На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Лекции по "Аудиту"

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 22.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
тема 1. Необходимость и  сущность внутрифирменных  стандартов 

     Развитие  и становление аудита в России доказало востребованность и значимость его услуг для успешного укрепления рыночных отношений.  Принимая решение о заключении хозяйственных договоров с партнерами, о вложении средств, в развитие разных сегментов бизнеса, о выборе направлений развития субъекты хозяйствования опираются на информацию, получаемую из бухгалтерской отчетности, считая ее достоверной. В этой связи аудиторы являются, в определенной мере, посредниками между субъектами хозяйствования и, выражая свое мнение о достоверности отчетности, они снижают информационный риск принятия финансовых решений.
     Принятие  в 2001 году закона «Об аудиторской  деятельности» определило новый этап в развитии аудита, когда в центр внимания была поставлена задача повышения качества аудиторских услуг, чему способствовали принятые законодательные решения о повышении требований к квалификации аудиторов, более жесткий контроль над качеством оказываемых ими услуг.
Большую роль в обеспечении должного качества аудиторской работы играют разрабатываемые  с 1996 года  стандарты (правила) аудиторской  деятельности. Законодательное регулирование, принятие ряда принципиальных постановлений Правительства об организации аудиторской деятельности и утверждение федеральных стандартов создало надежную основу нормативного регулирования аудита.
     В России разработка национальных стандартов осуществляется путем адаптации  международных стандартов аудита к национальным особенностям с учетом конкретных экономических условий.
     Однако  принципиальное повышение качества аудиторских проверок может обеспечить реальное использование и выполнение установленных требований, что реализуется  непосредственно в аудиторских фирмах.
     Наличие у аудиторской фирмы внутрифирменных стандартов для проведения аудиторской проверки не вызывает сомнений. Отсутствие необходимого качества на рынке аудиторских услуг негативно сказывается на дальнейшем повышении доверия к аудиторам и консультантам.
     Стандарты аудиторской деятельности - это единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита, а также сопутствующих ему услуг. Помимо этого стандарты включают в себя положения о порядке подготовки аудиторов и оценке их квалификации (п. 1 ст. 9 Федерального закона от 07.08.01 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»).
     Внутренние  правила аудиторской организации  определяют единые требования к порядку  проведения аудита и его качеству. К ним относятся принятые и  утвержденные в организации инструкции, методические разработки, пособия и другие документы, раскрывающие внутренние подходы фирмы к осуществлению аудита.
     Разработка  внутренних стандартов обязательна  для аудиторской организации, если это прямо предусмотрено общероссийскими правилами (стандартами). Это положение содержится в пункте 1.4 Требований, предъявляемых к внутренним стандартам аудиторских организаций, одобренных Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 20.10.99 (протокол № 6).
     Аудиторская организация должна сформировать пакет внутренних стандартов, отражающий ее собственный подход к проводимым проверкам и составляемым заключениям, исходя из общеустановленных принципов организации и проведения аудита (п. 2.2 Требований).
     Наличие внутрифирменных стандартов у аудиторских фирм является залогом их конкурентоспособности и выхода на высокий профессиональный уровень оказания услуг. Поэтому, несмотря на определенные трудности в создании внутрифирменных стандартов, российским аудиторским компаниям все же необходимо заниматься их созданием, либо приобрести готовые технологии проведения аудита, которые в настоящее время уже появились на отечественном рынке.
     Применение  внутренних стандартов позволяет аудиторам:
     - соблюдать требования правил (стандартов) аудиторской деятельности,
     -рационально  организовать технологию проведения  аудита, уменьшить трудоемкость  аудиторских работ, обеспечить дополнительный контроль за работой ассистентов аудитора,
     - внедрять в аудиторскую практику  научные достижения и новые  технологии,
     - обеспечить высокое качество  аудиторской работы,
     - снизить аудиторский риск,
     - следовать этическим нормам профессионального  поведения.
     Внутрифирменные стандарты определяют общий подход аудиторской организации к проведению аудита независимо от условий, в которых проводится аудит.
Правилом "Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций" выделены шесть групп, объединяющих правила (стандарты),
     Аудиторская организация может сама устанавливать  перечень внутренних стандартов, сроки и порядок их разработки и внедрения (п. 2.15 Требований). Аудиторская организация должна сформировать пакет внутренних стандартов, отражающий ее собственный подход к проводимым проверкам и составляемым заключениям, исходя из общеустановленных принципов организации и проведения аудита (п. 2.2 Требований).
     Действующие федеральные стандарты не регламентируют порядок разработки и структуру  внутрифирменных стандартов по технологии аудита. Общие рекомендации по содержанию, примерной структуре, реквизитам и приложениям к внутрифирменным стандартам содержатся в ПСАД «Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций» (одобрены Комиссией по аудиторской   деятельности при Президенте РФ 20 октября 1999г., протокол N6). В приложении №2 к данному стандарту приведена примерная форма (структура) внутреннего стандарта аудиторской организации. 
  Разработки непосредственно методики (технологии) аудита, перечня и внутреннего содержания рабочих документов, тестов и вопросников, используемых в ходе аудита, является делом самой аудиторской организации.
     При разработке внутрифирменных стандартов можно также воспользоваться  следующими рекомендациями, содержащимися в ПСАД «Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций»:
     1) для обеспечения эффективной работы по созданию системы внутрифирменных стандартов аудиторской организации целесообразно создание внутри аудиторской организации Методического совета или иного специального коллегиального органа.
