На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Проблема бедности в Республике Саха (Якутия) и пути их решения

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 22.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Северо-Восточный  федеральный университет им. М.К.Аммосова
Финансово-экономический  институт 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа по дисциплине «Экономика Республики Саха (Якутия)»
 на  тему: «Проблема бедности в Республике Саха (Якутия) и пути их решения». 
 
 
 
 

                Выполнила: ст. ММ-06-3-в
                Боппосова С.М.
                Проверил: 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Якутск-2010
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение……………………………………………………………….....3
1.  Понятие и критерии определения бедности…..........................4
2. Уровень жизни в Якутии …..………………………………….....8
3. Пути решения проблемы бедности...……………………………11
Заключение………………………………………………………………16
Список  литературы……………………………………………………..17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ.
    Множество  людей во всем мире, в основном в  развивающихся странах, все еще  живет в крайней нищете и бедности. Частью их жизни являются голод, плохое питание, болезни, неграмотность, среди  них нередка и преждевременная  смерть. Поэтому нельзя забывать о  такой проблеме как бедность.
    Бедность – характеристика экономического положения индивида или группы, при котором они не могут сами оплатить стоимость необходимых благ. Бедность – неспособность поддерживать определенный приемлемый уровень жизни. Бедность – это состояние, при котором насущные потребности человека превышают его возможности для их удовлетворения.
    Та  или иная трактовка понятия бедности определяет выбор способов измерения  уровня бедности и соответствующую  социальную политику государства. Существует множество способов определения  уровня бедности, присущего тому или  иному обществу.
    Актуальность  темы контрольной работы обусловлена тем, что проблема бедности в России в настоящее время затронула значительную часть населения.
    Цель  контрольной работы – попытаться отразить картину бедности в Якутии с точки зрения экономики, но при этом показать социальную и нравственную стороны этой проблемы.
    Для достижения данной цели предполагается постановка и решение следующих  задач:
    • определение понятия бедности;
    • типологизация разновидностей бедности;
    • анализ причин возникновения бедности в России;
    • исследование путей совершенствования законодательства России в социальной сфере;
    • обзор и анализ данных, необходимых в выполнении работы. 

    1. ПОНЯТИЕ И КРИТЕРИИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ  БЕДНОСТИ
    Бедность  – явление многоаспектное, поэтому понятие «бедность» является спорным и неоднозначным, включая в себя не только характеристики материальных ресурсов, таких как доходы, питание и жилье, но и здоровье, образование, ожидаемая продолжительность жизни – то, что определяет качество жизни. Чаще всего под бедностью понимается ограниченность дохода, но если исходить из широкого определения бедности, то отсутствие доступа к власти и управлению, невозможность влиять на проводимую государством политику и принимаемые решения также является бедностью.   В качестве показателей бедности используются следующие социально-демографические характеристики: детская смертность, процент грамотности, охват школьным образованием, здоровье нации, средняя продолжительность жизни, ВВП на душу населения, эмиграция населения и др.
    Сформировавшаяся  к настоящему времени концепция  бедности оперирует понятиями абсолютной, относительной и субъективной бедности.
    Абсолютная  бедность – невозможность удовлетворения основных потребностей человека в пище, одежде, жилье. Для определения этого  минимума составляется потребительская  корзина и высчитывается ее стоимость. Поскольку черта бедности устанавливается  государством и зависит от возможностей бюджета финансировать социальные программы, то и количество бедных в  одной и той же стране, в одно и то же время может меняться в  зависимости от того, на каком уровне определена эта  черта.
    В развитых странах чаще пользуются понятием прожиточного минимума, основанного  на понятии относительной  бедности. Прожиточный минимум сопоставляется с доходами домохозяйств, в которые  входят зарплаты, доходы от предпринимательства, доходы от собственности, социальные выплаты как в денежной, так и в натуральной форме. Для определения черты относительной бедности используется понятие среднедушевого дохода; бедными считаются те, чьи доходы составляют от 40% до 60% (в разных странах по-разному) среднедушевого (дохода)
    Субъективная  бедность определяется в ходе опроса общественного мнения самими респондентами. Сопоставляется уровень текущих  доходов с представлениями людей  о минимально необходимых доходах.
    В некоторых случаях  бедность определяется через депривацию или относительные лишения. Под депривацией в данном случае понимается  «вынужденное неполное потребление материальных благ и услуг, необходимых для удовлетворения основных потребностей личности» то есть недопотребление.
