На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами народного творчества

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 22.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 21. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки РФ
ГОУ  ВПО «Оренбургский государственный  педагогический университет» 

Институт  повышения квалификации и профессиональной
переподготовки  работников образования 
 
 
 
 

    ВЫПУСКНАЯ   КВАЛИФИКАЦИОННАЯ  РАБОТА
    на  высшую квалификационную категорию
    ТЕМА: «Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами народного творчества» 
 

                Выполнила: Трибанова Светлана Валерьевна, воспитатель ГДОУ детский сад № 182 п.Тюльпан Первомайского района Оренбургской области 

                Научный руководитель: Зебзеева Валентина Алексеевна – кандидат педагогических наук, доцент   
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Оренбург -2008 год 

    Содержание 

Введение………………………………………………………………….. Глава 1. Теоретические  основы проблемы эстетического  воспитания детей…………………………………………………………………………
    1.1.Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме эстетического воспитания детей……………………………………..…
    1.2.Элементы  народного творчества в эстетической  развивающей среде ДОУ………………………………………………………………   
    1.3.Содержание, формы и методы эстетического воспитания………..
Выводы  по 1 главе………………………………………………………..  
Глава 2. Опытно-экспериментальная  работа по формированию эстетической воспитанности  детей старшего дошкольного  возраста средствами народного творчества…………………………………………
    2.1.Методики  диагностики уровня эстетической воспитанности детей старшего дошкольного возраста…………………………………
    2.2.Использование  народного творчества как средства  эстетического воспитания детей  старшего дошкольного возраста…
    2.3.Результаты  опытно-экспериментальной работы  по эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста на контрольном этапе …………………………………………………………………….
Выводы  по 2 главе………………………………………..…………………
Заключение……………………………………………………………………
Список  литературы…………………………………………………………
Приложение…………………………………………………………………
3 
5 

 
 
 
 
    Введение 

    В последние годы возросло внимание к  проблемам теории и практики эстетического  воспитания, как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. Глубокие эстетические чувства, способность воспринимать, прекрасное в окружающей действительности и в искусстве - важное условие духовной жизни человека.
    Р.Тагор  говорил: «Нельзя растить полноценного человека без воспитания в нем чувства прекрасного...»: в этих словах просто и ясно выражена мысль о нерасторжимости нравственного и эстетического воспитания, о связи между эстетическими идеалами и пониманием красоты как меры всех вещей...
    О влиянии красоты (эстетика, как известно, наука о прекрасном, а эстетическое воспитание есть приобщение к прекрасному во всех его проявлениях) написано и сказано немало. Еще древние греки полагали, что красота, мера, гармония - это не только эталоны явлений природы или произведений искусства, но и принципы общественной жизни.
    В последнее время слова о необходимости  эстетического воспитания все чаще можно прочитать на страницах  газет и журналов и услышать с  экрана телевизора. Уже примелькавшейся  и от этого потерявшей свой первозданный смысл стала известная фраза Ф.М. Достоевского о красоте, которая спасет мир. А ведь действительно мир надо спасать. Цивилизация, давшая человечеству много житейских благ, породила и проблемы глобального масштаба; экологические кризисы, кровавые братоубийственные конфликты и т.д. Мы считаем, что одной из причин всего этого являются прагматизм и техницизм современного человека, его удаление от своей колыбели - природы, которая поистине прекрасна, так как красота, мера и гармония - три кита эстетики присущи ей изначально. Нам представляется, что эстетическое воспитание легче и проще осуществлять тогда, когда все вокруг человека прекрасно: улицы, по которым он спешит по делам, дома, в которых живет и т.д.
    Д.С. Лихачев сказал однажды, что «человека сначала надо посадить за стол с белоснежной скатертью, а потом говорить ему о прекрасном таинстве искусства». Не скоро серая безликая архитектура уступит место уютным и теплым жилищам, улицы будут сиять чистотой, возродившиеся дворы утопать в цветах. А ведь наши дети уже пришли в этот мир, вот почему особые надежды мы возлагаем на эстетическое воспитание как целенаправленную систему мер, призванных пробудить в душе каждого человека тягу к красоте, восхищение перед прекрасным во всех его проявлениях, которое не позволит ему творить зло, так как зло безобразно. Начинать приобщать человека к искусству надо как можно раньше - с дошкольного возраста, причем воспитывать его не только как созерцателя и слушателя, но и как активного творца красоты.
    Современный уклад жизни, трудовые, общественные отношения людей, окружающая природа создают предпосылки для эстетического развития ребенка. Ребенок с раннего детства открывает и исследует окружающий мир, он тянется к красивому, яркому испытывает радость от нового. Он слышит чудесные русские народные песни, слышит стихи, потешки и сказки, видит красоту хохломских, дымковских игрушек. Красота народного творчества неповторима.