привлечение к разработке внутрифирменных стандартов специалистов других служб (департаментов, отделов) аудиторской организации, а также специалистов, не являющихся штатными сотрудниками аудиторской организации. В качестве составляющих элементов внутренних стандартов аудиторской организации могут быть приняты методики и разработки, утвержденные профессиональными аудиторскими объединениями и организациями, а также государственными органами.
     При разработке внутрифирменного стандарта  аудита желательно предусмотреть возможность его использования специалистами аудиторской фирмы в виде программного продукта. Это позволит аудиторам эффективно использовать внутрифирменный стандарт, что в итоге существенно снизит время на проверку, оформление документации и проведение контроля качества.
Создание  системы внутрифирменных стандартов аудита является достаточно сложным и трудоемким процессом, который представляет собой научно-исследовательские изыскания, дающие теоретическую и практическую основу для проведения аудита на высоком профессиональном уровне.
     Иностранные аудиторские компании, особенно компании “большой четверки”, работающие на российском рынке, имея долголетний опыт работы, наработали методологическую базу проведения аудиторских проверок и контролю качества, что делает их серьезными конкурентами для российских компаний.
     В настоящее время внутрифирменный  стандарт аудита имеют крупные российские фирмы. Средние и мелкие фирмы  не могут позволить себе создание внутреннего стандарта аудита собственными средствами в силу его высокой стоимости.
     Внутрифирменные стандарты аудита должны удовлетворять следующим требованиям:
     - целесообразности,
     - преемственности и непротиворечивости,
     - логической стройности,
     - полноты.
     При разработке стандартов необходимо учитывать, что в них должны использоваться одни и те же термины. В связи с этим рекомендуется взять за основу перечень терминов и определений, используемых в правилах (стандартах) аудиторской деятельности. По мере необходимости его можно самостоятельно дополнять нужными терминами (п. 2.11 Требований).
     Аудиторская организация может сама устанавливать перечень внутренних стандартов, сроки и порядок их разработки и внедрения (п. 2.15 Требований). Однако, если в правилах (стандартах) аудиторской деятельности есть прямые указания на то, что некоторые моменты требуют дополнительного утверждения в качестве внутренних стандартов, аудиторская организация обязана обеспечить выполнение данного указания в первоочередном порядке.
     Аудиторская компания может установить обязательные по выполнению и рекомендуемые для  использования при проведении аудита положения внутренних стандартов (п. 4.5 Требований).
Внутренние  стандарты могут быть отнесены к  коммерческой тайне организации. Это  разрешает сделать Федеральный  закон от 29.07.04 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне».  
 

Тема 2. Внутрифирменное управление 

     Профессиональные  сотрудники аудиторской организации  могут быть разделены на следующие категории:
     - руководитель аудиторской организации,
     - руководители аудиторских проверок,
     - старшие аудиторы,
     - рядовые участники аудиторских  проверок.
Участники аудиторской группы:
     а) должны выполнять процедуры контроля качества, применяемые к конкретному  заданию по аудиту;
     б) должны предоставлять аудиторской  организации соответствующую информацию, чтобы обеспечить эффективное функционирование системы контроля качества в части соблюдения принципа независимости;
     в) могут полагаться на установленные  в аудиторской организации принципы и процедуры контроля качества.
Руководитель  аудиторской проверки несет ответственность  за качество выполнения каждого задания по аудиту, которым он руководит. Руководитель аудиторской проверки должен контролировать соблюдение этических требований участниками аудиторской группы. Этические требования, применяемые к аудиторским проверкам, установлены Кодексом этики аудиторов России. Руководитель аудиторской проверки должен формулировать вывод о соблюдении требований независимости, применяемых к конкретному заданию по аудиту, при этом ему необходимо:
     а) получить информацию от аудиторской  организации и, если уместно, от сетевых  организаций с целью выявления и оценки обстоятельств и взаимоотношений, которые создают угрозы независимости;
     б) оценить информацию о выявленных нарушениях процедур независимости, если таковые имели место, и определить, представляют ли они угрозу независимости для конкретного задания по аудиту;
     в) принять соответствующие меры для  устранения угроз независимости  или сокращения их до приемлемо низкого  уровня, а также своевременно сообщать аудиторской организации о любых таких случаях, чтобы аудиторская организация могла предпринять соответствующие меры;
     г) документально оформлять выводы в отношении независимости, а  также все имеющие отношение  к этому вопросу рассуждения, аргументирующие эти выводы.
Руководитель  аудиторской проверки должен убедиться, что все необходимые процедуры в отношении решения о принятии на обслуживание нового клиента или продолжении сотрудничества с клиентом по конкретному аудиторскому заданию были соблюдены и что были сделаны надлежащие выводы, которые были документально оформлены.
Решение о принятии на обслуживание нового клиента или продолжении сотрудничества с клиентом может быть инициировано руководителем аудиторской проверки или иным лицом.
Руководитель  аудиторской проверки должен убедиться, что участники аудиторской группы обладают соответствующими навыками, профессиональной компетентностью, полномочиями и временем, необходимыми для выполнения задания по аудиту в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и профессиональными стандартами.
