На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Легенды и предания Нижнего Новгорода

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 22.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет»
Институт архитектуры и градостроительства
Кафедра туризма и сервиса 
 
 
 

РЕФЕРАТ 
 
 
 

по дисциплине: КРАЕВЕДЕНИЕ 
 
 

на тему: «ЛЕГЕНДЫ И ПРЕДАНИЯ НИЖНЕГО НОВГОРОДА». 
 
 
 

   
 
 

                                                                         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ. 
 

                Введение……………………………………………………………………………….3
    Дятловы горы……………………………………………………………………….........5
    Легенды о Кремлёвских башнях………………………………………………………..7
    Легенда о Почайне……………………………………………………………………...12
    Нижегородские предания………………………………………………………………14
                Заключение…………………………………………………………………………...17
                Список используемой литературы………………………………………………….18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ.   

     Предания и легенды составляют основной массив той области фольклора, которую русские фольклористы обозначают термином "несказочная проза".    
     Сказанное помогает уточнить тип отражения действительности в легендах - как бы мы ни называли отдельные их разновидности. Легенда всегда отражала действительность сквозь призму того или иного верования, либо той или иной совокупности верований. Основная общественная функция легенды - подкрепить верование, повествуя о чудесном. Чудесное могло иметь проявления самые разнообразные, начиная от деяний божественных сил и кончая, например, колдовской неуязвимостью народного заступника и проделками домашних духов. Пока сохранялась незыблемость верования, продолжали жить в репертуаре основанные на нем легенды. С утратой верования легенды перестают бытовать либо изменяют свою функцию и воспринимаются как развлекательные рассказы
(нередко - юмористические).
     Другую область составляют предания. Этот термин почти всеми трактуется более или менее сходно. Им обозначают повествования, отражающие главным образом обыденные представления о мире. Предания могут быть подразделены на ряд разновидностей. В русском фольклоре наиболее распространены исторические предания: "…эстетическая функция всегда имела для них подчиненное значение. Важнее было, что передать, а не как рассказать; до слушателей надо было прежде всего довести самый факт и его смысл".
     Так и земля Нижегородская богата легендами и преданиями, дошедшими до нас из тьмы веков. Таинственный град Китеж, Дятловы горы, раскольничий Керженец, Коромыслова башня, Фролищева пустынь - сами названия этих мест таят в себе легенду. Это истоки, это история, это-память.
     «Как широкой волжской окатной волной на рассветной заре плеснуло - Нижний Новгород. Как вольным ветром раздольных российских пространств опахнуло - Нижний Новгород. Как вдох и выдох крутой и упругой богатырской груди - Нижний Новгород. Как гулкое эхо малинового перезвона дальних колоколов - Нижний Новгород». Летопись сообщает кратко: "Лета 6729 (1221 г.) князь великий, Юрий Всеволодович, заложил град на усть Оки и нарече имя ему Новгород Нижний." Так начиналась история нашего древнего и вечно юного города. На торговле да на ремеслах набирал силу и богател Нижний. Седые достопамятные времена. Распри. Трудные судьбы. Великое мужество. Неустанные мирные и ратные труды.  

     Столетия пронеслись над градом Нижним, многое изменив в его облике, но и по сей день гордо стоит он на слиянии двух великих русских рек - Оки и Волги в каменном ожерелье древнего Кремля. Волжской столицей, карманом России издавна и по праву зовется Нижний Новгород. Каждый, кто посетит Нижний, откроет для себя славную историю его прошлого, самобытность и неповторимость его старинных улочек, храмов и знаменитой нижегородской Ярмарки , оценит необычайную красоту волжских просторов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. ДЯТЛОВЫ ГОРЫ. 

