Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Способы регуляции, коррекции и разрешения конфликтов в социально-педагогической работе

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 22.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего  проф. образования
Оренбургский  государственный  педагогический университет 

Факультет социальной педагогики             
Кафедра  социальной педагогики   
 
 
 

Курсовая  работа по теме:
Способы регуляции, коррекции и разрешения конфликтов в социально-педагогической работе. 
 

      Подготовила:
Студентка VI курса вечернего отделения
 Гончарова  Анастасия  
 
 

Проверила:
д.п.н., профессор  Жданова С.Н 
 
 
 

Оренбург
2010
СОДЕРДАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕММЫ РЕГУЛЯЦИИ КОРРЕКЦИИ И РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЕ.
      Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме………………………………………..…………………………….
      Характеристика конфликта в условиях учебной деятельности, его содержание……………………………………………………………………….
      Специфика урегулирования, коррекции  и разрешения педагогических конфликтов……………………………………………………………………
ГЛАВА II . ОПЫТНО – ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДОВ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ.
2.1 Характеристика программы  ___________  разрешения конфликтов………
2.2 Исследование конфликтной ситуации в школе, выявление причин конфликтов………………………………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………….
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………..   
 
 
 
 
 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ
        Конфликт для современных рыночных отношений стал естественным состоянием, пронизывающим все сферы общества. Конфликты сопровождают человека на всем протяжении его жизни и касаются различных ее сторон.                                    В моменты общественных катаклизмов мы отмечаем нарастание ожесточения, зависти, нетерпимости друг к другу. Это связано с исчезновением многих системы запретов, специфике воспитания в современной семье, строгого соблюдения законов, агрессии. Что в свою очередь приводит  к резкому увеличению конфликтов школьников как между собой, так и с педагогами.                                                                                                 
      Агрессивность – помеха при формировании отношений, морали, общественной деятельности людей. Административными мерами данную проблему не решить.                   
      Сейчас, как никогда, важно с детских  лет воспитывать у детей внимательное отношение к окружающим, подготавливать их к доброжелательному отношению к людям, учить сотрудничеству. Нужно вовремя выявлять конфликты и учить правильно выходить из них. Без чего не возможна успешная интеграция в общество – это обуславливает актуальность нашей проблемы.                                
      Для решения этих    задач педагогу необходимо уметь предупреждать и разрешать конфликтные ситуации, так как проблема взаимодействия участников педагогического процесса приобретает все большую остроту для современной школы.
      В многочисленных публикациях о проблемах  современной школы часто отмечается, что главная ее беда – это отсутствие у педагога интереса к личности ребенка, нежелание и неумение познать  его внутренний мир, отсюда и конфликты  между педагогами и учениками, школой и семьей. В этом прежде всего проявляется не столько нежелания учителей, сколько их неумение, беспомощность в разрешение многих конфликтов.
      Цель исследования: изучить способы регуляции, коррекции и разрешения конфликтов в социально-педагогической работе.
      Объект исследования: деятельность социального педагога.
      Предмет исследования: конфликт и способы его регуляции.
      Задачи  исследования:
1.   Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме.
2.  Рассмотреть особенности конфликта в учебной деятельности.
3. Рассмотреть  специфику урегулирования и коррекции  педагогических конфликтов.
4. Исследовать конфликтную ситуацию в школе, выявить причины конфликтов.
База  исследования: МОУ СОШ №76 г. Оренбурга 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕММЫ РЕГУЛЯЦИИ КОРРЕКЦИИ И РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЕ. 

      Анализ  психолого-педагогической литературы по проблемме.
 
     Разработкой конфликтологических концепций  занимались Н. Гришина, Л. Сулимова, Д.Шапиро, А.Я.Анцупов и А.И.Шипилов, Светлов В. А., Дмитриев А.В, Мудрик А. В. 3. Фрейд, А. Адлер, Д. Доллард, Л. Берковитц, Н. Миллер, К. Хорни, Гришина Н.В., Э. Фромм, К. Левин,  Д. Креч, Л. Линдсей Ф.,  Хайдер, Ершов А.А и многие другие.
    В социологии в конце 50-х годов XX века Конфликтология выделилась как относительно самостоятельное направление и изначально получила название «социология конфликта».  По мнению, академические разработки в области теории конфликта традиционно ограничивались созданием «объясняющих» концепций и сегодня основная задача состоит в переходе к созданию «техники» разрешения конфликтов.(21,с.12). Направление теории анализа и разрешения конфликтов, интенсивно развиваемое петербургским исследователем В. А. Светловым с начала нынешнего столетия[2].
( 2. См.: Светлов В. А. Аналитика  конфликта. СПб., «Росток», 2001. Его  же. Управление конфликтом. СПб., «Росток», 2003. Его же. Конфликт: модели, решения, менеджмент, СПб., «Питер», 2005. Его же. Введение в единую теорию анализа и разрешения конфликтов (в печати). Представление о возможностях использования данной концепции вы также можете получить на страницах научно-образовательного портала «Аналитика конфликта») 
 