Под соответствующими навыками и профессиональной компетентностью подразумевается:
     а) понимание задания по аудиту и  практический опыт выполнения аналогичных  по характеру и сложности заданий, приобретенный посредством обучения и предыдущей работы;
     б) знание и понимание нормативных  правовых актов Российской Федерации и профессиональных стандартов;
     в) знания в области информационных технологий;
     г) знание отраслей, в которых функционирует  клиент;
     д) способность формировать профессиональное суждение;
     е) понимание принципов и процедур контроля качества, установленных в аудиторской организации.
     Руководитель  аудиторской проверки несет ответственность  за распределение работ, надзор и выполнение задания по аудиту в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и профессиональными стандартами, а также за выдачу аудиторского заключения, соответствующего условиям задания.
     Участники аудиторской группы должны понимать цели и задачи выполняемого ими задания по аудиту.
Надзорные функции подразумевают проверку работы менее опытных участников аудиторской группы более опытными, в том числе руководителем аудиторской проверки.
До выдачи аудиторского заключения руководитель аудиторской проверки должен проверить  рабочие документы аудитора и обсудить работу с участниками аудиторской группы, чтобы убедиться в достаточности и надлежащем характере полученных аудиторских доказательств, подтверждающих сделанные выводы.
В случае если в задании по аудиту участвует  несколько руководителей аудиторской  проверки, то у участников аудиторской  группы должно быть ясное представление о функциях и об ответственности каждого руководителя аудиторской проверки.
Руководитель  аудиторской проверки должен:
а) отвечать за организацию получения участниками  аудиторской группы консультаций по сложным и спорным вопросам;
б) убедиться, что участники аудиторской группы имеют возможность в ходе выполнения задания по аудиту получать соответствующие  разъяснения и консультации как  от других, более опытных участников аудиторской группы или лиц, имеющих  соответствующие знания, полномочия и опыт, работающих в аудиторской организации, так и от сторонних компетентных лиц;
в) убедиться, что характер и объем консультаций, а также сделанные на основании  таких консультаций выводы документально оформлены и согласованы с лицами, осуществлявшими консультирование;
г) убедиться, что выводы, сделанные по результатам  консультаций, были применены на практике.
Аудиторская организация может обратиться за консультацией к сторонним компетентным лицам, в частности другим аудиторским  организациям и профессиональным аудиторским объединениям, а также к иным организациям, которые оказывают соответствующие услуги в области контроля качества аудита и сопутствующих аудиту услуг.
Документация, касающаяся проведения консультаций с  компетентным лицом по сложным или спорным вопросам, должна быть согласована лицом, обратившимся за консультацией, и лицом, предоставившим консультацию.
Обзорная  проверка качества выполнения задания  включает объективную оценку значимых суждений, сформированных участниками аудиторской группы и выводов, формирующих основу аудиторского заключения.
Аудиторская организация должна установить систему  контроля качества услуг (заданий), обеспечивающую разумную уверенность в том, что данная аудиторская организация и ее работники проводят аудит и оказывают сопутствующие аудиту услуги в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, внутренними правилами (стандартами) аудиторской деятельности, а также в том, что заключения и иные отчеты, выданные аудиторской организацией, соответствуют условиям конкретных заданий.
Система контроля качества услуг аудиторской организации  должна устанавливать принципы и  процедуры в отношении каждого  из следующих элементов:
а) обязанности  руководства аудиторской организации  по обеспечению качества услуг, оказываемых аудиторской организацией;
б) этические  требования;
в) принятие на обслуживание нового клиента и  продолжение сотрудничества;
г) кадровая работа;
д) выполнение задания;
е) мониторинг.
Принципы  и процедуры контроля качества услуг  должны быть документально оформлены  и доведены до сведения работников аудиторской организации
Аудиторская организация своим распорядительным документом должна установить принципы и процедуры, способствующие поддержанию внутренней культуры, основанной на признании того, что обеспечение качества услуг является первостепенной задачей. Эти принципы и процедуры должны предусматривать ответственность руководства аудиторской организации за систему контроля качества услуг в аудиторской организации.
В аудиторской  организации должны быть установлены  принципы и процедуры, обеспечивающие разумную уверенность в том, что  ее работники соблюдают необходимые  этические требования.
Не реже одного раза в год работники аудиторской организации, обязанные соблюдать независимость, должны предоставлять аудиторской организации письменные подтверждения соблюдения установленных принципов и процедур независимости.
Угроза "привычности" может возникнуть в результате назначения на одно и то же задание, обеспечивающее уверенность, в течение длительного времени одних и тех же работников, осуществляющих руководство заданием на разных уровнях. Поэтому в аудиторской организации должны быть разработаны принципы и процедуры:
а) устанавливающие  критерии, позволяющие своевременно распознать возникшую угрозу "привычности", требующую принятия соответствующих мер безопасности для ее сведения до приемлемого уровня в случаях, когда одни и те же работники назначаются в течение длительного времени на одно и то же задание, обеспечивающее уверенность;
б) предусматривающие  периодическую (не реже одного раза в 7 лет) ротацию работников, осуществляющих руководство аудиторской проверкой одного и того же общественно значимого хозяйствующего субъекта на разных уровнях.
При решении  вопроса о принятии на обслуживание нового клиента или продолжении  сотрудничества с уже существующим клиентом аудиторская организация должна получить информацию, которую считает необходимой в данных обстоятельствах.
