На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Философия и мировоззрение

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 22.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     
 
ИНСТИТУТ  «ЕВРОПЕЙСКАЯ БИЗНЕС-ШКОЛА  «КАЛИНИНГРАД» 
 
 
Философия
Наименование  дисциплины 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

по теме: 

«Философия  и мировоззрение» 
 
 

Преподаватель: Темнюк Николай Александрович
                                                                            ФИО 

Выполнил: студент уч.гр. 10-ЗЭ
Борисова  К.Б.
                                                                                                                                         ФИО 

                                                                  Сдана на проверку: «___»__________ 200__ г.
                                                                 Допущен к защите: «___»__________ 200__ г. 

                                                           На доработку:  «___»______________ 200__ г.
После доработки: «___»________________ 200__ г. 
 

Оценка  письменной части: «________»  «___»_____________ 200_ г.
Дата  защиты: «___»_____________ 200__ г.
Оценка устной части: «_________» «____»_______________ 200__ г.  
 
 
 
 

Калининград 2011
 
     Содержание 

     Введение
     1. Мировоззрение………………………………………………………..…3
        1.2. Понятие и структура  мировоззрения………………………………3
        1.3. Характеристика  основных типов мировоззрения………………...7
     3. Связь философии и мировоззрения,  их общность и отличие……….10
     4. Своеобразие философского мировоззрения………………………….14
     Заключение………………………………………………………………. 21
     Список  литературы……………………………………………………….22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Исходя  из характера решаемых в философии  вопросов, говорят, что она на протяжении всей человеческой истории выполняла и выполняет сейчас две особо важные для каждого человека функции: во-первых, мировоззренческую, проявляющуюся в том, что результатом всякого философствования является осознание оснований человеческой жизни, ее цели и смысла; и, во-вторых, методологическую, состоящую в том, что философами были выявлены основания и нормы одного из главных видов деятельности - познавательной.
     Философия – мировоззренческое знание. Это  ее специфическое отличие. В целом, философия и мировоззрение не совпадают полностью. Понятие "мировоззрение" шире, чем понятие "философия". Философия – лишь один из исторических типов мировоззрения, которому предшествовали и первоначально развивались параллельно – мифологический и религиозный типы мировоззрения.
     Актуальность  данной темы состоит в том, что философия представляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью.
     Цель  данной работы изучить и проанализировать специфику связи философии и  мировоззрения. Исходя из поставленной цели, ставлю перед собой следующие задачи:
    Определить понятие мировоззрения;
    Обозначить связь мировоззрения с философией;
    Определить специфику философского мировоззрения.
 
 
 
 
 