    Проблема  эстетического воспитания вызывает интерес у специалистов различных  отраслей: воспитателей, педагогов, психологов, ведь глубокие эстетические чувства, способность воспринимать прекрасное в окружающей действительности и в искусстве - важное условие духовной жизни человека.
    Особенностями эстетического восприятия детьми прекрасного,  занимались специалисты по дошкольному воспитанию  (Л.Д. Лазуткина,  Р. Орлова, А. Суровцева, Е. Тихеева, Л. Шлегер, В. Шмидт) и деятели общей психологии, педагогики, физиологии  Е. Архин, П. Блонский, К. Корнилов, С.Шацкий и др.). Доклады по этим вопросам делались специалистами, деятельность которых не ограничивалась узко-методическими исканиями, они прекрасно знали теорию и имели опыт работы с детьми (Г. Рошаль, В. Шацкая, М. Рушель, Н. Долманова и др.).Фамилии по алфавиту В настоящее время высокая социальная значимость темы заставляет по-иному взглянуть на вопросы воспитания и обучения в детском саду, на актуальность и необходимость составления развивающих занятий по эстетическому воспитанию.
    Актуальность  выбранной темы определяется необходимость разработки комплекса занятий, направленный на воспитание, «уточнение» чувств маленького человека, развитие способности различать оттенки цвета и звука, ощущения единства со своим народом. Актуальность проблемы обусловила выбор темы  исследования: «Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами народного творчества».
    Цель  исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность использования народного творчества в эстетическом воспитании детей старшего дошкольного возраста.
    Объект исследования: воспитательно-образовательный процесс, в частности использования в нём народного творчества.
    Предмет исследования: эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста
    Гипотеза  исследования: эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста будет проходить эффективно, если будут:
    — в работу с детьми включаться занятия с использованием элементов народного творчества;
    — элементы народного творчества использоваться в развивающей среде ребенка старшего дошкольного возраста;
    в повседневной жизни  ребенка использоваться элементы народного творчества;
    А последовательность,  какая в работе?
    —  к созданию уголков народного творчества привлекаться родители. (Это у Вас в 2.2. есть?)
      Задачи исследования:
    1) Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме эстетического воспитания детей дошкольного возраста
    2) Выявить сущность, компоненты содержание, формы, методы эстетического воспитания
    3) Разработать комплекс мероприятий по эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста с использованием народного творчества.
    Методы  исследования:
    изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
    наблюдение за деятельностью дошкольников;
    опытно-экспериментальная работа, направленная на эстетическое воспитание дошкольников средствами народного творчества
     Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что разработана система занятий по эстетическому воспитанию, включающая эффективные методические приемы формирования у детей старшего дошкольного возраста эстетического вкуса, определена последовательность и содержание работы по эстетическому воспитанию дошкольников средствами народного творчества, что позволяет целенаправленно и продуктивно осуществлять процесс воспитания и дает возможность широко использовать эту разработанную систему воспитателям детских садов.( Всё что красным можно убрать)
    Исследование  проводилось в несколько этапов.
    На  первом этапе проводился анализ психолого-педагогической литературы, определялись методы исследования, формулировались гипотеза, цели и задачи исследования. Были раскрыты основные понятия по теме исследования, определено их содержание. На данном этапе использовался метод изучения философской, психологической, педагогической и методической литературы с целью анализа имеющихся подходов к рассматриваемой проблеме.
    На  втором этапе проводился констатирующий эксперимент с целью выявления уровня эстетической воспитанности детей старшего дошкольного возраста. В старшей группе детского сада велось наблюдение ( как один из методов педагогической диагностики), подбирались вопросы к беседе, обогащалась предметно-развивающая среда, разрабатывался перспективный план работы по  эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста средствами народного творчества. Был проведен формирующий эксперимент с целью проверки эффективности комплекса мероприятий по эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста  средствами народного творчества.
    На  третьем этапе был проведен контрольный эксперимент с целью выявления результативности формирующего эксперимента, проанализированы и описаны результаты экспериментальной работы, был разработан комплекс мероприятий  использования народного творчества  в эстетическом воспитании детей старшего дошкольного возраста.
    База  исследования: ГДОУ детский сад №182, посёлок Тюльпан Первомайского района. В эксперименте участвовали дети старшей группы в возрасте 5-6 лет, в количестве 10 человек.
      Структура выпускной квалификационной работы:  работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 1. Теоретические  основы проблемы эстетического воспитания детей 