     Возник Нижний Новгород на месте большого дремучего леса. Высокие холмы по правому берегу Оки, прорезанные глубокими оврагами, назывались Дятловыми горами. А название, говорят, вот откуда пришло...
     Во времена стародавние на том месте, где стоит теперь Нижний Новгород, жил мордвин Скворец, друг и помощник Соловья-Разбойника, связанного Ильею Муромцем. Здесь он женился на восемнадцати женах, которые родили ему 70 сыновей.
     Все они жили вместе, занимались скотоводством, пасли стада на горе и по вечерам гоняли их на водопой на Оку реку. Здесь же в ущельях горы обитал чародей Дятел, бывший также некогда в ладах с Соловьем.
     И спрашивал его Скворец о будущей судьбе своих детей. Дятел отвечал: „Если дети твои будут жить мирно друг с другом, то долго будут владеть здешними местами; а если поссорятся, то будут покорены русскими, которые построят на устье Оки град каменный и крепок зело-зело, и не одолеют его силы вражеския".
     Долго толковали они. В заключение Дятел просил Скворца о честном ему погребении. Умер чародей Дятел, и похоронил его Скворец на месте нынешнего Благовещенского монастыря; и прозвалось то место Дятловы горы. Умер за ним и Скворец. Пред смертью он заповедал детям своим взаимное согласие и единодушие. Но потомки их, размножившись, стали враждовать между собою; и тогда св. Андрей Боголюбский изгнал их с устья Оки, а племянник его св. Юрий Всеволодович, построив Нижний Новгород, исполнил предсказание Дятла.
     Предание сие о построении Нижнего Новгорода найдено даже записанным в одной рукописи времен Петра Великого, где о Скворце, между прочим, сказано: он же Месегетянин. В подтверждение предания скажем: Татищев в своей истории говорит, что на месте Нижнего Новгорода был некогда город болгарский; то же говорит императрица Екатерина II в своих „Записках касательно Российской Истории" (III, под 1222 г.). В „Книге Большему Чертежу", составленной при царе Феодоре Иоанновиче, сказано, что Нижний Новгород стоит на Дятловых горах. В древней местной песне вспоминается Мордвою о Нижнем Новгороде: 

     На горах, на горах на Дятловых
     Мордва богу (то есть своему) молятся,
     К земле-матушке на восток поклоняются.
     Едет мурза московский царь по Воложке,
     По Воложке на камышке;
     Говорит мурза слугам своим:
     Слуги вы мои верные,
     Вы взгляните-ка на Нижний град,
     Поглядите-ка на те горы на Дятловы,
     Что это за березник мотается, шатается,
     К земле-матушке преклоняется;
     Вы, слуги мои, подите,
     Слуги верные, доглядите:
     Что это за березник шатается,
     К земле преклоняется.
     Слуги возвратились,
     Низко царю поклонились:
     Это Мордва своему богу молятся,
     К земле-матушке преклоняются, и пр.
     В объяснение этой песни обрусевшая нижегородская Мордва под мурзою московским царем разумеет Иоанна IV, плывшего под Казань. Но такое приурочение, очевидно, несправедливо и основано на одном безотчетном воспоминании походов Грозного на Казань. Какая молящаяся своему богу Мордва могла быть в Нижнем Новгороде при Грозном, когда в нем было до 40 церквей с монастырскими? Гораздо правдоподобнее относить содержание песни ко времени св. Андрея Боголюбского, который мог плыть по Оке и Волге против болгар и видеть на месте Нижнего Новгорода Мордву с ее языческим идолослужением. Отсюда заключение в пользу глубокой древности легенды о построении Нижнего Новгорода на Дятловых горах и в пользу того мнения, что на месте Нижнего Новгорода, до построения его в 1221 году Юрием II Всеволодовичем, находился болгарский город, и жила в нем Мордва, прогнавшая отсюда болгар.
     Кроме этой легенды, есть и другие произведения, объясняющие происхождение названия гор, на которых расположен Нижний Новгород. А.С. Гациский, приведя текст этой легенды, в одной из своих книг пишет: "...конечно, всего вероятнее догадка, приписывающая происхождение этого названия от множества дятлов, водившихся в темных лесах, некогда покрывавших нагорный окский берег, признаки которых видны и до сих пор в тянущемся далеко вдоль реки по кручам правого ее берега перелеске, называемом "Слудою".
      Нижний Новгород стоит на высоких лесистых холмах Волги и Оки, о которых сложено столько песен. Холмы эти издревле назывались Дятловыми горами: вероятно, и оттого, что со стороны рек его берега сложены из красно-белой глины с черными прожилками, напоминающей раскраску пестрого дятла.  