Дмитриев  А.В. Социальный конфликт: общее и  особенное. М.: Гардарики, 2002. 
 

Существуют  различные точки зрения в определении  понятия конфликт.
К.К. Платонов и В.Г. Казаков определяют конфликт как осознанное противоречие между общающимися личностями, которое сопровождается попытками его разрешения на фоне эмоциональных отношений [2].
(2. Бородкин Ф.М. Внимание, конфликт!»-  Новосибирск, 1989;)
А.А. Ершов  определяет конфликт как действие противоположных, несовместимых в данной ситуации мотивов, интересов, типов поведения [10]. 
 

10. Ершов А.А. Личность и коллектив.- Л., 1976;
Н.В. Гришина  рассматривает конфликт как осознанное препятствие в достижении целей  совместной деятельности, как реакцию на почве несовместимости характеров, несходства культурных основ и потребностей [4].4. Гришина Н.В. Закономерности возникновения межличностных производственных конфликтов.- Л., 1978;
Д.П. Кайдалов и Е.И. Суименко называют конфликтом столкновение интересов, взглядов, установок, стремлений личности [12].
12. Ковалев А.Г. Коллектив и социально-психологические  проблемы руководства.- М., 1975;
     Конфликт  — форма социального взаимодействия между двумя или более субъектами (субъекты могут быть представлены индивидом/группой/самим собой — в случае внутреннего конфликта), возникающий по причине несовпадения желаний, интересов, ценностей или восприятия.
     Педагогический  контекст рассмотрения конфликта имеет  особое значение для школьной практики. Конфликт между учителем и учеником (или группой, коллективом), ученика с другими детьми так же, как и педагога с коллегами, всегда имеет в своей основе противоречие, выступающее условием всякого развития. 

     Социально-педагогический подход к решению проблемы заключается в оказании помощи молодым людям в преодолении жизненных трудностей и конфликтов в процессе самоопределения и самореализации, поскольку «деятельность социального педагога проявляется в выраженной педагогизации» и гармонизации взаимоотношений в социуме.(52, с.93)
    Пак Л.Г.Специфика социально-педагогической исследовательской работы студента: учебно-методическое пособие / Л.Г.Пак; Мин-во образования и науки РФ; Оренбург.гос.пед.ун-т. – Оренбург:Изд-во ОГПУ, 2006. -106с.
 
  Исследователи подчеркивают, что желательно сочетать такие формы организации межгруппового и межличностного взаимодействия, когда неудача в одной сфере жизнедеятельности может быть компенсирована ее успешностью в другой. Это позволит использовать так называемую стратегию социального творчества.[мудрик с.79 ]
      Стратегия социального творчества во взаимодействии проявляется в пересмотре, переоценке критериев сравнения (школьный класс, не имеющий приоритета в успеваемости, пытается повысить групповую самооценку за счет спортивных достижений, оригинальных увлечений и пр.); прямом изменении оценок основания сравнения от минуса к плюсу (группа школьников может считать доблестью нарушение дисциплины); выборе для сравнения группы с более низким статусом (А.С. Агеев).
      Также многие исследователи говорят о том, что для предотвращения конфликтов необходимо учить взаимодействовать детей между собой и с педагогами. [ мудрик]
     Под обучением взаимодействию понимается формирование и развитие у человека интеллектуальной, психической и социальной готовности к эффективному участию во взаимодействии и освоение им способов практической реализации этой готовности.
    А та как оптимальным периодом подготовки к взаимодействию является детство, когда человек наиболее восприимчив к обучению и обладает настоятельной потребностью взаимодействовать с окружающими.
  Подготовка  к взаимодействию может вестись  в воспитательной организации несколькими путями:
      Во-первых, и главным образом, в процессе организации взаимодействия в ее быту и жизнедеятельности. Обучение при этом происходит с помощью соответствующего инструктирования руководителем о том, как целесообразно и эффективно взаимодействовать в том или ином случае, а также в ходе планирования, подготовки, реализации и анализа тех или иных дел и ситуаций, в которых сотрудничают члены организации.
      Во-вторых, в ходе специально создаваемых ситуаций в жизни организации и первичных  коллективов, которые предполагают взаимодействие.
      В-третьих, с помощью различного рода тренингов, игр и этюдов, органично включенных в жизнь организации.
      Существенную  помощь социальному педагогу может  оказать прогнозирование ответных реакций и действий учеников в  конфликтных ситуациях. На это указывали  многие педагоги-исследователи (Б.С.Гершунский, В.И.Загвязинский, Н.Н.Лобанова, М.И.Поташник, М.М.Рыбакова, Л.Ф.Спирин и др.). Так, М.М.Поташник рекомендует либо вынужденно примеряться, приспосабливаться к ситуации, либо сознательно и целенаправленно влиять на нее, т.е. творить новое. 
 
