На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Проблемы и перспективы совершенствования налоговой системы

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 22.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                                          ОГЛАВЛЕНИЕ
                                                                                                                                     С.
ВВЕДЕНИЕ                                                                                                                     3    Глава I Экономическая сущность налогов и основы налогообложения                   5
1.1 Налоги в экономической системе государства          5
1.2 Налоги как  экономическая категория 8
1.3 Элементы налога и способы их взимания 11
Глава II Налоговая система Российской Федерации 20
2.1 Налоговая  система и ее структура 20
2.2 Классификация  налогов 23
2.3 Налоговая  политика Российской Федерации 27
Глава III Проблемы и перспективы совершенствования налоговой системы 30
3.1 Анализ состояния современного налогообложения 30
3.2Основные проблемы налоговой системы 32
3.3 Предложения российских экономистов 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 40
ПРИЛОЖЕНИЕ А 42
 


ВВЕДЕНИЕ 

    В настоящее время налоги играют немалую роль в укреплении экономической позиции России. Налогам отводится важное место среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.
    В условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики, этим и определяется актуальность выбранной темы дипломной работы.
    В данной работе предпринята попытка  разобраться в действующей налоговой  системе России, выделить ее основные противоречия.
В соответствии с целью в работе поставлены и  решены следующие задачи:
    раскрыть функции налогов;
    классифицировать налоги в зависимости от характера их использования;
    рассмотрение существующей в настоящее время в России налоговой системы;
    выявить проблемы современной российской налоговой системы и указать пути ее совершенствования.
    Таким образом, объект данного исследования – налоговая система РФ. Предмет исследования – современное развитие налоговой системы России.
    В курсовой работе использован материал законодательства по налогообложению, статьи экономистов по проблематике, статистический материал. Все это мне позволило полно раскрыть тему работы.
 

      ГЛАВА I ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ И ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ 
       

1.1 Налоги  в экономической системе государства
    Общая теория налогов существует и эволюционирует в рамках финансовой науки, становление  которой как самостоятельной  отрасли знания относится к XIX в. Практика налогообложения складывалась под воздействием потребностей государства в доходах.
    Государство выражает интересы общества в различных  сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику - экономическую, финансовую, социальную, экологическую, демографическую и др. При этом в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта государственного регулирования социально-экономических процессов используются финансово-кредитный и ценовой механизмы.
    Финансово-бюджетная  система охватывает отношения по поводу формирования и использования финансовых ресурсов государства – бюджета и внебюджетных фондов. Она призвана обеспечивать эффективную реализацию социальной, экономической, оборонной и других функций государства. Важными «кровеносными артериями» финансово-бюджетной системы являются налоги.
    Налоги  возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и  появлением государства, которому требовались  средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды. « В налогах воплощено экономически выраженное существование государства», - справедливо подчеркивал К.Маркс1. В эпоху становления и развития капиталистических отношений значение налогов стало усиливаться: для содержания армии и флота, обеспечивающих завоевание новых территорий, - рынков сырья и сбыта готовой продукции, казне нужны были дополнительные средства.
_______________                                                                                                       1Маркс к., Энгельс Ф. Соч. Т. 41 с. 308.
      Изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налога. Взносы осуществляют  основные участники производства валового продукта:
    работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход;
    хозяйствующие субъекты, владельцы капитала, действующие в сфере предпринимательства.
    За  счет налоговых сборов, пошлин и  других платежей  формируются финансовые ресурсы государства. Экономическое содержание налогов выражается  взаимоотношениями хозяйствующих субъектов, граждан, с государством по поводу государственных доходов.
    По  своему содержанию на макроэкономическом уровне налог представляет собой долю производственного государством валового внутреннего продукта, перераспределяемую с целью реализации функций государства, в том числе: для финансирования социальных программ поддержки незащищенных слоев населения – детей, одиноких и многодетных матерей, пенсионеров, инвалидов; экономических программ, направленных на приоритетную поддержку отдельных отраслей экономики, предприятий; на содержание армии, служащих социальной сферы - здравоохранения, образования, управления, органов охраны правопорядка. В микроэкономическом аспекте налог - это изымаемая доля продукта, произведенного субъектом хозяйствования при осуществлении своей деятельности.