     1. Мировоззрение
     1.1. Понятие и структура
     По  мере становления и развития человека и общества росла потребность разобраться в окружающем мире, раскрыть его «тайны». Индивида всегда интересовали вопросы о том, как устроен мир, каково место в нем человека, является ли человек творцом своей судьбы,  может ли стать повелителем тех сил, в борьбе с которыми приходится утверждать свое существование, можно ли достичь счастья, в чем смысл человеческого существования и многое другое. При анализе такого рода вопросов от общих рассуждений разум неизбежно переходит к конкретным измерениям человеческого бытия: как строить свое отношение к природе, обществу, друг к другу, какими знаниями и ценностями руководствоваться?  Ответы на эти и другие вопросы дает мировоззрение, формирующееся в культуре.
     Понятие «мировоззрение» неотделимо от понятия «человек». Мировоззрение – способ духовной ориентации человека в окружающей действительности, определенный взгляд на мир. Это система наиболее общих представлений и знаний о мире и месте человека в нем, ценностях и убеждениях личности. Комплекс таких представлений необходим индивиду для организации его деятельности, поведения, общения, для самоутверждения, определения линии жизни и стратегии поведения.
     Мировоззрение – это далеко не все взгляды  и представления об окружающем мире, а только их предельное обобщение. Содержание мировоззрения группируется вокруг того или иного решения основного вопроса философии. В качестве субъекта мировоззрения реально выступают группа и личность.
     Мировоззрение является ядром общественного и  индивидуального сознания. Выработка мировоззрения – существенный показатель зрелости не только личности, но и определенной социальной группы, общественного класса. По своей сущности мировоззрение – общественно-политический феномен, возникший с появлением человеческого общества.
     С помощью мировоззрения человек строит картину мира определенной эпохи или свою собственную. Мировоззрение – это комплексное воззрение о том, как вести себя в этом мире и по отношению к Пространству, и по отношению ко Времени. Мировоззрение – способ построения картины мира.
     Картина мира – это обобщенное знание о  строении, устройстве мира, закономерностях  его развития. Картина мира является исходным пунктом и результатом  деятельности мировоззрения.
     Картина мира задается человеку (или сообществу) извне (т.е. внешними условиями существования) сразу после рождения в «свернутом» виде,  а затем, в процессе реальной жизнедеятельности, на основе получаемого опыта жизни,  она дешифруется, корректируется и видоизменяется в соответствии с новыми объективными условиями и субъективными желаниями человека. Картина мира, таким образом, в определенной степени произвольна, а в определенной степени – обусловлена объективными обстоятельствами.
     Чем системней, шире и глубже мировоззрение, тем точнее картина мира, тем успешней жизнедеятельность личности  или сообщества людей, потому что точнее и адаптивней становится программа человеческой жизнедеятельности, т.е. ее мировоззренческая стратегия. Это – основная функция мировоззрения. Она называется методологической (метод – способ; логос – учение; функция исполнение), поскольку именно мировоззрение личности или общества определяет какие именно способы будут использоваться для достижения жизненной цели.
     При изучении мировоззрения выделяют также  ступени мировоззренческого освоения мира: «мироощущение», «мировосприятие», «миропонимание».
     Мироощущение — первая ступень мировоззренческого становления человека, представляющая собой чувственное осознание мира, когда мир дается человеку в форме образов, организующих индивидуальный опыт.
     Мировосприятие — вторая ступень, позволяющая видеть мир в единстве сторон, давать ему определенную интерпретацию. Мировосприятие может базироваться на различных основаниях, не обязательно теоретически обоснованных. Мировосприятие может быть  как положительно, так и негативно окрашенным (например, мировосприятие абсурдности, трагичности, потрясенности существования).
     Миропонимание — высшая ступень мировоззренческого освоения мира; развитое мировоззрение со сложными переплетениями многогранных отношений к действительности, с наиболее обобщенными синтезированными взглядами и представлениями о мире и человеке. В реальных измерениях мировоззрения эти ступени неразрывно связаны друг с другом, взаимно дополняют друг друга, образуя целостный образ мира и своего места в нем.
     Будучи  важной составной частью внутреннего  мира человека, мировоззрение имеет  сложную структуру.
     Мировоззрение человека непременно обнаруживает себя в различных феноменах его  духовной жизни и поведения: во взглядах, верованиях, убеждениях, поступках  и т.п. Но в них самих следует видеть лишь отдельные проявления более глубоких структур или слоев мировоззрения.
     Основной  структурообразующий элемент мировоззрения  – вопросы, которые возникают  перед человеком вместе с началом  его сознательной жизни:
      «О сущем» (что значить существовать и быть действительным или   реальным);
      «О должном» (что обладает высшей ценностью, т.е. является благом, а что ценностью не обладает или является «антиценностью»; к чему, в конечном счете, следует стремиться и чего избегать);
      «О реализации должного в сущем» (каким образом, какими путями можно достичь должного, короче - как жить в этом мире, руководствуясь избранными ценностями).
     Центральная проблема мировоззрения – вопрос о месте и назначении человека в мире. От ее решения зависят ответы на другие мировоззренческие вопросов. Хотя и они, в свою очередь, влияют на решение этой проблемы.
     Указанным группам мировоззренческих проблем-вопросов соответствуют познавательная, ценностная и программно-поведенческая подсистемы мировоззрения, в которых и происходит формирование взглядов, убеждений, жизненных стратегий. 