     
Легенда о конце Нижнего Новгорода.
«Есть в Нижнем Новгороде подле крепости маленький ручеёк; он течёт по оврагам и близ Никольской церкви впадает в Волгу. Зовут его Почайной и, говорят, что Юрий Всеволодович, основатель Нижнего Новгорода, назвал так этот ручей, будучи поражён сходством местоположения нижегородского с местоположением киевским. В том месте, где Почайна берёт своё начало, есть большой камень, на котором прежде было что-то написано, но теперь уже стёрлось. От этого камня зависит судьба Нижнего Новгорода: в последнее время он сдвинется с места; из-под него выступит вода и потопит весь Нижний.» (Морохин В. Н. «Легенды и предания Волги-реки» -- Н.Новгород, Книги, 2002)
 
 
     2. ЛЕГЕНДЫ О КРЕМЛЁВСКИХ БАШНЯХ. 

     Одна из достопримечательностей Нижнего Новгорода - является Нижегородский Кремль, исторический центр города. Место, откуда началась история Нижнего Новгорода Сначала земляной, потом деревянный и белокаменный, наконец, кирпичный, кремль был оплотом Москвы на востоке.
     Двухкилометровая стена подкрепляется тринадцатью башнями. Это Дмитриевская, Пороховая, Георгиевская, Борисоглебская, Зачатьевская, Белая, Часовая, Ивановская, Северная, Тайницкая, Коромыслова, Никольская, Кладовая. Четырнадцатая - это отводная стрельница, соединенная с Дмитриевскими воротами каменным арочным мостом.
     Но рассказать хотелось бы об одной из самых загадочных башен, легенда о который дошла и до наших времён. Называется эта башня Коромыслова. А вот и легенда о ней:
     О Коромысловой башне издавна существуют два предания.
     Первое о том, как девушка спускалась к речке Почайне за водой с ведрами и коромыслом. 

