На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Доходы населения: виды, источники формирования и динамика в Республике Беларусь

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 22.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 
 

Введение……………………………………………………….…………………..4
1_Доходы населения: понятие, виды и источники формирования…………………………..………………………………………....6
2  Проблема неравенства в распределении доходов. Бедность……………….10
3_Государственное перераспределение доходов. Система социальной защиты……………………………………………………………………………12
4  Доходы  населения Республики Беларусь……………………………………17
Заключение…………………………………………………………………….…25
Список  использованных источников……………………………………….…..28
 

Реферат 
 

    Курсовая  работа: 29 с., 1 рис., 17 источников. 

    Доходы, доходы населения, формирование доходов, заработная плата, пенсии, стипендии, пособия, республика беларусь, динамика, формирование
    Объект  исследования - доходы населения.
    Предмет исследования - доходы населения Республики Беларусь.
    Цель  работы: изучить доходы населения Республики Беларусь.
    Методы  исследования: сравнительного анализа, экономико_- математический, экспертных оценок, группировок.
      Автор работы подтверждает, что  приведенный в ней расчетно-аналитический  материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов. 
 
 
 

_______________
                                                                                                                                                     (подпись студента) 

 

Введение 
 

    В современной рыночной экономике доходы граждан формируются главным образом за счет реализации принадлежащих им факторов производства — труда, капитала, предпринимательских способностей, а также части природных ресурсов, в частности земли. Другим источником дохода являются пособия по безработице, пенсии по старости и иные выплаты. Таким образом, доход в самом общем виде — это сумма денежных средств, которую получают граждане в виде заработной платы, гонорара, процента, дивиденда, предпринимательской прибыли, ренты, а также трансфертных платежей (пособия по социальному обеспечению и безработице, в том числе социальные пособия многодетным семьям) в течение определенного времени, обычно одного года.
    В микроэкономике термин "доход" используется исключительно для обозначения притока средств, полученных за предоставление факторов производства. В макроэкономике используется термин "национальный доход", включающий сумму всех доходов в экономике страны (в том числе прибыли фирм), за исключением трансфертных платежей (пособия по безработице, пенсии по старости и т. д.). Мы будем исходить из того, что с точки зрения домашнего хозяйства (или отдельного человека) любые деньги, полученные им и идущие на удовлетворение его потребностей, считаются доходом (выручены ли они от продажи факторов производства или получены в форме пенсии по старости, пособия по безработице либо другого вида социального страхования). Именно такой доход — важный фактор, определяющий покупательную способность, социальную обеспеченность и благосостояния_граждан.
    Последние исследования показывают, что существует взаимосвязь между такими показателями, как уровень бедности, рост безработицы, неравенство доходов и т.д. и темпом падения ожидаемой продолжительности жизни и государство должно регулировать эти показатели для процветания своего народа и избежания различных кризисов.
    В связи с Мировым кризисом, который продолжается до сих пор, в Республики Беларусь доходы населения растут очень медленно, по сравнению с ростом цен и других расходов населения, что ухудшает социально-экономическую обстановку в нашей стране и сегодня тема повышения доходов населения как никогда актуальна.
    Для достижения цели данной курсовой работы необходимо решить ряд задач:
    Изучить доходы населения: понятие, виды и источники формирования.
    Рассмотреть проблему неравенства в распределении доходов. Бедность.
    Рассмотреть государственное перераспределение доходов и систему социальной защиты.
    Проанализировать доходы населения Республики Беларусь.
    Для написания данной курсовой использовались различные учебники и книги как зарубежных, так и отечественных авторов: Кравцовой Г.И., Агаповой Т. А., Базылева Н. И., Ивашковского С.Н., Бондаря А.В., Ясинского Ю.М., Плотницкого М.И. и других. Также в качестве источников были использованы следующие официальные сайты: сайт Министерства статистики, сайт Министерства труда, а также сайты информационных агенств Белта и Chobs.
 