     1.2. Характеристика основных типов  мировоззрения 

     Исторически первым типом явилось мировоззрение, основанное на мифологии. Ощущение человеком  бытия, эмоциональное восприятие и  доступное ему понимание природы выражались в древних сказаниях о всесилии богов, подвигах героев, осуществляемое в метафорической, художественно-образной форме. При всем многообразии древних мифов (первобытное общество, древнеиндийские, древнекитайские, древнегреческие и т.д.) в них проявились сходные представления человека о мире, его устройстве и человеке.
     Мир здесь, как правило, представлялся  в виде хаоса, столкновения случайностей и действий демонических сил. Мифологическое сознание не фиксировало различий между естественным и сверхъестественным, между реальностью и воображением. Существенным является и то, что сознание людей первобытного общества было полностью равнодушно к обнаруживающимся в сказаниях противоречиям. В мифе слиты воедино мышление и действие, нравы и поэзия, знания и верования. Подобная целостность, синкретичность (нерасчлененность) мифологического сознания была исторически необходимым способом духовного освоения реальности.
     Обобщая сказанное, можно сделать вывод  о том, что мифологическое мировоззрение есть совокупность представлений о мире, основанных на фантазии и вере в сверхъестественные силы, их сходстве с проявлениями человеческой активности и человеческими отношениями. Такое уподобление природного мира миру человеческому получило название «антропоморфизма».
     По  мере дальнейшего развития общества мифологическое мировидение утрачивает прежнюю роль, хотя некоторые его  элементы могут воспроизводиться в  массовом сознании и в наши дни. Цивилизация  вызвала к жизни новые типы мировоззрения - религию и философию. Главные признаки религиозного мировоззрения – вера в сверхъестественные силы и существование двух миров (высшего - совершенного, горнего и низшего - несовершенного, земного).
     В отличие от мифологического, религиозное  мировоззрение только частично опирается на антропоморфные представления, ориентируя человека на осмысление своих отличий от природного мира и осознание своего единства с  человеческим родом.
     На  всех вышеназванных уровнях в  различной степени присутствует обыденное (житейское) мировоззрение, которое представляет собой совокупность воззрений на природную и социальную реальность, нормы и эталоны поведения человека, основанные на здравом смысле и повседневном опыте многих поколений в различных сферах своей жизнедеятельности.
       В отличие от мифологического и религиозного мировоззрения оно ограниченно, несистемно и неоднородно. Содержание обыденного мировоззрения варьируется в довольно широком диапазоне, отражая специфику образа жизни, опыта и интересов определенных социальных групп.
     Параллельно с обыденным формируется и  научное мировоззрение, которое  представляет собой систему представлений  о мире, его структурной организации, месте и роли в нем человека; эта система строится на основе научных  данных и развивается вместе с  развитием науки. Научное мировоззрение создает наиболее надежную общую основу для правильной ориентации человека в мире, в выборе направлений и средств его познания и преобразования.
     Все типы мировоззрений имеют свои плюсы  и минусы. Мифологическое и религиозное  мировоззрение по-своему, зачастую стихийно, осуществляют связь поколений, закрепляют и передают систему социальных ценностей, идеалов и норм поведения. Вместе с тем, действительность воспринимается в них в иллюзорном, искаженном виде, противореча данным науки. Научное мировоззрение опирается на рациональное осмысление мира, не допуская интуитвного, иррационального понимания мира, и оно также не в полной мере может отразить и описать существующую реальность и рассмотреть все проблемы, связанные с пониманием человеком мира.
     На  основе мифологического и религиозного мировоззрений, а так же основ  научных знаний складываются культурно-исторические предпосылки генезиса философского мышления. Философское мировоззрение  возникло из потребности рационального  и иррационального объяснения мира. Оно является исторически первой формой теоретического мышления. Объединяет и дополняет все недостающие моменты предшествующих типов мировоззрений.
     Философское мировоззрение является наиболее общим: оно касается отношения человека к миру, а все явления рассматривает с точки зрения не столько содержательных характеристик, сколько с позиции ценности их непосредственно для человека. Для данного типа мировоззрения характерно стремление выработать универсальные теоретические понятия (категории) и принципы и на их основе дать сущностный анализ действительности, выявить предельные, всеобщие основания, закономерности существования и развития человеческой культуры.
     Философия может быть и религиозной, и атеистической, – в зависимости от того, каким исходным мировоззренческим тезисом она руководствуется при построении своей системы. Но основной особенностью философского мировоззрения является его критичность по отношению даже к собственным исходным тезисам.
     Философское мировоззрение выступает в понятийной, категориальной форме, в той или иной мере опираясь на достижения наук о природе и обществе и обладая определенной мерой логической доказательности.
     Основные  черты философского мировоззрения:
    ? концептуальная обоснованность;
    ? систематичность;
    ? универсальность;
    ? критичность.
     Несмотря  на свою максимальную критичность и  научность, философия чрезвычайно  близка и к обыденному, и к религиозному и даже к мифологическому мировоззрению, ибо так же как и они, она  выбирает направление своей деятельности весьма произвольно.
      