    В Налоговом кодексе РФ сказано, что под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц. Иными словами, налог основывается на принципах:
    обязательности уплаты налога всеми лицами, определенными в качестве субъектов налогообложения. В данном случае можно говорить и о принудительном характере налога;
    индивидуальности определения величины налога в отношении каждого налогоплательщика;
    безвозмездности уплачиваемых сумм, что означает отсутствие факта непосредственного предоставления налогоплательщику благ, продукции, прав, документов взамен уплачиваемой суммы налога;
    отчуждения доли денежных средств, принадлежащих организации или физическому лицу.
    Кроме того, особенностью налога является то, что он устанавливается и взимается государством или специально уполномоченными организациями в силу права верховенства, властных полномочий.
    В Налоговом кодексе РФ дается определение  понятия «сбор» - это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц. Уплата его является одним из условий совершения в отношении плательщика юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав на выдачу разрешений (лицензий). Главное отличие сбора от налога – отсутствие требования безвозмездности уплаты.
    Прочное вхождение налогов в повседневную жизнь общества заставило ученых задуматься над вопросами о сущности и природе налогов. Эволюция научных взглядов на природу и содержание налогов сопровождает развитие государства, расширение его функций. В период господства меркантилизма (XV – XVIвв) налоги рассматривались исключительно с позиций частной собственности. Их содержание сводилось к изъятию части дохода, поэтому налоги допускались лишь как экстраординарный случай. Взгляды той эпохи наиболее отражены в высказывании Фомы Аквинского о том, что налоги являются дозволенной формой грабежа.
    В XVII в. коренным образом меняются взгляды на экономическую природу налогов, их содержание. Государство оказывает определенные услуги: защиту от внешних врагов, охрану личной безопасности и имущества граждан. В обмен на эти услуги граждане платят налоги. В XVII – XVIII вв. все экономические теории рассматривали налоги как плату граждан за услуги, предоставляемые государством. Считалось, что уплата налогов представляет собой сделку обмена.
      Развитие  государства в XIX в. привело к тому, что оно перестало играть лишь роль «ночного сторожа». Государство производит разнообразные материальные и нематериальные ценности. Экономисты признали производительный характер государственных расходов. Немецкая экономическая школа выделила  отдельно экономическую функцию государства. Услуги, которые  производит государство и предоставляет своим гражданам, по природе своей являются общественными и неделимыми.
      Современное понимание природы налогов позволяет  выделить ряд характерных черт, которые отличают налоги от других видов финансовых платежей. К таким специфическим чертам можно отнести:
      Обязательный  характер. Любой налог изымает определенную часть дохода.
      Законодательный характер. Налоги - это законодательные платежи. Именно закон определяет, кто обязан уплачивать данный налог, по какой ставке и в какие сроки. Законодательный характер является важным отличием налогов от других видов принудительных финансовых платежей.
      Целевой характер проявляется в обеспечении потребностей государства и муниципальных образований в денежных ресурсах, направляемых на финансирование мероприятий, предусмотренных бюджетами различных уровней.
      Безэквивалентность.
     Перечисленные черты – это всего лишь внешние признаки, через которые раскрывается содержание налогов. Экономическая сущность гораздо глубже.  

      
      Налоги  как экономическая категория
     Налоги  можно отнести к основополагающим категориям рыночного хозяйства. Будучи экономической категорией, налоги представляют собой определенные производственные отношения. По своей сути налоги есть перераспределительные отношения, которые возникают между государством и налогоплательщиками.