    1 Доходы населения:  понятие, виды и источники формирования 
 

    Уровень и качество жизни в значительной степени зависят от величины доходов  населения, поэтому представляется необходимым рассмотреть это явление более подробно.
    Произведенный в экономике совокупный доход общества распределяется в соответствии с вкладом в его выработку всех факторов производства: труда, земли, капитала и предпринимательской способности. Такое распределение называется первичным (функциональным). Результатом его выступают факторные, или первичные, доходы, основными формами которых являются заработная плата, предпринимательская прибыль, процент и рента, размеры которых зависят от конкурентных условий. [9, с. 284]
    Однако  предельная производительность факторов производства — не единственный критерий распределения в экономике, поскольку оставляет «за бортом» тех индивидов, которые но владеют ни одним из них и не могут получать факторных доходов (в частности, инвалиды, престарелые, несовершеннолетние). Их доходы (социальные трансферты, которые выступают в форме пенсий, пособий, стипендий, разнообразных выплат) не обусловлены участием в общественном производстве и являются результатом перераспределения, или вторичного (персонального) распределения функциональных доходов. Размеры вторичных доходов существенным образом зависят от проводимой государством социальной политики.
    Личный (персональный) доход может быть значительно больше факторного, поскольку  включает в себя, как правило, несколько  источников (доходы от ведения личного подсобного хозяйства, от участия в криминальной деятельности, наследство, выигрыш в лотерею и др.).
    Итак, доходы населения — это все  средства в натуральной и денежной форме, получаемые домохозяйствами. Они  могут иметь натуральную или  денежную форму. Натуральные доходы включают все поступления продуктов земледелия, скотоводства, услуг и другой продукции в натуральной форме.
    Денежные  доходы населения представляют собой сумму денежных средств, получаемых домохозяйствами за определенный промежуток времени и предназначенных для приобретения благ и услуг в целях личного потребления. В целом денежная форма доходов распространена шире, чем натуральная, однако у малообеспеченных слоев населения доля натуральных доходов выше, чем у богатых.
    Для оценки уровня доходов применяют  понятия номинального, располагаемого и реального доходов.
    Номинальный доход — это вся сумма денежного дохода, не зависящая от налогообложения и уровня цен.
    Располагаемый доход — это номинальный доход за вычетом налогов и других обязательных платежей, т.е. средства, непосредственно используемые населением на потребление и сбережения.
    Реальный  доход — это количество товаров и услуг, которые можно приобрести на сумму располагаемого дохода. Величина реального дохода зависит от его номинального уровня, налогов на доходы, цен на потребительские товары. Реальные доходы населения определяются только а динамике за конкретный период времени с использованием индекса потребительских цен, который рассчитывается за каждый месяц и за год в целом:

    где РД — реальные доходы, р.; НД — номинальные  доходы, р.; НП  — налоги и обязательные платежи, р.; I — индекс потребительских цен. [9, с. 285]
    Иногда  реальные доходы населения определяют через показатель покупательной способности денег, характеризующий изменение объема товаров или услуг, которые можно приобрести на одну и ту же сумму в разные периоды времени. Исчисление реальных доходов по такой методике предполагает, что качество товаров и соотношение цен внутри той или иной их группы не изменяется, отсутствуют дефицит товаров и государственное регулирование цен. Если эти условия соблюдены, покупательная способность денежной единицы определяется физическим объемом товаров, которые можно купить на сумму среднедушевого дохода. Полученный результат достаточно точно характеризует изменения реальных денежных доходов населения за исследуемый период.
    В зависимости от циклов жизнедеятельности  человека доходы делятся на получаемые:
    1) до участия в трудовой деятельности (до достижения трудоспособного возраста);
    2)_от участия в трудовой, предпринимательской, общественной деятельности;
    3) временно неработающими (безработными, беженцами и т.д.);
    4)_после завершения трудовой деятельности (пенсионерами).
