Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Направления и методы управления в сфере культуры

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 22.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Направления и методы управления в сфере культуры 

О возможности управления культурой ведутся долгие и подчас непримиримые споры между двумя  сторонами, которые в тех или  иных вариантах существуют почти  во всяком обществе. На одной стороне  выступают преимущественно сами деятели культуры, постоянно отвергающие  «вмешательство» государства или  каких-либо «посторонних» институтов в такое «творческое и тонкое»  дело, как культурное созидание. Борьба против всякого рода бюрократических  или идейных ограничений за свободу  художника от всего, что сковывает  его творчество, и за доступ широких  слоев населения к продуктам  художественного и интеллектуального  творчества – постоянный факт истории  культуры.  
 

Существует мнение, что культура менее других сфер поддается  институциональному упорядочению. В  силу особой роли творческого начала в культуре она связана с индивидуальной деятельностью художников и мыслителей, писателей и артистов, которая  не укладывается в попытки ее регламентации. Слава и популярность великих  деятелей культуры, мыслителей, мастеров слова или кисти делали их значимым средоточием и выражением общественной жизни, как в прошлом, так и  в современный период. Поэтому  такое большое значение придается  изучению не только самих произведений литературы и искусства, но и жизни  тех или иных деятелей культуры. 

Можно ли управлять  культурой? По этому поводу ведутся  долгие и подчас непримиримые споры  между двумя сторонами, которые  в тех или иных вариантах существуют почти во всяком обществе. На одной  стороне выступают преимущественно  сами деятели культуры, постоянно  отвергающие «вмешательство» государства  или каких-либо «посторонних» институтов в такое «творческое и тонкое»  дело, как культурное созидание. Борьба против всякого рода бюрократических  или идейных ограничений за свободу  художника от всего, что сковывает  его творчество, и за доступ широких  слоев населения к продуктам  художественного и интеллектуального  творчества – постоянный факт истории  культуры. 

Вместе с тем, как  мы уже видели, настолько же постоянно  существовали различного рода регулирующие институты, направляющие культурную жизнь, что-то поощрявшие, что-то ограничивающие, а иногда и подавлявшие. В развитии культурного процесса возникают  коллизии между тенденциями к  централизации культурной деятельности со стороны государства и ее демократизацией, которую требуют неправительственные  организации. Вмешательство правительственных  органов в работу культурных организаций  и групп зачастую просто необходимо, так как без правительственной  поддержки они могут не выдержать  затруднений разного рода (и не только финансовых, но и правовых, политических и т.д.) и перестают существовать. Вместе с тем государственное  вмешательство чревато зависимостью культурной деятельности от власти, правящих кругов и деформацией культурной жизни в целом. 

Если идти в глубь  веков, мы найдем много свидетельств такого рода, когда государство или  церковь, с одной стороны, были главными институтами, поддерживавшими искусство, литературу и науку, а с другой – они же запрещали те направления  или отказывали в покровительстве  тем художникам, мыслителям и изобретателям, которые либо противоречили «общественным  нормам», либо наносили ущерб государству  или церкви. Позднее эти функции регуляции все больше стали перехватываться рынком, хотя правовые принципы неизменно корректировали рыночную «стихию». А в дополнение к ним сформировались разнообразные органы, институты и формы регуляции культурной жизни и деятельности (фонды, спонсорство, патронаж, академии, премии, звания и т.д.). 

Основным внешним  органом, который регулирует культурную деятельность в современном обществе, является государство. Формирование и  осуществление осмысленной культурной политики является одной из важных задач государства, во многом определяющих его жизнеспособность и место  в цивилизованном мире. Государство  должно, с одной стороны, формировать  культурную жизнь общества в целом, с другой стороны, согласовывать  культурные потребности и интересы различных слоев общества, территориальных, национальных и других общностей. 

