На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Детское самоуправление: функции, критерии, этапы, принципы

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 22.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

 ГОСУДАСТВЕННОЕ ОБРЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
САРТОВСКИЙ ГОСУДРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ 

ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ
И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 
 

Кафедра психологии образования
Специальность 050711
«Социальная педагогика» 
 
 

РЕФЕРАТ 

ДЕТСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ:
ФУНКЦИИ, КРИТЕРИИ, ЭТАПЫ, ПРИНЦИПЫ. 
 

студентки 4 курса
факультета педагогики, психологии и начального образования 

КУЗЬМИНОЙ ОЛЕСИ ВЛАДИМИРОВНЫ 
 
 
 
 
 
 
 

Проверила____________________________________________О.П. Кованцова 
 
 
 
 
 

Саратов
2011
     СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………...3
Сущность  детского самоуправления…………………………………………….7
Принципы  детского самоуправления……………………………………............9
Функции детского самоуправления………….…………………………………13
Роль  детского самоуправления в развитии личности…………………………16
Условия развития детского самоуправления…………………………….…….20
Самоуправление  в системе других воспитательных средств А.С.Макаренко…………………………………………………………………...23
Заключение……………………………………………………………………….28
Список  использованной литературы…………………………………………...30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 

     С 1988г. все большее влияние оказывает  теория социального управления. Однако социологи не рассматривали проблему школьного самоуправления. Это делали ведущие педагоги.
     В.М. Коротов выявил и раскрыл основные черты системы самоуправления
     Р.Х.Шакуров  исследовал зависимость сплоченности педагогического коллектива от стиля  руководства школой и психологических  особенностей учительского коллектива.
     Л.И.Новикова раскрыла структуру детского коллектива, систему связей и отношений.
     Рассматривая  педагогические основы ученического самоуправления, Н.И.Приходько выявила основные функции  и принципы деятельности самоуправления учащихся.
     М.И.Рожков выявил особенности развития самоуправления в различных детских коллективах.
     В.И.Бочкарев выделил, что для более успешного  развития школьного самоуправления необходимо сотрудничество учителей, а прежде всего самого директора  с учащимися.
     И.П.Иванов раскрыл сущность ученического самоуправления.
     В условиях демократизирующейся школы  постепенно ослабевает типичное для  большинства школ сопротивление  учащихся педагогическому воздействию, их отчуждению от педагогов, - возникают  более благоприятные условия для воспитания и обучения детей. Включившись в процесс самоуправления, многие дети оказываются в позиции педагогов. Все это благоприятно сказывается на состоянии и результативности учебно-воспитательного процесса. Ученическое самоуправление реально стало одним из стимулов развития культурной среды школы. Однако многие образовательные учреждения не уделяют должного внимания к развитию школьного самоуправления, не считая значения его места в гражданском воспитании школьников.
     Таким образом, вопросы организации самоуправления учащихся находятся в центре внимания государства и общества. С одной стороны, опыт демократического государственно-общественного управления школой формировался на серьезной научной основе, однако с другой стороны, не удалось избежать ошибок при формировании школьного самоуправления. Что было следствием недостаточной научно-методической проработанности данного вопроса, смешение организационных форм детской активности. Данное противоречие определяет постановку проблемы исследованиякаковы сущность, функции, принципы, условия развития и значение организации ученического самоуправления в развитии личности.
     Объект  исследования: процесс формирования социально-значимых качеств личности.
     Предмет исследования: сущность, функции, принципы, условия развития ученического самоуправления.
     Цель  исследования: проанализировать и обобщить теоретические исследования и практический опыт в организации самоуправления учащихся, показать его значение для развития личности на современном этапе.
     Задачи исследования:
     Проанализировать  теоретическую литературу по проблеме исследования.
     Раскрыть  сущность ученического самоуправления.
     Определить  принципы организации ученического самоуправления.
     Определить  функции самоуправления учащихся.
     Определить  роль ученического самоуправления в развитии личности.
     Охарактеризовать  условия развития ученического самоуправления
     Самоуправление  в системе других воспитательных средств А.С.Макаренко.
     Гипотеза  исследования:
     Мы  предполагаем, что детское самоуправление - демократическая форма организации детей, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения групповых целей.
     При организации деятельности органов  школьного самоуправления предлагается руководствоваться общими принципами, характерных и для ученического самоуправления, и для педагогического. Наряду с общими принципами могут действовать и специфические, характерные принципы самоуправления, избранные конкретной школой, вызванные национальными, региональными и местными условиями, особенностями и традициями.
     Цели  деятельности и развития ученического самоуправления реализуются путем  выполнения определенных функций. При  этом необходимо четкое разграничение  управленческих и педагогических функций. Ученическое самоуправление не может  быть наделено функциями администрирования, т.е. оно не может подменять деятельности учителей, директора и его заместителя.
     Участие обучающихся в ученическом самоуправлении способствует формированию более четкой и осознанной гражданской позиции  и ценностного отношения к себе и другим, что позволяет повысить социальную компетенцию, развивает социальные навыки поведения и установки на самостоятельное принятие решений в проблемных ситуациях.
     Развитие  ученического самоуправления в общеобразовательных  учреждениях зависит от успешности решения целого ряда задач организационного, кадрового, программно-методического, социально-педагогического и психологического характера.
     Самоуправление, без которого Макаренко не мыслил развитие детского управления, имело  место в системе других воспитательных средств и получило особое развитие в его научных трудах и педагогической практике.
     Методологическая  основа исследования: прагматизм, комплексный, личностно-ориентированный, сущностный, деятельностный подходы к проблеме исследования.
     Теоретическая основа исследования: теоретические концепции А.С.Макаренко, Н.К.Крупской, теоретические взгляды Н.И.Приходько, В.И.Бочкарева, Л.И.Новиковой.
     Методы  исследования: анализ литературы, сравнение, обобщение.
     Источники исследования: законодательство РФ по образованию. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     СУЩНОСТЬ  ДЕТСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 