     Совокупный  доход общества создается в рамках индивидуальных хозяйств, которые ведутся  экономически обособленными субъектами. Именно в процессе производства товаров, работ, услуг, а также в ходе действия механизма рыночной цены формируются доходы хозяйствующих субъектов. Государство может получать денежные средства, необходимые для осуществления своей деятельности, только через  изъятие части доходов, сформированных в рамках индивидуальных хозяйств.
     Таким образом, через налоги осуществляется перераспределение совокупного продукта общества между реальными его производителями и государством. Учитывая сложность современной экономики, уровень общественного разделения труда и многообразие применяемых видов налогов, можно сказать, что посредством налогов перераспределяется и ВВП. Цель указанного перераспределения одна- формирование доходной части бюджета государства.
     Обобщая вышесказанное, можно дать следующее  определение налогам как экономической  категории. Налоги по своей сути есть совокупность отношений, возникающих между государством и налогоплательщиками по поводу перераспределения ВВП (ВНП НД) в целях формирования централизованных денежных фондов государства.
     Любое экономическое явление имеет внешнюю форму своего проявления. Экономическая сущность налогов проявляется по-разному с точки зрения различных участников этих отношений. С позиции государства налоги представляют собой денежные доходы государства. С позиции налогоплательщика – это изъятие части его дохода. Причем изъятие принудительное и неэквивалентное. Из этого следует, что между участниками налоговых отношений неизбежно возникает объективное противоречие. Если государство заинтересовано в росте налогов, то налогоплательщик, наоборот, желает низких налогов, что позволяет ему максимизировать свой доход. Обе стороны прилагают большие усилия по защите своих экономических интересов.
     Необходимость учета фактической платежеспособности налогоплательщика, с одной стороны, и коллективных потребностей членов общества, на удовлетворение которых и взимается налог, с другой стороны, выражается в основных критериях налогообложения, которые могут быть определены как справедливость, эффективность и простота.
     Справедливость налогообложения требует создания условий, при которых плательщики с более высоким уровнем доходов, располагающие и увеличенной способностью к уплате налога, действительно уплачивают налог в больших суммах. Справедливость представляется в вертикальном - предполагает, что налог взимается в строгом соответствии с материальными возможностями конкретного лица и с увеличением дохода ставка налога может возрастать; горизонтальном –означает применение одинаковой налоговой ставки для лиц с одинаковыми доходами независимо от вида источника дохода.
     Критерий  эффективности означает, что налоговая система должна быть так структурирована, чтобы содействовать максимально возможному росту производства.
     Простота налогообложения выражается в легкости и доступности пониманию широких кругов налогоплательщиков методики расчета налогов и заполнения различных форм налоговой отчетности, в стабильности налогового законодательства и единстве применения налоговых правил и налоговой ответственности территории государства.
     Государство в целях защиты своих экономических  интересов организует налоговый контроль. Интересы государства по сбору налогов представляют и защищают специальные органы. В Российской Федерации – это Министерство РФ по налогам и сборам. Налоговый контроль должен быть всеохватывающим и строгим, а санкции к нарушителям налогового законодательства - достаточно жесткими.
     Налоги  имеют не только экономические, но и  правовые формы внешнего проявления. В силу того, что налоговые отношения затрагивают важнейшие экономические интересы их участников, они должны  быть законодательно закреплены. В современных государствах составной самостоятельной частью финансового права выступает налоговое право.
     Итоги анализа сложного экономического явления, которое носит название «налоги», представлены в таблице 1.
     Таблица 1- Налоги
Экономическая природа налогов Экономическая сущность налогов Внешние формы проявления налогов
Вид финансового  платежа с присущими отличительными чертами:
    Обязательность
    Законодательный характер
    Безэквивалентность
    Целевой характер
   
Экономическая категория. Совокупность  отношений между государством и налогоплательщиками по поводу перераспределения ВВП в целях формирования централизованных денежных фондов государства
экономические правовые
1.доходы  бюджета 2. Изъятие части  собственного дохода налогоплательщика
Нормы налогового права 
 
 
 
    1.3 Элементы налога, функции налога, принципы и методы налогообложения
     Степень реализации отдельных функций конкретного  налога определяется элементами налога. Налоговое законодательство Российской Федерации предусматривает обязательное наличие таких элементов налога, как субъект налога, объект налогообложения, налоговая база, единица обложения налога, налоговый период, налоговая ставка, источник налога, порядок исчисления налога и сроки уплаты налога.