     Было это на рассвете. Тропинка привычная, короткая, крутая... И вдруг заметила девушка беду: тихо, крадучись подбирались к городу лазутчики, враги.
     Недолго думая, бросила она ведра и давай бить их коромыслом. Нескольких тут и убила. Но неравны оказались силы - погибла сама. Городская стража подоспела на шум. Да было уже поздно.
     Девушку с честью похоронили в основании башни, которая в те дни как раз только строилась. Положили рядом с нею коромысло - как оружие рядом с воином. А уцелевшие лазутчики вернулись в свой лагерь, рассказали о своем позоре: «Если бабы в Нижнем такие, каковы же должны мужики быть!» И - отступила вражья сила от городских стен.
     Второе предание объясняет необычное название иначе.
     Да, женщина с коромыслом лежит под основанием башни. Существовал такой древний обычай - чтобы надежно стояли крепостные стены, в момент закладки первых камней полагалось принести жертву, а уж судьба сама ее выберет, сама приведет к яме. Надо только дождаться, кто первым окажется возле нее - зверь, птица, человек. И все, что при нем будет, положить рядом...
     Так и получилось, что первой рано утром подошла к яме молодая нижегородка с ведрами и с коромыслом. Все женское любопытство: не было вчера вечером ямы, и вдруг вырыли. Что такое?.. Плакали строители, замуровывая женщину, но ничего не поделаешь...
     Зато стоял Нижегородский кремль крепко - на страх врагам. Больше никогда его не брали ни приступом, ни долгой осадой.
     Легенда о Белой и Зачатской башнях.
     В то лето, как великий князь московский задумал Нижний Новгород кругом каменной стены обнести, томились в нижегородских темницах молодцы-удальцы из новгородских ушкуйников, а с ними их земляк Данило Волоховец.
     Совсем молодым пареньком он в Новгороде Великом на возведении детинца трудился - камни тесал, кирпичи подносил, известь месил да и мастером стал. А когда детинец построили, другие ремесла от заморских мастеров перенял и стал искусником на всякую руку - и меч выковать, и колокол отлить, палаты каменные выстроить и судно морское починить заново. И такой тот Данило Волховец был толковый да памятливый, что перенял говор заморских гостей, что в Новгороде по торговым делам наезжали.
     Вдруг в жизни Волоховцу перемена вышла. Решился он с новгородскими ушкуйниками на Волгу податься, на вольный свет поглядеть, другую жизнь повидать. Ушкуйники люди верные, но отчаянные головушки, с ними подружиться - все одно что в "орлянку" сыграть: либо орел, либо плата-расплата! Так и у Волховца получилось. Попались они в цепкие лапы стражи княжеской и очутились в темницах Нижня Новгорода. Чуть не год сидели в застенках молодцы-удальцы, солнышка не видели, жаждой, голодом мучились. Ладно, что добрые люди сквозь решетки бросали им подаяние. Но одним днем распахнулись двери тяжелые и всех узников из темниц на волю кинули:
     - Эй, вылезай на свет, кровь разбойная!
     Высыпали из башни каменной изнуренные новгородцы и пошли за стражей на горы высокие копать рвы глубокие, камни тесать, кирпичи таскать, стены крепостные выкладывать и башни под самые небеса поднимать. Скоро смекнул воевода Волынец, слуга князя великого, что напрасно новгородских молодцов в застенках держали, давно бы их к делу крепостному приставить - такие они сноровистые да ловкие в работе были! А первым среди них -Данило Волховец. И посулил воевода всех новгородцев за отменную работу на волю отпустить, а Волховца поставил главным мастером над всей ватагой каменщиков.