    С юридической точки зрения, доходы бывают законными (легальными) и незаконными (нелегальными). К последним доходам относятся доходы от незарегистрированной в установленном порядке деятельности, укрываемые от налогообложения, имеющие криминальное происхождение и т.п.
    В странах с развитой рыночной экономикой источником информации о доходах населения являются выборочные обследования домохозяйств, данные деклараций физических лиц об их доходах, подаваемых в налоговые органы, показатели оплаты труда и расходов на коночное потребление домохозяйств в Системе национальных счетов (СНС).
    На  уровень доходов населения непосредственное влияние оказывает состояние  экономики страны, проводимая социальная политика. Вместе с тем нельзя исключать  также влияния на уровень доходов  населения индивидуальных свойств людей, имеющих существенное значение для труда и трудовых отношений, особенно их работоспособности и трудолюбия, установки на благосостояние как на ценность и цель жизни, склонности к лидерству, предрасположенности к индивидуальной или совместной работе и т.п. Из числа факторов, оказывающих влияние на уровень доходов нельзя исключить также влияние везения и удачи.
    С другой стороны, доходы сами оказываются  фактором многих социальных явлений, в частности, влияющим на занятость, на профессионально-трудовую карьеру, качество жизни, социальные отношения, поведение и сознание людей. Так, имея достаточные средства, человек может сменить одну работу на другую, получить образование и сделать профессиональную карьеру, приобрести средства производства и стать собственником, предпринимателем или самостоятельно занятым работником.
    Доходы  являются фактором расслоения общества, возникновения в нем неравенства. При этом различают социальное неравенство и экономическое. Сущность социального неравенства заключатся в неодинаковом доступе различных категорий населения к социально-значимым благам, дефицитным ресурсам, ликвидным ценностям. Сущность экономического неравенства состоит в том, что меньшинство всегда владеет большей частью национального богатства. Это явление известно также как закон Парето, согласно которому между уровнем доходов и числом их получателей всегда существует обратная зависимость.
    С одной стороны, население любой  страны неравномерно распределяется по уровню доходов; с другой - общий объем доходов также неравномерно распределяется по группам населения.
    Для измерения уровня неравенства в  распределении доходов используются так называемые кривые Лоренца и индексы Джини. [10, с. 252]
    Кривые  Лоренца - это кривые, показывающие, какую долю суммированных за год доходов получили различные процентные доли населения, начиная с беднейших граждан или домохозяйств и кончая самыми богатыми.
    Методика  построения кривых Лоренца следующая. Прежде всего, «ранжируются» граждане или домохозяйства в соответствии с уровнем полученного ими годового дохода. Граждане или домохозяйства подразделяется либо на пять так называемых квинтильных групп (по двадцать процентов в каждой группе). Далее подсчитывается годовой доход каждой такой группы и выражается в процентах от общей суммы доходов населения или домохозяйств. Затем подсчитываются доли доходов, которые выделенные группы граждан или домохозяйств получают кумулятивно, т.е. «нарастающим итогом».
    На  график сначала наносится точка, показывающая долю доходов беднейшей и последующей за ней группы и т.д., вплоть до нанесения последней точки, соответствующей доли суммарного дохода (сто процентов). Соединив все точки на графике линией, начинающейся из точки, соответствующей нулю процентов доходов и нулю процентов населения, а заканчивающейся точкой, соответствующей ста процентам доходов и ста процентам населения получается кривая Лоренца, тем менее равномерным является распределение доходов в стране.
    Кривая  Лоренца абсолютного равенства, т.е. совершенно равномерного распределения доходов, принимает форму прямой линии в случае, когда первая группа, например, первые двадцать процентов населения, получают ровно двадцать процентов всех доходов, сорок процентов населения, соответственно, сорок процентов всех доходов и т.д. Чем больше кривая Лоренца, построенная по данным распределения доходов в той или иной стране, отклоняется от линии равномерного распределения доходов, тем сильнее в этой стране неравенство в распределении доходов между различными группами населения.