        Анализ  психолого-педагогической литературы по проблеме эстетического воспитания детей
 
    Взрослые  и дети постоянно сталкиваются с  эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении - везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми. Безобразное отталкивает. Трагическое учит сочувствию. Комическое помогает бороться с недостатками.
    Идеи  эстетического воспитания зародились в глубокой древности. Представления  о сущности эстетического воспитания, его задачах, цели изменялись начиная со времен Платона и Аристотеля вплоть до наших дней. Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и пониманием сущности ее предмета. Термин "эстетика" происходит от греческого "aisteticos" (воспринимаемый чувством). Философы-материалисты (Д.Дидро и Н.Г.Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное. Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания.
    В наше время проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед школой. Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них Д.Н.Джола, Д.Б.Кабалевский, Н.И.Киященко, Б.Т.Лихачев, А.С.Макаренко, Б.М.Неменский, В.А.Сухомлинский, М.Д.Таборидзе, В.Н.Шацкая, А.Б.Щербо и другие. (Эти авторы должны быть и в списке литературы)
    В использованной литературе имеется  множество различных подходов к  определениям понятий, выбору путей и средств эстетического воспитания. Рассмотрим некоторые из них.
    В книге "Общие вопросы эстетического  воспитания в школе" под редакцией известного специалиста по эстетическому воспитанию В.Н. Шацкой мы нашли такую формулировку: "Советская педагогика определяет эстетическое воспитание как воспитание способности целенаправленно воспринимать, чувствовать и правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности - в природе, в общественной жизни, труде, в явлениях искусства" (16; 6). А в списке литературы это - журнал Д\В Сноски должны быть на ту литературу, где взяты эти определения.
    В кратком словаре по эстетике эстетическое воспитание определяется как "система  мероприятий, направленных на выработку  и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве" (11; 451). В обоих определениях речь идет о том, что эстетическое воспитание должно вырабатывать и совершенствовать в человеке способность воспринимать прекрасное в искусстве и в жизни, правильно понимать и оценивать его. В первом определении, к сожалению, упущена деятельная или созидательная сторона эстетического воспитания, а во втором определении подчеркивается, что эстетическое воспитание не должно ограничиваться только созерцательной задачей, оно должно также формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни.
    Д.Б. Лихачев в своей книге "Теория эстетического воспитания школьников" опирается на определение данное К. Марксом: "Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить "по законам красоты" (13; 51). А в списке литературы это - журнал Д\В Проверьте всё. Автор подчеркивает ведущую роль целенаправленного педагогического воздействия в эстетическом становлении ребенка. Например, развитие у ребенка эстетического отношения к действительности и искусству, как и развитие его интеллекта, возможно как неуправляемый, стихийный и спонтанный процесс. Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребенок, так или иначе, эстетически развивается. Но при этом ребенком не осознается эстетическая сущность предметов, а развитие зачастую обусловлено стремлением к развлечению, к тому же без вмешательства извне у ребенка могут сложиться неверные представления о жизни, ценностях, идеалах.
    Б.Т  Лихачев, также как и многие другие педагоги и психологи, считает, что  только целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное воздействие, вовлечение детей в разнообразную художественную творческую деятельность способны развить их сенсорную сферу, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства, красоты действительности и прекрасного в человеческой личности (13; 42).?
    Существует  множество определений понятия "эстетическое воспитание", но, рассмотрев лишь некоторые  из них, уже можно выделить основные положения, говорящие о его сущности. Во-первых, это процесс целенаправленного воздействия. Во-вторых, это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее. В-третьих, задача эстетического воспитания формирование эстетических вкусов и идеалов личности. И, наконец, в-четвертых, - развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного.
    Своеобразное  понимание сущности эстетического  воспитания обуславливает и различные  подходы к его целям. Поэтому  проблема целей и задач эстетического  воспитания требует особого внимания. В процессе исследования мы обратили внимание, что часто среди педагогов бытует ошибочное мнение о тождестве эстетического и художественного воспитания. Однако эти понятия необходимо четко разграничивать. Так, например, В.Н. Шацкая ставит перед эстетическим воспитанием следующую цель: "Эстетическое воспитание служит формированию… способности активного эстетического отношения учащихся к произведениям искусства, а также стимулирует посильное участие в создании прекрасного в искусстве, труде, в творчестве по законам красоты" (16; 14). Из определения видно, что автор важное место в эстетическом воспитании отводит искусству.
    Искусство - это часть эстетической культуры, как художественное воспитание часть  эстетического, часть важная, весомая, но охватывающая только одну сферу человеческой деятельности. "Художественное воспитание есть процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им и способность по возможности творить в искусстве" (26; 61).
    Эстетическое  же воспитание гораздо шире, оно  затрагивает как художественное творчество, так и эстетику быта, поведения, труда, отношений. Эстетическое воспитание формирует человека всеми эстетически значимыми предметами и явлениями, в том числе и искусством как его самым мощным средством. Эстетическое воспитание, используя для своих целей художественное воспитание, развивает человека в основном не для искусства, а для его активной эстетической жизнедеятельности.
    В "активизации способности творчески  трудиться, достигать высокой степени  совершенства своих результатов  труда, как духовного, так и физического" видит цель эстетического воспитания Л.П. Печко (18; 16). Где в литературе Печко?
    Н.И. Киященко придерживается той же точки  зрения. "Успех деятельности личности в той или иной области определяется широтой и глубиной развития способностей. Вот почему всестороннее развитие всех дарований и способностей личности есть конечная цель и одна из основных задач эстетического воспитания" (10; 29). ?