     Не одно лето трудились новгородцы рука об руку с коренными нижегородцами. Крепко-накрепко строили, не простою кладкой, а крестовою, а известь так хитро да умело гасили, что схватывала камень и кирпич намертво. Знали и умели люди русские, как кремль против ворогов строить: неспешно да надежно, на веки веков!
     Вот и показалось князю великому Василию, что нижегородская крепость строится мешкотно. И послал он в Нижний Новгород искусника и мастера по крепостям итальянца Петруху Франческо с помощником Джовани Татти. Оба прибыли разряжены по-заморскому, в шапочках диковинных, в плащах - накидушках и при шпагах, как настоящие воины.
     Мастер Петро Франческо всем русским по нраву пришелся, сразу угадали в нем человека великого духа и мастерства. А помощник его, Джовани Татти, был настоящий головорез, заморский хвастун и задира. Чуть что и за шпажонку свою хватался, на ссору, на драку напрашивался. В крепостном деле только понаслышке смекал, а своими руками и одного кирпича не вкладывал. И за все его проделки и выверты переделали русские люди имя Джовани Татти на свой русский лад - Жеваный Тать.
     Жила в ту пору на верхнем посаде одна девка -краса, темные глаза, толстые косы, а улыбнется - словно бутон розовый раскроется. По имени звали Настасьей, а прозывали Горожаночкой, лет ей за двадцать перевалило, но замуж что-то не торопилась и отшучивалась:
     - Милый не берет, а за немилого сама не иду - не миновать вековушей быть!
     Жила своим домком, с матушкой родной, честным трудом. Частенько она по горе за водой спускалась, и каждый раз ей молодцы - каменщики с крепости подмигивали, ягодкой называли, на стену зазывали. Только ягодка, видно, не промах была, отвечала бойко, но по-умному. Сам Петро Франческо на ту Горожаночку заглядывался, шапочку на лысине поправлял, усы крутил, завивал и, за шпагу держась, как журавель по стене выхаживал. А подручный его Жеваный Тать, завидев Настасью, добрым притворялся и рожу свою идолову старался подделать под ангельскую.
     Не знали, не ведали они, дурачки заморские, да и никто другой не догадывался, что не зря Настасья Горожаночка мимо стен часто ходила, ватагу трудовую водой поила. Давным-давно через решетку темницы она с Данилом Волховцем добрым словом уж перемолвилась.
     "Добьюсь воли - назову женушкой!"
     - так ей Данило однажды из окна темницы сказал. А теперь не жалея сил, служил он князю московскому, надеясь дожить до обещанной воли.
     А за весной и праздники весенние спешили.
     Ко дню праздника зачатия приурочили нижегородцы закладку сразу трех башен кремлевских: Бориса да Глеба, Зачатьевскую и Белокаменную, да всей стены между ними. Выкопали котлованы и рвы, натесали камня белого, кирпича навозили гора горой, заварили известь в ямах глиняных. И в день непорчного зачатия все нижегородцы на молебен высыпали. Под колокольный звон из церквей иконы вынесли, а передом, на полотенцах льняных, белоснежных, икону Богородицы.
     Все труженики кремля, простые люди и знатные, обнажили и склонили головы. Под конец моления стали нижегородцы нательные крестики снимать и на дно котлованов бросать, чтобы стояли башни и стены кремля веки вечные, не поддавались вражьим осадами приступам. Вот подошла к яме Настасья Горожаночка, расстегнула на груди пуговки, сняла с шейки крестик золотенький и в котлован бросила.