     Сущность, как правило, отражается в определении  понятия, поэтому мы обратились к  справочной литературе и научным  публикациям по данной проблеме. Составители  «Педагогического энциклопедического словаря» определяют самоуправление как форму организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающую развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.
     Многогранность  детского самоуправления как психолого-педагогического явления – причина и источник многочисленных толкований и определений. В социологии к самоуправлению подходят с позиции регулирования общественных отношений и определяют его как важнейшее средство социализации; в социальной психологии – с позиции фактора развития группы, считая, по мнению Р.Х.Шакурова, самоуправление одной из социально-психологических функций управления; в педагогике – с позиции решения учебно-воспитательных задач, стоящих перед коллективом учащихся и педагогов.
     Н.К.Крупская трактовала самоуправление как привлечение  детей к управлению делами своего класса, своей школы. Надежда Константиновна рассматривала детское самоуправление как, одно из средств всей системы  воспитательной работы и показала на этом примере образец конкретного анализа детской деятельности и ее воспитательных результатов.
     Наибольшее  развитие самоуправление получило в  педагогической деятельности А.С.Макаренко, который рассматривал самоуправление как составное звено более  широкой и общей проблемы – становления воспитательного коллектива (термин А.С.Макаренко.- А.Ю.).
     Коллектив, - считал А.С.Макаренко,- не просто собрание, не просто группа взаимодействующих  индивидуумов, это целеустремленный комплекс личностей, организованных и  обладающих органами коллектива.
     Органическое  единство интересов коллектива и  интересов общества А.С.Макаренко  считал основным мотивом формирования потребности воспитанников в  самоуправлении, а само самоуправление рассматривал как условие получения  конкретных навыков демократии.
     Все педагоги-новаторы сходятся во мнении, что коллектив — важная составляющая педагогического процесса. Однако более  всего эту мысль развил и внедрил  в практику создатель «Педагогики  общей заботы» И.П. Иванов. Он утверждает, что формирование личности происходит только в коллективе и через коллектив. И.П. Иванов разработал методику КТД, в основе которой лежат забота и творчество, анализ каждого дела, являющиеся, по словам С.Л. Соловейчика, ключом к этой методике. И.П. Иванов применял в своей работе самоуправление школьников, рассматривая его как способ демократичной организации коллектива, как гуманистической общности детей и взрослых, имеющей целью свободное развитие каждого.
     Н.И.Приходько  понимает под самоуправлением целенаправленную, конкретную, систематическую, организованную и прогнозируемую по результатам деятельность учащихся, в процессе которых реализуются функции управления, направленные на решение задач, стоящих перед школой.
     В.М. Коротов определяет ученическое  самоуправление как метод организации воспитательного коллектива; Л.И.Новикова считает, что самоуправление – это разумно осуществляемая самими детьми деятельность, включающая постановку цели, планирование, способы реализации плана, организацию учета и контроля.
     Таким образом, мы можем определить детское самоуправление как демократическую форму организации детей, обеспечивающую развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения групповых целей. 
 