В связи с этим культурная политика должна:
– во-первых, быть неотъемлемой частью всех без исключения направлений  государственной политики в целом, отражая ее духовно-ценностный и  нравственно-нормативный аспекты;
– во-вторых, стать  важнейшей составляющей социальной политики, которая в современных  условиях может быть лишь комплексной  социально-культурно-образовательной;
– в-третьих, образовывать собственно культурную политику (в  узком смысле) как особое направление  государственной и регулируемой государством общественной деятельности по стимулированию социально приемлемых и предпочитаемых духовно-ценностных и социально-нормативных проявлений человека, содержаний и форм его  общественного и индивидуального  бытия. 

Управление текущими культуротворческими процессами представляет собой комплекс оперативных действий по решению животрепещущих проблем существующих культурпроизводящих институтов, призванных обеспечить расширенное воспроизводство актуальных культурных форм в пределах финансовых средств, кадров, инструментария и технологий, имеющихся на сегодняшний день. 

Разумеется, подавляющая  часть многообразных процессов  культурного бытия общества протекает  стихийно, подчиняясь лишь глубинным  законам социальной самоорганизации  людей в их коллективной жизнедеятельности. Вместе с тем отдельные составляющие этого комплексного процесса поддаются разумному и целенаправленному регулированию, стимулированию одних тенденций и свертыванию других и т. п., осуществляемым с позиций видения и понимания стратегических путей, по которым движется данная цивилизация. Комплекс этих мер по искусственному регулированию тенденций развития духовно-ценностных аспектов общественного бытия и может быть назван «культурной политикой». 

Важнейший принцип  определения целей и задач  культурной политики заключается в  понимании амбивалентности культуры, ее многозначности, много-уровневости ее смыслов и содержаний. Ни один феномен культуры не является монофункциональным, но несет в себе целый комплекс различных социальных функций; ни одно культурное явление не обладает лишь одним смыслом и непосредственным содержанием, а представляет собой совокупность различных смыслов и содержаний как актуального, так и мемориального характера. С этим связаны особая сложность управленческой стратегии и тактики в области культуры и необходимость многоуровневого подхода к регуляции социокультурных процессов. 

Средства культурной политики представляют собой совокупность субъектов (институтов) этой политики, предпочитаемых методов и инструментария по ее осуществлению, Здесь также  следует различать творческие институты (производящие культурные тексты —  произведения, формы, образцы), с одной  стороны, и собственно институты  культурной политики (собирающие, хранящие и распространяющие эти тексты) —  с другой. 

В предельном смысле наивысшем институтом культурной политики является сама история, процесс исторической эволюции человеческого общества и  его локальных образований (народов); методом — цивилизация как  особый способ осуществления исторической эволюции, основанный на уникальном историческом опыте соответствующего общества; а  инструментарием — вся совокупность норм деятельности, информационных связей между людьми и психических процессов, обеспечивающих эту жизнедеятельность. Разумеется, речь идет о стихийных процессах культурного саморазвития. 

Государственная культурная политика должна в основном моделировать механизмы естественно протекающего цивилизационного процесса, действовать в рамках его социально-синергических законов и лишь стимулировать ускоренное развитие общества в том направлении, в котором оно и само по себе объективно движется. Опыт истории показывает, что попытки искусственно переменить это естественное направление развития, навязать обществу умозрительные модели его эволюции ничем хорошим для общества не кончались. 

В странах развитого  капитализма объем культурной политики, осуществляемой государством, заметно  меньше, чем в развивающихся, - в  силу того, что в первых сложилась  налаженная система регуляции культурной деятельности со стороны бизнеса  и общественных организаций. 

Направления политики государства в сфере культуры, прежде всего, связанны с планированием, проектированием, реализацией и  обеспечением культурной жизни государства  и общества. В нашей стране в  советский период культурная политика была неотделима от агитации и пропаганды, осуществлявшейся идеологическим отделом  ЦК КПСС, а Министерство культуры было лишь одним из частных исполнителей этой политики. Сейчас культурная политика в России сводится к сравнительно автономной и малоскоординированной деятельности различных ведомств, имеющих отношение к охране культурного наследия, художественной деятельности, печати, библиотечному делу и т. п. 