    Главное - воспитать, развить такие качества, такие способности, которые позволят личности не только достигнуть успеха в какой либо деятельности, но и  быть творцом эстетических ценностей, наслаждаться ими и красотой окружающей действительности. Широкое понимание эстетического воспитания имеет в педагогике давнюю традицию. Уже в первых постановлениях Советской власти о школе (1918 г.) сказано, что эстетическое воспитание отнюдь не представляет собой преподавания «упрощенного детского искусства», под ним разумеется «систематичное развитие органов чувств и творческих способностей, что расширяет возможность наслаждаться красотой и создавать ее».
    Для 30-х годов характерно противопоставление или параллельное существование двух сторон педагогического процесса: обучения и творчества как средств приобщения детей к художественной деятельности. В разработке вопросов эстетического воспитания в этот период значительная роль принадлежала Е.Флериной, Н.Сакулиной.
    В 50-е годы преобладали определения, которые ограничивали предметную сферу  эстетического воспитания, представляли его только как воспитание искусством.
    К 60-м годам на основе проведенных  научных исследований и обобщения передового опыта окончательно складывается система эстетического воспитания детей дошкольного возраста, получившая отражение в «Программе воспитания в детском саду» (1962 г.). В этом документе впервые сделана попытка показать весь процесс воспитания, единство психического и физического развития ребенка с первых месяцев его жизни до семи лет, определить формы организации детской деятельности в игре и на занятиях, в быту и труде и, таким образом, помочь выявлению художественных способностей детей различных возрастов. В настоящее время эстетическое воспитание понимается в широком плане, т.е. наряду с искусством в него включаются эстетическое воспитание средствами действительности и всеми формами жизнедеятельности человека.
    Многообразие  жизни рождает и многообразие видов и жанров искусства. Дети дошкольного возраста знакомятся с графикой, живописью, скульптурой, декоративно-прикладным искусством, литературой и музыкой, каждое из которых имеет свои жанры.
    Дети  также усваивают и основные эстетические понятия, отражающие наиболее существенные эстетические стороны и особенности окружающего мира. Под руководством взрослых дети должны освоить и понять основные критерии прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагического и комического, приобрести знания о них, с тем чтобы овладеть рядом навыков и умений применять их в жизни, следовать им и соответственно выражать свои чувства.
    Основная  эстетическая категория - это категория  прекрасного. В ней выражается оценка не только эстетическая, но и нравственная. Знание о красивом формируется с раннего детства через предметы быта, которые окружают детей, игрушки, произведения искусства. Постепенно к старшему дошкольному возрасту дети овладевают понятием прекрасного и его к явлениям природы, жизни, в оценке деятельности людей и их поступков. Дети начинают понимать, какие поступки оцениваются как прекрасные, какие как безобразные. Они узнают, что прекрасен трудящийся человек, а лодырь безобразен. Дети познают красоту условий труда, а красота продуктов труда учит бережному к ним отношению. Через произведения искусства: стихи, песни, музыку, изобразительное искусство - дети закрепляют знание о прекрасном и овладевают эстетической оценкой: красиво, прекрасно или некрасиво, уродливо, безобразно. Особое значение имеет ознакомление детей с произведениями народного искусства.
    Старшие дети постепенно, через понимание  героического, через романтику подвига  в борьбе и труде овладевают такой  сложной эстетической категорией, как  возвышенное. Старшим дошкольникам доступно понимание и некоторых сторон трагического, которое тесно связано с прекрасным и возвышенным. Трагическое выступает как поражение и гибель прекрасного в борьбе с противостоящими ему силами. Эстетически положительно оцениваются именно те участники трагического столкновения, которые несут знамя прогресса, способствуют движению человеческого общества вперед.
    Осваивают дети и категорию комического, смешного. Комическое в действительности - это  своеобразный отход от нормы, нарушение  законов красоты, единства формы  и содержания. При этом осмеяние отживающего - своеобразная форма борьбы за эстетический идеал, за прекрасное. В комизме отражаются противоречия между старым и новым, между должным, желаемым и реально существующим. Для выражения комизма в реальной жизни и в искусстве используют много средств. Детям дошкольного возраста в значительной степени доступен юмор - смешное в различным, в том числе и «безобидных» его проявлениях.
    Знания  о различных видах искусства  детям сообщают уже с раннего  детства. Декоративная игрушка, картинка, музыка, книги входят в жизнь ребенка очень рано. Старшим дошкольникам сообщаются знания не только о видах, и о жанрах изобразительного, литературного, музыкального искусства. Содержание знаний об изобразительном искусстве включает знания о книжной иллюстрации, эстампе, живописи, скульптуре, аппликации, декоративно-прикладном народном искусстве, пейзаже, натюрмортах, портрете и т.д. У детей формируют знания о различных выразительных средствах искусства (в скульптуре, например, материал, поза, жест, движения и т.п.).
    На  протяжении дошкольного возраста формируются  также знания о музыке: вокальной  и инструментальной, разнообразии ее тематики, жанре, структуре отдельных  произведений, средствах музыкальной  выразительности, различных музыкальных  инструментах. Дети знакомятся с народными песнями и танцами, хороводами, произведениями классической и современной музыки.
    Условием  и средством эстетического воспитания является искусство: изобразительное, музыка, литература, архитектура, театр. Раннее приобщение детей к настоящему высокому искусству способствует зарождению детской душе поистине эстетического восприятия действительности. Почему-то бытует мнение, что маленькому ребенку недоступно понимание произведений великих художников, что для детей должно быть особое упрощенное «искусство». А вот 4-летняя девочка идет по  залам Третьяковской галереи и вдруг сама, без единого намека со стороны взрослых останавливается у картины «Княжна Тараканова». Она поражена изображенным, задает массу вопросов, возвращается к картине снова и снова. Что это? Ведь К.Д. Флавицкий писал свое произведение не для детей. И ни в одной методической книге не найдете рекомендаций к ее рассматриванию с детьми. А впечатлительный ребенок заметил страх и муку в лице княжны и боится вместе с нею воды и крыс. Очень сильное впечатление. Нужно ли ограждать от него ребенка? Вряд ли. Сила искусства пробудила в девочке лучшие человеческие чувства - сострадание, сочувствие.