При оценке честности руководства потенциального клиента аудиторская организация  должна учитывать, например:
а) личность и деловую репутацию основных собственников потенциального клиента, его руководства, аффилированных лиц, представителей собственника;
б) характер хозяйственных операций клиента, включая  его деловую практику;
в) информацию об отношении основных собственников  потенциального клиента, его руководства, представителей собственника к контрольной  среде или вопросу неадекватного  толкования нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету;
г) насколько  неадекватно низким стремится клиент установить размер денежного вознаграждения аудиторской организации за проведение аудита или оказание сопутствующих аудиту услуг;
д) проявления ненадлежащего ограничения объема аудита;
е) признаки того, что клиент занимается легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или другой криминальной деятельностью;
ж) причины  назначения данной аудиторской организации  и неназначения предшествующего  аудитора.
Информацию  о честности руководства потенциального клиента аудиторская организация  может получать, например, из следующих  источников:
а) общение  с аудиторской организацией, оказывающей  услуги потенциальному клиенту в  текущем периоде или в предшествующие периоды, обсуждение с другими третьими сторонами;
б) запросы  в адрес таких третьих сторон, как банки, организации, оказывающие  клиенту юридические услуги, другие представители финансовых и деловых кругов;
в) иные открытые источники информации.
Если аудиторская организация получает информацию, которая привела бы к отказу от выполнения задания, если бы она стала известна раньше, то принципы и процедуры, связанные с продолжением выполнения задания и сотрудничества с клиентом, должны предусматривать оценку:
а) профессиональной и юридической ответственности, применимой к данным обстоятельствам, включая возможное требование к  аудиторской организации сообщить соответствующую информацию лицу (лицам), которое ее назначило;
б) возможности  отказа от выполнения задания или одновременно от выполнения задания и от дальнейшего сотрудничества с клиентом.
Принципы  и процедуры, установленные аудиторской  организацией, должны охватывать следующие элементы кадровой работы:
а) найм работников;
б) оценка результатов  выполнения работы;
в) профессиональные навыки работников;
г) профессиональная компетентность;
д) профессиональное развитие;
е) повышение  в должности;
ж) оплата труда;
з) оценка нужд работников.
Аудиторская организация посредством установления соответствующих принципов и процедур должна стремиться обеспечить качественное выполнение заданий на постоянной основе. Как правило, это достигается посредством применения соответствующих руководств в бумажной или электронной форме с применением программного обеспечения и стандартизированных форм документов, а также отраслевых и проблемно-ориентированных методических рекомендаций, охватывающих следующие вопросы:
а) инструктаж аудиторской группы перед заданием с целью уяснения и понимания  ее членами целей и задач;
б) порядок  соблюдения применимых стандартов;
в) порядок  надзора за выполнением задания, обучения работников и инструктажа;
г) методы проведения обзорной проверки качества выполнения задания, значимых суждений и выданного  аудиторского заключения или иного  отчета;
д) соответствующее документирование выполненной работы, а также временных рамок и объема обзорной проверки качества выполнения задания;
е) порядок  актуализации принципов и процедур.
Если у  аудиторской организации нет  соответствующих собственных ресурсов, она может обратиться за консультацией к сторонним компетентным лицам:
а) другим аудиторским  организациям;
б) профессиональным аудиторским объединениям и регулирующим органам;
в) иным организациям, которые оказывают соответствующие  услуги в области контроля качества аудиторских и сопутствующих аудиту услуг.
Прежде чем  заключать договор на оказание услуг  по контролю качества, аудиторская  организация должна оценить, соответствует  ли обстоятельствам профессиональная компетентность стороннего лица.
Документация, касающаяся проведения консультаций по сложным или спорным вопросам с компетентным лицом, должна быть согласована обеими сторонами - лицом, обратившимся за консультацией, и лицом, предоставившим консультацию. Документация должна быть достаточно полной и детальной, чтобы раскрывать:
а) предмет  консультации;
б) результаты консультации, включая все принятые решения, основания для этих решений  и способы их применения на практике.
В аудиторской  организации должны быть установлены  принципы и процедуры в отношении  порядка разрешения разногласий между членами аудиторской группы и лицом, предоставляющим консультации, или между руководителем задания и лицом, осуществляющим обзорную проверку качества выполнения задания. Процесс разрешения разногласий должен быть документально оформлен и применим на практике.
В аудиторской  организации должны быть разработаны  принципы и процедуры в отношении  проведения обзорных проверок качества выполнения определенных видов заданий с целью объективной оценки значимых суждений и выводов аудиторской группы, послуживших основой выданного аудиторского заключения или иного отчета. Такие принципы и процедуры должны:
а) предусматривать  проведение обзорных проверок качества выполнения всех аудитов финансовой (бухгалтерской) отчетности общественно значимых хозяйствующих субъектов;
б) формулировать  критерии, при наличии которых  обзорные проверки качества выполнения задания должны также проводиться и в отношении определенных аудитов, обзорных проверок финансовой информации, других заданий;
в) предусматривать проведение обзорных проверок качества выполнения всех заданий, отвечающих критериям, предусмотренным подпунктом "б" настоящего пункта.
Принципы  и процедуры аудиторской организации  должны запрещать выдачу аудиторских  заключений или иных отчетов до тех пор, пока не будет закончена обзорная проверка качества выполнения задания.