          М.М.Рыбакова предлагает учитывать ответные реакции учащихся в конфликтных ситуаций следующим образом:

      1. описание возникшей ситуации, конфликта, поступка (участники, причина и место возникновения, деятельность участников и т.д.); 
          2. возрастные и индивидуальные особенности участников конфликтной ситуации; ситуация глазами ученика и учителя; личностная позиция учителя в возникшей ситуации, реальные цели учителя при взаимодействии с учеником;

      3. новая информация об учениках, оказавшихся в ситуации;
      4. варианты погашения, предупреждения и разрешения ситуации, корректировка поведения учащихся;
      5. выбор средств и приемов педагогического воздействия и определение конкретных участников реализации поставленных целей в настоящее время и на перспективу. 

    Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы по проблеме регуляции, коррекции и развития конфликтов в социально-педагогической работе показал, что выбранная нами тема исследования имеет более или менее теоретическое обоснования, хотя ряд вопросов остается неразрешенным.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1.2 Конфликт в условиях учебной деятельности, его содержание, типы и способы протекания. 

      Для школы характерны разного рода конфликты. Педагогическая сфера представляет собой совокупность всех видов целенаправленного  формирования личности, а ее сутью  является деятельность по передаче и освоению социального опыта. Поэтому именно здесь необходимы благоприятные социально-психологические условия, обеспечивающие душевный комфорт педагогу, ученику и родителям.
      В сфере народного образования  принято выделять четыре субъекта деятельности: ученик, учитель, родители и администратор. В зависимости от того, какие субъекты вступают во взаимодействие, можно выделить следующие виды конфликтов: ученик – ученик; ученик – учитель; ученик – родители; ученик – администратор; учитель – учитель; учитель – родители; учитель – администратор; родители – родители; родители – администратор; администратор – администратор.  

Причины возникновения конфликтов:
1.  «Позиционный дефицит». Невозможность одновременного исполнения одной роли или функции несколькими субъектами, что ставит их в отношение состязательности.
2.  «Дефицит источников». Разные представления о ценностях, в результате чего несколько человек одновременно не могут удовлетворить свои притязания в полной мере.
3.  Формирование агрессивных реакций человека.
4.  Ограниченность в ресурсах; различия в уровне образования, манерах поведения, жизненном опыте.
5.  Низкий уровень коммуникации.
6.  Низкая культура поведения.   
 Очень  важно определить причины конфликта,  так как зная причины возникновения того или иного конфликта, легче предпринять конкретные шаги по его предотвращению. Большое влияние на конфликтное поведение школьников оказывает личность учителя:
    Во-первых, стиль взаимодействия учителя с  другими учениками служит примером для воспроизводства во взаимоотношениях со сверстниками. Личностный стиль общения и педагогическая тактика “сотрудничество обусловливают наиболее бесконфликтные отношения детей друг с другом.
    Во-вторых, учитель обязан вмешиваться в  конфликты учеников, регулировать их. Степень вмешательства зависит от сложности конфликта. Положительное влияние оказывает вовлечение конфликтующих в совместную деятельность, участие в разрешении конфликта других учеников, особенно лидеров класса, и т.д.
    По  мнению М.М. Рыбаковой, среди конфликтов между учителем и учеником выделяются следующие конфликты:
    деятельности, возникающие по поводу успеваемости ученика, выполнения им внеучебных заданий;
    поведения (поступков), возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе и вне ее;
    отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей.
    Говоря  иначе, конфликт — ситуация, когда  два или более субъекта взаимодействует  таким образом, что шаг вперед в удовлетворении интересов, восприятия, ценностей или желаний одного из них означает шаг назад для другого или других.
      Типологическое  подразделение конфликтов:
    "подлинный" — когда столкновение интересов существует объективно, осознается участниками и не зависит от какого-л. легко изменяющегося фактора;
    "случайный или условный" — когда конфликтные отношения возникают в силу случайных, легко поддающихся изменению обстоятельств, что не осознается их участниками. Такие отношения могут быть прекращены в случае осознания реально имеющихся альтернатив;
    "смещенный" — когда воспринимаемые причины конфликта лишь косвенно связанны с объективными причинами, лежащими в его основе. Такой конфликт может быть выражением истинных конфликтных отношений, но в какой-л. символической форме;
    "неверно приписанный" — когда конфликтные отношения приписываются не тем сторонам, между которыми разыгрывается действительный конфликт. Это делается либо преднамеренно с целью спровоцировать столкновение в группе противника, "затушевывая" тем самым конфликт между его истинными участниками, либо непреднамеренно, в силу отсутствия действительно истинной информации о существующем конфликте;
    "скрытый" — когда конфликтные отношения в силу объективных причин должны иметь место, но не актуализируются;
    "ложный" — конфликт, не имеющий объективных оснований и возникающий в результате ложных представлений или недоразумений.
 