Разумеется, под культурной жизнью и культурой вообще в данном случае имеется в виду гораздо  более частный сегмент общественной практики, нежели это трактуется наукой и даже в массовом общественном сознании. Например, в функции культурной политики практически не входят задачи общей социокультурной регуляции жизни людей, вопросы их обычаев и нравов, общекультурные проблемы образования и вопросы формирования культурной компетентности личности (за исключением специализированных учебных заведений художественного и культурно-просветительского плана), работа со сферой религии, книгоиздательское дело, СМИ и т. п. Как правило, к компетенции государственной управленческой деятельности, определяемой как культурная политика, относят:
– систему поиска, взятия на охрану, реставрации, накопления и сохранения, защиты от незаконного  вывоза, а также обеспечения доступа  для изучения специалистами или  просвещения масс предметов мирового и отечественного культурного наследия, обладающих неординарной смысловой, исторической или художественной ценностью (книжно-письменных, архитектурно-пространственных, художественных произведений разных видов и уникальных произведений ремесла, исторических документальных и вещественных раритетов, археологических  памятников, а также заповедных территорий культурно-исторического значения);
– систему государственной  и общественной поддержки функционирования и развития художественной жизни  в стране (способствование созданию, демонстрации и реализации художественных произведений, их закупок музеями  и частными коллекционерами, проведение конкурсов, фестивалей и специализированных выставок, организация профессионального  художественного образования, участие  в программах эстетического воспитания детей, развитие наук об искусстве, профессиональной художественной критики и публицистики, издание специализированной, фундаментальной  учебной и периодической литературы художественного профиля, экономическая помощь художественным коллективам и объединениям, персональное социальное обеспечение деятелей искусства, помощь в обновлении фондов и инструментария художественной деятельности и т. п.);
– систему выстраивания разнообразных форм организованного  досуга людей (клубная, кружковая и  культурно-просветительская работа, как  общего, так и специализированного  профиля, организация спортивно-массовых и празднично-карнавальных зрелищ и  мероприятий, «культурно-просветительский»  туризм по историческим объектам и  районам, «народная самодеятельность»  в области художественного или  ремесленного творчества, стимулирование интеллектуального и культурного  саморазвития личности и т. п.;
– одним из активно  развивающихся направлений этой функциональной подсистемы является социальная педагогика как институционализированная методика общей социализации личности);
– популяризацию  классических и этнографических  образцов культуры (культурных ценностей) в средствах массовой информации;
– международное  и межнациональное культурное сотрудничество, а также ряд иных направлений  деятельности. 

Основными органами, планирующими и принимающими решения  по вопросам направленности культурной политики, являются органы государственной  власти (как правило, принимающие  решения на основании их обсуждения экспертами, а также художественной общественностью или избранными корифеями в области искусства  и литературы), а основными органами, реализующими культурную политику государства, являются культурные институты. Последние сравнительно четко делятся на институты, функционально привязанные к перечисленным выше основным задачам культурной политики. Например, институтами, занимающимися вопросами сбора и сохранения культурного наследия, являются библиотеки, архивы, разнопрофильные музеи, государственные историко-культурные заповедники и т. п. 

Институтами, решающими  вопросы развития художественной деятельности, являются творческие союзы и объединения, архитектурные, художественные и реставрационные  мастерские, киностудии и кинопрокатные  учреждения, театры (драматические  и музыкальные), концертные структуры, цирки, а в идеале также — книгоиздательские  и книготорговые учреждения, средние  и высшие учебные заведения художественного  профиля и др. Институтами досуговой работы к настоящему времени остались лишь клубы и кружки, просветительские общества, а также некоторые туристические организации. Весьма развитая еще недавно система организации детского культурно-просветительского досуга в России фактически деградировала. 

Задачи социальной педагогики решаются преимущественно  в системе образовательных учреждений, международное культурное сотрудничество осуществляется главным образом  центральными управленческими органами культуры. Определенную роль в развитии культурной политики играют научно-исследовательские  и учебные заведения культуры и искусства. 