    Мир музыки особенно привлекателен для  ребенка. Еще в утробе матери будущий  человек начинает реагировать на музыкальные звуки, и существует предположение, что именно в этот период можно влиять на формирование музыкальности. И уж вне всякого сомнения, первый вид искусства, который воспринимает ребенок и на который он реагирует, - это музыка. Через мелодию колыбельной песни, звуки речи, ее тембр малыш начинает не только различать, дифференцировать окружающий его мир, но и чувствовать его. Он еще долго не сможет осознавать это воздействие музыки, но реагировать будет адекватно: загрустит, даже заплачет, услышав грустную мелодию; засмеется, начнет двигаться под веселую, ритмичную. Влияние музыки на эмоциональную сферу личности бесспорно, хотя механизм этого влияния пока не раскрыт до конца. Несомненно одно - знакомить детей необходимо с лучшими образцами народной и классической музыки. В равной мере это относится к любому виду искусства, с которым знакомится ребенок в детские годы. Еще В.Г. Белинский писал: «Читать дурно выбранные книги для них (детей) и хуже и вреднее, чем ничего не читать».
    Каждый  вид искусства ценен для развития личности. Ученые отмечают, что один и тот же вид искусства ребенок на разных возрастных этапах воспринимает по-разному. Л.С. Выготский в работе «Воображение и творчество в детском возрасте» указывает, что в дошкольном возрасте дети более всего склонны к восприятию музыки, им свойственны желание лепить, рисовать, они овладевают речью. Воздействие каждого вида искусства в наших программах эстетического воспитания и развития ребенка изучается отдельно. А между тем любое искусство синтезирует в себе возможности гармонического сочетания разных искусств при решении одной задачи. Вы делаете анализ литературы. А если расписываете средства эст воспитания, то лучше это сделать в 1.2. или 1.3.
    На  восприятие произведений изобразительного искусства, например, могут оказывать влияние музыка, художественное слово. Именно благодаря синтезу искусств может развиваться «полифоническое воображение» (Б.П. Юсов). Программа эстетического развития, построенная на основе не изолированных, а взаимосвязанных искусств, более соответствует природе маленького ребенка (Н.А. Ветлугина, Е.А. Дубровская).
    Помимо  формирования эстетического отношения  детей к действительности и искусству, эстетическое воспитание параллельно  вносит вклад и в их всестороннее развитие. Эстетическое воспитание способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе. Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности. Таким образом, наиболее удачно, на наш взгляд, отразил цель эстетического воспитания Рукавицын М.М., который считает: "Конечная цель [эстетического воспитания] - гармоничная личность, всесторонне развитый человек… образованный, прогрессивный, высоконравственный, обладающий умением трудиться, желанием творить, понимающий красоту жизни и красоту искусства" (21; 142). Эта цель также отражает и особенность эстетического воспитания, как части всего педагогического процесса. При анализе эстетической жизни ребенка мы должны иметь в виду то же, что лежит в основе характеристики моральной сферы у ребенка, именно, что эстетическая сфера есть форма жизни, определяемая особой обстановкой. Она захватывает и чувства и интеллект и активность, и это значит, что мы имеем здесь дело с целостной сферой, с особым типом миропонимания. Как и взрослые, так и дети эстетически живут - «прежде всего в своем эстетическом опыте, в восприятии прекрасного, в живом энтузиазме, который загорается от этих встреч с прекрасным в слиянии с ним».(146)
    Таким образом, ………что показал анализ психолого-педагогической литературы ?…Что он дал для  вашего исследования…………. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.2. Элементы народного творчества в эстетически развивающей среде ДОУ
    Вот сюда средства эст воспитания и перенесите
    Важнейшим условием полноценного эстетического  воспитания является среда, которая  окружает ребенка в детском саду: здание детского сада, участок с его оборудованием и зелеными насаждениями, предметная среда: мебель, игрушки. Своим внешним видом, гармонией линий и форм, цветом, разнообразием содержания они способствуют формированию эстетического восприятия, эстетических чувств, оценок, основ эстетического вкуса.
    Вторым, не менее важным условием, является насыщенность быта произведениями искусства: картины, эстампы, скульптура, произведения декоративно-прикладного искусства, художественная литература, музыкальные  произведения и т.д. Ребенок с раннего детства должен быть окружен подлинными произведениями искусства.
    Третье  условие - активная деятельность самих  детей, т.к. создание эстетической среды  еще не определяет успех эстетического  воспитания ребенка. В детском саду формируется интерес к ближайшей окружающей среде: группа детского сада, музыкальный зал, фойе. Обращать внимание детей на специфику оформления помещений: предметов народной утвари, росписи, элементов старинного уклада. Вызывать у детей стремление поддерживать в порядке уют в группе. Привлекать детей к оформлению групповой комнаты в выбранном народном стиле.
    В организации эстетической развивающей  среды велика роль и педагога и  детей. Среда, оформленная произведениями художественного творчества детей, имеет огромное общеразвивающее и воспитывающее значение. Дети видят каждый своё произведение среди других, могут сравнить, понять их достоинства. Это пробуждает их творческую активность, часто у них возникает желание усовершенствовать свою работу.
    Неотъемлемой  частью развивающей среды в ДОУ является игрушка. При создании эстетической развивающей среды необходимо тщательно подбирать игрушки и. в первую очередь, народные. Игрушки постоянно развиваются, художники создают современные образы: бабенковская, богородская, городецкая, дымковская, загорская, федосеевская филимоновская. Исследованию воспитательного потенциала народной игрушки посвящена фундаментальная  исследовательская работа Александровой Н. С.
    По  словам профессора Т.С. Комаровой (Имя отчество перед фамилией) народное искусство имеет громадное значение в воспитании ребенка: формирует его личность через усвоение народной культуры, в которой ясно обнаруживается любовь к ребенку, забота о нем. Народное искусство передает детям представления народа о красоте, развивает у них эстетическое восприятие, формирует эстетическую оценку и  эстетическое отношение к искусству и окружающей жизни, развивает у детей художественный вкус, способствует развитию эстетических чувств, формированию творческой активности.
    Народное  декоративно - прикладное искусство в целом способствует  интеллектуальному, эмоциональному и художественно-творческому развитию детей. Таким образом, создание эстетической развивающей среды невозможно без широкого включения народного творчества. Важно, чтобы она  была гармоничной и находила отклик в душе ребёнка.
    Элементы  народного творчества не раскрыли  ! Какие же элементы народного творчества используются в эст воспитании?
    И опять вывод по параграфу.
    А какие Вы будете использовать в своей работе элементы? 
 