В аудиторской  организации должны быть разработаны  принципы и процедуры, устанавливающие:
а) характер, временные рамки и объем обзорной проверки качества выполнения заданий;
б) критерии и требования, предъявляемые к лицам, осуществляющим обзорную проверку качества выполнения задания;
в) требования к документальному оформлению обзорной проверки качества выполнения задания.
Обзорная  проверка качества выполнения задания, как правило, включает обсуждение с руководителем аудиторской проверки или иного задания, обзор финансовой (бухгалтерской) отчетности или иной предметной информации, а также анализ аудиторского заключения или иного отчета, в частности, его соответствия условиям конкретного задания. Обзорная проверка качества выполнения задания не снижает ответственности руководителя аудиторской проверки или иного задания.
Лицо, осуществляющее обзорную проверку качества выполнения задания, должно проводить ее своевременно, на нужном этапе задания, чтобы значимые вопросы могли быть быстро решены до выдачи аудиторского заключения или иного отчета.
В аудиторской  организации должны быть установлены  принципы и процедуры, связанные  с системой контроля качества, обеспечивающие разумную уверенность в том, что они являются уместными, адекватными, эффективными и соблюдаются на практике. Эти принципы и процедуры должны включать текущий анализ и оценку системы контроля качества аудиторской организации, а также периодические выборочные инспекции завершенных заданий.
В аудиторской  организации ответственность за мониторинг должна быть возложена на руководящих сотрудников аудиторской организации или других лиц, обладающих достаточным опытом и полномочиями. Осуществляемый уполномоченными лицами мониторинг системы контроля качества охватывает вопросы ее организации и эффективности функционирования.
Текущие рассмотрение и оценка системы контроля качества охватывают следующие вопросы:
а) анализ учета  аудиторской организацией соответствующих  изменений в федеральных правилах (стандартах) аудиторской деятельности и нормативных правовых актах Российской Федерации, касающихся принципов и процедур системы контроля качества, письменного подтверждения соблюдения принципов и процедур независимости, постоянного профессионального обучения, вопросов, связанных с принятием на обслуживание нового клиента или продолжением сотрудничества с уже существующим клиентом по конкретным заданиям;
б) выявление  необходимости внесения изменений  в систему контроля качества или  ее улучшения;
в) доведение до сведения работников аудиторской организации недостатков, выявленных в системе контроля качества, как на уровне ее организации, так и соблюдения на практике ее принципов и процедур;
г) контроль со стороны уполномоченных лиц за своевременным внесением необходимых изменений в принципы и процедуры системы контроля качества аудиторской организации.
Не реже одного раза в год аудиторская  организация должна сообщать о результатах  мониторинга системы контроля качества руководителям аудитов и иных заданий и другим руководящим сотрудникам аудиторской организации.
В аудиторской  организации должны быть установлены  принципы и процедуры, обеспечивающие разумную уверенность в том, что  надлежащим образом осуществляется работа:
а) с жалобами и претензиями относительно того, что работа, выполненная аудиторской организацией, не соответствует федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности и требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации;
б) с претензиями  относительно несоблюдения процедур контроля качества работы аудиторской организации.
Жалобы и  претензии могут поступать как  от лиц, работающих в аудиторской  организации, так и от иных лиц. Они  могут поступать от работников аудиторской  организации, клиентов или третьих  сторон и могут быть предъявлены членам аудиторских групп или другим работникам аудиторской организации.
В аудиторской  организации должны быть установлены  принципы и процедуры, требующие  надлежащего документирования, обеспечивающего уверенность в том, что каждый элемент системы контроля качества функционирует надлежащим образом.
Порядок документирования определяется аудиторской организацией самостоятельно. Например, крупные  аудиторские организации используют электронные базы данных для документирования подтверждения независимости, оценки выполнения задания и результатов мониторинга. Небольшие аудиторские организации и индивидуальные аудиторы могут использовать менее формальные способы - записи, осуществляемые вручную, вопросники и иные формы.
При определении  формы и содержания документов, свидетельствующих о функционировании системы контроля качества, должны рассматриваться следующие факторы:
а) масштабы деятельности аудиторской организации  и количество ее подразделений;
б) уровни полномочий, делегированных работникам и подразделениям аудиторской организации;
в) характер и сложности аудиторской практики и ее организации.
Аудиторская организация должна хранить документы, свидетельствующие о функционировании системы контроля качества, в течение  времени, достаточного для того, чтобы  лица, осуществляющие мониторинг, могли оценивать соблюдение принципов и процедур контроля качества услуг аудиторской организации, или в течение более длительного срока, если этого требуют нормативные правовые акты Российской Федерации.
Тема 3. Взаимоотношение  с клиентом
Аудитор и  руководство аудируемого лица должны достичь согласия в отношении  условий проведения аудита. Согласованные условия необходимо отразить документально в договоре оказания аудиторских услуг.
Аудитор может  использовать в ходе достижения договоренности с руководством аудируемого лица письмо о проведении аудита - документ, направляемый аудитором предполагаемому аудируемому лицу и подписываемый руководством аудируемого лица в случае согласия с основными условиями задания по проведению аудита.
С точки зрения интересов аудитора и аудируемого лица целесообразно заблаговременное подписание с предполагаемым аудируемым лицом договора оказания аудиторских услуг.