Независимо от институтов ведомственной принадлежности, принципиальная функция культурной политики в обществе (ранее эффективно решавшаяся посредством  системы народных традиций) заключается  во все той же межпоколенной трансляции социального опыта (в данном случае воплощенного в комплексе объектов культурного наследия). 

Представляется принципиально  важным, чтобы культурная политика не отрывалась от основных направлений  общесоциальной политики государства, работала как одна из ее подсистем. С этой точки зрения основная цель культурной политики — трансформация норм и стандартов социальной адекватности людей в образы и образцы их социальной престижности, т. е. пропаганда норм социальной адекватности как наиболее престижных форм социального бытия, как кратчайшего и наиболее надежного пути к социальным благам и высокому общественному статусу. 

Помимо рассмотренных  выше внешних институтов, осуществляющих культурную политику в обществе и  воздействующих на ее регуляцию (государство  и бизнес), в самой культуре можно  выделить структуры ее самообеспечения, более или менее автономные от внешнего влияния. Эти структуры могут носить самый разнообразный характер, различаясь в зависимости от уровня хозяйственного развития общества, его политической системы, влияния религии, структуры цивилизации, степени сформированное бюрократического аппарата, степени развития творческих организаций и т.д. Тем не менее в каждой из них мы найдем следующие общие элементы:
1) творцы, т. е.  мыслители, писатели, ученые, мастера  искусств и т.д., создающие новые  произведения, выдвигающие новые  идеи, совершающие открытия и  т.п.;
2) зрители-слушатели  (потребители), для которых и предназначено  так или иначе культурное творчество;
3) культуроустроители, соединяющие творчество со зрителями, обеспечивающие выход «культурной продукции», создание условий для творчества, для контакта со зрителями. 

Группа эта весьма разнообразна по характеру своих  функций и фигурирует под многими  именами: импресарио, менеджер, продюсер, издатель, спонсор и т.д. Конечно, особую группу культуроустроителей представляют собой критики в разных видах творчества, которые сами нуждаются в устроителях. Наличие в каждом обществе многих субкультур и внешних влияний вызывает интенсивные споры сторонников общемировой и самобытной культур, национальной и почвенной, западной и восточной, классического, коммерческого, развлекательного, авангардного искусства и т.д. 

В современном обществе возникают различные культурные учреждения и организации, которые  можно классифицировать по функциональному  признаку:
а) ряд социальных институтов предназначен для осуществления  духовного производства (издательства, киностудии, театры, любительские творческие объединения, кружки, народные творческие коллективы и т.д.);
б) другие институты  используются для распространения  культуры (кинотеатры, лектории, концертные и гастрольные объединения и  т.д.). Эти функции являются главными и для таких институтов, как  университеты, школы, библиотеки, музеи;
в) в системе культуры имеются также особые учреждения, организующие и планирующие культурную деятельность, осуществляющие управление культурным процессом (правительственные  организации культуры, творческие союзы, научно-исследовательские учреждения и т.д.). 

К ним примыкает  и такой специфический социальный институт, как научная и художественная критика, которая оказывает влияние  на деятельность людей, осуществлящих духовное производство, а также на потребление культурных ценностей широкими массами народа, формируя в известной мере их эстетический вкус, воспитывая высокие духовные потребности. 

Данное деление  учреждений культуры, конечно, относительно — учреждения культуры чаще всего  полифункциональны, осуществляют одновременно и производство, и распространение ценностей культуры. 

Принято выделять следующие  основные принципа саморегулирующей системы  культуры как особой сферы деятельности:
координация;
субординация;
состязательность. 

Многие виды культуры и искусства требуют слаженных  действий многих людей. Поэтому их существование  невозможно без принципов координации (согласование действий) и субординации (подчинение единому началу). Кроме  того, в культуре важна состязательность, которая позволяет преодолеть монополизм отдельных направлений, групп, школ и осуществить отбор лучших произведений. 

