На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Контрольная Теоретические аспекты человеческого капитала. Анализ факторов и моделей экономического роста с учетом человеческого капитала. Общая характеристика механизма влияния экстенсивного и интенсивного увеличения человеческого капитала на экономический рост.

Информация:

Тип работы: Контрольная. Предмет: Менеджмент. Добавлен: 06.10.2010. Сдан: 2010. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Введение
Формирование рыночной среды в Украине и заострения международной конкуренции на фоне всеобъемлющей глобализации объективно требуют кардинально изменить взгляды на источники и факторы экономического роста национальной экономики. Утверждение в развитых странах „новой экономики”, что базируется на знаниях и инновациях, использовании информационных технологий, подталкивает к осознанию того, что поиск неиспользованных резервов, оптимальных путей для эффективного долгосрочного развития Украины следует вести в плоскости признания теории человеческого капитала и реального внедрения ее ведущих положений в практику рыночных превращений, в частности, идей относительно инвестирования в развитие человеческого капитала.
Концептуальные основы стратегии экономического и социального развития Украины на 2002-2011 гг. „Европейский выбор” определенные в ежегодном Послании Президента Украины в Верховную Раду. Они касаются конкретных аспектов заданий, которые необходимо решать нашей стране на современном этапе. Среди них вопросы научно-технического прогресса и перспективы развития человеческого занимают одно из главных мест [8].
В условиях стремительного сокращения часовых характеристик между основными этапами научно-технического прогресса человек становится неотъемлемой и главной составляющей всех без исключения технологических систем, а человеческий интеллект занимает место непосредственной и решающей производительной силы новой постиндустриальной эры.
Уровень развития стран во многом определяют темпы и пропорции накопления его невещественных элементов в результате изменения типа воссоздавания, форм накопления и представлений о критериях эффективности развития экономики, что обусловило переход к пересмотру системы признаков, которые отображают характер наблюдаемых экономических тенденций, и определило понятие нового качества экономического роста [1].
Целью контрольной работы является анализ факторов экономического роста; моделей экономического роста с учетом человеческого капитала; влияния уровней инвестирования в человеческий капитал на экономический рост; механизма влияния экстенсивного и интенсивного увеличения человеческого капитала на экономический рост.
Человеческий капитал является важнейшим фактором экономического развития, которое определяет эффективность использования производственного, финансового и естественного капитала и непосредственно влияет не только на темпы, но и на качество экономического роста.
1.Теоретические аспекты человеческого капитала
1.1 Сущность человеческого капитала
Понятие человеческий капитал вошло в науку в начале 60-х годов XX век в западной экономической литературе. Возникновение и развитие теории человеческого капитала связано с именами известных американских ученых-экономистов Т. Шульца, Г. Беккера, Л. Туроута других.
Человеческий капитал представляет собой самый ценный ресурс, намного важнее чем природные ресурсы или накопленное богатство.
Именно человеческий капитал является краеугольным камнем экономического роста и эффективности. Человеческий капитал -- это экономическая категория, которая характеризует совокупность сформированных и развитых в результате инвестиций производительных способностей, личных черт и мотиваций индивидов, которые находятся в их собственности, используются в экономической деятельности, способствуют росту производительности труда и благодаря этому влияют на рост доходов (заработков) своего владельца и национального дохода.
Следовательно, человеческий капитал -- это не просто совокупность отмеченных характеристик, а именно сформированный или развитой в результате инвестиций, а также накопленный определенный запас производительных способностей (здоровья, знаний, навыков, мотивов), которые принадлежат человеку и неотъемлемые от нее, и она целесообразно их использует.
На уровне предприятия человеческий капитал представляет собой совокупную квалификацию, физические и профессиональные способности всех работников. В XXI веке во время появления до сих пор не известных технологий, сокращения жизненных циклов товаров, специфика человеческого капитала оказывается в росте требований к его качеству в целом, непрерывности и ускорении приобретения работниками новых навыков, знаний и умений. Поэтому, если рассмотреть социально-историческое развитие деятельности в сфере образования в индустриально развитых странах, то можно констатировать факт их входа в фазу «бума» в направлениях повышения квалификации.
Для обеспечения конкурентоспособности предприятия необходимые инвестиции в человеческий капитал, и это прерогатива не только больших, но и реальность и потребность малых и средних предприятий, потому что именно они будут отвечать, по мнению большинства западных экономистов, за решение ведущих позиций экономическими гигантами планеты.