     Тут откуда-то Жеванный Тать подвернулся, как угорь начал вокруг девки увиваться, обнимать, да под расстегнутую кофту заглядывать. Гляди того, целовать-миловать при народе начнет. Оторопела было горожанка, но скоро образумилась и наотмашь охальника по роже ладошкой ударила. Попятился от нее Джовани Татти да в яму и свалился, озорник заморский на смех всему миру нижегородскому. Свалился, а выбраться не может, злится и ругается по-иноземному: "О, Мадонна путана!"
     Всё видел и слышал Данило Волоховец, и не стерпело сердце его. Подскочил он к яме, за руку Жеванного вытащил да тут же, не откладывая, ударил его по одной щеке, да по другой, поучая уму да разуму: "По-вашему она путана, да по-нашему матерь чесная!" Стыдно стало Татти, что при народе да по щеке бьют, и за шпагу схватился. Но Данила его за руки ловко поймал и, когда шпага вывалилась, в охапку супротивника сгрёб. И тут от боли нестерпимой охнул новгородец, но приподнял злодея - тальяшку и в яму с кипящей известью бросил. А сам как дуб подрубленный, медленно к земле склонился. Подбежали к яме люди - Джованни Татти вытаскивать, да нескоро достали. А Данила без дыхания лежал, с заморским ножом в подреберье.
     Затужили, загоревали нижегородцы, загоревали, запричитали бабы. Настасия Горожаночка в сторонке стояла и платок свой молча в горючих слезах купала. Потускнел лицом главный мастер Петро Франческо. Жалел он земляка своего, Татти шалопутного, а ещё больше печалился о русском мастере Даниле Волоховце. Поговорили они с воеводой и распорядились, чтобы обоих смертоубийц в подбашенных котлованах похоронили. Невесело разошелся с молебна народ нижегородский.
     Недобрая примета при закладке башен получилась.
     Не устоять долго стенам кремля, что так близко к Волге спускаются. Неохотно и каменщики за известь брались, в которой безбожный тальяшка сварился. Ватага Данилы Волховца молча работала, воздвигая башню-памятник над могилой своего товарища. Весь белый камень с берега Волги своими руками переносили, известь по-своему в яме замесили и трудились неистово, не жалея себя.
     С каждым днем и часом прибывала, росла у Волги величавая суровая башня. Все остатки белого камня на нее израсходовали, и прозвал ее народ Белокаменной. А на полдень от нее, из кирпича кроваво-багряного другая башня росла, Зачатьевская. Под ней хвастун и богохульник тальяшка Тать лежал. Живые же люди, как муравушки, на стены карабкались, кирпичи, камни, известь тащили, стены лепили с верой великой, что простоят они веки вечные, никаким стихиям и бедам непокорные.
     А Настасья Горожаночка не забывала своего Данилу Волховца, не затухала в ее сердце любовь к нему и ненависть к злодею Джованни Татти. Из года в год, в погоду и непогодь, каждый вечер она на откос выходила, к башне Белокаменной, и негромко свою песню пела. И Волга, и Дятловы горы слушали ту песню, но молчали. Молчали до поры ло времени, как судьба неисповедимая, что всю правду жизни знает, да не скоро сказывает.
     Спустя много лет, словно исполняя волю Горожаночки, подточили подземные воды склон горы вместе с крепостью и башней Зачатия, чтобы сползли они к Волге оползнем. А башню Белокаменную не тронули, оставили памятником над могилой мастера, сложившего крепость нижегородскую.
     