    Субъект налога – это юридические и/или физические лица, на которые законодательством (НК РФ) возложена обязанность уплачивать налог (сбор). То есть, налогоплательщики.
    Объект  налогообложения   представляет собой предмет, действие, стоимостную или натуральную величину, на которые направлено действие налога. В соответствии с НК РФ объектом налогообложения могут выступать: операции по реализации товаров (работ, услуг); прибыль (доход), стоимость реализованных товаров (работ, услуг); имущество и иной объект.
    Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения.
    Единица обложения –  единица измерения налоговой базы.
    Налоговая ставка – это норма налогового изъятия. Различают:
    Твердые ставки устанавливаются в определенном размере на единицу обложения независимо от получаемого плательщиком дохода. Твердые ставки характерны для реальных налогов с земельных участков, домов, для индивидуальных акцизов, таможенных пошлин.
    Пропорциональные ставки устанавливаются в виде единого фиксированного процента к объекту  обложения независимо от его величины. По пропорциональной ставке, например, облагаются операции с ценными бумагами.
    Прогрессивные ставки характеризуются тем, что процент изъятия возрастает по мер роста величины объекта обложения. Прогрессия может быть простая (ступенчатая) – состоит в том, что процент изъятия увеличивается по мере роста размера объекта обложения и применяется ко всей его величине; сложная (скользящая) характеризуется тем, что объект делится на 2 части и каждая последующая облагается по более высокой ставке. Таким образом, скользящая прогрессия обеспечивает плавное, постепенное нарастание размеров обложения.
    регрессивная ставка устанавливается как уменьшающаяся по мере роста облагаемой базы.
    Долевые (процентные) ставки устанавливаются в виде доли  от объекта налогообложения. Долевые ставки, как правило, устанавливаются при обложении имущества, прибыли юридических и доходов физических лиц, результатов тех или иных действий, например, при добыче минерального сырья.
    Источник  налога – часть дохода, из которого субъект уплачивает налоги.
    Налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.
    Порядок исчисления налога  НК РФ предусмотрен для налогоплательщиков-организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц.
      Сроки уплаты налогов и  сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном законодательно.
      Необязательным элементом налога являются налоговые льготы -  это изменение любого налога, предоставляемые в соответствии с законодательными и иными нормативными актами по налогам, уменьшающие величину налогового платежа или изменяющие срок уплаты налога в пользу налогоплательщика.
    Налоговые льготы устанавливаются в следующих  основных формах: уменьшение налогооблагаемой базы, уменьшение подлежащей уплате суммы налога посредством применения налогового вычета, освобождение (полное или частичное) от уплаты налога, уменьшение ставки налога.
    Перечисленные формы налоговых льгот проявляются  в их многочисленных разновидностях. Рассмотрим некоторые из них.
    Уменьшение  налогооблагаемой базы на установленный в законодательном порядке необлагаемый минимум, под которым понимается наименьшая часть объекта налога, полностью освобождаемая от обложения, - эта льгота наиболее характерна для подоходного налога с физических лиц. Уменьшение налогооблагаемой базы может производиться путем исключения из облагаемой прибыли расходов, непосредственно не связанных с производством (на рекламу, представительские).
       Налоговые льготы делятся:
      общие (предоставляются всем плательщикам конкретного налога)
           специальные (предоставляются только конкретным категориям налогоплательщиков).
      Льготы  не могут носить индивидуальный характер.
      Функции налогов
    Сущность  налогов проявляется через их функции. Функции выражают их свойства – показывают каким образом происходит распределение, перераспределение государственных расходов. По средствам налогов достигается равновесие общественных потребностей и ресурсов, необходимых для их удовлетворения.