 
 
 
 
 

    1.3. Предмет, содержание, задачи и методы эстетического воспитания 

    Это тоже теоретический параграф и в  нём  тоже нужны сноски.
    Эстетическое  воспитание есть часть педагогической науки, непосредственной же теоретической  основой его является эстетика. Педагогика определяет эстетическое воспитание как развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, как воспитание стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развитие творческих способностей.
    Эстетическое  воспитание — процесс приобщения человека ко всему прекрасному, что  есть в окружающей жизни, природе, искусстве. Это формирование у человека возвышенных  чувств и поведения. Эстетическое воспитание тесно связано с нравственным, но у него есть и своя специфика — это приобщение к искусству.
    Эстетическое  воспитание включает:
    знание законов, по которым создаются произведения искусства;
    воспитание в человеке желание познать мир прекрасного;
    развитие творческих способностей.
    Значение  эстетического воспитания заключается  в том, что оно делает человека благороднее, формирует положительные  нравственные чувства, украшает жизнь.
    В дошкольном воспитании мы приобщаем  детей к прекрасному, но надо понимать, что ребенок не может до конца понять, где истина прекрасного, а где подделка.
    Взрослым  необходимо знать особенности эстетического  воспитания:
    рассказывая о прекрасном, воспитатель акцентирует внимание на чувствах, а не на содержании.
    эстетическое чувство воспитатель связывает с сенсорным развитием, т.к. красота всех предметов в единстве формы, цвета, величины, линии и звуков. Следовательно, надо организовывать дидактические игры по сенсорному воспитанию детей.
    ребенок подражателен, поэтому воспитатель должен давать только положительные примеры для подражания.
    Задачи эстетического воспитания по программе:
    воспитывать у детей желание узнать мир прекрасного. Воспитывать художественный вкус, т.е. радовать не только яркому, броскому, но уметь давать оценку, выражать свое мнение.
    воспитывать эстетику поведения.
    развивать художественное творчество в детях: уметь петь, лепить, читать стихи и т.д.
    Основные  средства эстетического воспитания:
    Чтобы выполнить намеченные задачи, нужно  отобрать средства.
    окружающая действительность, но в ней есть + и -. ? Это что? Больше уделять внимания положительному настроению ребенка, развивать желание действовать и развивать воображение..
    занятия: музыка, изобразительная деятельность, развитие речи.
    эстетика быта.
      Но эстетические переживания  вызывают затем сложную психическую работу, сохраняющую эту определенность эстетическим опытом. Они вызывают, с одной стороны, эстетическое мышление, с другой стороны, эстетическое творчество. Детство, можно сказать, насыщено переживаниями, порывами к эстетическому творчеству, оно как бы окрашено эстетической радостью, восторгами, доходящими до экстаза. У детей слабо развито эстетическое мышление, и это кладет яркую печать на своеобразие.
    Психологические основы эстетического воспитания.
    Эстетические  свойства личности не являются врожденными, но начинают развиваться с самого раннего возраста в условиях социального окружения и активного педагогического руководства. В процессе эстетического развития происходит постепенное освоение детьми эстетической культуры нашего общества, формирование эстетического восприятия, а также представлений, понятий суждений, интересов, потребностей, чувств, художественной деятельности и творческих способностей.
    При анализе эстетической жизни ребенка  мы должны иметь в виду то же, что  лежит в основе характеристики моральной сферы у ребенка, именно, что эстетическая сфера есть форма жизни, определяемая особой обстановкой. Она захватывает и чувства, и интеллект, и активность, и это значит, что мы имеем здесь дело с целостной сферой, с особым типом миропонимания. Как и взрослые, так и дети эстетически живут - «прежде всего в своем эстетическом опыте, в восприятии прекрасного, в живом энтузиазме, который загорается от этих встреч с прекрасным, в слиянии с ним»3. Но эстетические переживания вызывают затем сложную психическую работу, сохраняющую эту определенность эстетическим опытом. Они вызывают, с одной стороны, эстетическое мышление, с другой стороны, эстетическое творчество. Детство, можно сказать, насыщенно переживаниями, порывами к эстетическому творчеству, оно как бы окрашено эстетической радостью, восторгами, доходящими до экстаза. У детей слабо развито эстетическое мышление и это кладет яркую печать на своеобразие детской эстетической жизни; не без связи с этим стоит чрезвычайная широта эстетического опыта у детей. Все в мире - и большое, и малое, и мертвое, и живое, и звезды, и небо - «все восхищает дитя, влечет его к себе, все наполняет его радостным волнением, все нравится ему без всякой мысли о возможном его использовании»Можно поэтому утверждать, что отношение ребенка к миру носит по преимуществу эстетический характер: эстетическая установка доминирует в детской душе. Тут есть глубокая связь с тем, что детство, по преимуществу заполнено играми, т.е. деятельностью, сознаваемая цель которой заключается в самом процессе деятельности, свободной и в субъекте игры и в ее объекте.
    Психология  игры не только близка, но и можно  сказать, идентична психологии эстетической жизни. Слабый еще интеллект не выносит  трезвого и критического отношения  к действительности. «Радостно и свободно глядит ребенок на мир, не думая извлекать из него пользы, не превращая его в «проблему», загадку, - а прежде всего и больше всего любуясь им, радуясь тому прекрасному, что в нем находит». Эстетическая жизнь ребенка замечательна своим универсализмом - и этим наиболее отлична она от эстетической жизни взрослого; все прекрасное, в какой бы ни было форме, привлекает и увлекает ребенка. Дошкольник любит и музыку, и сказку, и рисование, и лепку, и танцы, и сценическое представление. Другая, в высшей степени характерная черта детской эстетической жизни заключается в творческом ее характере: ребенок никогда не может ограничиться эстетическим восприятием.
    К трем годам отчетливо проявляются  эстетические чувства. Малыш переживает характер музыки: веселой и грустной, плавной и бодрой. Он радуется украшениям, красивой одежде, цветущим растениям. Восторг вызывает все яркое и блестящее, но ребенок учится отличать красивое от некрасивого, гармоничное от дисгармоничного.
    Сначала ребенок выделяет красивое, подражая взрослому, который обращает внимание на эстетические объекты: «Посмотри, как красиво». Но быстро сам начинает замечать красоту в окружающем и привлекает взрослого к своим переживаниям. Чем дальше идет развитие ребенка, тем ярче и сильнее выступает в нем эстетическая жизнь. Хотя нам мало доступен мир ребенка в течение раннего детства, но для нас бесспорно, что ребенок любит и людей, и природу - и все его отношения к людям и к миру окрашено эстетическими переживаниями. Эволюция эстетических переживаний в течение детства заключается в том, что они охватывают все большую сферу, что объем их все ширится.