    Также различаются бедность хроническая (устойчивая, застойная) и временная («плавающая») Временная бедность характеризуется  тем, что порой людям удается  вырваться из ее тисков, не только в  силу личных способностей, но и при  использовании возможностей, возникающих  в обществе. Гораздо большую опасность для общества представляет хроническая бедность, когда бедными являются несколько поколений представителей данной семьи. Застойная бедность не только ведет к разрушению личности, но и воспроизводит бедность.
    В зависимости от применяемых методов  оценки масштабы и глубина распространения  бедности могут меняться. Оценка бедности может быть как количественной, так  и качественной. Количественные оценки, к которым в первую очередь  относятся статистические данные, используются для определения масштабов распространения  бедности в обществе. Как правило, статистическая оценка основывается на показателе прожиточного минимума. Качественная оценка позволяет определить социальный состав бедного населения («профиль бедности»). Измерение бедности может производиться в абсолютных величинах, при этом определяется  количество людей, живущих за «чертой бедности». Также можно измерять бедность, рассчитывая удельный вес бедных людей в обществе, выражаемый в процентах.
    Для измерения бедности применяются  как индикаторы общего характера (например, уровень жизни), так и частного (различные показатели бедности –  уровень душевого дохода, потребительская корзина, индексы материального благосостояния и т.д.).
    При рассмотрении проблемы бедности как  социального явления, можно выделить  две причины ее возникновения:
    • культурная,  для среды бедняков характерна особая культура, в основе которой лежат смирение, неумение строить свое будущее и фатализм. В процессе первичной социализации эти ценности передаются от одного поколения к другому, приводя к "наследованию" бедности.
    • структурная, наличие бедности связывается со структурными особенностями общества, основанными на социальной стратификации, экономическом неравенстве и т.д. Бедность становится результатом неравенства людей в обществе и неравного распределения материальных благ между индивидами.
    Независимо  от того, каковы первичные причины  бедности, раз возникнув, она начинает самовоспроизводиться. Чем больший  процент населения страны находится  за чертой или около черты бедности, тем больше у этой страны шансов попасть в "порочный круг нищеты". Ведь если значительная часть населения  бедная, она не может приобретать  товары, в результате не хватает  производственных инвестиций, что ведет  к невозможности развивать экономику  и повышать заработную плату трудящихся. При этом стране, в которой значительная часть населения живет в бедности, труднее вырваться из нищеты.
    Дифференциация  доходов населения, один из важнейших  социально-экономических показателей, характеризующий степень неравномерности  распределения материальных и духовных благ между членами общества. Количества или доли, в которых общественный продукт распределяется между группами населения, и сам принцип распределения определяются господствующими производственными отношениями.
    Основными факторами, влияющими на дифференциацию доходов, являются различия:
    в размерах оплаты труда работников, занятых в общественном производстве;
    в величине денежных выплат из общественных фондов потребления;
    в объемах поступления от личного подсобного хозяйства, индивидуальной деятельности, новых форм кооперации;
    в размерах и составе семей;
    в возможности поступления доходов от неконтролируемого их перераспределения.
    Усиление  неравенства и нищеты препятствует развитию внутреннего рынка страны, формированию среднего класса, т.е. платежеспособного  большинства населения. Здоровый и  устойчивый рост экономики не может  опираться только на богатое и  сверхбогатое население в условиях массовой бедности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. УРОВЕНЬ ЖИЗНИ В ЯКУТИИ
    Термин  «уровень жизни» существует и используется вместе с целым семейством близких  по значению терминов: народное благосостояние, качество жизни, степень удовлетворения материальных и духовных запросов трудящихся, положение населения.. Оно отражает развитие потребностей людей, состояние и способы их удовлетворения применительно к основным сферам жизнедеятельности: сфере труда, потребления, культуры, репродуктивного поведения, общественно-политической жизни.
    Уровень жизни является одной из важнейших  социальных категорий. Он характеризует  материальное состояние определённого  слоя или группы населения. Повышение  уровня и качества жизни – результат  экономического роста и его условие. Уровень жизни характеризует  развитие и степень удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей людей.
    Социологи выделяют четыре уровня жизни населения [17]:
    • достаток – пользование благами, обеспечивающими всесторонне развитие человека;
    • нормальный уровень – рациональное потребление по научно обоснованным нормами, обеспечивающее человеку восстановление его физических и интеллектуальных сил;
    • бедность – потребление благ на уровне сохранения работоспособности как низшей границы воспроизводства рабочей силы;
    • нищета – минимально допустимый по биологическим критериям набор благ и услуг, потребление которых лишь позволяет поддержать жизнеспособность человека.