    Различают 4 основные функции налогов:
    Фискальная функция. Сущность состоит в обеспечении государства денежными средствам, сбор и мобилизация денежных средств для обеспечения всех сфер общественной жизни государства.
    Социальная функция - распределительная. Обеспечивается через неравное налогообложение различных сумм доходов различным категориям населения. Например, прогрессивная шкала налогообложения, также установление различных налоговых льгот.
    Регулирующая функция. Она предназначена для решения задач налоговой политики государства по средствам использования налоговых механизмов – это установление различных налоговых ставок для различных категорий юридических лиц.
    Контрольная функция позволяет отразить налоговые поступления и сопоставить их величине потребности государства в финансовых ресурсах. Сущность этой функции заключается в том, чтобы налогоплательщики своевременно и в полном объеме уплачивали в соответствии с НК РФ налоги. Контрольная функция реализуется органами, осуществляющими контроль за правильным исчислением, своевременной уплатой и правильным зачислением налогов, своевременным предоставлением налоговой отчетности. К ним относятся органы Министерства РФ по налогам и сборам, Государственного таможенного комитета, Министерства финансов РФ, Государственных внебюджетных фондов.1
    Принципы и методы налогообложения
    Использование налогов в качестве главного источника  доходов государства требует  разработки определенных правил. Эти принципы  наиболее ярко и точно сформулированы в XVIII в. Адамом Смитом. Пройдя испытание временем, они не потеряли актуальность и сегодня. Их по праву называют классическими принципами налогообложения. Отметим 4 важнейших принципа:
    Принцип справедливости, утверждающий всеобщность и равномерность обложения. А. Смит считал справедливыми такие налоги, которые являются всеобщими и учитывают платежеспособность плательщиков.
    Принцип определенности, требующий, чтобы сумма, способ и время платежа были известны заранее плательщику..
    Принцип удобства предполагает, что налог должен взиматься тогда и тем способом, когда и как плательщику удобнее платить его.2
    Принцип экономии трактуется следующим образом: расходы по взиманию налога должны быть минимальными по сравнению с доходом, который приносит данный налог.
    Важным  моментом в формировании налоговой  системы страны является выбор основополагающего принципа налогообложения в целом. Существуют два принципа распределения налогового бремени в экономике.
     Принцип полученных благ. Предполагает, что те, кто пользуется определенными общественными благами должны платить налоги, необходимые для финансирования этих благ. Однако, несостоятельность этого принципа во многих случаях вытекает из того, что было бы нелепо и безрезультатно заставлять бедные семьи выплачивать налоги, необходимые для финансирования пособий для них же. Аналогично с безработными.
     Принцип платежеспособности. Базируется на идее, что тяжесть налогов должна быть поставлена в зависимости непосредственно от конкретного дохода и уровня благосостояния.
     Системное изложение принципов налогообложения, не утративших своего значения, до настоящего времени, оставил немецкий ученый Адольф Вагнер. Он предложил 9 основных принципов налогообложения, которые объединил в 4 группы.
     Первая  группа – финансовые принципы организации налогообложения. Сюда входит принцип достаточности и принцип эластичности.
    Принцип достаточности означает, что система налогообложения должна обеспечивать потребности бюджета. Именно этот принцип А. Вагнер поставил во главу всех принципов налогообложения. Он считает, что общественно-хозяйственная система необходима для всех людей, налоги же должны обеспечить достаточные средства для функционирования этой системы;
    Принцип эластичности (подвижности) обложения означает, что налогообложение должно быть способно адаптироваться к финансовым нуждам государства, т.е. налог может быть увеличен или сокращен по мере необходимости).
Вторая  группа - это народнохозяйственные принципы. Она включает в себя:
    Надлежащий выбор источника обложения решение вопроса о том, должен ли облагаться налогом доход или капитал индивидуума или же всего населения в целом;
    Правильная комбинация различных налогов с учетом последствий их переложения.