Следовательно, теория человеческого капитала сводится к тому, что в центре концепции инвестиционной политики есть человек, который рассматривается как наибольшая ценность для предприятия. Поэтому система управления предприятием (организацией) должна быть направлена на развитие разнообразных способностей работников с целью максимального их использования в процессе работы, а работник содействовал бы развитию организации, где работает. Инвестиции в образование выгодные как работнику, так и работодателю, причем второму больше, чем первому. Рентабельность инвестиции в человеческие ресурсы является всегда оптимальной. В результате повышения профессионального уровня работников они получают высшую заработную плату, но эффективность отдачи от их деятельности намного больше. Теория человеческого капитала основывается на признании экономической целесообразности капиталовложений, связанных с набором персонала, поддержкой его в работоспособном состоянии, непрерывной учебой, выявлением способностей, потенциальных возможностей, что заложенные в личности работникам следующим развитием тех способностей, которые являются важными в профессиональной деятельности. Характерными особенностями концепции человеческого капитала являются: применение экономических критериев для оценки роли человеческого фактора в производстве; внутриорганизационное управление; перестройка всей кадровой политики. Теория человеческого капитала, которая эффективно применяется на практике в странах с развитой рыночной экономикой, бесспорно доводит, что инвестиции в образование, профессиональную подготовку и мобильность работников ощутимо повышают стоимость и цену его рабочей силы и приносят существенную прибыль, а также обеспечивают конкурентоспособность работников на рынке труда.
1.2 Классификация человеческого капитала
Человеческий капитал, являясь частью совокупного капитала представляет собой накопленные затраты на общее образование, специальную подготовку, здравоохранение, перемещение рабочей силы12 . Виды «человеческого капитала» экономисты классифицируют по видам затрат, инвестиций в «человеческий капитал». И.В. Ильинский выделяет вследствие этого следующие составляющие: капитал образования, капитал здоровья и капитал культуры. Таким образом, по его мнению, формула человеческого капитала принимает следующий вид:
ЧК = Кз + Кк + Ко,
Где ЧК - человеческий капитал;
Ко - капитал образования;
Кз - капитал здоровья;
Кк - капитал культуры.
Капитал здоровья представляет собой инвестиции в человека, осуществляемые с целью формирования, поддержания и совершенствования его здоровья и работоспособности. Капитал здоровья является несущей конструкцией, основой для человеческого капитала вообще13 . Инвестиции в здоровье, его охрана, способствующие сокращению заболеваний и смертности, продлевают трудоспособную жизнь человека, следовательно, и время функционирования человеческого капитала. Состояние здоровья человека - это его естественный капитал, часть которого является наследственной. Другая часть является приобретённой в результате затрат самого человека и общества. В течение жизни человека происходит износ человеческого капитала. Инвестиции, связанные с охраной здоровья, способны замедлить данный процесс. Не всякие инвестиции в человека могут быть признаны вложениями в человеческий капитал, а лишь те, которые общественно целесообразны и экономически необходимы. Капитал здоровья является национальным достоянием.
И.В. Ильинский в понятии капитала здоровья выделяет базовый и приобретенный капитал. Первый, по его мнению, определяется совокупностью физиологических свойств человека, получаемых наследственным путём. Эти свойства во много определены заранее, хотя при современной генной инженерии возможны довольно успешные корректировки.
Приобретенный капитал образуется в процессе формирования и потребления физических свойств человека, осуществляемом в производственной деятельности. В условиях инновационного производства от человека требуется высокая скорость обработки информации, выносливость, быстрота реакции, скорость принятия решений.
С.Ю. Рощин, Т.О. Разумова человеческий капитал рассматривают как качественную характеристику рабочей силы, как способность человека к трудовой деятельности, его знания. По их мнению, человеческий капитал складывается из природных способностей отдельного человека. Они считают, что человеческий капитал может быть увеличен в процессе образования, профессиональной подготовки, приобретения опыта работы. Инвестиции в человеческий капитал - затраты времени и денежных средств, необходимые для получения образования и профессиональной подготовки. Если инвестиции приносят отдачу, окупаются, т.е. приносят более высокий доход, то только в этом случае они приносят более высокий доход14 .