Форма и  содержание договоров оказания аудиторских  услуг (писем о проведении аудита) для различных аудируемых лиц могут иметь особенности, но, как правило, в договоре оказания аудиторских услуг (письме о проведении аудита) указываются:
цель аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности;
ответственность руководства аудируемого лица за подготовку и представление финансовой (бухгалтерской) отчетности;
объем аудита, включая ссылки на законодательство Российской Федерации и федеральные  правила (стандарты) аудиторской деятельности;
аудиторское заключение и любые иные документы, которые предполагается подготовить по результатам аудита;
информация  о том, что в связи с применением  в ходе аудита выборочных методов  тестирования и другими свойственными  аудиту ограничениями, наряду с ограничениями, присущими системам бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемого лица, имеется неизбежный риск того, что некоторые, в том числе существенные, искажения финансовой (бухгалтерской) отчетности могут остаться необнаруженными;
требование  обеспечения свободного доступа  ко всей бухгалтерской документации и другой информации, запрашиваемой в ходе проведения аудита;
цена проведения аудита (либо способ ее определения), а  также порядок признания услуги оказанной и порядок расчетов. 

В договоре оказания аудиторских услуг (письме о проведении аудита) могут также  быть указаны:
договоренности, связанные с координацией работы аудитора и сотрудников аудируемого  лица в ходе планирования аудита;
право аудитора получить от руководства аудируемого  лица официальные письменные заявления, сделанные в связи с аудитом;
обязательство руководства аудируемого лица содействовать в направлении запросов кредитным организациям и контрагентам аудируемого лица с целью получения информации, необходимой для проведения аудита;
обязательство руководства аудируемого лица обеспечить присутствие сотрудников аудитора при проведении инвентаризации имущества аудируемого лица.
В случае повторяющихся  на протяжении ряда лет аудиторских  проверок аудитор должен решить, есть ли необходимость пересмотреть условия  аудиторского задания или напомнить  аудируемому лицу о существующих условиях задания.
В случае если аудируемое лицо до завершения выполнения аудиторского задания обратится  к аудитору с просьбой изменить его  условия на условия, предусматривающие  более низкий уровень уверенности в достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, чем разумная уверенность, аудитор должен рассмотреть целесообразность такого изменения.
ПРИМЕР  ПИСЬМА О ПРОВЕДЕНИИ АУДИТА
Совету директоров или соответствующему представителю  высшего руководства организации
Вы обратились к нам с просьбой о проведении обязательного аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности в составе (указать состав) за (указать финансовый год). Настоящим письмом мы подтверждаем наше согласие и наше понимание данного задания. Аудит будет проведен нами с целью выражения мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.
Мы будем  проводить аудит в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности. Эти стандарты требуют, чтобы мы планировали и проводили аудит с целью обеспечения разумной уверенности в том, что финансовая (бухгалтерская) отчетность не содержит существенных искажений. Аудит проводится на выборочной основе и включает в себя изучение на основе тестирования доказательств, подтверждающих числовые значения в финансовой (бухгалтерской) отчетности и раскрытие в ней информации о финансово-хозяйственной деятельности. Аудит также включает оценку применяемых принципов и методов бухгалтерского учета, правил подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности, определение основных оценочных значений, сформированных руководством аудируемого лица, а также оценку общей формы представления финансовой (бухгалтерской) отчетности.
В связи  с тем, что в ходе аудита применяются выборочные методы и тестирование, и в связи с другими присущими аудиту ограничениями, наряду с ограничениями, присущими любой системе бухгалтерского учета и внутреннего контроля, существует неизбежный риск того, что некоторые, даже существенные, искажения могут остаться необнаруженными.
В дополнение к аудиторскому заключению, содержащему  наше мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, мы планируем предоставить Вам отдельное письмо (отчет, письменную информацию), касающееся любых замеченных нами существенных недостатков в ведении бухгалтерского учета и в системе внутреннего контроля.
Напоминаем, что в соответствии с законодательством  Российской Федерации ответственность  за подготовку финансовой (бухгалтерской) отчетности, в том числе за раскрытие в ней необходимой информации, несет руководство Вашей организации. Это включает ведение бухгалтерского учета в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, наличие и надлежащую работу средств внутреннего контроля, выбор и применение учетной политики, а также меры по сохранности и надлежащему использованию активов организации. Нам потребуются от руководства организации (и это является частью процесса аудита) официальные письменные подтверждения, касающиеся наиболее важных разъяснений и заявлений, сделанных в связи с аудитом.
Надеемся  на сотрудничество с Вашими сотрудниками и на то, что нам будут предоставлены  любые записи, документация и иная информация, запрашиваемая в связи с аудитом. Средства за проведение аудита, выплачиваемые на основе счетов, которые будут выставляться по мере оказания услуги, рассчитываются исходя из времени, затраченного специалистами на выполнение задания, и включают покрытие командировочных расходов. Почасовая оплата варьируется в зависимости от уровня ответственности используемых специалистов, их опыта и квалификации.
Данное письмо считается действительным в будущем  до тех пор, пока оно не будет изменено или заменено другим либо его действие не будет прекращено.
Просим Вас подписать и вернуть прилагаемый экземпляр данного письма в подтверждение того, что оно соответствует Вашему пониманию договоренности о проведении нами аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности Вашей организации.
Тема 4. Планирование аудиторской  проверки. Оценка системы внутреннего контроля
Аудиторская организация обязана планировать  свою работу так, чтобы проверка была проведена эффективно.
Планирование  аудита предполагает разработку общей  стратегии и детального подхода  к ожидаемому характеру, срокам проведения и объему аудиторских процедур.