     В третью группу объединены принципы справедливости 9этические принципы):
    Принцип всеобщности обложения;
    Принцип равномерности.
     И наконец, четвертую группу составляют административно-хозяйственные принципы налогового управления:
    Определенность;
    Удобство уплаты налогов;
    Максимальное уменьшение издержек взимания налогов.
     Принципы  налогообложения на практике реализуются  через методы налогообложения.
     Под методом налогообложения понимается установление зависимости между величиной ставки налога и размером объекта налогообложения. Многовековая практика налогообложения разработала четыре метода:
     Метод равного налогообложения заключается в том, что все налогоплательщики уплачивают одинаковую сумму налога независимо от имеющегося в их собственности дохода или имущества. Налоговая ставка совпадает с налоговым окладом. Равное налогообложение было широко распространено в средневековье. В современных условиях оно используется редко. В российской Федерации данный метод используется при построении некоторых местных налогов (сбор за уборку территорий, налог на содержание милиции и другие), когда величина налоговой ставки определяется кратно законодательно установленному минимальному размеру оплаты труда.
     Равное  налогообложение обеспечивает простоту исчисления и взимания налогов. Однако рассматриваемый метод считается несправедливым, так как он совершенно не учитывает способности налогоплательщиков. Налоги, построенные по равному методу, наиболее тяжелы для малоимущих и легки для лиц с большими доходами.
    Метод пропорционального  налогообложения. Суть метода заключается в том, что величина ставки одинакова для всех плательщиков. Однако, уплачиваемый  налоговый оклад будет различным. Его величина зависит от размера объекта обложения. Чем больше величина объекта (дохода или имущества), тем при равной ставке больше сумма налогового обязательства. Метод пропорционального налогообложения считается более справедливым, так как он учитывает платежеспособность налогоплательщиков. Однако и при пропорциональном методе налоговое бремя ослабляется по мере роста дохода плательщика. Пропорциональный метод налогообложения получил широкое распространение в эпоху Великой французской революции. В настоящее время по пропорциональному методу построено подавляющее большинство налогов (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на имущество предприятий и др.).
    Метод прогрессивного налогообложения. При прогрессивном налогообложении плательщики могут платить налоги по разным ставкам. Величина ставки зависит от размера дохода или имущества. Чем больше доход 9имущество0, тем выше ставка налога и больше сумма налогового оклада.
    Теории  прогрессивных налогов получили развитие во второй половине XIX в. под влиянием экономического развития и борьбы рабочего класса. Широко использовалось прогрессивное налогообложение и в эпоху Великой французской революции.
    Метод регрессивного налогообложения  заключается в том, что для более высоких доходов устанавливаются пониженные ставки налога. В явном виде регрессивное налогообложение сегодня не применяется. Однако регрессия налогообложения может носить скрытый характер. Скрытая форма регрессии присуща косвенным налогам. Именно по этой причине косвенное налогообложение признается несправедливым.
     Важным  вопросом в деле организации налогообложения является определение способа уплаты налога. Выделяются 3 способа:
    Кадастровый способ уплаты. Кадастр – это реестр типичных объектов, классифицированных по внешним признакам, показывающий среднюю доходность объекта обложения. Прим кадастровом способе объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносится в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта. Примером такого налога может служить налог на владельцев транспортных средств. Он взимается по установленной ставке от мощности транспортного средства, не зависимо от того, используется это транспортное средство или простаивает.
    Способ  уплаты налога «у источника». Этот налог вносится лицом выплачивающим доход. Поэтому оплата налога производится до получения дохода, причем получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога. Например, подоходный налог с физических лиц. Этот налог выплачивается предприятием или организацией, на которой работает физическое лицо. То есть до выплаты, например, заработной платы в бухгалтерии организации вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет и лишь после этого выплачивается остальная сумма работнику.