Подчас можно встретить  суждение, что культура в целом, а  особенно искусство, «не терпит командного стиля», так как именно свобода  творчества – условие истинного  проявления таланта. Это не всегда обстоит  именно подобным образом. Хорошую иллюстрацию  того, к чему может привести безграничная реализация этого принципа, дает фильм  Феллини «Репетиция оркестра». В  нем музыканты поднимают бунт против самоуправства своего дирижера и начинают вести себя как им заблагорассудится. В результате слаженный оркестровый  коллектив разваливается, вместо музыки звучит какафония, его участники утрачивают прежний благопристойный вид и превращаются в скопище неуправляемых бунтарей. 

Субординация как  подчинение единому началу имеет  место между столичным центром  и периферией, центрами различного профиля и филиалами и т.д. Без  координации, как согласования действий участников, не может быть налажено никакое искусство, требующее слаженного взаимодействия многих исполнителей (театр, кино, телевидение и т.д.). 

Но именно в культуре (и спорте) особое значение приобретает  принцип состязательности, означающий взаимодействие независимых субъектов  и отбор наиболее отличившихся в  каком-то отношении через механизм, нейтральный по отношению к каждому участнику. Состязательность предполагает устранение монополизма каких-то течений, школ или групп, которые подразумевают сохранение клановости, или бюрократизацию и чрезмерную централизацию. Обычно этот механизм осуществляется как конкурс, по результатам которого присуждаются призы, премии и места. 

К системе премий, присуждаемых за достижения в различных  областях культуры и науки, подключаются финансовые возможности, как государственных  органов, так и деловых кругов, творческих объединений, общественных институтов и т.д. Премиальная система  подразумевает обычно конкурсный отбор  лучших произведений и в этом плане  воплощает демократические принципы, хотя многочисленная критика упущений и злоупотреблений со стороны  комитетов по премиям свидетельствует, что в налаживании этой системы  возникают многие сложности. Премиальную  систему в сфере культуры можно  разделить на следующие варианты: премии, присуждаемые государственными органами, корпорациями, филантропическими  фондами, издательскими концернами, творческими объединениями, научными обществами и академиями, индивидуальными  донорами и т.д. 

Патронирование сферы культуры торгово-ростовщическим капиталом в Европе способствовало мощному взлету Ренессанса, позднее поддерживало бюргерскую культуру. В последние десятилетия этот институт приобрел особый размах. В начале XX в. значительное влияние на функционирование культуры в США и странах Западной Европы оказал патронаж со стороны финансовых корпораций Моргана, Меллона, Рокфеллера, Гугенхейма и др. 

Мотивами такого патронажа было, прежде всего, создание благоприятного общественного имиджа, внедрение чувства гордости «своей компанией» и идеи «примирения капитала с искусством». К тому же такого рода покровительство зачастую оказывалось  выгодным помещением капитала, тем  более что пожертвования на культуру не облагались налогами. Предпочтение обычно оказывалось изобразительному искусству, хотя классическая музыка, балет, опера и театр также  не были оставлены без внимания. Конторы сколько-нибудь престижных корпораций и банков украсились полотнами  культурного модерна и авангарда. Расширяются программы приобретения произведений искусства по всему  миру, создаются собственные коллекции. Прямо в штаб-квартирах корпораций проводятся выставки. 

Не только в антикапиталистической  идеологической критике, но и в социологических  работах указывается на опасности, которыми чреват патронаж: это и  возможность стать объектом диктата, и ненадежность поддержки ввиду  возможной деловой нестабильности. Тем не менее, такая поддержка  культурной деятельности, несомненно, смягчает для деятелей культуры жесткость  рыночного регулирования. Вместе с  тем высказывается и мнение, что, демонстрируя свою благосклонность  к культуре, бизнес тем самым стремится  завоевать симпатии в сферах и  регионах, представляющих для него интерес. Кроме того, через такое  «финансовое» приобщение к искусству  господствующий класс в большой  степени адаптируется к высоким  культурным ценностям. 