Существует предание о ходах в кремлевской стене, что они во время набегов татар и Мордвы были продолжены в одну сторону до Марьиной рощи, а с другой выходили на левый берег Волги, прокопанные под руслом этой реки. Во время осад города жители спасались этими проходами. Теперь они засорены и забыты.
3. ЛЕГЕНДА О ПОЧАЙНЕ. 

     Это очень странное место. Находится в центре города - а застроена только та его часть, которая примыкает к Кремлю и к реке. Остальное - пустует. Возможно - потому что градоначальникам всё же знакома эта легенда и обстоятельства, которые заставили меня (а по прочтении этого опуса - вероятно и вас) поверить в её правдивость...
     Когда-то здесь протекала река. Живущие в Кремле брали воду из ключей, бивших за стенами (один из них жив до сих пор), а посадские жители - пили из Почайны. И первая легенда, берущая начало ещё в те времена, когда рекам поклонялись наравне с богами, - это рассказ о том, как Почайну обидели.
     "Невелика была нижегородская речка Почайна, что протекала по оврагу возле кремлёвского холма, но полезна местным людям, и не только своею водой. Если она чернела, предвещала нашествие врагов, и город, заранее подготовившись, не раз разбивал у стен противника, отражал его набеги. Когда же наступило спокойствие, народ стал славить прежние победы, называя при этом и Волгу, и Оку, и Днепр, и Дон - только не Почайну. Огорчилась та и давай плакать: "Уж я ль не на страже была!.. Велика Волга - и слава ей! А была ли ей заботушка о Руси, как мне, печалиться?". В ответ нижегородцы только усмехнулись, забыв, видно, про прошлую славу реки. Тогда Почайна пожаловалась Волге, прося её заступиться за свою дочку. Но обиженная матушка отказала в помощи: "Много люди лиха молвили про тебя, да ещё мало ста... Пожалею - всю изобидели?! Так почто же пришла с жалобой ко мне, хвасть-переметчица?!". Разбушевалась озлобленная Волга, понесла горы песку жёлтого, чтобы замкнуть путь Почайне. Не стало выхода ей, а вода с верховьев всё прибывала и прибывала. Вот она из берегов выступила и затопила прибрежные постройки гольтепы. Взмолились окрестные жители, и расступилась сыра земля, приняла в себя речку и опять сомкнулась."
     Итак, Почайна ушла под землю, и нижегородцам (а точнее - нижегородкам) пришлось ходить за водой к Волге. Да и до этого ежедневный спуск к Почайне и подъём по крутым склонам с полными вёдрами требовал богатырской мощи. Видимо, постоянные тренировки и сделали наших женщин настолько сильными, что когда однажды утром к городу подошёл монгольский отряд, бабы, вышедшие за водой, сумели его разгромить самостоятельно, пользуясь одними только коромыслами. Но сила эта и стала причиной проклятия, наложенного на город.
     "Плыл святой Макарий вниз по реке Оке, плыл вниз до самого Нижнего и пристал здесь на речке Почайне. Вышел он на берег, но жители его не приняли. Не понравился почему-то Макарий нижегородским бабам, стиравшим здесь в ту пору бельё, и прогнали они его от Нижнего руготнёю да вальками. "Будь же проклят этот город, - сказал Макарий, - пусть эта речка во время светопреставления станет большой рекой и потопит город!""
     Кого же на этот раз обидели наши предки? Святой Макарий - реальный исторический персонаж, основатель Макарьевского монастыря (1435) и других обителей. Умер он 25 июля (7 августа по новому стилю) 1444 года в Унженске в возрасте 95 лет. Как при жизни, так и после смерти прославился в качестве целителя и чудотворца. В официальные жития факт проклятия Нижнего Новгорода не включен, зато там есть другой эпизод. Когда в 1522 году татары осадили и подожгли Унженск, горожане взмолились своему небесному покровителю. "Вдруг пошел дождь, скоро он перешел в ливень, и сделался потоп. Вода затопила улицы и дома, казалось, весь город поплыл, и пожар утих. Теперь татары пришли в смятение: одна часть пошла на другую, и начали они биться. Горожане со стен увидели, как татары нападают на своих, и поняли, что преподобный Макарий спас Унженск; многие видели старца стоящим на облаке и поливающим город водой из огромной бадьи. Тут же открыли ворота, устремились на татар и большинство из них перебили. Взятые в плен рассказали, что они видели монаха, стоявшего в воздухе над городом и стрелявшего по ним; потом он на большом белом коне врезался в их войско, и они, обезумев от страха, начали рубить друг друга мечами, думая, что бьются с русскими." Ещё один факт, свидетельствующий о том, что водная стихия была подвластна старцу - в Макариево-Унженском Троицком монастыре близ города Макарьева под Костромой до сих пор не иссяк колодец, лично им выкопанный.
     Можно верить или не верить в православного бога, но проклятия таких людей, как Макарий, обычно сбываются, какую бы веру они не исповедовали. Мы пока не знаем, когда сбудется наше. Знаем лишь, при каких обстоятельствах.
     Теперь вернёмся в наше время и посмотрим на современную карту области.
     Северо-восток, низкий берег Волги - "леса", ровное пространство, когда-то покрытое тайгой. Где нет тайги - болота (Светлояр как раз в такой местности). Дорога, оставленная без присмотра, разрушается через несколько лет. Глухомань. Недаром в эти места бежали прятаться от всех властей, а языческую традицию не смогли прервать ни Пётр, ни Ленин. Даже среди славянского населения массовое язычество сохранялось (по Мельникову-Печерскому) до начала 19-го века, а знахарки - практикуют и по сей день.
     Юг, высокий берег Волги - "горы". Холмистая местность; леса к югу постепенно сходят на нет, уступая лугам, а болота остаются. И везде - реки, речки, ручьи, родники. Область насыщена водой, сухих мест достаточно мало. На западе, в известняковых почвах, есть пещеры. Иногда почва внезапно уходит вниз, и на месте провала, заполняющегося подземными водами, образуется идеально круглое карстовое озеро.
     Иногда под воду внезапно уходят целые города. Самая известная легенда - об озере Светлояр, на месте которого располагался Китеж. Озеро расположено недалеко от нынешнего села Владимирского, и на Ивана Купалу туда уже лет 300 съезжаются искатели тайн и эзотерики. Сейчас их стало чересчур много - от излишка купающихся кристально-чистая вода Светлояра к концу паломничества становится мутной жижей.
     По данным геологов, практически вся территория области - один большой резервуар. Под нашими ногами - целое подземное море. Почти весь юг и восток области берут воду от артезианских скважин.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.