     ПРИНЦИПЫ ДЕТСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 

     Под принципами деятельности мы понимаем те ее основания, которые определяют главные направления, всю систему функционирования органов ученического самоуправления – содержание, методы, организацию, а также отношения, складывающиеся между участниками самоуправления. Теория социального управления насчитывает до 40 различных принципов, однако, общепринятой классификации принципов не существует. Формулировались принципы управления как социологами (В.Г.Афанасьев, М.К.Бочаров), так и ведущими педагогами (А.С. Макаренко). На основе разработок этих авторов была предпринята попытка определения социально-педагогических принципов школьного самоуправления. Сложность решения данной задачи заключается в том, что необходимо в выделяемых принципах учитываются важнейшие основания деятельности сразу трех субъектов школьной жизни (педагогов, учащихся и их родителей). Таким образом, при организации деятельности органов школьного самоуправления предлагается руководствоваться следующими общими принципами, характерных и для ученического самоуправления:
     Принципом равноправия. Все участники школьного самоуправления должны иметь равные права субъектов школьной жизни, право решающего голоса при принятии того или иного решения в своем коллективе или ассоциации; Принципом выборности. В соответствии с ним органы самоуправления приобретают соответствующие полномочия в результате полномочных выборов; Принципом обновляемости и преемственности. Этот принцип требует периодического обновления состава органов самоуправления и их руководителей, определенного в нормативных школьных документах. В то же время должна обеспечиваться преемственность в работе между предыдущим и последующим составом того или иного органа самоуправления. Н.И.Приходько объясняет это тем, что«выборы в органы самоуправления должны рассматриваться не как поощрение за хорошую успеваемость, а как конкретная реализация доверия и ответственности, как школа подготовки к общественному самоуправлению» [8, с.40].
     Принцип открытости и гласности. Вся работа органов самоуправления должна быть открытой для каждого члена коллектива (ассоциации) и обеспечивать получение каждым из них оперативной и достоверной информации; Принципом демократии. Предполагается вовлечение в самоуправленческую деятельность всех участников образовательного процесса, при этом формы прямой демократии должны иметь приоритетное значение перед формами представительной демократии; Принцип законности. Необходимость неукоснительного следования органов самоуправления положениям Конституции РФ и другим государственным правовым актам, уставу школы и ее локальным нормативным документам;Принцип целесообразности. Деятельность органа самоуправления должна быть направлена на реализацию личностных и коллективных потребностей и интересов детей, их родителей и педагогов; Принцип представительства. Первичные коллективы должны иметь своих представителей в избираемых ими органах самоуправления; Принцип гуманности. Органы самоуправления должны действовать на основе нравственных ценностей народов России, меры ответственности должны и наказания быть строгими, но гуманными, не унижать достоинство взрослого или ребенка; Принцип коллегиальности и персональности.Коллегиальное принятие управленческих решений и обеспечение персональной ответственности за выполнение каждого решения; создание условий для полного проявления и развития способностей каждого;
     Принцип свободы и самодеятельности. Означает возможность каждого субъекта самоуправления свободно выбирать методы и формы реализации принятого решения, проявляя активность, творчество, самостоятельность и самодеятельность; Принцип критики и самокритики. Свобода высказывания замечаний, не допуская при этом унижения достоинства окружающих людей;
     Из  более общего принципа интеграции и  дифференциации педагогического управления и детского самоуправления вытекают следующие:
     Принцип совета и согласия. Перед принятием решения необходимо советоваться, принимать решение на основе согласия всех или большинства членов органа самоуправления;
     Принцип доброжелательной требовательности. Этим принципом широко пользовался в своей практике А.С.Макаренко. Доброжелательность всегда требовательна, так же как и требовательность, всегда должна быть доброжелательной. «Отношения между учителем и органами ученического самоуправления должны быть основаны на глубочайшем взаимоуважении. Каждый учитель должен уметь слушать и слышать своих учеников. Общеизвестно, что школьник воспринимает советы, рекомендации старших лишь тогда, когда видит уважение к себе, желание старших помочь ему»[5, с.16];
     Принцип распределения полномочий. Четкое распределение властных полномочий и ответственности между всеми органами ученического самоуправления;
     Принцип отчетности. Все избранные органы самоуправления и их члены регулярно (не реже одного раза в полугодие) отчитываются перед своими избирателями о проделанной ими работе и ее результатах;
     Принцип единства и оптимального сочетания коллективных и личных интересов  детей.Этот принцип предполагает обеспечение непротиворечивости всех целей актуальным целям каждого. Как писал М.И.Рожков: «Особенно на первом этапе становления детского самоуправления важно, чтобы выдвигаемые перед учащимися цели совместной деятельности не были бы ими сразу отвергнуты как неприемлемые. Обеспечить вовлеченность детей в решение управленческих задач возможно лишь при позитивном их отношении к деятельности» [10.c.42];
     Принцип социальной значимости деятельности предполагает мобилизацию детского коллектива вокруг единой цели, сплачивающей участников совместной деятельности. При этом другие цели становятся сопутствующими и подчиняются главной;
     Еще один важный принцип для деятельности ученического самоуправления выделяет Н.И.Приходько – принцип конкретизации коллективных творческих дел, который позволяет включать школьников в различные виды деятельности, что позволяет побывать им и организатором, и исполнителем одновременно и избежать эгоистического стремления к первенству ради личного превосходства.
     Наряду  с названными принципами могут действовать  и специфические, характерные принципы самоуправления, избранные конкретной школой, вызванные национальными, региональными и местными условиями, особенностями и традициями. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ФУНКЦИИ ДЕТСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 