    Рисунок 1 - Кривая Лоренца
                                  Примечание - Источник: [7, с. 427] 

    Индекс  Джини показывает, какую долю площадь  между кривой Лоренца и прямой абсолютного равенства составляет от площади треугольника под прямой абсолютного равенства. При этом индекс Джини, равный нулю процентов, характеризует ситуацию абсолютного равенства, а индекс Джини, равный ста процентам, свидетельствует об «абсолютном неравенстве». Поскольку в реальной жизни не существует ни абсолютного равенства, ни абсолютного неравенства, фактическое значение индекса Джини всегда больше нуля, но меньше ста процентов, и чем больше его значение, тем выше неравенство в распределении доходов в стране.
    Более простым способом определения неравенства  в доходах населения является определение соотношения в доходах между высокодоходными и низкодоходными слоями населения, например, между «верхней» и «нижней» квинтильными группами населения или домохозяйств.
 

    2 Проблема неравенства в распределении доходов. Бедность 
 

    Чрезмерное  неравенство в доходах может угрожать политической стабильности в стране. Когда большое число людей не удовлетворено своим положением в обществе, труднодостижимы политические компромиссы между богатыми и бедными. Политическая нестабильность наносит огромный ущерб перспективам экономического развития страны, увеличивая риск инвестирования в экономику страны, отпугивая потенциальных инвесторов. [10, с. 253]
    Высокий уровень неравенства в доходах  ограничивает возможности применения важнейших рыночных методов регулирования экономики, таких, как повышение цен или обложение налогами и штрафами. Например, существенное повышение коммунальных платежей могло бы стать решающим способом повышения эффективности жилищно-коммунального хозяйства, однако в условиях острого неравенства доходов такие меры могут привести к неприемлемым лишениям среди беднейших слоев населения.
    Чрезмерное  неравенство в доходах может  также отрицательно сказываться на моральных нормах поведения участников экономических процессов, препятствовать возникновению отношений доверия и приверженности выполнению принятых на себя обязательств. В результате существенно затрудняется всякая деловая активность.
    С другой стороны, из опыта СССР известно, что слишком равномерное распределение  доходов отрицательно влияет на эффективность экономики. Минимальные различия в доходах (при искусственно выравненных уровнях оплаты труда разной сложности) не создают достаточных материальных стимулов к активному участию людей в экономической деятельности, к добросовестному труду.
    Чрезмерное  неравенство в доходах отрицательно влияет также на качество жизни людей, обусловливает относительно большую долю бедняков в составе населения страны.
    Бедность - это обусловленное низким уровнем  дохода недопустимое лишение необходимых  материальных благ.
    Представление о величине дохода, ниже которого начинается бедность, в разных странах очень  различно. Как правило, чем богаче страна в целом, тем выше уровень  ее национальной черты бедности, или порога бедности.
    В целях проведения международных сравнений используется так называемая международная черта бедности по доходам, которая Мировым банком установлена на уровне реального дохода чуть больше одного доллара на человека в день. С помощью этого условного инструмента было подсчитано, что из 6 миллиардов человек, живших на Земле в конце XX века, почти половина жили менее чем на 2 доллара в день, в том числе около одной пятой части - менее чем на 1 доллар в день.
    Относительная бедность - отсутствие достаточного дохода по сравнению с другими членами общества, например, по сравнению со средним уровнем дохода по стране или с тем уровнем благосостояния, которое семья, группа, гражданин имели в прошлом.
    Субъективная  бедность - оценка человеком своего благосостояния с точки зрения того, насколько имеющийся доход позволяет ему и его семье жить достойно.
    Признаками  бедности считаются низкое качество питания и жилищных условий. «Бедность  по доходу» в большинстве случаев  сопровождается также низкими показателями состояния здоровья и образования, так называемой «бедностью человеческого потенциала». Таким образом, бедность - это крайняя степень ограничения возможностей человека вести достойный, принятый в данном обществе и желательный для человека образ жизни.
    Следовательно, бедность следует рассматривать  в двух измерениях: с точки зрения доходов (бедность как производная недостаточных доходов) и с точки зрения возможностей (бедность как производная недостаточных возможностей).
    В мировой практике известно несколько  методов определения бедности:
    1) нормативный (по нормам питания и иным стандартам минимального потребительского набора, например, минимальной потребительской корзины); [2, с. 127]
    2) статистический, когда в качестве бедных рассматривается какая-то часть (например, первые 10-15 %) населения в общем ряду распределения его по размерам получаемых душевых доходов;
    3) стратификационный, когда к бедным относятся люди априорно огражденные в возможностях самообеспечения (старики, инвалиды, неполные и многодетные семьи, дети без родителей, безработные, иммигранты и т.п.);
    4) эвристический, определяющий, исходя из оценок общественного мнения или с позиций самого респондента, достаточный или недостаточный уровень жизни:
    5) экономический, определяющий категорию бедных исходя из возможностей государства в поддержании их материальной обеспеченности.
    Для целей социальной политики (помимо официального национального порога бедности) нередко устанавливается  еще и критерий нуждаемости, под  которым понимается тот минимальный  уровень доходов, который дает право на получение в той или иной форме государственной поддержки (пособий, льгот, помощи в натуральной форме и т.д.).
    Официальный порог бедности и критерий нуждаемости, как правило, не совпадают. Критерий нуждаемости должен быть гибким показателем  и регулярно пересматриваться, как с целью не допустить снижения мотивации труда, так и исходя из реальных финансовых возможностей страны. В политическом смысле ужесточение критерия нуждаемости - одна из самых непопулярных мер.
 