     2. Связь философии и мировоззрения, их общность и отличие 

     Человек живет, осмысливая себя и окружающую действительность. Он познает и оценивает  мир, вырабатывая осознанное отношение  к нему, определяет свои возможности  и место в мире, создает собственные программы действия.
     Происхождение философии как особой интеллектуальной деятельности и формы знания относится  к концу VII - началу VI вв. до н. э. Событие  это происходит исторически независимо и одновременно в трех регионах Земли  — Индии, Китае и Древней Греции, причем философские традиции, берущие начало в трех названных культурных центрах, оказались чрезвычайно важными.
     Философия составляет теоретическую основу мировоззрения, или его теоретическое ядро, вокруг которого образовалось своего рода духовное облако обобщенных обыденных взглядов житейской мудрости, что составляет жизненно важный уровень мировоззрения.
     Однако  это вовсе не означает, что всякое мировоззрение является также философией. Понятие «мировоззрение» шире понятия  «философия». Это означает, что первое включает в себя второе. Подобно тому, как понятие «плод» подразумевает, например, не только яблоко, но и грушу, вишню и т. д., так и понятие «мировоззрение» нельзя свести только к философии. Оно включает в себя и другие виды мировоззрения – мифологическое, художественное, религиозное и т. д.
     Философия - это такая форма общественного  и индивидуального сознания, которая  постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение, скажем, на житейском уровне здравого смысла, наличествующего у человека, порой даже не умеющего ни писать, ни читать.
     В целом мировоззрение можно было бы определить следующим образом: это  обобщенная система взглядов человека (и общества) на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни и деятельности, судеб человечества; совокупность обобщенных научных, философских, социально-политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентации, верований, убеждений и идеалов людей.
     В зависимости от того, как решается вопрос о соотношении духа и материи, мировоззрение может быть идеалистическим  или материалистическим, религиозным  или атеистическим.
     Материализм есть философское воззрение, признающее субстанцией, сущностной основой бытия материю. Согласно материализму, мир есть движущаяся материя. Духовное же начало, сознание есть свойство высокоорганизованной материи - мозга.
     Идеализм  есть философское мировоззрение, согласно которому истинное бытие принадлежит  не материи, а духовному началу - разуму, воле. Материальное и духовное – это единое сущее. Вне этого принципа мы не можем понять смысл сущего, его регулятивные принципы, объективную целесообразность и гармонию в мироздании. В рамках только материализма мы в принципе не в состоянии ответить на вопрос: кто в универсуме так мудро формообразует все и вся и осуществляет регулятивную функцию.
     Материализм несовместим с признанием объективной целесообразности в мире, а это неоспоримый факт в бытии сущего.
     С нравственно-психологической точки  зрения мировоззрение может характеризоваться  как оптимистическое или пессимистическое.
     В практике общения, в литературе понятие  мировоззрения употребляется и в более узком смысле, например, говорят: "философское мировоззрение", "политическое мировоззрение" или "художественное мировоззрение", или даже в еще более узком понимании - "врачебное мировоззрение", "физическое мировоззрение" и т.п.
     Итак, обобщенная система представлений о мире и о себе, ценностных ориентаций и волевых побуждений, определяющая жизненную позицию субъекта, называется мировоззрением.
     Мировоззрение и философия есть результат отражения  мира, но глубина этого отражения  может быть различной. Первый элементарный вид отражения происходит на уровне ощущений. Применительно к мировоззрению он связан с мироощущением или миросозерцанием. Здесь фиксируются лишь отдельные, внешние проявления бытия, мир явлений, а не сущностей.
     Следующие по глубине уровни отражения в этом плане – мировосприятие и миропредставление. Здесь создается уже цельная картина мира, обозначается взаимосвязь процессов и явлений, происходит фиксация их тождества и различия. Однако на этом уровне мировоззрение ограничено больше чувственным опытом, нежели рациональным мышлением, здесь чувства и рассудок еще преобладают над разумом. И только тогда, когда происходит отражение посредством понятий, формируется мировоззрение, способное вскрыть закономерности и сущность явлений и процессов.
     Понятийное  отражение – это самый глубинный  уровень отражения, связанный с  абстрактным мышлением и теоретическим  познанием. Мировоззрение на этом уровне можно назвать миропониманием. Именно его и представляет философия.
     Таким образом, философия – это высший уровень и вид мировоззрения, это теоретически оформленное, системно-рациональное мировоззрение. Она по самой своей сути призвана вскрывать рациональный смысл и всеобщие закономерности существования и развития мира и человека.
     Отметим еще один – исторический аспект разграничения философии и мировоззрения. Речь идет о том, что философия – это самый поздний в историческом плане вид мировоззрения, возникший после мифа и религии.
     В связи с этим следует сказать, что общество уже обходилось и, вообще говоря, может обойтись и без основанной на разуме и мышлении философии, но тогда на ее место автоматически заступает мировоззрение, представляющее или мифологическое мироощущение, или религиозное миропредставление, основанное на вере в сверхъестественные силы. История дает этому самые убедительные доказательства.
     Итоговое  определение соотношения философии  и мировоззрения можно сформулировать так: философия - это система основополагающих идей в составе мировоззрения  человека и общества.  