     Цели  деятельности и развития ученического самоуправления реализуются путем  выполнения определенных функций. При  этом необходимо четкое разграничение  управленческих и педагогических функций. Р.Х. Шакуров считает, что управленческие функции представляют собой «совокупность однородных по содержанию, постоянно повторяющихся задач» [11,с.58], своевременное и качественное решение которых необходимо для нормальной работы коллектива. Он выделяет иерархизированную систему функций:
     1.Целевые  функции. Они определяются в соответствии с ведущими видами деятельности детей.
     2.Социально-психологические, которые способствуют:
     а. формированию сплоченного детского коллектива. Органы самоуправления, реализуя эту функцию, регулируют межличностные и межгрупповые отношения в ученическом коллективе. Выполняя различные общественные поручения по решению органов детского самоуправления, учащиеся вступают в отношения руководства и подчинения, взаимной ответственности, зависимости, контроля. Наличие таких отношений, по образному выражению А.С.Макаренко, «цементирует» коллектив, способствует формированию у учащихся потребности совместной работы и общения, эмоциональной тонизации коллектива (термин Р.Х.Шакурова.- А.Ю.), т.е. созданию в коллективе оптимистического настроения, «мажорного тона», как говорил А.С.Макаренко. Реализуя эту функцию, органы самоуправления должны постоянно быть в курсе настроений членов коллектива, убеждать учащихся в необходимости внимательного отношения друг к другу. Включившись в нее, органы самоуправления стремятся создать обстановку внимания к событиям в жизни членов коллектива, осуществляют учет настроений учащихся и ищут пути улучшения эмоциональной атмосферы, пытаются самостоятельно преодолеть возникающие трудности в создании благоприятного климата отношений.
     3.Оперативно-организационные  функции, которые служат для реализации функций 1 и 2 групп. Они представляют собой этапы управленческого цикла: выработка и принятие решения; доведение принятого решения до коллектива школы; организация выполнения принятого решения; создание условий для выполнения решения; получение информации о ходе выполнения решения, ее анализ, учет, оценка деятельности, контроль.
     Необходимо  отметить, что органы самоуправления, наряду с управленческими функциями, реализуют:
     социально-ориентированные функции, отражающие учебно-воспитательные задачи, стоящие перед ученическим коллективом, и направлены на нравственное воспитание будущего поколения, на процесс социализации учащихся. Как писала Н.К.Крупская: «Одной из самой важной функций школьного самоуправления должно быть развитие у ребят организационных навыков» [4, с.21].
     личностно-ориентированные, которые направлены на удовлетворение потребностей и интересов учащихся.
     М.И.Рожков выделяет и специфические функции, отличающиеся от общих управленческих тем, что их реализация возможна только на основе такого признак системы, как  саморазвитие. К ним он относит:
     1.Самоактивизация предполагает вовлечение как можно большего числа членов детских коллективов в решение управленческой проблемы, систематическую работу по вовлечению учащихся в управление новыми сферами деятельности.
     2.Организационное  саморегулирование предполагает гибкость в реализации организаторских функций членами ученических коллективов, устойчивое влияние актива на коллектив, способность коллектива самостоятельно изменять свою структуру с целью более успешного решения организаторских задач.
     3.Коллективный  самоконтроль предполагает постоянный самоанализ органами самоуправления и отдельными организаторами своей деятельности и, на основе этого, поиск более эффективных путей решения управленческих задач.
     Как пишет Н.И.Приходько: «В реальной школьной практике все функции ученического самоуправления находятся в тесном взаимодействии. Так, организация коллектива на выполнение принятого решения, безусловно, требует анализа принятого решения, определения путей. Форм и методов его выполнения, внесения определенных корректив в процесс сотрудничества и взаимодействия» [8, с.44].
     Ученическое самоуправление не может быть наделено функциями администрирования, т.е. оно  не может подменять деятельности учителей, директор и его заместителя. Учащиеся должны делать только то, что  входит в функции представляемых ими органов. Нельзя смешивать самоуправленческие функции с профессиональными. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     РОЛЬ ДЕТСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ 