     3 Государственное перераспределение доходов. Система социальной защиты 
 

    Один  из "провалов" рынка проявляется  в том, что рынок не гарантирует  право на труд, на доход, на образование, не обеспечивает социальную защиту инвалидов, малоимущих, пенсионеров и некоторых других категорий граждан. В связи с этим возникает необходимость вмешательства государства в сферу распределения доходов и формирования соответствующей системы социального обеспечения нуждающихся. [7, с. 434]
    Распределение доходов в обществе осуществляется на этапе формирования доходов владельцев производственных факторов (функциональное распределение). Персональное распределение доходов — результат их перераспределения, которое, в свою очередь, осуществляется государством. Средства, поступающие от государства в распоряжение домашних хозяйств, изменяют объем душевого дохода в зависимости от величины и структуры семей, соотношения иждивенцев и лиц, имеющих самостоятельные доходы. Через перераспределение доходов государство вовлекается в широкомасштабную деятельность по осуществлению социальных функций.
    Основной  инструмент перераспределения доходов  — государственный бюджет. Система государственного бюджета включает сбор налогов, осуществление трансфертных платежей (в денежной и натуральной формах), формирование механизма социального обеспечения и страхования и т. д.
    Идея  перераспределения доходов родилась вследствие того, что одним людям  достается слишком мало, а другим — слишком много средств существования. При этом сторонники этой идеи исходят  из того, что для богатых расставание  с частью дохода — не столь чувствительный акт, как ее приобретение для бедных. Иначе говоря, для богатого определенная потеря дохода будет значить меньше, чем соответствующий прирост дохода для бедного.
    Такой вывод имеет научное объяснение и основывается на теории убывающей предельной полезности, в соответствии с которой в процессе обмена каждая сторона отказывается от "последних" дачей товара, которого у него много, чтобы приобрести "первые" доли товара, которого у нее нет. В этом случае обмен максимизирует общую степень удовлетворенности (полезности) индивидов.
    Данная  теория, появившаяся в XIX в. и относящаяся  к экономическим благам, со временем была распространена и на доходы. Одним  из авторов убывающей полезности дохода был А. Пигу, который писал: "Очевидно, что любое перемещение доходов от относительно богатого человека к относительно бедному... должно увеличить общую сумму удовлетворенности, поскольку это обеспечивает удовлетворение более насущных потребностей за счет менее насущных". Другой сторонник этой концепции, А. Лернер, отмечал; "Общая удовлетворенность максимизируется таким распределением доходов, которое уравнивает предельные полезности доходов всех членов общества". Однако в этих двух высказываниях есть свои нюансы. Утверждение А. Пигу означает, что передача 10 долл. из одних рук в другие оправданна, если новому владельцу эта сумма принесет больше пользы, чем предыдущему. Сказанное же А. Тернером необходимо понимать таким образом, что доходы хорошо распределены, если потеря 10 долл. будет одинаково переживаться всеми членами общества. Отсюда нетрудно сделать вывод о том, что общая удовлетворенность максимизируется при равномерном распределении доходов. [7, с. 436]
    Однако  у сторонников государственного перераспределения доходов и  их теоретиков есть немало оппонентов. Они полагают, что распространение теории убывающей полезности на доходы неоправданно, потому что применение маржиналистских подходов в этой сфере подразумевает сравнение степеней удовлетворенности разных людей. Между тем удовлетворенность разных людей неодинакова, их вкусы и образ жизни нельзя мерить одной меркой. В демократическом обществе те, кто располагает большим доходом, как правило, прилагают больше усилий к тому, чтобы его иметь для удовлетворения более высоких потребностей (например, купить хороший автомобиль, построить загородный дом, совершить зарубежное путешествие). Однако есть немало людей, которые довольствуются не слишком высоким уровнем дохода и не испытывают особого дискомфорта от этого. У таких людей всегда есть выбор, который предоставляет возможность иметь больший или меньший доход, зависящий в значительной мере от их индивидуальных усилий (если исключить инвалидов, больных, стариков).
    Разумеется, тот факт, что распределение в  рыночной экономике вытекает из вклада, который одни участники рынка вносят в благосостояние других, вовсе не означает, что это единственный критерий распределения. По большому счету рыночное распределение — результат игры, в которой переплетаются вклад, удача и случай. Как отмечал Ф. Хайек. рыночный процесс - "это соревнование, проходящее по правилам, исход которого решает умение игроков, их силы, но также и случай. Это игра, в которой побеждает не только умелый, но и удачливый". Результат этой игры до известных пределов обществу приходится принимать как данность.
    Неравномерное распределение доходов не является само по себе несправедливым. Давая ему оценку, экономисты предлагают выяснить вопрос о причинах возникновения этого неравенства и различать неравенство возможностей и неравенство результатов. Общество должно предоставить всем гражданам одинаковые возможности для реализации их способностей, а это, прежде всего проблема производства. [16, с. 382]
    Если  руководствоваться справедливостью  лишь в процессе распределения, то необходимо иметь в виду, что любое перераспределение дохода, преследующее максимизацию обшей полезности в текущем периоде, неизбежно ведет к снижению дохода и обшей полезности в последующем. Это связано с тем, что перераспределение снижает заинтересованность в интенсивной деятельности у тех слоев, которым приходится отдавать часть своего дохода, и не повышает ее у тех, кому оказывается поддержка. В результате часть дохода общества теряется. По расчетам А. Оукена утечка через "дыры худого ведра перераспределения" составляет более 70% дохода. Эти "дыры" неизбежны во всяком перераспределении и возникают как следствие подрыва стимулов к деловой активности и роста административных расходов на осуществление программ поддержания доходов.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.