Планирование  аудитором своей работы способствует тому, чтобы важным областям аудита было уделено необходимое внимание, чтобы были выявлены потенциальные  проблемы и работа была выполнена  с оптимальными затратами, качественно и своевременно. Планирование позволяет эффективно распределять работу между членами группы специалистов, участвующих в аудиторской проверке, а также координировать такую работу.
Получение информации о деятельности аудируемого  лица является важной частью планирования работы, помогает аудитору выявить события, операции и другие особенности, которые могут оказывать существенное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность.
Аудитор вправе обсуждать отдельные разделы  общего плана аудита и определенные аудиторские процедуры с работниками, а также с членами совета директоров и членами ревизионной комиссии аудируемого лица для повышения эффективности аудита и координации аудиторских процедур с работой персонала аудируемого лица. При этом аудитор несет ответственность за правильную и полную разработку общего плана и программы аудита.
Аудитору  необходимо составить и документально  оформить общий план аудита, описав в нем предполагаемые объем и  порядок проведения аудиторской  проверки. Общий план аудита должен быть достаточно подробным для того, чтобы служить руководством при разработке программы аудита. Вместе с тем форма и содержание общего плана аудита могут меняться в зависимости от масштабов и специфики деятельности аудируемого лица, сложности проверки и конкретных методик, применяемых аудитором.
При разработке общего плана аудита аудитору необходимо принимать во внимание:
а) деятельность аудируемого лица, в том числе:
общие экономические  факторы и условия в отрасли, влияющие на деятельность аудируемого лица;
особенности аудируемого лица, его деятельности, финансовое состояние, требования к  его финансовой (бухгалтерской) или иной отчетности, включая изменения, произошедшие с даты предшествующего аудита;
общий уровень  компетентности руководства;
б) системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, в том числе:
учетную политику, принятую аудируемым лицом, и ее изменения;
влияние новых  нормативных правовых актов в  области бухгалтерского учета на отражение в финансовой (бухгалтерской) отчетности результатов финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица;
планы использования  в ходе аудиторской проверки тестов средств контроля и процедур проверки по существу;
в) риск и  существенность, в том числе:
ожидаемые оценки неотъемлемого риска и  риска средств контроля, определение наиболее важных областей для аудита;
установление  уровней существенности для аудита; 

возможность (в том числе на основе аудита прошлых лет) существенных искажений  или недобросовестных действий;
выявление сложных областей бухгалтерского учета, в том числе таких, где результат зависит от субъективного суждения бухгалтера, например, при подготовке оценочных показателей;
г) характер, временные рамки и объем процедур, в том числе:
относительную важность различных разделов учета  для проведения аудита;
влияние на аудит наличия компьютерной системы  ведения учета и ее специфических  особенностей;
существование подразделения внутреннего аудита аудируемого лица и его возможное  влияние на процедуры внешнего аудита;
д) координацию  и направление работы, текущий контроль и проверку выполненной работы, в том числе:
привлечение других аудиторских организаций  к проверке филиалов, подразделений, дочерних компаний аудируемого лица;
привлечение экспертов;
количество  территориально обособленных подразделений одного аудируемого лица и их пространственную удаленность друг от друга;
количество  и квалификацию специалистов, необходимых  для работы с данным аудируемым лицом;
е) прочие аспекты, в том числе:
возможность того, что допущение о непрерывности  деятельности аудируемого лица может оказаться под вопросом;
обстоятельства, требующие особого внимания, например, существование аффилированных лиц;
особенности договора об оказании аудиторских услуг  и требования законодательства;
срок работы сотрудников аудитора и их участие в оказании сопутствующих услуг аудируемому лицу;
форму и  сроки подготовки и представления  аудируемому лицу заключений и иных отчетов в соответствии с законодательством, правилами (стандартами) аудиторской деятельности и условиями конкретного аудиторского задания.
Аудитору  необходимо составить и документально  оформить программу аудита, определяющую характер, временные рамки и объем  запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления  общего плана аудита. Программа аудита является набором инструкций для аудитора, выполняющего проверку, а также средством контроля и проверки надлежащего выполнения работы. В программу аудита также могут быть включены проверяемые предпосылки подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности по каждой из областей аудита и время, запланированное на различные области или процедуры аудита. 

Общий план аудита и программа аудита должны по мере необходимости уточняться и  пересматриваться в ходе аудита. Причины внесения значительных изменений в общий план и программу аудита должны быть документально зафиксированы.
Аудиторская организация должна документально  оформлять все сведения, которые  важны с точки зрения предоставления доказательств, подтверждающих аудиторское мнение, а также доказательств того, что аудиторская проверка проводилась в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.
Под термином "документация" понимаются рабочие  документы и материалы, подготавливаемые аудитором и для аудитора либо получаемые и хранимые аудитором  в связи с проведением аудита. Рабочие документы могут быть представлены в виде данных, зафиксированных на бумаге, фотопленке, в электронном виде или в другой форме.
Рабочие документы  используются:
при планировании и проведении аудита;
при осуществлении  текущего контроля и проверки выполненной аудитором работы;
для фиксирования аудиторских доказательств, получаемых в целях подтверждения мнения аудитора.
Аудитор должен составлять рабочие документы в  достаточно полной и подробной форме, необходимой для обеспечения общего понимания аудита.