    Особенностью  современной России являются возросшие  территориальные контрасты в  уровне жизни, которые можно оценить  через соотношение душевых доходов  и прожиточного минимума. Покупательная способность доходов населения беднейших субъектов Российской Федерации в 8-12 раз ниже, чем у лидера – Москвы.
    Уровень бедности наиболее высок в республиках  Северного Кавказа и Южной  Сибири, в Забайкалье, отдельных  дальневосточных регионах, в Псковской  и Оренбургской областях. Относительно невысок удельный вес бедных семей в обеих "столицах", на противоположных полюсах экономической политики региональных властей - в Нижегородской и Ульяновской областях, в большинстве экспортоориентированных (сырьевых и металлургических) регионах.
    Между покупательной способностью доходов  и уровнем бедности имеется достаточно тесная обратная зависимость. Это является признаком того, что оба эти  показателя, полученные по разным методикам, действительно отражают основные черты  сложившихся территориальных различий в уровне жизни населения. Вместе с тем имеется и ряд очевидных  расхождений. Например, на Дальнем Востоке  при относительно высокой покупательной  способности доходов аномально  высок удельный вес бедных семей. С другой стороны, есть регионы (самый  характерный пример - Владимирская область), где низкая покупательная  способность сочетается с низким, по российским меркам, уровнем бедности.
Основные  показатели уровня жизни за январь- июль 2011 года (предварительные данные)
Среднедушевые денежные доходы населения за январь-июль 2011г. (руб. в мес.)  22587,8
Реальные  располагаемые денежные доходы населения  в % к январю-июлю 2010г.  103,3
Среднемесячная  заработная плата, за январь-июль 2011г. (руб. в мес.)  33326,8
Реальная  начисленная заработная плата за в % к январю-июлю 2010г.  108,2
Средний размер назначенных пенсий по состоянию  на 01.07.2011г., в руб.  11227,83
Реальный  размер назначенных пенсий, в % к июлю 2010г.   101,2
ОСНОВНЫЕ  СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ  ИНДИКАТОРЫ
УРОВНЯ  ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ
  2004 2005 2006 2007 2008 2009
Фактическое конечное потребление домашних хозяйств, млн. руб. 92281 108202 133033 154328 183228 1)
на  душу населения, рублей 97156 113861 140034 162330 192751 1)
Среднедушевые денежные доходы населения (в месяц), рублей 9633,2 11391,4 13629,7 15682,8 18740,8 21284,32)
Реальные  располагаемые денежные доходы населения, в процентах к предыдущему году 106,1 106,3 105,8 104,2 107,9 101,72)
Среднемесячная  номинальная  начисленная заработная плата одного  работника, рублей 11315,3 13436,9 16167,5 19409,2 23815,9 26532,6
Реальная  начисленная заработная плата одного работника,  в процентах к предыдущему году 105,8 106,2 106,8 109,7 111,5 99,6
Средний размер назначенных  месячных пенсий, рублей 2594,8 3301,0 3771,6 4336,03) 5909,73) 7304,03)
Реальный  размер назначенных месячных пенсий, в процентах к предыдущему  году 117,5 113,7 101,4 107,3 123,93) 110,53)
Величина  прожиточного минимума (в среднем  на душу населения)            
рублей  в месяц 4069 4705 5350 6424 7321 8542
в процентах  к предыдущему году 115,2 115,6 113,7 120,1 114,0 116,7
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума 4):            
тысяч человек 192,9 190,2 179,1 190,5 178,5 185,15)
в процентах  от общей численности населения 20,3 20,0 18,9 20,1 18,8 19,55)
1)В соответствии с регламентом, утвержденным Госкомстатом России, публикации подлежат итоги после  утверждения Росстатом (за 2009г. в марте 2011г.)
2) Предварительные данные по годовой разработке.
3)Расчет произведен в соответствии с методикой расчетов основных показателей пенсионного обеспечения, утвержденной приказом Росстата от 23.06.2009г. №118.
4) С 2007г. изменен состав потребительской корзины для определения величины прожиточного минимума.
5) Предварительные данные. 
 

    3. ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ БЕДНОСТИ
    Бедность  не сократится автоматически, только на основе экономического роста. Необходима политическая воля для решения важнейшей  задачи – разработки и реализации новой политики распределительных  отношений, препятствующей дискриминации  бедных при их доступе к ресурсам (рабочим местам, доходам, социальным трансфертам).
    Основные  направления борьбы с бедностью  определяются факторами ее формирования. Применительно к России борьба с  бедностью означает формирование на деле социального государства, обеспечение  гарантированного уровня доходов для  трудоспособного населения на основе собственного труда, доступности для  всех слоев населения качественных услуг образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального хозяйства  и др.