   Способ  уплаты налогов по декларации. Налоговая декларация представляет собой официальное заявление о налоговых обязательствах налогоплательщика, составленное по законодательно установленной форме. В налоговой декларации указывается полученный доход, расходы, связанные с его получением, а также рассчитывается сумма налога, причитающаяся к уплате в бюджет. В налоговой декларации указываются также полагающиеся налогоплательщику льготы. При этом способе налогоплательщик сначала получает доход, а лишь затем исчисляет налог и уплачивает его в бюджет. Налоговую декларацию составляют и предоставляют в налоговые органы не только физические, но и юридические лица. Примером может служить налог на прибыль.
 

ГЛАВА II НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

2.1 Налоговая система  и ее структура
    В современных государствах существует большое количество разнообразных  налогов, а также сборов и пошлин. Между ними есть определенная взаимосвязь, нашедшая выражение в понятии  «налоговая система».
    Как и любая другая система, налоговая  система - это целостное явление, состоящее из отдельных частей, элементов. Они объединены общими сущностными признаками, целями и задачами, а также находятся в определенной соподчиненности между собой. Важнейшим элементом налоговой системы, проявляющимся в первую очередь, выступает совокупность взимаемых государством с юридических и физических лиц различных видов налогов, сборов, пошлин как форм проявления объективных налоговых отношений. Однако по существу налоговая система - более сложное явление. Организация налоговых отношений есть результат действия государства. Поэтому характеристика налоговой системы предполагает и такой элемент, как компетенция (права и обязанности) государственных органов (законодательных и исполнительных). В процессе их деятельности вырабатываются принципы, формы и методы построения налогов, методы их исчисления. Отдельным элементом налоговой системы, предпосылкой ее эффективности и управляемости, является совокупность налоговых органов, которые организуют и осуществляют работу по контролю за полнотой, правильностью исчисления и своевременностью уплаты налогов.
    Налоговая система имеет длительную историю. В развитии налоговой системы  можно выделить несколько периодов.
    Первый  период охватывает хозяйство древнего мира и экономику средних веков. Для него характерна неразвитость налоговых отношений, случайный характер налогов.
    Второй  период охватывает XVI –XVIII вв. Формирование налоговой системы происходит на фоне постепенного вытеснения натурального хозяйства денежным, возрастания потребностей государства и, как следствие, характеризуется множественностью налогов, преимущественно косвенных. К концу XVIII в.многообразные и неустойчивые налоги не только не обеспечивали выполнение своего прямого назначения, но и стали тормозить развитие промышленности и других сфер деятельности. Сформировалось осознание необходимости постоянных налогов.
    Третий  период, охватывающий XIX в., отличается меньшим количеством налогов и относительным их многообразием. Формы налогов стали более определенными, были выработаны правила налогообложения.
    История налогов в XIX в. – это история борьбы экономических интересов различных слоев общества: земледельцев (отмена земельного налога), капиталистов (отмена множества косвенных налогов), рабочих (отмена налога на соль, введение подоходного налога).
    Четвертому  периоду развития налоговой системы (XX в.) присуща устоявшаяся совокупность налогов. Преобладающее место в ней занимают прямые формы обложения, что предопределено широким внедрением подоходного обложения.
    Главной функцией налоговой системы признана фискальная функция.
    Налоговая система, ее разнообразие зависят от типов (субъектов) хозяйственной деятельности и их организации. В большинстве стран выделяют четыре сектора, которые различают между собой не только способом хозяйственной деятельности, но и особенностями налогового регулирования:
    Государственный сектор;
    Коммерческий сектор (частные фирмы, корпорации, акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью);
    Финансовый сектор (банки, страховые общества, финансовые компании, биржи);
    Население.
    Для оценки эффективности налоговой  системы выделяют два основных фактора. Первый – полнота охвата (выявления) источников доходов в целях обложения их налогом. Это обусловливает тенденцию усложнения налоговой системы, специализацию и дифференциацию форм, методов налогообложения. Второй – минимизация расходов по взиманию налогов. Это предполагает упрощение управления налогами, в том числе через их укрупнение. До конца XIX в. практика взимания налогов была затратной. Так во Франции в XVIII в. только 20 % валовых налоговых поступлений были чистым доходом государства.