Инвестиционный оборот имеет место в условиях качественного обновления и совершенствования физического капитала и требует не только значительных инвестиций, но и активного использования достижений НТП и новых научно-образовательных знаний (технологий). В процессе воспроизводства человеческого капитала С.А. Дятлов различает следующие циклы: микроциклы, локальные циклы и макроциклы оборота человеческого капитала.
Различают два вида человеческого капитала: потребительский, создаваемый потоком услуг, потребляемых непосредственно (творческая и образовательная деятельность); производительный, потребление, которого содействует общественной полезности (создание средств производства, технологий, производственных услуг и продуктов).
Человеческий капитал классифицируется по формам, в которых он воплощен:
живой капитал включает в себя знания, здоровье воплощённое в человеке;
неживой капитал создаётся, когда знания воплощаются в физических, материальных формах;
институциональный капитал представляет собой институты, содействующие эффективному использованию всех видов человеческого капитала.
2.Анализ оценки и развития человеческого капитала в Украине
2.1 Развитие методов количественной оценки человеческого капитала
Развитие современной экономической теории характеризуется колоссальным увеличением количества работ посвященных проблеме расширенного воспроизводства рабочей силы. Неоклассическая школа развивает теорию потребительской деятельности, в том числе теорию “инвестиций в человека” и теорию “производства человеческого капитала”. Как отмечает В. Гойло; “авторы этих доктрин значительное место в своих исследованиях отводят технико-экономическим разработкам прикладного назначения, и в ряде случаев их представления в данной области отражают реальные естественнонаучные, в том числе технические, элементы, как самого строения главной производительной силы общества, так и процессов, структуры и границ ее производства и воспроизводства”.
Неоклассическая школа занимается построением моделей индивидуального потребления на основе потребительских функций, зависящих от размера дохода, процентной ставки, от отношения вещного богатства к доходу и прочих факторов, касающихся вкусов потребителей и предпочтений к текущему потреблению за счет накопления. Теория потребительской деятельности, развиваемая этой школой, используется для изучения “поведения потребителя” с точки зрения отдельного капиталиста.
В 60-х годах Кэлвин Ланкастер выдвинул новую концепцию в теории “потребительской деятельности”, включив в сферу рассмотрения труд самого потребителя и членов его семьи, в частности “труд в домашнем хозяйстве”. Сторонники новой концепции отмечают, что только около 30 % времени, затрачиваемого работниками наемного труда, приходится на рабочее время, остальные 70 % времени расходуются в сфере досуга и потребления.
Если же взять все население, самодеятельное и несамодеятельное, то не более 15 % всего общественного времени приходится на рабочее время, остальное время расходуется в сфере воспроизводства рабочей силы.
Среди имен западных экономистов, которые рассматривали людей или их мастерство как капитал, имеются такие хорошо известные в истории западной экономической мысли авторы, помимо Вильяма Петти и Адама Смита, как Жан-Батист Сэй, Нассау Сениор, Фридрих Лист, Иоганн фон Тюнен, Вальтер Багехот, Эрнст Энгель, Генри Сиджвик, Леон Вальрас и Ирвинг Фишер. В основном использовались два метода стоимостных оценок человеческих существ: стоимость производства и процедура капитализации заработка. Первая процедура заключается в оценивании реальных затрат (обычно чистого расхода средств существования (net of maintenance)) на “производство” человека; вторая - заключается в оценивании настоящей (приведенной к настоящему моменту времени) ценности будущего потока доходов индивидуума (чистого или валового дохода).
Вильям Петти оценивал величину запаса человеческого капитала капитализацией заработка как пожизненной ренты, с рыночной ставкой процента; величину заработка он определял путём вывода личного дохода из национального дохода.
Уильям Фарр усовершенствовал методику В. Петти для оценивания человеческого капитала. Его метод заключался в исчислении сегодняшней стоимости будущих чистых заработков индивидуума (будущие заработки минус личные затраты на жизнь), причем Фарр брал поправки, учитывающие возможность смерти, в соответствии с коэффициентами смертности.
Эрнст Энгель предпочитал метод цен производства для оценивания денежной ценности человеческих существ. Он считал, что выращивание детей стоило затрат их родителям, эти затраты могут быть оценены и взяты как мера денежной стоимости детей для общества.
Как бы то ни было, не имеется простого и непосредственного отношения между затратами на производство и соответствующей экономической ценностью. Все это особенно верно для человеческих существ, стоимость производства которых не предусмотрена непосредственно с точки зрения экономической цели.