В современном обществе положение культуры, хотя и не всей, а некоторых ее наиболее модернизованных  компонентов, принципиально меняется, так как она сама не только осуществляет духовное производство, но и становится важной составной частью материального  производства. Хорошо известно, насколько  существенную роль сыграла наука  и инициируемая ею научно-техническая  революция в изменении всего  облика общественной жизни. Однако большие  изменения в совокупное общественное производство внесла и художественная культура. С одной стороны, она  сформировала новые потребности, влияющие на функции и качество товаров, выпускаемых  промышленностью. С другой стороны, она сама стала отраслью, индустрией культуры, составляющей крупную долю всего национального производства в каждой стране. 

Эта индустрия включает в себя такие сферы, как производство кинофильмов, телевизионное вещание, радиопередачи, выпуск различного рода аудио-, видеозаписей, массовой литературы, концертную и театральную деятельность и т.д. В этом бизнесе сложилось  свое разделение труда, весьма отличное от того, что присуще материальному  производству. Конечно, важная роль в  этом производстве отводится автору или исполнителю, что придает  этой индустрии высокую степень  персонализации. Однако роль продюсера, импресарио, менеджера, промоутера и других функциональных участников этого бизнеса настолько велика, что без них культурное явление не состоится. И сам имидж «звезды» шоу-бизнеса — в гораздо большей степени продукт этого бизнеса, чем носителя этого имиджа. 

Управление сферой культуры является важным направлением муниципальной социальной политики, во многом определяющим комфортность проживания населения на муниципальной  территории. 

Право участия в  культурной жизни и пользования  учреждениями культуры, а также доступ к культурным ценностям каждого  гражданина РФ гарантируются Конституцией РФ (ст. 44). Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»  был первым «отраслевым» законом  и послужил основой для формирования регионального законодательства в  сфере культуры. 

К полномочиям федерального уровня власти относится определение  политики в области культуры и  искусства, приоритетов реформирования отрасли, определение в федеральном  бюджете необходимых финансовых средств для решения этих задач, контроль и финансирование деятельности государственных учреждений культуры. 

Важнейшие приоритетные цели культурной политики в России могут быть определены следующим  образом:
– всестороннее развитие системы социально-культурных ценностных ориентации человека и общества, построение новой аксиологии бытия, творчески соотносящей исторический социальный опыт и национальное культурное наследие, в котором он выражен, с задачами социокультурной модернизации России;
– помощь населению  в становлении адекватных новым условиям образа жизни и картины мира, национально-культурной, социально-экономической и государственно-политической идентичности, формы духовного самоопределения и самовыражения, общественного и индивидуального социокультурного сознания;
– всемерное развитие духовно-ценностной компоненты во всех проявлениях социальных интересов  и потребностей людей, превращение  их культурного бытия в фундаментальную  основу социального бытия, культурных потребностей — в ядро социального  заказа на содержание, формы и качество жизни;
– приобщение людей  к знанию и интересу ко всему многообразию культур человечества, их духовное и интеллектуальное обогащение через  это знание, воспитание толерантного отношения к иному, незнакомому, непривычному, воспитание потребности  в доброжелательном культурном взаимодействии, общении, преодолении национальной, конфессиональной и социально-политической отчужденности;
– воспитание демократического и плюралистического миропонимания, осознания взаимосвязи общечеловеческих ценностей с глубинным содержанием  любой национальной культуры, понимания  того, что будущее человечества определяется гармоничным сочетанием Личной свободы (как условия самореализации каждого) с культурой (как универсальным  способом согласования интересов всех) 

На уровне субъектов  РФ реализуются федеральные программы  в области культуры и искусства, разрабатываются особые целевые  программы, а также необходимые  для осуществления региональной политики нормативно-правовые и организационно-методические документы, предоставляется материально-финансовая, методическая и иная помощь учреждениям  культуры и искусства. 

Муниципальная политика в сфере культуры строится на основе общих принципов государственной  политики. Федеральный закон 2003 г. относит  к вопросам местного значения поселений  и городских округов создание условий для обеспечения жителей  услугами организаций культуры, организацию  библиотечного обслуживания населения, охрану и сохранение объектов культурного  наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения. К  компетенции муниципальных районов  отнесена организация библиотечного  обслуживания поселений (обеспечение  услугами библиотечного коллектора).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.