    Развитие  эстетических чувств связано со становлением собственной художественно-творческой деятельности детей и художественного  восприятия. Эстетические чувства детей взаимосвязаны с нравственными. Ребенок одобряет прекрасное и доброе, осуждает безобразное и злое в жизни, искусстве, литературе. Н.А.Ветлугина писала: «...Нельзя научить ребенка правде, добру без формирования у него понятий «красивое» и «некрасивое», «истинное» и «ложное», нельзя научить его стремиться к защите правды, добра, не сформировав у него эмоциональный протест против зла и лжи, умение ценить прекрасное и доброе в людях».
    В среднем дошкольном возрасте происходит существенное развитие детского восприятия, его точности и дифференцированности. Вместе с тем эстетическое восприятие продолжает характеризоваться фрагментарностью; оно тесно связано с личным опытом ребенка, его интересами. Дети способны к элементарной эстетической оценке художественного образа, к осознанию некоторых эстетических средств, постепенному проникновению во внутреннюю сущность изображаемого, например, в построение произведения искусства. Дошкольники замечают связь между содержанием произведения и его выразительно-изобразительными средствами.
    К концу старшего дошкольного возраста ребенок может более сосредоточенно слушать музыкальные и литературные произведения, рассматривать произведения изобразительного искусства, а также, более глубоко их воспринимать, сопереживать, сочувствовать положительному, доброму и осуждать зло. У ребенка развивается музыкальный и поэтический слух. У детей проявляются устойчивые предпочтения к определенным жанрам музыкальных, литературных и изобразительных произведений.
    Активно развиваются художественно-творческие способности, дети сами придумывают загадки, сказки, песни, сочиняют стихи, создают аппликацию, рисуют. У них проявляется оценочное отношение к творческим проявлениям как своих сверстников, так и своим собственным. Постепенно, благодаря обучению, у детей формируется эмоциональная отзывчивость на различные выразительные средства в их сочетании, на простейшие художественные образы. Дети начинают не только видеть, но и осознавать первоначальные эстетические качества в произведениях искусства. Они в состоянии заметить более тонкие различия, делать более тонкие сопоставления, найти выразительные слова. Дети запоминают поэтические образы из художественных произведений и используют их в своей речи.
    У них формируется интерес к  красивому в окружающей жизни и искусстве, к различным видам художественной и игровой деятельности. У детей наблюдается яркое выражение эмоциональной восприимчивости к поведению литературного героя, хотя скрытые мотивы его поведения детьми еще не осознаются. Также большой вклад в эстетическое воспитание детей вносят их творческие способности. Они проявляются не только когда они занимаются ручным трудом, но и во время различных представлений и развлечений.
    Развлечения, являясь формой активного отдыха, становятся радостным событием для ребенка, способствуют проявлению у него положительных эмоций, поднимают настроение и, в то же время, они объединяют все виды искусства, дают возможность творчески использовать их, вызывают у детей эмоциональный отклик при восприятии поэтического слова, мелодии, изобразительных и художественных образов.
    Многие  поэтические и музыкальные произведения, подобранные по темам, например о  природе родного края, могут составить  содержание лирических концертов («Березонька  моя», «Зимушка-зима»), на которых дети еще раз встретятся во стихами и песнями, слышанными или выученными ранее на занятиях. Узнавание произведений всегда доставляет маленьким зрителям большую радость.
    В содержание эстетического воспитания входит и формирование у детей элементарных знаний о художественной литературе: русской и зарубежной. Дети приобретают знания о стихах, рассказах, фольклоре: поговорках, загадках, былинах, учатся понимать выразительные средства литературных произведений (реалистических, сказочных, лирических, героических, юмористических и т.д.).
    Дети  старшего дошкольного возраста знакомятся с именами известных русских  писателей, художников, композиторов, иллюстраторов детских книг.
    Наряду  с усвоением знаний в содержание эстетического воспитания включается и приобретение детьми эстетических навыков и умений, которые также связаны с формированием эстетических эмоций, чувств и отношений. В области музыкальной деятельности дети овладевают навыками культуры слушания музыки, а также несложными исполнительскими навыками: певческими, музыкально-двигательными, навыками игры на детских музыкальных инструментах. В изобразительной деятельности дети приобретают навыки умения наблюдать за явлениями и предметами окружающего мира. Дети также учатся рассматривать произведения изобразительного искусства и анализировать их содержание и выразительные средства (композиция, колорит и др.), различать жанры.
    В современной «Программе воспитания и обучения в детском саду»  под редакцией М. А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой записано: «Развивать эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятие, интерес к искусству.»
    Эстетическое  воспитание - это формирование в  человеке эстетического отношения  к действительности и активизации  его до творческой деятельности по законам красоты. Специфическое содержание эстетического воспитания можно определить как целенаправленный, организованный и контролируемый педагогический процесс формирования в личности эстетического отношения к действительности и эстетической деятельности. Эстетическое воспитание само по себе осуществляется лишь в тесном единстве со всеми другими видами воспитания.
    В современных условиях в детском  саду выдвигаются следующие задачи эстетического воспитания:
    1. Систематически развивать восприятие прекрасного, эстетические чувства, представления детей. Все виды искусства, природы и быт способствуют этому, вызывают непосредственную эмоциональную отзывчивость, радость, волнение, восхищение, увлеченность.
    2. Приобщать детей к деятельности в области искусства, воспитывая у них потребность и привычку посильно вносить элементы прекрасного в быт, природу, общественные отношения.
    3. Формировать основы эстетического вкуса детей и способность самостоятельно оценивать произведения искусства и явления жизни.
    4. Развивать художественно-творческие способности детей.
    5. Подвести детей к понятиям «народное искусство», «виды и жанры народного искусства»
    6. Расширять представления детей  о народном искусстве, фольклоре,  музыке и художественных промыслах.  Развивать интерес к участию в фольклорных праздниках.
    Основная  задача эстетического воспитания состоит  в формировании творческого отношения  к действительности. Развитие эстетического  восприятия, эстетических и художественных способностей, эстетической и художественной деятельности опирается на современное развитие сенсорных систем, деятельность различных анализаторов, обеспечивающих необходимую точность и точность дифференцировок.
    Решение задач эстетического воспитания тесно связано с формированием  у детей таких качеств, как  инициативность, умение предвидеть определенные результаты, стремиться к ним, умение мечтать.