Также видится очень мало пользы в методе цены производства для оценивания человеческих существ как таковых, тем не менее модифицированный подход Э. Энгеля полезен в оценивании компонентов человеческого капитала, таких как капитализированные услуги здравоохранения и образования.
Теодор Витстейн рассматривал человеческие существа как основные фонды (капитальные товары) и использовал подходы к оценке человеческого капитала, разработанные У. Фарром (капитализированный заработок) и Э. Энгелем (цена производства). Интерес Т. Витстейна к концепции человеческого капитала сформировался под влиянием потребностей сферы страхования жизни и необходимости разработки справочных таблиц, используемых для расчётов величин исков на компенсацию за потерю жизни. Он предположил, что величина заработка за время жизни индивидуума равна затратам на его содержание плюс затраты на образование. Этот подход порождает такие оценки человека, которые неизбежно равны нулю в момент его рождения.
Витстейном выведены следующие формулы:
где а - годовые расходы на потребление, включая образование на одного взрослого немца определенной профессии;
r = (1+i),
где i - рыночная процентная ставка;
P=1/r;
Ln - число людей в возрасте n в таблице жизни;
Rn - величина стоимости одноталерной ренты человека в возрасте n, приобретенной им в момент своего рождения (для данного r);
Х - величина будущего дохода на одного человека определенной профессии;
N - возраст, в котором человек вступает в трудовую жизнь.
Т. Витстейн предположил для простоты, что а и Х являются постоянными на протяжении жизни индивидуума, что первое уравнение (которое основывается на производственных затратах) может быть использовано для оценки стоимости человека в денежных единицах при N>n, в то время как при N<n более просто использовать второе уравнение (основывающееся на доходах).
Можно отметить неудовлетворительность основного положения, заключающегося в том, что заработок за время жизни человека и расходы на его содержание равны. Следует указать и на то, что какое-либо комбинирование методов капитализации заработков и цены производства является порочным, создающим возможность удвоения величины.
Американские экономисты и социологи Луис Дублин и Альфред Лотка также работали в сфере страхования жизни и отметили ценность подходов У. Фарра и Т. Витстейна к исчислению человеческого капитала для определения сумм при страховании жизни.
Они вывели следующую формулу:
где V0 - ценность индивидуума в момент рождения;
ценность в данный момент одного доллара, полученного через х лет;
Рх - вероятность дожития человека до возраста х;
Yx - годовой заработок человека с момента х до х+1;
Ех - доля занятых в производстве в возрасте от х до х+1 (У. Фарр предполагал полную занятость);
Сх - величина затрат на жизнь человека в возрасте от х до х+1.
Для определения денежной стоимости человека определенного возраста (например, а), формула может быть преобразована к виду:
Такой метод капитализации заработка индивидуума, за вычетом затрат на его потребление или содержание, дает полезную для многих целей оценку. Например, рассчитывается экономическая ценность человека для его семьи, что явилось целью для Дублина и Лотки.
Если работник умер, то семья обеднела на величину его вклада в нее, который равен величине дохода работника за вычетом расходов на его содержание. Кроме того, аналогичным путем может определяться экономическая ценность человека для самого себя и для общества. В расчетах оценок человека для этих целей может использоваться метод капитализации валовых заработков (включая расходы на существование) или капитализация налогов, выплаченных государству данным человеком.
Стоимость производства (воспитания) человека в возрасте а - Са, по Дублину и Лотке, равна:
Эта формула может быть упрощена до вида:
Следовательно, стоимость производства человека до возраста а равна разнице между его ценностью в возрасте а и ценностью в момент рождения, умноженной на . Это усовершенствованный вариант метода Э. Энгеля.
С точки зрения сторонников теории человеческого капитала, работы Фарра, Дублина и Лотки являются отправным пунктом для ученых, занимающихся методами оценивания величины человеческого капитала или его компонентов. Анализ метода капитализации заработка (как с чистыми, так и с валовыми расходами на существование) проделанный Л.Дублиным и А.Лоткой, является ясным, сжатым и одним из лучших изложений этого метода. Хотя имеются явные понятийные трудности, связанные с этим подходом, он дает наиболее точные результаты, если существуют необходимые для расчетов данные. Действительно, разработанные этими авторами методы оценивания экономической значимости способностей человека к труду (или человеческого капитала) технически совершенны и пригодны для практического использования на реальной информации.