Аудитор должен отражать в рабочих документах информацию о планировании аудиторской работы, характере, временных рамках и объеме выполненных аудиторских процедур, их результатах, а также о выводах, сделанных на основе полученных аудиторских доказательств.
Аудитор вправе определять объем документации по каждой конкретной аудиторской проверке, руководствуясь своим профессиональным мнением. Отражение  в составе документации каждого  рассмотренного аудитором в ходе проверки документа или вопроса не является необходимым. Вместе с тем объем документации аудиторской проверки должен быть таков, чтобы в случае, если возникнет необходимость передать работу другому аудитору, не имеющему опыта работы по этому заданию, новый аудитор смог бы исключительно на основе данной документации (не прибегая к дополнительным беседам или переписке с прежним аудитором) понять проделанную работу и обоснованность решений и выводов прежнего аудитора.
Форма и  содержание рабочих документов определяются такими факторами, как:
характер  аудиторского задания;
требования, предъявляемые к аудиторскому заключению;
характер  и сложность деятельности аудируемого  лица;
характер  и состояние систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемого лица;
необходимость давать указания работникам аудитора, осуществлять за ними текущий контроль и проверять выполненную ими работу;
конкретные  методы и приемы, применяемые в  процессе проведения аудита.
Для повышения  эффективности аудита допускается  использовать в ходе проверки графики, аналитическую и иную документацию, подготовленные аудируемым лицом. В этих случаях аудитор обязан убедиться в том, что такие материалы подготовлены надлежащим образом.
Рабочие документы  обычно содержат:
информацию, касающуюся организационно-правовой формы  и организационной структуры аудируемого лица;
выдержки  или копии необходимых юридических  документов, соглашений и протоколов;
информацию  об отрасли, экономической и правовой среде, в которой аудируемое лицо осуществляет свою деятельность;
информацию, отражающую процесс планирования, включая программы аудита и любые изменения к ним;
доказательства  понимания аудитором систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля;
доказательства, подтверждающие оценку неотъемлемого  риска, уровня риска средств контроля и любые корректировки этих оценок;
доказательства, подтверждающие факт анализа аудитором  работы аудируемого лица по внутреннему аудиту и сделанные аудитором выводы;
анализ финансово-хозяйственных  операций и остатков по счетам бухгалтерского учета;
анализ наиболее важных экономических показателей и тенденций их изменения;
сведения  о характере, временных рамках, объеме аудиторских процедур и результатах  их выполнения;
доказательства, подтверждающие, что работа, выполненная  работниками аудитора, осуществлялась под контролем квалифицированных специалистов и была проверена;
сведения  о том, кто выполнял аудиторские  процедуры, с указанием времени  их выполнения;
подробную информацию о процедурах, примененных  в отношении финансовой (бухгалтерской) отчетности подразделений и/или дочерних предприятий, проверявшихся другим аудитором;
копии сообщений, направленных другим аудиторам, экспертам  и третьим лицам и полученных от них;
копии писем  и телеграмм по вопросам аудита, доведенным до сведения руководителей  аудируемого лица или обсуждавшимся с ними, включая условия договора о проведении аудита или выявленные существенные недостатки системы внутреннего контроля;
письменные  заявления, полученные от аудируемого  лица;
выводы, сделанные  аудитором по наиболее важным вопросам аудита, включая ошибки и необычные обстоятельства, которые были выявлены аудитором в ходе выполнения процедур аудита, и сведения о действиях, предпринятых в связи с этим аудитором;
копии финансовой (бухгалтерской) отчетности и аудиторского заключения.
Аудитору  необходимо установить надлежащие процедуры для обеспечения конфиденциальности, сохранности рабочих документов, а также для их хранения в течение достаточного периода времени, исходя из особенностей деятельности аудитора, а также законодательных и профессиональных требований, но не менее 5 лет.
Рабочие документы  являются собственностью аудитора.
Внешний аудитор  рассматривает деятельность службы внутреннего аудита и ее влияние  на внешние аудиторские процедуры, если таковое существует.
Внутренний  аудит - контрольная деятельность, осуществляемая внутри аудируемого лица его подразделением - службой внутреннего аудита. Функции службы внутреннего аудита включают мониторинг адекватности и эффективности системы внутреннего контроля.
Объем и  цели внутреннего аудита в каждом случае различны и зависят от размера и структуры аудируемого лица и требований его руководства. Обычно функции службы внутреннего аудита включают один или несколько следующих элементов:
а) мониторинг эффективности процедур внутреннего  контроля (постановка необходимых систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля входит в обязанности руководства, и этому следует постоянно уделять соответствующее внимание, а на службу внутреннего аудита обычно возлагаются обязанности по проверке этих систем, мониторингу эффективности их функционирования, а также представлению рекомендаций по их усовершенствованию);
б) исследование финансовой и управленческой информации (включает обзорную проверку средств  и способов, используемых для сбора, измерения, классификации этой информации и составления отчетности на ее основе, а также специфические запросы в отношении отдельных ее составляющих частей, включая детальное тестирование операций, остатков по счетам бухгалтерского учета и других процедур);
в) контроль экономности, эффективности и результативности, включая нефинансовые средства контроля аудируемого лица;
г) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации, нормативных актов и  прочих внешних требований, а также политики, директив и прочих внутренних требований руководства.
Роль службы внутреннего аудита определяется руководством аудируемого лица.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.