     Следует различать понятия "конфликт" и "конфликтная ситуация", разница  между ними очень существенна.
     Конфликтная ситуация — такое совмещение человеческих интересов, которое создает почву для реального противоборства между социальными субъектами. Главная черта — возникновение предмета конфликта, но пока отсутствие открытой активной борьбы.
     То  есть в процессе развития столкновения конфликтная ситуация всегда предшествует конфликту, является его основой. 

Выделяют четыре вида конфликтов:
    внутриличностный, отражающий борьбу примерно равных по силе мотивов, влечений, интересов личности;
    межличностный, характеризующийся тем, что действующие лица стремятся реализовать в своей жизнедеятельности взаимоисключающие цели;
    межгрупповой, отличающийся тем, что конфликтующими сторонами выступают социальные группировки, преследующие несовместимые цели и препятствующие друг другу на пути их осуществления;
    личностно-групповой возникает в случае несоответствия поведения личности групповым нормам и ожиданиям.
В динамике развития конфликта существует ряд стадий:
1. Предполагающая стадия - связана с появлением условий, при которых может возникнуть столкновение интересов. К этим условиям относятся: а) длительное бесконфликтное состояние коллектива или группы, когда все себя считают свободными, не несут никакой ответственности перед другими, рано или поздно возникает желание искать виновных; каждый считает себя правой стороной, обиженной несправедливо, то порождает конфликт; бесконфликтное развитие чревато конфликтами; б) постоянное переутомление, вызванное перегрузками, которые ведут к стрессам, нервозности, возбудимости, неадекватной реакции на самые простые и безобидные вещи; в) инфорационно-сенсорный голод, недостаток жизненно важной информации, длительное отсутствие ярких, сильных впечатлений; в основе всего этого лежит эмоциональная перенасыщенность будничной повседневностью. Отсутствие необходимой информации в широких общественных масштабах провоцирует появление слухов, домыслов, порождает тревогу (у подростков - увлечение рок-музыкой, как наркотиками); г) разные способности, возможности, условия жизни - все это ведет к зависти к преуспевающему, способному человеку. Главное, чтобы в любом классе, коллективе, группе никто не чувствовал себя обделенным, "человеком второго сорта"; д) стиль организации жизни и управления коллективом.
2. Стадия зарождения конфликта - столкновение интересов различных групп или отдельных людей. Оно возможно в трех основных формах: а) принципиальное столкновение, когда удовлетворение одних может быть реализовано определенно только за счет ущемления интересов других; б) столкновение интересов, которое затрагивает лишь форму отношений между людьми, но не задевает серьезно их материальных, духовных и других потребностей; в) возникает представление о столкновении интересов, но это мнимое, кажущееся столкновение, не задевающее интересов людей, членов коллектива.
3. Стадия созревания конфликта - столкновение интересов становится неизбежным. На этой стадии формируется психологическая установка участников развивающегося конфликта, т.е. не осознаваемая готовность действовать тем или иным образом, чтобы снять источники дискомфортного состояния. Состояние психологического напряжения побуждает к "атаке" или к "отступлению" от источника неприятных переживаний. Окружающие люди могут догадываться о зреющем конфликте быстрее, чем его участники, у них более независимые наблюдения, более свободные от субъективных оценок суждения. О созревании конфликта может свидетельствовать и психологическая атмосфера коллектива, группы.
4. Стадия осознания конфликта - конфликтующие стороны начинают осознавать, а не только чувствовать столкновение интересов. Здесь возможен ряд вариантов: а) оба участника приходят к выводу о нецелесообразности конфликтующих отношений и готовы отказаться от взаимных претензий; б) один из участников понимает неизбежность конфликта и взвесив все обстоятельства, готов уступить; другой участник идет на дальнейшее обострение; рассматривает уступчивость др. стороны как слабость; в) оба участника приходят к выводу о непримиримости противоречий и начинают мобилизацию сил для решения конфликта в свою пользу.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3 Специфика урегулирования, коррекции  и  разрешения педагогических  конфликтов. 

