  бухгалтерского учета, позволяет оперативно реагировать на быстроизменяющиеся хозяйственные ситуации, принимать  корректирующие решения и меры, предупреждающие  возможность возникновения потерь и убытков.
    Оценочно-аналитическая – эта функция контроля проявляется на каждой стадии процесса управления и особенно на стадии анализа и оценки результатов деятельности по достижению поставленной цели.
      Методы  экономического анализа широко используются непосредственно в процессе осуществления  контроля.
      Основными общими задачами финансово-экономического контроля являются:
      - обеспечение соблюдения действующего  законодательства;
      - обеспечение эффективности планирования  финансово-экономической деятельности;
      - обеспечение правильности ведения  учета и составления отчетности  финансово-экономической деятельности;
      - обеспечение соблюдения прав  и сохранности имущества собственников;
      - установление целесообразности  операций по ведению финансово-экономической  деятельности;
      - выявление результатов роста  финансово-экономического потенциала  участников финансово-экономической  деятельности;
      - определение и применение мер  ответственности лиц ответственных  за нарушение финансово-экономического  законодательства;
   Задачи  контроля могут уточняться и конкретизироваться в зависимости от цели и задач  органов и лиц, осуществляющих контроль. 

ВОПРОС  № 3
ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ КОНТРОЛЯ
     Под принципами контроля понимают основные исходные положения его организации  и осуществления.
Принципы контроля:
    Принцип соответствия – главный принцип контроля и означает, что содержание и организация контроля и его цели и задачи должны соответствовать задачам и функциям, стоящим перед государством и экономическими субъектами на данном этапе социально-экономического развития. А также целям и задачам, стоящим перед контролирующими органами, организациями и лицами.
    Принцип эффективности (действенности) – проявляется в своевременности и полноте выявления отклонений от заданных параметров, их причин и лиц, ответственных за них, а так же в оперативности исправлений отрицательных результатов.
На эффективность  контроля существенное влияние оказывает  качество самого контроля и квалификация лиц его осуществляющих. Задача контроля состоит не только в том, чтобы  установить отклонения, нарушения и  недостатки, но и в оказании помощи органам управления по искоренению  причин их повлекших.
    Принцип плановости – предопределяется тем, что осуществление контролирующей деятельности должно строиться на основе тщательно проработанных планов и программ. Каждому контрольному мероприятию должно предшествовать предварительное изучение объекта контроля для понимания его деятельности и составления общего плана и программы процедур контроля.
    Принцип всеобщности – всякая социально-экономическая деятельность, совершаемая в государстве, должна систематично контролироваться с целью установления ее законности, целесообразности, эффективности, полноты выполнения и соблюдения установленных сроков.
    Принцип системности – подразумевает необходимость обеспечения такой степени охвата различных граней контролирующего процесса, которая гарантировала бы объективность контроля. Этот принцип предполагает так же периодичность проведения контрольных мероприятий в одних и тех же организациях и учреждениях, в том числе повторных проверок по устранению ранее выявленных нарушений и недостатков.
    Принцип непрерывности – поскольку процесс управления непрерывен, то и все объекты контроля подлежат постоянному предварительному, текущему и последующему контролю, в сроки, установленные, исходя из условий, характера  свойств деятельности субъектов контроля.
    Принцип законности – предполагает осуществление контроля в строгом соответствии с законом. Обеспечение охраны интересов государства и общества в целом и юридических, и физических лиц в частности. В то же время субъекты контроля должны действовать в строгих рамках действующего законодательства в пределах определенных им задач, функций и полномочий.
    Принцип ответственности – предполагает предусмотренную законом и нормативными актами ответственность субъектов, проводящих контроль за соблюдением законов и правовых актов, а так же ответственность за достоверность информации финансово-экономического контроля.
    Принцип объективности – предполагает полное, правильное и своевременное отражение результатов и действий должностных лиц на основе сопоставления установленных фактов с законами, нормативно правовыми актами, инструкциями и управленческими решениями.
 
 
 
 
 
Вопрос 4.   Система  финансово – экономического контроля 

      Любая система  - это совокупность различных  элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. Выполнение любой управленческой деятельности предполагает наличие системы контроля за ее осуществлением. Роль и значение контроля в управлении экономикой зависят от  его правильной организации, создания научно обоснованных форм, методов, и систем контроля. Система может быть более хорошо организованной или менее, простой или сложной, но ее наличие обязательно для достижения целей контроля.
      Система контроля является информационной, основанной на переработке больших массивов информации. Для выполнения такой  работы требуется применение современных  средств ее переработки.
      Системы контроля имеют общие основы и  принципы создания и функционирования, которые едины для всех систем независимо от сферы их применения. Для каждой конкретной системы контроля должны быть определены объект, предмет, субъект, общие конкретные формы и методы контроля.  
      Объект  контроля. Объект – это предмет или явление, на который направлено внимание, воздействие. 
      Объектом  контроля являются: экономическая система  в целом, отдельные отрасли экономики, регионы, министерства, объединения  и предприятия. Внутри этих объектов могут быть выделены происходящие в  них процессы или отдельные элементы, которые также относятся к  объектам контроля.
      Характерной особенностью объектов контроля в системе  управления экономикой является их сложность. Примерами очень сложных объектов контроля могут служить крупная  организация, отрасль народного  хозяйства, экономический регион, территориально – производственный комплекс и др.
      Предмет контроля. Предметом контроля являются: состояние и поведение объекта управления и контроля. Предметом контроля может быть деятельность организации и органов управления в целом и деятельность организации в отдельных сферах или по отдельным операциям.
      Предметом таких объектов контроля как организации, органы управления  и их отдельные  элементы или части, является их деятельность в соответствии с установленными законами, нормами, правилами, решениями, поручениями.
      Предметом контроля может быть состояние и  поведение объектов контроля, как  в целом, так и отдельных их частей, которые включают в себя те свойства и характеристики объектов, на которые направлена контрольная деятельность   или которые используются в этой деятельности в качестве ее средства.
    Субъект контроля.  Под субъектом контроля следует понимать носителя практической деятельности по осуществлению контроля. Под субъектами контроля понимают те органы, организации, подразделения организации и лица, которые осуществляют функции контроля. Субъектами контроля являются государства, в лице специальных контрольных органов (например, Счетная палата Российской Федерации и контрольно – счетные органы субъектов Российской Федерации, Контрольно – ревизионное управление Минфина РФ и его органы в субъектах Российской Федерации, органы МНС РФ и т.д.). Негосударственные организации (например, аудиторские фирмы), специальные подразделения и органы экономических субъектов (например, служба внутреннего аудита, бухгалтерские службы, ревизионные комиссии и т.д.), отдельные высококвалифицированные специалисты и лица (например, индивидуальные аудиторы, ревизоры и т.д.), права, обязанности и ответственность которых строго регламентированы нормативными правовыми актами. 