    С другой стороны необходимо обеспечивать систему социальной защиты населения. Государственная система социальной защиты включает: пенсионные пособия, пособия по безработице, пособия  многодетным семьям, пособия по болезни, пособия по уходу за детьми, жилищные пособия.
    Традиционная  для России модель - защищать население  путем реализации товаров и услуг  первой необходимости по низким ценам - создает порочный круг бедности. В  итоге: производители этих товаров  и услуг не получают доходов, достаточных  для развития и модернизации, и  даже для адекватной заработной платы (после выплат в бюджет); внутренний рынок (по этой категории товаров  и услуг) с его низким платежеспособным спросом оказывается второсортным, а обеспечивающие его предприятия  подвергаются косвенной финансовой дискриминации.
    Для решения проблемы бедности требуется в первую очередь:
    • ужесточение контроля за всеми естественными монополиями (в том числе - ЖКХ), включая вопросы ценообразования на их продукцию и услуги, а также адекватную оценку их издержек (особенно в "сырьевом" секторе);
    • административная реформа, и не столько в традиционном смысле (сокращения), а решение проблемы качества услуг, предоставляемых государством гражданам, включая "настойчивое разъяснение" государственным чиновникам всех уровней идеи равенства форм собственности;
    • ликвидация сращивания бизнеса и власти;
    • минимизация подзаконных актов министерств и ведомств, которые позволяют им поддерживать их "государственно защищенную" конкурентоспособность по отношению к частному сектору;
    • изменение налогового законодательства.
    Для противодействия угрозам национальной безопасности в области повышения качества жизни российских граждан силы обеспечения национальной безопасности во взаимодействии с институтами гражданского общества;
    • совершенствуют национальную систему защиты прав человека путем развития судебной системы и законодательства;
    • содействуют росту благосостояния, сокращению бедности и различий в уровне доходов населения в интересах обеспечения постоянного доступа всех категорий граждан к необходимому для здорового образа жизни количеству пищевых продуктов;
    • создают условия для ведения здорового образа жизни, стимулирования рождаемости и снижения смертности населения;
    • улучшают и развивают транспортную инфраструктуру, повышают защиту населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
    • совершенствуют систему защиты от безработицы, создают условия для вовлечения в трудовую деятельность людей с ограниченными физическими возможностями, проводят рациональную региональную миграционную политику, развивают пенсионную систему, внедряют нормы социальной поддержки отдельных категорий граждан;
    • обеспечивают сохранение культурного и духовного наследия, доступность информационных технологий, а также информации по различным вопросам социально-политической, экономической и духовной жизни общества;
    • совершенствуют государственно-частное партнерство в целях укрепления материально-технической базы учреждений здравоохранения, культуры, образования, развития жилищного строительства и повышения качества жилищно-коммунального обслуживания.
    Стратегическая  задача снижения уровня бедности может  объединить нацию, независимо от тех  или иных политических предпочтений граждан, их материального и социального  статуса.
      Одним из факторов удачной  борьбы с бедностью является  стабильный экономический рост в стране. Только в этом случае предпринимаемые меры принесут результат. К основополагающим мерам по борьбе с бедностью можно отнести следующие:
    • увеличение заработной платы (особенно в бюджетной сфере);
    • увеличение социальных пособий и пенсий;
    • увеличение МРОТа и прожиточного минимума;
    • увеличение занятости населения.
         Также необходимо отметить, что  экономический кризис существенно  усложнил борьбу с бедностью,  так как при экономическом  спаде, реализация вышеназванных  мер не является эффективной.  Например, каким можно образом  увеличить занятость населения,  если на предприятиях, в связи  с финансовым кризисом, происходят  массовые увольнения работников. Увеличения социальных пособий  и пенсий тоже ни к чему  не ведут, потому что увеличиваются  цены на продукты питания. 
      По мнению Всемирного банка,  для решения проблемы бедности  России нужно кардинальным образом  пересмотреть политику социальных  выплат. Банк призывает Россию  повысить адресность действий по снижению бедности и сфокусировать свои действия на особо бедных гражданах (как нетрудоспособных, так и трудоспособных, но безработных, в первую очередь в регионах), повысив им социальные выплаты. Правда, российские эксперты не соглашаются с такой точкой зрения и говорят, что самое главное на сегодня - не повышать трудоспособным безработным пособия, а пытаться обеспечить их рабочими местами.