Налоговая система должна решать следующие  основные задачи:
    максимально способствовать пополнению бюджета, не ослабляя стимул к расширению потенциала общества;
    Стимулировать рост экономики, являясь предсказуемым элементом государственного регулирования;
    Не вызывать недовольства налогоплательщика и не ослаблять авторитет государственной власти.
Существуют  следующие элементы налоговой системы:
    Налоги и сборы;
    Субъекты налогообложения;
    Права, обязанности и ответственность налогоплательщика и налогового кодекса;
    Принципы организации и функционирования налоговой системы;
    Формы и методы налогового контроля;
    Ответственность за нарушения налогового законодательства.
Структура налоговой системы может быть представлена тремя подсистемами:
    Налоговые отношения;
    Подсистема налогового законодательства;
    Информационная подсистема.
    Налоговое законодательство – совокупность нормативов и правовых актов различного уровня, содержащих нормы налогового права. В России к основным элементам налогового законодательства относятся налоговый кодекс, таможенный кодекс, кодекс об административном правонарушении, уголовный кодекс, федеральные законы, постановления правительства и инструкции федеральной налоговой службы.
    Принципы  построения налоговой  системы России следующие:
    Единство налоговой политики;
    Множественность налога;
    Единство системы налоговых сборов;
    Стабильность налоговой системы.
    Обобщая итоги развития налоговой системы, можно констатировать, что структура налоговой системы определяется следующими факторами:
    уровень экономического развития (развития производительных сил);
    общественно-экономическое устройство общества (сочетание рынка и государство);
    господствующая в обществе экономическая доктрина 9нейтральность налоговой системы или активное вмешательство);
    государственное устройство стран (федеративное или унитарное).
 
2.2 Классификация налогов
    Классификация налогов – это группировка  их по ряду наиболее существенных признаков. Классификация налогов позволяет выявить различия и сходства разнообразных налогов. Особые свойства различных видов налогов требуют специфических условий их исчисления и взимания.
Группировка налогов производится по различным  признакам. Поэтому существует несколько вариантов классификации налогов:
    по способу взимания;
    по уровням налоговой системы, определяющим порядок взимания и распоряжения налогами;
    по плательщикам;
    по объекту обложения;
    по порядку использования (по назначению);
    По времени уплаты.
По  способу взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные.
    Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика. В связи с этим при прямом налогообложении денежные отношения возникают непосредственно между налогоплательщиком и государством. Примером прямого налогообложения в российской налоговой системе могут служить: налог на доходы физических лиц, налог на прибыль, налоги на имущество как юридических, так и физических лиц и ряд других налогов. В данном случае основанием для обложения являются владение и пользование доходами и имуществом.
      Косвенные налоги взимаются в сфере потребления, т. е. в процессе движения доходов или оборота товаров. Они включаются в виде надбавки в цену товара, а также тарифа на работы или услуги и оплачиваются потребителем. Владелец товара, работы или услуги при их реализации получает с покупателя одновременно с ценой и налоговые суммы, которые затем перечисляет государству. Поэтому косвенные налоги нередко называются налогами на потребление и предназначаются для перенесения реального налогового бремени на конечного потребителя. Примером косвенного налогообложения служат налог на добавленную стоимость, акцизы и таможенные пошлины.
    В Российской Федерации действует  трехуровневая налоговая система: федеральные налоги и сборы, региональные налоги и сборы и местные налоги и сборы.
    Налоги  и сборы первого уровня устанавливаются Налоговым кодексом и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации. К федеральным налогам и сборам относятся : НДС, НДФЛ, налог на прибыль, акцизы.
    Региональными являются налоги и сборы, устанавливаемые  Налоговым кодексом и законами субъектов Российской Федерации. Они вводятся в действие в соответствии с Кодексом и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Федерации. К региональным относятся налог на имущество организаций, лесной доход, сбор на нужды образовательных учреждений, налог с продаж, единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.