Вопрос 5.         Методология финансово  – экономического
                                                    контроля.  

      Методология – это совокупность методов, применяемых  в определенной науке. Финансово  – экономическому контролю, как  особой области научных знаний, присущ определенный метод изучения его  специфического предмета, в основу которого положены важнейшие положения  законов теории развития, присущих любой системе: о взаимной связи  и взаимообусловленности явлений; перехода количества в качество; диалектической противоречивости.
      Из  положений законов развития следует, что экономические показатели работы хозяйствующих субъектов необходимо подвергать контролю не только в статике, но и в динамике, прослеживая за динамикой количественных показателей  процесс перехода старого качества в новое (например, изменения технологии производства).
      Важное  значение для научной методологии финансово – хозяйственного контроля имеет диалектический закон противоречивости явлений. В процессе осуществления контроля вскрываются противоречия между экономическими интересами персонала и собственников экономических субъектов, между общегосударственными интересами и интересами экономических субъектов, выявляются диспропорции и несбалансированность отдельных показателей развития экономики отдельных объектов контроля, намечаются меры по их ликвидации.
      В финансово – экономическом контроле широко используются общие категории  и принципы теории познания, такие  как наблюдения, сравнение, анализ и  синтез, дедукция и индукция.
      В одних случаях контроля наиболее эффективен способ дедукции, рассчитанный на получение обоснованных выводов  путем перехода от обобщенных синтетических  показателей к частным и единичным  фактам. Использование при контроле способа дедукции позволяет комплексно изучить эффективность управления экономикой и соблюдение правовых норм.
      В других случаях контроля преобладают  индуктивные приемы исследования –  от единичных фактов к обобщенным количественным и качественным характеристикам  различных сторон финансово –  хозяйственной деятельности организации.
      Метод финансово – хозяйственного контроля можно сформулировать как органически  взаимосвязанную совокупность специфических  принципов, способов и средств, применяемых  в процессе изучения законности, достоверности, целесообразности        и        экономической           эффективности хозяйственных и  финансовых операций и процессов  на основе использования  учетной,  отчетной,  плановой  (нормативной)  и другой экономической информации в сочетании с исследованием  фактического состояния объектов контроля.
      Характерной особенностью метода финансово –  хозяйственного контроля является использование, разработанных данной отраслью экономических  знаний или основанных на достижениях  смежных наук (анализа хозяйственной  деятельности, бухгалтерского учета, статистики и др.), целой системы методических (технических) приемов. 
 
 

Вопрос 6.                    Формы  и  виды контроля. 

          Под формой финансово-экономического  контроля понимают конкретное выражение и организацию контрольной деятельности, направленной на выполнение функций контроля. В зависимости от времени осуществления по отношению к контролируемой деятельности объекта контроля в качестве форм финансово – экономического контроля выделяют: предварительный, текущий и последующий контроль. Эти три формы находятся в тесной взаимосвязи и отражают тем самым непрерывный характер контроля. В основу такой классификации положены отдельные стороны конкретного выражения и организаций контрольных действий в зависимости от времени их совершения. 

       Предварительный контроль.  Форма предварительного контроля имеет предупреждающий характер, поскольку предшествует совершению хозяйственных и финансовых операций. Его цель – предотвращать незаконные действия, недостатки и нарушения. Проводимый на стадии прогнозирования, планирования и проектирования предварительный контроль служит предпосылкой для принятия оптимальных управленческих решений. Главная цель предварительного контроля – пресекать незаконное и нерациональное использование средств, любые посягательства на собственность, в какой бы форме они не проявлялись до совершения финансовых или хозяйственных операций.  

       Текущий контроль. Неотъемлемым элементом оперативного управления является текущий контроль, который проводится в процессе совершения производственных, хозяйственных и финансовых операций. На основе данных первичных документов, оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального наблюдения, текущий контроль, при необходимости, позволяет регулировать быстро меняющиеся хозяйственные ситуации, предупреждать потери и убытки. Главная особенность текущего контроля заключается в оперативном выявлении отклонений от норм законодательства и утвержденных плановых показателей и нормативов путем оперативного сопоставления с фактическими данными в момент совершения финансово – хозяйственных операций. 

       Последующий контроль.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.