      В психолого-педагогической литературе даётся обширная характеристика способам и технологиям разрешения конфликтов
Разрешить конфликт - это значит:
-Устранить  конфликтную ситуацию
-Исчерпать инцидент.
-Вторая  формула конфликта
- Сумма  двух (или более) конфликтных ситуаций  приводит к конфликту.
При этом конфликтные ситуации являются независимыми, не вытекающими одна из др. данная формула  дополняет первую, в соответствии с которой каждая из конфликтных ситуаций своим проявлением играет роль инцидента для других. Разрешить конфликт по этой формуле - значит устранить каждую из конфликтных ситуаций
Конфликты среди учеников происходят довольно часто и, по мнению учителей, «являются обычным делом для школы» [14].
    Кон И. Молодежь и общество // Магистр, 1992. Январь. С. 3.
    Чтобы спрогнозировать конфликт, надо сначала  разобраться, имеется ли проблема, которая  возникает в тех случаях, когда  есть противоречие, рассогласование  чего-то с чем-то. Далее устанавливается направление развития конфликтной ситуации. Затем определяется состав участников конфликта, где особое внимание уделено их мотивам, ценностным ориентациям, отличительным особенностям и манерам поведения. Наконец, анализируется содержание инцидента.
Существуют  сигналы, предупреждающие конфликт. Среди них:
    - кризис (в ходе кризиса обычные нормы поведения теряют силу, и человек становится способным на крайности – в своем воображении, иногда на самом деле);
    - недоразумение (вызывается тем, что какая-то ситуация связана с эмоциональной напряженностью одного из участников, что приводит к искажению восприятия);
    - инциденты (какая-то мелочь может вызвать временное волнение или раздражение, но это очень быстро проходит);
    - напряжение (состояние, которое искажает восприятие другого человека и поступков его действий, чувства изменяются к худшему, взаимоотношения становятся источником непрерывного беспокойства, очень часто любое недоразумение может перерасти в конфликт);
    - дискомфорт (интуитивное ощущение волнение, страх, которые трудно выразить словами).
        Мы рассмотрели специфику урегулирования педагогических конфликтов. Реально возникающий конфликт между педагогом и учеником можно проанализировать на трех уровнях:
    с точки зрения объективных особенностей организации учебно-воспитательного процесса в школе;
    с точки зрения социально-психологических особенностей класса, педагогического коллектива, конкретных межличностных отношений учителя и ученика;
    с точки зрения возрастных, половых, индивидуально-психологических особенностей его участников.
Процедура урегулирования конфликтов выглядит следующим  образом:
    воспринимать ситуацию такой, какая она на самом деле;
    не делать поспешных выводов;
    при обсуждении следует анализировать мнения противоположных сторон, избегать взаимных обвинений;
    научиться ставить себя на место другой стороны;
    не давать конфликту разрастись;
    проблемы должны решаться теми, кто их создал;
    уважительно относиться к людям, с которыми общаешься;
    всегда искать компромисс;
    преодолеть конфликт может общая деятельность и постоянная коммуникация между общающимися;
    главная проблема разрешения конфликта - "что делать?"
Учет  индивидуальных особенностей подростков учителем делает отношения в классе более продуктивными и более  эмоциональными. Речь идет не о традиционных отрицательных эмоциях, а о высоких чувствах.
Тактики взаимодействия третьей стороны  с участниками при урегулировании конфликта:
    1. Тактика поочередного выслушивания на совместной встрече применяется для уяснения ситуации и выслушивания предложений в период острого конфликта, когда разъединение сторон невозможно.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.