    Конечно, главный путь борьбы с бедностью - это экономический рост. Задача удвоения ВВП не столь амбициозна как кажется на первый взгляд, с учетом того, что у нас сегодня работает половина своего производственного потенциала, инвестиций у нас в развитие производства в три раза меньше чем сбережений формируется в экономике, то есть мы могли бы производить в два раза больше, инвестировать в три раза больше в рамках имеющегося экономического потенциала. Поэтому удвоение ВВП - это всего лишь возврат на уровень экономической активности конца 80-х годов. Конечно, это реальная задача, вопрос только в том, что этот экономический рост должен проходить на новой технологической основе. И он, конечно, должен сопровождаться модернизацией экономики и это тоже важнейшая составляющая борьбы с бедностью, потому что доходы дают разные отрасли разные для населения.
    Главная проблема российской экономики - несправедливое распределение национального дохода. Если мы разобьем национальный доход  по факторам, то увидим, что главный  вклад сегодня дает сверхприбыль от использования проданных ресурсов, труд, меньше наука и новые технологии. Эта сфера практически загублена. И лишь в последнюю очередь  инвестиции частного сектора. Теперь посмотрим, как распределяется национальный доход. За труд российский работник получает в четыре раза меньше, чем в Америке  или Европе. То есть труд недооценен. Государство, как собственник проданных  ресурсов, сверхприбыли от их эксплуатации практически не получает. Налоговая  система устроена таким образом, что сверхприбыль, которая образуется на месторождениях за счет их уникальных свойств, остается в карманах у недропользователей. И, наконец, труд, который оценен в четыре раза меньше, чем должен быть по мировым стандартам, фактически является главным налогоплательщиком. 70% налогов у нас, так или иначе, - это налоги на труд. Это и подоходный налог, налог на добавленную стоимость, то есть на стоимость, созданную трудом, и налог на прибыль и так далее. Так вот, при такой несправедливой системе распределения национального дохода, у нас производство угнетается, труд недооценивается, а государство, как собственник проданных ресурсов, практически ничего за счет их эксплуатации не получает.
    Гораздо более перспективна другая структура  налогов. При низких налогах на труд, при отсутствии налога на прибыль  в части, когда прибыль тратится на инвестиции развития производства и при переносе тяжести налогов  на рентные доходы, доходы, которые  образуются вне зависимости от деятельности предприятия. Могу сказать, что при  такой налоговой системе темпы  экономического роста, как правило, вдвое выше. Это доказано большим  количеством исторических и экономических  исследований.
    С точки зрения современного понимания механизмов экономического роста нет противоречия между экономической эффективностью, экономическим ростом и ростом благосостояния. Сегодня есть очень много рассуждений на тему, что рост зарплаты превышает рост производительности труда, что это очень плохо, что мы слишком много тратим денег на социальные нужды. На самом деле это неверно.
    Главным фактором роста стали новые знания, творческие возможности человека, поэтому  лишь те страны способны конкурировать, у которых люди образованы, имеют  доходы хорошие, где охраняется здоровье и так далее, поэтому, я считаю, что и в нашей стране стоит  больше инвестировать в человеческий капитал.
    В общем, нам не нужно противопоставлять  социальные расходы и экономический  рост - это все взаимосвязанные  вещи. 
 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    Для решения проблемы бедности государству  и общественным организациям недостаточно просто проводить социальные программы  по поддержке малоимущих, а нужно  еще и стимулировать увеличение числа представителей среднего класса. Бедность – это острейшая социальная проблема. Согласно данным социологических  опросов, ценностные и жизненные  установки богатых и бедных в  России расходятся исключительно далеко. Изменить ситуацию к лучшему могут  только совместные усилия государства  и общества. Наряду с развитием  социальных программ помощи неимущим, государство должно быть заинтересовано в прогрессе жизненных и поведенческих  установок россиян.
    Начинать решение проблемы бедности в надо с того, чтобы государство помогало бедным зарабатывать себе на жизнь. Для этого необходимо поддерживать развитие малого бизнеса; создавать крупные государственные проекты, в которых могут быть задействованы ныне безработные граждане; создание временных рабочих мест. Возможно множество других вариантов решения данного вопроса, но основой будет являться именно государственное стимулирование желания работать у населения.
    Так же нельзя забывать о гражданах из уязвимых групп, таких как инвалиды, престарелые, многодетные семьи  и т.д. Учитывая то, что данные группы населения не могут обеспечить себя самостоятельно в виду различных  причин, то для преодоления бедности им необходима мощная поддержка государства, выраженная в различных пособиях, льготах и другой материальной поддержке. Так же помощью для данных категорий  населения могло бы оказаться  создание рабочих мест, где они  бы могли реализовать себя в меру своих ограниченных возможностей.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.