Многие экономисты указывали на необходимость и возможность экономической оценки рабочей силы, а также говорили об использовании этих оценок для конкретных целей. Многие из них рассматривали человеческие существа или их приобретенные способности и мастерство как компонент капитала. Более того, некоторые пытались оценить величину этого капитала как на микроэкономическом, так и макроэкономическом уровнях и использовать эти оценки для частных целей (например, для оценки общих экономических потерь в результате войн); другие просто включали человеческие существа (или их приобретенные способности и мастерство) в свое определение капитала и признавали важность инвестиций в человеческие существа как средство увеличения их продуктивности. Это вторая группа теоретиков, никогда не пыталась ни оценить человеческий капитал, ни применить это понятие для каких - либо частных целей.
Большинство экономистов полагали, что человеческие существа должны быть включены в категорию капитала по трем причинам:
затраты на воспитание и образование человеческих существ являются реальными затратами;
продукт их труда увеличивает национальное богатство;
расходы на человека, которые увеличивают этот продукт, будут увеличивать национальное богатство.
Адам Смит, хотя и не определял точно понятие “капитал”, включал в эту категорию фиксированного капитала мастерство и полезные способности человеческих существ. Мастерство человека, говорил он, может быть рассмотрено как бы соответствующим свойствам машины, которая имеет подлинную стоимость и оборот прибыли. Жан-Батист Сэй утверждал, что поскольку мастерство и способности приобретаются за цену и увеличивают производительность рабочих, они должны рассматриваться как капитал. Эта тема рассматривалась также в работах Джона Стюарта Милля, Вильяма Рошера, Вальтера Багехота и на микроэкономическом уровне Генри Сиджвиком.
Согласно Фридриху Листу, мастерство и приобретенные способности человеческих существ, унаследованные большей частью от прошлого труда и самоограничений, являются наиболее важным компонентом национального запаса капитала. Он утверждал, что как в производстве, так и в потреблении может быть рассмотрен вклад человеческого капитала в выпуск.
2.2 Оценка человеческого капитала Украины на примере Автономной республики Крым
Украина как индустриальная держава находится на начальной стадии перехода к постиндустриальному типу общества, на этапе которого не только предприниматели, но и рабочие относят свои производительные способности к вложениям, как к капитализированным накоплениям.
Инвестиции в образование, здравоохранение, культуру человека, несомненно, влекут за собой возрастание человеческого капитала, а это, в свою очередь, ведёт к росту производительности труда, и, следовательно, к росту доходов, социальной отдачи от таких вложений.
Человеческий капитал - это адекватная индустриальному обществу форма выражения производительных сил человека, включенных в систему социально ориентированной смешанной экономики рыночного типа в качестве ведущего фактора общественного воспроизводства.
Человеческий капитал в национальной экономике имеет огромное значение. Экономическая эффективность производства обусловлена не только качественным составом индивидов человеческого капитала в общественном производстве, но и степенью их взаимного соответствия и сочетаемости качеств совокупного капитала нации, уровнем разделения труда, его специализации и кооперации. [1]
Сегодня, в период перехода к рыночным отношениям, в условиях падения жизненного уровня населения, безработицы, систематических многомесячных задержек оплаты труда, обострения социально-политической обстановки, роста алкоголизма, наркомании, возрастания экологического неблагополучия, роста заболеваемости, смертности, ухудшения питания человека и особенно детей, возрастания стрессовой ситуации, проблема кризиса воспроизводства человеческого капитала стала объективной реальностью.
Затраты на рабочую силу включают в себя расходы на воспроизводство рабочей силы, осуществляемые на протяжении всего жизненного цикла работников и обеспечивающие нормальную жизнедеятельность как самих работников, так и членов их семей.
Источниками необходимых средств являются:
затраты работодателей;
бюджетные расходы социальных программ;
индивидуальные расходы граждан на формирование способностей к труду и поддержание здоровья.
Нужно отметить, что одним их главных источников финансирования затрат на рабочую силу являются затраты работодателя.
Источники финансирования в руках работодателей - это часть затрат на производство (часть себестоимости) и часть прибыли предприятий.
Отсюда было бы закономерным поднять вопрос об ответственности современных предпринимателей в вопросах воспроизводства человеческого капитала.
Отмена централизованного порядка установления пропорций и использования национального дохода и контроля над потреблением и накоплением в условиях падения производства привела к стихийному формированию и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.