     3. Своеобразие философского мировоззрения 

     Достаточно  часто философию определяют как  систему воззрений, которая должна найти себе подтверждение в жизненном  опыте и проявить себя в реальных науках. И действительно, именно в  том, что философия есть рациональное, научно обоснованное мировоззрение, усматривают её сущность многие исследователи. Но если суть философии в том, что она есть мировоззрение, то как следует понимать последнее?
     Мировоззрение традиционно понимается как система  взглядов на мир в целом. При этом понятие ''мир в целом'' включает в себя мир сущного и должного, и Землю, и вселенную, и известные из физики микро-, макро- и мегамиры. Освальд Шпенглер, например, предлагает взглянуть на ''мир -  как - историю''. Его противоположность составляет ''мир - как - природа''. Можно ещё увидеть ''мир - как - действительность'', который включает в себя ''Я - как - возможность''.
     ''Мир  в целом'' не мыслится как нечто  завершённое, в котором всё  давно уже известно и пережито. Мир - это вечно длящаяся, становящаяся и изменяющаяся бесконечность, открытая и неравновесная система.
     Взгляды и воззрения на мир в целом, которые в приведённом определении  выступают в роли ключевого понятия, по их смысловой нагруженности есть нечто большее, нежели просто информация, нейтральная осведомлённость либо безличные сведения. Это и видение, и понимание, и отношение, и оценка - т.е. некий синтез, включающий в себя обобщённый образ реальности, помноженный на знание и позицию личности. При их формировании осуществляется некий отбор представлений, приоритетов и предпочтений.
     Когда взгляды сформированы под воздействием сложившихся норм, эталонов и стереотипов, нивелирующих своеобразие индивидуального  видения мира, такая ''система взглядов'' предстаёт как казённое или официально-идеологическое образование, весьма далёкое от мироощущения индивида. В нём личностный элемент оттеснён на второй план, хотя по логике вещей мировоззрение связано именно с личностно значимым способом мировосприятия.
     В чём же специфика философского мировоззрения, т.е. мировоззрения понятого в самом широком смысле слова? Хотелось бы думать, что философское мировоззрение представлено стройной, научно обоснованной совокупностью воззрений, определяющих жизненные позиции, программы поведения действия людей. От религиозной формы оно отличается тем, что строит общую картину мира посредством понятий, теорий, логических аргументов и доказательств, в то время как для религии характерен примат веры над разумом, логическая недоказуемость ''догматов''.
     Одним из наиболее важных структурных компонентов философского мировоззрения становится устойчивая научная картина мира. Она ответственна за достоверность предлагаемых знаний о закономерностях развития мира, задаёт ориентиры научных изысканий. В неё вписываются основные результаты научных исследований.
     Но  именно потому, что философия есть нечто большее, чем знание причин и отражение закономерностей  развития, а сам мир - это не лишённый смысла анонимный процесс, а арена  нашей жизнедеятельности, сфера, где  субъект может жить и творить, преследуя свои цели, сугубо важен деятельностный аспект мировоззрения.
     По  утверждению М. Хайдеггера, именно потому, что слово ''мировоззрение'' легко  перетолковать в том смысле, будто  речь идёт о бездеятельном разглядывании  мира, уже в 19 в. начали справедливо  подчёркивать, что мировоззренческая позиция означает в первую очередь жизненную позицию. Слово ''мировоззрение'' предполагает появление человека среди сущего в качестве субъекта, который поднял свою жизнь до командного положения, всеобщей точки отсчёта, который распознаёт меру и предписывает норму. Одновременно он вовлечён в жизненный процесс, соотнесён с ним и переживает его.
     Не  следует сбрасывать со счетов историчность мировоззрения, подчёркивающую конкретно-историческое видение мира и связанную с  тем, что каждый человек рождается и бытийствует в определённое историческое время в определённом историческом месте. Он помещён в лоно культурно-исторической традиции и во многом обусловлен приоритетом своей эпохи. Внимательный взор может прочитать в поступке и поведенческих реакциях каждого человека автограф духовной атмосферы своего века.
     Философское мировоззрение включает в себя и  характерологические особенности  этноса. Жизнь любого народа сопряжена  с определёнными идеалами и специфическими для его национальных предпочтений ориентациями. Названия ''греческая философия'', ''немецкая философия'' или ''русская философия'' не преследуют сугубо географической цели. Они свидетельствуют об особенностях интеллектуального мира, о стараниях национальной мысли овладеть измерениями универсума. Поэтому мировоззрение правомерно определять как проекцию человеческой жизнедеятельности на ось исторического времени.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.