    Задачей всякого воспитания является формирование в личности определенных потребностей. В нашем случае речь идет о формировании эстетической потребности, которую  мы определяем как потребность человека в красоте и в действительности по законам красоты. Воспитателю следует обратить внимание, во-первых, на широту эстетической потребности, т.е. способность личности эстетически относиться к возможно большему кругу явлений действительности; во-вторых, на качество эстетической потребности, которое выявляется в уровне художественного вкуса и идеала; в-третьих, на активную творческую деятельность, как исполнительскую, так и авторскую, касающуюся не только искусства, но и всех форм деятельности человека. Перечисленные признаки можно считать критерием эстетической воспитанности личности.
    Эстетическим  вкусом называется относительно устойчивое свойство личности, в котором закреплены через посредство эстетической информации объективные нормы и субъективные предпочтения, служащие личностным критерием для эстетической оценки.
    Эстетический  идеал - это конкретно - историческое представление людей о высокой, должной красоте и их деятельность по ее достижению. Работа по эстетическому воспитанию в детском саду тесно связана со всеми сторонами воспитательного процесса, формы организации ее очень разнообразны, и результаты проявляются в различных видах деятельности. Работа эта предусматривает:
    - воспитание эстетического отношения  к окружающей действительности через ознакомление с общественными и природными явлениями в быту, в процессе труда, игры; эстетическое воспитание средствами искусства.
    Эстетическое  воспитание не может решать суммой отдельных мероприятий. Оно представляет сложный процесс формирования личности, активного освоения явлений жизни и искусства, что требует создания научно разработанной системы. Эстетическое воспитание вытекает из ее сущности и задач, она определяется содержанием эстетического и художественного воспитания. Важной стороной ее является эстетическое воспитание действительностью, жизнью.
    Жизненной правдой называют народное творчество, его глубина и сокровенность притягивают к себе всё больше детских и взрослых сердец.
    Архитектурный облик городов, садов, парков, детских  садов и т.д. создают эстетическую атмосферу, способствуют формированию художественного вкуса.
    Трудовые  занятия, труд дошкольников несомненно имеют свои эстетические свойства.
    Жизненный уклад, быт, традиции находят свое выражение  в эстетике быта, красоте традиций.
    В научно-теоретической разработке системы  эстетического воспитания, ее практическом осуществлении необходимо учитывать  возрастные психологические особенности  детей, интересы, запросы, современный  уровень художественного развития молодого поколения, доступность, систематичность и последовательность содержания.
    В основе методики эстетического воспитания лежит совместная деятельность педагога и ребенка по развитию у него творческих способностей к восприятию художественных ценностей, к продуктивной деятельности, осознанного отношения к социально, природной, предметной среде. Эстетическое восприятие жизненных явлений всегда индивидуально и избирательно. В основе его лежит эмоциональный отклик на прекрасное. Ребенок всегда откликается на красивое в природе, предметном мире, искусстве, на добрые чувства людей. Большое значение при этом имеют личный опыт малыше, его побуждения, стремления, переживания.
    Методы эстетического воспитания очень разнообразны. Они зависят от многих условий: объема и качества художественной информации, форм организации и видов деятельности, возраста ребенка.
    Педагогическая  наука и практика определяет ряд  наиболее эффективных методов, способствующих формированию у детей эстетических чувств, отношений, суждений, оценок, практических действий:
    метод убеждения, направленный на развитие эстетического восприятия, оценки, первоначальных проявлений вкуса;
    метод приучения, упражнения в практических действиях, предназначенных для преобразования окружающей среды и выработки навыков культуры поведения;
    метод проблемных ситуаций, побуждающих к творческим и практическим действиям;
    метод побуждения к сопереживанию, эмоционально-положительной отзывчивости на прекрасное и отрицательное отношение к безобразному в окружающем мире.
    В дошкольном детстве широко применятся игровые методические приемы. Ребенок успешнее усваивает разнообразную деятельность, если воспитатель создает игровые ситуации, если художественный материал представлен в увлекательной форме, если между детьми возникают игровые соревнования.
    Важнейшее значение игры заключается в том, что она является такой формой организации жизни детей, при которой складываются определенные взаимоотношения между ними, формируются их чувства, в том числе эстетические. Часто простые по своей сути потешки, их инсценирование, доставляют много радости детям и в то же время развивают их наблюдательность, воображение, фантазию, обостряют восприятие прекрасного.
    В целом лишь комплекс всевозможных методов  может обеспечить полноценное эстетическое развитие ребенка. Эстетический вкус развивается и в процессе привлечения внимания ребенка к явлениям повседневной жизни, к предметам окружающего быта.
    Творческие  способности у детей проявляются  при занятиях ручным трудом, которые  дают детям углубленные знания о  качестве и возможностях различных материалов, способствуют закреплению положительных эмоций, стимулируют желание трудиться. В большей мере эстетическому воспитанию детей способствуют спектакли, театрализованные представления, концерты. Условием и средством эстетического воспитания является и художественная деятельность дошкольников, как организованная воспитателем, так и самостоятельная. Известно, что воспитание ребенка в деятельности -одна из закономерностей воспитания. Художественной деятельность называется тогда, когда она непосредственно связана с видами искусств: театрализованные игры, словесно-художественное творчество, музицирование, изобразительная и декоративно-прикладная практика, дизайн.
    В художественной деятельности, как правило, присутствуют воспроизводящий (репродуктивный) фактор и творческий. И следует отмстить, что и тот, и другой необходимы и взаимосвязаны - ребенок не может творить, не научившись воспроизводить, репродуцировать.
    Все названные выше средства эстетического воспитания - быт, природа, искусство, деятельность - эффективны как сами по себе, так и во взаимосвязи. При отборе средств воспитатель опирается на специфику самого средства, на его потенциальные педагогические возможности, учитывает характер задачи, для решения которой избирается средство, и, конечно, принимает во внимание возрастные и индивидуальные особенности развития детей. При этом важно помнить, что при использовании средств воздействия нельзя забывать о чувстве меры. Надо искать и находить золотую середину. Перенасыщение так же вредно для развития, как и недостаток эмоционального опыта.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.