     Основное  предназначение ученического самоуправления – удовлетворить индивидуальные потребности обучающихся, направленные, прежде всего на защиту их гражданских прав и интересов. Участие в решении насущных проблем школы, участие обучающихся в ученическом самоуправлении способствует формированию более четкой и осознанной гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим, позволяет повысить социальную компетенцию, развивает социальные навыки поведения и установки на самостоятельное принятие решений в проблемных ситуациях. Ученическое самоуправление открывает дл многих школьников возможности проявить свои личностные способности, найти интересное дело, организовать его выполнение, принимая на себя персональную ответственность за его выполнение.
     Детское самоуправление является конкретным видом  деятельности школьников. Отвечая за отдельные разделы работы своего коллектива, дети организовывают своих товарищей на выполнение заданий, участвуют в планировании, контролируют и проверяют друг друга. А, как известно, всякая деятельность человека является своего рода упражнением его сил и способностей, и, следовательно, вызывает определенное их развитие. Участвуя в работе органов самоуправления, учащиеся приобретают целый ряд привычек и навыков, умений и знаний. А ведь, по словам В.М. Коротова, «воспитательное значение ученического самоуправления состоит в подготовке воспитанников к участию в общественном самоуправлении, в формировании у детей важнейших качеств нового человека» [5, с.27].
     Согласно  исследованиям Н.И.Приходько, в ходе включения учащихся в школьное самоуправление, у них формируется научное управленческое мышление, которое способствует формированию таких умений, как:
     - анализировать возникающие управленческие  ситуации и выявлять причины,  их породившие;
     - предвидеть последствия своих  действий и действий коллектива;
     - оценивать создавшуюся ситуацию и находить оптимальное решение;
     - анализировать и синтезировать  воспринимаемую управленческую  информацию;
     - аргументировано и логично отстаивать  свое мнение;
     объективно оценивать свои действия, действия органов самоуправления;
     определять перспективы развития самоуправления, планировать работу с учетом этих перспектив;
     - устанавливать деловые отношения  с товарищами и педагогами.
     «Если школьник пассивен, бездеятелен, от его  управленческих знаний и умений, информированности  мало. Высокая управленческая культура школьника невозможна без высокой общественно-политической активности и гражданской социальной зрелости». [8.c.54]
     Так же, воспитательное значение ученического самоуправления состоит в том, что, практически выступая в роли организаторов в своем коллективе, воспитанники приобретают ряд моральных качеств, необходимых человеку нашего времени, таких как:
     прежде  всего, это личная ответственность  каждого за общее дело, за успехи своего коллектива, глубокая преданность  общим задачам. Выступая при правильной постановке самоуправления в роли уполномоченных коллектива, дети приучаются видеть в интересах общего дела свои личные интересы.
     формируется и такое важное качество, как принципиальностью  во взаимоотношениях с другими членами  коллектива и постоянно растущая требовательность к себе и к своим товарищам.
     Характеризуя  свой воспитательный идеал, А.С.Макаренко  писал: «Он(ученик.- А.Ю.) должен уметь  подчиняться товарищу и должен уметь  приказывать товарищу. Он должен уметь  быть вежливым, суровым, добрым и беспощадным – в зависимости от условий его жизни и борьбы. Он должен быть активным организатором. Он должен быть настойчив и закален, он должен владеть собой и влиять на других; если его накажет коллектив, он должен уважать и коллектив, и наказание» [6.c. 49]. Самоуправление является лучшей школой воспитания таких качеств. Ведь они, по словам В.М.Коротова, будут закономерным результатом организованных педагогами отношений и деятельности учащихся в органах самоуправления.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.